Программа дисциплины опд. Ф. 14 Возрастная анатомия и физиология «050502. 65 технология и предпринимательство»




Скачать 172.84 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины опд. Ф. 14 Возрастная анатомия и физиология «050502. 65 технология и предпринимательство»
Дата01.12.2012
Размер172.84 Kb.
ТипПрограмма дисциплины




Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Стандарт организации

«Рабочая учебная программа»

Лист

Всего листов

Версия 1




Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный университет»


Кафедра _____ Биомедицинских и экологических знаний ______________





Программа дисциплины


ОПД.Ф.14 - ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ

«050502.65 – технология и предпринимательство»




Составитель (-ли):







Кашарина В.М.




Гордеева Н.В.



Магнитогорск, 2010


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Курс «Возрастная анатомия и физиология» в цикле дисциплин медико-биологической подготовки студентов высшей школы в современных условиях приобретает особую многофункциональную значимость.

В программе медицинской подготовки студентов вуза знания анатомии и физиологии являются основой для усвоения клинических дисциплин, а так же для приобретения навыков и убеждений здорового образа жизни (ЗОЖ). Вместе с тем, программным содержанием государственных стандартов определяется не только преподавание общей анатомии и физиологии, но в большей степени возрастные особенности физиологических систем, гигиенические условия, способствующие развитию организма детей и подростков в соответствии с возрастными проявлениями закономерностей.

Исходя из проблем поставленных гос. стандартами курс «Возрастная анатомия и физиология» становится пропедевтическим для педагогики и психологии, должен читаться с учетом задач обучения, воспитания, охраны и укрепления здоровья школьников, а так же профильным дисциплинам в группах студентов учительских профессий.

В связи с этим, внимание следует уделять анатомии, физиологии нервной системы, закономерностям проявления функций и особенностям их проявления у детей. в свою очередь, обоснование гигиенического нормирования средовых факторов обучения требует знаний опорно-двигательного аппарата: системы дыхания, сердечно-сосудистой, крови, пищеварения и т.д.

Реализация многозначимости задач курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» в цикле «Медико-биологическая подготовка и безопасность жизнедеятельности» связана с целым рядом трудностей:

  1. Малое количество часов (лекций 14-18ч.); семинарских от 13 до 18 ч. в семестре. Другие виды работ по курсу в учебных планах не предполагаются;

  2. Значительный объем информации по трем наукам (анатомия, физиология и гигиена), который, исходя из целей этих наук, должны усвоить студенты I курсов в течении всего лишь одного семестра;

  3. Слабые умения первокурсников записывать материал вузовской лекции;

  4. Недостаточный уровень знаний некоторой части студентов по основным разделам биологических дисциплин школьной программы;

Это значительно затрудняет обучение студентов по программе гос. стандартов в соответствии с целями и задачами этих наук

СОДЕРЖАНИЕ

1.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1. Цель курса

1.2. Задачи курса

1.3. Место курса в системе освоения профессиональной образовательной программы

1.4. Требования к уровню освоения содержания курса

2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

2.1. Темы и их краткое содержание.

2.2. Перечень вопросов к зачету.

2.3. Перечень заданий и тем для самостоятельной работы.

2.4. Тематика рефератов.

3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

4. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

5.1. Рекомендуемая литература (основная)

5.2. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.д.

    1. Цели курса

    • формирование убеждения здорового образа жизни, умения использовать

знания закономерностей возрастных особенностей проявления физиологических функций в создании производственных и, в частности, образовательных учреждений, безопасных для здоровья, средовых факторов;

    • формировать умения, понимать функциональное состояние собственного

организма и организма ребенка, определять характер помощи.


    1. Задачи курса:

    • научить студентов рассматривать человеческий организм во

взаимодействии со средой, представляя деятельность организма как рефлекторную, следовательно отводя ведущую роль нервной системе в осуществлении всех физиологических процессов. Идея нервизма (И.М. Сеченов, И.П. Павлов и др.) выражается в стремлении распространить влияние нервной системы на деятельность всего организма как в норме, так и в патологии, должна стать ведущей в понимании организма человека «как самостоятельно существующей единице органического мира, обладающей саморегуляцией и взаимодействующей с окружающей средой, как единое целое».

    • Установить основные свойства организма человека, направленность

процессов физиологических систем на обеспечение обмена веществ и защиту организма от вредных влияний факторов окружающей среды;

    • Усвоить возрастные закономерности проявления функций

физиологических систем организма, как основу создания гигиенических условий для нормального психического и физического развития детей и подростков, сохраняя их здоровье, должны стать основой создания педагогической среды обучения и воспитания;

    • Определить связь между строением органов, систем органов и

проявлением функций в определенных параметрах;

    • Приобретение знаний по курсу «Возрастная анатомия и физиология»

должны стать основой для оказания первой помощи, например, при травмах, кровотечениях, нарушениях деятельности сердца, органов дыхания и др. несчастных случаях.


    1. Место курса в системе освоения профессиональной образовательной программы

Курс входит в блок «Медико-биологическая подготовка и безопасность жизнедеятельности». Однако, по своему программному содержанию является основой изучения всех клинических и педагогических дисциплин.


    1. Требования к уровню усвоения содержания курса

Студенты должны знать:

    • анатомическую структуру, строение человеческого организма, знать анатомические и физиологические особенности у детей;

    • физиологические, функциональные проявления систем органов организма, как целого, обеспечивающего жизненные процессы;

    • владеть знаниями нормирования средовых условий, обеспечивающих

нормальное развитие и состояние здоровья.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА





    1. Разделы курса.

  1. Общие вопросы возрастной анатомия и физиология

  2. Регуляторные системы организма

  3. Моторные функции

  4. Сенсорные функции

  5. Висцеральные функции

  6. Психофизиология



    1. Темы и краткое содержание лекций

Раздел I. Общие вопросы возрастной анатомии, физиологии (ВАФ)

Тема 1. Предмет и методы ВАФ. Организм и его свойства. Онтогенез.

Тема 2. Общие закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация. Календарный и биологический возраст, их соотношение. Сенситивные периоды развития ребенка. Диагностика функционального развития ребенка.

Раздел II. Регуляторные системы организма

Тема 3. Анатомия и физиология нервной системы. Координационная деятельность центральной нервной системы. Анатомия и физиология эндокринной системы.

Раздел III. Моторные функции

Тема 4. Скелет человека. Особенности костной системы у детей. Мышечная система, ее особенности у детей. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата. Физическое развитие.

Раздел IV. Сенсорные функции

Тема 5. Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем. Зрительная сенсорная система, ее особенности у детей и подростков. Гигиена зрения в условиях школьного и домашнего обучения. Слуховая сенсорная система. Особенности слуха у детей, причины нарушений слуха у детей и подростков, их профилактика.

Раздел V. Висцеральные функции

Тема 6. Обмен веществ и энергии. Внутренняя среда организма. Кровь, лимфа. Кровообращение.

Тема 7. Пищеварение. Особенности внутренней среды у детей. Особенности пищеварения и обмена веществ у детей и подростков. Требования к рациону питания школьников.

Тема 8. Дыхание. Физиология дыхания, особенности дыхания у детей и подростков. Гигиена дыхания. Выделение. Кожа. Репродуктивная система организма.

Раздел VI. Психофизиология

Тема 9. Психофизиологические аспекты поведения ребенка. Коммуникативное поведение. Высшая нервная деятельность. Нейрофизиологические основы поведения человека. ВНД и закономерности ее проявления у детей подростков. Рефлексы, инстинкты. Представление П.К. Анохина как функциональной системы. Виды торможения рефлекторной деятельности мозга. Учение о типах ВНД.

Примерная тематика вопросов к зачету по курсу .

Контрольное задание №1

  1. Предмет и задачи анатомии, физиологии и школьной гигиены. Показатели состояния здоровья детского населения. Возрастная структура заболеваемости. Понятие о группах здоровья. Календарный и биологический возраст, их соотношение. Онтогенез.

  2. Общие закономерности роста и развития детей и подростков. Гетерохронное развитие функций в организме – основа индивидуального подхода в обучении. Понятие «школьная зрелость».

  3. Общие закономерности роста и развития детей и подростков. Понятие роста и развития, как гармоничное развитие. Развитие ребенка и надежность биологической системы. Возрастная периодизация и ее характеристики. Сенситивные периоды развития ребенка.

  4. Понятие о рациональном режиме для детей, принципы, его основные компоненты и их гигиеническое нормирование в суточном времени.

  5. Гигиеническое обоснование к организации и продолжительности урока, к построению учебного дня (количество уроков, расписание уроков), недели, года и организации перемен.

Для филологического ф-та: Гигиена письма и чтения. Использование ТСО на уроках. Требования к письменным принадлежностям.

  1. Утомление. Признаки его проявления у детей и подростков. Две фазы проявления утомления (в поведении учащихся) на уроках. Переутомление, его профилактика.



Контрольное задание №2 (для групп профессии «учителя»)

  1. Физиология анализаторов. Возрастное развитие зрительного анализатора у детей школьного возраста. Виды школьной близорукости. Причины, профилактика. Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению.

  2. Физиология анализаторов. Особенности строения и функций слухового анализатора у детей. Гигиена слуха и профилактика отрицательного влияния шума на организм детей и подростков.

  3. Особенности костно-мышечной системы у детей и подростков (скелет, костная ткань, мышцы). Понятие об осанке. Виды нарушенйи осанки. Приемы и способы осознанного воспитания правильной осанки в системе ученик-учитель.

  4. Возрастные особенности органов пищеварения и обмена веществ у детей и подростков. Значение пищи. Потенциальная энергия и физиологическая потребность калорийности пищевого рациона. Физиологические нормы потребностей детей и подростков в питательных веществах, минеральных солях, потребления витаминов и воды для детей и подростков.

  5. Режим питания. Требования к меню школьника. Транспортировка продуктов, их хранение. Воспитание гигиенических навыков в связи с питанием. Питание во время сельскохозяйственных работ, экскурсий и походов. Первая помощь при пищевых отравлениях.

  6. Профилактика социально-опасных привычек у подростков. Влияние на организм подростков алкоголя, наркотиков, никотина и разнообразных одурманивающих веществ (токсикомания). Факторы, способствующие к приобщению к наркотикам и др. Роль учителя в профилактике вредных привычек.



Контрольное задание №3

  1. Возрастные особенности органов дыхания. Гигиеническое значение воздушной среды и требования к ней в помещении школы. Микроклимат, виды вентиляции в учебных помещениях.

  2. Гигиена физического воспитания. Характеристика основных групп физической подготовленности. Закаливание в системе физического воспитания. Средства, принципы и методы закаливания. Организация туристических походов.

  3. Гигиенические требования к местам занятий физкультурой и спортом. Спортивные площадки, катки, лыжные базы, бассейны. Гимнастические залы, их оборудование. Гигиенические требования к уроку физкультуры.

  4. Гигиена трудового обучения т производительного труда учащихся. Влияние различных средовых факторов (шум, вибрация, высокая температура, пыль, токсические вещества) на состояние организма подростков. Гигиенические требования к организации уроков труда в учебных мастерских, к организации рабочего места, к инструментам, к помещениям для трудовой деятельности подростков.

  5. Гигиенические требования к организации сельскохозяйственного труда.

  6. Санитарно-гигиенические принципы планировки и строительства школьного здания, пришкольного участка.

  1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ


№ раздела





НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ КУРСА

Всего (часов)

Аудиторные занятия (час.)

Самостоят. работа

В том числе

лекции

практич. занятия

1

2

3

4

5

6

I


Раздел I. Общие вопросы возрастной анатомии, физиологии (ВАФ)

Тема 1. Предмет и методы ВАФ. Организм и его свойства. Онтогенез.

Тема 2. Общие закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация. Календарный и биологический возраст, их соотношение. Сенситивные периоды развития ребенка. Диагностика функционального развития ребенка.



6


10



2


2




4



4


4

II


Раздел II. Регуляторные системы организма

Тема 3. Анатомия и физиология нервной системы. Координационная деятельность центральной нервной системы. Анатомия и физиология эндокринной системы.




12




2




4




6

III


Раздел III. Моторные функции

Тема 4. Скелет человека. Особенности костной системы у детей. Мышечная система, ее особенности у детей. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата. Физическое развитие.




8




2




2




4

IV


Раздел IV. Сенсорные функции

Тема 5. Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем. Зрительная сенсорная система, ее особенности у детей и подростков. Гигиена зрения в условиях школьного и домашнего обучения. Слуховая сенсорная система. Особенности слуха у детей, причины нарушений слуха у детей и подростков, их профилактика.




10




2




2




6

V


Раздел V. Висцеральные функции

Тема 6. Обмен веществ и энергии. Внутренняя среда организма. Кровь, лимфа. Кровообращение.

Тема 7. Пищеварение. Особенности внутренней среды у детей. Особенности пищеварения и обмена веществ у детей и подростков. Требования к рациону питания школьников.

Тема 8. Дыхание. Физиология дыхания, особенности дыхания у детей и подростков. Гигиена дыхания. Выделение. Кожа. Репродуктивная система организма.


8


6


4


2


2


2


2


2


2


4


2

VI


Раздел VI. Психофизиология

Тема 9. Психофизиологические аспекты поведения ребенка. Коммуникативное поведение. Высшая нервная деятельность. Нейрофизиологические основы поведения человека. ВНД и закономерности ее проявления у детей подростков. Рефлексы, инстинкты. Представление П.К. Анохина как функциональной системы. Виды торможения рефлекторной деятельности мозга. Учение о типах ВНД.




8




2




6

ИТОГО

72

18

18

36





  1. ФОРМЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Текущий контроль: рефераты, выступления на семинарских занятиях, контрольные работы.

Итоговый контроль: зачет.

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

    1. Рекомендуемая литература (основная).

  1. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. – М.: Академия, 2000.

  2. Коробков, А.В., Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии – М.: Высшая школа, 1986.

  3. Хрипкова А.Г., Антропова М.Ф., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: Просвещение, 1990.

  4. Антропова М.Ф. Гигиена детей и подростков. – М: Медицина, 1982.

  5. Матюшонок М.Т. и др. Физиология и гигиена детей и подростков. – Минск: Высшая школа, 1975.

  6. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомиям и физиология детского организма. – М.: Просвещение, 1986.

  7. Гусев А.С., Сергеев Ю.Н. Анатомия. – М.: Медицина, 1986.

  8. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М., «Академа», 2000.

5.2. Рекомендуемая литература (дополнительная).

1. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. – М., «Академа», 2000.

2. Алкамо Э. Анатомия. Учебное пособие. – М., Астрем, 2002.

3. Санин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия, физиология человека с возрастными особенностями детского организма. – М, «Академа», 2005.

5.3. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.д.

1. Таблицы по анатомии, физиологии (фабричного и самостоятельного изготовления).

2. Муляжи, торсы человека.

3. Раздаточные рисунки, таблицы.

4. Диафильмы «Анатомия зрительного и слухового анализаторов».

5. Программирование, тесты по оценке знаний студентов.

VI. ОТМЕТКА О РАССМОТРЕНИИ

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры, протокол № 01 от _01.09.2010 г.__

Похожие:

Программа дисциплины опд. Ф. 14 Возрастная анатомия и физиология «050502. 65 технология и предпринимательство» iconВопросы к коллоквиумам
Курс подготовки «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» в блоке обще-профессиональных дисциплин занимает центральное место и...
Программа дисциплины опд. Ф. 14 Возрастная анатомия и физиология «050502. 65 технология и предпринимательство» iconН. Н. Павлова Возрастная анатомия и физиология
Н. Н. Павлова. Возрастная анатомия и физиология. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 073500. 65 «Дирижирование»;...
Программа дисциплины опд. Ф. 14 Возрастная анатомия и физиология «050502. 65 технология и предпринимательство» iconПрограмма дисциплины машиноведение специальность 050502. 65 «Технология и предпринимательство»
Государственное образовательное учреждение высшего и профессионального образования
Программа дисциплины опд. Ф. 14 Возрастная анатомия и физиология «050502. 65 технология и предпринимательство» iconПрограмма государственного экзамена «технология и предпринимательство»
Программа государственного экзамена по «Технологии и предпринимательству» составлена в соответствии с требованиями Государственного...
Программа дисциплины опд. Ф. 14 Возрастная анатомия и физиология «050502. 65 технология и предпринимательство» iconРабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Специальность
Тамбовское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Программа дисциплины опд. Ф. 14 Возрастная анатомия и физиология «050502. 65 технология и предпринимательство» icon«Воронежский государственный педагогический университет»
Целями освоения дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» являются
Программа дисциплины опд. Ф. 14 Возрастная анатомия и физиология «050502. 65 технология и предпринимательство» iconПрограмма учебной дисциплины элементы технической механики наименование дисциплины в соответствии с гос 050502 «Технология и предпринимательство»
Дисциплина «Элементы технической механики» относится к национально-региональному компоненту блока дисциплин предметной подготовки...
Программа дисциплины опд. Ф. 14 Возрастная анатомия и физиология «050502. 65 технология и предпринимательство» iconРабочая программа дисциплины физиология (Физиология человека и возрастная физиология)
Высшего профессионального образования по специальности: 022300 «Физическая культура и спорт» со специализацией обж, тсп, фр
Программа дисциплины опд. Ф. 14 Возрастная анатомия и физиология «050502. 65 технология и предпринимательство» iconС. А. Серяков материаловедение и технология
Программа курса для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 050500 «Технологическое образование» (специальность: 050502...
Программа дисциплины опд. Ф. 14 Возрастная анатомия и физиология «050502. 65 технология и предпринимательство» iconПрограмма дисциплины ен. Ф. 02 Информатика для специальностей 050502. 65 Технология и предпринимательство 012500 География со специализацией «Эколого-географическое образование и краеведение»
Целью изучения информатики является также продолжение развития способностей студентов, формирование устойчивого умения и желания...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница