Программа дисциплины История дизайна




Скачать 285.76 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины История дизайна
страница1/3
Дата24.11.2012
Размер285.76 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3
Министерство образования и науки российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный университет»

Кафедра Рекламы и Художественного проектирования






Программа дисциплины

История дизайна

032401 Реклама (очная ф.о.)


Составитель: Сложеникина Н. С.

к.ф.н., доцент


Магнитогорск, 2011 г.

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


1.1. Цель курса:

Подготовка студентов по курсу «История дизайна» в соответствии требованиями «Государственного образовательного стандарта ВПО».


1.2. Задачи курса:

  • Подготовить грамотного специалиста, владеющего необходимыми знаниями из области истории дизайна.

  • Выработать модели профессионального поведения на основе нравственно-этического бытия человека в данном типе культуры.

  • Сформировать у студентов умения и навыки дизайнерской деятельности


1.3. Место курса в системе освоения

профессиональной образовательной программы:

Данный курс является обязательной частью общегуманитарного комплекса предметов в подготовке специалистов (бакалавров) с высшим образованием в программе подготовки студентов технологического факультета по специальности/направлению подготовки - Реклама. Дисциплина «История дизайна» изучается на 2 курсе (4семестр).



1.4. Требования к уровню освоения содержания курса:

Критерием успешного освоения программы курса является:

  • умения свободно ориентироваться в основных направлениях и стилях изобразительного искусства, провести параллели той или иной исторической эпохи с настоящим временем, отличать произведения одного художника от другого, владеть художественным языком дизайна своеобразием и его эстетической ценностью;

  • усвоение представления о той или иной художественно-исторической эпохе, понимания, как мыслили первые художники-дизайнеры;

  • знание основных направлений и стилей в истории искусств, жизни и творчества известных дизайнеров и художников, изменивших представления об искусстве и промышленности.


II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


2.1. Разделы курса

Курс включает в себя лекционный материал, где студенты получают полные представления о творчестве того или иного художника, о логике смысловой последовательности: природных и социальных условиях возникновения дизайнерских объектов; основах понимания процесса миротворения; воплощении художественной картины мира в произведениях дизайна.

Основу самостоятельной работы студентов составляют семинары, где происходит закрепление пройденного материала.


Раздел I. Основные направления развития отечественного дизайна.

Раздел I1. Основные направления развития европейского и американского дизайна.

2.2. Темы и краткое содержание


Раздел I. Основные направления развития отечественного дизайна.


1. ЛЕКЦИИ


Тема 1. Возникновение дизайна и исторические этапы формообразования. Основные направления и вехи развития в становлении дизайна. Сущность дизайна. Хронология становления дизайна. Первые орудия труда и механизмы. Колесо и повозка. Плетение и ткачество. Первые предметы быта из керамики. Литье металла. Массовое производство. Разделение труда. Обособление ремесла. Характеристика и особенности каждого из этапов. Объективные условия развития дизайнерской деятельности в разные исторические периоды общественной жизни. Ремесленное производство в средние века и эпоху Возрождения. Предпосылки создания машинной техники в XYII в.

Дальнейшая специализация труда. Цеховые объединения ремесленников. Изобретение пороха, огнестрельного оружия, колесного плуга (XIY в.). Изобретение бумаги и развитие книгопечатания. Развитие стекольно-шлифовального дела (XIY – XY вв.). Теоретические основы оптики. Проекты и технические изобретения Л. да Винчи. Появление новых приборов для исследований. Активизация торговли, обмен научными знаниями, эпоха великих географических открытий.

Укрупнение цехового производства с XIY в. Кооперация цехов в мануфактуры (от лат. «manus» - рука и «factura» - изготовление). Появление вязального станка (1589, Англия). Значительный рост производительности труда и снижение себестоимости изделия с возникновением мануфактур. Использование гидравлического колеса в качестве основного двигателя во всех производствах. Расширение мануфактурного производства как толчок в целом к массовому производству, условия для перехода к машинному производству и созданию машинной техники.

Развитие естественных и точных наук в XYII в. Европейская научно-техническая революция Нового времени. Изобретения Х. Гюйгенса (1629 – 1695). Ориентация европейских философских систем на практическое использование достижений науки в интересах промышленности, кораблестроения, мореплавания.


Тема 2. Русский авангард 1910-х годов как одна из ступеней становления дизайна в России.

Понятие авангарда. Исторические предпосылки возникновения авангарда. Кубизм, футуризм. Творчество М. Ларионова, Н. Гончаровой, А. Экстер, О. Розановой, Л. Поповой и др. Концепция супрематизма в творчестве К. Малевича.


Тема 3. Развитие дизайна в контексте агитационно-массового искусства 1917-1932 гг. Конструктивизм.

Понятие агитационно-массового искусства и предпосылки его возникновения. Характер дизайна в этот период. Концепция и эстетика конструктивизма. Концепция формообразования В. Татлина и её практическая реализация. Творчество А. Родченко, Э. Лисицкого, В. Степановой. Особенности графического дизайна конструктивизма.


Тема 4. Первые школы дизайна. ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН.

Становление профессиональной модели дизайна и профессии «дизайнер». Дизайнерская практика и эксперименты в дизайне В. Татлина, А. Родченко, Э. Лисицкого, В. Маяковского и др. Многогранность и комплексность разработок студентов и преподавателей ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа. Эволюционность и преемственность в педагогической системе ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа на различных этапах их деятельности. Роль ВХУТЕМАСа в становлении отечественного дизайна. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН (1920 – 1930). Основы педагогики. Архитектурно-художественное творчество в Советской России. Производственное искусство – теория и практика.


Тема 5. Предвоенный дизайн в СССР.

Подъем советского промышленного дизайна и основные элементы формообразования 1930-1940-х гг.. Стилевые направления в предвоенном дизайне. Оригинальные разработки в инженерном дизайне 1930-х гг. (железнодорожный транспорт, авиация и пр.). Принцип стандартизации. Московский метрополитен как комплексный объект проектирования. Романтизм и проектирование военной техники.


Тема 6. Концепции советского дизайна 1960-х гг. Формирование теоретической базы художественного конструирования.

Понятие и практика государственной системы советского художественного конструирования. Возрождение дизайна. Аксиоморфологическая концепция дизайна. Разработка ГОСТов. Создание ВНИИТЭ. Выход журнала «Техническая эстетика» и литературы по художественному конструированию. Разработка философско-социологической проблематики дизайна. Создание ВНИИТЭ на государственном уровне. Необходимость дальнейшего расширения и совершенствования художественно-конструкторских служб на производстве, углубление эргономического обоснования дизайнерских проектов, экспертиза технико-эстетических свойств промышленной продукции на основе разработки межотраслевых государственных стандартов. Включение художественного конструирования в систему работы по повышению качества товаров народного потребления.

Разработка аксиоморфологической концепции дизайна ВНИИТЭ. Задачи технической эстетики, комплекс требований, обеспечивающий получение полезного эффекта при потреблении изделия (социальные, утилитарно-функциональные, эргономические, эстетические). Принцип «открытой формы» художественного проектирования в теории и практике Центральной учебно-экспериментальной студии Союза художников СССР на Сенеже. Теория системного проектирования. Метод дизайн-программ. Дизайн-программа – конкретная практическая форма реализации системного дизайна. Соединение в целостный процесс – разработку эстетико-художественной концепции сложного социально-культурного объекта с разработкой программно-целевой организации системы деятельности по реализации разработанного проекта. Структура дизайн-программы (блоки – проблемно-целевой, концептуальный, организационно-управленческий, проектно-конструкторский). Методология и средства дизайн-проектирования промышленных изделий.


Тема 7. Специфика советского дизайна 1970 – 1990-х гг.

Появление первых предприятий частной собственности и конкуренции. Возрождение рекламы и повышение интереса к дизайну вообще и к графическому дизайну в частности. Продолжение лишения дизайна единой концептуальности. Учреждение Союза дизайнеров СССР в 1987 г. Выставка в Москве «Дизайн США».


Раздел I1. Основные направления развития европейского и американского дизайна.


Тема 8. Становление дизайна во второй половине XIX в первой половине ХХ вв. Европе.

Состояние дизайна во второй половине 19 века. Засилье изделий машинного производства. Идеи Д. Рескина и У. Морриса об уходе из массовой продукции к работе ремесленников. Концепция формы Г. Земпера. Образование Германского Веркбунда Г. Мутезиусом, П. Беренсом и др. П. Беренс как основатель понятия первого графического стиля компании АЭГ. Практика раннего дизайна. Стилевые направления в индустриальном формообразовании кон. XIX в.

Понятие классического дизайна. Соединение ремесленного художественно-прикладного творчества и машинного промышленного производства. Выделение операций, предшествующих собственно массовому изготовлению производства промышленной продукции. Расширение и развитие дизайна как вида проектной деятельности. Охват им новых областей приложения.

«Инженерный стиль» (полное подчинение формы функциональным требованием, рациональный подход в организации формы). Его влияние на развитие «функционализма» в дизайне XX в. Архитектурный стиль (использование проектировщиками для внешней формы различных предметов и машин и механизмов принципы и каноны архитектурного формообразования). Их противоречие с динамикой работы машин и механизмов. Бесперспективность направления. Художественный китч (промышленная имитация уникальных изделий ручного изготовления). Украшательство серийно выпускаемых изделий с целью повышения эстетических качеств. Промышленные художники


Тема 9. Баухауз (1919) Основные этапы деятельности Баухауза, его влияние и значение для формирования дизайна.

Разработка эстетики функционализма и принципов современного формообразования в архитектуре и дизайне, формирование материально-бытовой среды средствами пластических искусств. Теоретические концепции В. Гропиуса, Г. Мейера, Л. Мис ван дер Роэ. Создание БАУХАУЗа его теория и практика. Дизайнерские проекты В. Гропиуса и Л. Мис ван дер Роэ.


Тема 10. Начало коммерческого дизайна в США. Стайлинг.

Объективные предпосылки возникновения коммерческого дизайна. Концепции коммерческого дизайна. Обтекаемая форма. Норман Бел Геддес. Формирование профессии «дизайнер». Понятие и определение стайлинга. Дизайнерские проекты и инновации в дизайне Р. Лоуи и У. Тига. Идеи стайлинга в мировом дизайне.


Тема 11. Дизайн в Европе в 1950-1980-е гг.

Общая характеристика и основные тенденции развития европейского дизайна в 1950-1980-х гг. Особенности развития послевоенного дизайна в Европе. Теория и практика школы в Ульме. Стиль «Браун». Неофункционализм. Идеи системного подхода в дизайне. Макс Билл.Т. Мальдонадо. Специфика итальянского дизайна (Д. Понти, А. Кастильони, Л. Кастильони, М. Занусо. А. Мендини, Д. Коломбо, Г. Пеше, Э. Соттсасс. Группа «Мемфис»). Особенности скандинавского дизайна (А. Аалто, З. Арнио). Дизайн послевоенного времени и проблема экономии ресурсов. Политика поддержки дизайна на государственном уровне в развитых странах. Создание Британского совета по технической эстетике (1944). Американская модель «дизайна для всех». Послевоенный дизайн в Европе. Дизайн Скандинавии. Итальянская линия в дизайне, понимание дизайна как части культуры. Стиль Оливетти. Ульмская школа дизайна. Новый метод обучения на основе системного проектирования. Неофункционализм. Стиль фирмы «Браун». Организация Международного совета Организаций индастриал-дизайна – ИКСИД (1957). Принятие определение дизайна на конгрессе ИКСИДа (1969). Поиски и эксперименты в дизайне 1960 – 1970-х гг.


Тема 12. Дизайн в Америке в 1960-1980-х гг. .

Общая характеристика и основные тенденции развития американского дизайна в 1960-1980-х гг. Роль американского дизайна в последующем развитии мирового дизайна. Специфика поп-дизайна (Р. Лихтенштейн, Д. Джонс, Э. Мари, П. Мурдок, Д. Коломбини, Э. Уорхолл). Эстетика оп-арта (Б. Рили, В. Вазарели, В. Клейн). Дизайн 1970-х гг. Майкл Грейвс. О. Кассини. Сол Басс.


2. СЕМИНАРЫ


Раздел I. Основные направления развития отечественного дизайна.


Тема 1. Возникновение дизайна и исторические этапы формообразования.

Характеристика и сущность дизайна. Зарождение дизайна. Кустарное и ремесленное производство. Хронология появления первых предметов человеческого быта. Утопические проекты в эпоху Итальянского Ренессанса. Проекты Леонардо да Винчи. Индустриальное производство и промышленные выставки XIX века. Немецкий функционализм начала ХХ века.


Тема 2. Русский авангард как одна из ступеней становления дизайна в России. Персоналии (М.Ларионов, Н.Гончарова, Кандинский, К.Малевич, Н.Удальцова Л.Попова, О.Розанова, В.Татлин).

Понятие авангарда. Характерные особенности и исторические предпосылки возникновения авангарда. Творчество М. Ларионова и Н. Гончаровой в контексте авангардного дизайна. В. Кандинский, К. Малевич, О. Розанова, Л. Попова, А. Экстер, Н. Удальцова. Характеристика творчества каждого и основные проекты. Роль авангарда в последующем развитии дизайна.


Тема 3. Формирование дизайна на стыке производства и агитационно-массового искусства. Персоналии ( Э. Лисицкий, В.Маяковский, В.Татлин, В.Кушнер, А.Веснин, Вс.Мейерхольд, А.Родченко, В.Степанова).

Понятие агитационно-массового искусства и предпосылки его возникновения. Характер дизайна в период первого советского десятилетия. Концепция и эстетика конструктивизма. Особенности графического дизайна конструктивизма. Становление ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа. Обоснование переноса акцентов разработки новых стилистических приемов на художественно-конструкторские проблемы. Полиграфическое искусство Советской России 1920-1930-х годов как область реализации концепций конструктивизма и супрематизма. Советский отдел на выставке 1925 года в Париже: павильон К. Мельникова, Рабочий клуб А. Родченко и др. экспонаты.


Тема 4. Советский дизайн 1930-1960-х годах.

Подъем советского промышленного дизайна (метро в Москве, проектирование и создание военной техники). Роль проектирования в восстановлении разрушенного хозяйства. Возрождение дизайна, разработка ГОСТов, создание ВННИТЭ. Формирование теоретической базы художественного конструирования. Разработка философско-социологической проблематики дизайна.


Раздел I1. Основные направления развития европейского и американского дизайна.


Тема 5. Идеи «Баухауза» в дизайне Европы. Персоналии (В.Гропиус, Л.Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье, Г.Мур, П.Клее, В.Кандинский)

«Германский Веркбунд» как основа будущего БАУХАУЗа. Создание БАУХАУЗа его теория и практика. Разработка эстетики функционализма и принципов формообразования в архитектуре и дизайне, формирование материально-бытовой среды средствами пластических искусств. БАУХАУЗ как система образования. Теоретические концепции и дизайнерские проекты В. Гропиуса и Л. Мисс Ван дер Роэ.


Тема 6. БАУХАУЗ и ВХУТЕМАС (ВХУТЕИН). Анализ сравнения.

Сравнительный анализ теоретических концепций и практики немецкого функционализма и русского конструктивизма. ВХУТЕМАС и БАУХАУЗ как два направления развития европейского дизайна. Общие характеристики. ВХУТЕМАС и БАУХАУЗ как система образования.


Тема 7. Начало коммерческого дизайна в США. Стайлинг.

Объективные предпосылки возникновения коммерческого дизайна. Появление первых дизайн-бюро как попытка преодоления экономического кризиса. Понятие и определение стайлинга. Дизайнерские проекты и инновации в дизайне Р. Лоуи и У. Тига. Идеи стайлинга в мировом дизайне. Влияние стайлинга на последующие развитие дизайна в США.


Тема 8. Дизайн в Европе в 1950-1980-е гг.

Общая характеристика и основные тенденции развития европейского дизайна в 1950-1980-х гг. Особенности развития послевоенного дизайна в Европе. Теория и практика школы в Ульме. Стиль «Браун». Неофункционализм. Идеи системного подхода в дизайне. Макс Билл.Т. Мальдонадо. Специфика итальянского дизайна (Д. Понти, А. Кастильони, Л. Кастильони, М. Занусо. А. Мендини, Д. Коломбо, Г. Пеше, Э. Соттсасс. Группа «Мемфис»). Особенности скандинавского дизайна (А. Аалто, З. Арнио). Поп-культура и поп-дизайн. Изменения в философии промышленного производства и дизайне, распространение «культуры недолговечности». Стримлайн. Эксперименты с новыми материалами и дизайн-утопии. Радикальный дизайн 1970-х гг. Альтернативный дизайн. Движение радикального дизайна. Эксперименты с анти-дизайном. Концептуальные поиски советских дизайнеров. Дизайн постиндустриального общества. Постмодерн. Арт-дизайн. 1980-е гг. – десятилетие дизайна. «Биомеханический дизайн». Стиль «Мемфис»: новый дизайн. Стиль высоких технологий «Хай-Тек».


Тема 9. Дизайн в Америке в 1960-1980-х гг. .

Общая характеристика и основные тенденции развития американского дизайна в 1960-1980-х гг. Роль американского дизайна в последующем развитии мирового дизайна. Специфика поп-дизайна (Р. Лихтенштейн, Д. Джонс, Э. Мари, П. Мурдок, Д. Коломбини, Э. Уорхолл). Эстетика оп-арта (Б. Рили, В. Вазарели, В. Клейн). Дизайн 1970-х гг. Майкл Грейвс. О. Кассини. Сол Басс.

  1   2   3

Похожие:

Программа дисциплины История дизайна iconПрограмма учебной дисциплины «история дизайна»
«История дизайна» является приобретение студентами знаний в области дизайна и истории его развития; изучение современного дизайна...
Программа дисциплины История дизайна iconРабочая программа дисциплины История дизайна
«История дизайна» является формирование базовых знаний в области истории и методологии дизайна как культурной формы и практики в...
Программа дисциплины История дизайна iconПрограмма дисциплины История дизайна
Подготовка студентов по курсу «История дизайна» в соответствии требованиями «Государственного образовательного стандарта впо»
Программа дисциплины История дизайна icon«История дизайна»
Эта программа по предмету "История дизайна", часть 2, "История изобразительного искусства и архитектуры", адресо­вана студентам,...
Программа дисциплины История дизайна iconПрограмма дисциплины дпп. В. 04 Дизайн в интерьере
Цели дисциплины: формирование знаний студентов по общим теоретическим вопросам дизайна в интерьере об основных понятиях дизайна в...
Программа дисциплины История дизайна iconРабочая программа дисциплины «история дизайна, науки и техники»
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры средового и графического дизайна 30 августа 2011 г., протокол №1
Программа дисциплины История дизайна iconРабочая программа по дисциплине опд. Ф. 02 История дизайна, науки и техники для специальности 070601. 65 «Дизайн», квалификация дизайнер «Дизайн костюма» (очное обучение)
Целью дисциплины "История дизайна, науки и техники" является формирование у студентов знаний, умений и навыков промышленного искусства,...
Программа дисциплины История дизайна iconПрограмма вступительного экзамена по дисциплине история и теория дизайна направление подготовки 072500. 68 Дизайн магистерская
Понятие дизайна. Становление дизайна как самостоятельного вида проектно-художественной деятельности. Философия формообразования....
Программа дисциплины История дизайна iconПрограмма вступительного экзамена по дисциплине теория и история дизайна направление подготовки 072500. 68 Дизайн магистерская
Понятие дизайна. Становление дизайна как самостоятельного вида проектно-художественной деятельности. Философия формообразования....
Программа дисциплины История дизайна iconПрограмма Для подготовки бакалавров по предмету «История дизайна» (часть 1)
Эта программа по предмету "История дизайна" (часть 1) адресована студентам, обучающимся по специальности 050321- "Дизайн"
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница