Программа элективного курса «Что ты знаешь о своей наследственности»




Скачать 154.19 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса «Что ты знаешь о своей наследственности»
Дата24.11.2012
Размер154.19 Kb.
ТипПрограмма
Министерство науки и образования Республики Бурятия

Прибайкальский район

МОУ «Турунтаевская районная гимназия»


Программа элективного курса

«Что ты знаешь о своей наследственности»


Учитель биологии:

Воротникова О.А.


2009 год


Пояснительная записка


Программа курса предназначена для подготовки учащихся 9 классов. Рассчитана на 18 часов (1 час в неделю). Вид элективного курса: предметно-ориентированный.

Программа предполагает углубленное изучение отдельных тем и разделов курса «Общая биология», таких как «Учение о клетке», «Размножение и развитие организмов», «Основы генетики и селекции».

Данная программа представляет собой курс углубленного изучения основ наследственности и факторов, определяющих развитие человеческого зародыша в существо мужского или женского пола; причин наследственных болезней и девиантного (отклоняющегося) поведения.

Предлагаемая программа может изучаться как самостоятельный курс и проводиться параллельно с уроками общей биологии.

Программа позволяет ориентироваться на интересы учащихся и поэтому помогает решать важные учебные задачи, систематизируя, углубляя и расширяя биологические знания.

Цель курса состоит в систематизации, подкреплении и расширении знаний об основных свойствах живого: наследственности, изменчивости, размножении, росте и развитии и их проявлениях в организме человека.

Задачи курса:

1) систематизировать и углубить научно-понятийный аппарат, основные биологические положения;

2) расширять биологические знания через исторический обзор, изучение персоналий и толкование ряда вопросов;

3) углубить знания о происхождении половых различий, детерминации пола и поддержании соотношения полов в популяции;

4) показать значение в раскрытии механизма наследования и определения пола цитологических и генетических знаний;

5) познакомить с наследственными заболеваниями человека и их причинами, с различными видами девиантного поведения и причинами их возникновения;

6) сформировать потребность в приобретении новых знаний и способах их получения путем самообразования;

7) научить умению вести научную дискуссию, эвристическую беседу.

Содержание учебного материала программы соответствует целям профильного обучения и в определенной степени дополняет учебную программу, благодаря чему обеспечивает знакомство с отраслями биологии, медицины, с медицинскими специальностями; готовит учащихся к выпускным и вступительным экзаменам, вхождению во взрослую жизнь.


В результате обучения учащиеся должны:

1) приобрести новые дополнительные знания по биологии (сверх базового уровня);

2) осознать свою индивидуальность, научиться бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;

3) научиться толерантному отношению к людям с девиантным полоролевым поведением;

4) расширить свои представления о профессиях.

Основными формами и методами изучения курса являются лекции, семинары, защита рефератов, практикумы по решению задач, устные сообщения учащихся с последующей дискуссией. Предусматривается и индивидуальная форма работы.

Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности учащихся необходимо иметь разнообразные виды заданий, в том числе и тестовых. Измерителем обученности учащихся могут быть: альтернативные задания, биологический диктант, обобщающие вопросы и задания, тесты. Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование у них творческих умений.

У с л о в и я для реализации программы:

1) кабинет биологии;

2) иллюстративный, справочный материал, научная и методическая литература;

3) наличие дидактического и раздаточного материала;

4) таблицы.

Содержание курса


I. Введение. (1 час)

Цели и задачи курса.

История вопроса пола: Аристотель, Леонардо да Винчи, А. Везалий. К. Бэр: «Все живое из яйца». Вводная диагностика.

II. Тайны генома (6 часов)

Гаметы, их отличие от соматических клеток. Гаметогенез. Фазы сперматогенеза. Строение сперматозоида. Овогенез, его фазы. Особенности строения яйцеклеток животных и человека. Овуляция. Гуморальная регуляция овуляции. Оплодотворение, его фазы.

Хромосомы – носители наследственной информации. История открытия хромосом. В. Гофмастер, А. Вейсман. Хромосомы, их строение и типы. Кариотип человека – мужчин и женщин.

История открытия нуклеиновых кислот. И.-Ф. Мишер, Р. Альтман, Д. Уотсон, Ф. Крик, М. Уилкинс, их вклад в изучение ДНК. ДНК и наследственность. Строение и значение ДНК. Репликация ДНК: правило Чаргаффа, сущность принципа комплементарности.

Эмбриональный период развития. Дробление, его виды и формы. Бластула. Типы бластул. Гаструляция. Типы гаструл. Производные зародышевых листков. Морфологические движения клеток при органогенезе. Раннее развитие млекопитающих. Половое развитие зародыша человека. Открытие партеногенеза: К. Зибольд, И. Даревский. Виды партеногенеза – гаплоидный и диплоидный. Естественный и искусственный партеногенез. Партеногенез и человек.

III. Нарушение определения пола. (5 часов)

Наследственные заболевания, их причины: мутации, изменение числа хромосом. Евгеника. Причины нарушения числа хромосом. Тератогены, их влияние на организм. Заболевания, связанные с нарушением числа хромосом: синдром Шерешевского-Тернера, синдром Клайнфельтера, трисомия по половым признакам. Тестикулярная феминизация. Адреногенитальный синдром.

Практическая работа № 1. Популяционная генетика человека. Закон Харди – Вайндерга.


IV. Наследование, сцепленное с полом. (3 часа)

Типы определения пола. Соотношение полов. Гомо- и гетерогаметный пол. Типы хромосомных наборов. Сцепленное с полом наследование. Характеристика болезней и признаков, контролируемых генами, локализованными в X- и У-хромосомах.

Практическая работа № 2. Решение задач по генетике. Наследование признаков, сцепленных с полом.

V. «Мальчик или девочка?» (3 часа)

Девиации в полоролевом поведении: гомосексуализм, неверная половая идентификация, несформированность полоролевого поведения.

Медицинская генетика. Медико-генетическое консультирование. Выбор пола ребенка по желанию. Коррекция пола. Наследственные заболевания, их предупреждение и лечение.

Тематический план

№ п/п

Наименование темы

Всего

часов

В том числе

Формы

контроля

лекции

практические

семинары

I


Введение

З а н я т и е 1.

Странности обыденной жизни


1


1







Вводный

контроль

(тест)

II


Тайны генома

З а н я т и е 2.

Предэмбриональный период развития.

Сперматогенез


6



3





3




1





Творческие задания













З а н я т и е 3.

Предэмбриональный период развития.

Овогенез. Оплодотворение






















1





Творческие задания






















З а н я т и е 4.

Хромосомы – носители наследственных задатков









1



Участие в

семинаре,

творческие задания




З а н я т и е 5.





1

Участие в

семинаре,

творческие задания

«Лестница жизни»




З а н я т и е 6

Геном человека

1





Творческие задания,

Тест












З а н я т и е 7.

Возможно ли «непорочное» зачатие?









1

Участие в

семинаре,

тест




III

Нарушение определения пола

5



1

4







З а н я т и е 8.





1

Участие в семинаре




Гены и здоровье




З а н я т и е 9.







1

Участие в

семинаре




Тератогены













З а н я т и е 10.





1

Участие в семинаре





Наследственные заболевания, связанные с изменением

числа хромосом







З а н я т и е 11 .

Тестикулярная феминизация. Адреногенитальный синдром





1

Участие в

семинаре




























З а н я т и е 12.

Популяционная генетика. Закон Харди –Вайнберга





1




Практическая самостоятельная работа













IV

Наследование, сцепленное с полом

З а н я т и е 13.

Типы определения пола

3

1

1

1




1





Творческие задания
















З а н я т и е 14.

Характеристика болезней человека, гены которых локализованы в половых хромосомах





1

Участие в

семинаре
















З а н я т и е 15.

Решение задач. Наследование, сцепленное с полом



1



Практическая самостоятельная работа













V

«Мальчик или девочка?»

3

1



2







З а н я т и е 16.

«Мальчик или девочка?»

1





Рефераты
















З а н я т и е 17.

Медицинская генетика





1

Участие в










семинаре




З а н я т и е 18.

Заключительное занятие







1

Защита эссе















Литература


1. Адельшина, Г. А., Адельшин, Ф. К. Генетика в задачах. Учебное пособие. – Волгоград: ВГАФК, 2001.

2. Афонькин, С. Ю. Хромосомы и пол // Биология. Приложение к газете «Первое сентября», 2002, № 3–8.

3. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / А. С. Батуев, М. А. Гуленкова, А. Г. Еленевский и др. – М: Дрофа, 2000.

4. Биология. Школьный курс. – М.: ACT-ПРЕСС, 2000 (Универсальное учебное пособие).

5. Грин, Н., Стаут, У., Тейлор, Д. Биология: в 3 т. / перевод с англ. – М.: Мир, 1990.

6. Карузина, И. П. Биология. – М., 1972.

7. Кемп, П., Армс, К. Введение в биологию / перевод с англ. – М.: Мир, 1998.

8. Кон, И. С. Введение в ceксологию. – М., 1989.

9. Кузнецова, В. Н. Никотин, алкоголь и наркотики – тератогены // Биология. Приложение к газете «Первое сентября», 2004, № 18–19.

10. Мещерский, И. Г., Феоктистов, Н. Ю. Еще раз про гомосексуализм // Биология. Приложение к газете «Первое сентября», 2004, № 19.

11. Общая биология: учеб. для 10–11 кл. шк. с углубл. изуч. биологии / А. О. Рувинский, Л. В. Высоцкая, С. М. Глаголев и др.; под ред. А. О. Рувинского. – М.: Просвещение, 1993.

12. Петросова, Р. А., Пиленко, Н. П., Теремов А. В. Дидактический материал по общей биологии // Биология. Приложение к газете «Первое сентября», 1996, № 33–39; 1997, № 22–23.

13. Тарасенко, Н. Д., Лушанова, Г. И. Что вы знаете о своей наследственности? – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е, 1991.

14. Чебышев, Н. В., Кузнецов, С. В., Демченко, А. Н., Зайчикова, С. Г. Генетика и онтогенез. Учебное пособие. – М.: ММА им. Сеченова, «Издательство Барс», 1999.

15. Штрабанова, С. Кто мы? Книга о жизни, клетках и ученых. – М.: Прогресс, 1984.

Похожие:

Программа элективного курса «Что ты знаешь о своей наследственности» iconПрограмма элективного курса
Содержание курса поможет понять, почему здоровье – физическое и духовное, главное богатство человека; каким образом здоровье зависит...
Программа элективного курса «Что ты знаешь о своей наследственности» iconПлан работы элективного курса на 2011 2012 уч г
Работа элективного курса планируется по программе элективного курса «Подготовка к егэ». В связи с тем, что на занятия отводится один...
Программа элективного курса «Что ты знаешь о своей наследственности» iconПрограмма элективного курса для 9-го класса
Содержание курса в школьных учебниках представлено «вскользь», о нем только упоминается, в процессе подготовки к занятиям элективного...
Программа элективного курса «Что ты знаешь о своей наследственности» iconПрограмма курса для учащихся 11 классов. Название курса: «Основы генетики и селекции»
Программа предназначена для углубленного изучения учащимися 11 класса сложных вопросов генетики и практической селекции. Программа...
Программа элективного курса «Что ты знаешь о своей наследственности» iconПрограмма элективного учебного курса по русскому языку в 11 классе
Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах...
Программа элективного курса «Что ты знаешь о своей наследственности» iconПодготовка к экзамену
Определи для себя, что ты знаешь, а чего не знаешь, прежде всего, для того, чтобы не повторять все подряд, потому что это не имеет...
Программа элективного курса «Что ты знаешь о своей наследственности» iconПрограмма элективного курса по литературе
Программа элективного курса «Анализ художественного произведения» составлена с опорой на учебное пособие Е. И. Никитиной “Русская...
Программа элективного курса «Что ты знаешь о своей наследственности» iconАвторская программа элективного курса
Программа элективного курса в 9 классе «Наш край» разработана в соответствии с требованиями предпрофильной подготовки учащихся 9...
Программа элективного курса «Что ты знаешь о своей наследственности» iconПрограмма элективного курса по обществознанию
Обучающая образовательная программа элективного курса для 9- Х классов «Ступенька к власти» состоит из 2- Х частей
Программа элективного курса «Что ты знаешь о своей наследственности» iconПрограмма элективного курса
Вид элективного курса: предметно-ориентировочный. Программа предполагает углубленное и расширенное изучение отдельных тем и разделов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница