Медиаобразование




НазваниеМедиаобразование
страница1/15
Дата24.11.2012
Размер2.34 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15





МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ




№ 2 2009





МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ




2 2009


Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики


Журнал основан в 2005 году.


МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ № 2 2009

Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики


ISSN 1994-4160 (печатная версия)

ISSN 1994-4195 (интернет-версия)


Журнал основан в 2005 году.

Периодичность – 4 номера в год.


Учредители:


МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех»,

Бюро ЮНЕСКО в Москве, Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России, Южно-Уральский Центр медиаобразования, Российская школьная библиотечная ассоциация, Таганрогский государственный педагогический институт, издатель ИП Ю.Д.Кучма


В 2008 году журнал выпускается при поддержке Администрации Главы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.


Редакционная коллегия:

А.В.Федоров

главный редактор

Л.М.Баженова

О.А.Баранов

Е.Л.Вартанова

С.И.Гудилина

В.В.Гура

А.А.Демидов

Н.Б.Кириллова

С.Г.Корконосенко


А.П.Короченский

В.А.Монастырский

С.Н.Пензин

Г.А.Поличко

В.С.Собкин

Л.В.Усенко

Н.Ф.Хилько

А.В.Шариков

Адрес редакции:

Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России, 109542, Москва,

Рязанский проспект, д.99, офис У-430.


e-mail: tina5@rambler.ru

http://edu.of.ru/mediaeducation

http://edu.of.ru/medialibrary

http://www.medialiteracy.boom.ru

http://www.mediaeducation.boom.ru


Статьи для публикации в журнале принимаются только по электронной почте.

© журнал «Медиаобразование»


Информационная поддержка:


Портал Бюро ЮНЕСКО в Москве

http://www.unesco.ru/rus/pages/bythemes/stasya29062005124316.php


Портал МОО ВПП ЮНЕСКО

«Информация для всех» http://www.ifap.ru


Портал «Информационная грамотность и медиаобразование» http://www.mediagram.ru



СОДЕРЖАНИЕ


Актуальные новости

Вслед за Таганрогским государственным педагогическим институтом Дальневосточный государственный университет открыл

специализацию «Медиаобразование»…………….с.4

Медиаобразование для педагогов: становление традиции……………………………………………с.6.


Теория медиаобразования

Федоров А.В. Эволюция российских научных исследований в области медиаобразования……с.10.

Практика медиаобразования

Баранов О.А. Интеграция деятельности учащихся различных возрастных групп по формированию их медиакомпетентности…………………………….с.65.

Турик Л.А. Медиаобразование и технологическая работа с медиатекстом на занятиях со школьниками………………………..с.77.

Челышева И.В. Анализ культурной мифологии аудиовизуальных медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории (на материале фильмов мелодраматического жанра)………………………с.87.

Челышева И.В. Сюжетный/повествовательный анализ аудиовизуальных медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории …………….с.99.

Мурюкина Е.В. «Красный шар» А.Ламориса в гостях у участников медиаклуба……………….с.114.


Учебные программы

Челышева И.В. Программа медиаобразовательных курсов повышения квалификации для педагогических кадров «Основы медиаобразования»……………………с.119.


Книжная полка

Михалева Г.В. Медиакультура – зеркало эпохи глобального информационного общества……….с.127.

Интервью с И.А.Фатеевой………………………..с.132.




Актуальные новости


Вслед за Таганрогским государственным педагогическим институтом Дальневосточный государственный университет открыл специализацию «Медиаобразование»


Институт педагогики и образования Дальневосточного государственного университета, кафедра социальной педагогики и управления образованием с 2008-2009 учебного года открыл новую специализацию «Медиаобразование».

Ни для кого не секрет, что мы живем в быстро меняющемся мире. Современную эпоху справедливо называют информационной эрой. Это время рождения Интернет, новых информационных технологий, стремительного внедрения электроники во все сферы жизни. По некоторым данным, за последние пять лет XX века объем только телевизионного вещания в мире увеличился в 600 раз. Уже выросло поколение, для которого компьютер включен в бытовую среду, формирующую, наряду с телевизором, сознание буквально с рождения.

Лавинообразное нарастание информационных потоков приводит к небывалой в истории человечества ситуации: сегодня приходится признать, что зачастую не человек управляет информацией, а информация управляет человеком.

Как не потеряться в океане разнообразной, подчас противоречивой и не всегда достоверной информации? Как научиться управлять ею и на этой основе выстраивать успешную профессиональную карьеру? Наконец, как реализовать те огромные возможности для развития, творчества и самовыражения, которые предоставляют современные информационные технологии?

На эти и другие вопросы призвана ответить молодая, интенсивно развивающаяся область науки и практики – медиаобразование, перед которой стоят непростые задачи изучения закономерностей взаимодействия человека и средств массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео, Интернет и т.д.).

С одной стороны, нужно научить людей, и прежде всего, подрастающее поколение, анализировать, критически осмысливать получаемую через СМИ информацию (рекламное сообщение, телепередача, фильм, статья и др. виды медиатекстов), отвечая на вопросы: Кто является заказчиком этой информации? Какие применены специальные технологии эмоционального воздействия на аудиторию? Какого эффекта добивались создатели медиатекста и какого достигли?

Необходимо привитие навыков самостоятельного составления медиатекстов с помощью современных технических средств и технологий, без чего сегодня невозможна эффективная деятельность ни в одной из профессиональных сфер.

Обретенная таким образом медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета… А кто владеет информацией – владеет миром.

Огромный интерес к проблемам медиаобразования во всем мире связан с осознанием того, что жизнь в эпоху информационных технологий и бума массовых коммуникаций требует от подрастающего поколения медиаграмотности не в меньшей степени, чем традиционной грамотности. В последнее десятилетие XX века в ряде развитых стран, таких как Великобритания, США, Франция, Германия, медиаобразование стало одним из ключевых направлений государственной политики; специалистов по медиапедагогике готовят в учебных заведениях.

В нашей стране эта тема также становится все более актуальной, и в 2002 году, с открытием соответствующей вузовской специализации, медиапедагогика в России впервые за всю свою историю обрела официальный статус.

Увидев широкие перспективы нового поля деятельности, эту специализацию начали внедрять у себя передовые педагогические вузы России, в том числе (единственный на Дальнем Востоке) Институт педагогики и образования ДВГУ.

Получение специализации «медиаобразование» позволит современной молодежи быть востребованной в различных областях профессиональной деятельности. Поле деятельности специалиста по медиаобразованию огромно. Это сфера образования, различные области деятельности, связанные с искусством и культурой, культурно-массовой работой, организацией образования взрослых, нуждающихся в повышении медиаграмотности… А возможности для применения полученных знаний «внутри» других видов профессиональной деятельности (в том же рекламном бизнесе) вообще не ограничены.

Сегодня же количество специалистов в области медиаобразования несоизмеримо мало в сравнении с объективно существующими потребностями общества в квалифицированных специалистах такого рода.
Именно поэтому выпускника кафедры социальной педагогики и управления образованием ИПиО, получившего специализацию «медиаобразование», ждут широкие возможности реализации профессиональных знаний в условиях современных мировых тенденций развития медиакоммуникационных технологий.

По всем вопросам обращаться на кафедру социальной педагогики и управления образованием ИПиО по адресу: ул. Экипажная, 18, каб. 414, тел. 517-412, доп. 414, e-mail: soc-ped@mail.ru


(источник: http://ipo.wl.dvgu.ru/novosti/2008/novosti28a_04.htm)


Актуальные новости


Медиаобразование для педагогов: становление традиции


И.В.Челышева,

кандидат педагогических наук, доцент


Региональный центр медиаобразования в Екатеринбурге существует сравнительно недавно. Его активная деятельность - создание фильмов, телевизионных познавательных программ и проектов для детей и молодежи, выпуск (с 2007 года) журнала «Образование Медиа Общество: пространство сотрудничества» и т.д., - обрела широкую известность. Еще одна зарождающаяся традиция – проведение медиаобразовательных курсов и семинаров для педагогических кадров Урала.

В декабре 2008 года по инициативе Регионального центра медиаобразования в Екатеринбурге, которым руководит А.Р. Кантор, были организованы уже вторые по счету курсы повышения квалификации педагогических кадров Свердловской области. Слушателями этих курсов стали учителя-предметники, работники дополнительного образования, представители администрации школ из многих уральских городов – Екатеринбурга, Качканара, Верхней Пышмы и др. Программа курсов включала несколько модулей, посвященных теоретическим, методическим и практическим аспектам медиаобразования. Введение модульной системы позволило педагогам ознакомиться с широким кругом интересующих их вопросов, принять участие в тренингах, заседаниях «круглых столов», интерактивных семинарах, поучаствовать в работе творческой мастерской, ознакомиться с медиатворчеством школьников и т.д.

С основами медиаобразования слушателей знакомили медиапедагоги из Москвы, Екатеринбурга, Таганрога. Например, кандидат философских наук, президент ЮНПРЕСС С.Б.Цымбаленко познакомил аудиторию с проблемами влияния информационного пространства на современное молодое поколение, с возможностями взаимодействия разных поколений в процессе социализации, представил анализ опыта экспериментальных исследований и практического моделирования в области медиаобразования на материале прессы.

Ярким событием стало выступление известного уральского мультипликатора, художника, создателя и руководителя детской студии анимации «Аттракцион», Члена Союза кинематографистов России, дипломанта международных конкурсов и фестивалей, C.С.Айнутдинова. Он раскрыл слушателям курсов тайны создания анимационных фильмов, поделился опытом работы студии, познакомил с различными технологиями создания мультипликационных фильмов и т.п. Интерес аудитории вызвала демонстрация и обсуждение фильмов детской студии «Аттракцион».

Автор этих строк также принимала участие в работе курсов. Вниманию педагогов были представлены актуальные проблемы отечественного медиаобразования, основные теоретические и методические подходы к медиаобразованию. Особое внимание было уделено изучению форм, методов, практических приемов и технологий современной медиапедагогики, в процессе изучения которых аудитория получила возможность овладеть практическими умениями анализа и подготовки медиатекстов различных видов и жанров. Изучение теоретических, методических и практических основ медиаобразования школьников позволило слушателям овладеть базовыми навыками разработки и создания медиаобразовательных проектов для дальнейшего применения в практической деятельности.

Сочетание аудиторных занятий, основанных на лекционных и практических формах освоения учебного материала, использование примеров и ситуаций из собственного педагогического опыта слушателей и выполнение са­мостоятельной работы – все это было ориентировано на активизацию полученных теоретических знаний и освоение методического инст­рументария в реальную практику для решения конкретных медиаобразовательных проблем. В процессе занятий слушатели участвовали в работе «круглых столов», где обсуждались важные вопросы реализации потенциальных возможностей медиаобразования для образования, развития и воспитания подрастающего поколения.

Интерес у аудитории вызвал интерактивный семинар на материале современной медийной рекламы. Этот вид работы представлял собой полилоговую форму закрепления и углубления полученных знаний: слушатели заранее подготовили презентации и анализ рекламных медиатекстов. В результате совместной дискуссии педагоги овладели основами анализа аудиовизуальных медиатекстов, составили рейтинг представленных презентаций, приняли участие в творческих заданиях, направленных на развитие полноценного восприятия аудиовизуальных медиатекстов (предлагали свои варианты озвучивания, прогнозировали успех той или иной рекламы и т.д.).

Работая в творческой мастерской, слушатели овладевали приемам анализа и критического осмысления аудиовизуальных медиатекстов на примере мультипликационных фильмов для детей и взрослых. В процессе работы ими были освоены разнообразные формы творческих, игровых заданий, конкурсов, применение которых возможно как в учебной, так и внеклассной работе со школьниками разных возрастных групп.

В процессе освоения учебной программы нами использовались групповые, индивидуальные и коллективные формы работы над медиаобразовательными проектами, проводилась практика ролевых и имитационных игр на медиаматериале, анализ и обсуждение медиатекстов различных видов и жанров.

Аудитории был предоставлен учебно-методический комплекс, в который были включены электронные версии книг (монографий, учебных пособий по медиаобразовательной тематике, журналов «Медиаобразование», а также текстовые и презентационные материалы по основным разделам занятий). Предоставленное сопровождение позволило аудитории составить методическое портфолио слушателя, ко­торое одновременно было формой аутентичного оценивания хода и результатов рабо­ты с учебным содержанием программы: основными понятиями медиаобразования, его стратегическими целями, задачами; теоретическими подходами к медиаобразованию; моделями современного медиаобразования; ролью и значением медиаобразования в жизни современного подрастающего поколения; медиаобразовательными методиками в учебно-воспитательном процессе; основными показателями развития медиакомпетентности.

Особую ценность представляли практические разработки медиаобразовательных проектов, которые подготовили слушатели. Эти проекты они выполняли в рамках своей педагогической деятельности. К примеру, учителя-предметники подготовили разработки интегрированных уроков по химии, информатике, литературе и т.д.; педагоги дополнительного образования включили медиаобразовательные элементы в работу кружков и студий, а методисты разработали модули подготовки педагогических кадров к внедрению медиаобразования в учебно-воспитательный процесс. Защита проектов сопровождалась обсуждением в аудитории, многие разработки отличались оригинальностью и новизной.

Безусловно, подготовка медиаобразованных педагогов – важная задача сегодняшнего дня, и ее решение возможно при условии соответствующей подготовки специалистов в педагогическом вузе. Однако до сих пор остается открытым вопрос реализации потенциальных возможностей медиаобразования тех педагогов, которые уже окончили свое обучение в вузе и приступили к педагогической деятельности. И одним из путей здесь может стать повышение квалификации педагогических кадров, знакомство с теорией, историей и практикой отечественной и зарубежной медиапедагогики, формах и методах интегрированного, специального или факультативного медиаобразования.


Теория медиаобразования

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Медиаобразование iconМедиаобразование
Анонсы содержания номеров журнала «Медиаобразование» публикуются на российском образовательном портале
Медиаобразование iconМедиаобразование
Анонсы содержания номеров журнала «Медиаобразование» публикуются на российском образовательном портале «Учеба»
Медиаобразование iconМедиаобразование
Анонсы содержания номеров журнала «Медиаобразование» публикуются на российском образовательном портале «Учеба»
Медиаобразование iconМедиаобразование
С 2009 года Журнал «Медиаобразование» включен в международный реестр научных журналов doaj: Directory of Open Access Journals
Медиаобразование iconМедиаобразование
С 2009 года Журнал «Медиаобразование» включен в международный реестр научных журналов doaj: Directory of Open Access Journals
Медиаобразование iconА. В. Федоров Медиаобразование
Федоров А. В. Медиаобразование будущих педагогов. Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. 314 c
Медиаобразование iconА. В. Федоров Медиаобразование
Федоров А. В. Медиаобразование: социологические опросы. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 228 с
Медиаобразование iconА. В. Федоров Медиаобразование
Федоров А. В. Медиаобразование: социологические опросы. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 228 с
Медиаобразование iconА. В. Федоров Медиаобразование
Федоров А. В. Медиаобразование: социологические опросы. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 228 с
Медиаобразование icon«Медиаобразование: от теории к практике», сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Медиаобразование в развитии науки, культуры
Всероссийской научно-практической конференции «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой информации»,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница