Элективный курс по биологии для учащихся 10 11 классов «Трудные вопросы биологии. Решение биологических задач»




Скачать 91.64 Kb.
НазваниеЭлективный курс по биологии для учащихся 10 11 классов «Трудные вопросы биологии. Решение биологических задач»
Дата03.12.2012
Размер91.64 Kb.
ТипЭлективный курс


Кириленко А.А., 100-397-084

Приложение 1


ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО БИОЛОГИИ

для учащихся 10 – 11 классов

«Трудные вопросы биологии. Решение биологических задач»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Предлагаемый элективный курс «Трудные вопросы биологии. Решение биологических задач» поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для учащихся 10 – 11 классов гимназии, классов естественно - научного профиля, а также для учащихся, интересующихся биологией. Изучение курса поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и профессиональной деятельности выпускника средней школы.

Основные формы контроля по данному курсу – практикумы по решению биологических и проблемных задач, семинары, беседы и круглые столы. Такие формы работы позволяют развивать информационную, коммуникативную, практическую биологическую и социально-личностную компетентности выпускников.

Курс рассчитан на 34 часа (один год обучения в 11 классе) или 68 часов (два года обучения в 10-11 классах).


Учебные пособия:


  1. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира: Факультатив. Курс.: Учеб. Пособие для 10-11 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1991.

  2. Кириленко А.А., Колесников С.И. Биология. ЕГЭ-2008. Вступительные экзамены: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Легион, 2008.

  3. Кириленко А.А., Колесников С.И. Биология. ЕГЭ-2009. Вступительные экзамены: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Легион, 2008.

  4. Кириленко А.А., Колесников С.И. Биология. ЕГЭ-2010. Вступительные экзамены: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Легион, 2009.

  5. Кириленко А.А., Колесников С.И. Биология. ЕГЭ-2011. Вступительные экзамены: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Легион, 2010.

  6. Колесников С.И. Биология: пособие-репетитор. – Москва: ИКЦ «Март», 2004.

  7. Колесников С.И., Кириленко А.А., Вахненко Д.В. Биология. ЕГЭ-2007. Вступительные экзамены: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Легион, 2007.

  8. Мамонтов С.Г. Основы биологии: Курс для самообразования. – М.: Просвещение, 1992.

  9. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1994.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


  1. Биология – наука о живой природе


Биология как наука, ее достижения, методы исследования, связи с другими науками. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека.

Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, воспроизведение, развитие.


Кириленко А.А., 100-397-084


  1. Клетка как биологическая система


Клеточная теория, её основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов,


сходство строения клеток всех организмов – основа единства органического мира, доказательства родства живой природы.

Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.

Химическая организация клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Обоснование родства организмов на основе анализа химического состава их клеток.

Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа её целостности.

Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Ферменты, их химическая природа, роль в метаболизме. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.

Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Матричный характер реакций биосинтеза. Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства.

Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Особенности соматических и половых клеток. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Сходство и отличие митоза и мейоза, их значение. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза в обеспечении постоянства числа хромосом в поколениях.


  1. Организм как биологическая система


Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы (хемотрофы, фототрофы), гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, симбионты). Вирусы — неклеточные формы. Заболевание СПИД и ВИЧ-инфекция. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.

Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Применение искусственного оплодотворения у растений и животных.

Онтогенез и присущие ему закономерности. Специализация клеток, образование тканей, органов. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Жизненные циклы и чередование поколений. Причины нарушения развития организмов.

Генетика, её задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Развитие знаний о генотипе.

Закономерности наследственности, их цитологические основы. Моно- и дигибридное скрещивание. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Законы Т.Моргана. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Геном человека. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания.

Закономерности изменчивости. Изменчивость признаков у организмов: модификационная, мутационная, комбинативная. Норма реакции. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции.

Кириленко А.А., 100-397-084


Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика.

Селекция, её задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений; закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции и их генетические основы. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных.

Биотехнология, её направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома).


  1. Многообразие организмов


Систематика. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность.

Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями.

Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников.

Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение растительного организма (на примере покрытосеменных). Распознавание (на рисунках) органов растений.

Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных, роль растений в природе и жизни человека.

Царство животных. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих. Одноклеточные и многоклеточные животные. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека.

Хордовые животные. Характеристика основных классов хордовых. Роль в природе и жизни человека. Поведение животных. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных.


  1. Человек и его здоровье


Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, выделения. Распознавание (на рисунках) тканей, органов, систем органов.

Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно-двигательной, покровной, кровообращения, лимфообращения. Размножение и развитие человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов.

Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.

Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой.


Кириленко А.А., 100-397-084


Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека.

Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение травматизма, приёмы оказания первой помощи. Психическое и физическое здоровье человека.


Факторы здоровья (аутотренинг, закаливание, двигательная активность). Факторы риска (стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение). Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.


  1. Надорганизменные системы. Эволюция органического мира


Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы.

Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С. Четверикова. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Творческая роль естественного отбора в эволюции. Синтетическая теория эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов. Доказательства эволюции живой природы.

Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных.

Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека.


  1. Экосистемы и присущие им закономерности


Среды обитания организмов. Экологические факторы среды: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм.

Экосистема (биогеоценоз), её компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Цепи и сети питания, их звенья. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Правила экологической пирамиды. Структура и динамика численности популяций.

Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем. Устойчивость и динамика экосистем. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа устойчивости и смены экосистем. Выявление причин устойчивости и смены экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем. Решение экологических задач.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере. Живое вещество, его функции. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот веществ и превращение энергии в биосфере, роль в нём организмов разных царств. Эволюция биосферы.

Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека (нарушение озонового экрана, кислотные дожди, парниковый эффект и др.). Проблемы устойчивого развития биосферы. Защита среды от загрязнений. Сохранение биологического разнообразия планеты. Охрана растительного и животного мира. Оценка глобальных экологических проблем и возможных путей их решения.


Похожие:

Элективный курс по биологии для учащихся 10 11 классов «Трудные вопросы биологии. Решение биологических задач» iconПрограмма элективного курса по биологии «Решение генетических задач»
Элективный курс предназначен для обучающихся 9-11 классов. Элективный курс включает материал по разделу биологии «Основы генетики....
Элективный курс по биологии для учащихся 10 11 классов «Трудные вопросы биологии. Решение биологических задач» icon«Решение генетических задач по биологии» Автор программы: Тулаева Ж. П., учитель биологии мкоусош №3
Элективный курс предназначен для реализации в 10-х классах. Курс охватывает основной раздел «Генетика» который являются одним из...
Элективный курс по биологии для учащихся 10 11 классов «Трудные вопросы биологии. Решение биологических задач» iconЭлективный курс Решение расчётных задач по химии для учащихся 11 классов ( 18 часов) Автор: учитель Чихачёва И. А. г. Ачинск 2008 год программа элективного курса «Решение расчётных задач по химии»
Предлагаемый элективный курс направлен на углубление и расширение химических знаний учащихся через решение расчётных задач
Элективный курс по биологии для учащихся 10 11 классов «Трудные вопросы биологии. Решение биологических задач» iconПрограмма элективного курса по биологии для учащихся 11 классов общеобразовательного профиля «Расширение знаний базового уровня биологии»
Элективный курс предназначен для учащихся 10 и 11 классов общеобразовательного профиля и реализуется за счет времени, отводимого...
Элективный курс по биологии для учащихся 10 11 классов «Трудные вопросы биологии. Решение биологических задач» iconЭлективный курс. «Задачи на составление уравнений»
Элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов, проводится во втором полугодии и включает решение...
Элективный курс по биологии для учащихся 10 11 классов «Трудные вопросы биологии. Решение биологических задач» iconПрограмма элективного курса Элективный курс «Решение задач с параметрами»
Элективный курс «Решение задач с параметрами» предназначен для учащихся 10 класса и рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю в течение...
Элективный курс по биологии для учащихся 10 11 классов «Трудные вопросы биологии. Решение биологических задач» iconПрограмма элективного курса для учащихся 10 классов «решение расчетных задач по химии»
Элективный курс «Решение расчетных задач по химии» может быть проведен в рамках профильного обучения для учащихся класса естественно-научного...
Элективный курс по биологии для учащихся 10 11 классов «Трудные вопросы биологии. Решение биологических задач» iconПояснительная записка
Программа предназначена для учащихся 11-х классов средних школ. Предлагаемый курс углубляет и расширяет рамки действующего курса...
Элективный курс по биологии для учащихся 10 11 классов «Трудные вопросы биологии. Решение биологических задач» iconЭлективный курс по биологии для учащихся 10 класса
Составитель: Лавриненко В. Н. учитель биологии моу «Беловская средняя общеобразовательная школа», Белгородский р-н
Элективный курс по биологии для учащихся 10 11 классов «Трудные вопросы биологии. Решение биологических задач» iconЭлективный курс по биологии «Клетки и ткани» предназначен для учащихся 10 классов средних школ. Элективный курс рассчитан на 34 часа. Основная концепция курса заключается в следующем
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница