Учебно-методический комплекс дисциплины история отечества для студентов




НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины история отечества для студентов
страница1/13
Дата29.11.2012
Размер0.51 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13



Учебно-методический
комплекс дисциплины



ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА


Для студентов,
обучающихся по направлению подготовки бакалавров



Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2008


УТВЕРЖДЕНО

кафедрой общественных наук


С о с т а в и т е л ь д-р ист. наук, проф. Г.А. Санин


Учебно-методический комплекс дисциплины «История Отечества». М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2008. 28 с.


Подготовлен на кафедре общественных наук.


Программа соответствует требованиям
Государственного образовательного стандарта



© Санин Г.А., 2008

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ


Предлагаемый курс рассчитан на студентов юридического, экономического и лингвистического факультетов и факультета журналистики. Цель изучения дисциплины – помочь студентам выработать самостоятельное представление об основных закономерностях и этапах исторического развития страны и народа. Студенты должны выработать объективное понимание истории России.

Происходящие в последние годы изменения в жизни страны потребовали научного пересмотра и уточнения концепций истории России, что нашло отражение в программе курса. В перестроечные и постперестроечные годы происходит критический пересмотр всего научного наследия советской исторической науки, в ходе которого поспешно и излишне категорически, часто из соображений политической конъюнктуры, стали отказываться от марксистского формационного принципа понимания истории (который, кстати сказать, вполне признает мировая наука). Столь же поспешно и категорично был «принят на вооружение» цивилизационный принцип понимания истории. В результате вместе с противоречащими истине идеологическими штампами были отброшены ценные открытия и достижения советских историков. Предлагаемый курс построен на разумном сочетании формационного и цивилизационного принципов, которые вовсе не противоречат, а дополняют друг друга.

Курс рассматривает геополитическое положение России «на стыке» оседлой европейской и кочевой азиатской цивилизаций, влияние этого геополитического положения на историю страны в разные ее периоды. Постоянная угроза нашествия извне (в основном с востока) потребовала необычно раннего возникновения государства, что привело к более ощутимому, чем в Европе (если не определяющему), значению государства в истории страны. На ранних этапах развития государство было необходимо не только для защиты национальной независимости, но и для физического выживания народа.

Положение «на стыке» цивилизаций постоянно ставило Россию перед выбором западного или восточного варианта развития.

В нынешних условиях, когда крайне остро стоит вопрос о реформировании экономики и административно-государственной системы, представляется совершенно необходимым сконцентрировать внимание на проблемах политической истории и характеристики экономического развития страны. (Реформы государственного аппарата будут рассмотрены попутно, так как эти вопросы исследуются в курсе «История государства и права.)

Особую сложность вызывает материал за 1917–1985 гг., так как именно этот период подвергся наибольшему искажению в советской исторической науке, когда хотя и декларировалась неразрывная связь истории дореволюционной и послереволюционной, тем не менее эти два периода излишне резко и в достаточной мере искусственно противопоставлялись. Нельзя, например, противопоставлять февральскую демократическую революцию 1917 года и октябрьский вооруженный переворот – это звенья одной цепи. Объективные и субъективные причины возникновения культа личности Сталина корнями своими связаны не только с теорией марксизма, но и с особо значительной ролью государства и личности в истории России.

В курсе рассмотрен комплекс вопросов, связанных с внешней политикой страны. В этих проблемах особенно четко выявляется специфика геополитического положения страны: воссоединение русского, украинского и белорусского народов в едином государстве, борьба за выход к берегам Балтийского моря, выход к черноморским берегам, проблема черноморских проливов, Северный Кавказ, Закавказье, Балканы, влияние в Центральной Европе, дальневосточная политика. Эти вопросы всегда были и остаются сегодня жизненно важными для страны.

Одна из целей курса – помочь студентам разобраться в истории межнациональных отношений народов России. Следует решительно отказаться от распространенного ныне обвинения России в имперских амбициях чуть ли не с ХV–ХVI вв. Политика России в национальном вопросе отличалась трезвостью и продуманностью: в зависимости от конкретных обстоятельств был и насильственный захват, и имперские, колониальные мотивы, и постепенное вхождение народов на добровольной основе в состав России (причем часто и то, и другое, и третье переплетались в тугой узел). Вместе с тем, основой формирования страны всегда оставались естественно складывающиеся экономические, политические, культурные и прочие связи между ее народами.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины история отечества для студентов iconКомплекс дисциплины история отечества москва
Учебно-методический комплекс дисциплины «История Отечества». М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. 28 с
Учебно-методический комплекс дисциплины история отечества для студентов iconУчебно-методический комплекс дисциплины история рекламы для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «История рекламы» / сост. С. А. Шомова. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 9 с
Учебно-методический комплекс дисциплины история отечества для студентов iconУчебно-методический комплекс дисциплины история рекламы для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «История рекламы» / сост. С. А. Шомова. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 9 с
Учебно-методический комплекс дисциплины история отечества для студентов iconУчебно-методический комплекс для студентов направления «История искусств»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов 2 курса, обучающихся по направлению «История искусств». Он содержит тематику...
Учебно-методический комплекс дисциплины история отечества для студентов iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая история стран Европы и Америки»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Учебно-методический комплекс дисциплины история отечества для студентов iconУчебно-методический комплекс дисциплины История отечественного государства и права Для студентов юридического факультета
Учебно-методический комплекс дисциплины «История отечественного государства и права» / сост. Е. И. Голованова, Л. С. Яковлев. – М....
Учебно-методический комплекс дисциплины история отечества для студентов iconУчебно-методический комплекс дисциплины история политических и правовых учений для студентов юридического факультета
Учебно-методический комплекс дисциплины «История политических и правовых учений» / авт сост. Н. М. Золотухина, В. В. Оксамытный....
Учебно-методический комплекс дисциплины история отечества для студентов iconУчебно-методический комплекс дисциплины Культурное наследие России: история и современность Для студентов экономического и юридического факультетов
Учебно-методический комплекс дисциплины «Культурное наследие России: история и современность» / авт сост. Г. А. Попов. – М. Импэ...
Учебно-методический комплекс дисциплины история отечества для студентов iconУчебно-методический комплекс дисциплины Культурное наследие России: история и современность Для студентов экономического и юридического факультетов
Учебно-методический комплекс дисциплины «Культурное наследие России: история и современность» / авт сост. Г. А. Попов. – М. Импэ...
Учебно-методический комплекс дисциплины история отечества для студентов iconУчебно-методический комплекс для студентов II курса факультета социально-гуманитарных и экономических наук, специальности «История»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница