Неотложная медицина как основа совершенствования оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях




Скачать 66.92 Kb.
НазваниеНеотложная медицина как основа совершенствования оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях
Дата02.12.2012
Размер66.92 Kb.
ТипДокументы

НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНА КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ


Евдокимов Е. А.

РМАПО, Москва


Дорожно-транспортный травматизм - один из основных видов травматизма в экономически развитых странах. По данным ВОЗ на дорогах мира ежегодно погибает около 350 тыс. человек и около 12 млн. человек получают травму. Из насчитывающихся сейчас в мире 300 млн. инвалидов значительную часть составляют жертвы дорожно-транспортных происшествий. Урбанизация общества и глобальная автомобилизация остро обозначили эту социальную проблему во всем мире. Ведущие международные организации (ООН, ВОЗ, Совет Европы и Европейский Союз), рассматривая вопрос о правах пациентов, большое значение придают проблеме оказания неотложной медицинской помощи, где помощь жертвам дорожно-траспортных происшествий (ДТП) и медицинское обеспечение безопасности дорожного движения занимают ведущее место.

В Российской Федерации за год в среднем регистрируется до 170 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибает почти 30 тыс. человек и около 200 тыс. человек получают ранения. Из года в год эти показатели остаются на высоких цифрах с направленностью к увеличению в последние несколько лет. По средне- и долгосрочным прогнозам и с учетом высоких темпов автомибилизации в России эта тенденция сохранится. Важной проблемой является медицинское обеспечение безопасности перевозки особо опасных грузов.

По сравнению с развитыми странами аварийность на автомобильном транспорте в России характеризуется:

- более высокой степенью риска гибели населения в ДТП;

- более опасными для человека транспортными средствами;

- более высокой тяжестью последствий, превышающей в 3-15 раз

аналогичный показатель в странах развитой автомобилизации.

Дорожно-транспортные травмы составляют 35,4% всех видов травм, занимают первое место среди причин смертности от механических повреждений и являются одной из основных причин выхода на инвалидность граждан трудоспособного возраста

Следует учитывать, что в Российской Федерации показатель смертности пострадавших в ДТП рассчитывается с учетом умерших в сроки от момента травмы до 7-и дней. Вместе с тем если расчет вести по международной статистике, где этот показатель включает умерших в сроки от момента травмы до 30-и дней, то число погибших за один год превысит 70 тыс. человек.

Среди пострадавших в ДТП 3/4 составляют мужчины, работающие в сфере производства. Средний возраст погибших составляет 25- 34 года. Серьезной проблемой остается детский дорожно-транспортный травматизм. На низком уровне остаются медицинская и социальная реабилитация пострадавших в ДТП.

Повреждения при ДТП – наиболее тяжелый вид травматизма. Среди них приобладают сочетанные, множественные и несовместимые с жизнью травмы: черепно-мозговые, опорно-двигательного аппарата, повреждения органов брюшной и грудной полостей. Возросло количество ДТП с особо тяжкими последствиями (с числом погибших 5 человек и более или пострадавших 10 человек и более) .

Нераспознанные на догоспитальном этапе повреждения в последующем оказываются ведущей причиной летального исхода у пострадавшего в ДТП. При анализе показателя смертности пострадавших при ДТП оказание медицинской помощи на догоспитальном этапе характеризуется следующими особенностями:

- прибытие бригады «скорой помощи» со значительным опозданием (34, 3 %);

- недостаточная подготовка врачей и среднего медицинского персонала для оказания

медицинской помощи при множественных и сочетанных травмах (24, 6 %);

- нарушение правил транспортировки пострадавших (21, 2 %);

- отсутствие необходимой подготовки участников дорожного движения для оказания

первой помощи (19, 2 %);

- отсутствие средств связи для вызова «скорой помощи» (16, 3 %);

- отсутствие противошоковых средств и средств остановки кровотечения (12, 5 %) ;

- неполноценность существующих медицинских укладок и средств

иммобилизации (10. 4 %).

Причинно-следственная связь показателя смертности пострадавших при ДТП не может рассматриваться только в аспекте оказания медицинской помощи на догоспитальном этапа. Этот анализ должен проводиться с учетом функционирования всей технологической цепочки оказания медицинской помощи при ДТП, от момента возникновения ДТП и оказания первой помощи до этапа социальной реабилитации.

Проблемы, связанные с дорожно-транспортным травматизмом все больше приобретают не только медицинское , сколько межведомственное звучание. Для спасении жизни пострадавшим при ДТП первую помощь на месте происшествия чаще всего оказывают те службы, которые первыми пребывают на место происшествия или лица, являющиеся его участниками и свидетелями. Если первая помощь оказана неправильно или задерживается по времени выполнение догоспитального этапа, то резко снижается эффективность последующих этапов оказания медицинской помощи в лечебном учреждении. И наоборот, даже при быстрой доставке пострадавших в лечебное учреждение, но которое не приспособленно и не располагает современной базой для лечения подобного контингента больных, результаты лечения остаются неудовлетворительными. При этом значительно возрастают сроки и стоимость лечения, падает его результативность, ухудшается социальный прогноз.

На эффективность оказания медицинской помощи при ДТП различных масштабов влияют такие факторы как межведомственная разобщенность, отдаленность медицинских учреждений от трассовых ДТП, плохие оснащенность и подготовленность по оказанию первой помощи персонала, участвующего в обеспечении БДД и ликвидации последствий ДТП, недостаточное финансирование материально-технической базы лечебных учреждений и др.

Все это, по-новому, обозначило место и роль современной неотложной медицины (НМ) в системе здравоохранения. Создание современной доктрины и внедрение единой технологии НМ для оказания медицинской помощи при ДТП – важнейшие составляющие практического решения безопасности дорожного движения . Очевидными стали усилия по совершенствованию службы скорой медицинской помощи и необходимость реформирования госпитального этапа.

Актуальные вопросы сегодняшнего дня:

  • стратификация лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), осуществляющих

лечение больных с неотложными состояниями и пострадавших при ДТП;

  • в крупных и многопрофильных ЛПУ организация Центров НМ, реструктуризация

анестезиолого-реанимационной службы;

  • подготовка кадров по НМ ;

  • совершенствование системы управления.

НМ концептуально следует рассматривать как единую технологическую линию тесно взаимосвязанных этапов оказания неотложной медицинской помощи при состояниях угрожающих жизни от момента возникновения до этапа медицинской реабилитации. Ее базовыми принципами являются : единство структурной организации, концепции развития, цели и задач; общность патанатомии и патофизиологии неотложных состояний; междисциплинарный базис образовательных программ и методологии НМ.

Какая бы модель НМ не получила в дальнейшем развитие, её следует формировать в соответствии с современной стратегией государственной политики в области Российского здравоохранения. Её приоритетом является обеспечение каждого гражданина медицинской помощью необходимого объема и гарантированного качества, основанной на принципе прав человека и равной доступности бесплатной медицинской помощи.

Становление НМ может рассматриваться в несколько этапов.

Во-первых, - как решение управленческой задачи по межведомственной кооперации в рамках обязательного медицинского страхования. То есть на этом этапе следует рассмотреть возможность объединения в единую систему на функциональной основе всех служб, которые по роду своей деятельности связаны с оказанием неотложной медицинской помощи, и лечением больных в критических состояниях, пострадавших в ДТП .

Во-вторых, как этап экспертной проработки всех составляющих НМ, на основе моделирования единой технологической цепочки. Здесь важно учесть: предложения по реструктуризации ЛПУ с акцентом на «стыковочные узлы» между различными медицинскими службами; экономические и материально-технические аспекты проблемы; расставить функционально-значимые приоритеты медицинской деятельности на основе принципов доказательной медицины; создать и внедрить в практику единые протоколы .

В-третьих, как этап практической реализации системно-образующего проекта по НМ. Здесь следует использовать модульный принцип формирования "пилотных" проектов, с учетом географического и экономического положения различных регионов страны, больших и малых городов, сельской местности.

Актуальным является разработка блока образовательных программ по НМ, стандартов медицинской деятельности и расширение преподавания НМ.

Развитие НМ как новой медицинской специальности, требует системной многоуровневой подготовки специалистов, что является чрезвычайно важным аспектом проблемы. Преподавание НМ должно стать базовым в подготовке врачебного и среднего медицинского персонала всех специальностей. Это принципиально позволит изменить уровень подготовки работающих в отрасли здравоохранения к оказанию неотложной медицинской помощи.

Как специальность междисциплинарного уровня, НМ следует развивать на основе интегрированных знаний в области скорой медицинской помощи, анестезиологии- реаниматологии, неотложной хирургии и терапии, травматологии и нейрохирургии, военно-полевой хирургии и др.

Вместе с тем, следует учесть наработки в области образования по НМ в высокоразвитых странах, что позволяет организовать подготовку специалистов и преподавателей в ведущих Центрах НМ.

Похожие:

Неотложная медицина как основа совершенствования оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях iconПриказ от 28 сентября 2009 г. N 401 о совершенствовании организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на территории тверской области
В целях выполнения мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных...
Неотложная медицина как основа совершенствования оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях iconРоссийской Федерации Центр профессиональной подготовки гувд по Челябинской области
Методы оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях
Неотложная медицина как основа совершенствования оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях iconРоссийской Федерации Центр профессиональной подготовки гувд по Челябинской области
Методы оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях
Неотложная медицина как основа совершенствования оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях iconРоссийской Федерации Центр профессиональной подготовки гувд по Челябинской области
Методы оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях
Неотложная медицина как основа совершенствования оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях iconРоссийской Федерации Центр профессиональной подготовки гувд по Челябинской области
Методы оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях
Неотложная медицина как основа совершенствования оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях iconРоссийской Федерации Центр профессиональной подготовки гувд по Челябинской области
Методы оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях
Неотложная медицина как основа совершенствования оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях iconПриказ №01-18/51в от 01. 09. 2009 муниципальное образовательное учреждение
Овладение умениями оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, а так же участие в городских и областных...
Неотложная медицина как основа совершенствования оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях iconИнструкция по оказанию первой доврачебной неотложной помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях общие требования
Первая доврачебная неотложная помощь (пднп) представляет собой комплекс простейших мероприятий, направленных на спасение жизни и...
Неотложная медицина как основа совершенствования оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях iconПриказ от 4 января 1983 г. N 3 О профилактике дорожно транспортных происшествий и совершенствовании системы оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно
Сср от 12 июня 1980 г. N 701 "О дополнительных мерах по предупреждению травматизма и других несчастных случаев" за последние годы...
Неотложная медицина как основа совершенствования оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях iconПриказ от 4 января 1983 г. N 3 О профилактике дорожно-транспортных происшествий и совершенствовании системы оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно
Ссср от 12 июня 1980 г. N 701 "О дополнительных мерах по предупреждению травматизма и других несчастных случаев" за последние годы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница