Программа образовательно-развивающих мероприятий «Волшебные краски изобразительного искусства»




НазваниеПрограмма образовательно-развивающих мероприятий «Волшебные краски изобразительного искусства»
страница1/13
Дата25.11.2012
Размер1.6 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Работы победителей Второго Всероссийского конкурса

педагогических идей

«инновации в образовании»

Август 2012 г.

Номинация «дошкольное образование»


Мультимедийные технологии как средство оснащения программы художественно-эстетического воспитания дошкольников в соответствии с ФГТ второго поколения

Макарова С.Ю., Градусова Е.А. (1 место)

Владимирская обл.

Федеральные государственные требования (ФГТ) к основной программе дошкольного образования ориентируют педагогов на внесение изменений не только в организацию образовательной деятельности в детском саду, но и рекомендуют использовать инновационные технологии, приемы и методы в воспитательном процессе. Одной из таких инноваций являются мультимедийные технологии, которые имеют большой диапазон возможностей для совершенствования процесса эстетического воспитания дошкольников.

Важнейшим средством приобщения дошкольников к художественно-эстетическим ценностям является русская художественная культура, аккумулирующая духовно-эстетические идеалы, воплощенные в великих произведениях литературы и живописи, музыке, в предметах народно-прикладного искусства.

Программа образовательно-развивающих мероприятий «Волшебные краски изобразительного искусства», составленная творческой группой педагогов, отвечает вышеуказанным требованиям, потому что в ней нашли отражение вопросы ознакомления детей 6-7 лет с национальным искусством, нравственными ценностями и организацией художественной деятельности.

Новизна данной программы и её отличительные особенности от уже существующих программ заключается в том что, во-первых, интеграция содержания образовательных областей позволяет использовать разнообразные средства изобразительного искусства, произведений художественной литературы, живописи, музыки, предметов народного быта, которые способствуют обогащению духовного опыта и нравственного сознания, развития собственного художественного творчества детей. Во-вторых, предлагается совместить процесс художественно-эстетического воспитания детей с использованием мультимедийных технологий. В-третьих, программа реализуется в сотрудничество воспитателя и психолога с целью совместного обеспечения условий для художественно-эстетического развития и воспитания средствами основ национальной культуры.

Главная особенность каждого образовательно-развивающего мероприятия состоит в том, что его реализация происходит с применением мультимедийных технологий, включающих мультимедиа-презентацию, компьютерную анимацию, видео, музыку и звуковой ряд. Мультимедийные технологии осуществляют одновременное воздействие на ребенка через различные информационные каналы, что обеспечивает успешность использования интегрированного подхода при реализации мероприятия.

Таким образом, сочетание разнообразных форм подачи информации мультимедиа может оснастить содержание союза литературы и живописи, книги и музыки, слова и художественной деятельности детей, что содействует художественному развитию и эстетическому воспитанию личности дошкольника.

Мультимедийные технологии используются в различных частях сценария: обучающей, развивающей, коммуникативной, диагностической, общекультурной. Это зависит от цели и задач, при разработке сценария.

Для оснащения программы художественно-эстетического воспитания разработан банк мультимедиа, состоящий из 4 блоков.

I блок – это комплект видеофрагментов тематического содержания к мероприятиям: «Путешествие в мир искусства», «Выставка произведений М.В. Васнецова», «Галерея портретов и натюрмортов», «Экскурсия в музей», «Викторина: осень в картинах художников», «Жанры искусства», «История создания картин И. Левитана», «По страницам биографий художников», которые погружают детей в виртуальное пространство, где они совершают экскурсии в музеи, библиотеки, по культурно-историческим местам России.

Проводником детей в мир русской художественной культуры, во время показа видеоматериала, является какой-либо герой: Всезнайка, экскурсовод музея, библиотекарь, Сова – большая голова и т.п., представленный с применением компьютерной анимации.

Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация привлекает их внимание, ориентируют на готовность к восприятию, облегчает запоминание информации. Использование видеофрагмента направлено на создание первичной мотивации дошкольников к осознанию и пониманию познавательной задачи мероприятия.

Видеоролики о природе, представленные в сравнительной характеристике с пейзажами развивают мыслительные операции: сравнение, классификации; дают прочувствовать детям настроение авторов картины и увиденного видеофрагмента; они учатся выбирать для себя наиболее близкое по настроению и внутреннему состоянию увиденное. Главной задачей педагога при просмотре видеоматериала является то, чтобы обратить внимания детей на объекты наблюдения, учить высказывать свое отношение к произведению искусства, природным явлениям, организовывать погружение в научные знания о предмете искусства.

II блок содержит медиатеку презентаций для проведения бесед, вопросы которых визуализируются в слайды, в качестве небольшого видеоряда. Презентации с фотопортретами художников, композиторов, иллюстрациями к художественным произведениям консолидируют увиденные образы детьми. Необходимым условием в период показа видеоряда является использование традиционных методов и приемов: привлечение детей к разрешению нравственных проблем, создание проблемных ситуаций для определения и реализации своих ценностных приоритетов в искусстве. Опыт переживания высоких духовных состояний, который приобретается детьми и «взращивается» педагогом на мероприятии является тем эстетическим и нравственным стержнем, который сможет обеспечить стойкость гражданской позиции дошкольника.

В мероприятии используется еще одно преимущество мультимедийных презентаций — прослушивание фрагментов музыкальных произведений М.Глинки, П.Чайковского, Н.Римского-Корсакова, С.Прокофьева, Г.Свиридова, Д.Шостаковича и др.

Таким образом, совмещение слайдов с видеорядом наглядного материала и музыкальных фрагментов способствуют развитию эстетического вкуса у детей, способности ценить произведения искусства, предметы внешнего мира и окружающей среды, создают творческую атмосферу на мероприятии.

III блок состоит из медиатеки презентаций с наглядным материалом для организации собственной художественной деятельности дошкольников: образцы с приемами рисования и нетрадиционными технологиями рисования помогают организовать процесс обучения, в котором дети учатся выражать своё творческое начало через воплощение своих идей и замыслов при создании рисунков. В дальнейшем, работы детей, представленные в презентации, развивают умения дошкольников давать оценку собственному творчеству и творчеству своих товарищей.

IV блок включает копилку мультимедийных презентаций для диагностической деятельности, направленных на проверку усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков. Каждая презентация построена по принципу выбора правильного варианта ответа в виде картинок на вопрос, который предлагает психолог. Например, такие задания, как «Четвертый лишний», «Аналогии», «Выбери ответ», «Что изменилось?» дают возможность не только определить степень эстетического восприятия дошкольников, но и высших психических функций, речевых навыков детей.

Эффективность программы определяется с помощью психолого-педагогической диагностики через наблюдение, опрос, успешное участие детей в конкурсных мероприятиях различного уровня и бесед с родителями.

Практика использования мультимедийных технологий показала, что возрос интерес детей к занятиям, повысился уровень ассоциативно-образного и логического мышления, воображения. Познавательная активность, интеллектуальная работоспособность, словарный запас дошкольников претерпели существенные изменения. Интегративные качества личности детей сформированы в полном объеме, в соответствии с ФГТ к основной образовательной программе детского сада, что является необходимым условием для обучения в школе.


Моделирование конфликтных ситуаций с использованием песочной терапии

Шабан С.П. (1 место)

Ямало-Ненецкий АО

Для многих детей дошкольного возраста формы поведения другого ребенка не всегда понятны. Дети часто не видят проявления миролюбия, сострадания, дружеского расположения, защиты. Они не могут встать на место другого человека, понять мотивы их действий, принять условия, оценить их с нравственной точки зрения, проявлять желание к «мирным переговорам». Тем более, что чаще всего участниками конфликта являются дети с эмоциональными проблемами. Для таких детей просто беседы на данные темы малоэффективны. В своей практике я использую методический прием проигрывания конфликтных ситуаций на песке (песочная терапия). Именно песочная терапия обладает колоссальным значением для развития психики ребенка. Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние, развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук. В играх с песком ребенок учится прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения, что способствует лучшему развитию речи, произвольному вниманию и памяти. Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и бессознательно находит для себя те ответы, которые ему сложно получить от взрослых. А мы, в свою очередь, получаем уникальную возможность реально увидеть внутренний мир ребенка, ландшафт его души! Это позволяет нам осуществлять психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка. В детской среде часто возникают конфликтные ситуации во время игр, в повседневной жизни, в режимных моментах. Отталкиваясь от этой проблемы, я разработала картотеку модулей конфликтных ситуаций по схеме:

Дата, возраст детей.

Место конфликта, его участники.

Суть конфликта.

Итог конфликта.

Затем предлагаю детям на песке разыгрывать конфликтную ситуацию, где роли участников конфликта исполняют игрушки с вымышленными именами. Дети стараются помочь игрушкам уладить конфликт и самим разыграть примиряющий диалог, находя совместно с психологом (педагогом) нравственную оценку итога разрешения проблемы. Эффективно предложить детям вспомнить о проблемной ситуации, которая была в группе (не называя участников конфликта) и чем она закончилась, предлагая более мирный выход из конфликтной ситуации. Таким образом, дети отыгрывают свои проблемы на песке, пока обиженный персонаж не попадет в более благоприятную ситуацию или пока дети не скажут, что всем уже хорошо. Это показатель того, что внутренне напряжение созданное конфликтной ситуацией «проработано» на бессознательно-символическом уровне.

На основе картотеки составила игры по моделированию проблемных ситуаций:

Игры для детей 4-5 лет:

- «Давайте играть вместе»;

- «Вместе тесно, врозь скучно»;

- «Я не люблю делиться игрушками;

- «Мне никто не помогает»;

- «Что делать, если меня ругают»;

- «Я принес игрушку, а ее взяли поиграть и сломали»;

- «Я хочу поиграть с чужой игрушкой»;

- «Меня обрызгали водой»;

- «Мне испачкали одежду»;

- «Меня все бьют, обижают».

Игры для детей 6-7 лет:

- «Угощаю только своего друга»;

- «Буду играть только со своим другом»;

- «Почему я всех обижаю»;

- «Мне понравилась чужая игрушка»;

- «Никто со мной не хочет играть»;

- «Почему я бегаю и всем мешаю»;

- «Дети на меня обижаются и жалуются воспитателям»;

- «Я не слушаюсь воспитателя (маму)»;

- «Я злючка – колючка»;

- «Я хочу быть добрее»;

- «Я умею, но не хочу делать».

Содержание картотеки можно расширить, анализируя консультативные беседы с родителями воспитанников, проблемы их взаимоотношений в семье

Проигрывая в песке конфликтные или значимые для детей ситуации, детям предоставляется возможность творчески проработать личные проблемы и внутренние конфликты. Эти игры направлены на:

- формирование внутренней позиции ребенка;

- развитие самооценки;

- обучение детей проектированию ситуаций путем выявления особенностей характера героя и сравнения своего выбора с духовно-нравственными эталонами.

При проигрывании ситуаций в песке необходимо, чтобы они были реальными и узнаваемыми, простыми для понимания. Дети отвечают на вопросы «Как поступил тот или иной герой», «А как поступил бы ты?». При обсуждении того или иного поступка следует обратить внимание детей на то, что оцениваются сами действия, а не герой в целом. В данные игры можно играть индивидуально с одним ребенком или с группой детей 3-4 ребенка. Играя с детьми с проблемами в эмоционально-личностной и волевой сфере психики, наблюдая за ними, я открыла у детей новые, зачастую неожиданные качества, помогающие разобраться ребенку в самом себе, соприкоснуться и ощутить «трепет души другого», смогла понять почему тот или иной ребенок ведет себя так в данной ситуации и почему к нему так относятся другие.

Замкнутым, застенчивым детям проигрывание ситуаций в песке помогли сформировать навыки позитивной коммуникации, избавиться от внутреннего напряжения, тревожности. Гиперактивным, импульсивным, агрессивным детям с нарушением внимания игры в песке дали возможность с увлечением и удовольствием сформировать позитивное отношение к жизни, к своему «Я», безболезненно приобрести навыки саморегуляции и самоконтроля.


Природа наш дом

Ефремова М.О., Растопчина О.А. (2 место)

Новосибирская обл.

Дошкольное детство – это начальный этап становления человеческой личности, ответственный период в жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностные ориентации.

Заниматься экологическим воспитанием дошкольников нас побудила актуальность экологической проблематики в обществе, богатейшие возможности для интеллектуального, нравственного, физического, эстетического развития, открывающиеся при общении с миром природы. В дошкольном учреждении создана модель экологического воспитания детей дошкольного возраста. Наиболее значимым методом воспитания мы считаем наблюдение – метод чувственного познания природы и ее объектов через разные формы восприятия. Это ежедневные наблюдения с детьми за комнатными растениями и обитателями уголка природы, за объектами живой и неживой природы на территории детского сада. Используем и другие формы работы: экскурсии, прогулки, природоохранительные акции, самостоятельный и совместный с воспитателем труд в уголке природы.

Для полноценного экологического образования необходимо создание особой среды и инструментария. Так в процессе работы мы создали зимний сад, в котором представлены различные комнатные растения, аквариум. В каждой группе старшего дошкольного возраста наряду с зеленой зоной комнатных растений имеются календари наблюдений, измерительные приборы для работы на участке, природный материал для ручного труда, литература экологического содержания, иллюстрации живой и неживой природы. В группах организован уголок экспериментально-исследовательской деятельности «Экспертная лаборатория», а на территории ДОУ уголок леса, где произрастают деревья различных пород (сосна, ель, голубая ель, береза, рябина, серебристый пирамидальный тополь, клены, розовые и белые яблони, ольха, сирень, жимолость, барбарис), огород с участком лекарственных трав, цветники и рабатки. На огороде создана метеоплощадка. В течение года проходит экологический проект «Легкие планеты», который дает детям не только биологические, географические и экологические сведения о деревьях нашего региона, раскрывает связь деревьев с животными и растениями, их влияние на окружающую среду, но и объясняет причины необходимости охраны деревьев, их значение в жизни людей. Проект содержит большое количество загадок, примет, легенд, пословиц, рекомендации по исследованию каждого дерева.

В «экспертных лабораториях» групп проходят опыты по темам: «Почва», «Вода», «Воздух», «Песок», «Глина», «Камни», «Магниты».

Для детей и сотрудников ДОУ всегда открыты двери экобиблиотеки и кинозала для просмотра слайдов и фильмов о природных явлениях, о живой и неживой природе. Большой популярностью пользуются «Встречи с интересными людьми». Детский сад расположен в Новосибирском научном центре Сибирского отделения Российской академии наук, поэтому гостями ДОУ бывают ученые разных научно - исследовательских институтов, и сотрудники Ботанического сада. Встречи с детьми проходят в виде экспериментально-исследовательской площадки, с использованием современного оборудования лабораторий, с показом видеофильмов о тех научных разработках, которые доступны для понимания дошкольников. Познавательная задача этих встреч решается в игровых обучающих ситуациях.

В главном холле детского сада располагается Музей камней, в котором собраны и оформлены коллекции камней, разные по содержанию: «Речные камни», «Природные камни», «Минералы» Специально разработанный цикл занятий знакомит детей с многообразием мира камней, с тем, что камни «живые» и у них есть своя жизнь, а также с широким применением камня. В передвижном мини-музее «Люблю тебя, Земля Сибирь» собраны материалы о природных богатствах края, его флоре и фауне.

Стало традицией проводить в ДОУ экологические акции «Елочка, елочка – зеленая иголочка» - изготовление плакатов на тему охраны природы, написание писем соседям и знакомым; «Птичья столовая» - конкурс кормушек для птиц; «Строим птичий дом» - конкурс скворечников.

Традиционными стали и праздники: «Праздник картошки», «Здравствуй, осень золотая», «Последний листочек», «Путешествие в зимний лес», «Люблю березку русскую», «День воды». В апреле проходит праздник «День Земли», на котором дети подготовительной группы посвящаются в юные экологи с вручением памятного значка. Этот праздник как бы подводит итог всей работы по экологическому воспитанию за год.

Живое общение с природой, непосредственный контакт с объектами животного и растительного мира происходит на целевых проулках в лесопарковую зону, Ботанический сад, Станцию юных натуралистов, совместных с родителями наших воспитанников экскурсиях в лес. При этом мы используем экологические игры, проводим поиск и распознавание птичьих следов, наблюдаем за насекомыми и растениями, используем измерительные приборы. Результаты наблюдений и исследований находят свое отражение в видеофильмах, фотогазетах, создаваемых совместно с родителями. В группах дети наблюдают за прорастанием семян злаков, пряностей и дальнейшим их ростом в «огороде на окне». На протяжении трех лет воспитанники ДОУ ухаживают за «фруктовым садом на окне». Все представители этого «сада» выращены детьми из обычных косточек яблока, груши, вишни, финика, лимона, апельсина, хурмы. Происходящие изменения в росте растений фиксируются в дневнике наблюдений. Свои впечатления дети передают в описательных рассказах, рисунках, зарисовках.

Лето – самое плодотворное время для исследовательской деятельности, так как есть возможность закрепить и применить знания полученные в течение учебного года в разных видах деятельности на воздухе. Отправиться в странствие, участвовать в необычных событиях, – что может быть лучше для лета? Проект «Путешествие в лето», разработанный творческой группой педагогов ДОУ, объединяет все возможные формы познания и творчества детей разного возраста. Большое внимание в проекте уделено вопросам экологического воспитания. Детская деятельность по формированию начал экологической культуры была организована на трех площадках: «Мы – разведчики», «Мы – затейники», «Мы – исследователи».

Целью организации площадки «Мы – разведчики» была возможность открыть детьми «для себя» и самостоятельно как можно больше прекрасного и удивительного (удивительных растений, причудливых форм деревьев, необычных обитателей) и нанести эти объекты на карту. Кроме этого дети находили уголки «больного» леса (мусор, сухостой, больные деревья), по возможности оказывали помощь, и с помощью педагогов снимали на камеру. Результатом этих походов стал видеофильм «Путешествие в лес».

Работа экспериментально-игровой площадки «Мы – затейники» строилась на поисковой деятельности и опытах:

  • опыты с песком: окрашивание песка в разные цвета, закапывание и нахождение «секретиков» в песке, сортировка песчинок по цвету с помощью лупы, подбор песчинок по цвету к камням, «добыча полезных ископаемых»;

  • опыты с глиной по закреплению ее свойств и использовании человеком;

  • опыты с водой: изменение свойств песка и глины под действием воды;

  • игры-эксперименты: «Песчаные бури» (что произойдет с песком или глиной если дунуть в трубочку), «Норка для мышки» (из чего нора крепче: из песка или из глины);

  • изготовление посуды и игрушек из глины;

  • изготовление макетов «Горы», «Гряда вулканов», «Лунная поверхность».

По итогам работы площадки «Мы – затейники» был проведен конкурс «Юный скульптор», в котором участвовали не только дети, но и их родители.

При участии детей и родителей было подобрано оборудование: лупы, флюгеры, совочки, рыхлители, лопатки, грабли, лейки, различные емкости для организации работы площадки «Мы – исследователи». В самостоятельной деятельности дети изучали «Мир на дне лужи», « В гости к муравьям», «Почему падает древо», «Догони тень», «Солнечные зайчики» и т.д. По итогам работы площадки была проведена викторина «Знатоки природы».

Педагогический проект «Путешествие в лето» был отмечен серебряной медалью Всероссийского конкурса «Росточек. Мир спасут дети» (2009г).

Таким образом, в результате системной работы по экологическому воспитанию мы может отметить положительное, бережное отношение детей к окружающему миру. Кроме того, дети умеют классифицировать живых существ по классам и мест обитания, знают о зависимости изменений живой природы от изменений неживой природы, являются активными участниками охраны зеленой зоны детского сада и Академгородка города Новосибирска.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Программа образовательно-развивающих мероприятий «Волшебные краски изобразительного искусства» iconПримерная программа дисциплины «История изобразительного искусства»
Подготовить студентов к самостоятельному освоению художественного наследия изобразительного искусства
Программа образовательно-развивающих мероприятий «Волшебные краски изобразительного искусства» iconЗаседания секции
Ведущий секции: Козляков А. Я., к п н., доцент, зав кафедрой изобразительного искусства, декан факультета изобразительного и декоративно-прикладного...
Программа образовательно-развивающих мероприятий «Волшебные краски изобразительного искусства» iconПрограмма учебного курса проф. В. П. Яйленко. Введение. Задачи курса. Периодизация изобразительного искусства древности
Востока и Европы, изучение которых составляет костяк фактологии курса. Студенты усваивают периодизацию истории изобразительного искусства...
Программа образовательно-развивающих мероприятий «Волшебные краски изобразительного искусства» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины
Основная цель дисциплины дать студентам знания по теории и истории изобразительного искусства от древнейших времен до настоящего...
Программа образовательно-развивающих мероприятий «Волшебные краски изобразительного искусства» iconРабочая программа дисциплины «История изобразительного искусства» для специальности 032401 «Реклама»
Рабочая программа дисциплины «История изобразительного искусства» разработана в соответствии с государственными требованиями к минимуму...
Программа образовательно-развивающих мероприятий «Волшебные краски изобразительного искусства» iconИванка Атанасова словарь терминов изобразительного искусства велико-Тырново 2006
В настоящее время "Краткий словарь тер­ми­нов изобразительного искусства" [М., 1965] устарел и не удо­влет­во­ряет потребностей ши­рокого...
Программа образовательно-развивающих мероприятий «Волшебные краски изобразительного искусства» iconРеспублики Беларусь Учреждение образования «Витебский государственный университет имени П. М. Машерова»
Авторы составители: Гугнин Н. А. зав кафедрой изобразительного искусства, доцент, кандидат искусствоведения, Исаков Г. П., доцент,...
Программа образовательно-развивающих мероприятий «Волшебные краски изобразительного искусства» icon«история изобразительного искусства» Введение. Виды и стили изобразительного искусства
Термин "Возрождение", означавший возврат к ценностям античного мира (хотя интерес к римской классике возник ещё в 12 веке), появился...
Программа образовательно-развивающих мероприятий «Волшебные краски изобразительного искусства» iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру «история искусства»
...
Программа образовательно-развивающих мероприятий «Волшебные краски изобразительного искусства» iconУчебно-методический комплекс дисциплины "История изобразительного искусства" федерального компонента цикла дпп составлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 050602.
Е. А. Колчанова. История изобразительного искусства: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 3 курса...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница