Рабочая программа дисциплины «антропология»




Скачать 188.14 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «антропология»
Дата29.11.2012
Размер188.14 Kb.
ТипРабочая программа




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Иркутский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ИГУ»)


«Утверждаю»

_____________________

Проректор по учебной работе,

проф. И. Н. Гутник

«____»_____________20____г.


Биолого-почвенный факультет

кафедра физиологии и психофизиологии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


дисциплины «АНТРОПОЛОГИЯ»


Код дисциплины по учебному плану ОПД.Ф.4

Для студентов специальности 020209.65 "Микробиология"




г. Иркутск


1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


Цель курса углубление и систематизация знаний об анатомических и физиологических особенностях человека с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей, о положении человека в системе животного мира, об эволюции человека.


Задачи курса:

- углубить общие представления о строении тела человека, полученные студентами из школьного курса анатомии, а также о формирование организма человека в процессе эволюции, учитывая адаптационные изменения в органах, происходящие под влиянием экологических и социальных факторов;

  • сформировать представление об организме человека как открытой биосистеме, требующей правильного и бережного отношения;

  • развить умения и навыки, необходимые для оценки физического развития организма человека;

  • научить применять знания о структурной основе организма для понимания механизмов, обеспечивающих его жизнедеятельность.


Место курса в процессе подготовки специалиста

Антропология, являясь одной из фундаментальных наук о человеке, служит важным звеном образования студентов, обучающихся по специальности "Микробиология". Дисциплина «Антропология» входит в состав общих профессиональных дисциплин ГОС ВПО по специальности 012400 «Микробиология». Содержание этой дисциплины согласно ГОС ВПО включает в себя темы дисциплины «Антропология». Изучение этой дисциплины базируется на школьном предмете «Человек», знание которого необходимо для освоения нового содержания.

Отличительной чертой данного курса является углублённое изучение строение тела человека с учетом сенситивных периодов на отдельных этапах онтогенеза и влияния различных экстремальных факторов. В связи с этим курс позволяет вооружить микробиолога пониманием о генетических и средовых зависимостях в строении и функционировании организма в целом.

Полученные знания, умения и навыки могут быть использованы при изучении дисциплин медико-физиологического профиля и при написании курсовых и дипломных работ.


2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

для студентов очного отделения



Темы, разделы

Всего часов

Виды подготовки

Самост. работа

Лекции

Практические, семинарские, лабораторные занятия

Самост. работа студентов

КСР

1


Эволюционная антропология (антропогенез)

6

2

-

4

-

2

Возрастная антропология

6

2

-

4

-

3

Конституциональная антропология

6

2

-

4

-

4

Опорно-двигательный аппарат

7

2

-

4

1

5

Внутренние органы

10

2

-

8

-

6

Сердечно сосудистая система

6

2

-

4

-

7

Нервная система

12

4

-

8

-

8

Органы чувств и покровы тела

7

2

-

4

1

ВСЕГО (часы)




60

18

-

40

2



3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


3.1 Общее (по всем темам)

Раздел 1. Эволюционная антропология (антропогенез).

Тема 1.1. Введение. Место человека в системе животного мира. Предмет и задачи антропологии. Значение изучения антропологии для медицины, физиологии, сравнительной анатомии, педагогики, психологии, истории и философии. Место антропологии в ряду наук о человеке. Значение изучения антропологии для мировоззрения биолога. Методы современной антропологии. Антропометрия. Важнейшие проблемы современной антропологии. Проблема происхождения рас. Возрастные особенности человека и проблема старения. Проблема соотношения биологического и социального в современной антропологии. Место человека в системе животного мира. Общая эколого-географическая и морфофизиологическая характеристика отряда приматов. Человек как примат. Биологические предпосылки очеловечения. Черты сходства и различий биологической организации человека и человекообразных обезьян, симиальная теория антропогенеза.

Тема 1.2. Родословная человека. Выделение человеческой линии эволюции. Двуногие человекообезьяны - австралопитеки. Древнейшие люди. Питекантропы и их распространение. Находки костных остатков других архантропов в Азии, Европе и Африке. Древние люди. Палеоантропологические находки в Восточной Африке. Неандерталец, его техника и хозяйство. Человек современного типа, неантроп. Основные гипотезы антропогенеза. Факторы и критерии процесса очеловечивания обезьян. Время и место возникновения Homo sapiens. Гипотезы моно- и полицентризма.

Раздел 2. Морфология человека

Тема 2.1. Возрастная антропология. Периодизация онтогенеза человека. Понятие об онтогенезе. Периодизация индивидуального развития. Особенности роста и развития организма. Основные виды морфологических исследований процесса роста. Индивидуализирующий метод. Генерализирующий метод. Периодизация индивидуального развития. Схема периодизации онтогенеза человека В.В.Бунака (1965). Три стадии онтогенеза: прогрессивная, стабильная, регрессивная. Периоды онтогенеза. Перипубертатный период. Основные закономерности роста и развития человека. Наследственные влияния на онтогенез. Влияние факторов внешней среды на процессы морфофункционального созревания организма. Основные закономерности роста и развития человека: эндогенность, необратимость, цикличность, постепенность, синхронность. Генетическая детерминированность роста и развития.

Тема 2.2. Конституциональная антропология. Размеры тела, пропорции тела. Конституция человека как комплексная биомедицинская проблема. История развития учения о конституции. Общие размеры тела, способы их оценки. Групповые, возрастно-половые и этнические вариации общих размеров тела. Общие размеры тела как показатель физического развития. Понятие о физическом развитии («санитарная конституция»). Индексы и шкалы физического развития.Понятие пропорций тела человека. Три основные типа пропорций тела человека: долихоморфный, брахиморфный, мезоморфный. Зависимость пропорций от генетического и средового факторов. Появление половых различий в ходе онтогенеза. Расовые, этнические, популяционные и индивидуальные различия в пропорциях тела. Возрастные изменения пропорций. Градиент роста. Изменение с возрастом направления градиента роста. Оценка пропорций тела. Метод индексов. Индексы «школьной зрелости». «Филиппинский тест». Индекс скелии Мануврие. Метод П. Н. Башкирова. Типология пропорций тела В.В.Бунака.

Тема 2.3. Состав тела. Различные конституциональные схемы. Представление о составе тела человека. Основные способы изучения состава тела. Возрастно-половые вариации компонентов массы тела. Генетическая детерминированность каждого компонента. Метод Я. Матейки для вычисления компонентов массы тела. Спортивный аспекты в соотношении компонентов массы тела. Изменение состава тела под влиянием занятий спортом. Конституции лептосомные, мезосомные, мегалосомные (И.Б. Галант, 1927). Диагностика детских конституций по В.Г. Штефко и А.Д. Островскому (1929). Семибальная шкала У. Шелдона. Метод Шелдона в модификации Б. Хита и Л. Картера. Классификационная схема диагностики соматических типов В.П. Чтецова, М.И. Уткиной, Н.Ю. Лутовиновой (1979). Возрастная и половая изменчивость конституциональных типов. Социально-профессиональные вариации конституциональных типов.

Тема 2.4. Опорно-двигательный аппарат. Учение о костях (остеология). Скелет как система органов защиты, опоры и движения. Обменная и кроветворная функции скелета. Костная ткань, ее структура, химический состав и основные физические свойства. Типы костной ткани. Компактное и губчатое костное вещество. Строение остеона. Основной механический принцип строения кости. Костный мозг. Форма костей. Кости трубчатые, губчатые, плоские, смешанные, воздухоносные. Влияние внешних факторов на форму и рельеф костей. Изменение костей с возрастом. Онтогенез скелета. Кости покровные и замещающие. Типы окостенения. Рост кости в длину и толщину.

Учение о соединениях костей. Непрерывные соединения (синдесмозы, синхондрозы, синостозы). Прерывные соединения. Общий план строения сустава. Биомеханика суставов. Классификация суставов и их общая характеристика. Полусуставы.

Общий обзор скелета. Скелет туловища. Характерные признаки скелета туловища, обусловленные его вертикальным положением. Позвоночный столб. Грудная клетка. Скелет конечностей. Сопоставление скелета руки и ноги. Особенности строения руки, связанные с приспособлением к труду. Особенности скелета ноги, связанные с приспособлением к прямохождению. Обзор суставов руки и ноги. Скелет головы. Лицевая и мозговая части черепа. Онтогенез черепа. Особенности окостенения черепа. Характеристика размеров и формы мозгового черепа. Типы швов и порядок их зарастания. Роднички. Сравнение черепа современного человека с черепом антропоморфных обезьян и ископаемых гоминид.

Учение о мышцах (миология). Понятие о мышечной ткани. Морфофункциональные особенности гладких и поперечнополосатых мышц, их распределение в теле человека. Поперечнополосатая мышца как орган. Красные и белые мышечные волокна. Иннервация мышечного волокна. Части мышцы. Классификация мышц. Элементы биомеханики. Типы рычагов. Анатомический и физиологический поперечник мышцы. Абсолютная сила и размах сокращения мышцы. Онтогенез скелетной мускулатуры. Вспомогательный аппарат мышц: фасции, фиброзные и костно-фиброзные каналы, синовиальные сумки, синовиальные влагалища, сесамовидные кости.

Тема 2.5. Учение о внутренностях (спланхнология).Понятие о внутренних органах. Внутренние органы полые и паренхиматозные. Расположение слоев в стенке полых (трубчатых) органов.

Пищеварительная система. Общий обзор пищеварительной системы. Ротовая полость, ее части. Язык. Зубы. Слюнные железы. Зев. Глотка, ее части. Лимфоэпителиальное кольцо. Пищевод. Желудок, его строение и топография. Кишечник, отделы кишечника, их строение и топография. Печень, ее функции, строение и топография. Особенности кровоснабжения печени. Поджелудочная железа. Брюшина. Отношение органов брюшной полости к брюшине. Большой и малый сальники. Сведения о развитии пищеварительной системы в фило- и онтогенезе.

Дыхательная система. Общий обзор дыхательной системы. Носовая полость. Гортань, хрящи и мышцы гортани. Трахея, бронхи, бронхиальное дерево. Легкие, альвеолярное дерево. Плевра, плевральная полость. Строение стенок дыхательных путей. Акт дыхания. Средостение. Понятие об онтогенезе и филогенезе органов дыхания.

Мочевыделительная система. Общий обзор выделительной системы. Строение и топография почек. Нефрон - структурно-функциональная единица паренхимы почки. Особенности кровоснабжения почки. Образование и выделение мочи. Мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. Строение стенок мочевыделительных путей. Краткий очерк развития мочеполовой системы в фило- и онтогенезе.

Репродуктивная система. Общий обзор мужских половых органов. Строение мужских половых желез. Семявыносящие протоки, семенные пузырьки, семявыбрасывающие протоки. Предстательная железа. Луковично-уретральные железы. Семенной канатик, опускание яичка. Мошонка, половой член. Общий обзор женских половых органов. Яичники. Строение и топография матки и маточных труб. Связки матки. Влагалище. Овариально-менструальный цикл. Промежность.

Эндокринная система. Эндокринные железы Общие анатомо-физиологические свойства эндокринных желез. Гипофиз - важнейшая железа внутренней секреции. Развитие гипофиза, его строение и кровоснабжение. Железы, зависимые от передней доли гипофиза: щитовидная железа, корковое вещество надпочечников, половые железы, их строение, топография и функции. Топография и свойства паращитовидных желез, параганглиев, островков поджелудочной железы, мозгового вещества надпочечников. Эпифиз - топография, функции.

Тема 2.6. Учение о сосудистой системе (ангиология). Общий обзор сосудистой системы. Значение кровоснабжения для жизнедеятельности организма. Кровеносная система. Строение артерий, вен, капилляров. Типы артерий и вен. Силы, движущие кровь по артериям и венам. Схема кровообращения. Понятие о микроциркуляторном русле. Аорта, части аорты и основные ветви. Общий обзор венозной системы. Система верхней и нижней полой вен. Система воротной вены. Обзор лимфатической системы. Особенности строения лимфатических капилляров. Лимфатические узлы, лимфатические сосуды. Лимфатические протоки. Селезенка. Сердце, его строение и топография. Строение стенки, камер и клапанов сердца. Особенности строения сердечной мышцы. Проводящая система сердца. Сосуды сердца. Околосердечная сумка. Границы сердца.

Тема 2.7. Учение о нервной системе (неврология). Общее представление о нервной системе и ее функциях. Строение нервной ткани. Нервная клетка и ее отростки. Межнейронные контакты. Понятие о нейроглии. Типы нейронов. Строение рефлекторной дуги. Понятие об обратной связи в нервной системе (обратная афферентация). Центральная нервная система. Строение и положение спинного мозга. Корешки спинномозговых нервов. Сегменты спинного мозга. Серое и белое вещество спинного мозга.

Головной мозг, его размеры, месторасположение и поверхности. Отделы головного мозга. Строение ромбовидного мозга. Четвертый желудочек мозга. Проекция ядер черепно-мозговых нервов на ромбовидную ямку. Корешки черепно-мозговых нервов ромбовидного мозга. Серое и белое вещество ромбовидного мозга. Перешеек ромбовидного мозга. Средний мозг, его строение. Водопровод мозга. Серое и белое вещество среднего мозга. Ядра и корешки черепно-мозговых нервов среднего мозга. Передний мозг. Строение и функции промежуточного мозга. Третий желудочек мозга. Общие черты эволюции конечного мозга, его составные части. Поверхности, борозды и извилины полушарий большого мозга. Строение коры полушарий большого мозга. Локализация функций в коре полушарий. Базальные ядра и белое вещество конечного мозга. Боковые желудочки мозга. Проводящие пути головного и спинного мозга. Ассоциативные, комиссуральные и проекционные волокна. Восходящие проекционные пути. Нисходящие проекционные пути. Оболочки головного и спинного мозга. Синусы твердой мозговой оболочки. Кровоснабжение головного и спинного мозга.

Вегетативная нервная система. Периферическая нервная система, ее составные части. Строение нерва. Виды нервов. Основные закономерности строения периферической нервной системы. Черепно-мозговые нервы: нерв, его преимущественный волоконный состав, ядра, место выхода (входа) из ствола мозга (в ствол мозга) и из черепа (в череп), основные ветви и зоны иннервации. Спиномозговые нервы - распределение, строение, ветви. Нервные сплетения: нервы сплетений, их ход, основные ветви нервов, области иннервации. Грудные нервы. Краткий очерк развития нервной системы в фило- и онтогенезе.

Тема 2.8. Органы чувств. Общий покров тела. Понятие об анализаторах. Виды анализаторов. Зрительный анализатор, его строение и топография. Вспомогательный аппарат глаза. Проводящий путь зрительного анализатора. Развитие органа чувств в фило- и онтогенезе. Преддверно-улитковый орган. Наружное ухо, среднее ухо. Внутреннее ухо: костный лабиринт, перепончатый лабиринт, спиральный орган. Проводящие пути вестибулярного и слухового анализаторов. Развитие органа слуха и равновесия в фило- и онтогенезе. Орган обоняния. Строение и проводящий путь обонятельного анализатора. Орган вкуса. Строение и проводящий путь вкусового анализатора.

Кожа и ее производные: волосы, ногти, железы. Папиллярный рисунок. Особенности пигментации кожи. Молочная железа.


3.2. Темы семинарских занятий:

Не предусмотрены учебным планом.

3.3 Тематика заданий для самостоятельной работы

Тема 1. Методы анатомического и антропологического исследования. Краткий очерк истории анатомии и антропологии.

Тема 2. Антропогенез и морфология человека.

Тема 3. Опорно-двигательный аппарат.

3.1. Учение о костях (остеология).

3.2. Учение о соединениях костей.

3.3. Учение о мышцах (миология).

Тема 4. Учение о внутренностях (спланхнология).

4.1. Пищеварительная система.

4.2. Дыхательная система.

4.3. Мочевыделительная система.

4.4. Репродуктивная система.

4.5. Эндокринная система.

Тема 5. Учение о сосудистой системе (ангиология).

5.1.Общий обзор сосудистой системы.

5.2.Обзор лимфатической системы.

5.3.Сердце, его строение и топография.

Тема 6. Учение о нервной системе (неврология).

6.1.Общее представление о нервной системе и ее функциях. Строение нервной ткани. Строение и положение спинного мозга.

6.2. Головной мозг, его размеры, месторасположение и поверхности. Отделы головного мозга.

6.3.Проводящие пути головного и спинного мозга.

6.4.Вегетативная нервная система.

6.5.Периферическая нервная система, ее составные части.

Тема 7. Органы чувств.

7.1.Понятие об анализаторах. Виды анализаторов. Зрительный анализатор, его строение и топография.

7.2.Преддверно-улитковый орган.

7.3.Орган обоняния. Строение и проводящий путь обонятельного анализатора.

7.4.Орган вкуса. Строение и проводящий путь вкусового анализатора.

Тема 8. Общий покров.


    1. Примерный список вопросов к экзамену

  1. Предмет и методы антропологии. Краткий исторический очерк развития антропологии.

  2. Таксономическое положение человека в зоологической систематике. Черты сходства человека с животными.

  3. Общая эколого-географическая и морфофизиологическая характеристика приматов.

  4. Человек как примат. Биологические предпосылки очеловечивания.

  5. Черты строения человека, отличающие его от других животных.

  6. Основные этапы эволюции приматов. Выделение эволюционной линии человека.

  7. Австралопитеки.

  8. Ископаемые представители рода Человек (человек умелый, человек выпрямленный, неандертальский человек). Сравнительная характеристика физического типа и культур.

  9. Время и место возникновения человека разумного. Распространение современного человека.

  10. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в эволюции человека.

  11. Периодизация онтогенеза человека. Характеристика возрастных периодов.

  12. Факторы и критерии роста и развития в постнатальном онтогенезе.

  13. Факторы роста и развития.

  14. Влияние факторов среды, изменяющих темпы онтогенеза.

  15. Эндогенные факторы роста и развития.

  16. Сенситивные периоды и влияние в эти периоды экзогенных факторов.

  17. Возрастно-половые перекресты в перипубертатном периоде, признаки полового диморфизма.

  18. Закономерности, по которым проходят процессы роста и развития организма.

  19. Биологический возраст, критерии и методы его диагностики.

  20. Основные особенности роста и развития человека на современном этапе.

  21. Акселерация и возможные причины ее возникновения. Экологические факторы, ускоряющие индивидуальное развитие.

  22. Старение и продолжительность жизни.

  23. Пропорции тела человека. Методы оценки пропорций тела.

  24. Возрастные изменения пропорций тела человека. Влияние экзогенных факторов на изменение пропорций тела.

  25. Половые и этнотерриториальные различия в пропорциях тела.

  26. Понятие о конституции. История вопроса (конституции Гиппократа, Галена, Сиго).

  27. Конституция человека и методы ее оценки. Конституциональные признаки.

  28. Компоненты массы тела человека. Изменение под действием физических нагрузок.

  29. Морфологические аспекты конституции (мужские, женские и детские конституции).

  30. Медицинские и физиологические аспекты конституции.

  31. Взаимосвязь конституциональных и психических особенностей человека.

  32. Строение и свойства костей тела. Возрастные особенности.

  33. Развитие и рост костей. Типы окостенения. Классификация костей.

  34. Общий обзор скелета человека. Скелет туловища и конечностей. Половые особенности.

  35. Типы соединения костей.

  36. Строение сустава. Классификация суставов.

  37. Соединение костей туловища. Позвоночный столб в целом. Половые особенности.

  38. Грудная клетка в целом. Возрастные и половые особенности.

  39. Таз в целом. Возрастные и половые особенности

  40. Кости черепа. Мозговой и лицевой череп. Форма черепа.

  41. Поперечно-полосатые мышцы, особенности строения и функции.

  42. Классификация мышц, группы мышц тела.

  43. Основные органы кровообращения, их функции.

  44. Особенности работы большого и малого круга кровообращения.

  45. Строение сердца.

  46. Оболочки сердца. Проводящая система сердца.

  47. Учение о внутренних органах. Общие черты строения внутренних органов.

  48. Дыхательная система, ее функциональная роль. Полость носа, гортань, трахея, бронхи.

  49. Легкие, их строение. Альвеолярное дерево. Газообмен в легких.

  50. Пищеварительная система, значение пищеварения для организма.

  51. Ротовая полость, ее части. Слюнные железы.

  52. Строение глотки и пищевода.

  53. Желудок, его строение, функции.

  54. Кишечник, отделы кишечника, особенности строения 12 перстной кишки.

  55. Строение тонкого кишечника и его роль в пищеварении.

  56. Строение и функция толстого кишечника.

  57. Печень, ее строение и функции.

  58. Основные пищеварительные железы.

  59. Строение органов мочевыделительной системы.

  60. Почки, их топография и строение. Структура нефрона.

  61. Репродуктивная система человека. Мужские половые органы, особенности их строения и функционирования.

  62. Женские половые органы, особенности их строения и функционирования.

  63. Общее представление о нервной системе и ее функциях. Филогенез и онтогенез нервной системы человека.

  64. Строение нервной ткани. Нервная клетка, ее строение. Морфологические и функциональные классификации нейрона.

  65. Нейроглия, ее строение и функции. Межнейрональные контакты, синапсы и их роль

  66. Центральная нервная система, ее состав, строение и функции.

  67. Спинной мозг. Его структурно-функциональная организация.

  68. Сегменты спинного мозга.

  69. Серое и белое вещество головного мозга.

  70. Головной мозг, его размеры, отделы и особенности строения.

  71. Ромбовидный мозг, строение и функции.

  72. Средний мозг, его строение и функции.

  73. Передний мозг, его строение и функции.

  74. Структурно-функциональная организация промежуточного мозга.

  75. Поверхности, борозды и извилины полушарий головного мозга.

  76. Базальные ядра их строение и функции.

  77. Ассоциативные, комиссуральные и проекционные волокна.

  78. Восходящие и нисходящие проекционные пути.

  79. Оболочки головного и спинного мозга.

  80. Вегетативная нервная система, строение и функции.


4. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Промежуточный контроль проводится между разделами в форме индивидуального контрольного опроса.

Итоговый контроль проводится по окончанию семестра в форме устного экзамена.


5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Интернет-источники:

http://edu.kzn.ru/

http://en.edu.ru/

http://www.anatomy.tj/

http://wikipedia/org/wiki

http://www/twirpx.com/index/

Оборудование:

  1. Кодоскоп

  2. Мультимедийный проектор

  3. Компьютер - ноутбук

Материалы:

  1. Презентации лекций - по каждой теме лекции (5-10 слайдов).

  2. Методические указания по самостоятельной работе студентов.


ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Астапов В.М. Нервная система человека: строение и нарушения: атлас: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии / Ред. В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т, Per Se, 2006.

  2. Курепина М.М. Анатомия человека: Учеб. для студ. вузов/ М.М. Курепина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина. -М.: Владос, 2005

  3. Курепина М.М. Атлас по анатомии человека / М. М. Курепина и др. -М.: Владос, 2005.


Дополнительная

  1. Козлов В.И. Анатомия нервной системы: Учеб. пособие / В.И. Козлов, Т.А. Цехмистренко. -М.: Мир: АСТ, 2004

  2. Садовникова А.М. Естественнонаучная антропология: Учебное пособие / А.М. Садовникова - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2005.

  3. Садовникова А.М. Практикум по антропологии: Учебное пособие / А.М. Садовникова, А.В. Болотов. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007. -65с.

  4. Тегако Л.И. Антропология: Учебное пособие / Л.И. Тегако, Е. Кметинский. -М.: Новое знание, 2004.

  5. Тегако Л.И. Практическая антропология: Учеб. пособие / Л.И. Тегако, О.В. Марфина. -Ростов н/Д: Феникс, 2003.

  6. Харитонов В. М. Антропология: Учеб. пособие для студ. вузов / В. М. Харитонов и др. -М.: Владос, 2004.



ЛИСТ ОБНОВЛЕНИЯ

Дата

Внесенные обновления

Подпись автора

Подпись зав. кафедрой














Программу составила Садовникова А.М., к.б.н., доцент кафедры физиологии и психофизиологии биолого-почвенного факультета ИГУ __________

Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры физиологии и психофизиологии, протокол №16 от 2.06.2011 г.

Зав. кафедрой физиологии и психофизиологии Н.Ю. Копылова

Согласовано: председатель УМК биолого-почвенного факультета профессор А. Н. Матвеев __________

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «антропология» iconРабочая программа учебной дисциплины политическая антропология
Политическая антропология – дисциплина, изучающая народы мира с целью выявления особенностей политической организации в исторической...
Рабочая программа дисциплины «антропология» iconРабочая программа дисциплины (модуля) б в 15 Политическая антропология (Наименование дисциплины (модуля)) Направление подготовки 030200. 62 «Политология»
В области обучения целью освоения дисциплины «Политическая антропология» по бакалаврской программе по направлению 030200 Политология...
Рабочая программа дисциплины «антропология» iconРабочая программа учебной дисциплины «физическая антропология»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части математического, естественно-научного цикла студентам...
Рабочая программа дисциплины «антропология» iconРабочая программа социальная антропология код дисциплины по учебному плану: дв «Социальная антропология» Для студентов направления: 080200. 62 «Менеджмент»
Целью курса является обучение студентов современ­ному знанию о «человеческом измерении» процессов, протекающих в системе «общество,...
Рабочая программа дисциплины «антропология» iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 08 «Культурная антропология»
Целью преподавания дисциплины «Культурная антропология» является формирование у студентов-культурологов системы знаний о человеке,...
Рабочая программа дисциплины «антропология» iconПрограмма дисциплины антропология. Цикл дс
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Рабочая программа дисциплины «антропология» iconРабочая программа дисциплины «юридическая антропология»
Общая трудоемкость 2 зе (72 часа), из них самостоятельная работа – 72 часа. Форма итогового контроля – зачет
Рабочая программа дисциплины «антропология» iconА. Д. Чехонин Педагогическая антропология
А. Д. Чехонин. Педагогическая антропология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050100. 62...
Рабочая программа дисциплины «антропология» iconПрограмма дисциплины «Социальная антропология» для направления 031600. 62 «Реклама и связи с общественностью»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности...
Рабочая программа дисциплины «антропология» iconРабочая программа дисциплины Социальная антропология
Б предметное содержание дисциплины тесно взаимосвязано с учебными дисциплинами цикла Б. 1 Гсэ «Философия», «История», а также с учебными...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница