Скачать 131.34 Kb.
|
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по учебной работе МОМК №2 ______________ Е.П. Александрова «_____» _________________20___г. Методическая разработка к практическому занятию «Изучение анатомии и физиологии сердца» по дисциплине “Анатомия и физиология человека” для специальности 060101 Лечебное дело Раменское 2011 оглавление 1. Пояснительная записка стр.3 2. Виды самостоятельной работы обучающихся стр.5 3.Словарь терминов к практическому занятию стр.6 4. Оснащение занятия стр.8 5. Междисциплинарные и межмодульные связи стр.9 6. Содержание занятия стр.10 7. Тестовые задания. Эталоны ответов стр.11 8. Список использованных источников стр.18 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дисциплина «Анатомия и физиология человека» является основополагающей в цикле общепрофессиональных дисциплин, изучается на 1 курсе. Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме «Анатомия и физиология сердца» и направлена на формирование профессионального интереса к изучению строения и работы сердца, к пониманию проблем, возникающих при патологии данного органа. В процессе занятия повторяются, конкретизируются и закрепляются знания и умения, полученные при изучении темы на теоретическом занятии. В результате освоения данной темы обучающийся должен уметь использовать знания анатомии и физиологии сердца при обследовании пациента, постановке предварительного диагноза, выполнении лечебных вмешательств. В результате освоения данной темы обучающийся должен знать: - расположение и строение сердца, границы сердца; - физиологические свойства сердечной мышцы; - проводящую систему сердца и сердечный цикл; - показатели и внешние проявления сердечной деятельности; - регуляцию сердечной деятельности; - основы ЭКГ, перкуссии и аускультации сердца. При проведении занятия в соответствии с данной методической разработкой реализуются принципы модульно-компетентностного подхода в образовании, формируются следующие профессиональные компетенции: - проводить диагностику острых и хронических заболеваний, неотложных состояний, диагностические исследования; - осуществлять контроль состояния пациента, выполнять лечебные вмешательства, проводить контроль эффективности лечения; - выполнять лечебные вмешательства по оказанию неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе, проводить контроль эффективности проводимых мероприятий; - организовывать и проводить диспансеризацию населения; - осуществлять медицинскую реабилитацию пациента, проводить экспертизу временной нетрудоспособности. На занятии используются современные информационные технологии (демонстрация мультимедийных материалов), направленные на активизацию внимания обучающихся, повышения мотивации к активному участию в учебном процессе. Преподавателем реализуются также образовательные технологии как педагогика сотрудничества и контекстное обучение. В целях эффективного контроля знаний применяются фронтальный опрос и тестовые задания. Виды самостоятельной работы обучающихся Внеаудиторная: - составление словаря терминов; - зарисовка сердца с указанием границ, мест наилучшего выслушивания тонов и клапанов; - составление схемы строения сердца; - составление таблицы «Клапаны и их расположение». Аудиторная: - работа с таблицами, муляжами сердца; - ознакомление с методикой определения границ сердца (перкуссией), выслушивания клапанов и сердечных тонов (аускультацией); - решение задач, выполнение тестовых заданий. Словарь терминов к практическому занятию Автоматизм - способность сердца ритмически сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нем самом. Брадикардия - замедление ритма сокращений сердца (менее 60 в минуту). Венечная (коронарная) артерия - артерия, кровоснабжающая сердце. Верхушка сердца - суженная часть сердца, обращенная вниз, влево, вперед. Возбудимость - способность сердечной мышцы отвечать возбуждением на раздражение. Диастола - расслабление сердечной мышцы. Минутный объем крови - объем крови, выбрасываемый сердцем за 1 минуту. Миокард - средний, мышечный слой стенки сердца, его сократительный аппарат, сердечная мышца. Митральный клапан- клапан между левым предсердием и левым желудочком. Основание сердца - широкая часть сердца, обращенная кверху и кзади. Перикард - околосердечная сумка; серозная оболочка, состоящая из двух листков: пристеночного и висцерального. Полулунные клапаны - клапаны устьев аорты и легочного ствола. Предсердно-желудочковый узел - структура проводящей системы сердца; расположен в толще межпредсердной перегородки. Проводимость- способность миокарда проводить возбуждение. Рефрактерность сердечной мышцы - наличие длительного невозбудимого периода, занимающего все время систолы и часть диастолы. Сердечный тон - звук, возникающий во время работы сердца. Сердечный цикл - период, который включает одно сокращение и последующее расслабление сердечной мышцы. Синусно-предсердный узел - структура проводящей системы сердца; ведущий водитель ритма; в нем возникают импульсы, определяющие ритм и частоту сердечных сокращений. Систола - сокращение сердечной мышцы. Систолический (ударный) объем крови (сердца) - объем крови, выбрасываемый сердцем за одно сокращение. Тахикардия - учащение ритма сокращений сердца (более 90 в минуту) Трехстворчатый клапан - клапан между правым предсердием и правым желудочком. Трабекулы - мышечные перекладины. Ушко - конусообразное расширение на передней стенке правого и левого предсердий. Хорда - сухожильная нить, идущая от сосочковой мышцы к створкам клапанов. Электрокардиограмма - графическое изображение электрических явлений, возникающих в сердце в результате его деятельности. Эндокард - внутренний слой стенки сердца, выстилающий все полости сердца, образующий клапаны сердца. Эпикард - наружная оболочка сердца, являющаяся внутренним листком перикарда. Оснащение занятия Наглядные пособия:
ТСО:
Раздаточный материал:
Методическое оснащение:
МЕЖМОДУЛЬНЫЕ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ
4. Здоровый человек и его окружение. 5. Теория и практика сестринского дела. 5. Пропедевтика клинических дисциплин МДК 01.01 6. Лечение пациентов терапевтического профиля МДК 02.01 7. Дифференцированная диагностика и оказание неотложной помощи на догоспитальном этап МДК 03.01 8. Профилактика заболеваний МДК 04.01 9. Медико-социальная реабилитация МДК 05.01 СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Входной контроль 1.Выберите из предложенных рисунков сердечную мышечную ткань; ![]() ![]() ![]() 1 2 3 2. Сосуд, по которому течет кровь от сердца к органам: 1 - артерия 2 - вена 3. Сердце – это орган: 1 - полый 2 - паренхиматозный 4. Масса сердца: 1 - 100 – 150 г 2 - 250 – 300 г 3 - 350 – 500 г 5. На каком из рисунков изображена артерия, а на каком – вена: ![]() ![]() 1 2 6. Правая половина сердца содержит кровь: 1 -артериальную 2 -венозную 7. Полость сердца, принимающая кровь из вен: 1 -предсердие 2 -желудочек 8. Основной сердечно- сосудистый центр расположен в мозге: 1 - промежуточном 2 – продолговатом 3 - среднем 9. Какие органы граничат с сердцем: ![]() Эталон ответов: 1 – 2 2 – 1 3 – 1 4 – 2 5 – 1- артерия 2 – вена 6 – 2 7 – 1 8 – 2 9 – легкие, диафрагма Выходной контроль 1. Подпишите рисунок ![]() 1 3 2 4 6 5 7 8 2. Подпишите рисунок ![]() 1 2 3 4 5 6 3 ![]() ![]() 1 6 ![]() ![]() 2 5 ![]() 3 4 3 4. Какой фазе сердечного цикла соответствует рисунок? ![]() 5. Установите соответствие
6. Установите соответствие
7. Дополните: Между внутренним и наружным листком перикарда имеется … , содержащая … жидкость. 8. Латинское и греческое название сердца. 9. Выберите правильный ответ: Наружный слой сердца 1 – эпикард 2 – миокард 3 – эндокард 10. Выберите правильный ответ: Из левого желудочка выходит 1 – легочный ствол 2 – аорта 11. Выберите правильный ответ: Легочные вены несут кровь в 1 – правый желудочек 2 – левый желудочек 3 – правое предсердие 4 – левое предсердие 12. Выберите правильный ответ: В правое предсердие впадают 1 – верхняя и нижняя полые вены 2 – легочные вены 13. Выберите правильный ответ: Систолический объем крови (мл.) 1 – 80 - 90 2 – 70 – 80 3 – 50 – 60 14. Выберите правильный ответ: Легочный ствол выходит из 1 – левого желудочка 2 – правого желудочка 3 – правого предсердия 4 – левого предсердия 15. Выберите правильный ответ: Первый тон сердца 1 – систолический 2 – диастолический 16. Выберите правильный ответ: При раздражении симпатических нервов работа сердца 1 – ослабляется 2 – усиливается 17. Выберите правильный ответ: Верхняя граница сердца проходит по 1 – верхнему краю хрящей I пары ребер 2 – верхнему краю хрящей III пары ребер 3 – нижнему краю хрящей III пары ребер 18. Выберите правильный ответ: Правая граница сердца проходит на 1 – 1-2 см правее правого края грудины 2 – 3 см правее правого края грудины 3 – 1-2 см левее правого края грудины 19. Выберите правильный ответ: Верхушка сердца определяется в левом межреберье 1 – в третьем 2 – в четвертом 3 – в пятом 20. Выберите правильный ответ: Тон митрального клана лучше выслушивается 1 – у верхушки сердца 2 – у основания мечевидного отростка грудины 3 – во втором межреберье слева от грудины Эталон ответов 1 – 1 – верхняя полая вена 2 – легочный ствол 3 – правое ушко 4 – аорта 5 – левое ушко 6 – верхушка сердца 7 – легочные вена 8 – нижняя полая вен 2 – 1 – правое предсердие 2 – трехстворчатый клапан 3 – правый желудочек 4 – левый желудочек 5 – двустворчатый клапан 6 – левое предсердие 3 – 1 – синусно-предсердный узел 2 – левая ножка пучка Гисса 3 – волокна Пуркинье 4 – прободающий предсердно-желудочковый пучок (пучок Гисса) 5 – правая ножка пучка Гисса 6 – предсердно-желудочковый узел 4 – Систола желудочка 5 – 1 – D 2 – А 3 – B, C 6 – 1 – В 2 – А 3 – В 4 – В 5 – В 6 – А 7 – Перикардиальная полость, серозная жидкость 8 – cor, card 9 – 1 10 – 2 11 – 3 12 – 1 13 – 2 14 – 2 15 – 1 16 – 2 17 – 2 18 – 1 19 – 3 20 – 1 Список использованных источников
7. http://hnotes.ru/method/lechenie-stenokardii-12072 8. http://anatomy-portal.info/ap/index.php?option=com_content&task= view&id=29&Itemid=45&dr=angiologia&img=50 9. http://websitereported.com/atrial_septal_defect 10. http://www.microscopy-uk.org.uk/anatomy/heart/index.html 11. http://www.biologyguide.net/biol1/5a_heart.htm |
![]() | Методическая разработка внеучебного мероприятия «Олимпиада по анатомии и физиологии человека» ... | ![]() | Методическая разработка к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Педиатрия» Тема №7 «Лимфопролиферативные процессы у детей. Банальный лимфаденит. Инфекционный мононуклеоз. Лимфогрануломатоз. Лейкоз. Критерии... |
![]() | Методическая разработка к практическому занятию для студентов 2 курса по дисциплине «Физиология детского организма» Влияние желез внутренней секреции на формирование организма. Становление эндокринной функции у детей | ![]() | Методическая разработка №1 к практическому занятию по лучевой диагностике и лучевой терапии для студентов 3 курса стоматологического факультета Природа и свойства рентгеновского излучения. Устройство основных частей рентгенодиагностического аппарата |
![]() | Методическая разработка к практическому занятию для студентов 2 курса специальности «Стоматология» Занятие № Тема Морфофункциональная характеристика цнс. Возбуждение и торможение в цнс. Рефлекторный принцип деятельности цнс | ![]() | Методическая разработка к практическому занятию по учебной дисциплине «Экстремальная и военная медицина» Занятие №1: Химическая разведка и контроль: задачи, организация и порядок проведения. Методы обнаружения и способы определения токсичных... |
![]() | Дать понятие об анатомии, гистологии, эмбриологии и физиологии сельскохозяйственных животных. Познакомить с краткой историей развития анатомии, физиологии Сформировать знания об основных методах, применяемых в изучении анатомии и физиологии. Дать понятие о филогенезе и онтогенезе; возрастной,... | ![]() | Примерная программа дисциплины «Анатомия, физиология и основы балетной медицины» Изучение анатомии, физиологии и основ балетной медицины призвано вооружить будущих выпускников знаниями по анатомии и физиологии... |
![]() | Примерная программа дисциплины «Анатомия, физиология и основы балетной медицины» Изучение анатомии, физиологии и основ балетной медицины призвано вооружить будущих выпускников знаниями по анатомии и физиологии... | ![]() | Методическая разработка к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине гистология, цитология и эмбриология Студентов 1 курса специальности «лечебное дело» Поэтому некоторые ранние стадии развития человека очень сходны с аналогичными стадиями эмбриогенеза более низко организованных хордовых... |