О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году




НазваниеО преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
страница1/7
Дата07.09.2012
Размер1.1 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7




Руководителям муниципальных органов управления образованием

Руководителям муниципальных методических служб

Руководителям муниципальных общеобразовательных учреждений


О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году


I. Место учебного предмета «Биология» в федеральном базисном
учебном плане


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (далее – ФБУП), разработан в соответствии с:

  • федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12;

  • утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312. ФБУП вводится в том же порядке, что и федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Федеральный компонент базисного учебного плана не предполагает изучение в начальной школе самостоятельного курса биологии. Сведения о живой природе включены в обязательный минимум содержания курса «Окружающий мир». В 5 классе основной школы предусмотрено обязательное преподавание предмета «Природоведение», на изучение которого отводится 70 часов в год (2 ч в неделю). В рамках основного общего образования на изучение биологии отводится 245 часов (6 класс – 35 ч, 7 класс – 70 ч, 8 класс – 70 ч, 9 класс – 70 ч).


II. Особенности преподавания предмета в 2008/2009 учебном году


На ступени среднего (полного) общего образования вводятся два уровня изучения биологии: базовый и профильный. На базовом уровне на изучение биологии отводится 70 часов (1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе), на профильном уровне – 210 часов (по 3 часа в неделю в 10 и 11 классах).

В старшей школе состав федерального компонента базисного учебного плана определяет совокупность базовых и профильных учебных предметов, а также элективных курсов.

Базовый уровень изучения предмета учебного предмета «Биология» направлен на завершение общеобразовательной подготовки школьников. Биология не относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, так как в качестве такового представлен интегрированный курс «Естествознание».

Профильный уровень изучения предмета учебного предмета «Биология» направлен на завершение федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Например, «Биология» является профильным курсом в естественнонаучном профиле.

Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. Элективные курсы по биологии могут дополнять и углублять содержание профильного курса; развивать содержание базового курса биологии, обеспечивая дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена; способствовать удовлетворению познавательных интересов в области биологии.

В профилях гуманитарной направленности вводится интегрированный учебный предмет «Естествознание».

Федеральный базисный учебный план предполагает выбор варианта изучения «Естествознания». Вполне допустимо и в рамках профилей гуманитарной направленности выбрать изучение учебного предмета «Естествознание» или самостоятельных учебных предметов («Физика», «Химия», «Биология») на базовом уровне за счет времени, отводимого на элективные учебные предметы.

Учебный предмет «Естествознание» не изучается в случаях, если:

  • три учебных предмета естественнонаучного цикла («Физика», «Химия», «Биология») изучаются на базовом уровне;

  • один учебный предмет естественнонаучного цикла изучается на профильном, один – на базовом уровне;

  • все три учебные предмета естественнонаучного цикла изучаются на профильном уровне.

Таким образом, возможны разные варианты изучения биологии в разных профилях:

1. В профилях, где биология не является профилирующим предметом (физико-математический, социально-экономический, филологический, информационно-технологический, индустриально-технологический, художественно-эстетический, оборонно-спортивный), могут быть следующие варианты:

а) самостоятельный курс биологии не представлен, а изучается интегрированный курс «Естествознание» (по 3 часа в неделю в 10 и 11 классах);

б) представлен самостоятельный курс биологии наряду с курсами физики и химии, на изучение, которого отводится по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах.

2. В некоторых профилях (физико-химическом и универсальном) предусмотрено изучение самостоятельного курса биологии (по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах).

3. В профилях, где биология является профилирующим предметом (химико-биологический, биолого-географический, агро-технологический), на ее изучение отводится по 3 часа в неделю в 10 и 11 классах.

Стандарт основного общего образования по биологии включает пять предметных тем (содержательных блоков), содержание которых достаточно полно характеризует объект изучения биологической науки – живую природу и ее атрибуты – уровневую организацию и эволюцию: Биология как наука. Методы биологии; Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. В стандарте усилено внимание к методам научного познания, роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, что обусловило необходимость выделения соответствующего содержательного блока.

В стандарте среднего (полного) общего образования по биологии на базовом и профильном уровнях представлено пять предметных тем, включающих сведения о методах биологической науки и биологических системах: Биология как наука. Методы научного познания. Клетка. Организм. Вид. Экосистемы.

В стандартах повышен воспитательный потенциал содержания биологического образования за счет отбора содержания, значимого для формирования общей культуры, адекватного поведения в окружающей среде, сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих, а также природной среды, то есть составляющие основу воспитания экологической, гигиенической и генетической грамотности. В содержание стандартов основной и старшей школы включены сведения о современной естественнонаучной картине мира, роли биологических теорий, идей в формировании научного мировоззрения.

Реализация деятельностного и практико-ориентированного подходов осуществлена путем включения в стандарты соответствующего содержания. В обязательном минимуме содержания основных образовательных программ по биологии выделена рубрика «Проведение биологических исследований». В нее включены определенные виды деятельности, как интеллектуальной, так и практической, которой должны овладеть учащиеся при изучении каждого содержательного блока, например, сравнение, распознавание, определение принадлежности, проведение наблюдений и опытов.

Личностно ориентированный подход реализован за счет включения в образовательные стандарты системы знаний и умений, значимых для самого учащегося, востребованных в его повседневной жизни, нацеленных на сохранение окружающей среды и собственного здоровья.

В стандартах уделено внимание формированию ключевых компетенций – готовности учащихся использовать освоенное содержание в реальной жизни для решения практических задач.

Стандарты ориентированы на формирование общих учебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности, которые в образовательных стандартах представлены в качестве самостоятельной рубрики в основной и старшей школе перед стандартами по отдельным учебным предметам. В то же время в требования стандартов по биологии включены общеучебные умения, которые формируются у учащихся при изучении курса биологии: распознавать, описывать, сравнивать, анализировать и оценивать и др.

Содержание стандартов по биологии в наибольшей мере способствует формированию ряда общих учебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности.

На ступени основного общего образования:

  • использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей;

  • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;

  • сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложениям, основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому;

  • исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ;

  • творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;

  • использование для решения познавательных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

  • оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

На ступени среднего (полного) общего образования:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

  • участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;

  • создание идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

  • объективное оценивание своих учебных достижений, поведения;

  • оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и повседневной жизни экологических требований;

  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

В стандартах усилено внимание к формированию информационной культуры, умений работать с различными источниками информации, в том числе с учебниками, справочниками, определителями, а также умений находить необходимую информацию (в том числе с использованием информационных технологий), анализировать ее и оценивать.

В условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования в преподавании биологии приоритетными становятся следующие ориентиры.

Во-первых, наличие преемственности и внутрипредметных связей в содержании курса биологии на разных ступенях образования определяет необходимость их учета в методике преподавания курса, усилению внимания к организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся при знакомстве с содержанием, которое уже изучалось школьниками на предыдущей ступени образования.

Во-вторых, учет межпредметных связей в методике преподавания биологии позволяет более рационально организовать изучение нового материала путем устранения дублирования между новым и уже изученным содержанием, перенести акцент с репродуктивных методов на продуктивные, творческие при работе с уже знакомым учащимся содержанием.

В-третьих, представленные в стандарте личностно ориентированный, деятельностный и практико-ориентированный подходы определяют необходимость совершенствования методики преподавания курса биологии, нацеленности ее на отбор содержания, личностно значимого для ученика, востребованного в его повседневной жизни, выполнение соответствующих упражнений и заданий; усиление внимания к организации самостоятельной познавательной деятельности школьников в ходе проведения лабораторных и практических работ, выполнения исследовательских заданий. Так, в примерной программе предусмотрено увеличение числа лабораторных и практических работ, которые целесообразно проводить при изучении нового материала, организуя исследовательскую (а не репродуктивную) деятельность учащихся.

Овладение учащимися основами методов научного познания в условиях реализации школьной образовательной программы предполагает широкое применение методов учебного эксперимента, наблюдения, исследовательского, проблемного, разнообразных активных методов обучения.

Изучение основ биологической науки предполагает использование большого числа демонстраций, формирующих образные представления о живых объектах и пробуждающих познавательный интерес к изучению живой природы.

Соотношение содержания стандартов и примерных программ

Примерные программы по биологии для основной школы, старшей базовой и старшей профильной школы составлены на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Примерные программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяют минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, а также лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

В примерной программе представлена примерная последовательность изучения предметных тем. В основной школе: Биология как наука. Методы биологии. Система органического мира. Многообразие и эволюция живой природы. Признаки живых организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Человек и его здоровье (последовательность может быть и иной, например, Биология как наука. Методы биологии. Система органического мира. Многообразие и эволюция живой природы. Человек и его здоровье. Признаки живых организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды).

В старшей школе (на базовом и профильном уровнях): Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.

При разработке авторских и рабочих учебных программ, учебников, других учебно-методических материалов допускается расширение конкретизация и детализация содержания в пределах, регламентированных максимальной аудиторной нагрузкой обучающихся.

Требования к оснащению образовательного
процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта
общего образования

Основания и цели разработки требований

Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по биологии (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы).

Материал представляют собой требования к материально-техническому обеспечению учебно-воспитательного процесса, предъявляемые в условиях ввода в действие государственного стандарта по биологии.

Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения

В требования включены перечни основной учебной литературы, которая составляет библиотечный фонд кабинета биологии. В библиотечный фонд кабинета биологии входят комплекты учебников и рабочих тетрадей (по числу учащихся), рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки РФ. Целесообразно включить в фонд кабинета несколько экземпляров учебников из других учебно-методических комплектов, которые могут быть использованы учителем для подготовки к занятиям, а также для выполнения индивидуальных заданий учащимися. Кроме того, для эффективного преподавания биологии понадобятся энциклопедии, определители растений и животных. Этой литературой учащиеся пользуются поочередно.

При составлении номенклатуры средств обучения были учтены следующие принципы:

  • приоритет деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе:

  • комплексное использование средств обучения:

  • формирование различных способов поиска и обработки информации;

  • развитие коммуникативных умений учащихся.

Вследствие того, что содержание предмета постоянно обновляется, а в связи с техническим прогрессом происходит изменение носителей информации и аппаратуры для ее проявления, то приоритет должен быть за формированием коммуникативной культуры учащихся. Традиционные и компьютерные технологии используются комплексно.

Средства обучения для эффективного преподавания биологии представлены как натуральными, так и изобразительными пособиями. Наиболее важными, специфичными в процессе обучения биологии являются натуральные объекты – живые растения и животные, а также препарированные объекты или их части. Натуральные объекты могут быть в виде гербариев, коллекций, влажных препаратов, микропрепаратов и используются только для лабораторных работ или кратковременных наблюдений во время занятий. Поэтому все натуральные объекты могут быть использованы только как раздаточный материал (за редким исключением).

Новизна разработанных требований

Комплект учебного оборудования в настоящих требованиях составлен по блочно-модульному принципу. Основным блоком является учебное оборудование для базового уровня обучения. В старшей школе при изучении предмета на базовом уровне возможно повторное проведение лабораторных работ и наблюдений при условии их обобщения на более высоком уровне.

Профильное обучение потребует создания дополнительного модуля оборудования. Здесь большее внимание должно уделяться дальнейшему формированию исследовательских навыков, поэтому потребуются более сложные оптические приборы, с помощью которых может быть проведено изучение временных микропрепаратов, изготовленных непосредственно учащимися.

Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, ориентированных на различные организационные формы обучения – индивидуальную, групповую и коллективную. В электронных носителях представлены видео- и аудиоматериалы, иллюстрирующие строение, среду обитания живых организмов, а также взаимосвязи биологических систем различного уровня организации. Кроме того, видеоматериалы дают представления о микромире живых существ, субмолекулярных структурах, процессах, происходящих на клеточном уровне, и т. п.

Расчет количественных показателей

Количественные показатели при приобретении оборудования вычисляются следующим образом. Натуральные объекты и другое раздаточное оборудование приобретаются из расчета наполняемости класса. 15 экземпляров нужны для работы 30 учащихся в основной и старшей школе при базовом уровне изучения предмета. При изучении биологии в профильном классе раздаточный материал приобретается на каждого ученика в целях отработки самостоятельных исследовательских навыков. К категории раздаточного оборудования относятся некоторые приборы, модели и лабораторное оборудование. Это оборудование (приложение 2) обозначено буквой «Р». Остальные средства обучения приобретаются в единичном экземпляре и используются для демонстрации. Эти пособия обозначены буквой «Д». Особую группу составляет оборудование, которое используется несколькими учащимися поочередно. Эта группа оборудования обозначена буквой «П».

Организация учебного кабинета

При организации кабинета биологии в общеобразовательной школе сначала выбирают помещение и составляют проект его рациональной планировки соответственно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (СанПиН 2.4.2.1178-02) (приложение 2-5). В соответствии с настоящими требованиями осуществляют комплектование кабинета средствами обучения, приобретают специализированную мебель, оснащают техническими средствами и создают условия для их эффективного использования; а также создают систему хранения и размещения учебного оборудования и функционально-значимый интерьер учебного кабинета. В требованиях отмечены предметы постоянной экспозиции для кабинета биологии.


III. Рекомендации по использованию действующих учебников и УМК

Для преподавания курса «Биология» в соответствии с образовательными стандартами могут использоваться учебно-методические комплекты по биологии, допущенные и рекомендованные МО РФ и включенные в федеральный список, утвержденные приказом от 13.12.2007 № 349 (приложение 1)

Авторская общеобразовательная программа и учебники подбираются на основе Примерной программы и Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. При соотнесении содержания учебника и Примерной программы учитель определяет недостающий и избыточный информационные материалы, необходимые дополнительные справочные и учебные материалы и составляет рабочие программы курсов, дисциплин (тематическое планирование). Перегрузка обучающихся избыточным информационным материалом не допускается.

При реализации учебного предмета в рамках отдельной ступени общего образования для одного класса не рекомендуется использовать учебники разных авторских линий.

В 2007-2008 учебном году учащиеся 5–9 классов продолжают изучение Природоведения и Биологии по программам и учебникам, соответствующим концентрическому построению школьного курса. Это три авторские линии УМК, которые вошли в федеральный перечень учебников на 2007-2008 учебный год:

I линия: авторы А. А.Плешаков, В. И. Сивоглазов (Н. И. Сонин), В. Б.Захаров

II линия: авторы Т. С. Сухова, И. Н. Пономарева, В. М. Константинов и др.

III линия: авторы В. М. Пакулова, В. В. Пасечник и др.

В образовательных учреждениях, где в 10-11 классах реализуется Примерная программа по биологии базового уровня, рекомендуется использование УМК двух авторских линий:

I линии (авт. Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Сонин Н. И.), учебник Сивоглазова В. И., Агафоновой И. Б., Захаровой Е. Т. Общая биология. 10–11 классы: для базового уровня. М.: Дрофа, 2005.

II линии (авт. Пономарева И. Н. и др.), учебник Пономаревой И. Н., Корниловой О. А., Лощилиной Е. Н. Общая биология. 10 кл.: М.: Вентана-Граф, 2002, и учебник Пономаревой И. Н., Корниловой О. А., Лощилиной Е. Н. Общая биология. 11 кл. М.: Вентана-Граф, 2002. Данные учебники завершают линию И. Н. Пономаревой.

Указанные учебники разработаны в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по биологии. Стиль изложения материала и структура учебников позволяют использовать их на завершающем этапе изучения биологии в школе после учебников всех существующих линий. В комплект к учебникам создан УМДК, которое содержит примерное тематическое и поурочное планирование курса на базовом уровне, подробные поурочные рекомендации;

В образовательных учреждениях, где реализовывается Примерная программа по биологии профильного уровня, рекомендуется использовать УМК I линии (авт. Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Сонин Н. И). Учебник: Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Сонин Н. И. Общая биология. 10 класс. Ч. 1 / под ред. проф. В. Б. Захарова. 7-е изд. М.: Дрофа, 2005, и далее в 11 классе (2007/2008 уч. году): Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Сонин Н. И. Общая биология. 11 класс. Ч. 2/ под ред. проф. В. Б. Захарова. 7-е изд. М.: Дрофа, 2005.

Углубленное изучение биологии рекомендуется осуществлять по программе «Общая биология. 10–11 классы (для классов, школ и лицеев с углубленным изучением биологических дисциплин)» автор Б. В. Захаров (2002 г). В качестве основного рекомендуется использовать учебник Захарова В. Б., Мамонтова С. Г., Сонина Н. И. Общая биология. 10 класс. Ч. 1 / под ред. проф. В. Б. Захарова. 7-е изд. М.: Дрофа, 2005, и далее в 11 классе учебник Захарова В. Б., Мамонтова С. Г., Сонина Н. И. Общая биология. 11 класс. Ч. 2 / под ред. проф. В. Б. Захарова. 7-е изд. М.: Дрофа, 2005.

В качестве дополнительного – учебник: Общая биология /под ред. акад. В. К. Шумного, проф. Г. М. Дымшица и проф. А. О. Рувинского. 3-е изд. М.: Просвещение, 2006.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 32 Закона «Об образовании» решение о том, по какой программе работать и какие учебники из федерального перечня использовать в образовательном процессе, принимает образовательное учреждение. При этом необходимо учитывать мнение учителей, представителей родительской общественности. рекомендованы ее и допущенные не должны реализовываться в учебном процессе в равной степени

Тематическое планирование курса биологии должно быть ориентированно на примерную программу и составлено в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

1. Концепция модернизации российского образования на период до2010 года.

2. Федеральный компонент государственного стандарта основного образования.

(приказ МО РФ от 5 марта 2004г. № 1080)

3. Примерная программа основного образования по биологии

4. ОБУП (Министерства образования и науки Челябинской области от 01.07.2004 №01-678 )

5. Методическое письмо: «О преподавании учебного предмета «Биология» в 2007-2008 учебном году»

6. Учебный план МОУ


IV. Возможности электронного ресурса «Образовательная программа Челябинской области» для конструирования предметной линии в образовательном процессе образовательных учреждений.

Электронный ресурс «Образовательная программа Челябинской области» отражает все элементы содержания образования, представленные в стандарте: цели изучения предмета, дидактические единицы, требования к подготовке выпускников (знать/ понимать/ уметь и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни).

Структура содержания учебного предмета в электронной модели соответствует его представлению в образовательном стандарте.

Внутрипредметные связи, наглядно представленные в  электронной модели содержания образования служат основой для оптимизации учебных планов и программ.

Построение методических цепочек для содержания по предмету позволит  учителю выделить необходимые вопросы для повторения, главные моменты в содержании разрабатываемых урока или темы, а также систематическое обеспечение требований образовательного стандарта.

Электронный ресурс включает:

  • Учебные планы

Комплект федеральных учебных планов в электронном представлении.

Полноценное представление учебного плана: сетка часов как следствие необходимости реализовать определенное содержание образования.

Возможность просмотра учебного плана с заданными параметрами: недельное или годовое распределение часов, с отображением отдельных составляющих (федеральной, региональной, школьной) количества часов на предметы или общей суммой.

Программная поддержка алгоритмов разработки регионального, школьного учебных планов.

Печать учебных планов в традиционном формате и получение их в виде Word- и Excel- документов.

  • Внутрипредметные связи для федерального компонента элементов НРК Внутрипредметные связи для НРК элементов КОУ

  • Внутрипредметные связи для КОУ

  • Обеспечение для федерального компонента

  • Обеспечение для НРК Обеспечение для КОУ

  • Тематическое планирование федерального компонента

  • Тематическое планирование НРК

  • Тематическое планирование КОУ

  • Пояснительная записка и другие сведения по тематическому планированию ФК Пояснительная записка и другие сведения по тематическому планированию КОУ

Состав программного пакета

  1. Программа «Модель содержания образования»

  2. Методические рекомендации по использованию

  3. Нормативные документы, опубликованные на федеральном портале Российское образование:

    1. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования;

    2. Федеральный компонент государственного стандарта Российской Федерации.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Экономика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
Государственного образовательного стандарта общего образования, завершения перехода на Областной базисный учебный план в общеобразовательных...
О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
Реализация вышеуказанных направлений модернизации российского образования определяет место и роль химии как учебного предмета в образовательной...
О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «История» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2008-2009 учебном году
Составитель: Харитонова Людмила Алексеевна, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин
О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Технология» в 2008/2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2008-2009 учебном году
В 2008-2009 учебном году общеобразовательные учреждения области будут работать в 1-3х, 5-7х, 10-11х классах по базисному учебному...
О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Обществознание» в 2008-2009 учебном
«Обществознание» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Обществознание» в 2008-2009 учебном году
«Обществознание» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Математика» в 2008-2009 учебном году
«Математика» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Химия» в 2008-2009 учебном году
«Химия» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Музыка» в 2008-2009 учебном году
«Музыка» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2009-2010 учебном году
Роль биологии в системе школьного образования обусловлена её значением в формировании общей культуры подрастающего поколения, воспитании...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница