Н. Н. Павлова Возрастная анатомия и физиология




Скачать 399.16 Kb.
НазваниеН. Н. Павлова Возрастная анатомия и физиология
страница1/3
Дата29.11.2012
Размер399.16 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ИНСТИТУТ СЕРВИСА И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ


Н.Н. Павлова


Возрастная анатомия и физиология


Учебно-методический комплекс

для студентов специальности

073500.65 «Дирижирование»; направлений бакалавриата:

073400.62 «Вокальное искусство»;

073000.62 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство»


Тюмень, 2010


УДК: 611.01+612.6 [075.8]

ББК: Е 860, 7я73+Е 903, 7я73

П 121

Н.Н. Павлова. ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 073500.65 «Дирижирование»; направлений бакалавриата: 073400.62 «Вокальное искусство»; 073000.62 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство». – Тюмень.


В работе представлены учебно-методические материалы по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология», в том числе рабочая программа, темы контрольных работ и рефератов, тесты для самоконтроля, список рекомендуемой литературы, методические указания по самостоятельной работе студентов, экзаменационные вопросы. «Возрастная анатомия и физиология» является дисциплиной федерального компонента для студентов I курса специальности 050601.65 «Музыкальное образование» (ОПД.Ф.10) очной и заочной форм обучения.

Рекомендовано к изданию электронным способом учебно-методической комиссией ТГАКИСТ.

Рецензент: Соловьев В.С.,

д.мед.наук, профессор,

завкафедрой анатомии и физиологии человека и животных ТюмГУ

Ответственный редактор: Ковалевский А.К.,

к.п.н., доцент

кафедры физического воспитания ТГАКИСТ





Пояснительная записка


Курс «Возрастная анатомия и физиология» введён в программу подготовки специалистов, обучающихся по специальности «Дирижирование» и на направлениях бакалавриата «Вокальное искусство», «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» с целью формирования у студентов такого подхода, который способствует сохранению, укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни их самих и учащихся, с которыми предстоит работать.

Современная «Возрастная анатомия и физиология» как наука о закономерностях роста и развития организма человека представляет собой область знания, которая объединяет анатомию, физиологию, медицину, гигиену, валеологию и физиологическую психологию.

В курсе рассматриваются закономерности роста и развития организма, возрастные морфофункциональные особенности деятельности его различных органов и систем.

Требования ГОС (федеральный компонент) к содержанию курса на основе государственного стандарта (ОПД.Ф.10): Закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация. Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза. Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма. Сенситивные периоды развития ребенка. Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной). Изменение функции сенсорных, моторных, висцеральных систем на разных возрастных этапах. Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения. Речь. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению.

Цель курса: сформировать у студентов представления о физиологических закономерностях и особенностях развития организма человека, взаимодействии структур организма и их функций на разных возрастных этапах онтогенеза, современном подходе к сохранению и поддержанию здоровья.

Задачи курса:

  1. Обеспечить теоретическое осмысление возрастной анатомии и физиологии.

  2. Сформировать научное представление о единстве структуры и функций органов в системе организма человека, то есть об организме как едином целом.

  3. Ознакомить с современными методами исследования физического и психического развития детей.

  4. Изучить механизмы регуляции и приспособления к изменяющимся условиям среды, поведенческую деятельность человека.

  5. Познакомить студентов со стратегическими направлениями сохранения здоровья и предупреждения его нарушений.

  6. Развивать умение анализировать конкретные ситуации, вычленять задачи возрастной анатомии и физиологии.

  7. Воспитать чувства гуманности и ответственности за сохранение здоровья молодого поколения.


Формы организации преподавания: лекции, семинарские занятия, вызывные консультации, самостоятельная работа.

Формы контроля – текущий контроль посещаемости студентов, промежуточный контроль (тестирование. проверка контрольных работ и рефератов и пр.), экзамен.

Трудоемкость дисциплины: курс рассчитан на 72 часа, из них на ОДО 36 аудиторных часов (18 – лекционных и 18 – семинарских занятий) и 36 часов самостоятельной работы, на ОЗО – аудиторных 8 часов (4 – лекционных и 4 – семинарских занятий) и 64 часа самостоятельной работы.


Материально-техническое обеспечение дисциплины:

  1. Контролирующая компьютерная программа знаний студентов.

  2. Видеоматериалы для демонстрационных занятий и лекций.

  3. Тематические таблицы, схемы и плакаты.

  4. Тестовые вопросы и задания разных уровней сложности.

  5. Тонометры для регистрации уровня артериального давления.

  6. Неврологические молоточки для диагностики двигательных рефлексов.

  7. Ростомер, медицинские весы, сантиметровые ленты для определения параметров физического развития.


Виды и объем учебной работы



п/п

Наименование тем

Распределение по видам занятий

Лекции

Семинарские занятия

Самостоятельная работа

Формы контроля


ОДО

ОЗО

ОДО

ОЗО

ОДО

ОЗО

1

Введение в предмет «Возрастная анатомия и физиология». Общие закономерности роста и развития организма. Организм как единое целое

2

2

2




4

6

Собеседование

2

Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза

2




2




4

8

Проверка контрольных заданий Тестирование

3

Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата

2




2




4

6

Коллоквиум

4

Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма







2




4

8

Дискуссия

5

Сердечно-сосудистая система как индикатор состояния целостного организма

2




2




4

8

Тестирование

6

Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной)

2




2




4

8

Вызывная консультация Тестирование

7

Возрастные этапы изменения функций сенсорных, моторных и висцеральных систем. Сенсорные особенности организма

2




2

2

4

6

Проверка конспектов

8

Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции

2




2




4

8

Собеседование

Проверка рефератов

9

Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Психофизические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения. Речь. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность детей к обучению

4

2

2

2

4

6

Проверка учебных материалов (тексты лекций)

Тестирование




Итого

18

4

18

4

36

64

Экзамен



Содержание дисциплины

Темы лекций

Лекция 1. Введение в предмет «Возрастная анатомия и физиология». Общие закономерности роста и развития организма. Организм как единое целое.

Предмет и задачи курса «Возрастная анатомия и физиология», его связь с другими дисциплинами. Понятие об анатомии и физиологии как о науках, изучающих строение организма, его жизнедеятельность и условия сохранения здоровья человека. Организм как единое целое. Единство организма и среды. Гомеостаз и регуляция функций в организме. Понятие роста и развития. Периоды развития организма. Рост и пропорции тела на разных этапах развития. Критические (сенситивные) периоды жизни ребёнка. Физическое развитие - важный показатель состояния здоровья и социального благополучия. Биологическая акселерация. Оценка физического развития. Прикладное значение антропометрических исследований. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Половое развитие и биологически обусловленная продолжительность жизни.

ЛЕКЦИЯ 2. Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза.

Определение биологического возраста по морфологическим, функциональным и биохимическим показателям. Определение биологического возраста по степени развития вторичных половых признаков. Гетерохронность и гармоничность развития. Сенситивные и критические периоды развития ребенка.

ЛЕКЦИЯ 3. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата.

Опорно-двигательный аппарат. Позвоночник. Скелет верхних и нижних конечностей Гладкие и поперечнополосатые мышцы. Онтогенез мышечных волокон. Динамика роста скелетных мышц. Рецепторы мышц и сухожилий. Центры мышечной чувствительности. «Мышечное чувство» и его значение для точности выполнения двигательных актов. Возрастные этапы и закономерности развития мышечной деятельности. Изменение моторных функций на различных возрастных этапах.

ЛЕКЦИЯ 4. Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма.

Физическое развитие как уникальный показатель здоровья и эпохальных сдвигов в развитии человека. Факторы внешней среды, воздействующие на организм в процессе его жизнедеятельности, роста и развития. Показатели физического развития и их оценка. Понятие об акселерации и децелерации (ретардации) развития. Эпохальный сдвиг в развитии. Отклонения в физическом развитии и их значение для здоровья Возрастные особенности адаптации организма детей и подростков к действию факторов окружающей среды.

ЛЕКЦИЯ 5. Сердечно-сосудистая система как индикатор состояния целостного организма.

Внешние проявления деятельности сердца. Сердечно-сосудистая система. Малый и большой круги кровообращения. Строение и работа сердца, возрастные особенности. Сердечный цикл. Внешние проявления деятельности сердца. Частота пульса и артериальное давление. Электрокардиография - метод регистрации возбуждений сердечной мышцы. Регуляция деятельности сердца. Особенности системы транспорта кислорода (крови, кровообращения, дыхания). Кровь: значение, состав. функции. Плазма и форменные элементы крови. Гомеостаз. Основные константы гомеостаза.

Кровяное давление как фактор, обеспечивающий движение крови. Давление крови - диастолическое, систолическое, пульсовое. Измерение артериального давления в покое и после физической нагрузки. Определение систолического и минутного объемов крови расчетным методом, сопоставление с нормативными значениями, согласно возрасту.

Возрастные изменения защитных свойств системы крови. Возрастные особенности показателей кровообращения и дыхания. Основные этапы дыхания. Регуляция функции системы транспорта кислорода.

ЛЕКЦИЯ 6. Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной).

Значение и функции нервной системы. Строение и принципы ее классификации. Возрастные особенности. Связь нервной и гуморальной систем.

Центральная нервная система. Стволовая часть головного мозга. Продолговатый мозг, мост мозга (варолиев мост), задний мозг. Степень зрелости структур продолговатого мозга для необходимости реализации жизненно важных функций (рефлексы глотания, сосания, пищеварения, сердечно-сосудистой и дыхательной систем). Ретикулярная формация, ее структура, роль восходящей и нисходящей систем в регуляции и организации поведенческих реакций. Средний мозг (ножки и крыша мозга). Мозжечок, темпы его развития на первом году жизни ребенка. Структуры промежуточного мозга: таламус и гипоталамус, группы ядер, неравномерность их дифференцировки в онтогенезе. Конечный (передний) мозг: базальные ганглии и большие полушария. Спинной мозг: его строение и функции.

Периферическая нервная система: спинномозговые и черепные нервы, сплетения и узлы, нервные окончания.

Основные структуры нервной ткани. Нейрон - структурная и функциональная единица нервной системы. Классификация нейронов по их строению и функциям. Значение отдельных частей нейрона. Миелиновые и безмиелиновые нервные волокна, особенности проведения возбуждения в них. Синапсы, их строение, механизм функционирования.

Рефлекс как основной акт нервной деятельности. Классификация рефлексов. Регуляция функций в организме. Доминанта как основной рабочий принцип нервной системы.

Особенности функционирования эндокринной системы в период полового созревания. Роль половых желез в процессах роста и развития организма. Стадии полового созревания, развитие вторичных половых признаков. Психосексуальная сфера ребенка и формирование сексуальной культуры в разные периоды онтогенеза.

ЛЕКЦИЯ 7. Возрастные этапы изменения функции сенсорных, моторных и висцеральных систем. Сенсорные особенности организма.

Возрастная динамика сенсорных процессов. Системная организация процесса восприятия. Пищеварение. Регуляция пищеварения. Гигиена органов желудочно-кишечного тракта. Морфология и функции органов выделения. Почка – основной орган выделительной системы. Возрастные особенности почек. Кожа. Гигиена кожи.

Зрительная сенсорная система: строение и функции глаза. Понятие о рефракции и цветоразличении. Значение зрительной информации.

Возрастные особенности зрения: зрительные рефлексы, световая чувствительность, острота зрения, аккомодация, конвергенция, поле зрения. Бинокулярное зрение, его нарушение. Гигиена зрения. Профилактика близорукости.

Слуховая сенсорная система, ее строение и функции. Строение уха. Восприятие звука. Возрастные особенности слуха. Пороги слышимости. Острота слуха. Особенности восприятия речи. Гигиена слуха. Вредное влияние шума. Профилактика нарушений слуха.

Вестибулярный аппарат, его структуры и функции. Оценка положения и перемещения тела в пространстве. Роль в поддержании позы и организации сложных движений. Особенности у детей.

Значение сенсорных систем в поддержании активности мозга, автоматическом регулировании гомеостаза, организации адекватного поведения и познавательной деятельности ребенка.

ЛЕКЦИЯ 8. Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции.

Обмен веществ и энергии. Биологическое окисление. Энергетический баланс организма. Основной обмен. Возрастная динамика основного обмена. Энергетическая стоимость процессов роста и развития. Питание. Структурные компоненты пищевых веществ. Витамины, авитаминоз, нарушен обмена веществ. Теплопродукция и теплоотдача. Возрастное развитие механизмов терморегуляции. Закаливание. Гигиенические аспекты функциональной готовности детей к систематическому обучению.

ЛЕКЦИЯ 9. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению.

Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения. Созревание мозга в онтогенезе ребенка.
Физиологическая основа психических функций организма. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные формы поведения человека. Первая и вторая сигнальная системы. Формирование познавательных функций в онтогенезе. Речь как специфическая деятельность человеческого мозга.

Развитие коры больших полушарий. Межполушарные взаимодействия. Аналитико-синтетическая деятельность коры. Типы высшей нервной деятельности (работы Гиппократа, Павлова и др.). Методы определения типа ВНД. Умственная и физическая работоспособность, факторы, определяющие работоспособность. Адаптация, тренировка и обучение. Функциональные резервы организма. Возрастные особенности и стратегии адаптивных перестроек.

  1   2   3

Похожие:

Н. Н. Павлова Возрастная анатомия и физиология iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 14 Возрастная анатомия и физиология «050502. 65 технология и предпринимательство»
Курс «Возрастная анатомия и физиология» в цикле дисциплин медико-биологической подготовки студентов высшей школы в современных условиях...
Н. Н. Павлова Возрастная анатомия и физиология iconВопросы к коллоквиумам
Курс подготовки «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» в блоке обще-профессиональных дисциплин занимает центральное место и...
Н. Н. Павлова Возрастная анатомия и физиология icon«Воронежский государственный педагогический университет»
Целями освоения дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» являются
Н. Н. Павлова Возрастная анатомия и физиология iconПрограмма собеседования по дисциплине «возрастная анатомия и физиологиЯ»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Н. Н. Павлова Возрастная анатомия и физиология iconУчебник по курсу "Возрастная анатомия, физиология и гигиена"
«Психологии» Института экономики, управления и права с 2002 года. Является автором 38 опубликованных научных обзоров и статей. В...
Н. Н. Павлова Возрастная анатомия и физиология iconУчебник по курсу "Возрастная анатомия, физиология и гигиена"
«Психологии» Института экономики, управления и права с 2002 года. Является автором 38 опубликованных научных обзоров и статей. В...
Н. Н. Павлова Возрастная анатомия и физиология iconВопросы к экзамену по дисциплине «возрастная анатомия, физиология игигиена»
Значение изучения анатомии, физиологии, гигиены и педиатрии для работников дошкольных учреждений
Н. Н. Павлова Возрастная анатомия и физиология iconРабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Специальность
Тамбовское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Н. Н. Павлова Возрастная анатомия и физиология icon«Возрастная анатомия и физиология»
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры кафедры анатомии, физиологии и валеологии
Н. Н. Павлова Возрастная анатомия и физиология iconВопросы к экзамену по дисциплине "возрастная анатомия и физиология " для студентов I курса заочного отделения
Предмет и задачи возрастной анатомии, физиологии и гигиены, взаимосвязь с другими
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница