Программа дисциплины «Экологическая безопасность и геополитические интересы России» дополнительная квалификация: «Эколог (в области профессиональной деятельности)»




Скачать 113.26 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Экологическая безопасность и геополитические интересы России» дополнительная квалификация: «Эколог (в области профессиональной деятельности)»
Дата30.11.2012
Размер113.26 Kb.
ТипПрограмма дисциплины


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И. Менделеева"


Программа утверждена на заседании кафедры протокол № 1 от 28.09.2007




Программа дисциплины

«Экологическая безопасность и геополитические интересы России»


дополнительная квалификация:

«Эколог (в области профессиональной деятельности)»


Составитель:

кандидат биологических наук,

доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин

Н.А. Попова


Тобольск 2007

Примерная программа дисциплины «Экологическая безопасность и геополитические интересы России» федерального компонента цикла СД составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации «Эколог» (в области профессиональной деятельности)».



I. Организационно-методический раздел

1. Цель курса

Целью курса «Экологическая безопасность и геополитические интересы России» является вооружение студентов знаниями об основах экологической безопасности и взаимодействия общества и природы в России, об особенностях регионального социально- экономического планирования.


2. Задачи курса

  • заложить основы понятийно-категорийного аппарата природопользования как науки;

  • получить системное представление о природопользовании как о процессе взаимодействия природы и общества;

  • показать основные направления, проблемы и перспективы природопользования в современный период развития общества;

  • изучить основы биоэтики и экокультуры;

  • получить системное представление о природопользовании как о процессе взаимодействия природы и общества;

  • изучение экологического состояния территории и геополитических интересов России.


3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Изучение курса «Экологическая безопасность и геополитические интересы России» базируется на знаниях студентов в рамках фундаментальных естественнонаучных, общепрофессиональных и социально-экономических дисциплин. Курс носит интегрально-прикладной характер.


4. Требования к уровню освоения содержания курса

После изучения данной дисциплины студент должен:

  • овладеть знаниями по разделам курса;

  • выполнять практические задания;

  • знать российские нормативно-правовые основы природопользовательской деятельности;

  • иметь представление о нормировании состояния природно-территориальных комплексов и их компонентов России;

  • иметь представление о системе оценки воздействия на окружающую природную среду;

  • знать основные закономерности влияния важнейших объектов хозяйственной деятельности человека на природу в России.

II. Содержание курса

  1. Разделы курса

1. Основные природные особенности России.

2. Экологическое состояние территории России.

3. Экологические условия проживания населения.

4. Концепция устойчивого развития.

5. Проблемы биоэтики и экокультуры.


2. Темы и краткое содержание

Тема 1. Основные природные особенности России

Характеристика климатогеографических условий, флоры и фауны России. Особенности взаимодействия общества и природы в России. Формы воздействия человека на природу. Природные ресурсы и природно-ресурсный потенциал территорий. Водные ресурсы. Стоки. Загрязнение водных ресурсов и его тенденции. Охрана водных ресурсов: основные направления.

Лесные ресурсы. Функции лесных ресурсов. Нехозяйственные функции. Атмосфероохранная функция (влияние на круговорот углерода и кислорода). Водо-охранная функция (влияние на водообмен). Почвозащитная функция (предотвращение эрозии почвы, образование оврагов, оползней, наводнений). Функция среды обитания. Рекреационная и эстетическая функция. Леса как объекты хозяйственного использования. Территориальное распределение. Добыча, использование. Проблема экспорта леса.

Биологически ресурсы. Ресурсы животного мира, видовое разнообразие. Проблемы сохранения биоразнообразия. Особо охраняемые территории. Заповедование и его назначение. Основные формы охраняемых территорий. Природно-заповедный фонд РФ и Тюменской области.

Минеральные природные ресурсы: состав и структура. Топливно-энергетические ресурсы: нефть, природный газ, уголь. Запасы и добыча, распределение по территории, сокращение запасов, использование, позитивные и негативные проблемы экспорта и импорта. Характеристика топливно-энергетического комплекса. Непреднамеренные воздействия на окружающую среду. Природные ресурсы и их классификация: критерии и группировка. Исчерпаемте и неисчерпаемые. Возобновимые и невозобновимые. Заменимые и незаменимые. Производственные и потенциально перспективные. Рекреационные природные ресурсы.

Тема 2. Экологическое состояние территории России

Экологическое состояние атмосферы, вод и почв России. Оценка качества окружающей среды. Санитарно-гигиенические нормативы качества. Предельно-допустимые концентрации вредных веществ. Нормативы предельно-допустимого уровня воздействия радиации, шума, вибрации, магнитных полей. Нормативы качества в производственно-хозяйственной сфере. Комплексные нормативы качества. Стандартизация загрязнений и ее обоснование. Стандарты воздействий на ОПС и качества ОПС. ПДК, ПДС и ПДВ. Нормативы и сверхнормативные дозы.

Экологическая политика и механизмы ее реализации (правовые, экономические, административный). Организационная структура руководства природопользованием. Уровни управления, функции центральных и местных органов. «Жесткие « и «мягкие» формы регулирования природопользования. Виды управления природными системами – опережающее и оперативное. Влияние физического, химического и биологического загрязнения на здоровье населения.

Санитарно-гигиенические нормативы качества. Предельно-допустимые концентрации вредных веществ. Нормативы предельно-допустимого уровня воздействия радиации, шума, вибрации, магнитных полей. Нормативы качества в производственно-хозяйственной сфере. Комплексные нормативы качества. Стандартизация загрязнений и ее обоснование. Стандарты воздействий на ОПС и качества ОПС. ПДК, ПДС и ПДВ. Нормативы и сверхнормативные дозы. Понятие об охране природы. Объект охраны. Принципы охраны природы: профилактичность, комплексность, повсеместность, территориальная дифференцированность, сочетание технических средств защиты с самосохранением природных экосистем. Нормативное обеспечение природоохранной деятельности и проблема его совершенствования.

Тема 3. Концепция устойчивого развития

Программа устойчивого развития России. Экологическая политика и механизмы ее реализации (правовые, экономические, административный). Организационная структура руководства природопользованием. Уровни управления, функции центральных и местных органов. «Жесткие « и «мягкие» формы регулирования природопользования. Виды управления природными системами – опережающее и оперативное.

Тема 4. Проблемы биоэтики и экокультуры

Технократическое мышление и его опасность. Формирование экокультуры и биоэтики.


3. Перечень примерных контрольных и заданий для самостоятельной работы

  1. Перечислите природные зоны России.

  2. Назовите источники антропогенного загрязнения водоемов.

  3. Какие виды загрязнений водоемов вы знаете?

  4. Перечислите последствия загрязнения водной среды.

  5. Объясните, почему почвенный покров может служить индикатором загрязнения атмосферы?

  6. Перечислите и охарактеризуйте опасные геоэкологические процессы на территории Росси.

  7. Как осуществляется контроль за опасными природными процессами?

  8. Какие условия считаются экстремальными для жизни человека?

  9. Охарактеризуйте распространение водной и ветровой эрозии в пределах России.

  10. Как повреждаются земли в процессе добычи полезных ископаемых?

  11. Охарактеризуйте закономерности распространения поврежденных земель по территории России.

4. Примерная тематика рефератов

  1. Экологическое состояние территории Тюменской области.

  2. Влияние наркомании и токсикомании на здоровье население.

  3. Влияние алкоголизма на здоровье население.

  4. Экологический проект, его структура и организация.

  5. Методы определения эффективности природопользования.

  6. Методы оценки природных ресурсов.

  7. Методы оценки биоты и проблем сохранения биоразнообразия.

  8. Система ОВОС и практика реализации в России и зарубежных странах.

  9. Экологический менеджмент и маркетинг: мировой и российский опыт.

  10. Основные направления международной деятельности России в области охраны ОПС.


5. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу

  1. Какие источники физического загрязнения окружающей среды вы знаете?

  2. Какие источники химического загрязнения окружающей среды вы знаете.

  3. Какие источники биологического загрязнения окружающей среды вы знаете?

  4. Каковы демографические проблемы России?

  5. Каково влияние на человека отработанных газов автомобилей?

  6. Как влияет пыль на здоровье человека?

  7. Как влияют парниковый эффект, нарушение озонового слоя и кислотные осадки на здоровье человека?

  8. Как влияет загрязнение водоемов на здоровье человека?

  9. Как влияет шумовое загрязнение на здоровье человека?

  10. Как влияет загрязнение жилья на здоровье человека?

  11. Как влияет загрязнение медицинскими и косметическими препаратами на здоровье человека?

  12. Как влияет загрязнение пищевых продуктов на здоровье человека?

  13. Что такое экологическая безопасность?

  14. Что такое экологический здоровый образ жизни?

  15. Что такое устойчивое развитие?

  16. Каковы условия устойчивого развития?

  17. Каковы пути реализации устойчивого развития?

  18. Что такое технократическое мышление?

  19. Каковы стратегии и технологии взаимодействия с миром природы?

  20. Что такое экологическая культура?

  21. Какие задачи должны быть решены в процессе формирования экокультуры?



III. Распределение часов курса по темам и видам работ




п/п

Наименование тем и разделов

Всего

(часов)

Аудиторные занятия (час.)

Самостоятельная работа

В том числе

лекции

семинары

1

Раздел 1. Основные природные особенности России

Тема 1. Основные природные особенности России.

8

2

2

4

2

Раздел 2. Экологическое состояние территории России

Тема 2. Экологическое состояние территории России

8

2

2

4

3

Раздел 3. Концепция устойчивого развития

Тема 3. Концепция устойчивого развития

16

4

4

8

4

Раздел 4. Проблемы биоэтики и экокультуры.

Тема 4. Проблемы биоэтики и экокультуры.

8

2

2

4

ИТОГО:

40

10

10

20



IV. Форма итогового контроля

экзамен

V. Учебно- методическое обеспечение дисциплины


1. Рекомендуемая литература (основная)

  1. Акимова, Т.А. Экология: учеб. для вузов / Т.А. Акимова, В.В. Хаскин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

  2. Вагапов, П.А. Экологические риски: учеб. пособие / П.А. Вагапов. – СПб., 2001.

  3. Васильев, П.П. Практикум по безопасности жизнедеятельности человека, экологии и охране труда / П.П. Васильев. – М.: Финансы и статистика, 2004.

  4. Владимиров, В.А. Основные опасности и угрозы на территории России в начале XXI века: учеб. пособие / В.А. Владимиров. – М.: Военные знания, 2002.

  5. Государственный доклад « О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1999 г.». – М., 2000.

  6. Гринин, А.С. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие / А.С. Гринин, В.Н. Новиков. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

  7. Данилов-Данильян, В.И. Экологическая безопасность: Общие принципы и российский аспект / В.И. Данилов-Данильян. – М., 2001.

  8. Сапронов, Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / Ю.Г. Сапронов. – М., 2004.

  9. Хотунцев, Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: учеб. пособие / Ю.Л. Хотунцев. – М.: Академия, 2002.

  10. Экологическое право России: конспект лекций / С. Петров. – М.: Приор, 2004.

  11. Экологическое состояние территории России: учеб. пособие / В.П. Бондарев [и др.]; под ред. С.А. Ушакова, Я.Г. Каца. – М.: Академия, 2004.

  12. Яницкий, О.Н. Россия: экологический вызов (общественные движения, наука, политика) / О.Н. Яницкий. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002.


2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

  1. Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию. – М.: Прогресс, 1989.

  2. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетарное явление / В.И. Вернадцкий. – М.: Наука, 1991.

  3. Романова, Э.П. Природные ресурсы мира / Э.П. Романова [и др.]. – М.: МГУ, 1993.

  4. Гирусов, Э.В. Экология и экономика природопользования / Э.В. Гирусов [и др.]. – М.: Юнити, 1998.

  5. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды в РФ в 1998 году». – М., 1999.

  6. Киреев, Н.Г. Экономика и природная среда / Н.Г. Киреев, Н.В. Киреева. – М.: Рандеву, 1999.

  7. Мазур, И.И. Инженерная экология / И.И. Мазур, О.И. Молдаванов. – М.: Высшая школа, 1999.

  8. Протасов, В.Ф. Экология, здоровье и природопользование в России / В.Ф. Протасов, А.В. Молчанов. – М.: Финансы статистика, 1995.

  9. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды». Законодательство и экономика. Вып. 16-17, 1992.

  10. Земельный кодекс РСФСР, утвержденный Верховным Советом РСФСР 25.04.1991 г. №1103-1

  11. Лесной кодекс РФ, от 29.01.1997 г. №22-Ф3, принятый Государственной Думой 22.01.1997.

  12. Водный кодекс РФ, от 16.11.1995 г. №167-Ф3, принятый Государственной Думой 18.10.1995.

  13. Концепция перехода РФ к устойчивому развитию, утвержденная Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. №440 «О концепции перехода РФ к устойчивому развитию».

  14. Арустамов, Э.А. Природопользование: учеб. для вузов / Э.А. Арустамов. – М.: ИТК "Дашков и К", 2003.

  15. Скиннер, Б. Хватит ли человечеству земных ресурсов / Б. Скиннер. – М.: Мир, 1989.

  16. Реймерс, Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник / Н.Ф. Реймерс. – М.: Мысль, 1991.

  17. Реймерс, Н.Ф. Начала экологических знаний / Н.Ф. Реймерс. – М.: МНЭПУ, 1993.

  18. Степановских, А.С. Охрана окружающей среды / А.С. Степановских. – Курган: Зауралье, 2001.

  19. Реймерс, Н.Ф. Охрана природы и окружающей среды: словарь-справочник / Н.Ф. Реймерс. – М.: Просвещение. 1993.


3. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и теле- фильмов, мультимедиа и т.п.

Мультимедийные лекции - 21

Конструктор тестов (Simulator, Master Test 2.0) – 5 шт

MathCad 2000.



Похожие:

Программа дисциплины «Экологическая безопасность и геополитические интересы России» дополнительная квалификация: «Эколог (в области профессиональной деятельности)» iconПрограмма дисциплины «Наука о земле (геология, география, почвоведение)» дополнительная квалификация: «Эколог»
Ен составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника...
Программа дисциплины «Экологическая безопасность и геополитические интересы России» дополнительная квалификация: «Эколог (в области профессиональной деятельности)» iconПрограмма дисциплины «Физика» дополнительная квалификация: «Эколог»
Примерная программа дисциплины «Физика» федерального компонента цикла ен составлена в соответствии с Государственными требованиями...
Программа дисциплины «Экологическая безопасность и геополитические интересы России» дополнительная квалификация: «Эколог (в области профессиональной деятельности)» iconПрограмма дисциплины «Экология человека и социальная экология» дополнительная квалификация: «Эколог»
Целью данной программы является подготовка лиц, имеющих (получающих) высшее профессиональное образование, к защите государственных...
Программа дисциплины «Экологическая безопасность и геополитические интересы России» дополнительная квалификация: «Эколог (в области профессиональной деятельности)» iconРабочая программа учебной дисциплины
«Информационная безопасность» (квалификация (степень) выпускника «Магистр») и содействует формированию у студентов профессиональных...
Программа дисциплины «Экологическая безопасность и геополитические интересы России» дополнительная квалификация: «Эколог (в области профессиональной деятельности)» iconРабочая программа учебной дисциплины «Информационные системы в профессиональной деятельности» Специальность
Квалификация: художник – мастер с углубленной подготовкой в области традиционного прикладного искусства
Программа дисциплины «Экологическая безопасность и геополитические интересы России» дополнительная квалификация: «Эколог (в области профессиональной деятельности)» iconРабочая программа профессиональной дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности"
Рабочая программа профессиональной дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности" разработана на основе Федерального...
Программа дисциплины «Экологическая безопасность и геополитические интересы России» дополнительная квалификация: «Эколог (в области профессиональной деятельности)» iconОт гр. “гео-” земной, принадлежащий планете Земля и гр. “политика” искусство управления государством) политика в масштабах планеты Земля (
Для подчёркивания особенностей, связанных с масштабами взаимодействий, применяется приставка “гео,,,” (напри-мер, геополитические...
Программа дисциплины «Экологическая безопасность и геополитические интересы России» дополнительная квалификация: «Эколог (в области профессиональной деятельности)» icon«Научно-техническая библиотека Министерства промышленности и торговли Российской Федерации»
Национальные интересы России в условиях постгегемонистского мирохозяйственного порядка // Национальные интересы: приоритеты и безопасность....
Программа дисциплины «Экологическая безопасность и геополитические интересы России» дополнительная квалификация: «Эколог (в области профессиональной деятельности)» iconПрограмма учебной дисциплины «пожарная безопасность»
Основной целью образования по дисциплине «Пожарная безопасность» является формирование знаний, умений и навыков для обеспечения пожарной...
Программа дисциплины «Экологическая безопасность и геополитические интересы России» дополнительная квалификация: «Эколог (в области профессиональной деятельности)» iconРабочая программа учебной дисциплины «пожарная безопасность»
Основной целью образования по дисциплине «Пожарная безопасность» является формирование знаний, умений и навыков для обеспечения пожарной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница