Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. №721 и з м е н е н и я




НазваниеПравительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. №721 и з м е н е н и я
страница1/10
Дата03.12.2012
Размер1.58 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 10 сентября 2009 г. № 721


И З М Е Н Е Н И Я,


которые вносятся в федеральную целевую программу
"Электронная Россия (2002 - 2010 годы)"



Федеральную целевую программу "Электронная Россия
(2002 - 2010 годы)" изложить в следующей редакции:






"УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 28 января 2002 г. № 65
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 10 сентября 2009 г. № 721)






ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА


"Электронная Россия (2002 - 2010 годы)"


Паспорт федеральной целевой программы
"Электронная Россия (2002 - 2010 годы)"



Наименование
Программы

-

федеральная целевая программа "Электронная Россия
(2002 - 2010 годы)"




Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения

-

распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. № 207 р;
постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65




Государственный
заказчик - координатор Программы

-

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации




Государственные заказчики Программы

-

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральное агентство по информационным технологиям, Федеральное агентство по образованию, Федеральная служба охраны
Российской Федерации

Основные разработчики Программы

-

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство экономического развития

Российской Федерации




Цель Программы

-

формирование в Российской Федерации инфраструктуры электронного правительства, необходимой для:

повышения качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения;

повышения эффективности межведомственного взаимодействия и внутренней организации деятельности органов государственной власти на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспе­чения эффективного использования органами власти информационных и телекоммуникационных технологий, повышения эффектив­ности управления внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти;

повышения эффективности систем информационно-аналитического обеспечения государственного управления, обеспечения оперативности и полноты контроля за деятельностью органов государственной власти




Задачи Программы

-

проектирование инфраструктуры электронного правительства;

создание технологической платформы инфраструктуры электронного правительства на базе единого национального оператора инфраструктуры


электронного правительства;

создание функциональных элементов инфраструктуры электронного правительства;

развитие внутриведомственного и межведомственного информацион­ного взаимодействия, обеспечение интеграции государственных информационных систем на базе технологической платформы инфраструктуры электронного правительства;

создание единой государственной системы контроля результативности деятельности органов государственной власти по обеспечению социально-экономического развития Российской Федерации на базе технологической платформы инфраструктуры электронного правительства;

организационное и методическое обеспечение формирования инфраструктуры электронного правительства




Важнейшие целевые индикаторы и показатели

-

количество разработанных проектов внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти в соответствии с общими стандартами;

количество федеральных органов государственной власти, имеющих абонентские пункты доступа к информационной системе межведомственного электронного документооборота;

количество государственных информационных ресурсов, доступ к которым обеспечен на межведомственном уровне;

количество программно-технических решений, обеспечивающих автоматизированный обмен между отдельными государственными информационными системами;

количество созданных программно-технических комплексов информационной системы ведения сводного реестра государственных услуг;

количество органов государственной власти, оснащенных автоматизированными рабочими местами, обеспечивающими доступ к сводному реестру государственных услуг;

количество введенных в эксплуатацию программно-технических решений, обеспечивающих предоставление государственных услуг населению и организациям с использованием электронных средств коммуникаций;

количество созданных ситуационных центров в высших органах государственной власти;

количество созданных региональных информационно-аналитических центров;

количество созданных автоматизированных рабочих мест, обеспечивающих доступ к системе электронного документооборота в Администрации Президента Российской Федерации и Аппарате Правительства Российской Федерации;

количество разработанных типовых программных решений поддержки исполнения своих функций органами государственной власти и органами местного самоуправления;

количество типовых программных решений, внедренных на условиях софинансирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;

количество государственных и муниципальных услуг, автоматизированных на базе единого портала государственных и муниципальных услуг в сети Интернет, в процентах от их общего количества;

количество центров общественного доступа к информации о деятельности органов государственной власти и их услугам, предоставляемым в электронном виде;

количество внедренных информационных систем в многофункциональных центрах оказания государственных и муниципальных услуг;

количество удостоверяющих центров, входящих в состав единой сети удостоверяющих центров;

количество межведомственных информационных систем, использующих инфраструктуру электронного правительства;

количество органов государственной власти, подключенных к единой государственной системе контроля результативности деятельности органов государственной власти;

готовность системного и технического проектов по созданию и эксплуатации на территории Российской Федерации инфраструктуры электронного правительства;

количество организованных каналов связи для подключения объектов инфраструктуры электронного правительства и органов государственной власти к единой телекоммуника­ционной сети;

количество созданных центров обработки данных в распределенной инфраструктуре общероссийского государственного информационного центра;

количество созданных центров телефонного обслуживания (ведомственных и региональных);

количество подключенных к информационным системам официального сайта государственных закупок в сети Интернет государственных и муниципальных заказчиков, обеспечивающих его информационное наполнение;

количество разработанных функциональных подсистем и (или) смежных автоматизированных систем для официального сайта государственных закупок в сети Интернет;

доля официальных сайтов, состав информации в которых полностью отвечает требованиям законодательства Российской Федерации о раскрытии информации о деятельности органов государственной власти;

доля органов государственной власти, выполняющих требования по обеспечению доступа граждан и организаций через официальные сайты в сети Интернет к установленной законодательством Российской Федерации информации;

количество подключенных к автоматизированной информационной системе обработки сведений о банкротстве государственных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих ее информационное наполнение;

количество разработанных функциональных подсистем и (или) смежных автоматизированных систем для автоматизированной информационной системы обработки сведений о банкротстве;

количество разработанных функциональных подсистем и (или) смежных автоматизированных систем для автоматизированной информационной системы государственных услуг в сфере недвижимости;

количество регионов, в которых внедрена типовая автоматизированная информационная система, обеспечивающая ведение реестра субъектов малого предпринимательства;

количество государственных и муниципальных гражданских служащих, повысивших квалификацию в области использования информационных технологий




Сроки и этапы реализации Программы

-

2009 - 2010 годы






Объемы и источники финансирования Программы

-

общий объем финансирования Программы на 2002 - 2010 годы составит 21237,902 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 19952,441  млн. рублей;
за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации
- 1285,462 млн. рублей.

Общий объем финансирования Программы в 2002 - 2008 годах составил 15299,56 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:

за счет средств федерального бюджета -14104,56 млн. рублей, из них:

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 1559,81 млн. рублей;

прочие нужды - 5863,18 млн. рублей;

государственные капитальные вложения - 6681,57 млн. рублей;

за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 1195 млн. рублей.

Общий объем финансирования Программы на 2009 - 2010 годы составит 5938,342 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 5847,881 млн. рублей, из них:

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 437,15 млн. рублей;

прочие нужды - 2888,645 млн. рублей;

государственные капитальные вложения - 2522,086 млн. рублей;

за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 90,462 млн. рублей




Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

-

создание инфраструктуры электронного правительства, обеспечивающей доступ к информации о деятельности и услугам органов государственной власти в электронном виде, межведомственное электронное взаимодействие и единый государственный контроль результативности деятельности органов государственной власти, что позволит снизить уровень административной нагрузки на организации и граждан и даст ежегодную экономию до 10 млрд. рублей;

повышение эффективности бюджетных расходов на внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти на 10 процентов;

снижение затрат органов государственной власти на организацию обмена информацией на межведомственном уровне на 25 процентов;

уменьшение административной нагрузки на граждан и организации, связанной с представлением в органы государственной власти необходимой информации, снижение количества вынужденных обращений в органы государственной власти для получения государственных услуг и сокращение времени ожидания получения услуг на 10 процентов;

обеспечение гарантированного уровня информационной открытости органов государственной власти, повышение уровня доверия и взаимодействия, сокращение затрат времени на реализацию гражданами Российской Федерации своих конституционных прав и обязанностей;

повышение оперативности и качества принимаемых решений, сокращение издержек на организацию административно-управленческих процессов в органах государственной власти;

разработка в рамках проекта долгосрочной целевой программы "Информационное общество (2011 - 2018 годы)" мероприятий, направленных на продолжение формирования в Российской Федерации электронного правительства в 2011   2018 годах, что обеспечит сохранность государственных инвестиций и долгосрочную экономическую эффективность от внедрения полученных от реализации Программы результатов;

повышение спроса на информационные и телекоммуникационные технологии со стороны органов государственной власти и, как следствие, рост объема их предложения со стороны российских производителей до 10 процентов в год за счет повышения готовности и мотивации работников органов государственной власти к использованию в своей деятельности современных информационных и телекоммуникационных технологий, а также за счет содействия разработке программ и проектов ведомственной информатизации;

обеспечение единого информационного пространства страны за счет развития национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для государственных нужд и подключения к ней органов государственной власти на всей территории Российской Федерации


I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, обоснование необходимости ее решения программными методами


По мере развития и проникновения информационных и телекоммуникационных технологий во все сферы общественной жизни органы государственной власти все чаще используют их для организации эффективного управления своей деятельностью и повышения качества услуг, предоставляемых населению. Использование таких технологий в современном информационном обществе является необходимым условием обеспечения соответствия государственного управления ожиданиям и потребностям населения.

Сегодня в Российской Федерации созданы все необходимые предпосылки для совершенствования работы государственного аппарата на основе широкого использования информационных и телекоммуникационных технологий. В целом решены задачи, связанные с формированием в органах государственной власти современной базовой информационно-технологической инфраструктуры. В основном удовлетворены потребности органов государственной власти в вычислительной технике, формируются территориально распределенные ведомственные компьютерные сети. Во многих органах государственной власти созданы автоматизированные рабочие места, обеспечивающие доступ к сети Интернет. Некоторыми федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации успешно реализуются программы и проекты по созданию государственных информационных систем, обеспечивающих автоматизированный сбор, обработку и хранение данных, необходимых для качественного и эффективного выполнения возложенных на них функций. Имеется опыт успешного обмена данными в электронном виде между ведомствами, а также между государственными органами, населением и организациями. Многими органами государственной власти созданы сайты в сети Интернет, на которых размещается нормативная правовая, справочная и новостная информация, связанная с деятельностью этих органов. В рамках реализации административной реформы ведется системная работа по описанию функций и процессов государственного управления, анализу возможностей их оптимизации и совершенствования на основе применения современных технологий. На федеральном уровне подготовлены нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы доступа к информации органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Вместе с тем, несмотря на стремительный рост спроса органов государственной власти на информационные и телекоммуникационные технологии, их внедрение не всегда приводит к улучшению качества функционирования государственного аппарата, а зачастую усиливает негативные последствия неэффективных административно-управленческих процессов.

Сохраняются значительные различия между органами государственной власти по использованию информационных и коммуникационных технологий в своей деятельности, результаты внедрения таких технологий носят преимущественно локальный ведомственный характер. Существует серьезное отставание органов государственной власти субъектов Российской Федерации от федеральных органов государственной власти по уровню информационно-технологического обеспечения административно-управленческих процессов, а также по уровню развития информационно-технологической инфраструктуры и государственных информационных систем. Многие федеральные органы государственной власти не имеют комплексных программ внедрения информационных и телекоммуникационных технологий и совершенствования на их основе своей деятельности, что приводит к нерациональным расходам. Основная доля бюджетных расходов приходится на приобретение и установку компьютерного и сетевого оборудования, что свидетельствует о недостаточном уровне развития и использования прикладных информационных систем, а также о доминировании технологического подхода к решению задач информатизации. При этом органы государственной власти в большинстве случаев дублируют разработку типовых программных решений. Закупка и внедрение программного обеспечения производятся без использования открытых стандартов, что приводит к несовместимости программно-технических решений, невозможности обмена данными между различными государственными информационными системами.

На начальной стадии развития находятся основные государственные информационные системы, содержащие учетную информацию о ключевых объектах государственного управления. Лишь в некоторых органах государственной власти развернуты и используются комплексные системы электронного документооборота. В единичных случаях внедряются информационно-аналитические системы планирования и мониторинга деятельности органов государственной власти. Не автоматизированы процедуры сбора и обработки информации, необходимой для планирования и определения целевых показателей результативности деятельности органов государственной власти, а также единая информационная система контроля их достижения. Отсутствует единая система планирования и мониторинга эффективности реализации государственных программ и проектов.

На созданных в сети Интернет сайтах органов государственной власти практически не осуществляется оперативное информационное обновление и не содержатся необходимые сведения о порядке и условиях получения государственных услуг, что также затрудняет взаимодействие граждан с органами власти. При этом недостаточными темпами развиваются инфраструктура публичного (общественного) доступа населения к сайтам органов государственной власти и другие средства информационно-справочной поддержки и обслуживания населения.

Получение населением и организациями государственных услуг, а также информации, связанной с деятельностью органов государственной власти, в большинстве случаев требует их личного обращения в органы государственной власти, представления запросов и другой информации в бумажном виде. Это приводит к большим затратам времени и создает значительные неудобства для населения.

Отсутствует необходимая нормативная правовая база, а также стандарты и регламенты предоставления органами государственной власти населению, организациям и другим органам государственной власти требуемой информации. Не сформирована инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, с населением и организациями. Отсутствуют доступные механизмы обеспечения "цифрового доверия" в виде системы удостоверяющих центров, применяющих технологию электронной цифровой подписи. Созданные удостоверяющие центры не объединены в домены взаимного доверия, их услуги фактически недоступны для населения и организаций. В электронной форме не предоставляются услуги в области нотариата, размещение нормативных правовых актов в сети Интернет не является официальной публикацией и т.д.

Используемые государственные информационные системы формировались отдельными органами государственной власти в условиях отсутствия единой нормативной правовой базы, регламентирующей эти процессы, и общей координации. Содержащиеся в них сведения зачастую недоступны другим органам государственной власти для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам при обмене информацией на межведомственном уровне, ее многократному сбору и дублированию в отдельных системах. В результате такие информационные системы содержат сведения разной степени актуальности и достоверности. При этом часть информации оперативно не обновляется, что приводит также к несогласованности и противоречивости содержащихся в них данных. Различные форматы хранения данных ограничивают возможность применения автоматизированных средств поиска и аналитической обработки информации, содержащейся в различных системах. Все это снижает оперативность подготовки управленческих решений и качество государственных услуг, предоставляемых населению.

Неконтролируемый рост объема информации о гражданах, организациях и объектах хозяйственного оборота, содержащейся в государственных информационных системах, в условиях отсутствия эффективных механизмов контроля ее использования создает также угрозу нарушения прав граждан.

Проблема отсутствия унифицированной инфраструктуры, типовых решений и стандартов в области обмена данными в электронном виде на межведомственном уровне, а также с населением и организациями становится особенно актуальной по мере дальнейшего проникновения информационных и телекоммуникационных технологий в социально-экономическую сферу и развития государственных информационных систем.

Отсутствие единых требований к совершенствованию административных процессов на основе применения информационных и телекоммуникационных технологий, единых подходов к формированию ведомственных программ в этой сфере, а также системы мониторинга и контроля качества их реализации приводит к отсутствию должного эффекта от внедрения таких технологий и существенно снижает эффективность расходования бюджетных средств на эти цели. В настоящее время ситуация в сфере планирования и контроля эффективности бюджетных расходов на внедрение информационных и телекоммуникационных технологий ведет к дальнейшей дифференциации органов государственной власти и невозможности обеспечения согласованного развития государственных информационных систем в соответствии с приоритетами модернизации государственного управления.

Отсутствие общих требований к управлению реализацией отдельных программ и проектов внедрения информационных и телекоммуникационных технологий на уровне органов государственной власти снижает результативность и качество их выполнения, приводит к значительному числу неудачно завершенных проектов или проектов, завершенных с нарушением сроков или превышением расходов. Отсутствие общей классификации применяемых в органах государственной власти информационных систем, а также базовых стандартов и рекомендаций по их реализации на практике приводит к использованию неэффективных технологий.

Общий уровень профессиональной подготовки работников органов государственной власти по владению современными информационными и коммуникационными технологиями также остается невысоким, что является особенно критичным в связи с внедрением в деятельность органов государственной власти все более сложных комплексных решений.

В целях повышения эффективности федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" (далее – Программа) в 2008 году Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации был проведен анализ ее реализации в 2002 - 2007 годах. Результаты анализа показали, что значительная часть мероприятий, реализованных до 2008 года, носила излишне ведомственный характер и была направлена на решение в основном узкоспециализированных задач, не улучшающих качество взаимоотношений государства и общества. Внедрение информационных систем приводило к дублированию традиционного бумажного документооборота, делая его автоматизацию экономически неоправданной, вместо принципиального изменения концепции информатизации на основе свободы граждан на доступ к информации, повышения эффективности процессов оказания услуг и перевода большинства трансакций между органами государственного, регионального, муниципального управления, гражданами и бизнесом в электронный вид.

В связи с этим направления реализации государственной политики в области развития и распространения информационных и телекоммуникационных технологий должны определяться в соответствии с текущими приоритетами и задачами развития страны.

В 2008 году был утвержден ряд нормативных документов, определивших направления развития Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу, в том числе в части распространения информационных и телекоммуникационных технологий:

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная поручением Президента Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212;

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р.

Формирование в Российской Федерации электронного правительства является одной из приоритетных задач, поставленной в Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р. В 2009 году был принят план по реализации указанной Концепции. Вместе с тем существуют проблемы, без решения которых формирование электронного правительства в Российской Федерации представляется невозможным:

отсутствует системный проект электронного правительства, обеспечивающий полноту создания и эффективность взаимодействия всех подсистем электронного правительства;

необходима смена модели информационного взаимодействия государства и общества для снятия с граждан и организаций, обращающихся в государственные органы, обязанности по подтверждению первичных прав заявителей и перенесение этой обязанности на государственные органы;

не проведена оптимизация ведомственных и межведомственных административных процедур, обеспечивающая перевод государственных услуг в электронный вид;

отсутствуют соответствующие задачам оптимизации административных процедур единые стандарты создания и эксплуатации ведомственных и межведомственных информационных систем, унифицированные технологии и протоколы ведомственного и межведомственного электронного взаимодействия;

отсутствует необходимое нормативное правовое обеспечение для оказания государственных услуг в электронном виде (законы об электронном документе, едином идентификаторе и реестре граждан и пр.);

отсутствует единая инфраструктура обеспечения юридически значимого электронного взаимодействия на основе применения электронной цифровой подписи;

не созданы единая технологическая платформа и, что крайне важно, система управления эксплуатацией инфраструктуры электронного правительства;

не разработаны механизмы управления ведомственными и региональными программами информатизации органов государственной власти, учитывающие вопросы оптимизации административных процедур и необходимость обеспечения финансирования за счет средств федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

ряд целевых показателей носит искусственный характер, слабо связанный с требованиями государственных заказчиков Программы и объективными результатами выполнения мероприятий Программы.

Для решения указанных проблем требуется создание единого центра принятия решений, ответственного за:

выработку единой идеологии и системного проекта формирования электронного правительства;

разработку нормативной базы, необходимой для формирования электронного правительства;

реализацию ведомственной и региональной программ информатизации с учетом необходимости проведения оптимизации административных процедур на базе внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной власти при оказании услуг в электронном виде.

Сложившаяся ситуация не позволяет обеспечить новый уровень качества государственного управления и предоставления государственных услуг населению и организациям на основе информационных и телекоммуникационных технологий и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средств на создание и развитие государственных информационных систем.

Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных и телекоммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти.

Это возможно реализовать только в рамках программно-целевого подхода, направленного в приоритетном порядке на обеспечение развития и совместимости государственных информационных систем, разработку стандартов и технологий их взаимодействия, а также на формирование межведомственной инфраструктуры обеспечения информационного обмена.

Использование программно-целевого метода позволит обеспечить целенаправленную реализацию государственной политики в сфере использования информационных и телекоммуникационных технологий в государственном управлении.

Существующий уровень концептуальной и технической проработки указанных вопросов позволяет рассчитывать на успешную реализацию Программы при условии адекватного организационного и ресурсного обеспечения. В результате выполнения Программы будет значительно повышена результативность расходования бюджетных средств, выделяемых на внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти.

Возможная альтернатива использованию программного метода для решения указанных задач предполагает реализацию отдельных мер на уровне конкретных органов государственной власти. Однако применение подобного подхода потребует организации постоянного согласования решений на межведомственном уровне, принятия Правительством Российской Федерации решений, связанных с обеспечением согласованного развития и организацией взаимодействия государственных информационных систем, а также финансирования создания программных решений, имеющих межведомственный характер, и внедрения технологий в каждом отдельном случае.

Реализация такого подхода на практике приведет к большим временным задержкам, чрезмерной нагрузке на участвующие ведомства и не позволит обеспечить необходимую интенсивность, эффективность и комплексность решения данных задач.

Использование программно-целевого метода позволит минимизировать возможные риски, связанные с реализацией Программы, за счет создания адекватных механизмов управления выполнением мероприятий.

Можно выделить следующие наиболее существенные риски, связанные с реализацией Программы:

риск отсутствия повышения качества государственного управления от внедрения информационных и телекоммуникационных технологий. Для минимизации этого риска в состав Программы включаются мероприятия по формированию требований к информационным и телекоммуникационным технологиям, используемым в органах государственной власти и направленным на достижение целевых показателей деятельности органов государственной власти;

риск пассивного сопротивления распространению и использованию органами государственной власти результатов выполнения мероприятий Программы и отсутствие необходимой мотивации. В целях минимизации этого риска предполагается в рамках выполнения отдельных мероприятий Программы сформировать совместные рабочие группы с участием заинтересованных ведомств для планирования расходов на информационные и телекоммуникационные технологии и оперативной координации реализации программ и проектов. Необходимо также предусмотреть закрепление результатов выполнения мероприятий Программы актами Правительства Российской Федерации и актами отдельных федеральных органов государственной власти;

риск низкой эффективности реализации мероприятий Программы и недостижения запланированных результатов ее выполнения. Этот риск минимизируется путем внедрения в систему управления реализацией Программы принципов и методов проектного управления, механизмов независимой экспертизы программ (проектов, проектных решений), полного раскрытия для общества результатов реализации Программы и организации их широкого общественного обсуждения, а также усиления личной ответственности сотрудников органов государственной власти за достижение запланированных результатов их выполнения;

риск недостаточной гибкости и адаптируемости Программы к изменениям в организации и деятельности органов государственной власти. В целях минимизации этого риска в состав мероприятий Программы предполагается включить создание системы мониторинга использования информационных и телекоммуникационных технологий в органах государственной власти и контроля достижения запланированных результатов ее реализации, организовать систему обратной связи, обеспечивающей получение данных о соответствии выполняемых работ основным потребностям органов государственной власти в области повышения эффективности и качества их деятельности;

риск дублирования и несогласованности выполнения работ в рамках Программы и других государственных программ и проектов внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти. В целях минимизации этого риска планируется реализация только мероприятий, имеющих комплексный межведомственный характер. Проекты, направленные на удовлетворение потребностей отдельных органов государственной власти в информационных и телекоммуникационных технологиях, будут выполняться при реализации ведомственной и региональной программ внедрения таких технологий;

риск пассивного сопротивления отдельных граждан и общественных организаций проведению мероприятий Программы по созданию информационных баз, реестров, классификаторов, единого идентификатора граждан по этическим, моральным, культурным, религиозным причинам. В целях минимизации этого риска в состав рабочей группы экспертов по согласованию нормативно-правовой базы предполагается включать авторитетных религиозных деятелей, деятелей культуры, экспертов по вопросам общественной морали и этики. Для оказания государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям, по тем или иным причинам считающих получение услуг в электронном виде для себя неприемлемым, предполагается сохранение возможности получения услуг традиционным способом.


II. Основная цель и задачи Программы, сроки, этапы,

целевые индикаторы и показатели ее реализации


Основной целью Программы в 2009 - 2010 годах является формирование в Российской Федерации инфраструктуры электронного правительства, необходимой для:

повышения качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения;

повышения эффективности межведомственного взаимодействия и внутренней организации деятельности органов государственной власти на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечения эффективного использования органами государственной власти информационных и телекоммуникационных технологий, повышения эффективности управления внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти;

повышения эффективности систем информационно-аналитического обеспечения государственного управления, обеспечения оперативности и полноты контроля за деятельностью органов государственной власти.

Для достижения указанной цели Программы необходимо обеспечить решение следующих задач:

проектирование инфраструктуры электронного правительства;

создание технологической платформы инфраструктуры электронного правительства на базе единого национального оператора инфраструктуры электронного правительства;

создание функциональных элементов инфраструктуры электронного правительства;

развитие внутриведомственного и межведомственного информацион­ного взаимодействия, обеспечение интеграции государственных информационных систем на базе технологической платформы инфраструктуры электронного правительства;

создание единой государственной системы контроля результативности деятельности органов государственной власти по обеспечению социально-экономического развития Российской Федерации на базе технологической платформы инфраструктуры электронного правительства;

организационное и методическое обеспечение формирования инфраструктуры электронного правительства.

Планируется провести в 2009 - 2010 годах анализ информационных процессов в сфере государственного управления и оказания государственных услуг и подготовить системный и технический проекты по созданию и эксплуатации на территории Российской Федерации инфраструктуры электронного правительства.

Также планируется создать в соответствии с техническим проектом технологическую платформу инфраструктуры электронного правительства (телекоммуникационную сеть, специализированные серверные площадки и сеть доверенных удостоверяющих центров электронной цифровой подписи) на базе единого национального оператора.

К концу 2010 года будут созданы и введены в эксплуатацию ряд функциональных элементов инфраструктуры электронного правительства, в частности многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг, единый портал и сводный реестр государственных и муниципальных услуг, центры общественного доступа к информации органов государственной власти и государственным электронным услугам, центры телефонного обслуживания граждан и организаций, разработаны отдельные функциональные элементы по программам ведомственной и межведомственной информатизации.

В рамках Программы будет осуществляться работа по обеспечению открытости доступа к информации о деятельности органов государственной власти, в частности модернизация и развитие официальных сайтов государственных органов власти.

По направлению в части управления реализацией мероприятий Программы будет проводиться деятельность по совершенствованию методики определения целевых индикаторов и показателей ее результативности. Предоставляемая государственными заказчиками Программы методика измерения целевых индикаторов:

должна базироваться на принципах объективности, независимости, измеримости целевых индикаторов;

обладать свойством сопоставимости результатов на различных периодах реализации Программы.

Отношение значения текущих целевых показателей к базовым целевым показателям будет использоваться в системе управления качеством и системе оценки эффективности выполнения как отдельных мероприятий, так и Программы в целом.

Основные целевые индикаторы и показатели результативности выполнения мероприятий Программы на 2009 - 2010 годы приведены в приложении № 1.


III. Система мероприятий Программы


Предусматривается реализация мероприятий Программы по 6 основным направлениям.


1. Проектирование инфраструктуры

электронного правительства


Целями направления "Проектирование инфраструктуры электронного правительства" являются анализ уровня развития информационных и телекоммуникационных технологий, анализ информационных процессов государственного управления и оказания государственных услуг, разработка системного проекта, технического проекта по созданию технологической платформы и инфраструктуры электронного правительства, определение перечня необходимых нормативных правовых актов, обеспечивающих эффективное создание и функционирование инфраструктуры электронного правительства.

В рамках указанного направления осуществляются:

анализ уровня развития информационных и телекоммуникационных технологий и их использования гражданами, организациями и органами государственной власти;

анализ информационных процессов межведомственного взаимодействия, а также подготовка системного и технического проектов на создание и эксплуатацию на территории Российской Федерации инфраструктуры электронного правительства.


Анализ уровня развития информационных и телекоммуникационных технологий и их использования гражданами, организациями

и органами государственной власти


В Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года обосновывается необходимость оказания государственных услуг населению с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. В разделе II указанной Концепции описываются трудности создания инфраструктуры электронного правительства в прежней архитектуре государственных, ведомственных и муниципальных информационных систем.

В 2002 - 2008 годах результаты внедрения информационных компьютерных систем в органах государственной власти носили преимущественно внутриведомственный характер, что не позволяет значительно улучшить межведомственное взаимодействие и повысить качество государственных услуг, предоставляемых гражданам.

Использование недокументированных форматов данных, протоколов обмена, иных закрытых информационных технологий и отсутствие единых классификаторов, справочников и схем данных ограничивают возможность применения автоматизированных средств поиска и аналитической обработки информации, содержащейся в различных системах, и затрудняют доступ организаций и граждан к государственным информационным системам. Это снижает оперативность подготовки управленческих решений и совместимость информационных систем, что отрицательно сказывается на качестве государственных услуг, оказываемых организациям и гражданам.

Выполнение задач, обозначенных в Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, требует проведения научно-исследовательских работ и подготовки аналитических материалов, на основе которых затем будут осуществляться подготовка системного и технического проектов по созданию инфраструктуры электронного правительства, дальнейшее развитие инфраструктуры электронного правительства и разработка долгосрочной целевой программы "Информационное общество (2011 - 2018 годы)".

Подготовленные аналитические материалы позволят определить ключевые потребности государства и общества в сфере высоких технологий и выработать единое видение и стратегию реализации мероприятий, в том числе в части:

обеспечения граждан информацией о безопасности и качестве жизни, в том числе стандартах качества, текущем мониторинге окружающей среды, природных ресурсах, домашних животных, качестве продуктов питания и промышленных товаров, лекарственных препаратах и их производителях, правах потребителей и т.п.;

создания благоприятных условий для открытия и ведения бизнеса, в том числе повышения конкурентоспособности российских предприятий за счет создания систем электронной торговли, открытых баз данных производителей, товаров и интеллектуальной собственности, предложений инвесторам информации о приобретении и правилах ведения бизнеса, продвижения на внешних рынках, автоматизации маркетинговых исследований, обмена данными о пиратской и контрафактной продукции;

повышения уровня использования информационных и коммуникационных технологий в традиционном обучении, дистанционном обучении, программах повышения квалификации, аттестации и признании квалификации, проведении телеконференций, форумов, заседаний экспертов, совещаний;

создания тематических федеральных порталов, посвященных законодательству, свободам, правам и обязанностям граждан при использовании ими информационных и коммуникационных технологий;

развития федеральной телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей широкополосный доступ к сети Интернет, в том числе на основе беспроводных технологий, для большей части граждан и организаций Российской Федерации.

В рамках указанного мероприятия будут созданы подпрограммы региональной и ведомственной информатизации.

Целью разработки подпрограммы региональной информатизации органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления на период 2011 - 2018 годов является разработка концепции и программ региональной автоматизации. Под региональной информатизацией понимается процесс создания необходимых условий для реализации прав и свобод граждан, обеспечения социально-экономического развития и эффективности системы государственного управления субъекта Российской Федерации и местного самоуправления на основе использования информационных технологий.

В рамках разработки указанной подпрограммы будет создана типовая инфраструктура субъекта Российской Федерации, включающая в себя:

информационно-аналитические подсистемы электронного правительства региона;

функциональные подсистемы электронного правительства региона;

интеграционные подсистемы и подсистемы обеспечения информационного взаимодействия электронного правительства региона;

подсистемы обеспечения доступа населения к социально значимой информации и формирование открытых информационных ресурсов региона;

подсистемы обеспечения административно-хозяйственной деятельности;

подсистемы обеспечения информационной безопасности электронного правительства региона;

интеграцию информационно-технологической инфраструктуры региона с общей информационно-технологической инфраструктурой электронного правительства на федеральном уровне;

нормативную правовую базу региональной информатизации;

организационное, кадровое и методическое обеспечение для региональной информатизации.

Целью разработки подпрограммы ведомственной информатизации на период 2011 - 2018 годов является подготовка программных документов, обеспечивающих прозрачность и совершенствование процессов ведомственной информатизации, а также повышение эффективности внедрения и использования информационных и коммуникационных технологий при осуществлении деятельности федеральных органов государственной власти на период 2011 - 2018 годов.

Под ведомственной информатизацией понимается внедрение и использование информационных и коммуникационных технологий для совершенствования административно-управленческих процессов в федеральных органах государственной власти, касающихся предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций.

В рамках разработки указанной подпрограммы предполагается создание условий для решения следующих задач:

совершенствование системы управления ведомственной информатизацией;

проведение экспертизы программ и проектов ведомственной и межведомственной информатизации;

формирование единой технологической политики ведомственной информатизации;

создание системы координации бюджетных расходов на ведомственную информатизацию;

информационно-аналитическое и экспертное сопровождение работы совета главных конструкторов ведомственной информатизации федеральных органов государственной власти;

методическая поддержка и создание системы консультативной помощи государственным органам по вопросам, связанным с совершенствованием управления ведомственной информатизацией;

совершенствование системы государственных закупок для целей информатизации федеральных органов государственной власти;

создание системы оценки эффективности ведомственной информатизации;

подготовка статистических данных о действующих информационных и телекоммуникационных технологиях;

оценка показателей чувствительности информационных технологий к управляющему воздействию, построение моделей зависимости от количественных и структурных изменений;

определение структуры и характеристик информационного обеспечения, технологии решения задач;

формирование системы функциональных требований.


Анализ информационных процессов межведомственного

взаимодействия, а также подготовка системного и технического

проекта на создание и эксплуатацию на территории

Российской Федерации инфраструктуры электронного правительства


К 2009 году были достигнуты следующие результаты:

разработана Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, содержащая основные положения реализации типовых функций электронного правительства, обеспечивающих предоставление государственных услуг населению и организациям;

разработаны требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальными сайтами государственных органов и органов местного самоуправления;

разработано нормативное, организационное, методическое и программное обеспечение формирования и учета схем данных, используемых в межведомственном информационном обмене при оказании государственных услуг в рамках формирования системы требований к использованию информационных и коммуникационных технологий в государственном управлении.

В связи с одобрением указанной Концепции требуется смещение акцента мероприятия Программы на системность подхода к проектированию и реализации элементов инфраструктуры электронного правительства.

Системный подход предусматривает выработку единой технологической политики, системы стандартов и унифицированных требований для эффективного использования и внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти.

Целью осуществляемой в 2009 - 2010 годах деятельности является проведение анализа существующих информационных процессов в области государственного управления и оказания государственных услуг, межведомственного и внутриведомственного взаимодействия для их оказания с целью получения актуальных информационных схем, описания потоков обмена данными, параметров их функционирования, моделирования деятельности с учетом предполагаемых количественных и структурных изменений.

В рамках осуществления указанных мероприятий предполагается:

проведение исследования действующих информационных процессов государственного управления и оказания государственных услуг как сложных социально-экономических систем;

диагностический анализ информационных процессов с целью их последующей многокритериальной оптимизации;

подготовка описаний оптимальных процессов оказания государственных услуг, межведомственного и внутриведомственного взаимодействия для их оказания;

определение состава, структуры и характеристик функциональных задач в рамках деятельности электронного правительства;

определение состава и структуры программных средств автоматизации информационных процессов оказания государственных услуг, технологии решения задач;

формирование системы функциональных требований, единых классификаторов и справочников процессов оказания государственных услуг;

разработка технических решений по построению информационного обеспечения, логических структур баз данных;

детальное проектирование технологической платформы и инфраструктуры электронного правительства, включающее разработку структуры и интерфейсов элементов и подсистем.


2. Создание технологической платформы инфраструктуры

электронного правительства на базе единого национального оператора инфраструктуры электронного правительства


Наиболее эффективным способом решения задачи формирования электронного правительства является создание государственного оператора технологической платформы электронного правительства (возможно, с использованием государственно-частного партнерства), обеспечивающего функционирование инфраструктуры электронного правительства, построенной на базе указанной технологической платформы.

В рамках указанного направления осуществляется:

создание телекоммуникационной инфраструктуры электронного правительства на базе единого оператора;

создание распределенной инфраструктуры общероссийского государственного информационного центра на базе единого оператора;

создание сети удостоверяющих центров на базе единого оператора;

создание системы управления эксплуатацией инфраструктуры электронного правительства на базе единого оператора.


Создание телекоммуникационной инфраструктуры

электронного правительства
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. №721 и з м е н е н и я iconПриказ от 21 сентября 2009 г. N 341 о реализации постановления правительства российской федерации от 23 июня 2009 Г. N 525
Российской Федерации от 23 июня 2009 г. N 525 "О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской...
Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. №721 и з м е н е н и я iconПостановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2010 г. N 706 г. Москва "О внесении изменений в технический регламент о безопасности колесных транспортных средств"
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, утвержденный...
Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. №721 и з м е н е н и я iconМинистерство транспорта российской федерации
Во исполнение пункта 1 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства...
Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. №721 и з м е н е н и я iconПостановление Правительства РФ от 10 сентября 2010 г. N 706 "О внесении изменений в технический регламент о безопасности колесных транспортных средств"
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, утвержденный...
Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. №721 и з м е н е н и я iconРоссийской федерации
Минобрнауки России от 20 мая 2010 г. №544 утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября...
Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. №721 и з м е н е н и я iconПриказ от 24 сентября 2009 г. N 853 об утверждении стратегии развития легкой промышленности россии на период до 2020 года и плана мероприятий по ее реализации
В целях реализации пункта 1 поручения Президента Российской Федерации от 3 июля 2008 г. N пр-1369, пункта 1 поручения Правительства...
Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. №721 и з м е н е н и я iconПриказ зарегистрирован в Минюст России от 27 октября 2009 г. N 15130 28 сентября 2009 г
Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г n 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, n 25, ст. 2562;...
Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. №721 и з м е н е н и я iconПриказ Минсельхоза РФ от 13 апреля 2010 г. N 123 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 04. 02. 2009 n 90" (с изменениями от 13 сентября 2010 г.)
О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 04. 02. 2009 n 90
Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. №721 и з м е н е н и я iconРоссийской федерации
Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. №337 (постановлением Правительства РФ от 30. 12. 2009 №1136)
Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. №721 и з м е н е н и я iconРоссийской федерации
Минобрнауки России от 17 сентября 2009 №337 (постановлением Правительства РФ от 30. 12. 2009 №1136)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница