Закон Астраханской области от 22 декабря 2010 г. N 86/2010-оз




НазваниеЗакон Астраханской области от 22 декабря 2010 г. N 86/2010-оз
страница1/11
Дата30.11.2012
Размер1.4 Mb.
ТипЗакон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Закон Астраханской области
от 22 декабря 2010 г. N 86/2010-ОЗ
"О Программе социально-экономического развития Астраханской области
на 2010-2014 годы"




Принят Государственной Думой Астраханской области 9 декабря 2010 года



Статья 1

Утвердить Программу социально-экономического развития Астраханской области на 2010-2014 годы (прилагается).


Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.


Губернатор Астраханской области

А.А. Жилкин


г. Астрахань

"22" декабря 2010 г.

Рег. N 86/2010-ОЗ


Приложение

к Закону Астраханской области

"О Программе социально-экономического развития

Астраханской области на 2010-2014 годы"

Программа
социально-экономического развития Астраханской области
на 2010-2014 годы




Введение



В 2008 году была разработана Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в которой были выделены долгосрочные приоритеты развития государства: переход на инновационный сценарий развития, курс на модернизацию основных секторов экономики и пр. Эти приоритеты были приняты за основу при разработке Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 24.02.2010 N 54-П (далее - Стратегия).

В целях запуска механизма реализации Стратегии необходимо принятие Программы социально-экономического развития Астраханской области на 2010-2014 годы (далее - Программа), которая также является одним из основных документов стратегического планирования, разрабатываемых Правительством Астраханской области согласно Закону Астраханской области от 3 июля 2009 г. N 53/2009-ОЗ "О стратегическом планировании социально-экономического развития Астраханской области".

Ключевой задачей реализации Программы является синхронизация краткосрочных и долгосрочных целей социально-экономического развития, достижение которых возможно за счет:

а) формирования иерархии среднесрочных задач в соответствии с долгосрочными целями;

б) совершенствования разработки и реализации региональных целевых программ;

в) внедрения проектных методов управления для решения социально-экономических задач;

г) проведения мониторинга реализации стратегии социально-экономического развития, а также проведения аудита целевых программ и реализуемых проектов.

1. Оценка условий социально-экономического развития
Астраханской области



Астраханская область является одной из наиболее стабильных с точки зрения социально-экономического развития территорий юга Российской Федерации. По объемам производства на душу населения среди субъектов Южного федерального округа в 2009 году область занимала: первое место по добыче полезных ископаемых, второе место по объему инвестиций в основной капитал, по вводу жилья и по величине среднемесячной заработной платы.

За период 2002-2008 годов валовой региональный продукт области вырос на 46%, индекс промышленного производства - на 21,1%, продукция сельского хозяйства - на 66,6%, грузооборот предприятий транспорта (на коммерческой основе) - на 29%, оборот розничной торговли - в 2,55 раза, платные услуги населению - на 35,3%.

Уровень валового регионального продукта на душу населения в абсолютном выражении вырос за этот период в 4,6 раза.

Темпы роста экономики в 2008 году по отдельным показателям значительно превышали среднероссийский уровень.

Опережающими темпами росли в 2008 году индекс промышленного производства (105,1% против 102,1% по Российской Федерации), продукция сельского хозяйства (114,7% против 110,8%), оборот розничной торговли (121,3% против 113,5%), объем платных услуг (109,0% против 104,8%), грузооборот транспорта (105,2% против 100,6%), среднедушевые денежные доходы (127,2% против 119,9%).

Достижение указанных результатов стало возможным благодаря правильному использованию как собственного потенциала (область является геополитически и геокультурно значимым регионом, крупным транспортно-транзитным узлом и имеет значительные запасы природных ресурсов), так и благоприятных внешних условий докризисного периода середины двухтысячных годов (общий подъем экономики страны, ускоренный рост потребительских рынков, рост объемов прямых иностранных инвестиций в регионы России, наращивание грузопотоков, реализация амбициозных проектов за счет государственных вложений, прежде всего инфраструктурных).

Однако уже в 2008 году Россия вступила в состояние рецессии, последствия которой отразились на состоянии экономики и социальной сферы страны. Практически все сектора, ранее растущие, попали в ситуацию резкого сжатия как по стоимости, так и по физическим объемам, имел место инвестиционный спад, а также потеря ликвидности.

Что касается Астраханской области, то ее экономика, являясь неотъемлемой частью экономики России, также испытала негативные внешние тенденции. Регион вступил в кризис, находясь в зоне существенного риска, поскольку большая часть промышленного производства обеспечивается конъюнктурно зависимыми секторами. Резко возросли риски для предприятий, зависящих от заказов нефтедобывающих компаний (промышленное строительство, судостроение, нефтесервисные услуги).

С другой стороны, в экономике Астраханской области значимое место традиционно занимают отрасли, в которых кризисные явления проявились не столь остро-сельское хозяйство, рыбная промышленность и пр. Данные отрасли в определенной мере могут послужить "буфером" для рынка труда, экономики и бюджета Астраханской области на ближайшую перспективу.

Касаясь инвестиционного роста, можно отметить, что, если по итоговым показателям 2008 года положительные показатели наблюдались во всех значимых секторах и лишь отдельные отрасли испытывали видимое замедление темпов роста, то уже в 2009 году Астраханская область не смогла сохранить модель инвестиционного роста во всех видах деятельности, начавшую формироваться в последние два-три года. По всей видимости, инвестиционный цикл, служивший основой экономики России в целом и Астраханской области в частности, прошел свой пик и в настоящее время находится на спаде.

Индекс промышленного производства (ИПП) за январь - декабрь 2009 года составил 84,3%. Сократились объемы производства по всем основным видам деятельности: в добыче полезных ископаемых - 88,2% (к уровню 2008 года), в обрабатывающих производствах - 82,3%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 88,8%. Значительно снизилась инвестиционная активность - 89,2%, объем работ в строительстве - 64,4%, грузооборот транспорта - 94,4%.

Опережающими темпами в 2009 году росли: валовая продукция сельского хозяйства (120,1% против 101,2% по России) и ввод в действие жилья (125,0% против 93,3%). Увеличены объемы по отдельным подвидам в обрабатывающих производствах: в производстве пищевых продуктов, включая напитки (100,5%), производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви (102,6%) за счет увеличения производства обуви из полимерных материалов.

На общем фоне кризисных явлений в Астраханской области к настоящему времени сформировался набор опасностей и возможностей, основные из которых отражены в таблице 1:


Таблица 1


Проектные направления

Опасности и недостатки

Возможности

Нефтегазовый комплекс, добыча и переработка неуглеводородных полезных ископаемых

Особенности геологического строения продуктивных отложений полезных ископаемых, в частности, углеводородных ресурсов Астраханского свода


Недостаточный уровень развития инновационно-технологической инфраструктуры

Значительные запасы месторождений углеводородного сырья Астраханской области и прилегающей части российского сектора Каспийского моря сделали область перспективным районом для освоения углеводородных ресурсов и формирования нового крупного газодобывающего и газоперерабатывающего центра России.

Включение в растущий рынок нефтегазосервисных услуг на Каспии.


Наличие запасов других природных ресурсов (гипс, соль, йодосодержащие подземные воды и др.) дает предпосылки для повышения эффективности процессов создания, внедрения и освоения новых наукоемких видов продукции и технологий.

Судостроительный комплекс

Снижение количества заказов в связи с глобальным экономическим кризисом

Судостроительный комплекс Астраханской области представлен двадцатью судостроительно-судоремонтными крупными предприятиями. Ядро судостроительной отрасли региона составляют ОАО "ССЗ Красные Баррикады" и ООО "Астраханское судостроительное производственное объединение", включающее в себя ряд крупных судостроительно-судоремонтных предприятий Астраханской области и входящее в состав группы компаний "Каспийская Энергия"

Агропромышленный комплекс. Аквакультура и рыболовство

Локальная обеспеченность водными ресурсами (только в зоне Волго-Ахтубинской поймы и подстепных ильменей) ограничивает возможности расселения на всей территории области, а также потенциал развития агропромышленного комплекса


Исчерпание естественных рыбных ресурсов

Благоприятные природно-климатические условия.


Наличие уникальных пород рыб в реке Волге и Каспийском море (из более чем 60 видов рыб 30 имеют промысловое значение).

Транспорт и логистика

Отсутствие логистической инфраструктуры

Уникальное экономико-географическое положение Астраханской области (через территорию региона проходит транспортный коридор "Север-Юг", область обладает выходом к морю, пригодными условиями и достаточными территориальными резервами для развития портовых мощностей, расположена на одной из самых мощных воднотранспортных артерий страны - реке Волге)

Туризм

Истощение биоресурсов, что при доминировании рыболовного вида туризма приведет к сокращению объема туристических услуг


Недостаточно развитая туристическая инфраструктура, особенно круизная.

Выгодное геополитическое положение.


Богатое культурное наследие и наличие большого количества достопримечательностей создают все предпосылки для диверсификации существующего туристского продукта и развития культурно-познавательного и экологического туризма.

Производственная специализация

На российских рынках продукция базовых отраслей Астраханской области присутствует ограниченно, а на зарубежные рынки поставляется лишь несколько товарных групп, производимых в Астраханской области (преимущественно продукция судостроения и рыба ценных пород)

В рамках национального разделения труда Астраханская область специализируется на производстве продукции гражданского судостроения, соли, отдельных видов машиностроительной продукции, рыбы и рыбной продукции, а также овощей. Область является основным газодобывающим регионом Поволжского экономического района и входит в число лидеров российских регионов по производству природного газа, серы и нефтепродуктов

Развитие человеческого потенциала и социальной сферы

Десинхронизация рынка труда и рынка образовательных услуг.


Основные показатели уровня жизни населения (в первую очередь среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций, среднедушевые денежные доходы населения) в Астраханской области ниже, чем в среднем по России.

Потенциально высокие человеческие ресурсы, поскольку демографическая ситуация в Астраханской области - одна из самых благоприятных в России.


Качество трудовых ресурсов находится на более высоком уровне, чем в среднем по югу страны.


Таким образом, основными направлениями развития региона на среднесрочную перспективу являются синхронизация краткосрочных (обеспечение выхода экономики области и отдельных секторов из ситуации, обусловленной глобальным экономическим кризисом, сохранение устойчивых положительных темпов роста базовых секторов, проведение оптимизации корпоративной и технологической структуры ключевых отраслей и их кластеризация, повышение уровня и качества жизни населения и т.д.) и долгосрочных (развитие новых отраслей специализации региона, диверсификация экономики области, развитие городской среды и т.д.) целей социально-экономического развития.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Закон Астраханской области от 22 декабря 2010 г. N 86/2010-оз iconОтраслевая целевая программа "Развитие культуры и сохранение культурного наследия Астраханской области на 2008-2010 годы" (с изменениями от 24 октября 2008 г., 20 августа 2009 г., 13 апреля, 19 августа, 6 декабря 2010 г.)
Астраханской области на 2008-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 02. 07. 2007 n 257-П, а...
Закон Астраханской области от 22 декабря 2010 г. N 86/2010-оз iconПрограмма модернизации здравоохранения Астраханской области на 2011-2012 годы
Правительства Астраханской области от 24. 02. 2010 n 54-П, а также стратегии развития системы здравоохранения Астраханской области...
Закон Астраханской области от 22 декабря 2010 г. N 86/2010-оз iconПостановление от 1 декабря 2010 г. N 11-п об административном регламенте министерства жилищно-коммунального хозяйства астраханской области по предоставлению
В соответствии с Постановлением Правительства Астраханской области от 30. 09. 2010 n 427-п "о порядке разработки и утверждения административных...
Закон Астраханской области от 22 декабря 2010 г. N 86/2010-оз iconЗакон Российской Федерации
ФЗ, от 27 июля 2010 г. №215-фз, от 28 сентября 2010 г. №243-фз, от 8 ноября 2010 г. №293-фз, от 8 декабря 2010 г. №337-фз, от 28...
Закон Астраханской области от 22 декабря 2010 г. N 86/2010-оз iconАдминистрация Губернатора Астраханской области
Материалы заседания этноконфессионального совета при Губернаторе Астраханской области 8 декабря 2010 года
Закон Астраханской области от 22 декабря 2010 г. N 86/2010-оз iconПостановление Правительства Астраханской области
Российской Федерации до 2010 года" и постановлением Правительства Астраханской области от 23. 03. 2006 n 67-п "О концепции отраслевой...
Закон Астраханской области от 22 декабря 2010 г. N 86/2010-оз iconПаспорт комплексной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Астраханской области на 2010-2012 годы"
Повышение безопасности дорожного движения в Астраханской области на 2010-2012 годы, а также в целях снижения тяжести дорожно-транспортного...
Закон Астраханской области от 22 декабря 2010 г. N 86/2010-оз iconПостановление Правительства Астраханской области от 25 мая 2010 г. N 225-п "О стратегии развития системы здравоохранения Астраханской области до 2014 года"
В целях совершенствования системы здравоохранения Астраханской области Правительство Астраханской области постановляет
Закон Астраханской области от 22 декабря 2010 г. N 86/2010-оз iconИнформация о поступлении печатных изданий в Государственную Думу Астраханской области в июне 2010 года
Основные мероприятия Государственной Думы Астраханской области на июль 2010 года
Закон Астраханской области от 22 декабря 2010 г. N 86/2010-оз iconПостановление Губернатора Астраханской области
Правительства Астраханской области от 30. 09. 2010 n 427-п "О порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница