Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании обществознания в средней школе»




Скачать 269.31 Kb.
НазваниеМетодическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании обществознания в средней школе»
страница1/3
Дата29.11.2012
Размер269.31 Kb.
ТипМетодическое письмо
  1   2   3


Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Федеральный институт педагогических измерений


согласовано:


Председатель научно-методического совета ФИПИ по обществознанию,

д.филос.н, профессор Н.С.Кирабаев


подпись

… ……….. 2007 г.

УТВЕРЖДЕНО:


Директор Федерального института педагогических измерений

А.Г.Ершов


подпись

… ……….. 2007 г.



Методическое письмо

«Об использовании результатов единого государственного экзамена

2007 года в преподавании обществознания в средней школе»


Научный руководитель: Г.С. Ковалева, к. п. н., заместитель директора ФИПИ.


Письмо подготовлено членами федеральной предметной комиссии по обществознанию к. п. н. Е.Л.Рутковской и к. п. н. Т.Е.Лисковой на основе аналитического отчета «Результаты единого государственного экзамена 2007 года», размещенного на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru).


Методическое письмо

«Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании обществознания в средней школе»

Итоговая аттестация по обществознанию в форме единого государственного экзамена проводится в течение 7 лет. Основная задача экзамена в форме ЕГЭ – оценка уровня общеобразовательной подготовки по предмету с целью итоговой аттестации выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений и их зачисления в высшие и средние специальные учебные заведения.

Материалы ЕГЭ позволяют получить объективную информацию об уровне учебных достижений выпускников средней школы по обществознанию, выявить качество овладения содержанием обществоведческого образования, отраженным в нормативных документах, определить направления совершенствования учебного процесса и учебно-методического обеспечения школьного курса, наметить пути улучшения обществоведческого образования в школе.

Из года в год в экзамен по обществознанию включается все большее число регионов и выпускников. В 2007 году по числу участников ЕГЭ обществознание вышло на первое место среди всех предметов по выбору. Данные о количестве участников экзамена 2002 – 2007 годов приводятся в таблице 1.

Таблица 1


Количество участников экзамена по обществознанию 2002 – 2007 годов




2002

2003

2004

2005

2006

2007

Количество

субъектов РФ

4

17

37

40

52

58

Количество участников экзамена

3384

33633

60392

65358

85592

105302



В целом по стране число участников ЕГЭ по обществознанию составило примерно 9,2% от всех выпускников общеобразовательных учреждений 2007 года. Среди участников экзамена 74473 девушки (70,7%) и 30829 юношей (29,3%). Данная пропорция – почти точное повторение ситуации 2005 и 2006 годов: две трети выбирающих обществознание в качестве экзамена – девушки, одна треть – юноши. Четверть выпускников, сдававших экзамен, – выпускники сельских школ. Вместе с экзаменовавшимися выпускниками из населенных пунктов городского типа они составляют треть участников ЕГЭ.

Описание модели экзамена по обществознанию в форме ЕГЭ

Содержание контрольных измерительных материалов ЕГЭ, как и в прошедшие годы, определялось на основе обязательного минимума содержания основного общего образования по предмету (Приказ Минобразования России от 19.05.1998 г. № 1236) и обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по предмету (Приказ Минобразования России от 30.06.1999 г. № 56). Как и в 2006 году, объекты проверки отбирались только из тех элементов курса, которые зафиксированы как в указанных выше нормативных документах 1998-1999 годов, так и в Федеральном компоненте государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по предмету (приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312). Иными словами, объекты проверки 2007 года расположены на «пересечении» содержания двух комплектов нормативных документов.

Содержательная область контрольных измерительных материалов включает шесть тематических блоков: «Общество. Духовная жизнь общества»; «Человек. Познавательная деятельность»; «Экономическая сфера жизни общества»; «Социальные отношения»; «Политика»; «Право». В первой и второй частях экзаменационной работы каждый из блоков был представлен равным количеством заданий. В третьей части в каждом варианте были представлены выборочно четыре из шести указанных блоков.

При разработке вариантов КИМ 2007 года была использована та же модель, что и в 2006 году. В назначение частей работы, число и сложность включаемых в каждую часть заданий, систему оценивания не было внесено никаких изменений. Несущественные изменения коснулись структуры экзаменационной работы: изменилось расположение составного задания в части С (в 2002-2006 гг. оно занимало позиции С4-С7, в 2007-2008 переместилось на позицию С1-С4). На выполнение работы, как и в предыдущие годы, отводилось три часа.

Экзаменационная работа состояла из 44 заданий: первая часть (задания с выбором ответа) включила 30 заданий, среди которых каждый тематический блок был представлен 5 заданиями. Вторая часть (задания с кратким ответом) включила 6 заданий (по 1 заданию на тематический блок). В третью часть (задания с развернутым ответом) включены 8 заданий, в том числе составное задание, включающее фрагмент источника, и альтернативное задание, требующее написания обществоведческого эссе. Отбор заданий второй и третьей частей осуществлялся из всех тематических блоков с учетом того, на проверку сформированности каких умений они были ориентированы.

В целом с помощью заданий ЕГЭ, как и в 2006 году, проверялась сформированность следующего ряда учебных умений:

  1. распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;

  2. сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

  3. соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;

  4. оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

  5. анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);

  6. распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;

  7. устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;

  8. применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

  9. различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

  10. называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;

  11. перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т.п.;

  12. раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально- гуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;

  13. применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

  14. осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

  15. формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Каждое правильно выполненное задание первой части и задания В1 и В2 из второй части оценивались 1 баллом. За полное правильное выполнение заданий В3, В4, В5 и В6 выставлялось по 2 балла за каждое, при наличии одной ошибки в их выполнении – 1 балл. За неверный ответ или ответ, содержащий две и более ошибок, - 0 баллов. При полном и правильном выполнении заданий С1, С2 и С5 можно было получить два балла за каждое из этих заданий, при полном и правильном выполнении заданий С3, С4, С6, С7 – по три балла, за задание С8 – 4 балла. Неполный правильный ответ по заданиям третьей части оценивался соответственно одним баллом по заданиям С1, С2 и С5, одним и двумя баллами по заданиям С3, С4, С6, С7 и от одного до трех баллов по заданию С8. Всего за работу при полном и правильном ее выполнении можно было получить 62 первичных балла: 30 баллов за первую часть, 10 баллов – за вторую и 22 балла - за третью.

Ответы на задания первой и второй части проверялись с помощью компьютера, каждый ответ на задания третьей части работы проверяли два, а в проблемных случаях – три независимых эксперта.

Данная модель экзамена по обществознанию была прокомментирована в методическом письме «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2006 года в преподавании обществознания в средней школе». Она же сохраняется и для экзамена 2008 года. Познакомиться с документами, регламентирующими разработку ЕГЭ по обществознанию 2008 года можно на портале информационной поддержки проекта «Единый государственный экзамен» http://ege.edu.ru, а также на сайте Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru.

  1   2   3

Похожие:

Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании обществознания в средней школе» iconМетодическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2006 года в преподавании обществознания в средней школе»
«Об использовании результатов единого государственного экзамена 2006 года в преподавании обществознания в средней школе»
Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании обществознания в средней школе» iconМетодическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании физики в средней школе»
«Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании физики в средней школе»
Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании обществознания в средней школе» iconМетодическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании русского языка в средней школе»
Письмо подготовлено членом федеральной предметной комиссии по русскому языку, к п н. И. П. Цыбулько
Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании обществознания в средней школе» iconМетодическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании биологии в средней школе»
Письмо подготовлено членами федеральной предметной комиссии по биологии к п н. Г. С. Калиновой и к п н. Р. А. Петросовой
Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании обществознания в средней школе» iconМетодическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2006 года в преподавании истории в средней школе»
«Об использовании результатов единого государственного экзамена 2006 года в преподавании истории в средней школе»
Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании обществознания в средней школе» iconМетодическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2006 года в преподавании географии в средней школе»
«Об использовании результатов единого государственного экзамена 2006 года в преподавании географии в средней школе»
Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании обществознания в средней школе» iconМетодическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2006 года в преподавании физики в средней школе»
«Об использовании результатов единого государственного экзамена 2006 года в преподавании физики в средней школе»
Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании обществознания в средней школе» iconМетодическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2006 года в преподавании биологии в средней школе»
Письмо подготовлено членами федеральной предметной комиссии по биологии к п н. Г. С. Калиновой и к п н. В. З. Резниковой
Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании обществознания в средней школе» iconМетодическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2006 года в преподавании биологии в средней школе»
Письмо подготовлено членами федеральной предметной комиссии по биологии к п н. Г. С. Калиновой и к п н. В. З. Резниковой
Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании обществознания в средней школе» iconМетодическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2006 года в преподавании иностранных языков в средней школе»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница