Федеральное агентство по образованию московский государственный университет леса




Скачать 125.82 Kb.
НазваниеФедеральное агентство по образованию московский государственный университет леса
Дата24.11.2012
Размер125.82 Kb.
ТипДокументы



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЛЕСА


Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в 2007 г. государственных вузов, находящихся в ведении Федерального агентства по образованию, за счёт дополнительных средств

федерального бюджета








«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор ГОУ ВПО «Московский

государственный университет леса»

______________________ В.Г. Санаев

«_____»________________2007 г.




Краткосрочная программа

повышения квалификации преподавателей

«Русский язык»


Авторы:


доктор филологических наук, профессор Пильгун М.А.;

кандидат педагогических наук, доцент Майорова А.В.


Москва 2007


Краткосрочная программа повышения квалификации

«Русский язык»


1. Общая характеристика программы

Основной целью курса является повышение квалификации профессорско-преподавательского состава и университетских менеджеров среднего и высшего звена в области практического владения современным русским литературным языком в разных сферах его функционирования, а также расширения общегуманитарного кругозора, опирающегося на владение богатым коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом русского языка.

Категория слушателей: профессорско-преподавательский состав государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в ведении федерального агентства по образованию.

Продолжительность обучения: 72 ауд. часа (2 недели).

Форма обучения: очная, с отрывом от основного места работы.

Основа обучения: бюджетная, за счёт дополнительных средств федерального бюджета в соответствии с приказом Федерального агентства по образованию от 23.11.2006 г. № 1390.

Режим занятий: 9 дней, по 8 часов аудиторных занятий в день.

Документ об образовании: удостоверение государственного образца о краткосрочном повышении квалификации.


2. Перечень основных модулей программы и их разделы


1. Модернизация лингвистической концепции образования в техническом вузе в связи с Болонским процессом

1.1. Единое Европейское пространство высшего образования (Болонский процесс) и российские вузы.

1.2. Динамика Болонского процесса.

1.3. Главные составляющие Болонского процесса.

1.4. Особенности языковой подготовки специалиста в новых условиях.


2. Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры.

2.1. Русский язык как знаковая система передачи информации.

2.2. Норма (языковая) как центральное понятие русского языка.

2.3. Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач.


3. Типы речевых ситуаций и функциональные разновидности современного русского языка

3.1. Система стилей русского литературного языка

3.2. Языковые средства и речевые приёмы деловых, коммерческих, юридических жанров.

3.3. Научный стиль в его устной и письменной разновидности.


4. Риторические приёмы и принципы построения публичной речи

4.1. Современная риторика и профессиональная деятельность.

4.2. Специфика риторической аргументации.

4.3. Способы привлечения внимания аудитории.

4.4. Риторические жанры.


5. Коммуникативная и лингвистическая компетентность носителя современного русского языка

5.1. Коммуникативная компетентность специалиста.

5.2. Коммуникативные барьеры.

5.3. Конфликт и взаимодействие в процессе общения.


3. Учебный план программы «Русский язык»




п/п

Наименование разделов

Всего, час.

В том числе

лекции

практические занятия

1

2

3

4

5

1.

Модернизация лингвистической концепции образования в техническом вузе в связи с Болонским процессом

6

6

-

1.1.

Единое Европейское пространство высшего образования (Болонский процесс) и российские вузы.

3

3

-

1.2.

Динамика Болонского процесса.

1

1

-

1.3.

Главные составляющие Болонского процесса

1

1

-

1.4.

Особенности языковой подготовки специалиста в новых условиях

1

1

-

2.

Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры

8

4

4

2.1.

Русский язык как знаковая система передачи информации.

2

1

1

2.2.

Норма (языковая) как центральное понятие русского языка.

2

1

1

2.3.

Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач

4

2

2

3.

Типы речевых ситуаций и функциональные разновидности современного русского языка

16

8

8

3.1.

Система стилей русского литературного языка

4

2

2

3.2.

Языковые средства и речевые приёмы деловых, коммерческих, юридических жанров.

4

2

2

3.3.

Научный стиль в его устной и письменной разновидности.

8

4

4

4.

Риторические приёмы и принципы построения публичной речи

22

12

10

4.1.

Современная риторика и профессиональная деятельность

6

4

2

4.2.

Специфика риторической аргументации

8

4

4

4.3.

Способы привлечения внимания аудитории

4

2

2

4.4.

Риторические жанры

4

2

2

5.

Коммуникативная и лингвистическая компетентность носителя современного русского языка

20

12

8

5.1.

Коммуникативная компетентность специалиста

6

4

2

5.2.

Коммуникативные барьеры

4

2

2

5.3.

Конфликт и взаимодействие в процессе общения.

10

6

4




Всего:

72

42

30



4. Содержание занятий


Раздел 1. Модернизация лингвистической концепции образования в техническом вузе в связи с Болонским процессом. 6 часов.


Занятие 1.1. Единое Европейское пространство высшего образования (Болонский процесс) и российские вузы. 3 часа – лекция.

Занятие 1.2. Динамика Болонского процесса. 1 час – лекция.

1.3. Главные составляющие Болонского процесса. 1 час – лекция.

1.4. Особенности языковой подготовки специалиста в новых условиях. 1 час – лекция.


Раздел 2. Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры. 8 часов.


Занятие 2.1. Русский язык как знаковая система передачи информации. 1 час – лекция, 1 час – семинар.

Русский язык – национальный язык русского народа. Происхождение русского языка. Русский национальный язык XVIII – XIX веков. Русский язык советского периода. Русский язык конца XX века. Русский язык в современном мире.

Язык – знаковая система. Язык и речь. Формы существования языка.

Занятие 2.2. Норма (языковая) как центральное понятие русского языка. 1 час – лекция, 1 час – семинар.

Правильность как качество грамотной речи. Понятие о языковой норме. Норма императивная и диспозитивная. Нарушение норм современного русского литературного языка и пути их преодоления. Нормы современного произношения и ударения. Грамматические нормы.

Занятие 2.3. Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач 2 часа – лекция, 2 часа – семинар.


Точность, логичность, чистота и уместность как качество грамотной речи. Выразительность и богатство речи. Этические нормы речевой культуры.


Раздел 3. Типы речевых ситуаций и функциональные разновидности современного русского языка. 16 часов.


Занятие 3.1. Система стилей русского литературного языка 2 часа – лекция, 2 часа – семинар.

Из истории отечественной стилистики. Стилевое богатство русского языка. Стилистика языковых единиц. Стилистика текста. Система стилей литературного языка. Взаимодействие стилей.

Занятие 3.2. Языковые средства и речевые приёмы деловых, коммерческих, юридических жанров. 2 часа – лекция, 2 часа – семинар.

Из истории русского делового письма. Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи. Структура и содержание служебных документов. Унификация, стандартизация, кодификация терминов. Понятие о гармонизации терминов и терминосистем. Устная деловая речь.

Занятие 3.3. Научный стиль в его устной и письменной разновидности. 4 часа – лекция, 4 часа – семинар.

Эффективное речевое поведение в научной сфере. Подстили и жанры научного текста. Лингвистические особенности научного стиля речи. Смысловая структура научного текста. Виды компрессии научного текста.

Языковые средства, специальные приёмы и речевые нормы научных работ разных жанров.


Раздел 4. Риторические приёмы и принципы построения публичной речи. 22 часа.


Занятие 4.1. Современная риторика и профессиональная деятельность. 4 часа – лекция, 2 часа – семинар.

Понятие об ораторском искусстве. Цели и задачи современной риторики. Современная деловая риторика. Тема и тезис речи. Формы уклонения от тезиса. План и эписистема. Основные требования к публичному выступлению.

Способы словесного оформления публичного выступления. Логические и интонационно-мелодические закономерности речи. Риторические фигуры речи.

Публичное выступление.

Занятие 4.2. Специфика риторической аргументации. 4 часа – лекция, 4 часа – семинар.

Нисходящая и восходящая аргументация, односторонняя, двусторонняя, опровергающая и поддерживающая, дедуктивная и индуктивная. Аргументы к логосу, пафосу и этосу. Логические и психологические аргументы. Виды ошибок в доказательствах. Ценность рациональных аргументов.

Софизмы и уловки в речи. Рабулистика и черная риторика.

Культура дискутивно-полемической речи.


Занятие 4.3. Способы привлечения внимания аудитории. 2 часа – лекция, 2 часа – семинар.

Голосовые, речевые, «двигательные» приёмы привлечения внимания. Использование вспомогательных материалов. Использование топосов в современной риторике.

Занятие 4.4. Риторические жанры. 2 часа – лекция, 2 часа – семинар.

Зависимость риторического жанра от темы, задачи речи и ситуации. Специфика риторического жанра. Информационная речь и её виды. Убеждающая речь. Разновидности эпидейктической речи.


Раздел 5. Коммуникативная и лингвистическая компетентность носителя современного русского языка. 20 часов.


Занятие 5.1. Коммуникативная компетентность специалиста. 4 часа − лекции, 2 часа – семинар .

Общение как социально-психологический механизм взаимодействия в профессиональной деятельности. Виды делового взаимодействия. Речевые стратегии и тактики в деловом общении. Паралингвистические особенности невербальной коммуникации. Формы деловой коммуникации. Трудности эффективного слушания. Обратная связь в процессе слушания.

Занятие 5.2. Коммуникативные барьеры. 2 часа – лекции, 2 часа – семинар.

Психологические барьеры. Логический, стилистический, семантический и фонетический барьеры. Правила успешной вербальной коммуникации.

Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) как эффективная технология преодоления барьеров в общении и снятии фобий. «Три языка общения». Метамодель. Милтон-модель. Скрытые предположения или пресуппозиции.

Занятие 5.3. Конфликт и взаимодействие в процессе общения. 6 часов – лекции, 4 часа – семинар.

Понятие конфликта. Движущие силы и мотивация конфликта, его негативные и позитивные функции.

Форма и динамика конфликта. Стадии развития, характер конфликтных действий, постконфликтные отношения.

Основные понятия управления конфликтом. Этапы и последовательность оптимального управления. Стратегия и тактика поведения в конфликте.

Обучение навыкам эффективного поведения в конфликтах и их конструктивного разрешения.


6. Учебно-методические материалы


1. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика/ Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: издательство НПО МОДЭК», 2002. – 432с.

  1. Азбука делового общения. М., 1991.

  2. Атватер И. Я вас слушаю… М., 1988.

  3. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие/О.А. Баева. – 4-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2003.

  4. Бодалев А.А.Личность и общение. М., 1995.

  5. Борисов А.Ю. Роскошь человеческого общения. М., 1998.

  6. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать /Пер. с англ. СПб., 1998.

  7. Вересов Н.Н. Формула противостояния, или как устранить конфликт. Флинта, 1998.

  8. Данцев А.А., Нефедов Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 320с.

  9. Деркаченко В.Г. Деловое общение руководителя. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2004

  10. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М., 1988.

  11. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М. 1990.

  12. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. М., 1995.

  13. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет. Учебное пособие для вузов. – М.: «Экономическая литература», 2002.

  14. Купина Н.А. Риторика в играх и упражнениях: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов университета. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 232с

  15. Королева М. Мастер общения: Как разговаривать, чтобы договориться. ИК «Невский проспект». СПб.: 2001.

  16. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. М., 1993.

  17. Лупьян Я.А. Барьеры общения. Конфликты, стресс. Минск, 1980.

  18. Мурашов А.А. Профессиональное общение: воздействие, взаимодействие, успех. М.: Педагогическое общество России, 2000.

  19. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2001.

  20. Правила деловых отношений/Составитель М.Э. Чупрякова. Екатеринбург: изд-во «Литур», 2001.

  21. Рюкле.Х. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение: сокр. пер. с нем. – М.: АО «Интерэкспорт», 1996.

  22. Сопер Поль Л. Основы искусства речи. Пер. с англ. Ростов н/Дону, 1995.

  23. Сухарев В.А. Мы говорим на разных языках. М.: Агентство «ФАИР», 1998.

  24. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. – Мн.: Амалфея, 1996.

  25. . Хазагеров Г.Г., Корнилова Е.Е. Риторика для делового человека: Учебное пособие. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2001. – 136с.







Похожие:

Федеральное агентство по образованию московский государственный университет леса iconФедеральное агентство по образованию гоу впо «московский государственный университет леса» факультет повышения квалификации преподавателей
Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в 2008 г государственных вузов, находящихся в ведении Федерального...
Федеральное агентство по образованию московский государственный университет леса iconФедеральное агентство по образованию гоу впо «московский государственный университет леса» факультет повышения квалификации преподавателей
Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в 2008 г государственных вузов, находящихся в ведении Федерального...
Федеральное агентство по образованию московский государственный университет леса iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
«Московский государственный институт электронной техники (технический университет)»
Федеральное агентство по образованию московский государственный университет леса iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
«Московский государственный институт электронной техники (технический университет)»
Федеральное агентство по образованию московский государственный университет леса iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
«Московский государственный институт электронной техники (технический университет)»
Федеральное агентство по образованию московский государственный университет леса iconФедеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики,...
Федеральное агентство по образованию московский государственный университет леса iconФедеральное агентство по образованию московский государственный университет геодезии и картографии
Рекомендуется для направления подготовки дипломированных специалистов 230200 – Информационные системы
Федеральное агентство по образованию московский государственный университет леса iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Московский физико-технический институт (государственный университет)
Магистерская программа №010696 «Управление развитием высоких и информационных технологий»
Федеральное агентство по образованию московский государственный университет леса iconМетодические рекомендации по подготовке выпускных квалификационных работ по специальности 030501 «юриспруденция»
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский...
Федеральное агентство по образованию московский государственный университет леса iconС. С. Горяев; Федеральное агентство по образованию, кгу. Элиста : Калмыцкий государственный университет, 2009. 67 с ил.; 21 см Экземпляры: всего: 3 чз 6(1), чз 3(1), кх(1)
Горяев, Станислав Санкаевич. Лабораторный практикум по органической химии : учебное пособие / С. С. Горяев; Федеральное агентство...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница