Методическое пособие по курсу «теория и методика физического воспитания и спорта»




НазваниеМетодическое пособие по курсу «теория и методика физического воспитания и спорта»
страница1/5
Дата29.11.2012
Размер0.72 Mb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСУ


«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА»


Составитель Н.И. Фалькова


ДОНЕЦК 2004

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСУ


«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА»


Рассмотрено на заседании кафедры

физического воспитания и спорта

протокол № 6 от 25.02.04 г


Утверждено

На учебно-издательском совете

ДонНТУ протокол №


Донецк ДонНТУ 2004

УДК 796.011.3


Методическое пособие по курсу «Теория и методика физического воспитания и спорта» (для студентов специальности «Спортивный менеджмент», преподавателей, аспирантов) /Сост. Н.И. Фалькова. - Донецк:ДонНТУ,2004.- 58 с.


Методическое пособие предназначено для студентов специальности «Спортивный менеджмент», преподавателей, аспирантов. В пособии рассматривается материал по общим вопросам теории и методики физического воспитания и спорта.


Составитель: Н.И.Фалькова

кандидат наук по физическому

воспитанию и спорту, доцент


Рецензенты: В.Д. Атаманов

почетный профессор кафедры

физического воспитания и спорта ДонНТУ,

заслуженный тренер Украины


А.И. Галаш

доцент кафедры физического воспитания

и спорта ДонНТУ


СОДЕРЖАНИЕ


РАЗДЕЛ I ТЕОРИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

КАК НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Тема 1.1. Предмет теории физического воспитания

и ее место в системе научных знаний 1-3

Тема 1.2. Исходные понятия теории физического воспитания

и спорта 4-10


РАЗДЕЛ II СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Тема 2.1. Основы Украинской национальной системы

Физического воспитания 10-17

Тема 2.2. Основные задачи физического воспитания 17-23

РАЗДЕЛ III СПОСОБЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Тема 3.1. Способы физического воспитания 24-32


Тема 3.2. Классификация физических упражнений 32-38


РАЗДЕЛ IV МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Тема 4.1. Методы физического воспитания 38-46

РАЗДЕЛ V ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА


ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Тема 5.1. Принципы построения процесса физического воспитания 47-58




1

РАЗДЕЛ I ТЕОРИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА.

Тема № 1.1 «Предмет теории физического воспитания и ее место в системе научных знаний»

Теория физического воспитания является составной частью педагогических наук. Она изучает физическое воспитание как феномен социальной жизни, его цель и задания на разных этапах развития общества, его корреляции с другими науками, способы методы и формы организации спортивной практики. Теория физического воспитания разъясняет пути развития и предусматривает тенденции эволюции физического воспитания как общественного явления, обосновывая свои педагогические положения социальными, психологическими и биологическими закономерностями.

Предметом теории физического воспитания являются общие закономерности функционирования и развития физического воспитания. Научные суждения и гипотезы про процесс формирования организма, влияние на него двигательной активности и социальной среды составляют разные области знаний, поэтому теория физического воспитания является интегральной наукой, которая занимает место между социальными и природоведческими науками.

Кроме теории, процесс физического воспитания изучают другие науки, которые можно разделить на две группы: формальные и реальные. К формальным относятся логика и математика, к реальным – природоведческие и общественные.

Общественные дисциплины, которые изучают социальные закономерности развития физического воспитания: история и организация; управление и экономика физического воспитания и спорта в обществе; психология физического воспитания и спорта; социология спорта.

Природоведческие дисциплины изучают закономерности развития и функционирования организма в условиях выполнения физических

2

упражнений и условия рационального прохождения процесса физического воспитания. К этим дисциплинам относятся: динамическая анатомия, физиология, биохимия, биомеханика, биометрия.

Как методология физического воспитания, теория обобщает данные, полученные названными дисциплинами, раскрывает многогранные внутренние (например, воспитание физических качеств и обучение техники) и внешние (интеллектуальное воспитание в процессе занятий физическими упражнениями) связи физического воспитания и представляет его как целостное явление.

Теория физического воспитания – синтезирующая наука, предметом познания которой является человек в процессе его социальной интеграции (при помощи физических упражнений) с целью физического и духовного усовершенствования и повышения социальной активности.

Задачами теории физического воспитания являются:

  • интеграционно – целостное осмысление всей совокупности компонентов, наиболее важных связей, которые объединяют разные стороны физической культуры;

  • выявлять ее фундаментальные природные и социальные основы и отношения к другим явлениям;

  • формировать в интересах практики общие закономерности направленного использования и дальнейшего развития физической культуры в обществе.

Для решения задач физического воспитания на основе теории строится методика учебно-воспитательной работы по физическому воспитанию. Зависимо от возраста и пола занимающихся, характера и направления решаемых в учебно-воспитательном процессе задач, в методике физического воспитания выделяют методику обучения, методику воспитания определенных физических качеств, методику физического воспитания детей

3

дошкольного, младшего школьного, среднего и старшего школьного возраста, методику воспитания мужчин и женщин. Имеет соответственную методику и каждое направление системы физического воспитания: методика общего физического воспитания, методика физического воспитания с профессиональной направленностью, методика физического воспитания со спортивной направленностью.

Как учебная дисциплина, теория физического воспитания раскрывает:

  • сущность цели и задач, которые должны быть решены в процессе физического воспитания;

  • принципиальные подходы к достижению цели и решения задач;

  • эффективные способы решения задач;

  • методы совместной работы преподавателя и учащихся в процессе физического воспитания;

  • оптимальные формы построения процесса физического воспитания;

  • закономерности управления процессом обучения и воспитания физических качеств.

Теория физического воспитания до последних десятилетий являлась наиболее разработанной отраслью в сфере физической культуры. Однако главное достижение современной теории физического воспитания заключается в четкой формулировке положения о том, что современная система физического воспитания должна базироваться на основе единства физического, интеллектуального и нравственного воспитания. Причем педагогический процесс должен ориентироваться на воспитании у человека деятельного отношения к физической культуре.


4


Тема № 1.2 «Исходные понятия теории физического воспитания и спорта»

Теория физического воспитания и спорта как научная и учебная дисциплина оперирует определенными понятиями, которые совокупно отражают суть явлений, изучающиеся ею.

Физическая культура. Соответственно 1 статьи Закона Украины «Про физическую культуру и спорт» физическая культура – это «составляющая часть общей культуры общества, что направлена на укрепление здоровья, развитие физических, морально-волевых и интеллектуальных способностей человека с целью гармоничного формирования ее личности».

Характеризуя физическую культуру необходимо рассматривать три аспекта:

  1. Деятельный аспект, который включает двигательную активность в разных формах физических упражнений, направленных на формирование необходимых в жизни двигательных умений и навыков; развитие жизненное важных физических способностей; оптимизацию здоровья и трудоспособности.

  2. Предметно – ценностный аспект представленный материальными (материально – технические способы) и духовными (научные знания, методы) ценностями, созданными обществом для обеспечения эффективной физкультурной деятельности.

  3. Результативный аспект характеризуется совокупностью результатов использования физической культуры, которые выражаются во владении человеком ее ценностями.

Таким образом, физическую культуру можно определить как совокупность достижений общества в создании и рациональном использовании специальных способов, методов и условий целенаправленного физического и духовного усовершенствования человека.

5

Основные сферы и направления внедрения физической культуры предусмотрены Главой II Закона Украины «Про физическую культуру и спорт». Показателями состояния развития физической культуры являются:

  • уровень здоровья, физического развития и подготовленности разных слоев населения;

  • ступень развития физической культуры в разных сферах деятельности;

  • уровень развития системы физического воспитания;

  • уровень развития самодеятельного массового спорта;

  • уровень обеспеченности квалифицированными специалистами;

  • уровень внедрения в физическую культуру достижений научно-технического прогресса;

  • отображение явлений физической культуры в творениях литературы;

  • материальная база;

  • уровень спортивных достижений.

Физическое развитие. Понятие «физическое развитие» используют в разных определениях:

    1. Как процесс изменения форм и функций (морфофункциональных особенностей) организма человека на протяжении его индивидуальной жизни.

    2. Как совокупность значений которые характеризуют внешние показатели «физического состояния» организма на том или ином этапе его физического развития (рост, масса, окружности тела, спирометрия, динамометрия).

Другими словами, качественно физическое развитие характеризуется, прежде всего, существенными изменениями функциональных возможностей организма в определенные периоды возрастного развития, которые выражаются в смене отдельных физических качеств и в общем уровне физической работоспособности. Внешними количественными показателями

6

физического развития являются изменения пространственных параметров и массы тела.

Физическое развитие – это природный процесс, главным условием которого являются природные жизненные силы, которые передаются по наследственности. Этот природный процесс подвержен объективным силам природы и успешно управлять им можно, только зная эти законы и руководствуясь ими. К ним относятся:

  • закон взаимодействия наследственных тенденций развития и тенденций, обусловленных условиями жизни;

  • закон взаимообусловленности функциональных и структурных изменений;

  • закон объединения количественных и качественных изменений;

  • закон постепенности и обратных изменений периодов развития.

Физическое воспитание. В 12 статье Закона Украины «Про физическую культуру и спорт» пишется что «физическое воспитание является главным направлением внедрения физической культуры и составляет органическую часть общего воспитания, призванную обеспечить развитие физических, морально-волевых качеств, умственных способностей и профессионально-прикладных навыков человека.

Физическое воспитание путем проведения обязательных занятий выполняется в дошкольных воспитательных, средних общеобразовательных, профессиональных учебно-воспитательных и высших учебных заведениях, соответственно учебных программ, утвержденных в установленном порядке.

Физическое воспитание военнослужащих является составной частью общей системы обучения и воспитания личного состава Вооруженных Сил Украины, органов внутренних дел, других военных формирований и выполняется в форме специальной физической подготовке».

7

Физическое воспитание, как воспитание в целом, является процессом решения определенных учебно-воспитательных задач, который характеризуется всеми общими положениями педагогического процесса, или проводится в условиях самовоспитания.

Процесс физического воспитания характеризуется следующими особенностями:

  • это хорошо продуманный, своевременно подготовленный процесс, который предусматривает активную деятельность преподавателя, способы, методы и формы обучения, адекватные поставленным задачам;

  • это процесс сознательной и активной деятельности учащихся в решении поставленных задач путем выполнения физических упражнений, формирования навыков, усовершенствования физических качеств, получения знаний. При этом этот процесс базируется на физиологических, психологических, общепедагогических закономерностях.

  • физическое воспитание связано с преодолением трудностей, которые способствуют развитию моральных и волевых качеств.

Вместе с термином «физическое воспитание» используют термин «физическая подготовка». Им пользуются, когда хотят подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания относительно определенной деятельности.

Физическое воспитание как педагогический процесс, направленный на физическое и духовное усовершенствование человека, овладение им систематизированными знаниями, физическими упражнениями и способами их самостоятельного использования на протяжении всей жизни.


8

Спорт. В статье 1 Закона Украины «Про физическую культуру и спорт», написано, что «спорт является органической частью физической культуры, особенной сферой выявления и унифицированного сравнения достижений людей в определенных видах физических упражнений, технической, интеллектуальной и другой подготовки путем соревновательной деятельности».

Спорт является эффективным способом физического воспитания. Его ценность определяется стимулирующим влиянием на расширение физической культуры среди разных слоев населения, и в этом плане спорт имеет международное значение.

Спорт не сводится только к физическому воспитанию. Спорт имеет самостоятельное общекультурное, педагогическое, эстетическое и другие значения. Это особенно касается «большого спорта». Кроме того, ряд видов спорта вообще не является действенным способом физического воспитания или имеет к нему только опосредованное отношение (например, шахматы). С другой стороны, физическое воспитание не может ограничиваться только спортом, и он не может рассматриваться как универсальный способ физического воспитания, потому что ставит повышенные, часто граничные условия к функциональным возможностям организма людей, их возраста, состояния здоровья и уровня подготовленности.

Социальные функции спорта:

  • соревновательная;

  • воспитательная;

  • повышение физическое активности;

  • оздоровительная и рекреационно-культурная;

  • производственная;

  • познавательная;

  • зрелищная;

9

  • экономическая;

  • престижная.

Зависимо от уровня развития спорта (массовый, большой спорт, олимпийский, профессиональный) определенные функции могут проявляться большей или меньшей мерой.

В спортивной деятельности разделяют: базовую часть, которая репрезентована деятельностью атлетов и управленческо-организационные, научно-методические, медицинские, материально-технические и кадровые службы, которые обеспечивают эффективное функционирование.

Сегодня в мире функционируют много видов спорта, которые не поддаются точному учету. Главными из них являются олимпийские, объединенные в Международные спортивные федерации, которых насчитывается около семидесяти. Национальная спортивная классификация Украины объединяет более пятидесяти олимпийских видов спорта и больше ста других видов спорта.

Большое количество спорта обуславливает его классификацию. По национальной спортивной классификации Украины все виды спорта делятся на олимпийские, не олимпийские, нетрадиционные, виды спорта для особо с нарушением слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, олимпийские виды спорта для спортсменов-инвалидов с нарушением зрения, военно-технические и военно-прикладные виды спорта, профессионально-прикладные виды спорта.

В основе классификации может лежать какая ни будь из черт видов спорта. Важной является классификация зависимо от того, за счет чего достигают результатов в том или ином виде спорта. По этим чертам разделяют:

  • виды спорта, достижения в которых зависит от двигательных возможностей участников;

10

  • виды, в которых результат зависит от умения пользоваться специальными техническими способами, предметами;

  • виды в которых результат зависит от умения пользоваться специальным оружием;

  • виды, в которых результат зависит от модельно-конструктивной деятельности;

  • виды в которых достигают результата за счет абстрактно-логического мышления.


  1   2   3   4   5

Похожие:

Методическое пособие по курсу «теория и методика физического воспитания и спорта» iconПояснительная записка Курс лекций с заданиями по дисциплине «Теория и методика физического воспитания и спорта»
Рецензенты: руководитель физического воспитания высшей квалификационной категории фгоу спо «Омкпт» В. И. Лихачев; доцент, зав кафедрой...
Методическое пособие по курсу «теория и методика физического воспитания и спорта» iconОрганизационно-педагогические условия физического воспитания женщин, проживающих в северных регионах (на примере занятий фитнесом)
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Методическое пособие по курсу «теория и методика физического воспитания и спорта» iconРабочая программа дисциплины: Теория и методика физического воспитания и спорта для специальности: 050710 (0317) Педагога дополнительного образования 2008 г
Лукьянова Светлана Алексеевна преподаватель физической культуры высшей квалификационной категории
Методическое пособие по курсу «теория и методика физического воспитания и спорта» iconРешение №862 от 21 января 2010 года о представлении сотрудника университета к награждению почётным знаком «За заслуги в развитии физической культуры и спорта»
Заслушав информацию о ходатайстве центра физического воспитания и спорта о выдвижении Горбунова Владимира Степановича, доцента центра...
Методическое пособие по курсу «теория и методика физического воспитания и спорта» iconМаленкова Л. И. М18 Теория и методика воспитания. Учебное пособие
М18 Теория и методика воспитания. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с. Isbn 5-93134-169-2
Методическое пособие по курсу «теория и методика физического воспитания и спорта» iconФизического воспитания и спорта
Кафедра физического воспитания, организованная в 1933 году, является одной из старейших и ведущих кафедр физвоспитания в высших учебных...
Методическое пособие по курсу «теория и методика физического воспитания и спорта» iconРешение №418 от 19. 05. 2005г. "Об отчете о работе Центра физического воспитания и спорта в 2004-2005 уч г."
Заслушав отчет о работе Центра физического воспитания и спорта в 2004-2005 уч г., ученый совет решил
Методическое пособие по курсу «теория и методика физического воспитания и спорта» iconМетодика комплексного применения статических (изометрических) и динамических упражнений в физическом воспитании студентов
Работа выполнена на кафедре физического воспитания и спорта Сибирского государственного университета путей сообщения
Методическое пособие по курсу «теория и методика физического воспитания и спорта» iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
«Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»
Методическое пособие по курсу «теория и методика физического воспитания и спорта» iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
«Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, адаптивной и оздоровительной физической культуры»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница