Урок обществознания в 11 классе «твой выбор твоё будущее»




Скачать 157.32 Kb.
НазваниеУрок обществознания в 11 классе «твой выбор твоё будущее»
Дата24.11.2012
Размер157.32 Kb.
ТипУрок
УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 11 КЛАССЕ «ТВОЙ ВЫБОР – ТВОЁ БУДУЩЕЕ».


Тип данного урока - повторительно-обобщающий

Место урока в курсе обществознания - после изучения политико-правового блока, когда учащиеся уже познакомились с основами Российской Конституции, ветвями власти, основными органами и институтами политической власти, правами и свободами граждан, формами участия граждан в политической жизни страны.

Ход урока

Особенность урока и его ценность состоит в том, что в нём принимают участие в качестве равноправных субъектов учащиеся, учитель-координатор и представители местных органов власти, Избирательной комиссии РО, министерства образования и т.д.

Начинается урок с приветствия и представления гостей. Затем гости говорят несколько слов об Акции «Голосует молодёжь», о её целях и задачах, об актуальности темы урока в преддверии выборов Президента РФ в марте 2004г.(см.Приказ Министерства общего и профессионального образования РО №2489 от 31.12.03 «О проведении областной акции «Голосует молодёжь» в период подготовки и проведения выборов Президента РФ»).

Учитель-координатор говорит коротко о том ЧТО, КАК и ЗАЧЕМ мы будем делать на этом уроке.

ЧТО мы будем делать?

  1. Обобщим наши знания по политико-правовой сфере жизни общества, отметим значение трёх ветвей власти и особенно власти президентской для функционирования демократического государства.

  2. Дадим оценку имеющимся в нашем обществе условиям и формам политического участия.

  3. Индивидуализируем подход к выборам, определим для себя свою гражданскую ответственность в деле демократизации общества.


КАК мы будем это делать?

1. Всё это мы будем делать в командах, разделившись на группы.

2. Творчески подходя к заданиям. Мы будем проектировать, писать

программы, дискутировать и заявлять свою позицию.


ЗАЧЕМ нам всё это?

Чтобы почувствовать себя причастными к жизни своего государства,

своего народа, чтобы понять: от моей позиции зависит многое в этой

стране. Я – её гражданин.

Далее учащиеся делятся на группы в соответствии с цветом своих бэйджей (красные – законодательная власть, синие – исполнительная власть, белые – судебная власть, зелёные – президентская власть) и занимают места за столами с соответствующей табличкой. У каждой группы на столе имеется таблица-заготовка для работы по первому заданию (см. Приложение №2) и 2-3 экземпляра Конституции РФ.


I ЭТАП урока мы назвали «Разделение властей в Российской Федерации.

Особенности президентской власти по Конституции 1993 года»

Этот этап урока начинается со слов ведущего (представитель местных органов власти): «Не случайно наш урок начинается с темы «Разделение властей в Российской Федерации. Особенности президентской власти». Для вас, граждан России и будущих избирателей, должны быть ясны и понятны демократические принципы, заложенные в основу политической системы Конституцией РФ 1993года. В декабре 2003 года мы отмечали 10-летие нашей Конституции.

Разделение властей, как известно, один из основополагающих принципов демократии и правового государства. Впервые он был сформулирован в ХVIII веке французскими и английскими просветителями (в частности, в работах Монтескье и Локка).

? Знаете ли вы, в чём состоит сущность этого принципа?

- Чтобы предотвратить произвол верховной власти, необходимо рассредоточить её на 3 ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Тем самым достигается независимость, самостоятельность и взаимный контроль ветвей власти. Другими словами, создаётся «система сдержек и противовесов» (по американской Конституции).

? Как в Российской Федерации действует этот принцип?

- По Конституции 1993г. в России существует Законодательная власть – Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Исполнительная власть представлена Правительством РФ. Судебная власть представлена Конституционным Судом, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом.

Но наряду с этими ветвями власти в России существует Президентская власть – особый вид государственной власти, включающий в себя элементы всех трёх ветвей власти.

? Как вы думаете, с чем связана эта особенность политической жизни в России:

- с традициями нашего государства, где исторически существовала сильная центральная власть;

- или с трудностями переходного периода, в котором оказалась наша страна;

- или с многонациональным характером, обширными территориями, трудностью задач управления;

- или, может быть, это освоение уже существующего опыта других стран, например США, где довольно сильная президентская власть?

Нам предстоит выяснить сейчас: Как формируется законодательная, исполнительная, судебная и президентская власть? Какие демократические принципы лежат в основе формирования и функционирования 3-х ветвей власти? Какое значение каждая из них имеет для политической жизни? Что об этом написано в Основном Законе – Конституции РФ?

Учитель-координатор инструктирует о методах работы на этом этапе. Учащиеся работают в группах с Конституцией по своей ветви власти, анализируя статьи, отвечают на вопросы, поставленные в таблице, кратко вписывают ответы и указывают номер статьи Конституции.

О значении ветви власти группа формулирует общий вывод на основании полученных данных и собственного опыта. На подготовку своей части таблицы отводится 10-12 минут.

Следующий шаг – обсуждение и презентация результатов работы групп. Вести эту часть урока также лучше всего предоставить право представителям местной власти. Ребята по очереди зачитывают ответы на вопросы таблицы, говорят о своём видении значения этих ветвей власти, отвечают на вопросы ведущего и др. групп. Особое внимание на этом этапе работы ведущему следует сосредоточить на 4-ой группе, которая изучает прерогативы президентской власти. Необходимо учесть, что президентская власть в нашей стране вбирает в себя элементы всех трёх ветвей власти, т.к. Президент РФ имеет право законотворческой инициативы и право «вето».

(з/д власть), является главой государства и Верховным Главнокомандующим, представляет интересы России на международной арене (исполнительная власть). Кроме того, Президент РФ имеет право помилования преступников.

Остальные учащиеся в это время слушают и фиксируют в свои таблицы сведения о всех ветвях власти, задают вопросы, комментируют, получают разъяснения ведущего. По окончании этого этапа должен быть получен коллективный продукт в виде заполненной группой таблицы по всем ветвям власти, за что группа может получить оценку (выставляется учителем по результатам проверки).

Завершает II этап очень важный и интересный приём «Мозговой штурм», который применяется для ответа на вопрос: Какие черты должны быть присущи, по вашему мнению, Президенту страны? Этот вопрос задаёт ведущий, учитель в это время фиксирует всё сказанное учениками на доске или на плакате А-1 маркерами. Затем можно провести систематизацию и ранжирование ответов, задать дополнительные вопросы: Какие качества вы считаете приоритетными среди всех названных? Какие качества характеризуют Президента как человека, а какие – как политического деятеля? Можно провести небольшую дискуссию.

Ведущий подводит итог этому этапу, отмечая важность, сложность и значимость президентского поста и президентской власти в России.

III ЭТАП урока «Формы участия граждан в политической жизни страны».

В самом начале этого этапа урока учитель-координатор производит перераздел на группы среди учащихся. Необходимо теперь разделиться по номеру на бэйдже: 1, 2, 3, 4. Ученики занимают новые места за столами с табличками:

1. КОНСЕРВАТОРЫ,

2. ЛИБЕРАЛЫ,

3. СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТЫ,

4. КОММУНИСТЫ.

На обратной стороне табличек даётся короткое изложение взглядов, присущих всем этим идеологическим течениям. Участников следует уведомить, что, не смотря на то, что они, возможно, не разделяют взглядов, которые им придётся выражать, всё же очень полезно попробовать понять точку зрения оппонента и найти разумный компромисс.

Начинаем этот этап с короткой беседы ведущего (это может быть второй из приглашённых гостей):

? Как граждане страны могут проявить своё участие в политической жизни страны?

- Через выборы, референдумы, работу в партиях и других общественных организациях.

? Какие российские партии вам известны?

? Кого из партийных лидеров вы можете назвать?

? Какие условия, на ваш взгляд, делают процесс демократизации реальным и

необратимым?

- Альтернативность выборов,

- наличие оппозиции,

- реальное разделение властей,

- независимый суд,

- многопартийная система,

- нефальсифицированность выборов,

- равные возможности для всех кандидатов.

? Знаете ли вы механизм выборов в нашей стране?

- Выдвижение кандидата его доверенными лицами или партией (возможно самовыдвижение); сбор подписей в поддержку выдвинутого кандидата; регистрация кандидата Избирательной комиссией (после проверки достоверности подписей); начало избирательной кампании, выступления с программными заявлениями, открытые дебаты между кандидатами, использование СМИ и т. д. (прекращается за сутки до начала голосования); голосование на избирательных участках на основе соблюдения принципов равенства, альтернативности, тайного и прямого голосования; подсчёт голосов; объявление победителя; вступление в обязанности депутата или Президента.

После такой беседы логично переходим к творческому заданию. Необходимо создать проект программы вашей партии в соответствии с идейными установками, чтобы привлечь на свою сторону как можно больше избирателей. На это отводится 15-20 минут.

Следующий шаг – презентация проекта. В то время как одна группа представляет свой проект, остальные слушают, могут подвергать критике, задавать вопросы, прояснять какие-то положения программы. После каждой презентации 5-7 минут дискуссии. Учитель-координатор ведёт хронометраж и останавливает дискуссию колокольчиком. Ведущий выполняет роль спикера, предоставляя всем равные возможности высказаться и не допуская личных выпадов или неуважительного обращения.

После выступления всех партий ведущий предоставляет право оценить лучший проект и проголосовать за него цветной клейкой (у всех по 1 штуке). В голосовании могут принять участие все присутствующие. Учитель раздаёт цветные клейки (ценники). После этого ведущий подводит итог: какие идеи преимущественно находят отклик у избирателя в нашей стране, подсчитывается количество голосов, отданных за каждый проект.


IV ЭТАП «Твоя гражданская позиция». Ведущим на этом этапе может быть третий гость (лучше, если это будет представитель Избирательной комиссии). Ведущий начинает словами:

«Этот этап урока едва ли не самый важный из всех, т.к. здесь ставится цель активизировать вашу гражданскую позицию, убедить всех в необходимости выполнять свой гражданский долг, голосуя на выборах.» И хотя учащиеся 11 класса не будут пока принимать участие в президентских выборах 2004 года, однако уже через год они станут полноправными гражданами своей страны и смогут реализовать своё избирательное право. Они должны быть убеждены в том, что от позиции каждого человека зависит сохранение и развитие демократических процессов в России. Чем больше избирателей придут на выборы и добровольно отдадут свои голоса за любого из кандидатов, тем меньше будет возможностей для фальсификации и обмана. Нужно помнить, что Ваш голос могут использовать другие для недобросовестных подтасовок результатов выборов. Нельзя этого допускать. Твоя гражданская позиция – это ответственность за всё, что происходит в твоей стране.

Однако очень часто приходится слышать довольно пессимистическое мнение: «Мой голос ничего не решает, всё равно будет так, как захотят власть имущие».

ЗАДАНИЕ: Подумайте и приведите по одному аргументу «за» и «против» такой позиции. Запишите их на карточках разного цвета («за» - на розовой, «против» - на жёлтой), наклейте их на большом плакате А-1, озвучив ответ предварительно. Учитель-координатор помогает наклеивать; если аргументы повторяются, карточки post-it следует клеить друг под другом, чтобы было видно, какое мнение преобладает. Ведущий может завязать дискуссию по поводу аргументов.

Далее урок завершаем созданием совместного «МАНИФЕСТА гражданской ответственности» из всех аргументов «за». На большом плакате А-1 все участники и гости пишут разноцветными маркерами в любом порядке и в любой последовательности свои аргументы, символы и подписи.

Урок окончен.

Но необходима 5-ти минутная рефлексия:

? Что особенно понравилось на уроке ученикам, гостям, ведущим?

? Чем понравилось?

? В чём полезность таких встреч и мероприятий?

? Что они дают молодёжи?

? А что они дают представителям властей?




Приложение №3

ИДЕЙНЫЕ ТЕЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОСТИ


ЛИБЕРАЛИЗМ – идейное течение, объединяющее сторонников парламентского строя, свободы и независимости личности от общества, свободы предпринимательства, выступающих за приоритет прав и свобод личности, неприкосновенность частной собственности и невмешательство государства в экономику и частную жизнь, за равные стартовые возможности всех граждан.


КОНСЕРВАТИЗМ – идейное течение, объединяющее сторонников преемственности в развитии, уважения к традициям, моральным и религиозным ценностям, враждебно относящихся ко всему новому и отстаивающих иерархичность в обществе (наличие элиты).


СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЗМ – сторонники этого течения выступают за право народа участвовать в решении государственных дел, за усиление влияния народа на власть в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод, среди которых на первое место ставят социально-экономические права (поддержка и гарантии государства социально не защищённым слоям населения за счёт перераспределения доходов через налоги), идею социального согласия и компромисса.


КОММУНИЗМ – сторонники этого идейного течения стремятся к установлению общественной собственности на средства производства, исключающей эксплуатацию человека человеком и позволяющей централизованно и планово управлять экономикой, к созданию социально однородного бесклассового общества.


Таблица № 2.

Приложение №4

Вопросы для сравнения

Законодательная

власть

Исполнительная власть

Судебная

власть

Президентская власть



1. КАК ФОРМИРУЕТСЯ?



ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

  • Совет Федерации (178 чел)

В СФ входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по 1 от предст. и исполн. органов власти

  • Государственная Дума (450 чел.) ГД избирается сроком на 4 года, причём 225 депутатов избирается по мажоритарному принципу, 225 – по пропорциональному.

(гл.5, ст.94-95 Конституции РФ)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия ГД. После 3-хкратного отклонения представленной кандидатуры Президент назначает Председателя Правительства, распускает ГД и назначает новые выборы. В течение 7 дней Председатель Правительства представляет Президенту на утверждение структуру исполнительной власти и состав Правительства. (гл.6, ст. 110-112 Конст. РФ)

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. По представлению Президента и с согласия ГД судей назначает Президент РФ и СФ. Судей Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и Генерального прокурора РФ по той же схеме назначает Президент и СФ. (ст.83, п.е, ст.125, п.1 Конст.)

Прямое голосование народа 1 раз в 4 года (референдум), Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее10 лет. Одно и то же лицо не может занимать эту должность более 2-х сроков подряд. (ст.81,п.1,2,3 Конст. РФ)



2. КАКОВЫ ФУНКЦИИ?



СФ: утверждение указов Президента об изменении границ, введении военного положения, ЧП, возможном использовании ВС РФ за пределами России, назначение выборов Президента и отрешение его от должности (ст.№ 102) .

ГД: решение вопроса о доверии Правительству, назначение на должность и освобождение, объявление амнистии (ст. №103 Конституции)

Разработка бюджета и его исполнение, единая финансовая политика, ед. политика в области культуры, образования и здравоохранения, социальное обеспечение, экология и наука, управление федеральной собственностью, меры по обеспечению обороны страны, законности и правопорядка, борьба с преступностью (ст.№104)

КС: разрешает дела о соответствии законов, др. нормативных актов Конституции РФ;

ВС: высшая судебная инстанция по гражданским, уголовным, административным и др. делам, осуществляет судебный надзор за их деятельностью (ст.№125-127).

Президент РФ – гарант Конституции РФ, высшая кадровая политика, является Главнокомандующим ВС РФ, возглавляет внешнюю политику страны, возглавляет Совет Безопасности, назначает выборы в ГД, распускает её, вносит законопроекты, подписывает и обнародует федеральные законы.(ст.83-90 )


3. КАКОВО ЗНАЧЕНИЕ?














Таблица № 2.

Приложение №2

Вопросы для сравнения

Законодательная

власть

Исполнительная власть

Судебная

власть

Президентская власть



1. КАК ФОРМИРУЕТСЯ?

















2. КАКОВЫ ФУНКЦИИ?

















3. КАКОВО ЗНАЧЕНИЕ?
















Таблица № 1.

Приложение №1

п/п

Этап урока

Понятия

Метод

Деятельность ведущего

Деятельность координатора

Деятельность учащихся

1)

Введение. Приветствие и представление гостей. Распределение на группы.



Акция «Голосует молодёжь»

Вступительное слово 5-7 мин.

Раздел на группы по цвету иденти-

Фикаторов. 1-2 мин.

Приветствие, характеристика целей и задач Акции «Голосует молодёжь».

Представление гостей, характеристика целей урока.

Проводит раздел на группы, раздаёт таблицы и Конституции.

Слушают.


Делятся на группы, рассаживаются за столами, готовятся к работе.


2)

Разделение властей в РФ. Особенности президентской власти.



Политическая власть, демократия, разделение властей, выборы, референдум, функции ветвей власти, органы законодательной, исполнительной, судебной власти, Конституция, права человека.

Групповая работа с Конституцией РФ, анализ статей, заполнение таблицы 10-12 мин.

Презентация таблиц, ответы на вопросы 10 мин.

Ведение беседы по вопросам таблицы.

Мозговой штурм,

Подведение итогов об особенностях президентской власти в России.

Инструкция о формах работы с документом, с таблицами.

Запись ответов учащихся на плакате маркерами в ходе мозгового штурма.

Поиск статей Конституции по вопросам в таблицах и заполнение своей колонки. Презентация своей части работы. Заполнение других колонок таблицы.




3)

Формы участия граждан в политической жизни страны.



Партия, программа, идеология, консерватизм, либерализм, социал-демократ,

коммунизм, референдум, выборы.

Беседа ведущего.

5-7 минут

Творческая работа-- - проектирование, 15-20 мин.

Презентация, 10-15 мин.

Голосование 1-3 мин.

Беседа о формах и условиях политического участия граждан.

Во время презентации – роль спикера, организует голосование.

Деление на новые группы. Инструкция о формах работы. Во время презентации ведёт хронометраж, организует голосование.

Делятся на новые группы по № на бэйдже. Проектируют свою программу, представляют её, отвечают на вопросы, критикуют др. программы, голосуют.



4)

Твоя гражданская позиция.



Гражданское общество, гражданская ответственность, права и свободы гражданина, избирательное право.

Аргументирование позиции, индивидуальная оценка, дискуссия, написание Манифеста гражданской ответственности. 7-10 минут.

Вступительное слово об ответственности граждан за сохранение и укрепление демократии.

Подведение итогов дискуссии.

Готовит на доске плакат, раздаёт карточки post-it, инструктирует, как клеить их «за» и «против».

Пишут своё мнение по заданному вопросу, приклеивают карточки в определённом порядке.

Пишут Манифест.


5)

Заключение. Рефлексия.






Свободное общение участников и ведущих с гостями и журналистами.

Оценка урока самими участниками.










Похожие:

Урок обществознания в 11 классе «твой выбор твоё будущее» iconУрок-суд в 11 «А» классе Урок изо в 6 «А» классе у рок презентация для 5-х классов квн в 8 классе «Мы против курения!»

Урок обществознания в 11 классе «твой выбор твоё будущее» iconУрок по обществознанию в 10 классе Тема: «Строение общества»
Учитель истории и обществознания высшей категории моу «Средней общеобразовательной школы г. Лениногорска»
Урок обществознания в 11 классе «твой выбор твоё будущее» iconУрок обществознания в 9-м классе на тему "Голосование, выборы, референдум"
Автор: учитель высшей категории И. Н. Дадыкина, моу «Татарско-Бурнашевская сош», Верхнеуслонского района рт
Урок обществознания в 11 классе «твой выбор твоё будущее» iconМетодическая разработка урока в 9 классе
Урок вошел в систему уроков по развитию речи и подготовке к гиа по русскому языку в 9 классе. Урок проводился 19. 11. 2011г в 9 «Б»...
Урок обществознания в 11 классе «твой выбор твоё будущее» iconУрок ом в 1 классе учителя начальных классов
Разложить карточки 60 км/ч, 100 км/ч, 80 км/ч, 160 км/ч к картинке с соответствующим видом поезда. Объяснить свой выбор
Урок обществознания в 11 классе «твой выбор твоё будущее» iconУрок обществознания в 8 классе на тему : «Гражданин и государство»
Общая дидактическая цель урока: создать условия для восприятия учащимися и первичного осознания нового учебного материала
Урок обществознания в 11 классе «твой выбор твоё будущее» iconУрок Практическая работа. ( 2 часа)
Урок в системе уроков: Данный урок проводится после завершения изучения раздела обществознания, посвящённого экономической сфере...
Урок обществознания в 11 классе «твой выбор твоё будущее» iconУрок презентация по химии в 8 классе на тему
Урок «Предмет химии. Вещества» это первый урок в Ведении, изучается в 8 классе. Учебник: Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных...
Урок обществознания в 11 классе «твой выбор твоё будущее» iconУрок презентация по биологии в 8 классе на тему
Урок «Пищеварение в ротовой полости» — это третий урок в теме пищеварение изучается в 8 классе. Учебник: Биология. 8 кл. Человек:...
Урок обществознания в 11 классе «твой выбор твоё будущее» iconУрок обществознания в 11 классе
Цель урока: объяснить учащимся сущность понятия и содержание глобальных проблем современности, а также пути и возможности решения...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница