Реферат по литературе как форма учебно-исследовательской деятельности учащихся




Скачать 431.56 Kb.
НазваниеРеферат по литературе как форма учебно-исследовательской деятельности учащихся
страница1/8
Дата24.11.2012
Размер431.56 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4

г. Переславль-Залесский


Богачёва Ольга Алексеевна

Русский язык и литература


Реферат по литературе как форма

учебно-исследовательской деятельности учащихся.


Ярославская область


2009

Содержание


Содержание 2

ВВЕДЕНИЕ 4

Цели и задачи работы 5

2.1. Какой ученик может заниматься реферативной работой? 9

2.2. Особенности консультативной работы учителя 9

Руководители несут ответственность за качество и содержание исследовательской работы ученика. 10

2.3. Структура реферата 10

2.4 Система работы над рефератом 12

2.4.2. Что должен предусмотреть учитель, формулируя тему реферата? 12

2.4.7. Продолжительность работы над рефератом 16

2.5. Процедура защиты. 17

2.6. Оценка реферата 19

20

Фамилия, имя защищающегося. 20

Критерии оценки реферата 20

Соответствие работы критериям 20

Полностью соответствует 20

Частично соответствует 20

Не соответствует 20

Знания и умения на уровне стандарта образовательной области 20

Широта кругозора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению 20

Глубина проникновения в тему 20

Владение основами исследовательской деятельности 20

Способность проявлять самостоятельные оценочные суждения по существу исследовательской проблемы 20

Способность кратко и грамотно изложить суть работы 20

Свободное владение материалом, способность вести диалог, аргументировано отвечать на вопросы 20

Проявление творческих способностей при решении задач исследования 20

Культура оформления материалов 20

Примечание 20

2.7. Применение опыта исследовательской работы на уроках литературы 21

2.8. Формирование ключевых компетентностей при работе над рефератом 22

2.9.Результативность работы 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

Информационные источники 25

Приложения 27

Приложение 1 27

Памятка для учащегося по разработке реферата 27

Приложение 2 28

Общие требования и правила оформления текстов 28

Приложение 3 29

Темы рефератов, апробированные в ходе учебной деятельности 29

Отзыв руководителя о выпускной учебно-исследовательской работе. 31

Отзыв руководителя 31

о учебно-исследовательской работе 31

Отзыв руководителя 32

на экзаменационный реферат 32

Отзыв руководителя 33

на экзаменационный реферат 33

ВВЕДЕНИЕ



Как одна из форм работы над текстом литературного произведения реферат используется в методической практике достаточно давно. Но особое значение он начинает приобретать с 1992 года, когда вводится как одна из форм итоговой аттестации выпускников средней школы по ряду предметов (в том числе и по русскому языку и литературе). К этому времени относится и мой первый опыт по работе над экзаменационными рефератами.

Всего на моём счету семь выпусков, и ни один из них не обходился без этой формы сдачи экзамена по литературе. В свою очередь, работая с учащимися над подобной формой исследовательской деятельности, я как педагог всё более убеждаюсь в её актуальности и с точки зрения развития предусмотренных Государственным Стандартом образования компетентностями, и с точки зрения необходимости данных умений и навыков для дальнейшего обучения в средних специальных и высших учебных заведениях.

И в настоящее время реферат не утрачивает свою значимость. Переход на независимую форму аттестации — ЕГЭ по литературе – не умаляет его значения как формы исследовательской работы, позволяющей формировать у учащихся те умения и навыки, которые заявлены как приоритетные в Стандартах нового поколения. Особое внимание к развитию учебно-исследовательской деятельности и познавательной самостоятельности школьников обусловлено и пересмотром «предметоцентристской» ориентации общеобразовательной школы. Сейчас уже ясно, что усвоение содержания образования является не конечной целью, а лишь средством развития личности. Учебно-исследовательская деятельность школьников является сегодня одним из способов преодоления «предметоцентризма», изолированности отдельных наук. Она позволяет не только учесть реальные интересы и образовательные потребности ученика, выходящие подчас за рамки программы того или иного курса, но и ориентирует на освоение путей и способов расширения новых знаний, на освоение методологии самостоятельного научного исследования.

Как уже было сказано, реферат остаётся такой формой исследовательской работы, которая обеспечивает развитие у обучающихся многих предусмотренных Государственным Стандартом компетентностей. Недаром всё чаще на уровне области и региона проводятся многочисленные ученические конференции, основанные на реферативной исследовательской работе.

Ещё хотелось бы отметить, что претерпевает изменения и форма защиты реферата: интерактивная поддержка её в виде компьютерной презентации интересна учащимся и делает саму защиту современной.

Реферат также позволяет сформировать новый стиль взаимоотношений педагога и ученика, готовит старшеклассника к внеурочному сотрудничеству с научным руководителем, что становится одним из компонентов личностно-ориентированного подхода в достижении общекультурной компетенции выпускников школы. При написании реферата автор работы и научные руководители выступают как единый исследовательский и творческий коллектив, представляющий результаты своей деятельности компетентным экспертам. А это, в свою очередь, способствует развитию нового качества образовательной мотивации школьников, которая основывается на четырёх основных компонентах: возможности выбора, развитии познавательного интереса, возможности заниматься исследованием научной проблемы. Эти компоненты образовательной мотивации учеников, несомненно, очень актуальны, и реферат как форма учебной деятельности, конечно, останется важной составляющей учебного процесса. Поэтому считаю, что мой опыт работы над ученическим рефератом на сегодня актуален и будет интересен моим коллегам.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Реферат по литературе как форма учебно-исследовательской деятельности учащихся iconИнтеграция проектно-исследовательской деятельности учащихся старшей школы по истории и литературе как одно из условий формирования общекультурной компетентности

Реферат по литературе как форма учебно-исследовательской деятельности учащихся iconРеферат как форма устного экзамена по литературе
Реферат (от лат. Referre – докладывать, сообщать) – это либо доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных...
Реферат по литературе как форма учебно-исследовательской деятельности учащихся iconУчебно- исследовательская работа Рекомендации для учащихся
Задачи, решаемые при организации и проведении учебно-исследовательской деятельности ли­цеистов 6
Реферат по литературе как форма учебно-исследовательской деятельности учащихся icon«Основы исследовательской деятельности учащихся»
Данный спецкурс предназначен для учащихся 7-11-х классов, проявляющих интерес к занятиям исследовательской деятельностью
Реферат по литературе как форма учебно-исследовательской деятельности учащихся iconПрограмма кружка школы экспедиции
Школа экологической экспедиции является формой учебно-воспитательной работы в процессе реализации учебно-исследовательской деятельности...
Реферат по литературе как форма учебно-исследовательской деятельности учащихся iconПояснительная записка Развитие исследовательской компетенции, готовность к осуществлению самостоятельной познавательной деятельности считается одной из актуальнейших
Целью курса является знакомство с инновационными способами и приемами организации исследовательской деятельности учащихся
Реферат по литературе как форма учебно-исследовательской деятельности учащихся iconПояснительная записка Развитие исследовательской компетенции, готовность к осуществлению самостоятельной познавательной деятельности считается одной из актуальнейших
Целью курса является знакомство с инновационными способами и приемами организации исследовательской деятельности учащихся
Реферат по литературе как форма учебно-исследовательской деятельности учащихся iconРеферат печатается с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210 Х 297 мм) и представляется в сброшюрованном виде в папке типа «скоросшиватель»
Реферат – это краткое изложение в письменном виде содержания и результатов индивидуальной учебно-исследовательской деятельности,...
Реферат по литературе как форма учебно-исследовательской деятельности учащихся iconКак подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности?
В 1-ом классе основное внимание уделяю развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности (оуун), привитию...
Реферат по литературе как форма учебно-исследовательской деятельности учащихся iconПоложение о безотметочной системе оценивания учащихся 1-х классов моу «Ликино-Дулёвский лицей»
Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует пятибальная форма отметки как форма количественного выражения...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница