Примерная программа учебной дисциплины естествознание для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего




Скачать 376.35 Kb.
НазваниеПримерная программа учебной дисциплины естествознание для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего
страница1/8
Дата30.11.2012
Размер376.35 Kb.
ТипПримерная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральный институт развития образования


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ


для профессий начального профессионального

образования и специальностей среднего

профессионального образования


Москва

2008

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральный институт развития образования


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ


для профессий начального профессионального

образования и специальностей среднего

профессионального образования


Москва

2008



ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ


для профессий начального профессионального образования и

специальностей среднего профессионального образования


Авторы:   Пентин А.Ю., кандидат физико-математических наук

Боровских Т.А., кандидат педагогических наук

Рохлов В.С., кандидат педагогических наук


Рецензенты: Демидова М.Ю., зав. отделом естествознания Московского института открытого образования, кандидат педагогических наук

Орлов В.А., зав. лабораторией физического образования ИСМО РАО, кандидат педагогических наук


Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).


 ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Примерная программа учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для изучения естествознания в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Согласно «Рекомендациям по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) естествознание в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Естествознание изучается как базовый учебный предмет: при освоении профессий НПО и специальностей СПО социально-экономического профиля в учреждениях НПО – в объеме 195 часов, в учреждениях СПО – в объеме 117 часов; при освоении специальностей гуманитарного профиля в учреждениях СПО – в объеме 78 часов.

Примерная программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и специального (профессионально значимого) содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;

  • развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;

  • применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

Основу примерной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Примерная программа не имеет явно выраженной профильной составляющей, однако включает в себя элементы профессионально направленного содержания, необходимые для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

Программа включает в себя три основных раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия», «Биология» для учреждений НПО, обеспечивающих подготовку квалифицированных рабочих по профессиям социально-экономического профиля, и «Физика», «Химия с основами экологии», «Биология с основами экологии» для учреждений СПО, обеспечивающих подготовку квалифицированных специалистов среднего звена по профессиям социально-экономического и гуманитарного профилей. Такой подход к структурированию содержания программы не нарушает привычную логику естественно-научного образования, позволяет специалистам-предметникам использовать разработанные частные методики и преподавать естествознание совместно.

Заметное место в программе занимают интегрирующие, межпредметные идеи и темы. Это, в первую очередь, содержание, освещающее естественно-научную картину мира, атомно-молекулярное строение вещества, превращение энергии, человека как биологический организм и с точки зрения его химического состава, а также вопросы экологии.

Содержание программы для учреждений НПО и для учреждений СПО имеет разную логику построения, что обусловлено существенно отличающимся количеством часов, выделяемым на изучение естествознания при овладении профессиями и специальностями социально-экономического и гуманитарного профилей обучения.

В программе для социально-экономического профиля в учреждениях НПО представлен сокращенный, но достаточно традиционный перечень дидактических единиц.

При организации учебной деятельности обучающихся учреждений НПО повышенное внимание целесообразно уделить изучению разделов «Неорганические соединения», «Органические соединения», тем, относящихся к общей биологии: клетка, ДНК – носитель наследственной информации, уровни организации живой природы, эволюция, раскрывающих влияние экологических факторов на развитие растений и животных. При этом увеличивается количество лабораторных работ, опытов, время на их проведение.

В программе для социально-экономического и гуманитарного профилей в учреждениях СПО представлены дидактические единицы, при изучении которых целесообразно акцентировать внимание на жизненно важных объектах природы и организме человека. Это вода и атмосфера, которые рассматриваются с точки зрения химических состава и свойств, их значения для жизнедеятельности людей («Химия с элементами экологии»). Это разделы, посвященные человеческому организму: важнейшие химические соединения в организме («Химия с элементами экологии»), системы органов, их функции, охрана здоровья, профилактика заболеваний и вредных привычек («Биология с элементами экологии»). Важно уделить внимание более глубокому изучению темы «Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности», вопросам экологического содержания. Вместе с тем, количество лабораторных работ и опытов в этом содержании программы значительно меньше.

В каждом варианте тематического планирования предусмотрен резерв учебного времени, предоставляющий возможность преподавателям включить в содержание обучения дополнительный профессионально значимый материал.

Примерная программа учебной дисциплины «Естествознание» служит основой для разработки рабочих программ, в которых образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования уточняют последовательность изучения учебного материала, демонстраций, лабораторных работ, экскурсий, распределение учебных часов с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Программа может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.


Социально-экономический профиль

(учреждения начального профессионального образования)


ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Науки о природе, их роль в познании окружающего мира и развитии цивилизации. Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование явлений и объектов природы. Естественно-научная картина мира и ее важнейшие составляющие. Единство законов природы и состава вещества во Вселенной. Микромир, макромир, мегамир, их пространственно-временные характеристики.




ФИЗИКА



1. Механика

Механическое движение. Относительность механического движения. Виды движения (равномерное, равноускоренное, периодическое) и их графическое описание*.

Взаимодействие тел. Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения. Невесомость. Закон сохранения импульса и реактивное движение. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность. Практические задачи механики (расчет траекторий космических кораблей, проектирование автомобилей, самолетов, строительных сооружений).

Механические колебания. Период и частота колебаний. Механические волны. Свойства волн. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.


Демонстрации

Относительность механического движения.

Виды механического движения.

Инертность тел.

Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело.

Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия.

Невесомость.

Реактивное движение, модель ракеты.

Изменение энергии при совершении работы.

Свободные и вынужденные колебания.

Образование и распространение волн.

Колеблющееся тело как источник звука.


Лабораторные работы

Исследование зависимости силы трения от веса тела.

Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза).

2. Молекулярная физика. Термодинамика

История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Температура как мера средней кинетической энергии частиц. Объяснение агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно-молекулярных представлений.

Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Работа газа. Модель жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание. Кристаллические и аморфные вещества. Жидкие кристаллы.

Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики. Второй закон термодинамики. КПД тепловых двигателей. Тепловые машины, их применение. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения.


Демонстрации

Движение броуновских частиц.

Диффузия.

Явления поверхностного натяжения и смачивания.

Кристаллы, аморфные вещества, жидкокристаллические тела.

Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.


3. Электродинамика

Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон Кулона. Электрическое поле. Проводники и изоляторы в электрическом поле.

Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Тепловое действие электрического тока и закон Джоуля-Ленца.

Магнитное поле тока и действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.

Явление электромагнитной индукции. Электрогенератор и переменный ток. Получение и передача электроэнергии. Проблемы энергосбережения.

Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Свет как электромагнитная волна. Дисперсия света. Интерференция и дифракция света. Законы отражения и преломления света. Оптические приборы.

Использование электромагнитных волн различного диапазона в технических средствах связи, изучении свойств вещества, медицине.


Демонстрации

Электризация тел.

Взаимодействие заряженных тел.

Нагревание проводников с током.

Опыт Эрстеда.

Взаимодействие проводников с токами.

Действие магнитного поля на проводник с током.

Работа электродвигателя.

Явление электромагнитной индукции.

Работа электрогенератора.

Излучение и прием электромагнитных волн.

Радиосвязь.

Разложение белого света в спектр.

Интерференция и дифракция света.

Отражение и преломление света.

Оптические приборы.


Лабораторные работы

Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на ее различных участках.

Изучение интерференции и дифракции света.


4. Строение атома и квантовая физика

Волновые и корпускулярные свойства света. Фотоэффект. Использование фотоэффекта в технике. Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии.

Принцип действия и использование лазера. Оптическая спектроскопия как метод изучения состава вещества.

Строение атомного ядра. Энергия связи. Связь массы и энергии. Ядерная энергетика. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы.


Демонстрации

Фотоэффект.

Фотоэлемент.

Излучение лазера.

Линейчатые спектры различных веществ.

Счетчик ионизирующих излучений.


5. Эволюция Вселенной

Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной.

Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез.

Образование планетных систем. Солнечная система. Возникновение химических элементов и синтез веществ на звездах и планетах.


Демонстрации

Эффект Доплера на звуке или поверхностных волнах.

Движение планет в Солнечной системе.


ХИМИЯ



6. Химические свойства и превращения веществ

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Связь между строением электронной оболочки атома и химическими свойствами элемента.

Природа химической связи. Ковалентная связь: неполярная и полярная. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь. Кристаллические решетки веществ с различными видами химической связи.

Химическая реакция. Скорость реакции и факторы, от которых она зависит. Тепловой эффект химической реакции. Химическое равновесие.


Демонстрации

Химические реакции с выделением теплоты.

Вещества с различными типами кристаллической решетки.

Обратимость химических реакций.


Лабораторные опыты

Зависимость скорости химической реакции от различных факторов (температуры, концентрации веществ, действия катализаторов).

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Примерная программа учебной дисциплины естествознание для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего iconПримерная программа учебной дисциплины естествознание для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего
Рецензенты: Демидова М. Ю., зав отделом естествознания Московского института открытого образования, кандидат педагогических наук
Примерная программа учебной дисциплины естествознание для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего iconПримерная программа учебной дисциплины физика для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего
Рецензенты: Афонина И. Ю., зам директора по учебной работе гоу спо «Железнодорожного колледжа» №52, преподаватель физики
Примерная программа учебной дисциплины естествознание для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего iconПримерная программа учебной дисциплины математика для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего
Авторы: Башмаков М. И., академик рао, доктор физ-мат педагогических наук, профессор
Примерная программа учебной дисциплины естествознание для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего iconПримерная программа учебной дисциплины математика для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего
Авторы: Башмаков М. И., академик рао, доктор физ-мат педагогических наук, профессор
Примерная программа учебной дисциплины естествознание для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего iconПримерная программа учебной дисциплины математика для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего
Авторы: Башмаков М. И., академик рао, доктор физ-мат педагогических наук, профессор
Примерная программа учебной дисциплины естествознание для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего iconПримерная программа учебной дисциплины биология для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего
Рецензенты: Жигарев И. А., зав кафедрой биолого-химического факультета мпгу, доктор биологических наук, профессор
Примерная программа учебной дисциплины естествознание для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего iconПримерная программа учебной дисциплины литература для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего
Рецензенты: Гулин А. В., ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. Горького, доктор филологических наук
Примерная программа учебной дисциплины естествознание для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего iconПримерная программа учебной дисциплины информатика и икт для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего
Гаврилова С. А., зам начальника Учебного отдела Государственной академии инноваций, кандидат педагогических наук
Примерная программа учебной дисциплины естествознание для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего iconПримерная программа учебной дисциплины биология для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего
Рецензенты: Жигарев И. А., зав кафедрой биолого-химического факультета мпгу, доктор биологических наук, профессор
Примерная программа учебной дисциплины естествознание для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего iconПримерная программа учебной дисциплины литература для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего
Рецензенты: Гулин А. В., ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. Горького, доктор филологических наук
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница