Программа дисциплины История дизайна




Скачать 219.1 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины История дизайна
Дата24.11.2012
Размер219.1 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Министерство образования и науки российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный университет»

Кафедра Рекламы и Художественного проектирования






Программа дисциплины

История дизайна

032401 Реклама (заочная ф.о.)


Составитель: Сложеникина Н. С.

к.ф.н., доцент


Магнитогорск, 2011 г.

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


1.1. Цель курса:

Подготовка студентов по курсу «История дизайна» в соответствии требованиями «Государственного образовательного стандарта ВПО».


1.2. Задачи курса:

  • Подготовить грамотного специалиста, владеющего необходимыми знаниями из области истории дизайна.

  • Выработать модели профессионального поведения на основе нравственно-этического бытия человека в данном типе культуры.

  • Сформировать у студентов умения и навыки дизайнерской деятельности


1.3. Место курса в системе освоения

профессиональной образовательной программы:

Данный курс является обязательной частью общегуманитарного комплекса предметов в подготовке специалистов (бакалавров) с высшим образованием в программе подготовки студентов технологического факультета ОЗО по специальности/направлению подготовки - Реклама ОЗО. Дисциплина «История дизайна» изучается на 1 курсе (2семестр).



1.4. Требования к уровню освоения содержания курса:

Критерием успешного освоения программы курса является:

  • умения свободно ориентироваться в основных направлениях и стилях изобразительного искусства, провести параллели той или иной исторической эпохи с настоящим временем, отличать произведения одного художника от другого, владеть художественным языком дизайна своеобразием и его эстетической ценностью;

  • усвоение представления о той или иной художественно-исторической эпохе, понимания, как мыслили первые художники-дизайнеры;

  • знание основных направлений и стилей в истории искусств, жизни и творчества известных дизайнеров и художников, изменивших представления об искусстве и промышленности.


II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


2.1. Разделы курса

Курс включает в себя лекционный материал, где студенты получают полные представления о творчестве того или иного художника, о логике смысловой последовательности: природных и социальных условиях возникновения дизайнерских объектов; основах понимания процесса миротворения; воплощении художественной картины мира в произведениях дизайна.

Основу самостоятельной работы студентов составляют семинары, где происходит закрепление пройденного материала.


Раздел I. Основные направления развития отечественного дизайна.

Раздел I1. Основные направления развития европейского и американского дизайна.

2.2. Темы и краткое содержание


Раздел I. Основные направления развития отечественного дизайна.


1. ЛЕКЦИИ


Тема 1. Возникновение дизайна и исторические этапы формообразования. Основные направления и вехи развития в становлении и развитии дизайна.

Сущность дизайна. Хронология становления дизайна. Первые орудия труда и механизмы. Колесо и повозка. Плетение и ткачество. Первые предметы быта из керамики. Литье металла. Массовое производство. Разделение труда. Обособление ремесла. Характеристика и особенности каждого из этапов. Объективные условия развития дизайнерской деятельности в разные исторические периоды общественной жизни. Ремесленное производство в средние века и эпоху Возрождения. Предпосылки создания машинной техники в XYII в.

Дальнейшая специализация труда. Цеховые объединения ремесленников. Изобретение пороха, огнестрельного оружия, колесного плуга (XIY в.). Изобретение бумаги и развитие книгопечатания. Развитие стекольно-шлифовального дела (XIY – XY вв.). Теоретические основы оптики. Проекты и технические изобретения Л. да Винчи. Появление новых приборов для исследований. Активизация торговли, обмен научными знаниями, эпоха великих географических открытий.

Укрупнение цехового производства с XIY в. Кооперация цехов в мануфактуры (от лат. «manus» - рука и «factura» - изготовление). Появление вязального станка (1589, Англия). Значительный рост производительности труда и снижение себестоимости изделия с возникновением мануфактур. Использование гидравлического колеса в качестве основного двигателя во всех производствах. Расширение мануфактурного производства как толчок в целом к массовому производству, условия для перехода к машинному производству и созданию машинной техники.

Развитие естественных и точных наук в XYII в. Европейская научно-техническая революция Нового времени. Изобретения Х. Гюйгенса (1629 – 1695). Ориентация европейских философских систем на практическое использование достижений науки в интересах промышленности, кораблестроения, мореплавания.


Тема 2. Развитие дизайна в контексте агитационно-массового искусства 1917-1932 гг. Конструктивизм.

Понятие агитационно-массового искусства и предпосылки его возникновения. Характер дизайна в этот период. Концепция и эстетика конструктивизма. Концепция формообразования В. Татлина и её практическая реализация. Творчество А. Родченко, Э. Лисицкого, В. Степановой. Особенности графического дизайна конструктивизма. Становление профессиональной модели дизайна и профессии «дизайнер». Дизайнерская практика и эксперименты в дизайне В. Татлина, А. Родченко, Э. Лисицкого, В. Маяковского и др. Многогранность и комплексность разработок студентов и преподавателей ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа. Эволюционность и преемственность в педагогической системе ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа на различных этапах их деятельности. Роль ВХУТЕМАСа в становлении отечественного дизайна. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН (1920 – 1930). Основы педагогики. Архитектурно-художественное творчество в Советской России. Производственное искусство – теория и практика.


Тема 3. Советский дизайн 1933-1960-х годов.

Подъем советского промышленного дизайна и основные элементы формообразования 1930-1940-х гг.. Стилевые направления в предвоенном дизайне. Оригинальные разработки в инженерном дизайне 1930-х гг. (железнодорожный транспорт, авиация и пр.). Принцип стандартизации. Московский метрополитен как комплексный объект проектирования. Романтизм и проектирование военной техники.

Концепции советского дизайна 1960-х гг. Формирование теоретической базы художественного конструирования.

Понятие и практика государственной системы советского художественного конструирования. Возрождение дизайна. Аксиоморфологическая концепция дизайна. Разработка ГОСТов. Создание ВНИИТЭ. Выход журнала «Техническая эстетика» и литературы по художественному конструированию. Разработка философско-социологической проблематики дизайна. Создание ВНИИТЭ на государственном уровне. Необходимость дальнейшего расширения и совершенствования художественно-конструкторских служб на производстве, углубление эргономического обоснования дизайнерских проектов, экспертиза технико-эстетических свойств промышленной продукции на основе разработки межотраслевых государственных стандартов. Включение художественного конструирования в систему работы по повышению качества товаров народного потребления.

Разработка аксиоморфологической концепции дизайна ВНИИТЭ. Задачи технической эстетики, комплекс требований, обеспечивающий получение полезного эффекта при потреблении изделия (социальные, утилитарно-функциональные, эргономические, эстетические). Принцип «открытой формы» художественного проектирования в теории и практике Центральной учебно-экспериментальной студии Союза художников СССР на Сенеже. Теория системного проектирования. Метод дизайн-программ. Дизайн-программа – конкретная практическая форма реализации системного дизайна. Соединение в целостный процесс – разработку эстетико-художественной концепции сложного социально-культурного объекта с разработкой программно-целевой организации системы деятельности по реализации разработанного проекта. Структура дизайн-программы (блоки – проблемно-целевой, концептуальный, организационно-управленческий, проектно-конструкторский). Методология и средства дизайн-проектирования промышленных изделий.


Раздел I1. Основные направления развития европейского и американского дизайна.


Тема 4. Баухауз (1919)Теоретическая концепция Баухауза.

Разработка эстетики функционализма и принципов современного формообразования в архитектуре и дизайне, формирование материально-бытовой среды средствами пластических искусств. Теоретические концепции В. Гропиуса, Г. Мейера, Л. Мис ванн дер Роэ. Создание БАУХАУЗа его теория и практика. Дизайнерские проекты В. Гропиуса и Л. Мис ванн дер Роэ.


Тема 5. Начало коммерческого дизайна в США. Стайлинг.

Объективные предпосылки возникновения коммерческого дизайна. Понятие и определение стайлинга. Дизайнерские проекты и инновации в дизайне Р. Лоуи и У. Тига. Идеи стайлинга в мировом дизайне.


2. СЕМИНАРЫ


Раздел I. Основные направления развития отечественного дизайна.


Тема 1. Русский авангард как одна из ступеней становления дизайна в России. Персоналии (М.Ларионов, Н.Гончарова, Кандинский, К.Малевич, Н.Удальцова Л.Попова, О.Розанова, В.Татлин).

Понятие авангарда. Характерные особенности и исторические предпосылки возникновения авангарда. Творчество М. Ларионова и Н. Гончаровой в контексте авангардного дизайна. В. Кандинский, К. Малевич, О. Розанова, Л. Попова, А. Экстер, Н. Удальцова. Характеристика творчества каждого и основные проекты. Роль авангарда в последующем развитии дизайна.


Тема 2. Формирование дизайна на стыке производства и агитационно-массового искусства. Персоналии ( Э. Лисицкий, В.Маяковский, В.Татлин, В.Кушнер, А.Веснин, Вс.Мейерхольд, А.Родченко, В.Степанова).

Понятие агитационно-массового искусства и предпосылки его возникновения. Характер дизайна в период первого советского десятилетия. Концепция и эстетика конструктивизма. Особенности графического дизайна конструктивизма. Становление ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа. Обоснование переноса акцентов разработки новых стилистических приемов на художественно-конструкторские проблемы.


Раздел I1. Основные направления развития европейского и американского дизайна.


Тема 3. Идеи «Баухауза» в дизайне Европы. Персоналии (В.Гропиус, Л.Мис анн дер Роэ, Ле Корбюзье, Г.Мур, П.Клее, В.Кандинский)

«Германский Веркбунд» как основа будущего БАУХАУЗа. Создание БАУХАУЗа его теория и практика. Разработка эстетики функционализма и принципов формообразования в архитектуре и дизайне, формирование материально-бытовой среды средствами пластических искусств. БАУХАУЗ как система образования. Теоретические концепции и дизайнерские проекты В. Гропиуса и Л. Мисс Ван дер Роэ.


2.3 Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

Студентам для самостоятельного изучения предлагаются следующие вопросы:


1. Какова практика раннего дизайна?

2. В чем сущность ремесленного производства?

3. Каковы особенности индустриального производства?

4. Какова роль промышленных выставок 19 века в дальнейшем становлении и формировании дизайна?

5. С чем связано возникновение таких движений как «За связь искусств и ремесел» и «Германский Веркбунд»?

6. Кто был основоположником концепции кубизма и в чем её сущность?

7. В чем сущность супрематизма?

8. Каковы особенности русского авангардного движения?

9. Кто из авангардистов являлся ключевой фигурой движения «футуризм»?

10.С чем связано возникновение авангарда как художественного явления?

11.Чем обусловлено верховенство концепции конструктивизма в искусстве 1920-х годов?

12.В чем отличие концепции супрематизма от концепции конструктивизма?

13.Кто автор знаменитых ПРОУНОВ и в чем их сущность?

14.Какой проект А. Родченко был представлен на Международной выставке в Париже 1925 года?

15.Каковы точки соприкосновения советского конструктивизма и европейского

функционализма?

16. В чем отличие дизайна 1930-х годов от дизайна 1920-х годов?

17.Какова характеристика военного и послевоенного дизайна?

18.Что способствовало упадку отечественного дизайна как единого процесса формообразования окружающей среды?

19.Какие признаки способствовали развитию дизайна в 1960-е годы?

20.Каковы особенности художественного конструирования в 1960-х годов?

21.В чем сущность БАУХАЗа как образования?

22.Что способствовало появлению школы БАУХАУЗ?

23.Каковы особенности стиля БАУХАУЗ?

24.Какова характеристика творческой концепции Вальтера Гропиуса?

25. Какова основа творческой концепции Л. Мис ван дер Роэ?

26.В чем сущность БАУХАУЗа и ВХУТЕМАСа как образования?

27.Какие художественные принципы БАУХАУЗа и ВХУТЕМАСа легли в основу мирового дизайна?

28.Какая цель объединяет стили «функционализм» и «конструктивизм»?

29.В чем проявляются особенности дизайнерских проектов БАУХАУЗа и ВХУТЕМАСа?

30. В чем отличие стилей «функционализм» и «конструктивизм» от других стилей и направлений в дизайне?

31.Кто был основоположником коммерческого дизайна?

32.Каковы особенности стайлинга как явления в мировом дизайне?

33.Какие предпосылки послужили возникновению коммерческого дизайна?

34.Каковы особенности дизайнерских проектов Р. Лоуи и У. Тига?

35.В чем специфика коммерческого дизайна?

36.Что означает трактовка определения понятия «дизайн» ИКСИДом?

37.Кому принадлежит следующее утверждение: «…Фабрика должна приспосабливаться к художнику, а не художник к фабрике»?

38.Какие предпосылки послужили возникновению организации ИКСИД?

39.Каковы основные положения концепции Джио Понти?

40.Кому принадлежит следующее высказывание: «Задача дизайна – украшать существование, а не подменять его»?

41.Каковы проблемы и перспективы современного дизайна?

42.Как влияет современный дизайн на промышленность и производство?

43.Какие тенденции характерны для современного дизайна?

44.Каковы характерные признаки современного проектирования?

45.Существует ли преемственность современного дизайна с дизайном прошлых лет?

2.4 Примерная тематика рефератов, курсовых работ


1.Традиции и опыт художественно-прикладных ремесел в современном дизайне.

2.Феномен проектов Леонардо да Винчи.

3.Реформы в промышленности в 19 веке.

4.Место и роль Уильяма Морриса и движения «За связь искусств и ремесел» в дизайне 19 века.

5.Особенности промышленных выставок 19 века.

6.Супрематизм К. Малевича как одна из концепций формообразования дизайна.

7.Характеристика творчества Александры Экстер.

8.Авангардизм как феномен русской художественной культуры.

9.Место и роль авангарда в формировании отечественного дизайна.

10.Роль М. Ларионова и Н. Гончаровой в становлении беспредметного искусства.

11.Художники-производственники как первые дизайнеры в Советской России.

12.Эксперименты А. Родченко и Э. Лисицкого в дизайне.

13.Оперативные формы массового агитационного искусства.

14.Роль ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа в становлении отечественного дизайна.

15.Феномен В. Татлина и критерии комплексного подхода к созданию объектов.

16.Особенности советского дизайна 1930-х годов.

17.Место и роль художественного конструирования 1960-х годов в современном дизайне.

18.Роль ВНИИТЭ в создании разработки новой концептуальной базы дизайн-деятельности.

19.Культура дизайна 1960-х годов.

20.Разработка ГОСТов и комплексных художественно-конструкторских программ в 1960-е годы.

21.«Искусство и техника – новое единство». О роли БАУХАУЗа в мировом дизайне.

22.Происхождение и становление стиля «функционализм».

23.Теория и практика В. Гропиуса.

24.Развитие художественной концепции Л. Мис ван дер Роэ в современном формообразовании.

25.БАУХАУЗ как образ жизни.

26.О роли БАУХАУЗа и ВХУТЕМАСа в мировом дизайне.

27.Реформы БАУХАУЗА и ВХУТЕМАСа в дизайне 1920-х годов.

28.Феномен БАУХАУЗа и ВХУТЕМАСа в художественной жизни и образовании.

29.Развитие художественной концепции БАУХАУЗа и ВХУТЕМАСа в современном формообразовании.

30.Влияние БАУХАУЗа и ВХУТЕМАСа на формирование культуры дизайна.

31.Стайлинг как явление в мировом дизайне.

32.Влияние Р. Лоуи и У. Тига на формирование культуры дизайна.

33.Коммерческий дизайн как образ жизни.

34.Развитие стайлинга в современном дизайне.

35.Проблемы и перспективы стайлинга.

36.Основные положения теоретической концепции Джорджа Нельсона.

37.Основные положения теоретической концепции Герберда Рида.

38.Особенности дизайнерских проектов Макса Билла.

39.Объективные предпосылки глобализации и интернационализации дизайна.

40.Проблемы и перспективы рынка «эмоциональных покупок».

41.Актуальность дизайна в современном обществе.

42.Задачи и перспективы современного проектирования.

43.Современные теоретические концепции дизайна.

44.Объективные предпосылки развития графического дизайна.

45.Влияние дизайна на культуру жизни общества.


2.5. Перечень вопросов к зачету по всему курсу


  1. Определение дизайна. Этапы возникновения дизайна. Основные направления в становлении и развитии дизайна. Виды дизайна.

  2. Русский авангард 1910-х годов как одна из ступеней становления дизайна в России.

  3. Авангардизм как феномен русской художественной культуры.

  4. Место и роль русского авангарда в формировании отечественного дизайна.

  5. Развитие дизайна в контексте агитационно-массового искусства.

  6. Сравнительный анализ супрематизма и конструктивизма как концепций формообразования в сфере дизайна 1920-х годов.

  7. Концепция и эстетика конструктивизма.

  8. Характеристика художников-производственников мкак первым дизайнерам в Советской России.

  9. ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН. Их образовательные концепции в сфере подготовки дизайнеров.

  10. Роль ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа в становлении отечественного дизайна в России.

  11. Концепция проектирования А. Ролдченко как одна из ранних систем дизайн-образования.

  12. Характеристика советского отдела на выставке 1925 года в Париже.

  13. Феномен В. Татлина и критерии комплексного подхода к созданию объектов.

  14. Эксперименты А. Родченко в дизайне и в графике.

  15. Графический дизайн и «проуны» Эль Лисицкого. Дизайнерские проекты художника.

  16. Полиграфическое искусство Советской России 1920-1930-х годов как область реализации концепций конструктивизма и супрематизма.

  17. Характеристика инженерного дизайна 1930-1940-х годов в СССР (железнодорожный транспорт, авиация и пр.).

  18. Особенности советского дизайна 1930-1940-х годов.

  19. Характеристика первой очереди московского метрополитена как комплексного объекта архитектурно-дизайнерского проектирования.

  20. Конец 1950-х – нач. 1960-х годов как время становления практики и теории отечественного дизайна. ВНИИТЭ.

  21. Роль ВНИИТЭ в создании разработки новой концептуальной базы дизайн-деятельности.

  22. Отличительные черты подхода к формообразованию советской промышленной продукции 1960-х годов.

  23. Культура дизайна 1960-х годов.

  24. Особенности советского дизайна 1970-х-1980-х гг.

  25. Место и роль советского дизайна 1970-1980-х гг. в современном дизайне.

  26. Состояние европейского дизайна во второй половине XIX века в первой половине ХХ века.

  27. Роль Уильяма Морриса, Готфрида Земпера, Франца Рело в становлении дизайна во второй половине XIX века в Европе.

  28. Теоретические взгляды основателей Германского Веркбунда (1907). Герман Мутезиус. Петер Беренс. Хенри Ван де Вельде.

  29. БАУХАУЗ. Теоретическая концепция БАУХАУЗа.

  30. Особенности стиля Баухауз.

  31. Баухауз как система образования.

  32. Вальтер Гропиус и характеристика его основных проектов.

  33. Людвиг Мисс Ван дер Роэ и характеристика его основных проектов.

  34. Концепция американского коммерческого дизайна.

  35. Роль Реймонда Лоуи и Уолтера Тига в зарождении и становлении коммерческого дизайна в США в 1920-1930-х гг.

  36. Стайлинг как характерное явление коммерческого дизайна.

  37. Общая характеристика и основные тенденции развития европейского дизайна 1950-1980-х гг.

  38. Общая характеристика скандинавского дизайна (на примере творчества А. Аалто и З.Арнио).

  39. Развитие и специфика итальянского дизайна 1950-1980-х годов (на примере творчества Д. Понти, Г. Пеше, А. Кастильони, Д. Коломбо, Э. Соттсасса.).

  40. Традиции и опыт Ульмской школы в современном дизайне.

  41. Общая характеристика и основные тенденции развития американского дизайна в 1960-1980-х года.

  42. Отличительные особенности американского дизайна 1970-х годов.

  43. Стилистические особенности стиля поп-арт в дизайне.

  44. Стилистические особенности стиля оп-арт в дизайне.

  45. Принципиальные отличия американского дизайна от европейского дизайна 1960-1980-х годов.

  46. Роль американского дизайна в последующем развитии мирового дизайна.



III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ



№ п/п


НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ КУРСА И ТЕМ


ВСЕГО (часов)

Аудиторные занятие (час)


Сам. раб.

В том числе

Лекции

Лаб. и практ.

I.

ЛЕКЦИИ

65

10

-

55

1.

Возникновение дизайна и исторические этапы формообразования. Основные направления и вехи развития в становлении и развитии дизайна.

2

2

-

11

2.

Развитие дизайна в контексте агитационно-массового искусства 1917-1932 гг. Конструктивизм

2

2

-

11

3.

Советский дизайн 1933-1960-х годов.

2

2

-

11

4.

Баухауз (1919)Теоретическая концепция Баухауза.

2

2

-

11

5.

Начало коммерческого дизайна в США. Стайлинг.

2

2




11

II.

СЕМИНАРЫ

61

-

6

55

1.

Русский авангард как одна из ступеней становления дизайна в России. Персоналии (М.Ларионов, Н.Гончарова, Кандинский, К.Малевич, Н.Удальцова Л.Попова, О.Розанова, В.Татлин).

2

-

2

16

2.

Формирование дизайна на стыке производства и агитационно-массового искусства. Персоналии (В.Маяковский, В.Татлин, В.Кушнер, А.Веснин, Вс.Мейерхольд, А.Родченко, В.Степанова).

2

-

2

22

3.

Идеи «Баухауза» в дизайне Европы. Персоналии (В.Гропиус, Л.Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье, Г.Мур, П.Клее, В.Кандинский)

2

-

2

17

Итого:

126

10

6

110



IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Зачет - 2 семестр


V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА


5.1. Рекомендуемые источники и литература

(основная и дополнительная)

Основная


  1. Агитационно-массовое искусство. Оформление празднеств / под. ред. Толстого В. П. – М. : Искусство, 1984.

  2. Адамс, С. Путеводитель по стилю «Движение искусств и ремесел». – М: Радуга,2000.

  3. Анастасов, Х. Гропиус и Мисс Ван дер Роэ / Х. Анастасов. – М., 1989.

  4. Андронова, С. Леонардо да Винчи / С. Андронова. – М. : ТЕРРА, 2001.

  5. Аронов, В. Р. Художник и предметное творчество. Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры 20 века / В. Р. Аронов. – М., 1987.

  6. Баткин, Л. М. Леонардо да Винчи и особенности Ренессанского творческого мышления / Л. М. Баткин. – М. : Искусство, 1990.

  7. Бернштейн, Д. Пунин и Татлин к эстетике контррельефа / Д. Бернштейн. – М., 1991.

  8. Бобринская, Е. А. Футуризм и кубофутуризм / Е. А. Бобринская. – М. : Галарт: ОЛМА-Пресс, 2000.

  9. Бореев, Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Бореев. – М. : Русь-Олимп: АСТ, 2006.

  10. Бхаскаран, Л. Дизайн и время / Л. Бхаскаран. – М.: Арт-Родник, 2009.

  11. Васин, С. А. Промышленный дизайн. / С.А.Васин, А. Ю. Талащук. - М.: Машиностроение-1, 2004.

  12. Воронов, Н. Производственное искусство – предшественник дизайна / Н. Воронов // Дизайн. – М. : НИИРАХ. – вып. 2. – 1993.

  13. Глазычев, В. Л. О дизайне: Очерки по теории и практике дизайна на Западе / В. Л. Глазычев. – М. : Искусство, 2006.

  14. Глазычев, В. Л. Дизайн как он есть / В. Л. Глазычев. - М.: Европа, 2006.

  15. Дизайн / Под. общ. ред. Г. Б. Минервина, В. Т. Шимко. – М. : Архитектура – С, 2004.

  16. История дизайна. Практикум : учебно-методическое пособие для студентов специальности «Реклама» и «Технология и предпринимательство» всех форм обучения [сост. Н.С.Сложеникина] / Магнитогорск : МаГУ, 2007.

  17. Кандинский, В. В. Серия «Мир шедевров. 100 мировых имен в искусстве» / В. В. Кандинский. – М. : Классика, 2000.

  18. Кантор К. М. Правда о дизайне. Дизайн в контексте культуры доперестроечного тридцатилетия (1955 – 1985). История и теория / К. М. Кантор. – М.: АНИР, 1996.

  19. Ковешникова, Н. А. Дизайн: история и теория / Н. А. Ковешникова. – М. : Феникс, 2007.

  20. Кондратьева К.А. «Новый немецкий дизайн» в контексте проектной культуры// Творческие направления в современном зарубежном дизайне. – М., 1990.

  21. Котович, Т. В. Энциклопедия русского авангарда / Т. В. Котович. – Минск : Экономпресс, 2003.

  22. Курьерова Г.Г. Итальянская модель дизайна. Проектно-поисковые концепции второй половины ХХ века. – М., 1993.

  23. Лаврентьев, А. Н. История дизайна / А. Н. Лаврентьев. – М. : Гардарики, 2008.

  24. Лаврентьев, А. Н. Лаборатория конструктивизма. Учебно-методическое пособие по истории графического дизайна / А. Н. Лаврентьев. - М., 2000.

  25. Михайлов, С. М. История дизайна / С. М. Михайлов. – М. : Союз дизайнеров. – в 2 т. – 2004.

  26. Михайлов, С. М. Основы дизайна / С. М. Михайлов, А. С. Михайлова –Казань: Дизайн-Квартал, 2009.

  27. Назаров, Ю.В. Постсоветский дизайн (1987 – 2002) / Ю. В. Назаров. – М., 2002.

  28. Нельсон, Дж. Проблемы дизайна / Дж. Нельсон. – М., 1971.

  29. Повелихина, А. Русская живописная вывеска и художники Авангарда / А. Повелихина, Е. Ковтун. — Л., 1991.

  30. Реклама и дизайн на улицах России / под ред. О. Вахитова. – М.: Ар энд Ди Коммуниникейшнз, 2009.

  31. Розенсон, И.А. Основы теории дизайна / И. А. Розенсон. - СПб.: Питер, 2006.

  32. Рожнова, О. И. История журнального дизайна / О. И. Рожнова. – М.: Университетская книга, 2009.

  33. Рунге, В. Ф. Основы теории и методологии дизайна / В. Ф. Рунге, В. В. Сеньковский. – М. : МЗ-Пресс, 2001

  34. Рунге В. Ф. История дизайна, науки и техники / В. Ф. Рунге — Москва: Архитектура-С, 2006.

  35. Русский авангард 1910-1920-х годов в европейском контексте / Под ред. Г. Ф. Коваленко. – М. : Наука, 2000.

  36. Сарабьянов, Д. В. Стиль модерн: Истоки. Проблемы / Д. В. Сарабьянов. – М. : Галарт, 2001.

  37. Хан-Магомедов, С. О. Пионеры советского дизайна / С. О. Хан-Магомедов. – М. : Галарт, 1995.

  38. Хан-Магомедов, С. О. Конструктивизм: Концепция формообразования / С. О. Хан-Магомедов. – М. : Стройиздат, 2003

  39. Хан-Магомедов, С. О. ВХУТЕМАС / С. О. Хан-Магомедов. – М.: Ладья, 2005.

  40. Шомракова, И. А, Всеобщая история книги / И. А. Шомракова, И. Е. Баренбаум. – М.: Профессия, 2008.



Дополнительная


  1. Александр Родченко. Альбом. – Дрезден, 1983.

  2. Амазонки авангарда / под. ред. Г. Ф. Коваленко. – М. : Наука, 2004.

  3. Андреева, О. В. Книжное дело в России в XIX — начале XX века / О. В. Андреева. – МГУП, 2009.

  4. Берсенева А. Европейский модерн: Венская архитектурная школа / А. Берсенева. - Екатеринбург, 1991.

  5. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. - М.: «Республика», 2006.

  6. Бытачевская, Т.Н. Искусство как формообразующий фактор в дизайне / Т. Н. Бытачевская - М.: 2004.

  7. Власов, В. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм / В. Власов, Н. Лукина. – СПб.: Азбука-классика, 2005.

  8. Гомбрих, Э. Экспериментальное искусство: 1 – я половина 20 века / Э. Гомбрих // История искусства. – М., 1998.

  9. Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. — М., 1972.

  10. Дизайн на Западе: Библиотека дизайнера. Серия «Зарубежный дизайн». – М., 1992.

  11. Докторова, Л. Полифония форм и цветов (о творчестве В. Кандинского) / Л. Докторова // Искусство: Прилож. К газете «Первое сентября». – 2000. - № 34. – С. 14-15.

  12. Древина, Е. А. Надежда Удальцова / Е. А. Древина. – М., 1997.

  13. Еремеев, А. В. Первобытная культура: Происхождение, особенности, структура / А. В. Еремеев. – М. – Т. 1. – 1997.

  14. Интерьер + дизайн. Конструктивизм. – 2005. - № 101.

  15. Иттен, И. Искусство формы / И. Иттен. – М.,2001.

  16. Иттен, И. Искусство цвета / И. Иттен. – М.,2001.

  17. Каган, М.С. Дизайн как вид художественного творчества.// Искусствознание и художественная критика. Избр. ст. СПб., 2001.

  18. Калиничева, М. М. Научная школа эргодизайна ВНИИТЭ: предпосылки, истоки, тенденции становления / М. М. Калиничева. – М.: ВНИИТЭ, 2009.

  19. Кантор, А. Наталия Гончарова и Михаил Ларионов / А. Кантор // Искусство: Прилож. К газете «Первое сентября». – 2000. - № 1. – С. 14-16.

  20. Кардинал, Р. Художники-примитивисты / Р. Кардинал. – М. : Искусство, 2000.

  21. Коваленко, Г. А. Экстер в Одессе: 1919-1920 гг. / Г. А. Коваленко // Искусствознание. – 1999. - № 2. – С. 6-8.

  22. Коськов М. А. Предметный мир как система. Автореферат докторской диссертации. С - Петербург, 2001.

  23. Лаврентьев, А. Н. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН / А. Н. Лаврентьев, Ю. В. Шатин // Сб. Дизайн в высшей школе. – М.: ВНИИТЭ, 1994.

  24. Лазарев Е. И. Дизайн как технико-эстетическая система. Автореферат докторской диссертации. М., 1984.

  25. Лисицкий, Л. М. 1890-1941. выставка произведений к 100 летию со дня рождения / Л. М. Лисицкий. – М., 1990.

  26. Медведев, В.Ю. Роль дизайна в формировании культуры / В. Ю. Медведев. – СПб.: СПГУТД, 2004.

  27. Мосорова, Н.Н. Философия дизайна / Н. Н. Мосорова. – М., 1999.

  28. Папанек, В. Дизайн для реального мира / В. Папанек / Пер. с англ. – М.: Издатель Д.Аронов, 2004.

  29. Посвянская, Е. Английский стиль // Проблемы дизайна-2: Сб. статей. – М.: Архитектура-С, 2004.

  30. Поспелов, Г. О группе ранних портретов Машкова, Кончаловского, Лентулова / Г. Поспелов // Советская живопись. — М., 1974.

  31. Привалова, И. Немецкий Веркбунд //Художник, вещь, мода: Сб. статей. – М.: Сов. худ., 1988.

  32. Райли, Н. Элементы дизайна. Развитие дизайна и элементов стиля от Ренессанса до Постмодернизма./ Н. Райли /Пер. с англ. – М.: «Магма», 2004.

  33. Рачеева И.В. Движение и обтекаемая аэродинамическая форма в дизайне: Методические материалы. – М., 1989.

  34. Родченко, А. Фотографии / А. Родченко. – М. : Планета, 1987.

  35. Родченко, А. М. Статьи. Воспоминания. Автобиографические записки. Письма / А. М. Родченко. – М. : Советский художник, 1982.

  36. Рожнова, О. И. История журнального дизайна / О. И. Рожнова. – М.: Университетская книга, 2009.

  37. Сарабьянов, Д. Василий Кандинский / Д. Сарабьянов, Н. Автономова. – М. : Галарт, 1994.

  38. Сергеенко, М. Е. Ремесленники Древнего Рима / М. Е. Сергеенко. — Л., 1968.

  39. Серов, С. И. Стиль в графическом дизайне. 1960-1980-е годы. – М.: ВНИИТЭ, 1991.

  40. Сидорина, Е. К. Сквозь весь двадцатый век. Художественно - проектные концепции русского авангарда / Е. К. Сидорина. - М., 1994.

  41. Сидорина, Е. К. Русский конструктивизм: истоки, идеи, практика / Е. К. Сидорина. - М., 1995.

  42. Средневековая Европа глазами современников и историков. – М. - Ч. 2. — 1995.

  43. Татлин, В. Каталог выставки произведений / В. Татлин – М., 1972.

  44. Федоров, М. В. Научно-методические проблемы становления и развития отечественного дизайна. – М.: ВНИИТЭ, 1998.

  45. Хан-Магомедова, В. С. Они снова вместе (о творчестве М. Ларионова и Н. Гончаровой) / В. С. Хан-Магомедова // Искусство: Прилож. К газете «Первое сентября». – 1999. - № 40. – С. 4-5.

  46. Хан-Магомедов, С. О. Пионеры советской архитектуры / С. О. Хан-Магомедов. – Дрезден, 1983.

  47. Харджиев, Н. И. Статьи об авангарде / Н. И. Харджиев. – М. : RA. – в 2 т. – 1997.

  48. Эль Лисицкий /нем. яз/ - Дрезден, 1980.

  49. Яцюк, О.Г., Компьютерные технологии в дизайне. Эффективная реклама / О. Г. Яцюк, Э. Т. Романычева – СПб.: БХВ-Петербург, 2004.


5.2 Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино-и телефильмов, средств мультимедиа и т. п. (включая УМК)


  1. Сложеникина, Н. С. История дизайна. История рекламы / Н. С. Сложеникина. – [Электронный ресурс]: [интерактив. учеб.-метод. комплекс]. – Электрон. дан. и прогр. – Магнитогорск: МаГУ, 2007. – 1 электрон. опт. диск (DVD - ROM). Систем. требования: ПК Pentium, Windows 2000, Microsoft Internet Explorer 6.0. – Загл. с экрана. – Свидетельство об отраслевой регистрации разработки в ОФАП ФГНУ «Госкоорцентр информационных технологий» № 9231 от 02. 10 2007 г.

  2. www.designet.ru

  3. www.design-union.ru

  4. www.rdh.ru

  5. http://interior.ru

  6. www.lumiknows.ru

  7. www.stroganovka.ru

  8. http://kazimirmalevich.ru

  9. www.kazmalevich.info

  10. http://artkommunalka.ru/tags/istoriya-dizayna

  11. http://rodchenko.org.ru

  12. http://www.advtech.ru/vniite/

  13. www.addesign.ru

  14. www.bauhaus.de

  15. www.bauhaus-dessau.de



VI. ОТМЕТКА О РАССМОТРЕНИИ


Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры, протокол № ____1__

от ______29/08/11___________

Похожие:

Программа дисциплины История дизайна iconПрограмма учебной дисциплины «история дизайна»
«История дизайна» является приобретение студентами знаний в области дизайна и истории его развития; изучение современного дизайна...
Программа дисциплины История дизайна iconРабочая программа дисциплины История дизайна
«История дизайна» является формирование базовых знаний в области истории и методологии дизайна как культурной формы и практики в...
Программа дисциплины История дизайна iconПрограмма дисциплины История дизайна
Подготовка студентов по курсу «История дизайна» в соответствии требованиями «Государственного образовательного стандарта впо»
Программа дисциплины История дизайна icon«История дизайна»
Эта программа по предмету "История дизайна", часть 2, "История изобразительного искусства и архитектуры", адресо­вана студентам,...
Программа дисциплины История дизайна iconПрограмма дисциплины дпп. В. 04 Дизайн в интерьере
Цели дисциплины: формирование знаний студентов по общим теоретическим вопросам дизайна в интерьере об основных понятиях дизайна в...
Программа дисциплины История дизайна iconРабочая программа дисциплины «история дизайна, науки и техники»
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры средового и графического дизайна 30 августа 2011 г., протокол №1
Программа дисциплины История дизайна iconРабочая программа по дисциплине опд. Ф. 02 История дизайна, науки и техники для специальности 070601. 65 «Дизайн», квалификация дизайнер «Дизайн костюма» (очное обучение)
Целью дисциплины "История дизайна, науки и техники" является формирование у студентов знаний, умений и навыков промышленного искусства,...
Программа дисциплины История дизайна iconПрограмма вступительного экзамена по дисциплине история и теория дизайна направление подготовки 072500. 68 Дизайн магистерская
Понятие дизайна. Становление дизайна как самостоятельного вида проектно-художественной деятельности. Философия формообразования....
Программа дисциплины История дизайна iconПрограмма вступительного экзамена по дисциплине теория и история дизайна направление подготовки 072500. 68 Дизайн магистерская
Понятие дизайна. Становление дизайна как самостоятельного вида проектно-художественной деятельности. Философия формообразования....
Программа дисциплины История дизайна iconПрограмма Для подготовки бакалавров по предмету «История дизайна» (часть 1)
Эта программа по предмету "История дизайна" (часть 1) адресована студентам, обучающимся по специальности 050321- "Дизайн"
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница