Рабочая программа курса «Современные проблемы физики»




Скачать 347.35 Kb.
НазваниеРабочая программа курса «Современные проблемы физики»
страница1/3
Дата25.11.2012
Размер347.35 Kb.
ТипРабочая программа курса
  1   2   3




Федеральное агентство по образованию

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Радиофизический факультет


УТВЕРЖДАЮ

Декан радиофизического факультета

В.В. Дёмин

«_____» _________ 2010 г.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИКИ



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Направление 010800  РАДИОФИЗИКА

Направление 200200  ОПТОТЕХНИКА

Направление 200600 – ФОТОНИКА И ОПТОИНФОРМАТИКА


Статус дисциплины:

Федеральный компонент специальности


Томск 2010



ОДОБРЕНО кафедрой квантовой электроники и фотоники


Протокол № 10 от «14» июня 2010 г.


Зав. кафедрой профессор ______________ А.В. Войцеховский


РЕКОМЕНДОВАНО методической комиссией радиофизического факультета


Протокол № 04 от «03» июля 2010 г.


Председатель комиссии, профессор _________________ С.Н. Владимиров


Рабочая программа курса «Современные проблемы физики» является авторской и составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 200200  Оптотехника, специальность 200201  Лазерная техника и лазерные технологии.


Общий объём курса составляет 54 часа. Из них: лекции  34 часа, семинары – 6 часов, контроль самостоятельной работы студентов  4 часа, самостоятельная работа студентов  30 часов. Зачёт в одиннадцатом семестре. Общая трудоёмкость курса  1,5 зачётных единиц.


СОСТАВИТЕЛЬ:

Пойзнер Борис Николаевич, кандидат физико-математических наук, профессор кафедры квантовой электроники и фотоники.

РЕЦЕНЗЕНТ:

Владимиров С.Н., доктор физико-математических наук, профессор

I. ОРГАНИЗАЦИОННО МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ



Цель курса «Современные проблемы физики» заключается в приобретении магистрантами глубоких и систематизированных знаний в области физики рубежа XX–XXI вв., расширяющих их эрудицию, повышающих когнитивный потенциал обучаемых и уровень их профессионального самосознания.

Требования к обязательному минимуму содержания специализированной подготовки магистра

ДНМ.0.00 Дисциплины направления

ДНМ.Ф.00 Федеральный компонент

ДНМ.Ф.01 Современные проблемы науки


Задачи курса: а) познакомить с ключевыми этапами прогресса физико-математического знания, с уровнями научного знания; б) расширить и углубить понимание магистрантами принципов познания в физике XXI в.; в) продемонстрировать фундаментальный характер проблем, на которых сегодня фокусируется естествознание; г) раскрыть роль науки в современной цивилизации и авангардное место физики в развитии всей современной науки; д) стимулировать интерес к методологической основе инновационной деятельности в фундаментальной и прикладной радиофизике, оптотехнике, фотонике, оптоинформатике; е) расширить терминологическую и лингводисциплининарную компетенции; ж) описать виды наук, формирующихся на рубеже XX–XXI вв.; общие закономерности конструирования научных теорий; з) разъяснить миссию физики как источника ценностей культуростроительного характера; и) укрепить рационалистический компонент мировоззрения магистранта, его критическое восприятие псевдонаучных теорий и представлений фольклорного сознания.

Место курса. Курс «Современные проблемы физики» входит в блок естественнонаучных дисциплин федерального компонента. Он интегрирует и дополняет знания по общим физико-математическим и специальным дисциплинам, а также по истории и методологии физики. Курс формирует постнеклассическую естественнонаучную картину мира, развивает рефлексию над когнитивным и проективным аспектами исследовательской и инновационной деятельности.

Требования к освоению курса. Для освоения курса студентам необходимы знания из теоретической, математической, статистической физики, квантовой радиофизики, функциональной электроники, философии науки. В результате изучения курса студент приобретает систематизированные представления о перспективных направлениях исследований в физике, а также о познавательных и эпистемологических аспектах в этих исследованиях. Для текущего контроля усвоения студентами курса необходимо проведение семинарских занятий, для итогового контроля  подготовка магистрантами рефератов и эссе, а также проведение зачёта.

В ходе изучения курса студент должен:

  • формировать сетевую систему понятий и терминов, составляющих концептуальную основу и рабочий лексикон современной физики;

  • знать мировые тенденции развития естествознания и истоки современной ситуации в физике, особенности познавательной деятельности в физике начала XXI в., системные принципы, закономерности строения и механизмы эволюции пространственно-временных структур и сложных систем, критерии их сложности, условия осуществления режимов саморазвития материи и морфогенеза, условия (не)предсказуемости физических процессов, математический аппарат, используемый для их формализации и изучения;

  • уметь вычленять познавательные аспекты в физике: контекстуальность, системность, многомерность, сложность, неоднозначность; применять методы анализа, сравнения и объяснения (с позиций телеономизма и множественности спектра структур-аттракторов) сложного поведения нано-, био-, физических систем, проводить оценку границ применимости логических и физических моделей, критику собственных и чужих интеллектуальных построений;

  • владеть навыками правильной вербализации, содержательного описания наблюдений, корректной генерализации, логического моделирования, интерпретации смысла новых явлений в физических системах, рефлексии над мыслительными процедурами и средствами верификации моделей, результатов, прогнозов.



II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


1. Преамбула. Физика на фоне стандартных прорицаний о конце науки. Цели и задачи, особенности содержания курса. Мир как вопрос для мыслящего физика. Comprehensio – призвание исследователя. Физика как лидер естествознания и фундамент выживания человечества в материальном мире. Влияние физики и техники на современную культуру: от бытового сознания до богословия. Физик в противостоянии лженауке, религиозному радикализму, мифам массового сознания. Физика и супериндустриальное общество: механизмы взаимного влияния. Физическое и техническое знание – традиционная основа антикризисной стратегии человечества.

2. Диалог физики с природой: основные этапы и современная методология познания. Развитие науки как смена парадигм. От древности до классической науки. Системная парадигма и переход к постнеклассической науке. Предшественники и слагаемые нелинейной физики. Дискуссия о её содержании, возможностях и границах.

Ситуация в науке к концу XX века. Роль нелинейной физики в развитии постнеклассической науки. Взаимодействие новых синтезирующих наук сегодня. Современная физика и проблема преодоления разрыва между «науками о природе» и «науками о духе» (концепции Дж. Вико, В. Дильтея, Г. Риккерта, Ч. Сноу, Ис. Берлина, В.С. Стёпина).

3. Когнитивные принципы в физике XXI столетия. Системность, сложность, эволюция: новые задачи познания. Феномен системности. Эволюция как универсальное явление. Динамическая система, нелинейность и бифуркация как физико-математические категории. Неустойчивость и детерминированный хаос в физических системах: способы репрезентации. Дискуссия о квантовом хаосе. Экспериментальная техника изучения квантового хаоса.

Структурная сложность, фрактальность и физика. Сложность в ситуации физического исследования. Принципы оценки структурной и алгоритмической (поведенческой) сложности. Дискуссия о дефиниции фрактала (Б. Мандельброт, А.А. Потапов, В.В. Тарасенко, С.Д. Хайтун). Размерность Хаусдорфа–Безиковича и способ её нахождения для физических объектов. Понятие ёмкости множества и его варианты. Наблюдатель сложной физической системы: когнитивный аспект. Аксиоматическая схема объяснения наблюдаемого объекта (по В.В. Тарасенко). Понятие иерархической системности в физическом и геометрическом контекстах (по С.Д. Хайтуну). Фрактальность и распределение Ципфа в физических, биологических, социальных системах. Дискуссия о несовместимости в статистической физике необратимых процессов одновременно дискретного (динамического) подхода и непрерывного (кинетического) подхода. Дискуссия о (бес)конечности Вселенной и её фрактальная модель. Функциональная сложность и проблема меры беспорядка в физике. Критерий сложности Колмогорова–Чейтина. Бинарная классификация систем. Понятие неустойчивости, аттрактора неравновесности. Дискуссия о мере (бес)порядка в системе. Современные взгляды на границы применимости понятия энтропии в физике. Явление самоорганизованной критичности и его физические стороны..

Системные идеи и типы систем (по Э. Ласло). Конвективные ячейки Бенара и их нелинейно-физическая трактовка. Понятие диссипативных структур. Условия спонтанного формообразования в материальных средах.

Эволюция, иерархизация и метасистемный переход: нелинейно-физический и методологический аспекты. Онтологическая концепция метасистем и 4-ступенчатая последовательность их развития (по Г.Л. Зальцману). Онтология систем, сетей, сот (по О.С. Разумовскому) и предмет Net Science. Метасистемные переходы (по В.Ф. Турчину).

Контекстуальность, системность, многомерность, сложность
как познавательные аспекты в современной физике. Отличие системы от контекста. Роль генерализации в практике физического исследования (по Э. Морену). Объективная структура научных исследований (по П.В. Оже), Дискуссия о моделирующей потенции математических форм.

Физика перед лицом неопределённостей. Истоки постановки проблемы неопределённости в естествознании. Соотношение случайности и эволюции. Поризм в науке: пример с решением М. Планком проблемы «ультрафиолетовой катастрофы». Типология неопределённостей, связанных с познанием. Принцип церебрально-ментальной неопределённости. Классификация видов интеллекта (по Г. Гарднеру). Принцип логической неопределённости. Стратегия исследований, риск и стратагемы. Принцип рациональной неопределённости. Проблема соотношения intuitio и ratio в деятельности физика. Принцип психологической неопределённости. Эвристический потенциал вопросов.

4. Физика процессов эволюции. Проблема времени и современная физика. И.Р. Пригожин о противоречиях между классической физикой и эволюционной биологией. Время в механических системах и в системах с саморазвитием. Необратимость в законах природы и «стрела времени». Эксперименты и концепция С.Э. Шноля, их методологическое значение для интерпретации сущности времени.

Феномен репликации. Понятие репликатора. Физический аспект перехода от косной материи к живой. Гиперцикл М. Эйгена. Метаболизм. Метастабильность. Соотношение репликации и мутации. Автокатализ. Конкурентный отбор в физико-химических системах. Пейсмейкеры и репликация ритма. Репликатор и нанотехнологии. Современные взгляды на роль репликации в антропогенезе. Репликация как основа коммуникации. Логическая модель акта репликации. Репликатор – латентный трансдисциплинарный концепт. Теория социальных эстафет М.А. Розова и проблема развития научного знания. Наука как нелинейная динамическая система (по А.И. Яблонскому). Имитационная модель развития фундаментальной науки А.Д. Панова.

Общий ход эволюции. Космологическая гипотеза сингулярного события. Первые моменты существования Вселенной. Рождение звёзд и планет. Земля как экспортёр энтропии. Предпосылки и ранние этапы биоэволюции на Земле. Риск и успех как физические аспекты эволюции живого. Главные этапы антропогенеза и развития человечества. масштабная инвариантность эволюции. Гипотеза универсальной шкалы времени планетарной эволюции. Последовательность фазовых переходов (бифуркаций). Сингулярность Дьяконова. Гипотеза (пред)биологической панспермии. Проблема SETI в свете идеи самосогласованного галактического происхождения жизни и глобального эволюционизма (по А.Д. Панову и Л.М. Гиндилису).

Современная физика и идеи «резервной» эволюции. Человеко-машинные системы в контексте телеологической теории информации В.И. Корогодина. Закономерности развития технических систем в свете достижений технической физики. Экстраполяция схемы метасистемных переходов В.Ф. Турчина. Концепция анантропа А.Н. Павленко. Теория запасной культуры И.П. Смирнова. Естествознание и информационный кризис на рубеже XX–XXI вв. Наука, «экзогуманизм» постсингулярной цивилизации и галактическое культурное поле. Ансамбль эволюций и разум как возможное промежуточное звено в иерархии структурных форм материи во Вселенной. Универсальное множество причин эволюции (по А.Д. Панову).

5. Физика и аксиоматическая теория субстанциональных носителей. Проблема сквозной масштабно-пространственной эволюции (не)физических объектов в современном естествознании. Объект ы и субъекты природы, общества, сознания как субстанциональные носители (по В.Н. Сагатовскому, С.Г. Федосину). Основные принципы синкретической логики и законы физики. Физические аспекты существования жизни во Вселенной. Опыт реологической аксиоматической схемы исследования динамических систем.

6. Физика as a driver of NBIC-technologies. Физика наноразмерных структур, процессов, сложных систем. Нанотехнонауки в контексте новых синтезирующих наук. Из истории приставки «нано» в XX в. Нанотехнологии и новые физические явления. Сфера неразличимости «естественного» и «искусственного» как объект нанотехнонауки. Электронная наносхема как наномашина. Физико-химические аспекты наносистемотехники.

Физика гибридов организма и механизма. Физические аспекты интеграции микро-, нано- и биотехнологий. Искусственный интеллект (ИИ) и его уровни. ИИ как средство приобретения нового знания (критики результатов эвристического угадывания). Уровень artificial brain. Понятие «однополушарного» интеллектуального робота. Целеполагание как атрибут ИИ на уровнях зомби и искусственной личности с самосознанием. Гипотеза Д.Г. Лахути о социуме гомункулов. Нейроботика как сращивание нейронаук, робототехники и наномашинерии.

Ренессанс идеи биомимесиса МакКаллоха в полидисциплинарной программе Nano-Bio-Information-Cognitive-технологий. Биофотоника – новая ветвь биофизики. Когнитивный компонент NBIC-технологий и новые физические задачи. Место и область ответственности физики в программе NBIC-технологий.

7. Парадигма единой физической теории и дискуссия вокруг неё. Фундаментальный принцип теории струн. Проект. суперструнной космологии. Возможная ревизия концептов физического пространства и времени. Теория струн как стимул для новой редакции квантовой физики. Comprehensio как критерий неопределённости границ comprehensio.

8. Базовые когнитивные операции и ценностные ориентации исследователя. Почему у науки есть и этические измерения (Э. Агацци)? Наука как креативная смыслообразующая игра людей: принцип описания и математическая модель функционирования общества (по Ю.И. Неймарку, А.Я. Левину). Проблема компромисса науки с властью и с бизнесом.

Корректная репрезентация как ключевая процедура естественнонаучного познания. Культурологические и аксиологические аспекты репрезентации нового знания. Аксиологическая и мировоззренческая составляющие интерпретации. Роль коммуникации и конвенции в авангардном естествознании. Идеобаллические сообщества (по А.И. Сосланду). Их влияние на динамику научного знания в современной науке. Аксиологическая модель креативной культуры в эпоху Модернизма и Постмодернизма (по И.И. Докучаеву).

Неразрывность когнитивных и ценностных аспектов в деятельности физика. Мораль и разум в доктрине М. Хаузера. Наука между коммунизмом, национализмом и либерализмом в XX в. Учёные как объект террора и преследований при коммунистическом режиме (1918–1988). «Скрытые и явные измерения пространства» советской физики 1930-х гг. (по В.П. Визгину). Феномен академического диссидентства в позднем СССР. Псевдонаука в СССР и в РФ, её социально-политические, экономические, социально-психологические, мировоззренческие истоки. Псевдонаука и кризис творчества в обществе потребления. Лжеучёные в свете социальной информатики (побочный продукт системы производства знаний). Гипотеза Эпштейна о самоочищении как первофеномене культурных процессов.

9. Заключение. Проблема конструирования нового знания в современной физике. Наука как «плодотворная неизвестность» (Р. Барт). Наука как «охота за истиной» (А.А. Григорьев). “Теория” как способ бытия европейского человека (А.Н. Павленко). Место конструкционизма в изучении объектов-систем. Творчество в науке и архетипальные фигуры первого, второго, третьего человека (в смысле Достоевского–Пришвина–Григоряна). Динамика соотношения первого, второго, третьего человека в исследователе.


III. ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


  1. В чём выражается влияние физики и техники на современную культуру?

  2. Почему физическое и техническое знание служат традиционной основой антикризисной стратегии человечества?

  3. Каково место концепции самоорганизации в иерархии научных познавательных моделей?

  4. В чём особенности синергетики как постнеклассической науки?

  5. Каковы основные аспекты содержания понятия системы? (Привести свои примеры).

  6. Каковы основные аспекты содержания понятия эволюции? (Привести свои примеры).

  7. Каковы основные аспекты содержания понятия структуры?

  8. Каковы основные аспекты содержания понятия симметрия? (Привести свои примеры).

  9. Каковы основные аспекты содержания понятия фрактальная размерность? (Привести свои примеры).

  10. Каковы основные аспекты содержания понятия структурной сложности? (Привести свои примеры).

  11. Каковы основные аспекты содержания понятия поведенческой (функциональной) сложности? (Привести свои примеры).

  12. Каковы основные аспекты содержания понятия диссипативной структуры в контексте нелинейно-физических механизмов формирования ячеек Бенара?

  13. Каковы основные аспекты содержания понятия диссипативной структуры в контексте нелинейно-физических механизмов формирования лазерного излучения?

  14. Каковы основные аспекты содержания понятия бифуркации? (Привести свои примеры).

  15. Каковы основные аспекты содержания понятия катастрофы? (Привести свои примеры).

  16. Каковы основные аспекты содержания принципа необходимого разнообразия Эшби? (Привести свои примеры).

  17. В чём особенности моделирования сложной эволюции? (Привести свои примеры).

  18. Каковы основные аспекты содержания оценки организованности по Лефевру? (Привести свои примеры).

  19. Каковы основные аспекты содержания понятия порога сложности? (Привести свои примеры).

  20. Каковы основные аспекты содержания понятия кластеризации в системе? (Привести свои примеры).

  21. Каковы основные аспекты содержания принципа сопряжённых систем Геодакяна? (Привести свои примеры).

  22. Каковы основные аспекты содержания понятия порога сложности? (Привести свои примеры).

  23. Каковы основные аспекты содержания культурологической гипотезы Эпштейна о самоочищении? (Привести свои примеры).

  24. Каковы основные аспекты содержания понятия эффективности системы? (Привести свои примеры).

  25. Каковы основные аспекты содержания понятия осуществимости системы? (Привести свои примеры).

  26. Каковы основные аспекты содержания принципов системной методологии по Ласло? (Привести свои примеры).

  27. Каковы основные аспекты содержания понятия самоорганизованной критичности? (Привести свои примеры).

  28. Как проявляется в распределении Ципфа детерминированное и случайное начало? (Привести свои примеры).

  29. Каковы основные аспекты содержания гипотезы Хайтуна об эволюции материи? (Привести свои примеры).

  30. Каков смысл основных критериев сложности когнитивных самоорганизующихся систем? (Привести свои примеры).

  31. Каковы основные аспекты содержания понятия репликатора в контексте явления самоорганизации? (Привести свои примеры).

  32. Каковы основные аспекты содержания классификации динамических систем? (Привести свои примеры).

  33. Каковы основные аспекты содержания понятия полностью интегрируемой гамильтоновой системы? (Привести свои примеры).

  34. Каков смысл отображения Пуанкаре? (Привести свои примеры).

  35. Каков смысл вращательного числа Пуанкаре? (Привести свои примеры).

  36. Каковы основные аспекты содержания понятия многообразия? (Привести свои примеры).

  37. Каковы основные аспекты содержания понятия диссипативной системы? (Привести свои примеры).

  38. Каковы основные аспекты содержания понятия гамильтоновой системы близкой к интегрируемой? (Привести свои примеры).

  39. Каковы основные аспекты содержания понятий стохастического слоя и диффузии Арнольда? (Привести свои примеры).

  40. Каковы основные принципы конструирования гамильтониана Хенона-Хейлеса для задачи трёх связанных тел?

  41. Каковы основные аспекты содержания понятия предельного множества? (Привести свои примеры).

  42. Каковы основные аспекты содержания понятия аттрактора? (Привести свои примеры).

  43. Каковы основные аспекты содержания понятия репеллера? (Привести свои примеры).

  44. Каковы основные аспекты содержания понятия «однополушарного» интеллектуального робота (по Д.Г. Лахуи)?

  45. Каковы основные аспекты содержания понятия масштабная инвариантность эволюции?

  46. В чём состоит гипотеза универсальной шкалы времени планетарной эволюции?

  47. Каковы основные аспекты содержания понятия сингулярности Дьяконова?

  48. В чём состоит гипотеза (пред)биологической панспермии?

  49. Как видится проблема SETI с позиций глобального эволюционизма и современной физики (версия А.Д. Панова и Л.М. Гиндилиса)?

  50. В чём состоят основные идеи полидисциплинарной программы Nano-Bio-Information-Cognitive-технологий?

  51. Почему наука имеет этические измерения?

  52. Возможен ли компромисс науки с властью и с бизнесом?

  53. Каковы культурологические и аксиологические аспекты репрезентации нового знания?

  54. В чём проявляется неразрывность когнитивных и ценностных аспектов деятельности физика?

  55. Каковы социально-политические, экономические, социально-психологические, мировоззренческие истоки псевдонауки в СССР и в РФ?

  56. Как связаны между собой псевдонаука и кризис творчества в обществе потребления?

  57. В чём суть гипотезы Эпштейна о самоочищении как первофеномене культурных процессов?

  58. Каково основное содержание концепции конструкционизма?

  59. Каково основное содержание концепции первого, второго, третьего человека (в смысле Достоевского–Пришвина–Григоряна)?


IV. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ)


Темы рефератов

  1. Физика как лидер естествознания и фундамент выживания человечества в материальном мире.

  2. Влияние физики и техники на современную культуру: от бытового сознания до богословия.

  3. Физик в противостоянии лженауке, религиозному радикализму, мифам массового сознания.

  4. Подходы к феномену сложности в современной физике

  5. Подходы к феномену нелинейности в современной физике

  6. Предшественники нелинейной физики и дискуссия об её предмете исследований.

  7. Физическая подоплёка единства и разнообразия в эволюции.

  8. Мораль и жажда знания: возможность конфликта.

  9. Современные проблемы по физике через призму Нобелевских премий: 2008–2005.

  10. Современные проблемы по физике через призму Нобелевских премий: 2006–2003.

  11. Современные проблемы по физике через призму Нобелевских премий: 2004–2001.

  12. Современные проблемы по физике через призму Нобелевских премий: 2002–1999.

  13. Современные проблемы по физике через призму Нобелевских премий: 2000–1997.

  14. Современные проблемы по физике через призму Нобелевских премий: 1998–1995.

  15. Заблуждения и мифы в естествознании: вчера, сегодня, завтра.

  16. Этическое воздействие творческой личности: А.А. Андронов, Ю.И. Данилов, С.П. Курдюмов

  17. Физика демографии: образованность и рождаемость

  18. Универсальная эволюция, гиперболический рост, сингулярность Дьяконова, проблема SETI и разум как возможное промежуточное звено

  19. Представления о Хаосе в зеркале мифов различных народов.

  20. Переход от Хаоса к Космосу в древних картинах мира.

  21. История представлений о порядке и хаосе от античной науки до середины ХХ в.

  22. Ячейки Бенара: механизмы и закономерности их функционирования.

  23. Сравнительный анализ ячеек Бенара и процессов в лазере в аспекте формирования диссипативных структур.

  24. Метасистемный переход (по В.Ф. Турчину) в аспекте понятий структурной и функциональной (поведенческой) сложности.

  25. Описание развития сети Internet в терминах синергетики.

  26. Социокультурная динамика математической модели как средства познания.

  27. Визуализация фракталов и нейроэстетика.

  28. Инновация в культуре как переход от хаоса к порядку.

  29. Основные идеи синергетики искусства.

  30. Золотое сечение, фрактальные структуры и формообразование в нелинейных средах.

  31. Принципы синергетического описания развития научного знания.

  32. Негауссовость распределений социокультурных явлений: синергетический аспект.

  33. Синергетическое описание работы головного мозга.

  34. Синергетическая интерпретация комического в искусстве.

  35. Половой диморфизм и гендерный аспект поведения с точки зрения принципа В.А. Геодакяна.

  36. Бимодальные объекты в искусстве и психологии: синергетическая интерпретация.

  37. Феномен динамического хаоса: критерии, условия появления, средства анализа.

  38. Явление пространственного детерминированного хаоса.

  39. Нанотехнонауки в контексте новых синтезирующих наук.

  40. Теория социальных эстафет М.А. Розова и проблема развития научного знания.

  41. Нанотехнологии и новые физические явления.

  42. Наука как нелинейная динамическая система (по А.И. Яблонскому).

  43. Сфера неразличимости «естественного» и «искусственного» как объект нанотехнонауки.

  44. Физика гибридов организма и механизма. Физические аспекты интеграции микро-, нано- и биотехнологий.

  45. Искусственный интеллект и его уровни.

  46. Нейроботика как сращивание нейронаук, робототехники и наномашинерии.

  47. Полидисциплинарная программа Nano-Bio-Information-Cognitive-технологий.

  48. Физики и создание (атомного) оружия: дискуссии о моральном аспекте.

  49. Проблема компромисса науки с властью и с бизнесом.

  50. Аксиологическая модель креативной культуры в эпоху Модернизма и Постмодернизма.

  51. Неразрывность когнитивных и ценностных аспектов в деятельности физика.

  52. Мораль и разум в доктрине М. Хаузера.

  53. Наука между коммунизмом, национализмом и либерализмом в XX в.

  54. «Скрытые и явные измерения пространства» советской физики 1930-х гг.

  55. Псевдонаука в СССР и в РФ, её социально-политические, экономические, социально-психологические, мировоззренческие истоки.

  56. Псевдонаука и кризис творчества в обществе потребления.

  57. Лжеучёные в свете социальной информатики (побочный продукт системы производства знаний).


Темы эссе

  1. Проблемы моей магистерской диссертации и современной физики в свете «Фауста» Гёте.

  2. Семиотический фрактал как современная трактовка физического исследования: когнитивные принципы и приложение к моей магистерской.

  3. Какие три урока мышления (из 15-ти, преподанных В.Р. Ружиэйро) оказались наиболее полезными для работы над моей магистерской диссертации и почему.

  4. Интерпретация процесса подготовки моей магистерской диссертации в свете представлений телеологической теории информации.

  5. Интерпретация процесса подготовки моей магистерской диссертации в свете представлений социальной синергетики.

  6. Интерпретация процесса подготовки моей магистерской диссертации в свете лазерной модели творчества.
  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа курса «Современные проблемы физики» iconРабочая программа учебного курса физики для 10, 11 классов
Теоретическую основу курса общей физики составляют современные представления о механике, законах сохранения в механике, молекулярно-кинетической...
Рабочая программа курса «Современные проблемы физики» iconПрограмма дисциплины современные проблемы космологии и астрофизики
Рабочая программа дисциплины «Современные проблемы космологии и астрофизики» предназначена для студентов 1 курса магистратуры
Рабочая программа курса «Современные проблемы физики» iconПрограмма элективного курса по обществознанию «Введение в современные социальные проблемы»
Программа курса «Введение в современные социальные проблемы» предназначена для учащихся 9-х классов. Содержание направлено на
Рабочая программа курса «Современные проблемы физики» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Современные проблемы биологии»
В рамках курса «Современные проблемы биологии» рассматривается широкий круг вопросов, сыгравших определяющую роль в развитии современной...
Рабочая программа курса «Современные проблемы физики» iconСостоит из ответов на вопросы двух разделов (Модулей) курса: «Общие проблемы философии науки» и«Современные философские проблемы отраслей знания»
Модулей курса: «Общие проблемы философии науки» и «Современные философские проблемы отраслей знания»
Рабочая программа курса «Современные проблемы физики» iconПрограмма дисциплины «Современные тенденции развития медиасистемы»
Актуальные проблемы современности и журналистика: актуальные проблемы мировой цивилизации и журналистика, основные проблемы развития...
Рабочая программа курса «Современные проблемы физики» iconПрограмма дисциплины «Современные проблемы политической философии»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»...
Рабочая программа курса «Современные проблемы физики» iconПрограмма дисциплины методы математической физики Цикл опд. Ф специальность: 013800 Радиофизика и электроника (вечернее отделение) Принята на заседании кафедры Теории относительности и гравитации
Рабочая программа дисциплины "Методы математической физики" предназначена для студентов 3 курса
Рабочая программа курса «Современные проблемы физики» iconРабочая программа учебной дисциплины «Методы математической физики» Специальность
Для успешного усвоения курса необходимо знание таких математических дисциплин как «математический анализ», «аналитическая геометрия»,...
Рабочая программа курса «Современные проблемы физики» iconПрограмма дисциплины методы математической физики Цикл опд. Ф специальность: 013800 Радиофизика и электроника Направление: 511500 Радиофизика
Рабочая программа дисциплины "Методы математической физики" предназначена для студентов 3 курса
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница