Программа «Мир родного края глазами души» (1-3 класс) Пояснительная записка «Так я и понимаю природу, как зеркало души человека: и зверю, и птице, и траве, и облаку только человек даёт свой образ и смысл»




НазваниеПрограмма «Мир родного края глазами души» (1-3 класс) Пояснительная записка «Так я и понимаю природу, как зеркало души человека: и зверю, и птице, и траве, и облаку только человек даёт свой образ и смысл»
страница1/4
Дата02.12.2012
Размер0.59 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Упоровская средняя общеобразовательная школа


Согласовано: Утверждаю:

Заместитель по УМР /__________/ Лескова Т.А. Директор /________/ Клюкина И.А.

« » ____________ 2010г.


Дополнительная образовательная программа


«Мир родного края глазами души»

(1- 4 класс)



Составлена на основе авторской программы

для начальной школы

«Основы духовно-нравственной культуры»

Теплова З.И., кандидат педагогических наук, доцент, ТОГИРРО

Пиманова Л.А., кандидат педагогических наук, доцент, ТОГИРРО,

адаптирована к местным условиям и требованиям

учителем МОУ Упоровская СОШ: Ефейкиной Г. Г.


2010


Программа

«Мир родного края глазами души» (1-3 класс)


Пояснительная записка

«Так я и понимаю природу, как зеркало души

человека: и зверю, и птице, и траве, и облаку

только человек даёт свой образ и смысл».

М.М.Пришвин

Программа «Мир родного края глазами души» создана на основании Закона РФ «Об образовании», закона Тюменской области «Об установле­нии единого национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта в Тюменской области», принятого областной Думой 16 июня 2000 года. Эта интегрированная программа имеет особое значение в воспитании у учащихся духовно-нравственной культуры.

Необходимость создания этой программы обусловлена рядом причин:

1. Ослабление в современном обществе, а также и в школьных коллекти­вах бескорыстной любви и взаимопомощи. Социолог 20 века Питирим Сорокин создал и возглавил Гарвардский исследовательский центр по созидательному альтруизму, пришел к выводам, что бескорыстная мудрая (адекватная любовь) - является жизненной силой, необходи­мой для физического, умственного и нравственного здоровья; дети, лишенные любви, вырастают нравственно и социально ущербными; любовь выполняет познавательные и эстетические функции: она - са­мое лучшее средство обучения в деле просвещения и облагоражива­ния человечества.

Чтобы смотреть на мир с любовью, надо самому иметь свет в душе. У человека, живущего духовной любовью, чувствующее и чуткое сердце обращено как бы от природы на объективно хорошее. Когда человек смотрит на мир глазами любви, мир людей и мир вещей видится им намного светлее. Не вызывает сомнения, что первым и глубочайшим источником духовного опыта является духовная любовь. «Человек, осчастливленный любовью, созерцает и воспринимает предметы вне­шнего и внутреннего мира совсем иначе, чем человек с сухим и каме­неющим сердцем, холодный и чопорный эгоист» (И.А.Ильин).

2. В современном обучении происходит материализация природы. Это не способствует включению природы в сферу культуры и духа. Все дальше и дальше расходится с пониманием природы как одухотво­ряющего пространства. В результате этого школьники утратили тягу к созерцанию и постепенно лишаются дара пейзажного мышления, бла­годаря которому формируется национальный образ природы, нацио­нальный образ истины. «Природа или Земля не есть только вещь, она есть овеществленная сущность, которой мы можем, а потому и долж­ны способствовать в ее одухотворении» (Д.С.Лихачев).

Сегодня школа нуждается в человеке, который знает мир и в то же время глубоко опытен в нравственных понятиях. Подход к детям нужен непременно духовный, но через ощущение жизни, через ощущение тревог мира. Данная программа построена на принципах одухотворения себя и природы, духовного общения с природой, как источника жизненных благ. Сделать душу живой, сострадательной, открытой миру - одна из главных целей программы «Основы духовно-нравственной культуры».

Само слово воспитание говорит нам об особом «питании» души и сердца ребёнка высокими образами Истины, Добра и Красоты. Уникальна и разнообразна природа нашего края, Тюменская земля - колыбель бога­тых и самобытных культур. Явления природы многое могут «сказать» и уму, и сердцу человеческому относительно его сущности, только бы этот «голос» нашёл отклик в душе. Отсутствие в природе духовного человека, представляющего как бы «самосознание Вселенной», лишает смысла су­ществования не только человека, но и всё сущее, всё мироздание».

Исходя из этого, основная цель программы - обогащение духовного опыта школьника ценностями региональной культуры, осознание элемен­тарного взаимодействия в системе «человек- природа - культура».

В соответствии с поставленной целью определяются следующие за­дачи:

  1. Поддерживать интерес младшего школьника к изучению красоты родного края, космического величия и уникальности Тюменского региона.

  2. Раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, и их внут­реннее сущностное сходство.

  3. Развивать чувственное наблюдение мира - «сердечное созерцание».

  4. Формировать культуру мышления.

  5. Научить младшего школьника способам познания красоты и добра и гармонизации на этой основе отношений со сложным и удивитель­ным миром природы, людей, предметов, искусства и собственным миром.

Непосредственно в трёх конкретных программах курса осуществля­ется реализация вышеназванных задач.

  1. класс. - «Природа - зеркало души человека» (33 ч)

  2. класс - «Космическое величие Тюменского края» (34 ч)

  3. класс - «Родники вдохновения и творчества» (34ч)

Первая особенность программы состоит в том, что сделана попытка раскрытия младшим школьникам понятия души - незримой духовной суб­станции. Познание мира душой - одна из ключевых задач современного образования. Душа, по мнению философа С.Л.Франка, не есть что-то дале­кое, таинственное, непостижимое для нас. Напротив, она есть самое близ­кое и доступное нам; каждое мгновение жизни мы осознаем ее, вернее ска­зать, душа - то, за что она выдает себя, это наше собственное существо.

Программа ориентирует учителя на светское понимание духовности, часто отождествляемое с культурой, которую наработало человечество, в то же время не отвергает тот богатый духовный опыт, накопленный в религии. Мнения духовных и светских педагогов по отдельным проблемам духовно-нравственного становления личности могут совпадать или вызывать спо­ры, дискуссии, но при этом все же необходимо сотрудничество историче­ских религий и светских институтов в нашей многонациональной стране, регионе. Забота о душе, «питание» души особой духовной пищей - наибо­лее ответственный момент в содержании каждого урока.

Вторая особенность программы заключается в том, что основу ее предметного поля составляют природные и культурные символы. Много деревьев в нашей тайге, но только кедр - царь тайги, ему поклонение, как коронованной особе. Он патриарх лесов и волшебством наделен: чудо де­рево.

Природные символы и их упорядоченные системы являются средст­вом глубинного созерцания, а верней сказать, умозрения пространства земли, воспитывают у школьников чувство патриотизма. Березка - символ России, милые сердцу каждого русского человека березовые рощи вызы­вают чувство любви и поклонения своей Родине. Недаром приРОДа и РОДина - неотделимые понятия, у них один корень РОД - тоже великий сим­вол в культуре древних славян. Образ березы - символа наших лесов вос­пет в культуре других народов. Ненецкий поэт Л.Лапцуй в стихотворении «Березка» пишет: «Сердце не бьется в березе, и все же на человека береза похожа». Аналогично раскрывается в программе влияние на воспитание чувства патриотизма других природных и культурных символов.

Третью особенность программы составляет искусствоведческий подход, в его основе принцип цикличности экскурсионной работы со школьниками (Концепция А.В.Бакушинского).

В конце 10-х - начале 20-х годов XX века А.Бакушинский разработал циклы экскурсий, способствующих развитию художественного воспри­ятия. Он предлагал строить экскурсии так, чтобы в их основе лежали ли­нии единого творческого переживания. Это означает, что экскурсантам предлагается ряд произведений, объединенных руководителем в «некое органическое целое». В нашей программе темами таких циклов могут быть: «Искусство и природа», «Искусство и общество», «Искусство родно­го края», «Художники Тюмени», «Цвет в картинах Г.Райшева», «Символи­ка линии в предметах народного искусства». Мы также выделяем три об­ласти популяризаторской деятельности музеев: экскурсии, систематиче­ские занятия со школьниками в кружках и клубах при музеях, работа по созданию педагогически направленной экспозиции для урока.

Четвертая особенность состоит в раскрытии многоаспектного поня­тия «сердечного созерцания» - творческой компоненты учебной деятельности. По мнению И.А. Ильина, «человек рожден, прежде всего, для со­зерцания и учителю необходимо восстановить в себе и в учениках эту ок­рыленную способность созерцания, увлекаясь интеллектуализацией обра­зования, мы не замечаем главного, а именно: омертвления своего сердца и своей духовности и обессиления своего творческого акта».

Пятая особенность заключается в разработке нетрадиционных структурных элементов урока: «приветствие» друг друга в начале урока и «разминка» для чувств. Чтобы чувства добрые появились у взрослого че­ловека, они должны быть пробуждены еще у ребенка. Чувства - сердце ду­ховной жизни. Через всю нашу программу проходит забота о формирова­нии культуры чувств школьника.

Шестая особенность программы - в педагогике «умного дела», пер­сонального опыта духовной жизни, как учителя, так и ученика (а не абст­рактная педагогика слова). Актуальным для современного образования яв­ляется воспитание ребенка мыслящего, чувствующего и практически дей­ствующего. Среди забавы учебного труда, наполняющего жизнь наших де­тей, глубоким дефицитом проступает отсутствие работы у растущего чело­века по усовершенствованию быта, устроению среды существования. Мы придерживаемся мнения большинства ученых, педагогов-практиков, со­стоящего в том, что воспитание не должно осуществляться при помощи отвлеченных игр. Например, моделирование самолетов, пароходов, косми­ческих кораблей. Эти вещи необычные, яркие, блестящие, но они отвлека­ют детей от практики бытия. Наша программа (особенно это касается третьего класса «Родники вдохновения и творчества») делает попытку хотя бы частично сократить этот дефицит через обучение ребят реальному от­ношению к жизни - к миру людей, учит ценить красоту обыкновенного, простого, будничного, родного - сущего. Мы вводим цикл уроков по обу­стройству своего дома «Дом - домашняя вселенная», через эти уроки школьники постигают философию бытия, повышают свой миропонятийный потенциал. Через освоение вещей ребята выходят на освоение, то есть чувствование своего быта, малой родины, мира в целом. Философско-практическое понимание жизни необходимо любому современному чело­веку.

Первый год обучения - открытие образа души своего Я, души При­роды, Мира.

Второй год обучения - открытие космического величия Тюменского региона, содружества различных экосистем, освоение природных и куль­турных символов.

Третий год обучения - открытие закономерностей красоты и добра в мощном потоке этнокультурных связей. Воспитание уважительного отно­шения к культуре народов нашего региона, объединяющей различные сти­ли, школы. Освоение духовно-нравственных ценностей народного искусства, понимание диалога культур.

Одной из конкретных целей программы является не просто получение знаний, но осмысление явлений природы, культуры с точки зрения их нравственных и эстетических ценностей. Ценность же - нравственную, эс­тетическую нельзя освоить, то есть сделать своей, не пережив её эмоцио­нально в форме единичного, важного лично для себя. Именно от учителя будет зависеть, насколько развита у младшего школьника способность к «участному мышлению» и «участному переживанию» (М.М.Бахтин).

В результате реализации этой программы учащиеся должны знать, что физический и духовный мир находятся в нерасторжимом единстве и уметь различать:

  • духовное в природном окружении,

  • духовное в отношениях людей,

  • духовное в произведениях искусства.

И сделать это духовное своим личным достоянием.

Предлагаемые нами формы, методы обучения могут быть различны: экскурсии, учебные прогулки, исследовательская и практическая работа, уроки - созерцания, уроки-путешествия, уроки комплекса искусств, уроки театра, фольклорные уроки.

Воспитание духовности - процесс деликатный, в нём отсутствуют нравоучения, приказы. Работа по освоению духовно-нравственной культу­ры носит камерный характер, протекает в тёплой, доверительной обста­новке. Главное при этом не объем учебного материала, а «погружение» в образ, постижение его духовной сути.

Психическим механизмом урока должно стать «переживание, слитое воедино с пониманием» (М.СКаган).






1 класс – 33 часа






Человек - хранитель своей души.

6



Всё подарила земля моя вечная.

5



Чистый голос воды.

4



Цветы - тончайшего искусства образец.

5



Благословляю вас, леса.

6



Птицы - символ неба.

6



Итоговое занятие.

1




2 класс - 34 часа






Введение. Космическое величие Тюменского края.

1



Лесостепь - житница нашего края.

8



Чем удивит и очарует тайга.

12



Величие тундры.

6



Путешествие на край Земли.

6



Итоговое занятие.

1




3 класс - 34 часа






Здравствуй, музей!

2



Экскурс в историю ремёсел и промыслов.

6



Дом - домашняя вселенная. Мироустройство дома.

10



Художественные традиции коренных народов нашего края.

5



Мастера - умельцы Земли Тюменской.

10



Итоговое занятие.

1
Примерное учебно-тематическое планирование (33 часа)


Природа - зеркало души человека

1 класс (33 ч)

Человек - хранитель своей души (6 ч).

Рождение человека и души (тело - душа - дух). Красота души. Поэти­зированный мир души. Близкие души родных, друзей. Взаимосвязь души и образа человека.

Забота о душе. Глаза души - наши чувства. Мир чувств человека. Ду­ховное здоровье.

Солнце спрятано в каждом. Взаимосвязь понятий Солнца и Сердца. Солнечные люди - люди добра и красоты. Целительная сила любви.

Мать - первый духовный учитель. Сердце матери. Образ матери в культуре народов Тюменского региона. Богородица Милосердная.

Духовный смысл имён. Буква - носитель духовности. Символика, му­зыка имён близких людей.

Всё подарила земля моя вечная (5ч).

Земля - место, где мы появляемся на свет. Родная земля, родной край, родина. Земля мать - мы её дети. Черты сходства матери Земли с Матерью людей.

Душа земли. Содружество Земли, Неба, Солнца, Ветра, Воды. Состоя­ние земли в разные времена года. Земля - кормилица.

Земля - светлая колыбель для зерна. Зерно - начало всех начал. Образ зерна полновесного и пустого. Обоснование понятия «колосья в поклоне».

Образ земли в фольклоре Тюменского региона. Мифы, легенды, сказ­ки о происхождении земли. Почитание земли в обычаях и традициях наро­дов нашего края.

Маленькие жители земли: муравьи - божьи работнички, пчела - божья «пташка», божья коровка. Духовный смысл названий. Отношение человека к этим насекомым.

Чистый голос воды (4 ч).

Большие и малые реки нашего края. Обь - одна из величайших рек Мира. Иртыш - межгосударственная река. Символика названий. Отноше­ние к реке в культуре народов Тюменского региона.

Душа воды. Вода - кровь земли, царица, матушка, целительница. По­эзия, музыка воды, её очистительная сила. Жизнь воды в разное время го­да.

Озёра - глаза земли. Тюменская область - край сотен тысяч озёр. Связь с рекой. Символика названий: Липовое, Светлое, Лебяжье. Целебные озёра нашего края.

Цветы - символ душевной чистоты человека (5ч).

Цветы нашего края - источник красоты, радости. Душа цветов, симво­лика, язык, музыка. Стойкость сибирских цветов, противостояние сурово­му климату. Рождение цветка - рождение новой жизни.

Зелёная аптека под открытым небом. Лекарственные растения нашего края. Забота о растениях нашего края, бережное отношение к их сбору. Полезные и вредные растения.

Солнечные цветы: одуванчик, подсолнечник, ромашка. Верность солнцу, символика.

Человек и цветущая природа. Цветуший куст - дар для созерцания. Сравнивание цветка со свойствами души человека. Цветущие деревья, кус­тарники, травы края, где ты живёшь. Искусство аранжировки.

Мир цветов в творчестве тюменских художников, поэтов, писателей.

Благословляю вас, леса (4 ч).

Лес - храм природы, богатство Тюменского края. Красота, загадоч­ность, величие лиственных и хвойных лесов

Душа леса. Любимые деревья. Возраст деревьев: молодые, старые. Музыка, поэзия леса. Щедрость леса на наряды.

Человек подобен дереву. Смысл народной мудрости о внешнем сход­стве человека и дерева: голова - крона, туловище - ствол, ноги - корни. Чувство глубокой сопричастности человека к жизни деревьев.

Пробуждение деревьев. Образ весенней почки - таинство рождения новой жизни. Появление листьев у разных деревьев.

Птицы - символ - неба (6 ч).

Пернатые друзья. Разнообразие птиц Тюменского края. Места обита­ния. Содружество в птичьем царстве. Забота человека о крылатых создани­ях.

Журавль - птица времени и пространства, души, жизненной силы. Облик птицы и её поэтическое значение: Виды журавлей: серый, белый журавль - стерх, редкая птица. Места гнездования.

Лебедь птица верности, царь всей водяной птицы. Облик птицы и её поэтическое значение. Места гнездования. Образ лебедя, журавля в фольк­лоре и авторской культуре народов региона. Забота человека о сохранно­сти этих редких птицах.

Птичьи стаи. Образ вожака. Поведение птиц в стае - организован­ность, подчинение общим правилам. Отношение человека к птичьей стае.

Гнездо - родной дом для птиц. Образ птичьего дома. Сравнение с родным домом. Разнообразие гнёзд, уникальность, смысловая целостность конструкций. Птицы-родители. Скворечник - домик для скворцов. Прилёт скворцов - радостное событие в жизни людей.

Птицы, лишившиеся гнёзд, их образ жизни. Вина человека в трагедии этих птиц.

Итоговое занятие (1ч): Природа - мудрый учитель.


Космическое величие Тюменского края

2 класс (34 ч)

Введение: (1ч)

Символика очертания нашей области на карте (похожа на сердце че­ловека). Обоснование понятий земного и духовного путешествия по не­объятным просторам страны Тюмении. Содружество природных климати­ческих зон.

Лесостепь - житница нашего края (8 ч).

Обоснование понятия лесостепь. Поиск гармонии в названии этого ландшафта. Ценности лесостепи. Природа и культура народов населяющих эту климатическую зону.

Наше чернолесье - живое воплощение прекрасного в природе. Симво­лика берёзы, осины. Лес - даритель ягод. Лесные ягоды - источник витами­нов. Красота и аромат ягодных полян. Виды ягодных кустарников нашего края. Гриб - дитя леса. Содружество деревьев и грибов: разнообразие гри­бов тюменских лесов. Заготовка грибов сибиряками.

Хлебное поле - рукотворный пейзаж. Из истории вольных хлебопаш­цев Западной Сибири. Своеобразие хлебных полей южных районов нашей области. Васильки - украшение хлебных полей.

Сады - творение человека. Экскурс в историю. Садоводческие хозяй­ства южной провинции нашей области в наши дни. Плодовые деревья, кус­тарники. Забота человека о саде. Заготовка на зиму плодов и ягод. Овощи -«плоды огородные». Красота природных форм. Понятие огорода. Виды овощей. Аптекарские огороды на территории нашей области.

Животный мир лесостепи. Паши заказники. Лесные и степные звери: (2-3 представителя леса, степи). Значение животных для природы. Среда обитания. Отношение человека к диким животным.

Чем удивит и очарует тайга (12 ч).

Тайга - гордость Тюменской области. Поэтизированный мир тайги. Разноликость нашей тайги: северная, средняя, южная. Наши хвойные леса. Экологическая чистота таёжных массивов. Обоснование понятия «красно­лесье», его значение в таёжном сообществе. Кедр - зелёный исполин, хлеб­ное дерево, зелёная коровка. Сосна - жемчужина тюменских лесов, сол­нечное дерево. Ель - декоративная свеча леса. Пихта - дерево - великан. Лиственница - дерево вечности.

Лесное кладбище. Продолжительность жизни деревьев, их болезни. Особенность умирания хвойных и лиственных деревьев. Тема лесного кладбища в творчестве тюменских художников, поэтов, писателей.

Медведь - хозяин тайги. Соболь - маленький таёжный принц, наша национальная гордость. Глухарь птица-символ тайги. Значение глухаря в лесном сообществе. Красота, величие птицы. Забота тюменских учёных о сохранении уникальных животных и птиц тайги.

Люди, преданные тайге, - ханты и манси, их жизнь хозяйство, культу­ра. Влияние современной культуры на уклад жизни коренного населения тайги.

Лесотундра - соединение двух экосистем, сообществ: леса и тундры. Поиск гармонии в названии этого ландшафта. Красота и разнообразие природных символов. Человек в среде обитания лесотундры.

Величие тундры (6 ч).

Красота холодной земли в разное время года. Ценности тундры. Бо­гатство животного и растительного мира. Травоядные лемминги - ценные животные тундры, их влияние на растительность и особенности природ­ных комплексов этой земли. Сходство и отличие южной и северной тунд­ры.

Мхи - одеяла тундры. Некоторые виды мхов: сфагновый, ягель. Зна­чение мхов в жизни животных и растений.

Загадочный мир болот. Превращение некоторых озёр в болото - ко­пилку воды. Растительность, животный мир болот. Отношение человека к болоту, меры предосторожности. Аптекарские болота. Моховые поляны -красивое зрелище. Целебные ягоды «мокрых боров»: клюква, морошка, княженика, брусника.

Полярная береза - украшение северных тундр. Стойкость деревца к суровым климатическим условиям.

Олень - вековечный помощник жителей Крайнего Севера. Виды се­верного оленя: ручные (домашние) и дикие. Праздники оленеводов. Образ оленя в творчестве коренных северных народов.

Коренное население тундры. Ненцы, селькупы, их жизнь, хозяйство и культура. Сфера занятий. Гармония коренных народов с миром природы, умение ориентироваться в безбрежных пространствах тундры. Влияние современной культуры на быт и занятия коренных народов.

Путешествие на край Земли (4 ч).

Арктика - страна вечных льдов, безбрежных снежных просторов. Кра­сота и величие холодной земли. Цветистые арктические тундры: полярный мак, Кассиопея - украшение арктической тундры. Символы Арктики: крас-нозобая казарка - цветок Арктики; белый медведь - хозяин Арктики, веч­ный скиталец. Забота медведицы о детёнышах.

Карское море - суровое море Северного Ледовитого океана. Среда обитания редких морских животных. Ластоногие: тюлени, моржи, нерпа, лахтак (морской заяц), лысун, (гренландский тюлень); китообразные: грен­ландский кит, белуха - наш северный дельфин, «морская канарейка». Жизнь морских животных в суровых условиях Арктики. Забота человека о сохранности животного мира.

Путешествие на полярный Урал. Своеобразие природы Уральского субрегиона Тюменской области: сочетание тундры и лесотундры с горной тайгой и каменистыми тундрами. Горные пастбища для оленей. Каменные реки. Сокровища горных недр. Красота, таинственность снежных вершин. Поэзия, музыка гор, их влияние на чувства человека. Забота человека о сохранности уникального природного комплекса.

Итоговое занятие (I ч): Чем удивил и очаровал Тюменский край.


Родники вдохновения и творчества

3 класс

(34 часа)

Здравствуй, музей! (1 ч).

Из истории создания музеев в нашей области. Музейная педагогика часть педагогики искусств. Музей края, где ты живёшь. Предназначение каждого музея. Диалог ребёнка с музеем. Значение музея в освоении ре­гиональной и отечественной культуры. Создание музея в классе, в школе -приобщение к искусству художественной коллекции.

Экскурс в историю ремёсел и промыслов (6 ч).

Тюменская кустарная промышленность, история становления и разви­тия. Промыслы по обработке животного сырья. Участие народных умельцев в ярмарках: Никольская ярмарка - одна из главных ярмарок Сибири. Возрождение ремёсел в наши дни.

Дерево - источник вдохновения. Разнообразие деревообрабатываю­щих ремёсел нашего края. Мастера-салазочники. Производство экипажей, телег, колёс, саней, кошёвок, повозок, крестьянской мебели, бёрд для ткацких станков, выделка рогож, мочальных верёвок, корзиночные про­мыслы. Качество и прочность изделий тюменских мастеров, спрос за пре­делами области.

Мастера клепаной посуды: кадочники, чановщики, ведерники, боча­ры. Превращение дерева в красивый полезный предмет, путь от матери­ального к духовному. Экскурс в историю развития ремесла. Прочность, удобство в использовании. Развитие сувенирного искусства.

Гончарное искусство - язык земли. Экскурс в историю гончарного ремесла. Виды гончарных изделий, символика: достаток, сытость. Влияние сибирской природы на поэтический мир гончарного искусства. Современ­ные мастера-керамисты.

Значение овчинно-шубных изделий в условиях сибирской зимы. Наи­более крупные центры овчинно-шубной промышленности общесибирского значения: Шатровская волость Ялуторовского района, Тобольский округ, ишимские кустари, Тюменский кустарный центр «Кожевенные цеха Сиби­ри». Виды изделий. Овчинно-шубные изделия современных мастеров.

Сибирские валенки. Производство валенной обуви (пимокаты). Зна­чение валенной обуви в условиях сибирской зимы. Возрождение старинно­го сибирского промысла в южной провинции пашей области.

Дом - домашняя вселенная. Мироустройство дома (9 ч).

Архитектура дома в культуре народов региона. Любовь человека к родному дому. Душевный комфорт и согласие в семье. Красота и символи­ка вещей, предметов быта.

Сундук - предмет для хранения «добра». Развитие сундучного про­мысла в нашем крае. Взаимосвязь понятий «Добро» материальное (копить добро) и духовное. Многофункциональное значение сундука. Синтез деко­ра и памятной функции. Шкатулка - заветный сундучок.

Образ лучины как источника света и творчества. Любовь и уважи­тельное отношение людей к лучине, лучинушке. Береза, сосна - материал для создания лучины. Кованые светцы - держатели горящей лучины.

Подсвечник - держатель свечи. Экскурс в историю создания подсвеч­ников. Влияние каслинских (Челябинская область) мастеров на развитие художественного литья в нашем крае. Виды подсвечников, разнообразие декора, символика. Свеча — источник света. Первые свечные промыслы Тобольской губернии, свечники Ишима, Ялуторовска. Свечные изделия фирмы Е.Жернакова. Виды свечей: сальные, стеариновые, восковые, спермацетовые. Обряды и обычаи, связанные со свечой. Дизайн современ­ных свечей.

Творчество для радости - цветные половики. Ткачество - неотъемле­мая часть в жизни женщины, ремесло, искусство. Уникальное изобретение мастеров-деревообработников - ручной ткацкий станок - кросна. Береж­ливость - народная черта, вторая жизнь старых вещей. Материал и своеоб­разие ткачества.

Цветные половики в интерьере современных квартир. Лоскутные ши­тые покрывала. Превращение лоскутка в красивую декоративную вещь. Изделия из лоскутов: одеяла, покрывала, занавеси, панно. Расположение: на стене, на кровати, на сундуке. Символика узора: знаки солнца, воды, земли, растений. Лоскутная аппликация в культуре народов региона.

Праздничное искусство вязаных кружков. Мастерство художествен­ного вязания крючком и на спицах. Влияние снежной зимы на узоры си­бирских мастериц. Виды изделий: салфетки, скатерть, покрывала, кружев­ные платки, косынки, подзоры, накидки.

Своеобразие сибирского климата и необходимость иметь тёплые ве­щи. Неброская красота и полезность вязанных шерстяных изделий. Искус­ство современных мастериц.

Многовековая история вышивки народов региона, богатство техниче­ских приёмов, цветовых решений. Разнообразие вышитых изделий - сал­фетки, дорожки, скатерти-столешники, покрывала, занавески, одежда. Влияние местных условий, особенностей быта, обычаев и природы на приёмы вышивки, мотивы узоров, их композиционное построение.

Экскурс в историю создания льняных холстов на территории Тюмен­ской области.

Художественные традиции коренных народов нашего края (4 ч).

Декоративно-прикладное искусство сибирских татар. Общественный быт и духовная культура сибирских татар. Богатство и разнообразие деко­ративно-прикладного искусства. Влияние на орнамент сибирских татар де­коративно-прикладного искусства русского населения. Быт и культура на­рода в наши дни. Роль декоративно-прикладного искусства в духовно-нравственном воспитании детей.

Декоративно-прикладное искусство югорских народов: ханты, манси. Разнообразие изделий из дерева, бересты, меха.

Декоративно-прикладное искусство обдорских народов: ненцы, сель­купы. Развитие косторезного промысла. Художественные принципы, ор­наментальные мотивы и композиции. Понятие священного (сакрального) орнамента. Образ мира в декоративно-прикладном искусстве народов Се­вера. Сходство и отличие художественных традиций коренных народов Тюменского Севера.

Мастера - умельцы Земли Тюменской (10 ч).

Тюменские дымники - сказочные терема. Тюмень - царство дымни-ков. Назначение: эстетическая и обереговая функция (от пожара), черный чеканный силуэт дымников. Искусство просечного железа. Недолговеч­ность дымников. Синтез архитектурного, скульптурного и орнаментально­го начала. Искусство тюменского мастера Н.Г.Долгополова. Коллекция дымников в запасниках Тюменских музеев.

Окна с затейливой резьбой. Влияние местного купечества на развитие тюменской деревянной резьбы. Искусство мастеров-«оконочников». Мир сибирской природы в узорах тюменских резчиков по дереву, богатство узорной фантазии. Виды резьбы: глухая, долблёная и объёмная наклад­ная. Описание своеобразия деревянной резьбы нашего края в книге Нелли Шайхетдиновой «Деревянная резьба Тюмени».

Тобольская резная кость. Экскурс в историю развития тобольского косторезного промысла, его патриархи. Влияние заказчиков на развитие промысла. Вилы изделий: скульптурки, миниатюры, ювелирные украше­ния, предметы быта. Материал для резьбы: зуб кашалота, клык моржа, би­вень мамонта, пищевая кость. Тема и стиль резьбы: сибирская тематика, северные мотивы, сказочные сюжеты. Современное развитие косторезного промысла.

Тюменские ковры - визитная карточка Сибири. Развитие коврового промысла - ковровщицы Тюмени и других близлежащих населённых пунк­тов. Тюменский ковёр на картине В.Сурикова «Взятие снежного городка».

Искусство гобелена. Вторая жизнь тюменских ковров. Виды тюмен­ских гобеленов: гладкотканные и объемные с выпуском длинных нитей. Мотивы узора, композиций в творчестве современных художников: Г.Гу-бина, Н.Гордеевой и других. Радостное мировосприятие, духовная цен­ность. Природа, культура народов в творчестве мастеров современного искусства гобелена.

Урало-сибирская роспись. История возникновения. Духовно-нравст­венная ценность- Содружество уральских и тюменских мастеров. Своеоб­разие письма масляной краской.

Колокол - голос Родины. Образ колокола и счастья. Первые литейные мастерские по отливу колоколов: церковных, дорожных, бытовых. Заслуга семьи Колокольниковых в развитии литейного дела. Литейных дел масте­ра. Декор тюменских колоколов, символика, своеобразие формы, оберего­вая функция. Звонарь, звонница, звонари тюменских, тобольских звонниц.

Бубенцы, колокольчики. Значение колокольчиков для ямщицкого промысла. Магический смысл звона бубенчиков, колокольчиков, сигналь­ное значение в быту. Сравнивание тюменского колокольчика с валдай­ским. Встреча с бубенцами в литературе, поэзии, музыке. Ямщицкие пес­ни. Бубенцы, колокольчики в интерьере современных квартир.

О чём звонят колокола? Образ колокола и всеобъемлющая полнота мира. Колокольный звон - своеобразный эпос народа. Рисунок звона: басо­вый, альтовый, мелкий зазвонный. Толкование слова «перезвон»: благо­звучный, узорчатый, степенный. Легенды и поверья, связанные с образом колокола, бубенцов.

Итоговое занятие (1ч): Чем удивили и очаровали народные мастера.

  1   2   3   4

Похожие:

Программа «Мир родного края глазами души» (1-3 класс) Пояснительная записка «Так я и понимаю природу, как зеркало души человека: и зверю, и птице, и траве, и облаку только человек даёт свой образ и смысл» iconПояснительная записка Программа курса «Искусство родного края» разработана на основе
Новосибирской области среднего общего образования по искусству «Искусство родного края» 8 класс
Программа «Мир родного края глазами души» (1-3 класс) Пояснительная записка «Так я и понимаю природу, как зеркало души человека: и зверю, и птице, и траве, и облаку только человек даёт свой образ и смысл» iconПедагогический совет «Нравственное и духовное воспитание современного человека.»
Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков и юношей от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности...
Программа «Мир родного края глазами души» (1-3 класс) Пояснительная записка «Так я и понимаю природу, как зеркало души человека: и зверю, и птице, и траве, и облаку только человек даёт свой образ и смысл» icon«Мертвые души» Оглавление Введение
Вкусно поесть любят 46 человек (96%), но питаться каждый день как на празднике согласны только 20 (42%). Стараются следить за тем,...
Программа «Мир родного края глазами души» (1-3 класс) Пояснительная записка «Так я и понимаю природу, как зеркало души человека: и зверю, и птице, и траве, и облаку только человек даёт свой образ и смысл» iconБожественные законы жизни русского духа (души)
Наибольшее влияние на жизнь каждого человека, по народным воззрениям, оказывают переходы души, получившие известность в крайних и...
Программа «Мир родного края глазами души» (1-3 класс) Пояснительная записка «Так я и понимаю природу, как зеркало души человека: и зверю, и птице, и траве, и облаку только человек даёт свой образ и смысл» iconНиколай Левашов Зеркало моей души
Только в течение последней тысячи лет народные массы были одурманены действием последней Ночи Сварога и социальными болезнями, ей...
Программа «Мир родного края глазами души» (1-3 класс) Пояснительная записка «Так я и понимаю природу, как зеркало души человека: и зверю, и птице, и траве, и облаку только человек даёт свой образ и смысл» icon«утверждена» Приказом директора школы 21. 12. 2009 г. №41 Директор школы Ю. В. Павлов
«Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков и юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности...
Программа «Мир родного края глазами души» (1-3 класс) Пояснительная записка «Так я и понимаю природу, как зеркало души человека: и зверю, и птице, и траве, и облаку только человек даёт свой образ и смысл» iconФилософское антиковедение и классическая традиция Том I выпуск 2
«Вольная смерть» (Томск 2003). Автор показывает, что поступок Эмпедокла может быть понят как «метафизический бунт», мистериальный...
Программа «Мир родного края глазами души» (1-3 класс) Пояснительная записка «Так я и понимаю природу, как зеркало души человека: и зверю, и птице, и траве, и облаку только человек даёт свой образ и смысл» icon«Экологические проблемы»
Только полюбив свою родную природу, человек сможет полюбить весь мир. Жизнь природы тесно сплетена с жизнью человека. Сегодня мы...
Программа «Мир родного края глазами души» (1-3 класс) Пояснительная записка «Так я и понимаю природу, как зеркало души человека: и зверю, и птице, и траве, и облаку только человек даёт свой образ и смысл» iconРабочая учебная программа регионального компонента «Искусство родного края»
Составлена на основе примерной образовательной программы учебного курса «Искусство родного края» 8 класс. Разработчики – сотрудники...
Программа «Мир родного края глазами души» (1-3 класс) Пояснительная записка «Так я и понимаю природу, как зеркало души человека: и зверю, и птице, и траве, и облаку только человек даёт свой образ и смысл» icon«Водоёмы родного края»
Сформировать представления учащихся о поверхности и водоёмах родного края. Учить работать с картой. Познакомить со значением водоёмов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница