Статья в методический журнал «Метод проектов как условие развития творческой личности»




Скачать 85.35 Kb.
НазваниеСтатья в методический журнал «Метод проектов как условие развития творческой личности»
Дата24.11.2012
Размер85.35 Kb.
ТипСтатья


Управление образованием администрации МО «Ахтубинский район»


Статья в методический журнал

«Метод проектов – как условие развития творческой личности».


Работу выполнила:

учитель биологии

Якушкина Е. А.


Ахтубинск 2008

Метод проектов – как условие развития творческой личности.




Современный этап развития образования в стране можно назвать переходным от традиционного, авторитарного обучения к личностно – ориентированному обучению. Поворот к новому подходу в обучении связан с изменившимися общественно – экономическими условиями в России и с выделением новых задач в системе образования.

Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности мышления, чувства ответственности. Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное, нравственное и творческое развитие личности, что предполагает необходимость формирования у детей критического мышления, развития умения работать с информацией, самостоятельно добывать знания и прогнозировать итоги работы. Ученик становится центральной фигурой учебно-воспитательного процесса, а его деятельность приобретает активный и познавательный характер.

Переход на новые методы обучения в современной школе предполагает необходимость применения новых технологий, в том числе и проектного обучения.

Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, позволяющих решать ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов работы. Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, раскрыть свои творческие способности и задатки, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех. При этом осуществляется широкое взаимодействие учащихся и учителя между собой и в проектных группах, так же возможно привлечение консультантов из различных сфер деятельности. При осуществлении проекта учитывается индивидуальность ребёнка – его интерес, темп работы, уровень обученности, творческие задатки. Метод проекта позволяет выбирать темы подпроекта, партнёров в работе, источники и способы получения информации, методы исследования и формы представления результатов. Всё это развивает чувство ответственности у учащихся, их мотивацию, познавательную и творческую активность.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

  1. Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников информации.

  2. Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных, творческих и практических задач.

  3. Развивают коммуникативные умения, работая в группах.

  4. Развивают у себя исследовательские умения (умение выявлять проблемы, собирать информацию, наблюдать, поводить эксперимент и выдвигать гипотезу).

  5. Развивают системное мышление.

Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, так как оно: личностно-ориентированное, использует множество дидактических подходов – обучение в деле, совместное учение, мозговой штурм, эвристическое и проблемное обучение. Оно самомотивируемо, то есть происходит возрастание интереса и вовлечённость в работу по мере её выполнения.

Типология проектов:

  1. По ведущему методу или виду деятельности:

    1. Информационно-поисковые – предполагают сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления (доклады, рефераты).

    2. Исследовательские – нацеливают учащихся на глубокое изучение проблемы, выдвижение гипотез, защиту собственных путей решения проблемы.

    3. Продуктивные – дают возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты, плаката или рапеллы.

    4. Драматизационные – создают условия для игрового моделирования.

    5. Практико-ориентированные – направляют действия учащихся на решение реальных проблем.

  2. По предметно-содержательной области:

    1. Монопроект (в рамках одной области знания).

    2. Межпредметный проект.

  3. По количеству участников:

    1. Парные.

    2. Групповые.

  4. По продолжительности выполнения:

    1. Краткосрочные (небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или междисциплинарные).

    2. Средней продолжительности (один – два месяца).

    3. Долгосрочные (до года).

Успех обучения во многом зависит от готовности учителя организовать проектную деятельность школьников и управлять процессом проектирования. Успешное педагогическое управление даёт возможность учащимся научиться самим выявлять проблему, определять цели, пути её решения, распределять и планировать свою деятельность, следовать графику самостоятельной работы. Роль учителя заключается в создании благоприятного фона внутри группы и между группами, в создании условий для формирования ключевых знаний у учащихся и приобретения ими социального опыта.

Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную и созидательную работу.

Выбранная нами тема проекта: «Микромир: кто они? и как с ними бороться?», довольно актуальна, так как в настоящее время уделяется большое внимание изучению микроорганизмов – бактерий и вирусов, их влияния на организм человека. Учёные всего мира работают над созданием вакцин против многих инфекционных болезней.

Методический паспорт проекта

Тема проекта: «МИКРОМИР: КТО ОНИ? И КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ?»

Творческое название: «ТАЙНЫЕ ТРОПЫ НОСИТЕЛЕЙ СМЕРТИ»

Тип проекта: исследовательский, межпредметный (химия, ОБЖ), краткосрочный.

Класс: 10

Время проведения: 4 академических часа.

Аннотация: Проект проводится в ходе изучение темы 10 класса «Основы цитологии» и охватывает 2 недели (4часа) учебного времени. Работа над проектом позволяет развивать у его участников специальные и общеучебные умения. Учащиеся выбирают нужную часть информации в её большом потоке. Из учебной литературы находят особенности строения прокариотических клеток, неклеточных форм жизни, их воздействии на организм человека и способах борьбы с ними. Практическая значимость проекта состоит в формировании навыков гигиены у учащихся, понимания того, что существуют различные способы защиты организма от бактериальной и вирусной инфекции.

Данный проект позволяет развивать творческое мышление школьников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщение, высказывать собственные суждения, критически относиться к мнениям других. По завершении работы над проектом, ученики становятся специалистами в данной сфере и могут консультировать по вопросам школьного курса микробиологии и иммунологии не только своих сверстников, но и взрослых (учителей и родителей)

Дидактические цели проекта: развитие познавательного интереса, мышления, памяти, внимательности, приобретение навыков самостоятельной работы с источниками информации, умений увидеть проблему и наметить пути её решения, формирование навыков работы в группе.

Методические задачи: формирование знаний у учащихся о строении неклеточных форм жизни и доядерных организмов, особенностях их жизнедеятельности и размножения, о возбудителях заболеваний человека, способах борьбы с ними и мерах профилактики.

Материалы и оборудование: персональный компьютер, таблицы, учебники.

Основополагающий вопрос: « Может ли человек никогда не болеть?»

Проблемные вопросы учебной темы:

  1. Есть ли жизнь вне клетки?

  2. Может ли человек быть средой обитания?

  3. Кто они – наши невидимые враги?

  4. Умеем ли мы от них защищаться?

Темы исследований учащихся:

  1. Возможные пути проникновения вирусов и бактерий в организм человека.

  2. Профилактика инфекционных заболеваний.


Этапы реализации проекта.

Название
этапа


Содержание

Кол-во
часов

Подготовительный

  • Определение подтем исследования.

  • Выделение предполагаемых направлений работы.

  • Формирование групп для проведения исследования.




1

Основной

  • Консультации и работа в группах.

  • Поиск информации.

  • Выполнение заданий в группе.

  • Подготовка выходных материалов

  • Исправление недочётов

2

Заключительный

  • Представление результатов работы (доклады, презентации, создание веб-сайта)

  • Рефлексия (подведение итогов)

1

Урок «Презентация результатов исследований по проекту: “Микромир: кто они? и как с ними бороться?”»

Цели: расширить знания учащихся о вирусных и бактериальных формах жизни, об иммунитете и механизмах его работы; закрепить знания основных гигиенических правил с целью предупреждения заражения бактериальными и вирусными инфекциями; формировать умения по поиску нужной информации, её осмыслению и формулированию выводов; воспитание чувства коллективизма, ответственности за выполнение задания.

Оборудование: персональный компьютер, таблицы: «Строение вирусов», «Бактерии».

Ход урока:

  1. Организационный момент. (Приветствие, постановка целей).

  2. Погружение в проект.
    Вводное слово учителя:
    Развитие учения об иммунитете – прекрасная страница в истории биологии и медицины, а период, последовавший после работ Пастера, Мечникова, Эрлиха, Коха можно назвать триумфальным маршем медицины!
    Казалось, ещё немножко, ещё чуть-чуть! Но природа горазда на выдумки и почивать на лаврах не даёт!
    Какая прекрасная идея – пересадка органов: заменил «износившийся» орган и живи ещё сто лет! Но нет! Иммунитет работает по принципу – «чужого не надо!» и здесь выступает как преграда, которую очень трудно преодолеть.
    В 80-е годы XX века появляется СПИД и становиться неожиданно серьёзной проблемой. Совсем недавно новая каверза Природы – птичий грипп! Весна, прилёт птиц, радость после долгой и надоедливой зимы. Кто же они наши невидимые враги?

  3. Презентация работ творческих групп.

1группа. Эпидемиологи

Темы докладов: «Страшные летописи»

«Зарождение иммунологии»

«Работы И. И. Мечникова»

2 группа. Вирусологи

Компьютерная презентация «Уловки вирусов»





















3 группа. Бактериологи.

Создание Web- сайта «Безъядерные паразиты»

- общее знакомство с бактериями

- рождение микробиологии

- морфология бактерий

- рост и размножение бактерий

- источники инфекции

- борьба организма с инфекцией

- активная и пассивная иммунизация

4 группа. Иммунологи.

Создание рапеллы (книжки-раскладушки)

- этапы развития иммунитета

- виды иммунитета

- иммунопрофилактика

IV. Заключительный этап.

В начале работы над проектом мы поставили ряд задач и выдвинули ряд предположений. Какие выводы можно сделать по результатам проделанной работы?

1. Мы доказали, что есть жизнь вне клетки.

2. Нашими невидимыми врагами являются вирусы и бактерии.

3. Человек – прекрасная среда обитания для вирусов и бактерий.

4. Современная наука ещё не знает методов борьбы со всеми вирусными и бактериальными инфекциями.


Е. А. Якушкина
учитель биологии


МОУ СОШ №2

МО «Ахтубинский район»



Похожие:

Статья в методический журнал «Метод проектов как условие развития творческой личности» iconУроках математики как условие для развития личности учащегося
Тема опыта: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики как условие для развития личности учащегося»
Статья в методический журнал «Метод проектов как условие развития творческой личности» iconЛитература
Развитие творческой личности ребенка на музыкальных занятиях в учреждении дополнительного образования как условие формирования музыкальной...
Статья в методический журнал «Метод проектов как условие развития творческой личности» iconГоу дпо «институт развития образования и повышения квалификации» Н. Н. Романов Метод проектов
Метод проектов: учеб метод комплект / Н. Н. Романов; м-во образования Респ. Саха (Якутия), Ин-т развития образования и повышения...
Статья в методический журнал «Метод проектов как условие развития творческой личности» iconМетод проекта как новационный метод обучения
И. В. Цветкова [1]. Это определение, на наш взгляд, наиболее точно характеризует метод проектов
Статья в методический журнал «Метод проектов как условие развития творческой личности» iconМаксим Юрьевич «Педагогика. Теория воспитания»
Лекция основные понятия теории воспитания. Самовоспитание как условие развития личности. Воспитание как педагогический компонент...
Статья в методический журнал «Метод проектов как условие развития творческой личности» iconПотребность общества в творческой образованной личности
Развитие творческой активности и формирование приемов самоорганизации личности учащегося в процессе обучения
Статья в методический журнал «Метод проектов как условие развития творческой личности» iconВ наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития
Понятие портфолио различно. Чаще всего оно применяется как портфолио творческой личности. Однако из всех определений понятия портфолио...
Статья в методический журнал «Метод проектов как условие развития творческой личности» iconИсследовательская работа учащихся как условие формирования их творческих способностей
Иях, когда общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к их умению работать самостоятельно,...
Статья в методический журнал «Метод проектов как условие развития творческой личности» iconПлан работы оо и «имц» Дата
Методический совет «имц» «Конкурсное движение как условие профессионального развития педагогов»
Статья в методический журнал «Метод проектов как условие развития творческой личности» iconМетод проектов и его использование в школе
Что такое метод проектов?
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница