Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования




Скачать 202.83 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Дата03.12.2012
Размер202.83 Kb.
ТипЗадача


Правительство Российской Федерации


Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования


«Государственный университет –
Высшая школа экономики»



Факультет психологии


Программа дисциплины


Физиология и психология активности

Для направления 030300.62 – «Психология»

подготовки бакалавра


Автор: В.П. Зинченко (zinchRAE@yandex.ru)


Рекомендована секцией УМС


Секция «Психология»

Председатель


___________ В.А. Штроо

«___» __________ 2010 г.

Одобрена на заседании


кафедры обще и экспериментальной психологии

Зав. кафедрой


____________ А.К. Болотова

«___» __________ 2010 г.

Утверждена УС


факультета психологии

Ученый секретарь


__________ Е.Б. Старовойтенко


«___» __________ 2010 г.






Москва 2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Автор программы

Доктор психологических наук, профессор, член-корр РАО Зинченко Владимир Петрович (zinchRAE@yandex.ru)

Требования к студентам (пререквизиты)

Для освоения данной дисциплины студенты должны владеть знаниями по анатомии и физиологии, прослушать курс «Введение в профессию» и иметь начальные знания по «Общей психологии».

Аннотация

Задача курса состоит в демонстрации и обосновании того, что в XX веке на границах психологии и физиологии сформировалось особое направление, получившее наименование психологическая физиология. Она заняла место между психофизиологией и психологией деятельности и действия. Основными понятиями психологической физиологии являются понятие динамических функциональных органов-новообразований индивида и функциональных органов нервной системы и телесного организма, обеспечивающих работу первых. К числу функциональных органов индивида принадлежат сформированные действия, образы, воспоминания, мышление, личность, даже совесть. Функциональные органы рассматриваются как «строительный материал» духовного организма и как образующие сознания.

Оба типа органов определяются одинаково как временное сочетание сил, способное осуществить определенное движение. Это определение принадлежит выдающемуся российскому физиологу А.А. Ухтомскому. С ним согласны как представители, созданного Н.А. Бернштейном направления - «физиология активности», так и представители, созданного С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым направления - «психология деятельности».

Двуликость понятия «функциональный орган» освобождает психологию от физиологического и нейрофизиологического редукционизма, и создает для психологии общий предмет исследования – различные формы человеческой активности: от живого движения до предметного, перцептивного, вербального, знаково-символического, мнемического, умственного и других действий. Исследования генезиса, структуры и функций таких психических действий выступают для физиологии в качестве задания, поисковых образов, эвристик для изучения соответствующих физиологических механизмов – функциональных органов нервной системы. Успехи физиологии активности Н.А. Бернштейна и нейропсихологии А.Р. Лурия и их авторитет в мировой науке объясняются тем, что они следовали именно такой стратегии исследования.

Важной особенностью психологической физиологии является также то, что в ней используется единый подход как к функциональным органам, так и к его функциональным состояниям (бодрствование, утомление, напряженность, тревожность, стресс и т.п.). И те и другие рассматриваются как временное сочетание сил, способное осуществить определенное достижение.

В курсе будет дан краткий очерк истории взаимоотношений психологии и физиологии, определен предмет психологической физиологии, рассмотрены ее методологические подходы и методические средства исследования, представлены важнейшие результаты и перспективы дальнейших исследований.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





Название темы

Всего

часов

Аудиторные часы

Самост.

работа

Лекции

Семин.

занятия

1

Тема 1. Взаимоотношения психологии и физиологии в познании психики

8

2

0

6

2

Тема 2. Методы исследования различных форм активности

10

2

2

6

3

Тема 3. Формы активности

8

0

2

6

4

Тема 4. Уровни психологической активности

10

2

2

6

5

Тема 5. Главная проблема психологии

10

2

2

6

6

Тема 6. Живое движение как единица анализа психики

8

0

2

6

7

Тема 7. Функциональная структура предметного произвольного действия

8

2

0

6

8

Тема 8. Уровни построения движения и действия в физиологии активности

10

2

2

6

9

Тема 9. Формирование зрительного образа.

10

2

2

6

10

Тема 10. Исследования кратковременной памяти в когнитивной психологии

10

2

2

6

11

Тема 11. Исследования умственных действий

8

2

0

6

12

Тема 12. От потока к структуре сознания

8

0

2

6

Итого:

108

18

18

72


БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК ИЛИ РИДЕР

Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. Избранные психологические труды. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.


ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

    • текущий контроль – работа на семинарах;

    • промежуточный контроль – домашнее задание;

    • итоговый контроль – зачет;

    • итоговая оценка (см. Ниже методику формирования).


Методика формирования результирующей оценки

  1. При определении результирующей оценки Орез учитываются: оценка за работу на семинарах Осем, оценка за домашнее задание Од.з., и оценка за зачет Озач.

  2. Коэффициент (оценка относительной важности) имеет следующие значения: Wсем= 0,3; Wд.з.=0,3; Wзач=0,4.

  3. Пример расчета:

    Если у студента

    Осем = 7

    Од.з. =5

    Озач =8

    при коэффициентах

    Wсем =0,3

    Wд.з. = 0,3

    Wзач =0,4

    То в результате

    округленно Орез = 7

    Орез = ОсемWсем + Од.з. Wд.з+ ОзачWзач =

    = 7*0,3 + 5*0,3 + 8*0,4 = 6,8

  4. В ведомость и зачетную книжку студента выставляется двойная оценка, например: «зачтено (7)».


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Тема 1. Взаимоотношения психологии и физиологии в познании психики

Взаимоотношения психологии и физиологии в познании психики. Параллелизм. Редукционизм. Сотрудничество. История становления и развития физиологии активности, психологии деятельности и действия и психологической физиологии.

Основная литература

1. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. Избранные психологические труды. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

Дополнительная литература

  1. Бернштейн Н.А. Физиология движения и активности. - М.: Наука, 1990.

  2. Бернштейн Н.А. Современные искания физиологии нервного процесса / под ред. Фейгенберга И.М., Сироткиной И.Е. – М.: Смысл, 2003.

  3. Гордеева Н.Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. - М.: Тривола, 1995.

  4. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. - М.: МГУ, 1982.

  5. Зинченко В.П. Духовный организм и его функциональные органы // Труды Ярославского методологического семинара. Том «. Ярославль: МАПН. – 2004. – С. 101-120.

  6. Зинченко В.П. Ответ психолога физиологам («Работа по психологии» Г.Г. Шпета) // Вопросы психологии. – 2009. - №3. – С. 72-81.

  7. Зинченко В.П. Психология на качелях между душой и телом // Психология телес­ности: между душой и телом. М.: АСТ, 2005. – С. 10-52.

  8. Зинченко В.П. Сознание как предмет и дело психологии // Методология и история психологии. – 2006. - №1. – С. 207-231.

  9. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). – М.: Гардарики, 2002.



Тема 2. Методы исследования различных форм активности

Методы исследования различных форм активности. Анализ функциональных структур, микроструктур и микродинамики психологических актов. Инструментальное оснащение исследований.

Основная литература

1. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. Избранные психологические труды. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

Дополнительная литература

    1. Бернштейн Н.А. Физиология движения и активности. - М.: Наука, 1990.

    2. Бернштейн Н.А. Современные искания физиологии нервного процесса / под ред. Фейгенберга И.М., Сироткиной И.Е. – М.: Смысл, 2003.

    3. Гордеева Н.Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. - М.: Тривола, 1995.

    4. Зинченко В.П. Сознание как предмет и дело психологии // Методология и история психологии. – 2006. - №1. – С. 207-231.

    5. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). – М.: Гардарики, 2002.

    6. Ухтомский А.А. Избранные труды. Л.: Наука, 1978.

    7. Ухтомский А.А. Интуиция совести. СПб. Петербургский писатель. 1996.


Тема 3. Формы активности

Формы активности: живое движение, предметное, перцептивное, мнемическое и умственное действие.

Основная литература

1. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. Избранные психологические труды. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

Дополнительная литература

  1. Бернштейн Н.А. Физиология движения и активности. - М.: Наука, 1990.

  2. Бернштейн Н.А. Современные искания физиологии нервного процесса / под ред. Фейгенберга И.М., Сироткиной И.Е. – М.: Смысл, 2003.

  3. Гордеева Н.Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. - М.: Тривола, 1995.

  4. Зинченко В.П. Порождение и метаморфозы смысла: от метафоры к метаформе // Культурно-историческая психология. 2007. №3, С. 17-30.

  5. Зинченко В.П. Психология на качелях между душой и телом // Психология телес­ности: между душой и телом. М.: АСТ, 2005. – С. 10-52.

  6. Ухтомский А.А. Интуиция совести. СПб. Петербургский писатель. 1996.

  7. Шпет Г.Г. Philosophia Natalis. Избранные психолого-педагогические труды /отв. редактор-составитель Т.Г. Щедрина. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. (Серия «Российские Пропилеи»).


Тема 4. Уровни психологической активности

Уровни психологической активности, глубина проникновения в содержание, уровни его понимания.

Основная литература

1. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. Избранные психологические труды. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

Дополнительная литература

  1. Бернштейн Н.А. Физиология движения и активности. - М.: Наука, 1990.

  2. Бернштейн Н.А. Современные искания физиологии нервного процесса / под ред. Фейгенберга И.М., Сироткиной И.Е. – М.: Смысл, 2003.

  3. Зинченко В.П. Гипотеза о происхождении учения А.А.Ухтомского о доминанте // Человек. 2000. №3, с.с. 5-20.

  4. Зинченко В.П. Духовный организм и его функциональные органы // Труды Ярославского методологического семинара. Том «. Ярославль: МАПН. – 2004. – С. 101-120.

  5. Зинченко В.П. Порождение и метаморфозы смысла: от метафоры к метаформе // Культурно-историческая психология. 2007. №3, С. 17-30.

  6. Зинченко В.П. Сознание как предмет и дело психологии // Методология и история психологии. – 2006. - №1. – С. 207-231.

  7. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). – М.: Гардарики, 2002.


Тема 5. Главная проблема психологии

Главная проблема психологии: от сукцессивности (многоактности) к симультанности (одноактности) и одномоментности, мгновенности в восприятии, мышлении и действии.

Основная литература

1. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. Избранные психологические труды. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

Дополнительная литература

  1. Бернштейн Н.А. Современные искания физиологии нервного процесса / под ред. Фейгенберга И.М., Сироткиной И.Е. – М.: Смысл, 2003.

  2. Зинченко В.П. Духовный организм и его функциональные органы // Труды Ярославского методологического семинара. Том «. Ярославль: МАПН. – 2004. – С. 101-120.

  3. Зинченко В.П. Порождение и метаморфозы смысла: от метафоры к метаформе // Культурно-историческая психология. 2007. №3, С. 17-30.

  4. Зинченко В.П. Психология на качелях между душой и телом // Психология телес­ности: между душой и телом. М.: АСТ, 2005. – С. 10-52.

  5. Мещеряков Б.Г. Память человека: эффекты и феномены. М.: Приложение к журналу «Вопросы психоло­гии», 2004.

  6. Солсо Р. Когнитивная психология. М.: Тривола, Логос, 2002.

  7. Шпет Г.Г. Philosophia Natalis. Избранные психолого-педагогические труды /отв. редактор-составитель Т.Г. Щедрина. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. (Серия «Российские Пропилеи»).

Тема 6. Живое движение как единица анализа психики

Живое движение как единица анализа психики. Биодинамическая и чувственная ткань живого движения. Дифференциация живого движения как механизм его развития. Живое движение и активный покой. Покой – накопленное движение.

Основная литература

1. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. Избранные психологические труды. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

Дополнительная литература

  1. Бернштейн Н.А. Физиология движения и активности. - М.: Наука, 1990.

  2. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. - М.: МГУ, 1982.

  3. Зинченко В.П. Ответ психолога физиологам («Работа по психологии» Г.Г. Шпета) // Вопросы психологии. – 2009. - №3. – С. 72-81.

  4. Зинченко В.П. Порождение и метаморфозы смысла: от метафоры к метаформе // Культурно-историческая психология. 2007. №3, С. 17-30.

  5. Зинченко В.П. Психология на качелях между душой и телом // Психология телес­ности: между душой и телом. М.: АСТ, 2005. – С. 10-52.

  6. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). – М.: Гардарики, 2002.

  7. Ухтомский А.А. Избранные труды. Л.: Наука, 1978.

  8. Ухтомский А.А. Интуиция совести. СПб. Петербургский писатель. 1996.


Тема 7. Функциональная структура предметного произвольного действия

Функциональная структура предметного произвольного действия (А.В. Запорожец, Н.Д. Гордеева, В.П. Зинченко). Модель предметного действия.

Основная литература

1. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. Избранные психологические труды. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

Дополнительная литература

  1. Бернштейн Н.А. Современные искания физиологии нервного процесса / под ред. Фейгенберга И.М., Сироткиной И.Е. – М.: Смысл, 2003.

  2. Гордеева Н.Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. - М.: Тривола, 1995.

  3. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. - М.: МГУ, 1982.

  4. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М.: Тривола, 1995.

  5. Зинченко В.П. Гипотеза о происхождении учения А.А.Ухтомского о доминанте // Человек. 2000. №3, с.с. 5-20.

  6. Зинченко В.П. Ответ психолога физиологам («Работа по психологии» Г.Г. Шпета) // Вопросы психологии. – 2009. - №3. – С. 72-81.

  7. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). – М.: Гардарики, 2002.

  8. Мещеряков Б.Г. Память человека: эффекты и феномены. М.: Приложение к журналу «Вопросы психоло­гии», 2004.

  9. Ухтомский А.А. Избранные труды. Л.: Наука, 1978.

  10. Ухтомский А.А. Интуиция совести. СПб. Петербургский писатель. 1996.

  11. Шпет Г.Г. Philosophia Natalis. Избранные психолого-педагогические труды /отв. редактор-составитель Т.Г. Щедрина. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. (Серия «Российские Пропилеи»).


Тема 8. Уровни построения движения и действия в физиологии активности.

Уровни построения движения и действия в физиологии активности. Модель Н.А. Бернштейна.

Основная литература

1. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. Избранные психологические труды. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

Дополнительная литература

  1. Бернштейн Н.А. Физиология движения и активности. - М.: Наука, 1990.

  2. Бернштейн Н.А. Современные искания физиологии нервного процесса / под ред. Фейгенберга И.М., Сироткиной И.Е. – М.: Смысл, 2003.

  3. Солсо Р. Когнитивная психология. М.: Тривола, Логос, 2002.

  4. Шпет Г.Г. Philosophia Natalis. Избранные психолого-педагогические труды /отв. редактор-составитель Т.Г. Щедрина. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. (Серия «Российские Пропилеи»).



Тема 9. Формирование зрительного образа


Формирование зрительного образа. Образ и действие. «Испарение» действия при симультанном восприятии. Поиск действия в условиях стабилизации изображения на сетчатке и использование психофизиологических индикаторов.

Основная литература

1. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. Избранные психологические труды. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

Дополнительная литература

  1. Бернштейн Н.А. Физиология движения и активности. - М.: Наука, 1990.

  2. Бернштейн Н.А. Современные искания физиологии нервного процесса / под ред. Фейгенберга И.М., Сироткиной И.Е. – М.: Смысл, 2003.

  3. Зинченко В.П. Духовный организм и его функциональные органы // Труды Ярославского методологического семинара. Том «. Ярославль: МАПН. – 2004. – С. 101-120.

  4. Зинченко В.П. Ответ психолога физиологам («Работа по психологии» Г.Г. Шпета) // Вопросы психологии. – 2009. - №3. – С. 72-81.

  5. Зинченко В.П. Сознание как предмет и дело психологии // Методология и история психологии. – 2006. - №1. – С. 207-231.

  6. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). – М.: Гардарики, 2002.

  7. Мещеряков Б.Г. Память человека: эффекты и феномены. М.: Приложение к журналу «Вопросы психоло­гии», 2004.

  8. Солсо Р. Когнитивная психология. М.: Тривола, Логос, 2002.

  9. (РОССПЭН), 2006. (Серия «Российские Пропилеи»).


Тема 10. Исследования кратковременной памяти в когнитивной психологии


Исследования кратковременной памяти в когнитивной психологии. Модель преобразований информации в кратковременной памяти. «Испарение» внешних действий и поиск внутренних действий. Когнитивная психология – вызов психологической физиологии.


Основная литература

1. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. Избранные психологические труды. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

Дополнительная литература

  1. Бернштейн Н.А. Физиология движения и активности. - М.: Наука, 1990.

  2. Бернштейн Н.А. Современные искания физиологии нервного процесса / под ред. Фейгенберга И.М., Сироткиной И.Е. – М.: Смысл, 2003.

  3. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М.: Тривола, 1995.

  4. Зинченко В.П. Гипотеза о происхождении учения А.А.Ухтомского о доминанте // Человек. 2000. №3, с.с. 5-20.

  5. Мещеряков Б.Г. Память человека: эффекты и феномены. М.: Приложение к журналу «Вопросы психоло­гии», 2004.

  6. Солсо Р. Когнитивная психология. М.: Тривола, Логос, 2002.

  7. Ухтомский А.А. Избранные труды. Л.: Наука, 1978.


Тема 11. Исследования умственных действий

Исследования умственных действий. Принятие решений без времени решений. Молниеносность мысли. Интуиция и интеллект. Поиск действия в мыслительном действии.

Основная литература

1. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. Избранные психологические труды. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

Дополнительная литература

  1. Бернштейн Н.А. Физиология движения и активности. - М.: Наука, 1990.

  2. Зинченко В.П. Сознание как предмет и дело психологии // Методология и история психологии. – 2006. - №1. – С. 207-231.

  3. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). – М.: Гардарики, 2002.

  4. Солсо Р. Когнитивная психология. М.: Тривола, Логос, 2002.

  5. Ухтомский А.А. Избранные труды. Л.: Наука, 1978.

  6. Ухтомский А.А. Интуиция совести. СПб. Петербургский писатель. 1996.

  7. Шпет Г.Г. Philosophia Natalis. Избранные психолого-педагогические труды /отв. редактор-составитель Т.Г. Щедрина. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. (Серия «Российские Пропилеи»).


Тема 12. От потока к структуре сознания

От потока к структуре сознания. Бытийный, рефлексивный и духовный слои сознания. Образующие сознания: чувственная и биодинамическая ткань, значение и смысл, Я и Другой.

Основная литература

1. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. Избранные психологические труды. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

Дополнительная литература

  1. Зинченко В.П. Духовный организм и его функциональные органы // Труды Ярославского методологического семинара. Том «. Ярославль: МАПН. – 2004. – С. 101-120.

  2. Зинченко В.П. Ответ психолога физиологам («Работа по психологии» Г.Г. Шпета) // Вопросы психологии. – 2009. - №3. – С. 72-81.

  3. Зинченко В.П. Психология на качелях между душой и телом // Психология телес­ности: между душой и телом. М.: АСТ, 2005. – С. 10-52.

  4. Зинченко В.П. Сознание как предмет и дело психологии // Методология и история психологии. – 2006. - №1. – С. 207-231.

  5. Мещеряков Б.Г. Память человека: эффекты и феномены. М.: Приложение к журналу «Вопросы психоло­гии», 2004.

  6. Солсо Р. Когнитивная психология. М.: Тривола, Логос, 2002.


ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

Тематика домашних заданий


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бернштейн Н.А. Физиология движения и активности. - М.: Наука, 1990.

  2. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. Избранные психологические труды. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

  3. Бернштейн Н.А. Современные искания физиологии нервного процесса / под ред. Фейгенберга И.М., Сироткиной И.Е. – М.: Смысл, 2003.

  4. Гордеева Н.Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. - М.: Тривола, 1995.

  5. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. - М.: МГУ, 1982.

  6. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М.: Тривола, 1995.

  7. Зинченко В.П. Гипотеза о происхождении учения А.А.Ухтомского о доминанте // Человек. 2000. №3, с.с. 5-20.

  8. Зинченко В.П. Духовный организм и его функциональные органы // Труды Ярославского методологического семинара. Том «. Ярославль: МАПН. – 2004. – С. 101-120.

  9. Зинченко В.П. Ответ психолога физиологам («Работа по психологии» Г.Г. Шпета) // Вопросы психологии. – 2009. - №3. – С. 72-81.

  10. Зинченко В.П. Порождение и метаморфозы смысла: от метафоры к метаформе // Культурно-историческая психология. 2007. №3, С. 17-30.

  11. Зинченко В.П. Психология на качелях между душой и телом // Психология телес­ности: между душой и телом. М.: АСТ, 2005. – С. 10-52.

  12. Зинченко В.П. Сознание как предмет и дело психологии // Методология и история психологии. – 2006. - №1. – С. 207-231.

  13. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). – М.: Гардарики, 2002.

  14. Мещеряков Б.Г. Память человека: эффекты и феномены. М.: Приложение к журналу «Вопросы психоло­гии», 2004.

  15. Солсо Р. Когнитивная психология. М.: Тривола, Логос, 2002.

  16. Ухтомский А.А. Избранные труды. Л.: Наука, 1978.

  17. Ухтомский А.А. Интуиция совести. СПб. Петербургский писатель. 1996.

  18. Шпет Г.Г. Philosophia Natalis. Избранные психолого-педагогические труды /отв. редактор-составитель Т.Г. Щедрина. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. (Серия «Российские Пропилеи»).


Автор программы _________________________________________/В.П. Зинченко/


Похожие:

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница