Тема : Класс Земноводные, происхождение, особенности строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных




Скачать 67.04 Kb.
НазваниеТема : Класс Земноводные, происхождение, особенности строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных
Дата29.11.2012
Размер67.04 Kb.
ТипУрок
Класс: 7

Тема: Класс Земноводные, происхождение, особенности строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных.

Цель: Дать общую, полную характеристику класса Земноводных, особенности их происхождения, строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных.

Дети должны уяснить, что амфибии это первые наземные существа, имеющие определенные приспособления к жизни на суше, но еще зависящие от воды (приспособлены одновременно к двум средам).

Задачи урока:

1. Раскрыть особенности происхождения, строения, жизнедеятельности земноводных как первых наземных позвоночных. Выявить приспособления земноводных, связанные с жизнью на суше и в воде.

2. Формировать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, составлять опорные конспекты, развивать мышление посредством ответов на проблемные вопросы, составлении синквейна. Расширить кругозор обучающихся.

3. Воспитывать интерес к изучению данного класса животных, гуманное отношение к природе, необходимости охраны амфибий.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, препараты лягушек (внешнее, внутреннее строение), скелет лягушки, резиновые игрушки – лягушки, информационные листы для обучающихся.

Прилагаемые медиаматериалы: мультимедийная презентация, видеофрагмент.


Конспект урока

1.Введение. Активизация познавательной деятельности

- Как вы думаете, о ком пойдет речь на этом уроке? (Видеофрагмент)

- Верно, тема урока «Земноводные или амфибии, что значит «Двоякоживущие». Надо сказать, что термин – «Амфибии» ввел известный ученый - Карл Линней в 18 веке (1 слайд).

2. Изучение нового материала

Обратите внимание на многообразие животных класса Земноводные – в настоящее время известно – 2500в. Самая главная особенностей этих животных заключена в названии их класса.

Внешнее и внутреннее строение земноводных характеризуется, как приспособление одновременно к водной и воздушной средам обитания (2 слайд).

Обмен веществ протекает медленно. Холоднокровные существа.

Какие ассоциации у вас возникли, глядя на них? А хотите узнать больше про эти существа? Для этого ми отправляемся в путешествие в страну «Земноводных». У вас имеются на столах информационные листы, в которых вы должны делать соответствующие основные (можно черновые записи) (3 слайд).

Главная цель путешествия: определить особенности приспособления земноводных к жизни на суше и в воде. Потому мы рассмотрим происхождение, среды обитания, особенности внешнего и внутреннего строения, протекание обмена веществ земноводных. По ходу урока не забывайте делать пометки в информационных листах. (4 слайд).

Происхождение. Земноводные появились на планете примерно 350 лет назад в Девоне. Какая группа рыб «проложила» земноводным путь на сушу? (Кистеперые: у них имелись «лопатоподобные плавники со сложным скелетом, легочные мешки – выросты пищевода, которые могли использовать для дыхания). Древние земноводные – стегоцефалы (5 слайд). Стегоцефалы были небольших размеров, дали начало современным группам земноводных. На суше стегоцефалам пришлось приспосабливаться к новым условиям суши, сильно отличающимся от жизни в водной среде.

Среда обитания. Современные Земноводные предпочитают тепло, близость пресных водоемов, влажный воздух (6 слайд). Как же устроены современные Земноводные? Чтобы это узнать, надо отправиться в лабораторию (7 слайд).


Внешнее строение. Отделы тела: голова, туловище, хвост, конечности.

Кожа Земноводных голая, богата железами, выделяющими слизь, которая предотвращает развитие бактерий, а иногда бывает ядовитой, защищающая их от более крупных врагов. Это важный орган дыхания. Кожа нуждается в постоянном увлажнении – живут в сырых местах (8 слайд).

Скелет и мышцы. Амфибии первые «встали на ноги», до этого у позвоночных просто не было ног. Ноги имеют суставы и закреплены в теле с помощью поясов конечностей. Научились поворачивать голову, так появилась шея, правда состоящая только из 1 позвонка. Многие из «изобретений» земноводных оказались настолько успешными, что сохранились и далее в неизменном виде у всех наземных позвоночных (плечо, предплечье, кисть (запястье, пястье, и фаланги пальцев), бедро, голень, стопа (предплюсна, плюсна, фаланги пальцев) (9 слайд).

Нервная система. Головной мозг: передний, средний, промежуточный, мозжечок, продолговатый. Лучше развит – передний. 10 пар черепно–мозговых нервов (можно научить принимать корм с палочки). Глаза лягушек удивительные. Их масса в 2 раза превышает массу мозга, участвуют в проглатывании пищи. Первыми начали мигать (подвижные веки). Видят только движущиеся предметы (10 слайд).

Чтобы лучше слышать в воздушной среде у амфибий появляется новый орган – среднее ухо, закрытое гибкой барабанной перепонкой, снабженное слуховыми косточками для усиления и передачи возникающих колебаний. Научившись прилично слышать, амфибии первые из наземных позвоночных приобрели голосовой аппарат. Существуют целые лягушачьи «оркестры». По разнообразию голосов лягушки могут соперничать только с птицами.

Физминутка для глаз

Особенности дыхания. Амфибии первыми из позвоночных научились дышать с помощью легких и вдыхать полной грудью живительный воздух нашей планеты (участвует и кожа) (11 слайд).

Кровеносная система. Для более эффективного использования нового органа дыхания амфибии обзавелись вторым кругом кровообращения, в сердце появилась дополнительная перегородка – оно стало 3–камерным, (4 – камерное сердце амфибиям ни к чему, ведь кровь, поступающая в сердце от подкожных сосудов, также богата кислородом). Головной мозг снабжается чистой артериальной кровью (12 слайд).

Пищеварительная система. Амфибии – хищники, питаются насекомыми, паукообразными, слизнями, птенцами, мышами. Пищеварительная цепочка: ротовое отверстие – обширная глоточная полость – пищевод – желудок - кишечник – клоака - анальное отверстие. Это первые «слюнтяи» планеты. Зубы у лягушки только удерживают добычу (у жаб зубов нет) (13 слайд).

Охрана земноводных. Работа с текстом информационного листа.

- Какой вывод можно сделать из данного текста

-Почему земноводные один из самых малочисленных классов позвоночных на планете?

- Какие земноводные Курганской области редкие и занесены в Красную книгу (информационный лист).


3. Закрепление

-Какие приспособления появились у земноводных в связи с выходом на сушу? (Конечности наземного типа, подвижные веки, барабанная перепонка, голос, легочное дыхание, совершенство кровеносной системы, первые «слюнтяи» планеты).

-Какую роль играет вода в жизни этих животных? (Размножаются, многие находят пищу, прячутся в минуты опасности, зимуют, некоторые живут в воде постоянно, кожа нуждается в постоянном увлажнении).

-Что свидетельствует о том, что они не утратили связи с водой? (Обтекаемая форма тела, слизистая кожа, перепонки между пальцами) (14 – 16слайды).

Синквейн

-Пятистишье во французской манере стихосложения. Цель: кратко рассказать о том, что изучаешь (17 слайд).

-Проверяем (18 слайд).

-Амфибии были пионерами жизни во всем, что касалось жизни в воздушной среде. Что они «приобрели» первыми?

-Какие «изобретения» земноводных есть у человека?

- Каких охраняемых земноводных вы знаете? Как, в целом, нужно относиться к данному классу? (Особо бережно).


4. Подведение итогов урока

-Что важного и интересного вы узнали сегодня на уроке.

- Выставляем самооценку в информационных листах.

Оценивание учителем самых активных обучающихся урока.

5. Домашнее задание.

1. В учебнике п. 23 прочитать, ответить на вопросы.

2. Поработать с информационными листами: изучить конспект, дополнительный материал.


Используемая литература:

1. Аспиз М. Е. Энциклопедический словарь юного биолога. М.: Педагогика, 1986г.

2. Берни Дэвид Большая иллюстрированная энциклопедия живой природы. – М.: Махаон, 2006.

2. Захаров В. Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. - Дрофа, 2003.

3. М. А. Козлов М. А. Биология животных. 7 – 8 класс.- М.: Просвещение, 2000.

4. Латюшин В. В., Шапкин В А. Биология. Животные. 7 класс. - Дрофа, 2000.

5. Молис С. А. Книга для чтения по зоологии. - М.: Просвещение, 1993.

6. Никишов А. И., Шарова И. Х. Биология животных. 7 – 8 класс. - М.: Просвещение, 2000г.

7. Соколова А. А., Мир земноводных // Газета « Биология. Первое сентября». №3 - 2006.

8. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Биология, 2005.

9. Я иду на урок биологии. Зоология. Земноводные. Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.

Электронные учебники:

  1. Биология 6 – 11 класс. Лабораторный практикум , 2 диск. - Республиканский мультимедиа центр, 2004.

  2. Биология. Многообразие живых организмов. - М: Просвещение, 2005.

  3. Электронная энциклопедия - КМ , 2003.

Похожие:

Тема : Класс Земноводные, происхождение, особенности строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных iconПояснительная записка к уроку биологии в 7 классе
Тема: Класс Земноводные, происхождение, особенности строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных
Тема : Класс Земноводные, происхождение, особенности строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных iconПрограмма В. Б. Захарова,Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой Тема. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных
Цель: выявить особенности внешнего и внутреннего строения земноводных (кожа, скелет, мышечная система)
Тема : Класс Земноводные, происхождение, особенности строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных iconМетодическая разработка урока биологии в 7-м классе на тему
Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с особенностями строения бесхвостых земноводных как первых наземных позвоночных,...
Тема : Класс Земноводные, происхождение, особенности строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных icon1. 1 Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распростран
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле....
Тема : Класс Земноводные, происхождение, особенности строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных iconКонтрольная работа №2 для слушателей «нулевого» курса по итогам изучения второго раздела программы по биологии
Тип Кишечнополостные. Общая характеристика типа и классификация. Особенности строения и жизнедеятельности гидроидных. Особенности...
Тема : Класс Земноводные, происхождение, особенности строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных iconТема: Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих
Основные понятия и термины занятия: тип членистоногие, класс ракообразные, антенны, антеннулы
Тема : Класс Земноводные, происхождение, особенности строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных iconОсобенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. Многообразие Ракообразных, их роль в природе. Задачи уроков
...
Тема : Класс Земноводные, происхождение, особенности строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных iconУрок по теме "Земноводные"
Цель урока: обобщить и расширить знания по теме "Земноводные"; показать многообразие земноводных, их характерные особенности, взаимосвязь...
Тема : Класс Земноводные, происхождение, особенности строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных iconРабочей программы для госуниверситетов «популяционная экология наземных позвоночных животных» Специальность: 011600 биология
Спецкурс “ Популяционная экология наземных позвоночных животных” предназначен для подготовки специалиста по квалификации ",биолог"...
Тема : Класс Земноводные, происхождение, особенности строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных iconУрок биологии, 7 класс
Тема: Обобщений знаний по теме: «Тип Хордовые. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Особенности усложнения в процессе эволюции, многообразие,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница