Кулясов И. П., Кулясова А. А., Тысячнюк М. С. Альтернативные практики питания в объединениях экологической этики // Экологическое движение в России. Ред. Е




Скачать 430.33 Kb.
НазваниеКулясов И. П., Кулясова А. А., Тысячнюк М. С. Альтернативные практики питания в объединениях экологической этики // Экологическое движение в России. Ред. Е
страница1/3
Дата07.09.2012
Размер430.33 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3

Кулясов И.П., Кулясова А.А., Тысячнюк М.С. Альтернативные практики питания в объединениях экологической этики // Экологическое движение в России. Ред. Е. Здравомыслова, М. Тысячнюк. СПб: ЦНСИ. 1999. Вып. 6. с. 87-100.

Антонина Кулясова, Иван Кулясов, Мария Тысячнюк


АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ПИТАНИЯ В ОБЪЕДИНЕНИЯХ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ


Введение

В данной статье представлены результаты исследования восьми российских объединений экологической этики, проведённого в 1997 - 98 годах. В настоящее время количество и численность общественных объединений в России постоянно возрастает (Справочник "Общественные культурные организации Санкт-Петербурга" 1996). Исследовательской группой экосоциологов Центра независимых социологических исследований в марте - апреле 1998 года в Санкт-Петербурге выявлено около 160 экологических общественных объединений. Из них 25 выделены в группу под названием объединения экологической этики (Справочник "Негосударственные экологические организации Санкт-Петербурга" 1998). Основной экологической деятельностью этих объединений является распространение идей и практик нравственно-этического совершенствования человека.

В данной работе мы ставим две исследовательские задачи. Во-первых, мы отвечаем на вопрос, можно ли назвать российские объединения экологической этики новыми общественными движениями. Во-вторых, мы реконструируем идеологию и альтернативные практики питания участников этих объединений. Особенностью изучаемых объединений является ориентация на развитие человека, этические и экологические ценности. Участники исследуемых объединений практикуют альтернативное питание, которое является для них одной из ценностей новой идентичности. Практики питания, культивируемые в объединениях экологической этики, мы называем альтернативными потому, что их отличие от традиционно принятых в современном российском обществе закреплено идеологически. Следование этим практикам, их объяснение в идеологии и нарративах рассматриваются как способы формирования новой индивидуальной и коллективной идентичности. К практикам питания мы относим: пищевые предпочтения, технологии приготовления пищи, режим и правила употребления пищи.

Текст статьи построен следующим образом: в начале обсуждается соотношение объединений экологической этики и новых общественных движений. Во второй части анализируются практики питания как механизмы создания идентичности. В исследовании использовались количественные и качественные методы: анкетный опрос участников объединений, проблемно-ориентированное интервью, фокус-группа, участвующее наблюдение. Идеология практик питания исследовалась с помощью дискурсивного анализа текстов, в которых изложены основные доктрины данных объединений.

Анкетный опрос был проведён с лидерами, активистами и рядовыми участниками объединений. Из 100 анкет, выданных на руки, заполнили и вернули 45. Проблемно-ориентированные интервью были взяты у 9-и лидеров и активистов. Фокус-группа проведена с 7-ю представителями Вырицкого центра "Братство Иванов Стотысячных". Интервью и фокус-группа были записаны на плёнку, транскрибированы, занесены в компьютер и кодированы. Метод участвующего наблюдения с ведением полевого дневника использовался в обществе "Знамя Культуры", ассоциации "Макробиотика", клубе "Здравствуйте!" и центре "Здоровая Семья" в течение трёх лет (1995 - 1998); в объединениях "Братство Иванов Стотысячных" и "Соборное соглашение: Земля - планета любви", организации "Община духовного возрождения" в течение года (1997 - 1998); в организации "Радастея" - два раза, на 10-й встрече объединения "Братство Иванов Стотысячных" в п. Новый Иерусалим Московской области.

Исследование проводилось в пяти санкт-петербургских и трёх вологодских общественных объединениях экологической этики. Кроме того, был проведён опрос активистов пяти общественных объединений из других городов, принимавших участие в 10-й встрече общественного объединения "Братство Иванов Стотысячных". Для исследования были выбраны наиболее известные, устойчивые, многочисленные объединения, регулярно организующие встречи, семинары, школы, культивирующие и распространяющие альтернативные практики питания.


Часть 1. Объединения экологической этики как новые общественные движения

Наш основной тезис заключается в том, что объединения экологической этики имеют много общих черт с западными Новыми общественным движениями, к которым обычно причисляют: экологическое, антиядерное, феминистское, пацифистское, движения альтернативистов и т.п. Отличительные признаки Новых общественных движений сконцентрированы в их идеологии, репертуаре коллективных действий и организационной структуре. Несмотря на то, что эти объединения не занимаются публичной экологической политикой, мы с уверенностью относим их к экологическим движениям, поскольку они организуют экопоселения, эколагеря, экошколы, пропагандируют ценности экологически сбалансированного образа жизни. В экологической деятельности этих групп можно выделить три направления: эколого-оздоровительное, эколого-образовательное и эколого-просветительское.

По классификации О.Н. Яницкого, изучаемые движения относятся к "глубинным" экологам. К ним он, например, относит "рериховцев" и "толстовцев" (Яницкий 1992: 42-43). С Новыми общественными движениями их объединяет в первую очередь ориентация на поиск и обретение новой идентичности, на новые ценности - ценности постиндустриального общества (Здравомыслова 1993; Cohen 1985). Коллективная идентичность участников новых движений основывается на таких ценностях постиндустриального общества, как установление гармоничных отношений человека с природой, с самим собой и социальным окружением, отличных от утилитаризма, свойственного индустриальному обществу экономического роста.

Идентичность проявляется в специфических формах коллективных действий, организационных структурах и социальном составе общественных движений. Наиболее значимыми среди постиндустриальных ценностей являются индивидуальный стиль жизни, автономия, самореализация (Melucci 1985: 793). В постиндустриальных ценностях конкретизируется планетарный характер сознания участников новых общественных движений, которые на Западе рассматриваются как симптомы возникновения и движущая сила развития постиндустриального общества и развиваются преимущественно в сфере досуга и культуры. Новые общественные движения ориентируются на проблемы экологии, территориальной общности, городской среды, условий жизни человека и человечества, мира человека, его здоровья.

Рассматривая причины возникновения новых общественных движений и их идеологий, американский исследователь Р. Инглехарт утверждает, что в 1960-х годах произошла так называемая "тихая революция", заключавшаяся в изменении системы ценностей общества (Inglehart 1977). Культурный сдвиг, по мнению Инглехарта, осуществляется на фоне роста материального благосостояния и притязаний населения, вызванных длительным периодом экономической стабильности после Второй мировой войны. Возросшее благосостояние способствовало формированию, в том числе, и новой группы потребностей, связанных с улучшением качества окружающей среды. Столкновение этих потребностей с ориентациями на неограниченный экономический рост привело к формированию альтернативных экологических ценностей.

Социально-политический контекст возникновения и развития движений, ориентированных на постиндустриальные ценности, в России и на Западе существенно различается. В отличие от западных новых общественных движений, развивающихся в относительно благополучных социально-экономических условиях постиндустриального общества, подобные объединения в России развиваются в условиях разрушения советских структур, становления институтов демократии и рынка, социально-экономической нестабильности. Исследуемые объединения демонстрируют относительную независимость от "большого" общества, в рамках которого они существуют. Для участников объединений экологической этики принятие альтернативного образа жизни и следование альтернативным практикам питания зачастую является не только воплощением идеологии, но и оказывается эффективной стратегией выживания и построения собственной социальной ниши. Это также и определенная политика отказа от большого общества и тем самым протест против него.

Чтобы доказать, что российские объединения экологической этики можно считать новыми общественными движениями, рассмотрим их ценности, репертуар действий и социальную базу. Ценности российских объединений экологической этики ориентируются на новые ценности, сходные с ценностями западных новых общественных движений. Приоритетными являются так называемые глобально-экологические или космические ценности. Участники объединений озабочены проблемой выживания человечества и планеты в целом. Особое значение придаётся глубинной экологии, или экологии человеческого сознания. Целями-ценностями глубинных экологов является формирование нового Сознания, нового Человека. Для достижения этой цели в рамках движения вырабатываются практики "очищения и преображения" тела желаний и тела мыслей.

Практики представляют собой действия, результатом которых, по мнению участников объединений экологической этики, является освобождение человека от ценностей большого общества. Они верят в возможности достижения гармоничного внутреннего состояния человека, приведения в равновесие его психического и физического состояний. Множество практик очищения и преображения человека, рекомендуемых и культивируемых в объединениях экологической этики мы вслед за представителями групп будем называть здоровым образом жизни. Здоровый образ жизни - это самостоятельная ценность и совокупность практик формирования нового человека. Одним из элементов здорового образа жизни являются альтернативные практики питания, чаще всего вегетарианские.

Репертуар действий участников групп распадается на два типа: интра-действия - направленные на совершенствование себя и формирование внутригрупповой общности, и экстра-действия - ориентированные вовне, которые представляют собой политику распространения ценностей и практик объединений экологической этики. Репертуар коллективных действий этих объединений включает проведение бесед, встреч, рабочих групп, семинаров, конференций на экологические темы, организацию эколагерей на природе, акции по очистке территорий от мусора, посадке деревьев. В отличие от экополитических организаций, эти объединения не организуют акции протеста, не применяют методы прямой демократии (демонстрации, митинги, марши протеста, захваты территорий и зданий и т.п.), так как не признают насильственные и политические методы воздействия на человека и общество, считая их противоречащими своим ценностям.

Социальная база групп экологической этики еще не изучена. Однако, представляется, что некоторые гипотезы о потенциале участия можно выдвинуть на основе изучения состава объединений экологической этики. Большинство в изученных группах - женщины среднего и пенсионного возраста, с высшим образованием (в объединениях 80% женщин и 20% мужчин, большинство женщин в возрасте за 40 лет, более половины мужчин - до 40 лет, 2/3 участников имеют высшее образование, 1/3 - среднее). По профессии среди них можно встретить учителей, инженерно-технических работников, врачей, экономистов. Некоторые в последние годы получили квалификацию "социальный работник". Мы можем отнести этих людей к низшему слою российского среднего класса. Участники объединений экологической этики оценивают свой уровень материального обеспечения как "достаточно низкий". Почти половина респондентов относит себя к малообеспеченным, остальные - к среднеобеспеченным. Экономическая защищённость участников этих объединений невысока. Логично предположить, что объединения пополнятся из групп так называемых "новых бедных".

Посмотрим, какова социальная база западных новых общественных движений. Согласно К. Оффе, ресурсной базой новых общественных движений являются группы нового среднего класса, обладающие следующими характеристиками: высоким образовательным уровнем, занятостью в социальной сфере, экономической защищённостью. Частью социальной базы новых общественных движений являются студенты, безработные, домохозяйки, пенсионеры, находящиеся на периферии рынка труда (Offe 1990). В исследуемых российских общественных объединениях те же группы, выделенные по образованию и профессии, имеют более низкий статус, поскольку уровень их социально-экономической обеспеченности гораздо ниже.

Итак, на наш взгляд, объединения экологической этики можно отнести к группе новых общественных движений, несмотря на различия в контексте существования и социального положения участников. Эти объединения отстаивают право на культурную самобытность, то есть право на формирование новой идентичности. Такая идентичность выстраивается на мировоззренческих основаниях, сформулированных в философских учениях, тексты которых выступают руководством к действию по изменению образа жизни, систем оздоровления и питания, экологизации сознания. Альтернативные практики питания, в том числе вегетарианство, рассматриваются как формы построения новой идентичности. Вегетарианство принимается во всех объединениях как основная практика питания, но реализуется с различными особенностями.

Далее в статье будут анализироваться идеологемы и практики альтернативного питания как способы формирования новой идентичности.


Часть 2. Идеология пищевых предпочтений и альтернативные практики питания

Ранее исследования практик питания в России проводились либо в отдельных этнических группах, либо на отдельных территориях. Предметом таких исследований являлось: воздействие пищи на физиологию человека, разработка научно обоснованного рациона питания, здоровье и питание, питание как способ оздоровления тела и составляющая здорового образа жизни (Методические рекомендации ЛСГМИ 1990; Апанасенко 1988; Григулевич 1996; Цигмор 1996). Ряд исследований зарубежных авторов посвящён вегетарианскому и макробиотическому питанию, историческим традициям питания (Осава 1991; Айванхов 1993; Ар 1993; Мартинус 1994; Ачарья 1995; Куши 1998). В этих работах анализируется взаимосвязь актуального пищевого поведения и историко-культурных традиций питания, прослеживаются связи мировоззрения и практик питания личности, выдвигается ряд аргументов в пользу того или иного типа рекомендуемого питания.

Предметом нашего исследования являются идеологии и практики питания российских объединений экологической этики в период 1990-х годов. Контекст демократических рыночных реформ в России способствовал появлению возможностей легитимации альтернативных практик питания участников объединений. Во-первых, появилась возможность открытого распространения идеологии групп. Во-вторых, на смену товарному дефициту и однообразию пришло насыщение рынка пищевых продуктов, и появилась возможность реализации новых пищевых предпочтений.

Рассмотрим, на какие идеологемы опираются участники движения для обоснования и оправдания альтернативных практик питания, которых они придерживаются.


Идеология альтернативных практик питания в объединениях экологической этики

Каждое из объединений опирается на идеологию, претендующую на статус философии. Активисты групп - приверженцы философских учений, с которыми они познакомились до создания объединения, по текстам или на встречах сходных объединений. Несмотря на всё разнообразие учений, все объединения опираются на некоторые общие принципы целостного мировоззрения и рисуют постматериалистическую глобалистскую картину мира, которая убедительнее всего выражена в классических для движения текстах российских философов Николая и Елены Рерихов. "В высшем представлении Дух и Материя едины, два принципа слиты и представляют единый элемент. (…) Абсолют вмещает в себе всё конечное и бесконечное, проявленное и непроявленное, зримое и незримое" (Рерих 1992). "Закон Мироздания одинаков, но вибрации его различны, потому так разнообразно мироздание" (Сердце: 175).

Проблематизация отношений человека и природы - смысловое ядро этой философии. Земля и Человек рассматриваются как части Вселенной, развивающиеся согласно космическим законам эволюции, общим для всей вселенной (включая Землю), всех живых существ и человека. "Сущность эволюции заключается в развитии способности различных форм жизни повышать свои вибрации и воспринимать из всевозможных, исходящих из Единого Источника вибраций, всё более и более высокие и тонкие, соответствующие стремлениям данной жизни в данную эпоху" (Клизовский 1991: 77).

Космические законы эволюции распространяются не только на макропроцессы планетарного масштаба, но и на повседневную жизнь отдельного индивида. Индивид - суть микрокосм вселенной. Это означает, что повседневные практики его бытования должны соответствовать общим законам. Среди таких практик практики питания рассматриваются как основные, как регуляторы обмена веществ между космосом и человеком, гарантирующие возможность баланса систем человека и природы. Большинство учений, которым следуют участники объединений (кроме учения Порфирия Иванова и Джорджа Осавы), депривативны относительно философии Рерихов и носят прикладной характер. Так, в текстах Е.Д. Марченко (Марченко 1993) окружающий мир (среда) рассматривается как знаковая система, а употребляемая пища мыслится как элемент этой системы. В учении Порфирия Иванова особый акцент делается на возможности человека обрести здоровье через взаимодействие с природой, большое значение придаётся практике регулярного голодания (Иванов 1993). Учение макробиотики Дж. Осавы и М. Куши (Осава 1991; Куши 1998) фокусируется на формировании здорового образа жизни, в основе которого лежит баланс энергий инь (женской) и ян (мужской), в первую очередь реализуемый через практики питания. В учении А. Сандровой и В. Димирова питание рассматривается как неотъемлемая часть практик, связанных с подготовкой к трансформации физического тела в космическое.

На основе анализа текстов учений, интервью и анкетного опроса активистов и лидеров объединений нами было реконструировано шесть идеологем, обосновывающих и оправдывающих альтернативные практики питания. Данные идеологемы могут фигурировать во всех или нескольких учениях одновременно или работать в рамках одного объединения. В первой части параграфа мы рассмотрим эти идеологемы. Во второй части параграфа мы остановимся на конкретных пищевых рекомендациях как приложениях идеологем. При изложении идеологем, обосновывающих альтернативные практики питания, мы использовали логику "от абстрактного к конкретному", двигались от абстрактных философских построений к эмпирическим теориям.

1. Идеологема "эволюции человека" исповедуется почти во всех исследуемых объединениях. Представления об эволюции человека основываются на учении "живой этики", разработанном Е.И. Рерих и Н.К. Рерихами. "Живая этика", по характеристике самих её создателей, это синтез древней мысли Востока и научных достижений Запада. В основе учения лежит знание о неизбежности трансформации человека в процессе эволюции и вера в необходимость совершенствования душевных и физических качеств человека. "Живая этика" - как философия действующих нравственных правил, способствующих совершенствованию человека, - предполагает следование альтернативным пищевым практикам. Ядром таких практик является вегетарианство, которое рассматривается как предпосылка эволюции личности.

Согласно "живой этике", употребление в пищу животных задерживает эволюционное развитие человека. "Если бы человечество могло воздерживаться от пожирания трупов, то эволюция могла бы ускориться" (Учение Живой Этики 1993). Сторонники учения "живой этики" верят, что растительная пища излучает полезные для человека особые энергетические вибрации. По словам информанта, "…главные принципы, заложенные в системе питания, которые разработаны… Живой этикой, … повышение качества вибрации, то есть чем выше по вибрациям продукт, тем он более полезен для питания" (м, 48 лет).

2. В основе идеологемы трансформации физического, эфирного, астрального и ментального тел лежит представление о множественности тел человека, которые функционируют как индивидуальные энергетические проводники космического сознания (Сандрова, Димиров 1996). Сознание мыслится как всеобщая космическая энергия. Тела человека - проводники - способствуют трансферту космического сознания в индивидуальное. Как правило, различают четыре тела человека: физическое, эфирное, астральное и ментальное. Физическое тело видимо и ощущаемо в повседневности. Эфирное тело представляет собой энергетическую составляющую физического тела, которая регистрируется такими приборами биоэлектрографии, как "Корона". Эфирное тело исчезает после смерти физического тела человека. С помощью астрального тела, или тела желаний, человек действует в контексте сновидений; оно продолжает жить после смерти физического тела. Ментальное тело, или тело мысли, действует как проводник грёз, фантазий, воспоминаний, мысленного планирования будущих действий; оно не прекращает действовать и в бодрствующем состоянии.

Согласно учениям, тела их последователей постепенно трансформируются и радикально преображаются. Суть преображения, по учению А. Сандровой и В. Димирова, в достижении состояния космического или святого тела, смысл которого в том, что физическое тело - тело ощущений - исчезает. Преображение возможно лишь при следовании вегетарианским практикам питания. Данная идеологема наиболее распространена среди участников "Братства Иванов Стотысячных". По мнению участников этой группы, вегетарианство способствует физическому сокращению в объёме органов пищеварения, уменьшению их функциональных возможностей. Этим они объясняют предписываемое в учении "осознанное малоедение" и питание исключительно экологически чистыми продуктами. Первым симптомом трансформации физического тела является возникновение так называемых параспособностей - в виде видений (зрительных и слуховых). Этот этап также должен сопровождаться изменением пищевого поведения. По словам одной из респонденток, "для тех, кто начал слышать Учителя, дают фруктовую диету и небольшое количество блюд из круп и пшеницы" (ж, 40 л.). Данная идеологема отличается от первой жёсткостью предписаний альтернативных практик питания как средств достижения идеального человеческого состояния.

3. Идеологема ритмологии, или питание как сонастройка с окружающим миром (как процесс познания), лежит в основе практик питания объединения "Радастея" (Марченко 1993). Учение ритмологии создала и проповедует Евдокия Марченко. Создаваемые ею ритмы – на первый взгляд лишённые смысла стихообразные тексты - представляют собой мантры или молитвы, которые человек должен начитывать, чтобы достичь совершенного состояния. Мантры - постоянный фон повседневных действий, одним из которых является питание. Через питание личность настраивается на окружающий мир. Каждый продукт питания содержит информацию. "Еда становится средством познания мира. Это как знаки… знаковая система… подсказки", - отмечает одна из информанток (ж, 42 г.). Другая активистка отмечает: "Я к продуктам питания подхожу не с точки зрения здоровья моего, то есть я не забочусь о том, чтобы было максимум полезно, а подхожу с точки зрения влияния мира на меня и как поглощаю в себя мир" (ж, 21 г.). Последователи ритмологии утверждают, что решению каждой конкретной жизненной задачи соответствует определенный продукт питания, способ его приготовления, цвет пищи. Так, например, пища красного цвета способствует оздоровлению; пища оранжевого цвета рекомендуется для активизации творческой деятельности; пища желтого цвета способствует гармонизации отношений с людьми; пища зелёного цвета хороша для развития интуитивного познания и т.д.

По мнению информантов из объединения "Радастея", человек должен реконструировать смысл, содержащийся в продуктах как знаках, и использовать полученное знание в альтернативном питании. Через питание происходит настройка человека на понимание другого. "…Для того, чтобы нас окружающая среда слышала, мы вынуждены есть и яйца, и рыбу" - утверждает активистка объединения (ж, 42г.). В данном случае яйца и рыба рассматриваются как наиболее грубые, с точки зрения энергетических вибраций, виды пищи, которые все-таки допускаются к употреблению (в отличие от мяса) и способствуют развитию межличностной коммуникации.

4. Идеологема "право животных на жизнь" основана на учении "Живой этики" или на библейских текстах (Кн. Бытия, гл. 1 - 29). Эта идеологема близка респондентам из различных объединений. В данном случае аргументация строится следующим образом: для человека как высшего существа неестественно убивать и поедать животных. Человек не должен лишать животных жизни раньше отпущенного им естественного срока. Таким образом, обосновывается отказ от охоты на диких животных; производства научных опытов, приводящих к страданиям и смерти животных; производства предметов потребления, для создания которых необходима смерть животных (кожаные и меховые изделия). Информанты верят, что, убивая и мучая животных, человек уподобляется хищникам. Сторонники этой позиции выдвигают следующие лозунги: "Братьям нашим меньшим нужно жить", "У животных идёт эволюция, мы тут ни при чём, без нас обойдутся". Вывод тезиса о праве животных на жизнь - отказ от мясоедения как практики питания, недостойной человека.

5. Идеологема "культура здоровья и человеческого бытия" особенно значима для респондентов из рериховского объединения "Знамя Культуры", клуба "Здравствуйте!", центра "Здоровая семья". Эта идеологема реконструирована нами на основе анализа текстов учения П.К. Иванова и его учеников, разработавших систему закалки-тренировки, состоящую из регулярных оздоровительных процедур (Иванов 1993; Бронников 1995; Орлин 1997, 1998). Практики оздоровления способствуют формированию вокруг личности "культурно-оздоровительного пространства" (Орлин 1997, 1998). Это пространство создается и поддерживается посредством сознательного выбора человеком практик ухода за телом, пищи, одежды, жилища, с точки зрения их полезности для здоровья. Высшая ценность здоровья в такой практике предполагает культивирование альтернативных практик питания. К ним относятся: оздоровительные технологии приготовления пищи, умение длительное время обходиться без еды или хотя бы без привычных её компонентов, например, мяса. Данная идеологема в одном из интервью была интерпретирована так: "Я начала отдавать предпочтение "живой" пище, отказываюсь от всего "мертвого" (ж, 38 л.). Под "живой" пищей подразумевается вегетарианское питание.

6. "Макробиотика". - ещё одна идеологема, которая основана на идеях философии даосизма (Осава 1991; Куши 1998). Согласно даосизму, мир построен на сочетании и взаимодействии двух принципов пола, мужского - ян и женского - инь. Сочетание этих принципов-начал должно быть гармонично. Основатель этого учения - Джордж Осава, японец по происхождению, большую часть жизни прожил в США, где вместе с учениками Мичио Куши и Эвелин Куши создал Институт и Международную ассоциацию макробиотики. Эта идеологема близка участникам объединений "Макробиотика", "Здоровая семья", которые убеждены, что все продукты также содержат два типа энергии полов, в разных сочетаниях. Лишь в некоторых продуктах сочетание этих энергий сбалансировано; к ним, например, относят все цельные злаки (пшеницу, рожь, ячмень, гречиху, просо, бурый рис). В других продуктах одна энергия доминирует, а другая находится в дефиците; так, например, в бахчевых преобладает энергия инь, а в горьких перцах - ян. Человек, чтобы быть здоровым, должен так строить своё питание, чтобы основу его рациона составляли сбалансированные или близкие к сбалансированным, а также экологически чистые продукты и выращенные в местных условиях.

К экологически чистым продуктам относят продукты растительного происхождения, выращенные своими руками. Они предпочтительнее продуктов, выращенных в крупных хозяйствах, с использованием техники, химических удобрений, пестицидов и гербицидов. Продукты животного происхождения считаются чистыми, если они получены от животных, выращенных на естественных, природных кормах в незагрязненном районе. К ним относятся: молочные продукты, яйца птиц, продукты пчеловодства и другие, полученные без убийства животных. Необходимо также питание продуктами местной флоры: "Доктрина здесь одна: лучше всего питаться местными растениями, готовить своими руками", - отмечает один из информантов (м, 43 г.). Ориентация на локальное растениеводство объясняется тем, что человеческий организм адаптирован к местным условиям, а значит и продукты, выращенные в этих условиях, наиболее предпочтительны для его успешного функционирования. Идея питания местными продуктами растениеводства популярна среди энвайронменталистов во всем мире.

Исследование показало, что идея здорового образа жизни пронизывает весь дискурс, присутствует во всех идеологемах. Здоровое сбалансированное питание считается необходимым условием достижения здоровья. Участники объединений рассматривают здоровье как ценность, в соответствии с которой строятся их практики жизни. Здоровье рассматривается как комплексная категория, характеризующая гармонию духовного и физического в человеке, гармонию человека и космоса. Таким образом, альтернативно трактуемое здоровье становится аналогом новой идентичности, а здоровое питание - средством утверждения и реализации новой идентичности.

Проблематика здорового, или сбалансированного, питания является предметом диетологиии - науки о "физиологических нормах питания человека, лечебном и рациональном питании" (Покровский 1981: 6). Диетология рассматривает баланс питания как оптимальное сочетание пяти основным компонентов обмена веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов, микроэлементов. В отличие от диетологии, все участники объединений экологической этики наделяют питание, кроме физиологического действия, дополнительными символическим, информационным, мистическим значением. Предпочтительной практикой правильного питания во всех случаях считается питание растительной пищей, которая способствует формированию человека нового типа.

Рассмотрим теперь каково конкретное преломление этих идеологем в практиках питания, культивируемых в объединениях экологической этики. Нами выделены следующие составляющие практик питания: пищевое поведение - рекомендуемые и не рекомендуемые продукты питания и их мифологизация; правила приготовления пищи; режим питания, правила приёма пищи. Перейдём к подробному анализу этих аспектов пищевых практик, а затем рассмотрим, каким образом участники движения связывают их с формированием новой индивидуальной и групповой идентичности.


Рекомендуемые и не рекомендуемые продукты

Учения, которым следуют участники объединений, содержат подробные рекомендации по пищевому поведению. Эти рекомендации являются предметом постоянного обсуждения среди участников объединений в беседах, на лекциях. Как правило, пищевые предписания носят не директивный, а рекомендательный характер и их нарушение не санкционируется. Несмотря на различия учений, в рекомендациях по питанию во всех объединениях больше сходства, чем различий. Многие респонденты верят, что люди в будущем отойдут от привычного питания, и постепенно готовят к этому свой организм.

В объединениях принято различение рекомендованных и не рекомендованных - основных и не основных продуктов питания. Продукты растительного происхождения, прежде всего неочищенные злаки рекомендуются как основа пищевого рациона участников объединений (греча, бурый рис, пшеница, рожь). Почти во всех объединениях полностью отрицается употребление мясных продуктов. Исключение составляет клуб "Здравствуйте!", опирающийся на учение Порфирия Иванова, где допускается употребление мяса в ограниченном количестве. Участники клуба в процессе коллективного обсуждения пришли к общему выводу, что недопустимо обострять отношения в семьях в связи с отказом от мяса. В связи с этим возможен, так сказать, двойной стандарт в практиках питания: отказ от употребления мяса на встречах членов клуба и употребление мяса в семьях. По словам одного из информантов: "... нет и отрицания мясоедства, так как отрицание в семьях порой вызывает агрессию во внутрисемейных отношениях" (м, 43 г.).

В объединениях "Знамя культуры" и "Братство Иванов Стотысячных", кроме растительной пищи, рекомендуемыми продуктами питания являются молоко, молочные продукты и продукты пчеловодства. В соответствии с пищевыми рекомендациями "живой этики", рыба исключена из пищевого рациона, а яйца можно употреблять "самые свежие и в жидком виде" (Учение Живой Этики 1993). В объединениях "Макробиотика" и "Радастея", напротив, молочные продукты не рекомендованы. Считается, что употреблять их можно только в ограниченном количестве. Рекомендации макробиотики исключают из рациона яйца, допускают употребление в пищу рыбы, притом основными продуктами считаются продукты моря и цельные зерновые и зернобобовые.

Исследование показало, что участники движения хорошо знакомы с пищевыми рекомендациями, соответствующими учениям, принятым в объединениях. Некоторые прислушиваются к рекомендациям врачей. В связи с переходом на вегетарианство, несмотря на рекомендации, употребляется много новых продуктов питания не из региона проживания. Часто упоминаются тропические и субтропические фрукты и овощи, морская капуста, дикорастущие травы, продукты из пшеницы цельной или грубого помола. Из новых продуктов питания, вошедших в рацион в последнее время, чаще всего упоминается соя и соевые продукты как мясозаменители. Из напитков наиболее часто упоминается чёрный листовой чай и травяной, сок и кофе. Участники объединений достаточно часто пьют молоко и воду. Из напитков, вошедших в рацион в последнее время, наиболее часто упоминается чай из трав, цветов и ягод. Список употребляемых в пищу растений расширяется, наблюдается тенденция перехода на чаи из растений региона проживания.

В списке рекомендованных продуктов на первом месте по частоте упоминания продукты растительного происхождения. К ним относятся, прежде всего, зерновые, зернобобовые, фрукты, овощи, соки, отвары трав. На втором месте оволо-лакто-вегетарианская пища, в которую входят молочные продукты, мёд, яйца птиц. Практически не упоминаются рыбные и мясные продукты.

Респонденты назвали следующие не рекомендуемые для употребления участниками объединений экологической этики продукты питания: мясные продукты (упоминаются наиболее часто), яйца, мучное, молочные продукты, алкоголь, кофе, сахар, соль, картофель, шоколад. В отдельную категорию выделены импортные продукты, которые также не рекомендованы в пищу, поскольку не соответствуют природному балансу между человеческим организмом и средой проживания. У респондентов сформированы стереотипы положительных и отрицательных продуктов. Происходит мифологизация продуктов и определенных технологий и способов приема пищи. Мифологизация продукта, в нашем представлении, - это наделение образа продукта особыми свойствами, иногда мистического характера, на основе научно не подтвержденных сведений. Уместно различение положительных и отрицательных мифов продуктов.

Приведем несколько примеров. В некоторых объединениях культивируется положительный миф о молоке. Считается, что молоко должно быть "одним из главных продуктов питания, ввиду того, что является носителем жизненной энергии, то есть жизнедателем" (м, 48 л.). В других объединениях формируется отрицательный миф о молоке, как тормозе жизненной активности. Считается, что "…молоко влияет и замедляет время. И если я куда-нибудь иду, или я знаю, что мне нужно будет помыслить или быстро сориентироваться в ситуации, я молоко пить не буду" (ж, 21 г.). Парапсихическими потенциями наделяется мёд: "Прием мёда усиливает яснослышание, ясновидение", - утверждает активистка "Братства Иванов Стотысячных" (ж, 48 л.).

Радикально отрицательный миф формируется в отношении мяса и мясных продуктов. Считается, что мясо "понижает опорные частоты мозга" (ж, 40 л.). Часто мясоедение представляется как трупоедение, а мясо представлено как труп (человека или животного). Так, одна из респонденток предлагает следующее обоснование её личного отказа от употребления в пищу мяса: "Когда у нас в начале 90-х были перебои с мясом, я как раз вошла в обычный продуктовый магазин. Туда только что привезли мясные туши. Почему-то их выгрузили прямо в торговом зале и накрыли какой-то тканью, из-под которой виднелись части туши. Я врач по образованию, и у меня сразу прошла аналогия с анатомичкой, куда мы студентами приходили для того, чтобы вскрывать трупы. Они лежали так же. Мне стало плохо" (ж, 50 л.). Другой респондент считает, что мясо может задерживать духовное развитие индивида: "Каждый человек чувствует… потребность прекратить употребление мясных продуктов, но если сила духа не столь велика, то изначально мясные продукты могут… усилить сдерживание духовного развития человека" (м, 48 л.). Мясоедение, таким образом, рассматривается как противоестественная и антигуманная пищевая практика.

  1   2   3

Похожие:

Кулясов И. П., Кулясова А. А., Тысячнюк М. С. Альтернативные практики питания в объединениях экологической этики // Экологическое движение в России. Ред. Е iconКулясов И. П. Экологическое движение по сохранению водосборов в России // Охрана водосборов в России и США. Ред. М. Тысячнюк, И. Кулясов, А. Кулясова. Вологда
Кулясов И. П. Экологическое движение по сохранению водосборов в России // Охрана водосборов в России и США. Ред. М. Тысячнюк, И....
Кулясов И. П., Кулясова А. А., Тысячнюк М. С. Альтернативные практики питания в объединениях экологической этики // Экологическое движение в России. Ред. Е iconКулясов И. П., Кулясова А. А. Возможности экологической модернизации градообразующих предприятий на примере Сокольского цбк // Экологическая модернизация лесного
Кулясов И. П., Кулясова А. А. Возможности экологической модернизации градообразующих предприятий на примере Сокольского цбк // Экологическая...
Кулясов И. П., Кулясова А. А., Тысячнюк М. С. Альтернативные практики питания в объединениях экологической этики // Экологическое движение в России. Ред. Е iconТысячнюк М. С., Тулаева С. А., Кулясов И. П., Кулясова А. А., Пчёлкина С. С. Нпо в продвижении экологической модернизации целлюлозно-бумажных комбинатов // Роль
Тысячнюк М. С., Тулаева С. А., Кулясов И. П., Кулясова А. А., Пчёлкина С. С. Нпо в продвижении экологической модернизации целлюлозно-бумажных...
Кулясов И. П., Кулясова А. А., Тысячнюк М. С. Альтернативные практики питания в объединениях экологической этики // Экологическое движение в России. Ред. Е iconИсследовательская работа Марии Тысячнюк, результаты которой представлены в ее статьях (глава 1), спонсирована Фондом Джона и Катрин МакАртруров (grant «Public-Private Partnerships and Making Environmental Policy in Russia»
Экологическая модернизация лесного сектора в России и США. Ред. М. Тысячнюк, А. Кулясова, И. Кулясов. С. Пчелкина. Спб: СпбГУ. 2003....
Кулясов И. П., Кулясова А. А., Тысячнюк М. С. Альтернативные практики питания в объединениях экологической этики // Экологическое движение в России. Ред. Е iconКулясова А. А., Кулясов И. П., Котилайнен Ю. Современное гибридное управление лесным сектором России // Социология и социальная антропология: Спецвыпуск. Ред. М
Кулясова А. А., Кулясов И. П., Котилайнен Ю. Современное гибридное управление лесным сектором России // Социология и социальная антропология:...
Кулясов И. П., Кулясова А. А., Тысячнюк М. С. Альтернативные практики питания в объединениях экологической этики // Экологическое движение в России. Ред. Е iconТысячнюк М. С. Построение устойчивых сообществ. Практическое руководство для неправительственных организаций. Ред. И. Кулясов, А. Кулясова. Спб: СпбГУ. 2000. 85
Тысячнюк М. С. Построение устойчивых сообществ. Практическое руководство для неправительственных организаций. Ред. И. Кулясов, А....
Кулясов И. П., Кулясова А. А., Тысячнюк М. С. Альтернативные практики питания в объединениях экологической этики // Экологическое движение в России. Ред. Е iconКулясова А. А., Кулясов И. П. Практики питания в экопоселениях на примере Нево-Эковиль в республике Карелия, Китеж в Калужской области, Тиберкуль в Красноярском
Кулясова А. А., Кулясов И. П. Практики питания в экопоселениях на примере Нево-Эковиль в республике Карелия, Китеж в Калужской области,...
Кулясов И. П., Кулясова А. А., Тысячнюк М. С. Альтернативные практики питания в объединениях экологической этики // Экологическое движение в России. Ред. Е iconТысячнюк М. С., Кулясова А. А., Пчелкина С. С. Роль международных общественных организаций в формировании новой социально-экологической политики // Исследования
Тысячнюк М. С., Кулясова А. А., Пчелкина С. С. Роль международных общественных организаций в формировании новой социально-экологической...
Кулясов И. П., Кулясова А. А., Тысячнюк М. С. Альтернативные практики питания в объединениях экологической этики // Экологическое движение в России. Ред. Е iconТысячнюк М. С. Построение устойчивых сообществ. Практическое руководство для неправительственных организаций по устойчивому управлению водосборами Благодарности
Тысячнюк М. С. Построение устойчивых сообществ. Практическое руководство для неправительственных организаций по устойчивому управлению...
Кулясов И. П., Кулясова А. А., Тысячнюк М. С. Альтернативные практики питания в объединениях экологической этики // Экологическое движение в России. Ред. Е iconТысячнюк М. С., Тулаева С. А., Кулясов И. П. Сценарии экологической модернизации целлюлозно-бумажных комбинатов // Социологические исследования. 2008. № с
Тысячнюк М. С., Тулаева С. А., Кулясов И. П. Сценарии экологической модернизации целлюлозно-бумажных комбинатов // Социологические...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница