Опыта «Гражданско-правовое обучение и воспитание обучающихся 8-9 классов через уроки истории и обществознания, деятельность Клуба будущих избирателей «Выбор»




НазваниеОпыта «Гражданско-правовое обучение и воспитание обучающихся 8-9 классов через уроки истории и обществознания, деятельность Клуба будущих избирателей «Выбор»
страница1/4
Дата24.11.2012
Размер0.69 Mb.
ТипУрок
  1   2   3   4


Управление образования администрации

Старооскольского городского округа

Белгородской области


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации)

специалистов «Старооскольский городской

институт усовершенствования учителей»


«Гражданско-правовое обучение и воспитание обучающихся 8-9 классов через уроки истории и обществознания, деятельность Клуба будущих избирателей «Выбор»


Дубченко Татьяна Анатольевна,

учитель истории и обществознания

муниципального общеобразовательного

учреждения «Основная общеобразовательная Обуховская школа»


Старый Оскол

2011

Содержание:


Информация об опыте ………………………………….................3


Технология опыта…………………………………………………11


Результативность опыта…………………………………………..18


Библиографический список………………………………………23


Приложение к опыту……………………………………………..24

Профессиональная карта учителя……………………………..…69


Заявка………………………………………………………………71


Тема опыта «Гражданско-правовое обучение и воспитание обучающихся 8-9 классов через уроки истории и обществознания, деятельность Клуба будущих избирателей «Выбор»

Информация об опыте


Условия возникновения опыта.

Автор опыта работает учителем истории и обществознания в муниципальном общеобразовательном учреждении «Основная общеобразовательная Обуховская школа». Данное учебное заведение характеризуется устойчивым контингентом учащихся, так как это сельская школа, практически все дети учатся в Обуховской школе. Образовательное учреждение работает в тесном контакте с администрацией Обуховской сельской территорией, с участковой избирательной комиссией, с Обуховским Домом культуры, с Домом-музеем В. Я. Ерошенко. Социальная среда учащихся разнообразна: это дети рабочих и служащих ОАО «ОЭМК», агрофирмы «Металлург», так же многие родители работают в организациях и учреждениях г. Старый Оскол, это связано с близостью к городу. Как следствие, ученики имеют различный уровень интеллекта, коммуникативных способностей, нравственных устоев и качеств. Школа является в селе - социокультурным центром, поэтому именно школа является начинателем многих важных дел и событий, связанных с селом.

Проведенное социологическое исследование «Гражданская позиция молодежи» среди учащихся 8-9 классов в школе и среди молодежи села показало следующее:

*интересуются политикой-26%, не интересуются – 74%;

*участие в общественно-политической жизни – это беседы на политические темы- 6%, не принимаю никакого участия – 70%, хотел бы участвовать, но не знаю как – 24%;

*из каких источников вы узнаете о политических новостях – СМИ – 80%, Интернет – 54%, учебные занятия – 74%;

*74% представителей молодежи считают, что от их личного участия в политике не изменится ситуация в городе, селе, 26% затрудняются ответить;

*на вопрос «Какая из политических партий, по Вашему мнению, больше всего выражает интересы молодежи» - 15% ответили, что «Единая Россия», а 85% затруднялись в ответе;

*представители молодежи считают, что для повышения политической активности необходимо создание различных молодежных организаций – 63%, введение информационной открытости и отчетности всех структур власти – 58%, вовлечение молодежи в разработку и реализацию приоритетных направлений государственной молодежной политики-58%.

Данное исследование и новые явления, связанные с демократической Россией: это формирование гражданского общества и правового государства, рыночная экономика, признание человека, его прав и свобод поставили новые задачи перед отечественной системой образования.

Сегодня система образования ориентирована на подготовку современно образованных, нравственных и предприимчивых людей, способных принимать ответственные решения в ситуации выбора и прогнозировать их возможные последствия, умеющих сотрудничать и отличающихся мобильностью, динамизмом и конструктивностью, обладающих развитым чувством ответственности за судьбу страны. Да, надо признать: что активность молодежи в политической жизни и участие в выборах ниже, чем у избирателей старшего поколения. Это объясняется неверием в то, что их голос может что-то решить. Кроме того, для молодых, огромное значение имеет личность самого кандидата. Молодежь, привлекают яркие личности, которые отличаются оригинальностью мышления, нестандартным подходом к решению молодежных проблем.

Все это подтверждает необходимость в эффективном гражданско-правовом образовании и воспитании. В школе оно осуществляется через уроки истории и обществознания, и внеурочную деятельность, связанную с созданным в 2006 году Клубом будущих избирателей

Работа Клуба помогает решить проблему гражданско-правового и электорального обучения и воспитания.


Актуальность опыта

Становление гражданственности российской молодежи имеет огромное значение для жизни, как самой молодежи, так и для всех живущих в России. Интерес к политической жизни приходит постепенно. Это, прежде всего, интерес и небезразличное отношение к коренным изменениям в историческом развитии России.

В период предвыборных кампаний основной упор делается на молодежь. К сожалению, люди старшего поколения часто сетуют на то, что молодежь нынче не та, она крайне деполитизирована, не участвует в выборах.

Конечно, каждое новое поколение отличается от предыдущего. Но это вовсе не значит, что нынешнее поколение молодых не думает о завтрашнем дне и не интересуется политикой. И результаты последних выборов показали, что молодые люди все-таки стали более активно участвовать в голосовании. Этот результат того, что осуществляется систематическое политическое и гражданско-правовое воспитание и обучение молодежи еще со школьной скамьи.

Цель гражданско-правового образования и воспитания – это формирование у учащихся правовой и политической культуры, становление общественно активной, социально компетентной личности, обладающей чувством собственного достоинства, знающей и уважающей права и свободы человека, готовой и умеющей отстаивать и защищать их, наделенной гражданским самосознанием. Для достижения этой цели на территории Белгородской области принята областная целевая программа «Повышение правовой культуры населения Белгородской области в 2009-2011годах». Существенным элементом системы гражданского образования является изучение политических и избирательных прав граждан, федерального и регионального избирательного законодательства, законодательства о местном самоуправлении, политико-правовых, социальных и иных процессов в стране и регионе.

Обучение правам человека является составляющей гражданского образования. Для жизни в правовом государстве, в гражданском обществе необходимо поднять уровень обучения правам человека, правам ребенка. Это способствует воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к национальным и религиозным традициям других народов; содействует формированию нравственной, эстетической и правовой культуры обучающихся.

Значительный потенциал становления гражданственности имеет ознакомление учащихся с работой Федеральных, областных органов государственной власти и органов местного самоуправления, участие школьников в управлении школой и решении актуальных проблем местного сообщества.

Современная школа должна предоставить своим учащимся возможность попробовать себя в организации и деятельности клубов, творческих объединений, ассоциаций, в работе школьных средств массовой информации и создать необходимые условия для реализации их гражданских прав, в том числе права избирать и быть избранным в руководящие органы ученического самоуправления, получать удовлетворение от процесса и результата своей деятельности, направленной на благо других.

Достижения поставленных целей гражданско-правового образования не могут быть достигнуты исключительно в рамках проведения отдельных уроков и мероприятий, наиболее целесообразным в достижении поставленных целей является комплексный подход, при котором сочетается урочные и внеурочные формы работы. Именно такой подход представляется наиболее перспективным в гражданском образовании и воспитании учащихся, т.к. позволяет решать многие актуальные задачи модернизации современной школы: повысить роль воспитательной составляющей процесса обучения будущих избирателей, сделать воспитание гражданственности и гражданского сознания единой линией педагогического воздействия.

В настоящее время молодежи в нашей стране необходимо уделить пристальное внимание как главному ресурсу общества, от которого в скором времени будет зависеть вся полнота принятия политических решений. Как вдохнуть и воспитать у молодых и будущих избирателей чувство патриотизма и высокой гражданской ответственности за будущее России, как уже сегодня их вовлечь в управление государственными и общественными делами, как привить им правовые знания и политическую культуру?

Этого можно добиться через овладение правовыми знаниями и формирование электоральной культуры подрастающего поколения. Безусловно, это нельзя сделать за несколько дней или месяцев, в этом плане должна проводиться четкая и целенаправленная работа.

В нашем регионе осуществляется систематическое политическое и правовое воспитание молодежи еще со школьной скамьи, что повышает их активность в избирательном процессе, как указывалось выше, результаты последних выборов в Белгородской области показали более высокую активность в голосовании молодых людей. Под правовым образованием в школе сегодня понимается создание условий для формирования правовой культуры, уважения к праву, компетентность в защите прав и свобод, своих законных интересов. Важно и необходимо закладывать обучающимся со школьной скамьи знания о структуре деятельности и путях формирования всех звеньев власти, всемерно повышать электоральную культуру, развивать гражданское мышление, формировать активную гражданскую позицию. Это осуществляется через введение элективных курсов по избирательному законодательству в каждом образовательном учреждении. Занятия в основном проводятся во внеурочное время в виде семинаров, деловых игр, написания рефератов. Избирательными комиссиями и органами образования проводятся школьные, муниципальные и региональные олимпиады по избирательному законодательству.

Но, а самая результативная форма работы – это создание Клубов будущих и молодых избирателей, которых у нас в области существует около четырехсот, они создаются в учебных заведениях, по месту жительства, Внеурочная деятельность дает более широкое поле деятельности. В отличие от учебных занятий, здесь нет жесткого ограничения во времени, места приложения сил. Здесь возможна живая практика, с настоящими социально значимыми результатами, реально влияющими на социальную действительность. Вся деятельность дает обучающимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе учебных занятий, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя; с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах села, города, края, наконец, страны в целом. В ходе работы, обучающиеся активно используют свои знания, общаются и сотрудничают друг с другом.

В Клубе будущих избирателей учащиеся приобретают необходимые знания, которые позволяют им активно участвовать в жизни нашего общества, когда каждый из них станет активной, творческой личностью в современном мире. Покинув стены школы, они смогут критично мыслить, осуществлять самостоятельный, осознанный выбор своего места и роли в жизни, принимать активное участие в положительных переменах общества, отвергая потребительские лозунги «Пусть кто-то, а не я», «На мой век хватит», «От меня ничего не зависит».

Можно на деле дойти до каждого ребенка, ученика, и результаты, и очень хорошие, обязательно будут, пусть и не сразу, и их участие в выборах, в жизни страны станет нормой, осознанной необходимостью. Самое главное, что учащиеся будут неравнодушными гражданами своего государства, ведь ясно, что активности и неравнодушия каждого из наших учеников сегодня, зависит успех и благополучие России завтра.

Познакомившись с материалами для обучения будущих избирателей основам избирательного законодательства, изданными Избирательной комиссией Белгородской области,

с выступлением академика РАО Л.Н. Боголюбова на Третьей Всероссийской научно-практической конференции «Правовое образование в общеобразовательных учреждениях: проблемы реализации концепции модернизации образования», анализируя современный этап развития общества, учитель пришел к мнению о необходимости уделить особое внимание гражданско-правовому обучению и воспитанию. Оно должно стать основой дальнейшей социализации школьников в обществе; обеспечить наиболее комфортный переход к пониманию и сознанию учащимися себя полноправными членами общества, гражданами, избирателями. Избирателями не только в гражданско-правовом смысле, но и в общечеловеческом. Умение делать достойный выбор, нести за него ответственность, иметь четкую позицию в жизни – все это характеризует школьника как высокоорганизованную, развитую личность, достойную уважения. Выработать подобные качества за один урок или мероприятие, конечно же, невозможно, но, используя современные образовательные технологии и данный опыт, можно добиться очень много.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы гражданско-правового обучения и воспитания через уроки истории и обществознания, через внеурочную деятельность - Клуб будущих избирателей, способствующей формированию и воспитанию нового, демократического типа личности школьника, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и делами общества, приобретению опыта гражданской социально-полезной деятельности, занятию активной жизненной позиции.

Работа над опытом длилась в течение 5 лет.

Над этой темой Дубченко Т.А. работает с 2006 года, в процессе исследования выделила следующие этапы:

  • аналитико-диагностический этап (2006-2007): возникновение идеи опыта, определение целей, постановка задач, выбор методов и средств их решения, анализ специальной литературы, обоснование необходимости создания Клуба будущих избирателей;

  • практический этап (2007-2010): лекции, семинары, круглые столы, проекты, олимпиады;

  • аналитико-обобщающий этап (2010-2011): обработка и систематизация результатов работы, выводов, оформление итогов, оценка учителем результатов своей деятельности.

Диапазон опыта. Выработана единая система «урок – внеурочная деятельность» по формированию системы гражданско-правового обучения и воспитания.

Теоретической базой опыта является совокупность идей кандидата педагогических наук, профессора Л.В. Кузнецовой, кандидата исторических наук А.Н. Иоффе, академика Л.Н. Боголюбова, которые выдвигают задачи, стоящие перед образованием в связи с новым современным этапом развития общества, с изменившимися условиями жизни в нашей стране. «Гражданско-правовое воспитание и обучение в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки детей и молодежи к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, в также укрепления ответственности подрастающего поколения за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих творческих способностей, их реализацию в интересах прогрессивного, устойчивого развития общества и в целях достижения собственного жизненного успеха».

Академик Л.Н.Боголюбов считает, что новое качество образования понимается в концепции модернизации российской школы как формирование ключевых социальных компетенций, включающих в себя целую систему универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности, личную ответственность обучающихся. В сфере гражданско-общественной деятельности это следующие компетенции: «способность поступать в соответствии с нравственно-правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества, в том числе это в полной мере относится и к общественному институту избирательного права». Такой компетентностный подход - основа дальнейшей социализации вчерашних школьников в обществе.

  1   2   3   4

Похожие:

Опыта «Гражданско-правовое обучение и воспитание обучающихся 8-9 классов через уроки истории и обществознания, деятельность Клуба будущих избирателей «Выбор» iconИнновационного педагогического опыта
«Формирование гражданско-патриотических ценностей на уроках истории и обществознания, внеклассной работе»
Опыта «Гражданско-правовое обучение и воспитание обучающихся 8-9 классов через уроки истории и обществознания, деятельность Клуба будущих избирателей «Выбор» iconГражданско-правовое воспитание студентов колледжа (в помощь классному руководителю)
Гражданско-правовое воспитание студентов колледжа (в помощь классному руководителю) // Составители Г. И. Лавренова, С. Н. Трещилова....
Опыта «Гражданско-правовое обучение и воспитание обучающихся 8-9 классов через уроки истории и обществознания, деятельность Клуба будущих избирателей «Выбор» icon«Гражданско-патриотическое воспитание школьников в условиях сельского социума»
Из опыта работы учителя истории моу «сош с. Кормежка» Балаковского района Саратовской области
Опыта «Гражданско-правовое обучение и воспитание обучающихся 8-9 классов через уроки истории и обществознания, деятельность Клуба будущих избирателей «Выбор» iconПравовое воспитание школьников (из опыта работы)
Введение…
Опыта «Гражданско-правовое обучение и воспитание обучающихся 8-9 классов через уроки истории и обществознания, деятельность Клуба будущих избирателей «Выбор» iconОтдел образования Администрации Октябрьского района
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, на 2010-2014 годы» и районной...
Опыта «Гражданско-правовое обучение и воспитание обучающихся 8-9 классов через уроки истории и обществознания, деятельность Клуба будущих избирателей «Выбор» iconИз опыта работы учителя истории, обществознания и географии
Хотя тогда я и предположить не мог, что через несколько лет успехи в олимпиадах некоторых из моих учеников заставят меня задуматься...
Опыта «Гражданско-правовое обучение и воспитание обучающихся 8-9 классов через уроки истории и обществознания, деятельность Клуба будущих избирателей «Выбор» iconАнализ работы кабинета истории (№5) за 2007/2008 учебный год
Кабинет истории и обществознания в 2007/2008 учебном году использовался для проведения уроков истории, обществознания, экономики...
Опыта «Гражданско-правовое обучение и воспитание обучающихся 8-9 классов через уроки истории и обществознания, деятельность Клуба будущих избирателей «Выбор» iconПлан работы методического объединения учителей истории и обществознания Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
...
Опыта «Гражданско-правовое обучение и воспитание обучающихся 8-9 классов через уроки истории и обществознания, деятельность Клуба будущих избирателей «Выбор» iconПлан работы методического объединения учителей истории и обществознания Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
...
Опыта «Гражданско-правовое обучение и воспитание обучающихся 8-9 классов через уроки истории и обществознания, деятельность Клуба будущих избирателей «Выбор» iconСамостоятельная работа обучающихся на уроках истории и обществознания
В течение многих лет преподавания истории и обществознания в школе я пытаюсь изменить это представление о самостоятельной работе...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница