Мировая Художественная Культура Класс: 11 Учитель истории и социально-гуманитарных наук: Панкратова Людмила Александровна




Скачать 120.5 Kb.
НазваниеМировая Художественная Культура Класс: 11 Учитель истории и социально-гуманитарных наук: Панкратова Людмила Александровна
Дата24.11.2012
Размер120.5 Kb.
ТипДокументы
Предмет: Мировая Художественная Культура

Класс: 11

Учитель истории и социально-гуманитарных наук: Панкратова Людмила Александровна.

Тема: «Живопись второй половины XIXв.»

Цели: 1. Познакомить учащихся с русской живописью вт.п. XIXв.

2. Определить особенности классической русской живописи вт. П. XIXв.

3. Познакомить учащихся с передвижными выставками русских художников вт. п. XIXв., с жизнью и творчеством русских художников вт. п. XIX в.

4. Формировать умения и навыки учащихся правильно воспринимать художественные произведения, развивать устную монологическую речь, работать с дополнительной литературой.

5. Воспитывать у учащихся гордость за свою страну, художественный вкус, бережное отношение к историческому прошлому своей Родины.

Оборудование: Учебник Л. Рапацкой тема 7, с 160-175, репродукции картин, презентация.

На доске: новые слов вернисаж, артель, передвижники, имена и фамилия художников.

Ход урока.

  1. Оргмомент. Слайд 1.

  2. Проверка домашнего задания. Слайд 2.

  3. Работа по теме урока. Слайд 3.

Учитель: Сегодня тема нашего урока: «Живопись вт. п. XIX в.» Эпиграфом к уроку я взяла слова Л. Висконти: «Прошлое нам нужно для того, чтобы понять прошлое.»

Сегодня мы обращаемся к прошлому - вт.п.XIXв. и у нас необычный урок – урок-вернисаж.

Вернисаж -торжественное открытие выставки (запись в тетрадь).

На уроке мы познакомимся с живописью вт. п.XIXв., с художниками того времени. Экскурсоводы, ученики вашего, познакомят нас с биографиями знаменитых художников, увидим их творчество, на какие жанры они писали свои картины. Узнаем особенности классического реализма в живописи.

Небольшая справка.

Слайд 4. Во Вт. п. XIXв. Появляются различные стили, жанры в художественной культуре.

В живописи – это классический реализм.

Его характерные черты (запись в тетрадь со слайда)

Слайд 5. Вт. п. XIXв. – это время, которое наступило после того, как в стране было проведено много преобразований. Пореформенный период, точкой отчета которого стало отмена крепостного права царским манифестом 1861г. – является уникальным этапом в развитии русской художественной культуры.

Вт.п.XIXв – это время расцвета русской культуры. В этот период функция в российском обществе коренным образом изменилась. Если раньше живопись служила идее украшения жизни и была призвана радовать глаз гармонией форм и совершенством красочных решений, то в пореформенный период эстетический момент (красота лица, обстановка., туалет) не считаются главным. Художникам казалось более важным правдиво изображать на полотне мир бедности, бесправия, нищеты, критически взглянуть на народную жизнь.

Во вт. п.XIXв. появилась целая плеяда блестящих художников – мастеров классической реалистической живописи.

Слайд 6. В нашей выставке учувствуют художники – передвижники. Кто они такие? Как образовалась такое сообщество?

История «Товарищества передвижных художественных выставок» начинается с бунта четырнадцати. 19 ноября 1863г. в Академии художеств разразился скандал.14 выпускников, допущенных к конкурсу на золотую медаль, отказались писать картины на предложенную академическим советом из скандинавской мифологии: «Пир в Валгааре»(1 мифологический сюжет и 1 классический ландшафтный сюжет). Они попросили дать им право свободного выбора сюжета, но получили отказ. Тогда молодые люди решились на отчаянный поступок: оставить Академию художеств.

Художники создали артель – сообщество(запись в тетрадь). Цель артели – соединенным трудом упрочить и обеспечить своё материальное положение и дать возможность сбывать свои произведения публике. Артельщики принимали заказы, расписывали потолки, делали рисунки для книг. Артель просуществовала 10 лет.

Слайд7. Показ портретов художников и запись в тетрадь их фамилия.

В.Г.Перов. Н.Н.Ге. В.Е.Маковский

И.Н.Крамской. А.К.Саврасов. И.И.Шишкин.

В.М.Максимов. К.А.Савицкий. В.Д.Поленов.

И.Е.Репин. В.И.Суриков. В.М.Васнецов.

Г.Г.Мясоедов. А.И.Куинджи. Н.А.Ярошенко.

И.И.Левитан

Слайд 8. Идейным вдохновителем независимой Артели стал Иван Николаевич Крамской.

Слайд 9. Дело Артели не пропало даром. Оно дало толчок к созданию Товарищества передвижников. Инициатором стал Григорий Григорьевич Мясоедов. В ноябре 1870г. был принят Устав нового объединения. В объединение в разное время входили Н.Н.Ге, И.И.Шишкин, И.Е.репин, А.И.Куинджи, И.И.Левитан и другие.

Слов «передвижники» возникло в связи с программой передвижения выставок по стране. Они были призваны знакомить русское общество с современным искусством, привить любовь к нему. 29 ноября 1871г. в Петербурге в стенах Академии художеств была открыта первая выставка Товарищества передвижных художественных выставок, на которой было представлено 47 картин.

Передвижники – запись в тетрадь со слайда.

Слайд10. Огромную роль в развитии реалистического изобразительного искусства той эпохи сыграло объединение «Товарищество передвижных художественных выставок», в историю русской культуры вошли под именем художники – передвижники.

Художники – передвижники писали свои картины на различные жанры.

Жанр – запись в тетрадь со слайда.

Показ слайдов.

Слайд11, 12, 13, 14, 15, 16.


А теперь наш вернисаж. Презентация учащихся и их выступления.( Приложение 1)

В.И.Суриков. «Боярыня Морозова», «Меньшиков в Березове».

И.Н.Крамской. «Неизвестная».

И.И.Шишкин. «Утро в сосновом лесу».

В.Д.Поленов. «Золотая осень».

Н.Н.Ге. «Тайная вечеря».

А.К.Саврасов «Грачи прилетели».

В.М.Васнецов «Богатыри», «Алёнушка».

И.Е.Репин «Портрет Л.Н.Толстого», «Бурлаки на Волге».


IV.Закрепление.

Слайд17, 18. 19, 20.

V.Подведение итогов.

Слайд21. а) закончить предложение.

б) светофор: красный, желтый, зеленый.


VI Выставление оценок.

VII. Домашнее задание.

VIII. Слайд22. Спасибо за урок.


Приложение 1.

Сообщения учащихся.

В.И.Суриков. «Боярыня Морозова».

Василий Иванович Суриков вошел в историю русского искусства прежде всего как исторический живописец. В своих произведениях он показал историю, «твориную и движимую самим народом». Суриков родился в Красноярске, в семье потомственных казаков, пришедших в Сибирь с Дона еще в XVIв.

«Боярыня Морозова» Историю боярыни Морозовой Суриков впервые услышал в детстве от своей крестной О.М.Дурандиной… Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова, наряду с протопопом Аввакумом, стала символом раскола Русской православной церкви. Именно она, отстаивала старую веру, пошла против самого царя и патриарха Никона, отреклась от своих сословных привилегий, от роскоши, в которой жила, богатства, которые имела, пожертвовала сыном и добровольно сравнялась с простыми людьми. Народ признал её своей и такой сохранил в памяти.

То, что мы видим на картине, произошло 17 или 18 ноября 1671 года. Боярыня уже три дня сидела под стражей « в людских хоромах в подклете» своего дома. Теперь её посадили и повезли в заточение. Когда сани поравнялись с Чудовым монастырем, Морозова подняла правую руку и ясно « ясно изобразивши сложение перст»(старообрядческое двуперстие). Именно эту сцену и выбрал живописец. На картине Сурикова боярыня обращается к московской толпе, к простолюдинам – к страннику с посохом, к старухе – нищенке, к юродивому, и они не скрывают своего сочувствия к вельможной узнице. В доме боярыни находили хлеб и кров и странники, и нищие, и юродивые.

«Боярыня Морозова» идеально воплощает замечательные мысли, однажды высказанные И.Е.Репиным : «В душе русского человека есть черта особого, скрытого героизма…он лежит под спудом личности, он невидим. Но это – величайшая сила жизни, она двигает горами.»

«Меньшиков в Березове». Занимаясь эпохой Петра, Суриков приш9ел к образу Меньшикова. После смерти Петра Меньшиков в годы правления ЕкатериныI был сослан далеко на север. Меньшиков мужественно встретил жесткий поворот в своей судьбе. Где - то под Казанью в горе и в слезах умерла его жена, и в Березов он прибыл с сыном и двумя дочерьми, которых Суриков изобразил на картине за чтением Библии. Здесь в Березове, Меньшиков сам срубит себе избу, поставить церковь, похоронит свою любимую старшую дочь Марию и вскоре умрет сам. Сурикова обвиняли , что Меньшиков очень велик для этой избы, его кулак больше лица Марии. Но художник объяснял, что это было нужно, чтобы показать Меньшикова Орлом,,, которому тесно в клетке .Известно документально, что все дорогие наряды, драгоценности были конфискованы у Меньшикова при аресте. В Березов они прибыли нищими. Но младшую дочь Александру Суриков облачает в нарядную душегрейку, в парчовую юбку, на пальце Меньшикова тяжелый перстень. Эта роскошь в убогой, темной избе призвана напомнить о прежней жизни её владельцев. И светлые краски наряда младшей дочери имеют символический смысл: она узнает ещё вольную жизнь. Картина построена на богатстве красочных сочетаний


И.Н.Крамской « Неизвестная».

Иван Николаевич Крамской – наш земляк. Родился в слободке небольшого уездного городка Острогожска близ Воронежа, в семье мелкого служащего. В 16 лет Крамской покинул родной дом со странствующем фотографом, у которого работал ретушером. Но мечтал стать настоящим художником. Приехав в Петербург, работал в одном из столичных фотоателье. Сдав успешно экзамен, Крамской поступил в Академию художеств. 9 ноября 1863г. после бунта четырнадцати он покинул Академию. Значительное место в портретах Крамского занимает образ новой русской женщины, стремящейся стать равноправным членом общества.

Картина «Неизвестная» - одна из самых популярных не только в творчестве Крамского, но и во всей русской школы вт. п. XIXв. Появившись на выставке в 1883г. в Санкт – Петербурге, «Неизвестная» сразу привлекла всеобщее внимание. На полотне изображена молодая женщина, проезжающая в открытом экипаже по Аничкову мосту. Она одета по последней моде 1880 х годов. На ней бархатная шляпка с перьями, пальто украшенное мехом и лентами, муфта и тонкие кожаные перчатки. Взгляд царственный, таинственный и немного грустный Картина до сих пор остается загадкой художника. Ни в письмах, нив дневниках он не оставил упоминания о личности неизвестной.

«Неизвестная» Крамского стала воплощением аристократизма и светской утонченности, почти что русской Сикстинской мадонной – идеалом неземной красоты и духовности. Картина является как самым известным произведением художника, так и самым загадочным и интригующим. Назвав картину «Неизвестная» художник окружил картину ореолом таинственности.


И.И.Шишкин. «Утро в сосновом лесу».

Иван Николаевич Шишкин родился 1832г. в Елабуге на берегу р. Кама. Отец был купцом, но человеком разносторонних знаний (рисование, чтение, интерес к старине, природе), что и привил и сыну. В 12 лет поступил в Первую мужскую гимназию в Казань, затем учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Продолжил свое образование в Петербурге Академии художеств. Подлинной школой для Шишкина стал Валаам, где служил учеником – пейзажистом. Шишкин на всю жизнь полюбил девственную природу сурового архипелага Валаамских островов. Работал в Германии, Саксонии, Швейцарии, Праге.

Получил звание профессора. Умер в Петербурге 1898г.

Тема леса, неразрывно связанная с образом России, её народом, была одной из главных в творчестве Шишкина. В картине «Утро в сосновом бору» художник противопоставил различные мотивы: старые, рухнувшие стволы деревьев и резвящиеся на них медвежата. Мотив круговорота в природе, смены поколений приобрел в пейзаже Шишкина необычайную поэтичность.


В.Д.Поленов «Золотая осень».

Родился Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге в дворянской семье.

«Золотая осень» Поленова – символ русской природы. Поленов сумел передать красоту осени, как никто другой в русском искусстве. Широкая картина природы открывается глазам зрителя. Спокойно катит свои прозрачные голубые воды величавая река. Её высокий берег переходит в слегка холмистую равнину, простирающую до самого горизонта. Холмы, обрисованные плавными, текучими линиями,, постепенно сходят на нет и тонут в голубых далях. Только небольшая часть этой равнины попадает в поле зрения художника – холмы, деревья и река оказываются как бы случайно срезанными рамками картины. Мы можем мысленно продолжить изображение, представит себе весь вид в целом и ощутить бескрайность приокских лугов. Пейзаж Поленова с его спокойным и широким разворотом пространства, обилием света, воздуха, плавными, текучими ритмами рельефа местности, уравновешенной композицией производит удивительно умиротворяющее впечатление.


Н.Н.Ге. «Тайная вечеря».

Наш с вами земляк. Родился в Воронеже в год страшной холеры(1831г.), от которой спустя три месяца умерла его мать .Детство прошло на Украине в поместье отца – крепостника. Когда Ге учился в гимназии, ему предсказывали будущность художника. В 1850г. поступил в Академию художеств, получил Большую золотую медаль за свои работы.

«Тайная вечеря». Апостолы повержены в смятение и тревогу словами учителя: « Один из вас предаст меня». Учитель, обрекающий себя на жертву во имя общего блага, и ученик, отказывающийся от Его заветов. Ге смещает фигуру Иуды к самому краю, фигура рисуется зловещим уходящим силуэтом.

В последние годы жизни Н.Ге создал целый цикл о страдании Христа. Они полны драматизма и страстного протеста против зла и мщения.


А.К.Саврасов. «Грачи прилетели».

На вершине маленького селения возвышается небольшая колоколенка. К небу тянутся голые ветки берез. На них с шумом опускается стая грачей. Лед на пруду растаял, да и снег потерял свою знаменитую чистоту и пышность. На глазах у зрителей происходит рождение весны.

« Грачи прилетели» назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов.

В марте 1871г. Саврасов приехал в село Молвитино, здесь он много и плодотворно работает над этюдами с натуры. Однажды он пришел на окраину села, чтобы вблизи посмотреть на старинную церковь. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. Он увидел то, что желал увидеть. Художник открыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете.

Впервые картина была показана в Москве в 1871г. А известность картины началась позже, когда была выставлена в Петербурге на выставке передвижников. И.Крамской отмечал, что были пейзажи и с природой, и с воздухом, и с деревьями, « а душа есть только в «Грачах».


В.М.Васнецов. «Богатыри».

С особой силой и убедительностью воплотилась любовь художника к Руси, к доблести своего народа в «Богатырях». Это громадное полотно с тремя всадниками( величиной больше натуры) на фоне привольного степного простора было завершено к конце 1890-х годов и показано в 1899 году на профессиональной выставке художника.. В этой заветной для него картине, задуманной еще в Абрамцеве в начале 80-х годов, Васнецов изобразил трех любимых былинных героев: горячего Добрыню Никитича, могучего Илью Муромца и хитрого Алёшу Поповича. Характер каждого богатыря как эхом повторен в нраве его коня. Эта любопытная подробность отвечает духу былины. В лице трёх богатырей народ стоит на страже границ своей родины. В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец, славный богатырь, воспетый в народных былинах. Мощная сила, мудрость и выдержка чувствуются во всём его облике. По правую руку от Ильи Муромца - побратим Добрыня Никитич, не менее известный и любимый народом богатырь. Добрыня искусен в боях и забавах, в стрельбе из лука всегда всегда отличался. Он умеет на гуслях играть и песни петь. Третий богатырь - Алёша Попович, сын ростовского попа Леонтия, - тоже храбрый и смелый, хотя и не так силён, как Илья Муромец или Добрыня Никитич. Но Алёша "силой не силён, да напуском смел". Где не взять силой, он берёт ловкостью, ухваткой, находчивостью. Богатыри изображены на фоне сурового степного пейзажа, их головы и плечи возвышаются над линией горизонта, отчего богатыри кажутся ещё более мощными и значительными. Богатыри изображены на фоне сурового степного пейзажа, их головы и плечи возвышаются над линией горизонта, отчего богатыри кажутся ещё более мощными и значительными.

«Алёнушка» Картина Васнецова « Аленушка » навеяна лирически сказочным образом, по всем известной русской сказке.Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, хотя прототипом к написанию этой картины была действительно реальная девушка, художник приметил в усадьбе Ахтырка, решив написать именно ее в своей задуманной картине. Образ этой простой русской девушки с несколько печально тоскливым взглядом, побудил Васнецова к созданию картины «Аленушка», претворив в задуманной картине свой творческий окрас и лирическую сказочную взаимосвязь, от которой веет чисто русским духом. Сестрица Аленушка, уставшая от поисков потерявшегося братца Иванушки, в сиротливой позе сидит на большом камне, грустно облокотившись и наклонивши голову на колено у мрачного пруда, в дремучем хвойном лесу, она одета в русском темно-сером обветшалом сарафане, босая, в ее глазах отражается грусть и печаль.В картине очень великолепно написан пейзаж, в котором Аленушка тесно взаимосвязана с природой. В картине «Аленушка» ни один фрагмент не отвлекает зрителя от главного, в то же время каждая деталь картины- это материал для задумчивых размышлений.


И.Е.Репин. «Бурлаки на Волге».

Родился 5 августа 1844г. в городе Чугуеве, Харьковской губернии, в семье военного поселянина. Учился у иконописцев. Расписывал церкви, писал иконы. В 1863г. приехал в Петербург, учился в Академии художеств, посещал артель Крамского. Мног путешествовал: Вена, Венеция, Рим, Париж, Германия, Испания и везде много работал. Был членом товарищества передвижных выставок. Дружил с Л.Толстым, дважды гостил у него в Ясной Поляне. Преподавал в Академии художеств, получил звание профессора.

1900г. приобрел дачу пол Петербургом «Пенаты», где жил и умер 29 сентября 1903г.

«Бурлаки на Волге».В течении 1870-73гг. Репин заканчивал писать картину, которую начал по собственной инициативе. Однажды вместе с Савицким он отправился на прогулку по р.Неве. За чертой города он увидел роскошные дачи, бушующую природу, нарядную публику. И вдруг среди этого великолепия художник увидел бурлаков, которые тянули баржу по Неве.

Увиденная картина преследовала Репина: загорелые до черноты, оборванные, грязные мужики, превращенные в скот. Он сделал первые наброски. Но нужна длительная работа, и все твердили настоящая родина бурлаков – Волга. И Репин вместа с другими жудожниками - Васильев, Макаров – отправляется на 2 месяца но берег великой реки. Здесь на Волге, Репин знакомится с бурлаками, видит их тяжелую жизнь, увидел бывалых людей, могучих и добрых, озлобленных и терпеливых, замученных и непокорных.

В своей картине Репин воплотил обобщенный образ русского народа, не унылого, замученного, а народ покоряющей своей могучей силой.

Похожие:

Мировая Художественная Культура Класс: 11 Учитель истории и социально-гуманитарных наук: Панкратова Людмила Александровна iconТематическое планирование по предмету «Мировая художественная культура» 9 класс
Программа “Мировая художественная культура разработана на основе программы “Мировая художественная культура 5-11 класс” Автор Г....
Мировая Художественная Культура Класс: 11 Учитель истории и социально-гуманитарных наук: Панкратова Людмила Александровна iconТребования к уровню подготовки учащихся по предмету «мировая художественная культура» за курс 10 класса в результате изучения курса учащиеся должны знать
Данилова Г. И. «Мировая художественная культура». «От истоков до 17 века». 10 класс. М., «Дрофа», 2009
Мировая Художественная Культура Класс: 11 Учитель истории и социально-гуманитарных наук: Панкратова Людмила Александровна iconПояснительная записка Курс «Мировая художественная культура»
Курс «Мировая художественная культура» предназначен для изучения в 10-11-х классах социально-гуманитароного и универсального профиля....
Мировая Художественная Культура Класс: 11 Учитель истории и социально-гуманитарных наук: Панкратова Людмила Александровна iconАвторская программа «Мировая художественная культура» (9-11 классы) (г. Рязань) я не ропщу на трудный путь земной
Результатом десятилетней работы по предмету Мировая художественная культура стала авторская программа "Мировая художественная культура....
Мировая Художественная Культура Класс: 11 Учитель истории и социально-гуманитарных наук: Панкратова Людмила Александровна iconМировая художественная культура
Планирование составлено на основе программы «Мировая художественная культура» Издательство «Просвещение» Москва, Б. О. Хронников,2007...
Мировая Художественная Культура Класс: 11 Учитель истории и социально-гуманитарных наук: Панкратова Людмила Александровна iconТематическое планирование уроков по предмету «Мировая художественная культура» в 11 классе
По программе для общеобразовательных школ «Мировая художественная культура», Москва, Дрофа, 2002 год
Мировая Художественная Культура Класс: 11 Учитель истории и социально-гуманитарных наук: Панкратова Людмила Александровна iconМировая художественная культура
Коллекция "Мировая художественная культура" Российского общеобра­зовательного портала
Мировая Художественная Культура Класс: 11 Учитель истории и социально-гуманитарных наук: Панкратова Людмила Александровна iconРабочая программа По предмету «Мировая художественная культура» в 10-11 классах
Минобразования России от 5 марта 2004г. №1089 и ориентирована на учебник «Мировая художественная культура» 10-11 классы (базовый...
Мировая Художественная Культура Класс: 11 Учитель истории и социально-гуманитарных наук: Панкратова Людмила Александровна icon«Мировая художественная культура» Автор-разработчик: к филос н., доц каф гуманитарных наук Поздеева Г. Г
При подготовке к семинарским занятиям и контрольным работам студент должен овладеть необходимым программным минимумом
Мировая Художественная Культура Класс: 11 Учитель истории и социально-гуманитарных наук: Панкратова Людмила Александровна iconМировая художественная культура
Коллекция «Мировая художественная культура» Российского общеобразовательного портала
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница