Рабочая программа дисциплины философия Гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть Направление подготовки 260200 «Продукты питания животного происхождения»




НазваниеРабочая программа дисциплины философия Гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть Направление подготовки 260200 «Продукты питания животного происхождения»
Дата24.11.2012
Размер286 Kb.
ТипРабочая программа
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Калининградский государственный технический университет»

(ФГБОУ ВПО «КГТУ»)






УТВЕРЖДАЮ

Проректор

по учебно-методической работе

____________ А.Л.Гудков

«____»___________ 2012 г.



Рабочая программа дисциплины


философия


Гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть


Направление подготовки

260200 «Продукты питания животного происхождения»


Квалификация (степень) выпускника

бакалавр


Форма обучения

очная


Факультет механико-технологический


Кафедра-разработчик – кафедра философии и культурологии


Калининград 2012

1 Цели и задачи дисциплины




Целью освоения дисциплины «Философия» является получение студентами систематизированных научных знаний и формирование философского мировоззрения, развитие навыков объективного восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения.

Задачи дисциплины:

* формирование представлений о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания;

* приобретение навыков разбираться в философских проблемах и методах их исследования;

* овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности;

* выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.


2 Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) бакалавра


Дисциплина «Философия» входит в состав базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла ООП. При изучении дисциплины используются знания и навыки довузовской подготовки по «Обществознанию», а также получаемые студентами при изучения дисциплины «История», «Культурология» (на первом курсе).

Дисциплина «Философия» является вторым учебным курсом ООП бакалавра в области гуманитарных знаний. Результаты освоения дисциплины используются при изучении последующих дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла ООП, обеспечивающих дальнейшую подготовку в указанной области.

В свою очередь, знания, приобретённые в результате изучения дисциплины «Философия», помогут освоению последующих дисциплин ООП.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Философия».




В результате освоения дисциплины «Философия» у обучающегося формируются следующие общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции (или их элементы), предусмотренные ФГОС ВПО:

* способен представлять современную картину мира на основе целостной системы естественно-научных и математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры, к анализу социально-значимых процессов и явлений, ответственному участию в общественно-политической жизни к осуществлению просветительной и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни (ОК-1);

* способен свободно владеть письменной и устной речью, использовать профессиональную риторику, владеть методами создания понятных текстов. Способен осуществлять социальное взаимодействие на одном из иностранных языков (ОК-4);

* способен получать и обрабатывать информацию из различных источников, готов интерпретировать, структурировать и оформлять её в доступном для других виде (ОК-7);

* способен демонстрировать понимание значимости своей будущей профессии, стремиться к ответственному отношению к своей трудовой деятельности, к постоянному личностному развитию и повышению профессионального мастерства, способен с помощью коллег критически оценивать свои достоинства и недостатки, сделать необходимые выводы (ОК-8);

* способен самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, развития социальных и профессиональных компетенций, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-9);

* способен владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, систематизации, постановке целей и выбору путей их достижения, уметь логически верно, аргументировано и ясно строить свою речь (ОК-10);

* способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-13);

* способен к анализу социально-значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни (ОК-14).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


знать:

* основные направления, проблемы, теории и методы философии;

* содержание современных философских дискуссий по проблемам общест-

венного развития


уметь:

* формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по

различным проблемам философии;

* использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений


владеть:

* навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское

содержание;

* приемами ведения дискуссии и полемики;

* навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения

собственной точки зрения.

4 Структура и содержание дисциплины

4.1 Структура дисциплины

Дисциплина изучается в третьем семестре ООП. Общая трудоемкость дисциплины «Философия» составляет 4 зачетные единицы, т.е. 144 академических часа, в том числе 46 часов - аудиторные занятия (АЗ) , 98 часов самостоятельная работа студента (СРС). Аттестация по дисциплине проводится в форме экзамена. Более подробные сведения о структуре дисциплины, видах, трудоемкости и формах контроля учебной работы студентов приведены в нижерасположенной таблице.





п/п



Тема

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Трудоёмкость учебной работы по её видам (час.)

Формы текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации по дисциплине

АЗ


СРС

Всего часов

Лекции

ПЗ *

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Философия, её предмет и место в культуре

3

1

2

2

4

8

* Тест

* Контрольная работа

2

Исторические типы философии

2-3

2

4

8

14

* Тест

* Контрольная работа

* Коллоквиум

3

Философская онтология

4-7

2

8

10

20

* Коллоквиум

* Контрольная работа

4

Теория познания

7-8

2

2

6

10

* Контрольная работа

* Тест

5

Философия и методология науки

9

2

2

6

10

* Тест

* Контрольная работа

6

Философская антропология

10-11

2

4

8

14

* Тест

* Контрольная работа



7

Социальная философия и философия истории

12-14

2

6

8

16



* Тест

* Контрольная работа


8

Мировые проблемы и философская футурология

15-17

2

2

4

8

* Тест

* Коллоквиумы




Всего в третьем семестре







16

30

54

100




46




Подготовка к экзамену и его сдача в период экзаменационной сессии













44

44

Экзамен




Итого по дисциплине







16

30

98

144

* Экзамен

46



ПЗ * - Практические занятия



4.2 Теоретические занятия (лекции)



п/п

Темы дисциплины

Содержание

Кол-во часов

1

Философия, ее предмет и место в культуре

Философские вопросы в жизни современного человека. Предмет философии. Философия как форма духовной культуры. Основные характеристики философского знания. Функции философии.

2

2

Исторические типы философии

Возникновение философии Философия древнего мира. Средневековая философия. Философия XVII-XIX веков. Современная философия. Традиции отечественной философии.

2

3

Философская онтология

Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Материальное и идеальное бытие. Специфика человеческого бытия. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной.

Идея развития в философии. Бытие и сознание.

2

4

Теория познания

Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Проблема познаваемости мира и человека. Основные формы и методы познания. Многообразие форм познания и типы рациональности. Истина, оценка, ценность.

2

5

Философия и методология науки

Философия и наука. Структура научного знания. Проблема обоснования научного знания. Рост научного знания и проблема научного метода. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки. Специфика социально-гуманитарного познания. Свобо­да научного поиска и социальная ответственность уче­ного.

2

6

Философская антропология

Человек и мир в современной философии. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в челове­ке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Человек, свобода, творчество. Человек в системе ком­муникаций: от классической этики к этике дискурса

2

7

Социальная философия и философия истории

Философское понимание общества и его истории. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество, нация и государство. Культура и цивилизация. Многовариантность исторического развития. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе. Динамика и типология исторического развития. Источники и субъекты исторического процесса.

2

8

Мировые проблемы и философская футурология

Экологический, экономический и технический аспект глобальных и мировых проблем человечества. Технократизм и технофобия. Социальные и биотехнические проблемы рыболовства и аквакультуры в условиях экономики и культуры современной России. Этический кодекс инженера и природопользователя. Антропоцентризм, натуроцентризм, экогуманизм.

2




Итого:




16



4.3 Практические занятия (семинары)

При изучении дисциплины «Философия» предусматривается 30 часов на проведение практических занятий (семинаров) в третьем семестре. В нижерасположенной таблице определены темы практических занятий (семинаров), выполняемых в рамках учебной программы.



п/п

Номертемы

Темы практических занятий

Кол-во часов

1

2

3

4

Третий семестр

1

1

Место и роль философии в культуре

2

2

2

Современная западная философия

2

3

Философия в России

2

4

3

Движение, пространство и время

2

5

Законы диалектики и принципы синергетики

2

6

Картины мира в разных видах мировоззрения

2

7

Сознание

2

8

4

Диалектика процесса познания

2

9

5

Научное познание: структура и методы

2

10

6

Антропосоциогенез. Природа и сущность человека

2

11

Смысл жизни: методы и условия поиска

2

12

7

Материальное и духовное: соотношение детерминант деятельности

2

13

Свобода, ответственность и насилие

2

14

Модели исторического процесса

2

15

8

Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего

2




Итого:




30



4.4. Лабораторные занятия (работы)


Учебным планом не предусмотрены.


4.5. Самостоятельная работа студентов



п/п

Вид (содержание) СРС

Количество

часов

Формы контроля

1.

Подготовка к практическим (семинарским)

занятиям, включая освоение теоретического

материала, выполнение устных и письменных

индивидуальных заданий, научных сообщений,

решение практических задач

48

* Контрольные работы

* Тест

2.

Выполнение устных и письменных индивидуальных заданий, научных сообщений, решение практических задач

6

* Тест

* Коллоквиумы

3.

Подготовка к экзамену и сдача его в период экзаменационной сессии

44

* Экзамен




Итого:

98






5. Образовательные технологии


Из комплекса эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению студентов в поиск и управление знаниями, приобретению навыков научного анализа социально-экономических проблем современного общества и применению их для самостоятельного решения социальных и профессиональных задач, в процессе преподавания дисциплины «Философия» используются следующие:

* лекции (интерактивные – с элементами беседы и традиционные);

* практические (семинарские) занятия, в том числе – в форме коллоквиумов,

на которых рассматриваются вопросы, освещённые в лекциях и сформированные в индивидуальных заданиях, практических задачах, заслушиваются и обсуждаются научные сообщения, представленные к защите рефераты, проводится тестирование;

* индивидуальная работа преподавателя со студентами, во время которой

студент может получить необходимую ему консультацию по всем видам самостоятельной работы, по какому-либо конкретному вопросу учебного курса, помощь преподавателя при подготовке доклада на студенческую научную конференцию (СНК), а также отработать пропущенные им занятия;

* вариативные модели управляемой самостоятельной работы студентов, в том

числе: подготовка к практическим (семинарским) занятиям, включая освоение теоретического материала; выполнение индивидуальных заданий; практических задач и написание реферата.

В целях формирования современных компетенций выпускника вуза на лекциях и практических (семинарских) занятиях применяются методики активного обучения, такие как:

* проблемный метод обучения;

* коммуникативные технологии (дискуссии, конференции, коллоквиумы);

* технологии научно-исследовательской деятельности (подготовка докладов

для участия в студенческих научных конференциях (СНК)) университета и на потоках, подготовка научных сообщений и рефератов;

* метод малых групп;

* презентации;

* тестирование.


6. Оценочные средства контроля успеваемости по итогам изучения

дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной

работы студентов (СРС)

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости студентов (задания для тестирования, контрольных работ) и итоговой аттестации по дисциплине (экзаменационные вопросы и задания) приводятся в качестве отдельных материалов УМКД.


Критерии оценки знаний студентов по завершении изучения учебного курса

Оценка «отлично» предполагает, что студент:

* на основе программного объёма знаний свободно ориентируется в проблематике учебного курса и литературе по курсу;

* в самостоятельной работе проявлял элементы творчества;

* активно работал на практических занятиях.

Оценка «хорошо» предполагает, что студент:

* владеет основным объёмом знаний в рамках программы курса;

* прочно усвоил основные понятия и категории;

* полученные знания умеет применять на практике.

Оценка «удовлетворительно» предполагает, что студент:

* знает основные понятия и категории;

* может объективно оценить существующую реальность;

* ориентируется в основных программных установках курса.

Оценка «неудовлетворительно» предполагает, что студент:

* не знает основных понятий, категорий и терминов;

* не вышел за пределы отдельных представлений;

* допускает грубые ошибки на основные вопросы экзаменационного билета.


7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. — М,: Проспект, 2009.

  2. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Философия — М.: Высшее образование, 2009.

  3. Канке В. А. Философия для технических специальностей. – М.: Омега-Л, 2010.

  4. Темнюк. Н. А. Философия. Ч. I, II. Калининград: Изд-во КГТУ, 2009.

  5. Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. — М.: Гардарики, 2008.

  6. Философия: учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. — М,: Проспект, 2009.

б) дополнительная литература

1. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.

2. Четверикова Н. А. Философия: учеб. пособие. – Калининград, 2006.

3. Философия. Курс лекций / под ред. В.Л. Калашникова. – М.: Владос, 2003. – 383 с.

4. Философия: учеб. пособие / под ред. В.П. Кохановского. – Р-н-Д: Феникс, 2003. – 576 стр.

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

2. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

3. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/

г) методические материалы и материалы по видам занятий

1. Философия: планы семинар. занятий с метод. указ. студ. днев. формы обуч. всех напр. и спец. / Сост. Э.В. Каракозова и др. Калининград: Изд-во КГТУ, 2009. Ч. I. – 82 с.





п/п

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Наименование литературы

Наличие в учебном абонементе НТБ (кол-во)

Наличие в электронной библиотеке

Основная литература

1

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. — М,: Проспект, 2004. – 604 с.

94

-

2

Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Философия — М.: Инфра-М, 2008. – 518 с.

60

-

3

Родчанин Е.Г., Колесников В.И. Философия для технических вузов М. [и др.]: Дашков и К, 2008. - 431 с.

45

-

4

Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2008. – 367с.

45

-

5

Темнюк Н. А. Философия: учеб. пособие. - Калининград: Изд-во КГТУ. Ч. 1.- 2009.- 250 с. Ч. 2.- 2009. - 192 с.

38 (Ч. 1), 38 (Ч. 2)

-

6

Философия: учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. — М,: Проспект, 2009. – 688 с.

45

-

Дополнительная литература

1

Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.

87

-

2

Четверикова Н. А. Философия: учеб. пособие. – Калининград, 2006.

25

-

3

Философия. Курс лекций / под ред. В.Л. Калашникова. – М.: Владос, 2003. – 383 с.

94

-

4

Философия: учеб. пособие / под ред. В.П. Кохановского. – Р-н-Д: Феникс, 2003. – 576 стр.

112

-

Методические материалы и материалы по видам занятий

1

Философия: планы семинар. занятий с метод. указ. студ. днев. формы обуч. всех напр. и спец. / Сост. Э.В. Каракозова и др. Калининград: Изд-во КГТУ, 2009. Ч. I. – 82 с.

25

-



Директор НТБ _____________ М.В. Вареницына _________

(подпись) (И.О.Фамилия) (дата)


8 Материально-техническое обеспечение дисциплины «Философия»


Аудиторные занятия проводятся в аудиториях как специализированных (компьютерный класс, аудитория факультета гуманитарной подготовки), так и общих любого из учебных корпусов ФГБОУ ВПО «КГТУ».

Консультации проводятся в кабинете 269 кафедры философии и культурологии главного корпуса КГТУ в соответствии с графиком консультаций преподавателя.

Для самостоятельной работы в распоряжении студентов имеются читальный зал отдела гуманитарной литературы (ауд. 232); читальный зал периодических изданий (ауд. 275) главного корпуса КГТУ.


Лист согласования рабочей программы дисциплины


Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 260800 - Технология продукции и организация общественного питания уровня бакалавр (утвержден 21.12.2009 № 753), учебным планом университета по этому же направлению, утвержденному ученым советом университета 27.10.2011г.


Автор программы – Темнюк Николай Александрович, к.ф.н., доцент, зав.кафедрой философии и культурологии.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры философии и культурологии (рецензент – доцент Архангельский О.И., протокол № 9 от 10.04. 2012).


Заведующий кафедрой

к.ф.н., доцент Н.А. Темнюк

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии факультета гуманитарной подготовки, (протокол № 7 от 24.04.2012).


Председатель методической комиссии

к.ф.н., доцент О. И. Архангельский

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии механико-технологического факультета, (протокол № от « » ________ 2012).


Председатель методической комиссии д.т.н., профессор В.Н. Эрлихман


Согласовано


Начальник учебно-методического

отдела Д.И. Загородняя


№ _____ дата ____________

Похожие:

Рабочая программа дисциплины философия Гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть Направление подготовки 260200 «Продукты питания животного происхождения» iconРабочая программа дисциплины философия Гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть Направление подготовки 260200 «Продукты питания животного происхождения»
«Философия» входит в состав базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла ооп. При изучении дисциплины используются...
Рабочая программа дисциплины философия Гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть Направление подготовки 260200 «Продукты питания животного происхождения» iconРабочая программа дисциплины философия Гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть Направление подготовки 080100 «Экономика»
«Философия» входит в состав базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла ооп. При изучении дисциплины используются...
Рабочая программа дисциплины философия Гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть Направление подготовки 260200 «Продукты питания животного происхождения» iconРабочая программа дисциплины философия Гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть Направление подготовки 280700 «Техносферная безопасность»
«Философия» входит в состав базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла ооп. При изучении дисциплины используются...
Рабочая программа дисциплины философия Гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть Направление подготовки 260200 «Продукты питания животного происхождения» iconРабочая программа дисциплины философия Гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть Направление подготовки 111400 «Водные биоресурсы и аквакультура»
«Философия» входит в состав базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла ооп. При изучении дисциплины используются...
Рабочая программа дисциплины философия Гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть Направление подготовки 260200 «Продукты питания животного происхождения» iconРабочая программа дисциплины философия Гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть Направление подготовки 230100 «Информатика и вычислительная техника»
«Философия» входит в состав базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла ооп. При изучении дисциплины используются...
Рабочая программа дисциплины философия Гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть Направление подготовки 260200 «Продукты питания животного происхождения» iconРабочая программа дисциплины философия Гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть Направление подготовки 220700 «Автоматизация технологических процессов и производств»
«Философия» входит в состав базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла ооп. При изучении дисциплины используются...
Рабочая программа дисциплины философия Гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть Направление подготовки 260200 «Продукты питания животного происхождения» iconРабочая программа дисциплины философия Гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть Специальность 180407 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики»
«Философия» входит в состав базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла ооп. При изучении дисциплины используются...
Рабочая программа дисциплины философия Гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть Направление подготовки 260200 «Продукты питания животного происхождения» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 260200 «продукты питания животного происхождения»
Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. №337 (постановлением Правительства РФ от 30. 12. 2009 г. №1136)
Рабочая программа дисциплины философия Гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть Направление подготовки 260200 «Продукты питания животного происхождения» iconОсновная образовательная программа: направление 022000. 62 Экология и природопользование (квалификация бакалавр), базовая дисциплина, гуманитарный, социальный и экономический цикл, блок б. 1

Рабочая программа дисциплины философия Гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть Направление подготовки 260200 «Продукты питания животного происхождения» iconПрофиль экология
Основная образовательная программа: направление 022000. 62 Экология и природопользование (квалификация бакалавр), базовая дисциплина,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница