Добрынина, Е. В. Коллективное творческое дело как метод психокоррекционной работы с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии // Семья. Государство




Скачать 63.75 Kb.
НазваниеДобрынина, Е. В. Коллективное творческое дело как метод психокоррекционной работы с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии // Семья. Государство
Дата29.11.2012
Размер63.75 Kb.
ТипДокументы
Добрынина, Е.В. Коллективное творческое дело как метод психокоррекционной работы с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии // Семья. Государство. Общество. –Москва-Чебоксары, 2009. –С.82-85.


КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО КАК МЕТОД ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ,

ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ


Рождение ребенка - это долгожданное и радостное событие для каждой семьи. С детьми родители связывают мечты о счастливом будущем, на них возлагают большие, порой, огромные надежды. Совершенно иначе обстоит дело, когда рождается ребенок с отклонениями в развитии. Его появление всегда связано с тяжелыми эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. По данным исследователей (Р.Ф.Майрамян; О.К.Агавелян) рождение ребенка с аномалиями неизбежно влечет за собой родительский кризис, так, например, сообщение об умственной отсталости ребенка вызывает у 65,7% матерей острые эмоциональные расстройства, суицидальные намерения и попытки, аффективно - шоковые и истерические расстройства. Особенно часто встречающиеся реакции на поставленный диагноз - чувство вины, ощущение незаслуженности случившегося. Резкое падение самооценки является следствием вопроса "Почему это случилось именно со мной?", возникает чувство собственной неполноценности.

Семьи, имеющие ребенка - инвалида, довольно часто распадаются, нередки также случаи, так называемых скрытых разводов, когда семья формально сохранена, но отец живет отдельно, оправдывая это жизненной необходимостью. Родители ребенка с ограниченными возможностями по-разному переносят его проблемы: мать, ухаживая за ребенком с первых дней его жизни, страдая за него, учится любить его таким, какой он есть, просто за то, что он существует, отец прежде всего смотрит в будущее, его больше заботит, каким вырастет его сын или дочь. Часто он не видит никаких жизненных перспектив, но он обеспокоен стрессом, который испытывает его жена, на него также ложатся особые материальные тяготы, связанные с содержанием семьи, так как матери в большинстве случаев бывают вынуждены оставить работу. Длительность психического стресса, который испытывают родители, приводит к различного рода психосоматическим расстройствам. Со временем он не только не уменьшается, но может и увеличиться: растут заботы, связанные с взрослеющим ребенком, растет тревога за его будущее [1].

Опыт работы с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии, показывает, что большинство родителей не в состоянии правильно оценивать степень проблем в развитии своего ребёнка, а, следовательно, и обеспечить достаточный уровень его социализации. Поэтому разработка эффективных методов помощи семьям, воспитывающим детей отклонениями в развитии, становится всё более актуальной.

Семейная, индивидуальная и психокоррекционная работа представляет собой стадии единого психотерапевтического процесса, направленного на восстановление и укрепление психического здоровья личности посредством нормализации отношений в семье [3].

На наш взгляд, одним из эффективных методов психокоррекционной работы с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии, является методика коллективной творческой деятельности (КТД), главными чертами которой являются:

-совместно-разделённая деятельность воспитателей и воспитанников,

-игровая инструментовка деятельности детей,

-коллективный и творческий характер,

-личностная ориентированность.

Особое значение нами отводится совместно-разделённой деятельности. Суть её в том, что в совершении любого действия объединяются усилия неумелого ребёнка (в нашем случае, ребёнка-инвалида) и умеющего взрослого (педагога, родителя). Поначалу инициатива и технологическое исполнение почти полностью принадлежит взрослому, затем взрослый всё более и более инициативы передаёт ребёнку, всё более и более превращая его в субъект деятельности. Тем самым ребёнок искусственно включается в деятельность взрослого, проходит её этапы, выполняя поручения на основе индивидуальных желаний, интересов и склонностей. При активной позиции взрослого и ребёнка происходит психолого-педагогическая корректировка межличностных отношений (ребёнок – родитель, ребёнок – педагог, педагог – родитель) в условиях коммуникативной деятельности во время реализации коллективного творческого дела.

Основные этапы КТД: коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение творческого дела, коллективный анализ. Эти этапы становятся личностно-ориентированными, если проведена соответствующим образом специфическая предварительная работа: ценностная диагностика и коллективное целеполагание. Ценностная диагностика позволяет родителю узнать и понять ценностный мир ребёнка (интересы, мечтания, идеалы, значимых для них людей, ценностные основы взаимоотношений с одноклассниками). Затем следует коллективное целеполагание - совместная, ребёнка, родителей и педагога, выборка целей, идеалов, норм коллективной жизни и выбор на их основе дел и деятельностей. В нашем случае в этот процесс включается и учитель. Его позиция следующая:

1) искренний интерес к внутреннему миру ребёнка-инвалида, признание за ним права на самостоятельность мнений и поступков,

2) установка на родителя как на меняющегося человека и профессионала, ориентированного на самоанализ своей деятельности и значимость его личности как средства педагогической работы в семье,

3) стремление к организации коллективной деятельности в семье как совместной, творческой, создающей возможности для самоопределения её участников, для их сплочения, для нормализации семейных взаимоотношений.

Для примера приведём организацию КТД в коррекционной школе. Тема коллективного творческого дела: «Герб семьи».

Педагогическая цель - развитие интереса детей-инвалидов к своей семье.

Этапы:

1) Диагностика: путем бесед учитель узнает о том, что интересует ребят в семье.

2) Целеполагание может проводиться вместе с диагностикой (часть бесед) или быть самостоятельным. Итог - общее признание важности знания о ценностях семьи и выбор формы соответствующей деятельности.

3) Коллективное планирование (в форме «мозговой атаки») отвечает на два вопроса: «Что мы хотим узнать о своей семье?», «Кто поможет нам в этом?»

4) Проведение дела. Учитель на основе коллективного планирования раздает задания ребятам. Дети совместно с родителями в домашних условиях рисуют (составляют коллаж) Герба семьи, придумывают девиз своей семьи.

5) Коллективный анализ возможен в форме конференции, на которую выносятся три темы:

-как было организовано дело,

-что мы узнали о своей семье,

-какое возможно продолжение проведенного дела (создание Герба класса).

Педагогический подтекст обсуждения: придание значимости познания себя и взаимопонимания с родителями.

Приведём примеры Гербов семей, составленных в результате КТД детей-инвалидов и их родителей:







Сложности в организации личностно-ориентированных коллективных творческих дел, с которыми мы столкнулись, были определены нами как психолого-педагогические. Они обусловлены особенностями детей-инвалидов, родителей и их взаимоотношениями. Разберём примеры психолого-педагогических осложнений.

1) Недостаточный интеллектуальный уровень детей коррекционной школы, неразвитое мышление, узкий кругозор ведут к отставанию в развитии их самосознания. Осознание этими ребятами себя, своих отношений нередко соответствует особенностям более младшего, дошкольного возраста. Вот это и необходимо учитывать педагогу как в содержании коллективных творческих дел, так и в постановке вопросов при коллективном анализе. Коллективные дела необходимо организовывать с опорой на познавательный нешкольный опыт детей-инвалидов. Презентация, представление в формах КТД увлечений детей, поддержка их при совместном анализе - вот путь становления содержательной, развивающей жизни коллектива.

2) Неровное отношение школьников к родителям. Причины могут быть разными, но проявляются они на эмоциональном уровне прежде всего в некоторой пассивности, незаинтересованности ребят. Уменьшить такую пассивность весьма непросто. Помогут такие формы работы, которые направлены на большее взаимное узнавание детей и их родителей (совместная проектная деятельность, экскурсии, КТД ).

Опыт проведения коллективных творческих дел в коррекционной школе показывает, что систематическая работа с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями, помогает решить задачи по повышению социального и психологического статуса родителей, оптимизации внутрисемейных отношений через принятие родителями адекватных ролевых позиций и гармонизации семейного климата.


Список использованных источников и литературы:

  1. Зайцева Е.С. Психологическое сопровождение родителей детей-инвалидов // http://lib.uni-dubna.ru

  2. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. –М., 1999. -300с.

  3. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. –М., 2004. -408с.

Похожие:

Добрынина, Е. В. Коллективное творческое дело как метод психокоррекционной работы с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии // Семья. Государство iconПедагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии
Эволюция научных представлений об аномальном развитии. Становление систем помощи детям с отклонениями в развитии
Добрынина, Е. В. Коллективное творческое дело как метод психокоррекционной работы с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии // Семья. Государство iconМуниципальное общеобразовательное учреждение
Коллективное творческое дело Туристический слет, посвященное памяти Н. А. Каржавина (далее Турслет) проводится в рамках школьного...
Добрынина, Е. В. Коллективное творческое дело как метод психокоррекционной работы с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии // Семья. Государство iconПрограмма коррекционной работы
Характеристики обучающихся с отклонениями в речевом развитии, включающая основные направления коррекционно-развивающего обучения...
Добрынина, Е. В. Коллективное творческое дело как метод психокоррекционной работы с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии // Семья. Государство iconАнализ работы леушинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы интернат VIII вида за 2008 2009 учебный год
Проблемой школы – интерната является: «Создание коррекционно – воспитательной и социально – адаптивной среды, как необходимое условие...
Добрынина, Е. В. Коллективное творческое дело как метод психокоррекционной работы с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии // Семья. Государство iconРабочая программа основного общего образования по физике 7 -9
Моу специальная (коррекционная) школа-интернат №9 для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в...
Добрынина, Е. В. Коллективное творческое дело как метод психокоррекционной работы с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии // Семья. Государство iconПервый заместитель министра
Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях”
Добрынина, Е. В. Коллективное творческое дело как метод психокоррекционной работы с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии // Семья. Государство iconРешением Совета гcкоу школы №69
Отдел образования и молодежной политики администрации Курортного района Санкт-Петербурга Государственное образовательное учреждение...
Добрынина, Е. В. Коллективное творческое дело как метод психокоррекционной работы с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии // Семья. Государство iconМетодика проведения родительского собрания главными воспитателями своих детей являются родители
Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но, как писал А. С. Макаренко “семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие....
Добрынина, Е. В. Коллективное творческое дело как метод психокоррекционной работы с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии // Семья. Государство iconДепартамент образования и науки Кемеровской области
Организация социально педагогической помощи в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии
Добрынина, Е. В. Коллективное творческое дело как метод психокоррекционной работы с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии // Семья. Государство icon22 -23 апреля 2009 г в соответствии с планом основных мероприятий на 2009 г., в рамках приоритетной программы сжр «Крепкая семья стабильное государство» в
Сжр «Крепкая семья – стабильное государство» в столице Алтайского края г. Барнауле состоялась Межрегиональная конференция «Социальное...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница