Рабочая программа Элективного курса «Анализ текста» по русскому языку в 9 классе Учителя Караваинского филиала мбоу «Инжавинская сош»




Скачать 97.37 Kb.
НазваниеРабочая программа Элективного курса «Анализ текста» по русскому языку в 9 классе Учителя Караваинского филиала мбоу «Инжавинская сош»
Дата24.11.2012
Размер97.37 Kb.
ТипРабочая программа




Утверждена приказом
руководителя образовательного учреждения
 
№ _______ от_________




Рабочая программа


Элективного курса «Анализ текста» по русскому языку в 9 классе

 
 
 
 


Учителя Караваинского филиала МБОУ «Инжавинская СОШ»

Хренковой О.А.

 
 
 


  2012 г.


Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями всех компонентов образовательного стандарта, указанных в нормативных документах:

  • Закон РФ "Об образовании".

  • Стандарт основного общего образования по русскому языку.

  • Базисный учебный план.



Пояснительная записка

Программа соответствует стандартам основного общего образования по русскому языку.

Задачам и содержанию программы отвечает учебно- методический комплект,

который состоит из:

1. М.Разумовская. Русский язык. Учебник для 9 класса. М. «Дрофа»,2007г.

2. М.П.Книгина, Л.В.Коротченкова. Русский язык.9 класс. Тренировочные варианты к экзамену в новой форме. Саратов. «Лицей»,2009г.

3.Поурочные разработки по русскому языку.9 класс. М. «Вако», 2007г.

4.О.Мазнева.Экзаменационные вопросы и ответы. Русский язык.9 и 11 классы. Учебное пособие. М. «АСТ-ПРЕСС»2003г.

5.Т.А.Кудинова.Трудности ЕГЭ по русскому языку. Ростов-на- Дону,«Феникс», 2004г.

6.Г.А.Богданова.Уроки русского языка в 9 классе. М. «Просвещение», 2007г.

7.ГИА-2009.Экзамен в новой форме.Русский язык.9 класс.Автор- составитель И.П.Цибулько, Л.С. Степанова.М. «Астрель»,2008г.

Элективный курс предполагает углубленное изучение теоретического материала по темам «Текст. Типы речи. Стили речи. Языковой анализ текста» с целью подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку, а также формирование практических навыков комплексного анализа текста и создание лингвистических текстов, обучение приемам сжатия текста.
Главная цель обучения русскому языку в 9 классе состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками сжатия текста и его комплексного анализа.
Теоретическую основу курса обучения составляют три группы понятий:
1) признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль) и особенности его строения, связанные с развитием мысли (данная и новая информация, способы и средства связи предложений, членение текста на абзацы, строение абзаца);
2) стили речи: разговорный, научный, деловой,публицистический, художественный;
З) функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности — описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т. д.
Уточнены и приведены в систему умения связной речи, выделяются умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности: чтением, восприятием устного и письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием высказывания (устного и письменного), совершенствованием устного и письменного высказывания.

Помимо указанных особенностей курса следует отметить следующие:
1. Структура курса формировалась с учетом требований к подготовке учащихся 9 класса к итоговой аттестации.
2. Речевая направленность курса предполагает усиление языкового и содержательного аспектов в процессе анализа текста.
Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур особое место отводится формированию орфографических, грамматических, лексических умений и навыков в их единстве.
З. Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными средствами языка.
Цели обучения :

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации;

  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций.

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в процессе подготовки к ГИА, совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

  • развитие умения адекватно понимать информацию прочитанного текста, умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента.

  • развитие умений: вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, точно и лаконично излагать содержание текста, находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

  • развитие коммуникативной компетентности учащихся(умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение).





9 КЛАСС

(17ч)

Введение(1ч)

Слово как основная единица языка. Понятие «Комплексный анализ текста».

Тема и основная мысль(1ч)

Повторение изученного о теме и основной мысли. Учиться определять главную мысль текста и находить ее в самом тексте; выделять узкие и широкие темы; подбирать рабочие материалы по данной теме.

Микротемы , план текста(1ч)

Расширение представления о микротемах и абзаце; составление плана текста путем определения микротем; составление сложного плана готового текста и своего высказывания;

Способы и средства связи предложений в тексте.(1ч)

Повторение способов и средств связи предложений; нормативный повтор и повтор-недочет; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений; решать вопрос о способах и средствах связи предложений при написании сочинения и сжатого изложения.

Типы речи. Практическая работа.(1ч)

Систематизация сведений о типах речи; расширение представления о строении различных видов рассуждений: доказательств, размышлений, объяснений; в тексте художественного произведения находить различные типы речи и строить типологический план текста.

Стили речи. Практическая работа.(1ч)

Стили речи: (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства). Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для разных стилей речи. Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочинению с учетом стиля речи и темы) и систематизировать его (с учетом основной мысли); расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи. Особенности строения устных и письменных публицистических и художественных высказываний (задача речи, структура текста, характерные языковые и речевые средства).

Средства выразительности. Практическая работа.(1ч)

Расширение понятий о тропах и фигурах речи. Умение находить их и определять роль средств выразительности в художественном и публицистическом текстах. Повышать выразительность речи, добиваться полного соответствия содержания и языковых средств коммуникативной задаче речи.

Приемы сжатия изложения(2ч)

Знакомство с содержательными приёмами компрессии текста (разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации; свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее) и основными языковыми приёмами компрессии исходного текста(замены однородных членов обобщающим наименованием; предложения или его части указательным местоимением; предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; сложноподчинённого предложения простым; исключения повторов, фрагмента предложения, одного или нескольких из синонимов; слияния нескольких предложений в одно).Формирование навыка сжатия текста.

Фонетический, орфоэпический и словообразовательный анализ текста(1ч)

Фонетический разбор и транскрипция. Трудные случаи орфоэпического анализа слов. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, суффиксально-приставочный, сложение. Сложносокращенные слова; верное определение их родовой принадлежности. Словообразовательная цепочка однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имен существительных, прилагательных и глаголов.

Морфемный и морфологический анализ текста(1ч)

Выделение морфем в изменяемых и неизменяемых словах. Правописание трудных орфограмм в разных частях слова. Самостоятельные и служебные части речи: грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

Лексический анализ текста.(1ч)

Определение лексического и грамматического значений слова, прямое и переносное значение, синонимы , антонимы, омонимы, паронимы. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова.

Синтаксический анализ текста(1ч)

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главные и зависимые части словосочетания; главные и второстепенные члены предложения.
Понятие простого и сложного предложения. Предложение с однородными членами, обращением и прямой речью.
Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Стилистические особенности сложносочиненного предложения и простых предложений. Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложения. Использование сложноподчиненных предложений разного вида в разных типах речи Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов. Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное употребление их (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи

Сочинение на лингвистическую тему. Практическая работа(1ч).

Раскрытие темы в широком общекультурном плане.

Сочинение- рассуждение по содержанию текста.(1ч)

Построение собственного высказывания в соответствии с типом речи рассуждение. Аргументация положений творческой работы. Самостоятельная интерпретация одного из ключевых фрагментов текста.

Контрольная работа «Комплексный анализ текста»(2ч)



Поурочное планирование элективного курса по русскому языку в 9 классе «Анализ текста».


1.Введение. Задачи курса. Понятие «комплексный анализ текста».


2.Тема и основная мысль текста. Практическая работа.


3.Микротемы и составление плана текста. Практическая работа.


4.Способы и средства связи предложений в тексте.


5.Типы речи. Практическая работа.


6.Стили речи. Практическая работа.


7.Средства выразительности. Практическая работа.


8.Приемы сжатия текста.


9.Приемы сжатия текста. Практическая работа.


10.Фонетический, орфоэпический и словообразовательный анализ текста.


11.Морфемный и морфологический анализ текста.


12.Лексический анализ текста.


13.Синтаксический анализ текста.


14.Сочинение на лингвистическую тему. Практическая работа.


15.Сочинение- рассуждение по содержанию текста.


16.-17.Контрольная работа «Комплексный анализ текста».











К концу IХ класса учащиеся должны владеть следующими умениями:

По орфоэпии: произношение употребительных слов с учетом вариантов произношения;
по лексике: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарями и словарями иностранных слов, антонимов.

по словообразованию: владеть приемом разбора слова по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог-, поли-, фон- и т. п.); пользоваться этимологическим словарем;. опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи;
по морфологии: распознавать изученные в5—7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем;
по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными орфограммами, слова общественно- политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами
по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;
по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.

Анализ текста. Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений тексте анализировать строение текста, языковые и речевые средства.
Строить устные и письменные высказывания типа рассуждения-объяснения и рассуждения-доказательства. Писать сочинение в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи. Сжимать тексты, используя разные способы компрессии).
Совершенствование написанного. Исправлять речевые недочеты и грамматические ошибки, нарушения логики высказывания; повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств.

Похожие:

Рабочая программа Элективного курса «Анализ текста» по русскому языку в 9 классе Учителя Караваинского филиала мбоу «Инжавинская сош» iconРабочая программа элективного курса по русскому языку «В пространстве текста»
Планирование составлено на основе Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку
Рабочая программа Элективного курса «Анализ текста» по русскому языку в 9 классе Учителя Караваинского филиала мбоу «Инжавинская сош» iconПрограмма элективного учебного курса по русскому языку в 11 классе
Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах...
Рабочая программа Элективного курса «Анализ текста» по русскому языку в 9 классе Учителя Караваинского филиала мбоу «Инжавинская сош» iconРабочая программа по русскому языку в 11 классе учителя первой квалификационной категории
Данная рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа Элективного курса «Анализ текста» по русскому языку в 9 классе Учителя Караваинского филиала мбоу «Инжавинская сош» iconПрограмма элективного курса по русскому языку «Анализ текста»
В связи с этим мною был разработан элективный курс «Анализ текста». Данный курс рассчитан на учащихся 9-11 классов. Он способствует...
Рабочая программа Элективного курса «Анализ текста» по русскому языку в 9 классе Учителя Караваинского филиала мбоу «Инжавинская сош» iconРабочая программа по русскому языку в 6 классе составлена на основе «Государственного стандарта общего образования по русскому языку», «Программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы), автор программы М.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический...
Рабочая программа Элективного курса «Анализ текста» по русскому языку в 9 классе Учителя Караваинского филиала мбоу «Инжавинская сош» iconПрограмма элективного курса 11 класс 70 часов «Интерактивный курс подготовки к егэ по русскому языку»
Предлагаемая программа элективного курса предназначена для учащихся 11 классов общеобразовательных школ, готовящихся к успешной сдаче...
Рабочая программа Элективного курса «Анализ текста» по русскому языку в 9 классе Учителя Караваинского филиала мбоу «Инжавинская сош» iconПрограмма элективного курса по русскому языку «гиа: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям:...
Рабочая программа Элективного курса «Анализ текста» по русскому языку в 9 классе Учителя Караваинского филиала мбоу «Инжавинская сош» iconРабочая программа элективного курса по математике в 9 классе «гиа: курс подготовки к экзамену»
Аръяховой Марины Владимировны, учителя 1 квалификационной категории мбоу «Чувашско – Дрожжановская средняя общеобразовательная школа»...
Рабочая программа Элективного курса «Анализ текста» по русскому языку в 9 классе Учителя Караваинского филиала мбоу «Инжавинская сош» iconПояснительная записка Программа элективного курса «Учимся рецензировать текст»
Программа элективного курса «Учимся рецензировать текст» рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 10-11 классов образовательных...
Рабочая программа Элективного курса «Анализ текста» по русскому языку в 9 классе Учителя Караваинского филиала мбоу «Инжавинская сош» iconРабочая программа по русскому языку в 11 классе
Данная рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница