Методическое пособие Саратов 2008 г. Организация комплексной системы безопасности образовательного учреждения. Учебно-методическое пособие. Автор составитель Б. А. Буланов




НазваниеМетодическое пособие Саратов 2008 г. Организация комплексной системы безопасности образовательного учреждения. Учебно-методическое пособие. Автор составитель Б. А. Буланов
страница1/6
Дата29.11.2012
Размер0.87 Mb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4   5   6
Организация комплексной системы безопасности образовательного учреждения


Учебно методическое пособие


Саратов

2008 г.


Организация комплексной системы безопасности образовательного учреждения. Учебно-методическое пособие. Автор - составитель Б.А.Буланов. Под ред. И.В.Новиковой.

.


Методическое пособие предназначено для руководителей и преподавателей- организаторов ОБЖ образовательных учреждений.

В пособии даны информационно- методические материалы, практические рекомендации, образцы документов по организации комплексной системы безопасности образовательного учреждения. В нём более подробно представлены нормативно- правовые документы по основным направлениям организации пожарной безопасности, противодействию терроризму, экстремизму и формированию навыков личной безопасности.


Рецензент А.А.Карасёв, кандидат технических наук, доцент, зав. кафедрой БЖД Саратовского государственного Социально - экономического университета


Введение


Учреждения образования относятся к числу наиболее уязвимых структур. Последствия чрезвычайных ситуаций в них отличаются особой тяжестью, сильным политическим и социальным резонансом в стране и за её пределами. Поэтому задачи обеспечения безопасности ОУ приобрели особую злободневность и значимость.

Безопасность – это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Безопасность достигается проведением единой политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, профилактического, информационного, организационного и иного характера.

К основным объектам безопасности в школе относятся: личность (её права, свободы и здоровье); общество, школа (её материальные и духовные ценности). Основным субъектом обеспечения безопасности является администрация, осуществляющая функции в этой области вместе с охраной школы, органы опеки, уполномоченного по правам ребёнка и т.д.

Исходя из вышесказанного, безопасность можно разделить на два крупных блока.

1. Безопасность школы, то есть обеспечение безопасных условий в

школе и охрана школы.

2. Личная безопасность.

Документы по комплексной безопасности в каждом образовательном учреждении разрабатываются и готовятся группой разработчиков, назначаемой руководителем учреждения под руководством одного из заместителей и при участии представителя охраняющей организации, по специальным вопросам согласуются с органами управления образования, ОВД района, руководителем органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задач по предупреждению чрезвычайных ситуаций городского округа (муниципального района).

В целях практической организации работы по планированию и проведению мероприятий по обеспечению комплексной безопасности руководитель образовательного учреждения издает приказы:

  • «Об организационных мероприятиях по обеспечению безопасности в ОУ»;

  • «О создании комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций (КЧС)»;

  • «О создании формирований ГО»;

  • «О назначении ответственных по пожарной безопасности в целом и по отдельным помещениям»;

  • «О создании комиссии по предупреждению травматизма»;

  • «О назначении ответственных лиц за организацию безопасной работы»;

  • «По предупреждению террористических актов»;

  • «О создании антитеррористической группы»;

  • «о дополнительных мероприятиях по обеспечению безопасности учащихся, педагогического и обслуживающего персонала, соблюдении требований охраны труда».


Блок 1.Обеспечение безопасных условий в школе и охрана школы.


Часть 1. Организация комплексной безопасности в образовательном учреждении.


Раздел 1. Стратегия комплексной безопасности.


1.1. Обеспечение безопасности в ШКОЛЕ

Безопасность образовательного учреждения – это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Федеральном законе «О техническом регулировании» и в первую очередь: пожарную безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.

Направления:

1. Материально-техническое обеспечение безопасности школы, оснащение, монтаж и сервисное обслуживание оборудования и инженерных систем обеспечения безопасности.

2. Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение безопасности школы.

3. Научно-методическое обеспечение организации обучения, повышения квалификации, подготовки и профессиональной переподготовки кадров по безопасности образовательного учреждения.

4. Совершенствование элементов современного оборудования и средств обеспечения безопасности школы.

Цель. Обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время их трудовой и учебной деятельности: пожарной, электрической и технической безопасности зданий, помещений на основе использования современных достижений науки и техники в этой области и привлечения отечественной производственной базы.

Задачи

Реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности школы, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других опасностей, включая решение следующих вопросов:

– оснащение школы современным противопожарным оборудованием (в рамках Федеральной программы), средствами защиты и пожаротушения, организация их закупок, монтажа и сервисного обслуживания;

– назначение ответственных за проведение всего комплекса работ по реализации Программы, координации деятельности её участников и контроля за выполнением намеченных мероприятий;

– обследование технического состояния зданий, помещений, инженерных систем в школе, их паспортизация, оценка пожарной, электрической и конструктивной безопасности и разработка рекомендаций по её повышению до требований существующих норм и правил;

– анализ состояния и разработка предложений по развитию и совершенствованию нормативной и методической документации по обеспечению безопасности школы;

– разработка требований, норм и регламентов по обеспечению надёжной безопасности для вновь проектируемых, реконструируемых и ремонтируемых объектов в школе;

– внедрение научных исследований по разработке новых систем безопасности, технических и методологических решений, средств измерений и контроля для обеспечения безопасности школы;

– создание единой информационной среды по проблеме безопасности школы;

– организация обучения и периодической переподготовки кадров, ответственных за безопасность школы;

– обеспечение выполнения правовых актов и нормативно-технических документов по созданию здоровых и безопасных условий труда в образовательном процессе;

– организация и проведение профилактической работы по предупреждению травматизма на занятиях и внеурочное время;

– выполнение плана совместно с профсоюзным комитетом по учреждению условий охраны труда, предупреждению детского, производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

– изучение причин детского, производственного травматизма;

– обеспечение работников специальной одеждой и другими средствами индивидуальной защиты;

– проведение своевременного и качественного инструктажа обучающихся и работников по охране труда;

– пропаганда охраны труда в школе и повышение ответственности всех работников за соблюдением требований охраны.

1.2. Основные требования.

Построение эффективной заблаговременной, оперативной системы обеспечения безопасности должна решаться с учётом специфики ОУ и вероятности возникновения тех или иных угроз путём поддержания безопасного состояния объекта в соответствии с нормативными требованиями, обнаружения возможных угроз, их предотвращения и ликвидации. Она должна быть согласована по целям, задачам, времени и в совокупности решать единую задачу в любых условия обеспечить минимизацию риска любой природы. В свою очередь система безопасности составляет совокупность методов и технических средств, реализующих мероприятия, направленные на объект угрозы с целью её снижения, на объект защиты с целью повышения его безопасности, на среду между объектом угрозы и объектом защиты с целью задержания, замедления продвижения, ослабления последствий реализации угрозы.

Для оперативного реагирования на все возможные риски и снижения их до приемлемого уровня в систему комплексной безопасности ОУ должны быть интегрированы подсистемы, способные решать задачи содержащиеся в Федеральных законах по обеспечению безопасности.


Подсистемы комплексной безопасности.

  • Пожарная безопасность.

  • Электрическая безопасность.

  • Взрывобезопасность.

  • Радиационная и химическая безопасность.

  • Безопасность связанная с техническим состоянием среды обитания.

  • Безопасность от проявления терроризма, наркотерроризма и криминальных проявлений.

  • Безопасность от природных катаклизмов.

  • Безопасность от техногенных рисков.


Основные требования к построению системы комплексной безопасности ОУ.

  • Достаточность количественных и качественных параметров (численности и квалификации персонала, структуры и режима работы подразделений, количества и характеристик технических средств).

  • Непрерывность функционирования и управления всеми структурными элементами системы. Гарантированные возможностями организационных структур и технических систем.

  • Постоянная готовность к внезапным изменениям обстановки, парированию угроз, предотвращению ЧС, а при их возникновении – к защите людей, минимизации ущерба и ликвидации последствий.

  • Своевременность и оперативность реагирования на возникновение угроз и повышение риска немедленным включением технических систем безопасности, усилением людского ресурса. Проведением заранее спланированных мероприятий.

  • Устойчивость функционирования в штатном варианте и управления всеми структурными элементами системы при любых изменениях обстановки. В том числе ЧС любой природы.

  • Саморегулирование - способность гибко и быстро перестраиваться в соответствии с изменениями внутренних внешних условий, угроз и задач.

1.3. Параметры проектирования.

1. Проектные документы:

  • на территорию застройки ОУ;

  • на сети и коммуникации;

  • на здания и сооружения;

  • топографическая карта городской (районной) застройки в районе ОУ.

2. Данные:

  • о количестве и качественных характеристиках персонала ОУ;

  • о составе, обязанностях и правах служб, уполномоченных решать вопросы безопасности ОУ;

  • о особенностях функционирования ОУ, способных повлиять на состояние и обеспечение безопасности.

3. Оценка:

- общих угроз в регионе;

- возможных угроз, связанных с размещением ОУ в пределах городской застройки;

- конструктивных особенностей зданий и помещений, связанных с обеспечением действий спецподразделений;

- технического состояния и размещения инженерных коммуникаций ОУ.

4. Расчёт количества и типов технических систем, необходимых для

обеспечения заданного уровня безопасности.

5. Выбор наиболее рационального состава и варианта размещения

технических систем безопасности.

6. Определение оптимальных режимов работы технических систем.

7. Разработка алгоритмов принятия решений и действий.

Технические системы комплексной безопасности.

  • Видеонаблюдения доступа к зданию и идентификации личности.

  • Устройства автоматического контроля параметров электросетей и принудительного отключения при возникновении сверхдопустимых электрических нагрузок.

  • Система автоматической пожарной сигнализации.

  • Система дымозащиты и аварийного освещения.

  • Автоматизированная система оповещения и управления эвакуацией.

  • Система экстренного оповещения правоохранительных органов УВД, ФСБ.

Требования к организационной структуре безопасности ОУ.

  • Способность эффективно использовать информацию и возможности технических систем безопасности, обеспеченная штатной структурой дежурного персонала, соответствующей задачам и объёмам технического контроля.

  • Наличие дежурных групп экстренного реагирования, способных до прибытия подразделений силовых ведомств контролировать чрезвычайную ситуацию.

  • Исключение дублирования функций и двойной подчинённости.

  • Конкретная, точно регламентированная ответственность должностных лиц и подразделений структуры безопасности ОУ.

  • Профессиональное обучение всех сотрудников подразделений безопасности, основу которого составляет психологический анализ, ориентированный на определение потенциально опасных людей и ситуаций.


1.4. ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА

комплексного плана «Безопасность образовательного
учреждения на 20__–20__ годы»


I. Организационные мероприятия.

1. Разработка правил внутреннего распорядка образовательного учреждения.

2. Определение порядка обеспечения безопасности, антитеррористической защищенности образовательного учреждения при проведении праздников, спортивных состязаний и иных культурно-массовых мероприятий.

3. Проверка учебных и производственных помещений образовательного учреждения.

4. Организация контроля соблюдения правил регистрации учета и проживания лиц в общежитиях.

5. Создание и организация деятельности антитеррористической рабочей группы образовательного учреждения.

6. Обеспечение системного контроля деятельности организаций, арендующих помещения в образовательном учреждении.

7. Определение порядка контроля и ответственных за ежедневный осмотр состояния ограждений, закрепленной территории, зданий, сооружений. Контроль завоза продуктов и имущества.

8. Организация взаимодействия коллектива образовательного учреждения с представителями правоохранительных органов, местного самоуправления.

9. Организация контроля выполнения мероприятий комплексного плана «Безопасность образовательного учреждения на 20__–20__ годы».

II. Обучение сотрудников и обучающихся.

1. Обучение учащихся (студентов), сотрудников образовательного учреждения по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (ГО и ЧС).

2. Обучение учащихся по курсу «ОБЖ».

3. Обучение студентов по курсу «БЖ».

III. Создание учебно-материальной базы.

1. Подготовка и выпуск в образовательном учреждении: инструкций, памяток, брошюр на тему «Действия обучающихся и сотрудников при возникновении экстремальных и чрезвычайных ситуаций».

2. Приобретение учебно-методической литературы, учебно-наглядных пособий, оборудования и приборов.

3. Установка системы звонкового и громкоговорящего оповещения сотрудников и обучающихся для доведения сигналов и соответствующиx команд, системы аварийной подсветки указателей маршрутов эвакуации.

4. Монтаж систем противопожарной сигнализации.


1.5. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ



п/п

Этапы

Сроки

Задачи

Результаты

I
этап

Поисково-
ориентирующий

первый уч. год

1. Разработать концепцию работы по безопасности.

2. Ознакомление педагогов с задачами и содержанием работы по безопасности (РБ).

3. Ознакомить родителей, учащихся с задачами.

4. Мотивировать педагогов на активное включение в работу.

5. Решить организационные задачи работы (подготовка нормативно-правовой документации, распределение обязанностей, комплектование структурных подразделений).

Разработанные нормативные материалы и принятие решения о работе по программе.


Укрепление материально-технической базы

II этап

Конструктивно- практический

последующие два уч.года

1. Разработка стратегии и тактики РБ.

2. Развитие методологии.

3. Изучение современных концепций, теорий, определение роли и места РБ в образовательной работе школы.

4. Совершенствование умений педагогов в реализации программы.

5. Пропаганда здорового образа жизни.

6. Создание условий для осуществления программы «Безопасность».

7. Развитие сотрудничества школы с другими организациями, способствующими реализации Программы «Безопасность»

8. Реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности школы, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других опасностей

Создание научно – методических материалов по теме РБ

III
этап

Системно-обобщающий

последние два учебных года

1. Создание системы работы безопасности в школе.

2. Авторские программы и другие материалы деятельности (интегративные уроки, пособия и т. д.)

3. Системный учёт уровня знаний и умений учащихся в процессе обучения в школе.

4. Целостная система внеклассной учебной и внешкольной работы
(«безопасная жизнедеятельность», «уклад» - направления, дела, традиции и т. д.)

Забота о безопасности – основа жизнедеятельности школы.

Создание условий в школе для реализации государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности школы, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других опасностей



  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Методическое пособие Саратов 2008 г. Организация комплексной системы безопасности образовательного учреждения. Учебно-методическое пособие. Автор составитель Б. А. Буланов iconУчебно-методическое пособие Конституционно правовой статус участников образовательного процесса
Учебно-методическое пособие адресовано руководителям образовательных учреждений, учителям и слушателям курсов системы повышения квалификации...
Методическое пособие Саратов 2008 г. Организация комплексной системы безопасности образовательного учреждения. Учебно-методическое пособие. Автор составитель Б. А. Буланов iconУчебно-методическое пособие дисциплины «Организация деятельности коммерческого банка»
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями фгос спо по направлению 080110. 51 «Банковское дело»
Методическое пособие Саратов 2008 г. Организация комплексной системы безопасности образовательного учреждения. Учебно-методическое пособие. Автор составитель Б. А. Буланов iconУчебно-методическое пособие для специалистов системы дошкольного образования по организации комплексной экспертизы образовательных ресурсов для дошкольников, в том числе электронных
Учебно-методическое пособие предназначено для учителей, социальных педагогов, психологов, социальных работников, методистов и родителей....
Методическое пособие Саратов 2008 г. Организация комплексной системы безопасности образовательного учреждения. Учебно-методическое пособие. Автор составитель Б. А. Буланов iconУчебно методическое пособие Москва 2012 Учебно методическое пособие адресована работникам образовательных учреждений, слушателям курсов системы повышения квалификации и переподготовки работников образования Московской области, а также всем гражданам РФ.
Психолого педагогико подготовка заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях...
Методическое пособие Саратов 2008 г. Организация комплексной системы безопасности образовательного учреждения. Учебно-методическое пособие. Автор составитель Б. А. Буланов iconОформление пояснительных записок курсовых и дипломных проектов (работ) учебно-методическое пособие ухта 2008 удк 744: 002: 006. 354
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов всех специальностей и форм обучения университета
Методическое пособие Саратов 2008 г. Организация комплексной системы безопасности образовательного учреждения. Учебно-методическое пособие. Автор составитель Б. А. Буланов iconУчебно-методическое пособие по курсу системы и сети связи
Галуев Г. А. Принципы построения и основы функционирования систем и сетей связи: Учебно-методическое пособие
Методическое пособие Саратов 2008 г. Организация комплексной системы безопасности образовательного учреждения. Учебно-методическое пособие. Автор составитель Б. А. Буланов iconУчебно-методическое пособие Санкт-Петербург 2011 северо-западный (г. Санкт-Петербург) филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
Бобровская Е. А., Кычков В. И., Несмиянов А. Н., Овчинников В. А., Рыбин Д. В., Усманова Д. Р. Междисциплинарный государственный...
Методическое пособие Саратов 2008 г. Организация комплексной системы безопасности образовательного учреждения. Учебно-методическое пособие. Автор составитель Б. А. Буланов iconУчебно-методическое пособие (для студентов дневной формы обучения специальности 070900 «Геоинформационные системы и технологии»)
Учебно-методическое пособие предназначено для того, чтобы помочь студентам начать использовать современное программное обеспечение...
Методическое пособие Саратов 2008 г. Организация комплексной системы безопасности образовательного учреждения. Учебно-методическое пособие. Автор составитель Б. А. Буланов iconУчебно-методическое пособие Казань 2008 федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Полевая археологическая практика Казанского государственного университета: Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся...
Методическое пособие Саратов 2008 г. Организация комплексной системы безопасности образовательного учреждения. Учебно-методическое пособие. Автор составитель Б. А. Буланов iconУчебно-методический комплекс дисциплины основы комплексной безопасности Автор: Селитренникова Т. А. Направление: 030500. 62 «Юриспруденция»
I. Организационно-методическое описание учебного курса «Основы комплексной безопасности»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница