Пояснительная записка Пособие для студентов «Растворы»




НазваниеПояснительная записка Пособие для студентов «Растворы»
страница1/9
Дата30.11.2012
Размер0.58 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Государственное автономное образовательное учреждение


среднего профессионального образования


«Энгельсский медицинский колледж»


П О С О Б И Е



ПО САМОПОДГОТОВКЕ, САМООЦЕНКЕ И САМОКОНТРОЛЮ


тема:


«Растворы»


Дисциплина химия

Специальность «Сестринское дело» «Фармация»

Курс I


Рассмотрено



на заседании ЦМК

ЕН и физвоспитания_______

________________________________

Протокол №_____________

от «­­____»________2011 г.

Председатель комиссии

_____________







Составлена


преподавателем дисциплины

химия

Пироговой Э.Э.




2011

Пояснительная записка


Пособие для студентов «Растворы» написано с целью помочь студентам лучше усвоить учебный материал. Пособие содержит четыре больших раздела. После каждого раздела даны вопросы для самоконтроля. Показаны примеры решения задач. Для закрепления тем и самопроверки знаний даны контрольные тесты. На тесты имеются эталоны ответов, чтобы студенты могли оценить свои знания.


Содержание



  1. Растворы

-виды дисперсных систем

-растворимое вещество и растворитель

-способы выражения количественного состава растворов

-решение задач

-вопросы для самоконтроля по теме «Растворы»

  1. Электролитическая диссоциация

-электролиты

-теория электролитической диссоциации

-механизм электролитической диссоциации ионных веществ

-схема электролитической диссоциации

- механизм электролитической диссоциации полярных веществ

- электролиты и неэлектролиты

-сильные электролиты

-слабые электролиты

-неэлетролиты

-степень диссоциации и константа диссоциации

- диссоциация кислот, оснований, солей

- вопросы для самоконтроля по теме «Электролитическая диссоциация»

  1. Ионные реакции в водных растворах

-ионные реакции

-последовательность составления ионного уравнения

-основания, классификация, состав, свойства

- кислоты, классификация, состав, свойства

- соли, классификация, состав, свойства

- оксиды, классификация, состав, свойства

- вопросы для самоконтроля по теме «Ионные реакции в водных растворах»

  1. Гидролиз солей

-четыре случая гидролиза

5. Электролиз растворов и расплавов солей

6.Приложение:

-тесты по темам

-эталоны ответов


I. Растворы

1. Виды дисперсных систем

Если одно вещество мелко раздроблено и равномерно рас­пределено в другом веществе, возникает дисперсная система. Раздробленное вещество называется дисперсной фазой, а веще­ство, в котором распределена дисперсная фаза, — дисперсион­ной средой.

Дисперсные системы могут быть различными по агрегатно­му состоянию. Воздух, например, является типичной газообраз­ной дисперсной системой, состоящей из газообразных кислорода, азота, оксида углерода(IV) и др. Сплавы металлов — типичные твердые дисперсионные системы. Жидкие дисперсные системы образуются в жидкой дисперсионной среде.

Мы будем рассматривать в основном жидкие дисперсные системы.Дисперсионной средой в таких системах могут быть вода, спирт, керосин, бензол и другие жидкости. Дисперсной фазой могут быть как твердые вещества, так и жидкости, и газы.

Дисперсные системы можно разделить на грубодисперсные системы {взвеси), коллоидные растворы и истинные растворы. Тип дисперсной системы зависит от размеров частиц дисперсной фазы. Если их размер превышает 100 нм, образуются грубо-дисперсные системы — суспензии или эмульсии.

Суспензии получаются, если дисперсная фаза твердая, а эмульсии — если она жидкая. Например, если взболтать в воде глину или сильно измельченный мел, то получается мутная взвесь, которая очень медленно отстаивается. Это и есть сус­пензия.

Примером эмульсии может служить молоко, где дисперсной фазой являются капельки жира. Жир в виде эмульсии легче усваивается организмом. Не случайно выделяемая печенью желчь эмульгирует жир, попадающий в пищеварительный тракт.

Грубодисперсные системы не пропускают лучи света, частицы их достаточно крупны, их можно увидеть в микроскоп. Сус­пензии можно фильтровать через бумажный фильтр.

Как суспензии, так и эмульсии обычно более или менее быст­ро расслаиваются при хранении. В отличие от них коллоидные растворы значительно более устойчивы. В них размер частиц дисперсной фазы колеблется в пределах от 1 до 102 нм.

Наиболее устойчивыми среди дисперсных систем являются гак называемые истинные, или молекулярные, растворы, в кото­рых размер частиц дисперсной фазы не превышает 1 нм. Как правило, в таких растворах дисперсная фаза раздроблена до молекул или ионов.

2. Растворимое вещество и растворитель. Сущность процесса растворения

Обязательными компонентами любого раствора являются растворитель и растворенное вещество. Растворителем обычно называют компонент,

агрегатное состояние которого то же, что и у раствора в целом. В практике чаще пользуются растворами, в которых растворителя гораздо больше, чем растворенного ве­щества. Растворенные вещества могут быть взяты в любом агре­гатном состоянии. Кроме того, в одном растворе может быть растворено несколько веществ. Типичным примером такого рас­твора служит морская вода.

Если поваренную соль, сахар или перманганат калия по­местить в воду, то мы заметим, как количество твердой соли (или другого вещества) постепенно уменьшается — идет раство­рение; при этом вода, в которой растворилось вещество, изме­няет свои свойства: она приобретает вкус, окраску, изменяются температура ее кипения, замерзания, плотность, электрическая проводимость и т. д. Изменяются свойства и у растворяемых веществ. Так, сухая поваренная соль не проводит электрический ток, дистиллированная вода тоже не проводит ток, а водный раствор поваренной соли обладает электропроводностью. При растворении очень часто наблюдается выделение или поглоще­ние теплоты. Причиной этого являются различные физические и химические процессы, происходящие при растворении. Однако если выпарить из раствора воду, то можно опять получить по­варенную соль, причем в том же количестве, что и до растворе­ния.

Возникает вопрос: можно ли рассматривать растворы как механические смеси? В механических смесях каждый компонент сохраняет свои свойства, а в растворах свойства компонентов меняются. Исходя из этого, а также из того, что в растворе могут происходить химические реакции, Д. И. Менделеев предложил рассматривать растворы как жидкие, непрочные, определенные химические соединения в состоянии диссоциации.

Вместе с тем растворы нельзя считать химическими соеди­нениями в полном смысле этого слова, так как раствор одного и того же вещества может иметь разный количественный состав, а у химического соединения состав постоянный. Другими сло­вами, количества растворенного вещества и растворителя в рас­творе могут быть различными.

Растворами можно назвать физико-химические дисперсные системы, со­стоящие из двух или нескольких веществ и их непрочных химических соедине­ний.

Механизм растворения следующий. Молекулы растворителя со всех сторон окружают частицы растворяемого вещества и под действием сил межмолекулярного притяжения, которые в конце концов преодолевают силы сцепления между частицами растворяемого вещества, отрывают их друг от друга. Вследствие диффузии частицы растворяемого вещества постепенно равно­мерно распределяются по всему объему раствора. Такова сущ­ность процесса растворения в простейшем случае, если бы между растворителем и растворенным веществом не происходило химических процессов.

При растворении твердых веществ разрушение кристалли­ческой решетки растворяемого вещества и распределение его частиц в большом объеме всегда сопровождаются поглощением теплоты и влекут за собой охлаждение раствора. Если, например, поместить в стакан с водой кристаллы нитрата аммония NH4N03 и поставить стакан на кусочек влажного картона, то картон примерзнет к стакану, так как температура раствора падает ниже 0 °С

С другой стороны, при растворении в воде серной кислоты или щелочи раствор очень сильно разогревается и может даже закипеть. Выделение теплоты нельзя объяснить, если рассматри­вать растворение как простое смешивание. Объяснение этому явлению дает гидратная теория растворов Д. И. Менделеева.

Изучая свойства водных растворов серной кислоты, спирта ряда других веществ, Д. И. Менделеев пришел к выводу, что растворы представляют собой системы, состоящие не только из растворителя и растворенного вещества, но и из продуктов их взаимодействия — гидратных соединений различного состава гидратов.

Объясняя это явление, Д. И. Менделеев предположил, что и растворе между частицами растворяемого вещества и раство­рителя возникает взаимодействие, в результате чего происходит растворение и частицы растворенного вещества, распределяясь в объеме раствора, оказываются окруженными оболочками из молекул растворителя. Такая оболочка называется сольватной. Если растворителем является вода, то оболочка называется гидратной.

Молекулы воды из гидратной оболочки иногда вступают в реакцию с растворенным веществом, образуя химическое соеди­нение. Эти соединения называют кристаллогидратами, напри­мер CuS04 • 5Н20. Процесс образования гидратов — экзотерми­ческий химический процесс, сопровождающийся выделением теплоты, которая перекрывает расход энергии на разрушение кристаллической решетки.

3. Способы выражения количественного состава растворов

Известно, что растворимость твердых веществ и газов в во­де небеспредельна — при достижении определенной концентра­ции образуются насыщенные растворы. В то же время имеются вещества, которые могут смешиваться с водой в любых соотно­шениях (спирт, неорганические кислоты). Известно также, что на растворимость веществ влияют температура и давление. Рас­творимость твердых веществ с повышением температуры увели­чивается, газов — уменьшается. Повышение давления увеличи­вает растворимость газов.

Растворимость твердых веществ зависит также от природы растворяемого вещества. Различают вещества, хорошо раство­римые в воде (NaCl, KN03) NaOH, КОН, FeS04, FeCl3, MgCl2) KI), малорастворимые (CaS04) и практически нерастворимые (BaS04, AgCl, AgBr, СаСОз).

В лаборатории важно не просто знать, растворимо вещество или нет, а необходимо уметь готовить растворы со строго задан­ным содержанием в них растворенного вещества.

Для более точного определения количественного состава раствора используется расчет массовой доли растворенного ве­щества в растворе w.

Массовая доля растворенного вещества w — это отношение массы раство­ренного вещества т1 к общей массе раствора т, выраженное в процентах.

w = m1/m 100%.

Еще более точным способом определения количественного состава раствора является расчет его концентрации.

Концентрация раствора С — это отношение количества растворенного ве­щества v к общему объему раствора V.

С = v (моль)

V (л)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Пояснительная записка Пособие для студентов «Растворы» iconПояснительная записка На современном этапе развития общества заметно усилился интерес к проблеме этикета и имиджелогии
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов факультета физической культуры. Оно включает в себя тематику контрольных...
Пояснительная записка Пособие для студентов «Растворы» iconПояснительная записка По итогам работы оформляется пояснительная записка по шаблону дипломной работы студентов специальности «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети».
Исполняемый код должен запускаться на любой рабочей станции и не требовать установки дополнительных библиотек. Принимает и оценивает...
Пояснительная записка Пособие для студентов «Растворы» iconТестовые задания по общей и биоорганической химии: растворы
Тестовые задания по общей и биоорганической химии: растворы : учеб метод пособие / А. г. Шубина; Федеральное агентство по образованию,...
Пояснительная записка Пособие для студентов «Растворы» iconПояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине «Электротехника и электроника»
Пояснительная записка 19 с., 9 рис., 2 табл., 6 источников, 2 л графического материала
Пояснительная записка Пособие для студентов «Растворы» iconПояснительная записка к Комплексной (Сводной) программе повышения безопасности энергоблоков
Пояснительная записка …
Пояснительная записка Пособие для студентов «Растворы» iconПояснительная записка Посылаем материал на конкурс "Дистанционный урок"
...
Пояснительная записка Пособие для студентов «Растворы» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
В качестве выщелачивающих растворов используются рудничные воды, растворы, полученные после извлечения меди, растворы серной кислоты,...
Пояснительная записка Пособие для студентов «Растворы» iconПояснительная записка 3 пояснительная записка
Охватывает: требования, предъявляемые к персоналу
Пояснительная записка Пособие для студентов «Растворы» iconУчебное пособие 2,0
Пояснительная записка к расчетному заданию по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»
Пояснительная записка Пособие для студентов «Растворы» iconПояснительная записка к электронным материалам по специальному предмету
Данное пособие предназначено преподавателям специальных дисциплин и учащимся для профессиональных училищ, обучающимся по профессии...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница