Сумерки серебряного века




Скачать 41.81 Kb.
НазваниеСумерки серебряного века
Дата23.11.2012
Размер41.81 Kb.
ТипУрок
Интегрированный урок (литература – история) Тема: Сумерки серебряного века

Цели:

  1. На основании исторического материала, литературных произведений определить влияние исторических событий конца ХIХ – начала ХХ веков на развитие русской культуры.

  2. Познакомить учащихся с особенностями литературных направлений «серебряного века».

Задачи: * повторить материал, изученный на уроках истории; * ввести понятие «серебряный век»; * познакомить учащихся с некоторыми произведениями поэтов «серебряного века»; * продолжить воспитание гордости за великие традиции русской культуры.

Ход урока:

  1. В начале урока фрагмент фильма.

  2. Слово учителя истории.

Что же это было за время – рубеж XIX – XX вв.? Какие события характеризовали эпоху? Давайте вспомним содержание этого периода, пусть вихрь истории калейдоскопом пронесется перед нами…(слайд)

1890 г. – начало эпохи экономического развития, реформы С.Ю. Витте.

1894 г. – начало царствования Николая II.

1904-1905 гг. – русско-японская война.

1905-1907 гг. – первая русская революция.

1914 г. – начало Первой мировой войны.

1917 г. – Февральская революция; свержение самодержавия. Октябрьская революция.

Вот перед вами основные события эпохи. Это и войны, и революции, и небывалые перемены, сулящие светлое будущее. Парламентаризм, частная собственность на землю – этого в России еще не было. Бунт черни, проигранные войны, кризис власти – доколе еще терпеть это русскому интеллигенту? А если не терпеть, то что делать, как включиться в этот поток? Тема нашего урока «Сумерки Серебряного века».

  1. Слово учителя литературы. Мы с вами на уроках уже говорили о том, что история и литература очень тесно связаны. Вот и сегодня мы будем говорить о том, какое влияние имели те исторические события, о которых вы вспомнили, на развитие русской литературы рубежа веков. Еще хочу обратить ваше внимание на тему нашего урока «Сумерки серебряного века». Почему именно сумерки? На этот вопрос мы с вами должны будем ответить в конце нашего разговора. Этот период был богат не только историческими событиями. Эти «испепеляющие годы» ознаменовались в России созданием значительных культурных ценностей. Для этого периода характерна активная литературная жизнь: книги и журналы, поэтические вечера и состязания, литературные салоны и кафе. В этот период создавали произведения самые разные писатели и поэты, нередко различные по творческим принципам, направленности таланта. Эпоху эту по аналогии с золотым веком, веком Пушкина, Лермонтова, Тургенева, назвали веком серебряным. Всех творческих людей объединяло одно: осознание своей эпохи как совершенно особой, выходящей за пределы того, что было прежде. Никогда в России не было такой взволнованности, таких напряженных исканий, как тогда, на изломе времени. Стремление преобразить жизнь, осмыслить отношение человека к жизни объединило многих людей в творческие группы. Так появились модернистские течения в поэзии, самыми влиятельными из которых были символизм, акмеизм и футуризм. Об особенностях этих литературных течений мы сейчас узнаем. А в таблицы, которые лежат у вас на партах, вы будете делать записи.

  2. Выступление с презентацией о символизме.

  • Какие особенности символизма вы записали?

  • Послушайте стихотворение М.Волошина К. Бальмонту. Подумайте, о чем оно. Какие слова – символы здесь можно выделить.

Вывод: Слово – символ можно трактовать как угодно, каждый по-своему.

  1. А теперь послушайте песню в исполнении Е. Ваенги на слова Н.Гумилева «Жираф». Подумайте, почему современные исполнители обращаются к поэзии начала прошлого века? Что их привлекает? (Описание красот и чудес далекой Африки подробно, многоцветно, зримо. Это не выдумка, это воспоминание. Все эти красочные описания для того, чтобы отвлечь от грустных мыслей возлюбленную). Н.Гумилев принадлежал к литературному течению акмеизм. (Презентация об акмеизме)

  • Какие особенности выделили?

  • Вывод: слово – вещь, оно значит то, что значит, мир предметный.

  1. Давайте прочитаем очень необычное стихотворение Велимира Хлебникова «Заклятие смехом». В чем необычность этого стихотворения? Попробуйте понять значение этих слов. Стихотворение восходит к фольклорным традициям и напоминает языческий заговор. Хлебников был футуристом. (Презентация о футуризме)

  • Особенности футуризма?

  1. Итак, мы увидели, насколько разнообразна, даже необычна, интересна была поэзия рубежа веков.

  2. Слово учителя истории.

В полном расцвете творческих сил встретили пролетарскую революцию корифеи художественной культуры «серебряного века». На примерах тех стихотворений, которые вы услышали, мы увидели, насколько разнообразна, необычна, интересна была литература. Такие же процессы происходили и в живописи. Слайд – портреты – М.Шагала, В. Кандинского, М. Врубеля.

Одни из них очень скоро поняли, что в новых условиях культурные традиции будут растоптаны, либо поставлены под контроль новой власти. Был учреждён специальный цензурный орган – Главлит, призванный осуществлять контроль над издающейся печатной продукцией.

Ценя превыше всего свободу творчества, они избрали удел эмигрантов ( К.Бальмонт, М.Шагал, Н.Рерих, И.Северянин). Однако это сделали не все. Часть выдающихся деятелей культуры, уйдя в глубокую духовную оппозицию к правящему режиму, продолжили традиции русского инакомыслия (М.Волошин)

В 1921 г. ряд видных деятелей науки и культуры был осуждён за контрреволюционную деятельность. 160 учёных и деятелей культуры, не разделявших идеалов большевизма, подверглись принудительной высылке из страны.

На экране последовательно появляются фотографии: Н.С.Гумилев – расстрелян по обвинению в шпионаже, С.А.Есенин – предполагаемое самоубийство. А.А.Блок – умер от сердечного приступа. В.В.Маяковский – застрелился…

Цензура!..

Благонадежность, шпионаж, цензура,

Проскрипции, доносы и террор-

Вот достижения

И гений революций! (М.Волошин)



  1. Вернемся к вопросу, заданному в начале урока. Почему сумерки серебряного века?

  • Много неясного в творчестве поэтов

  • Трагичность судьбы

Домашнее задание: опираясь на записи, сделанные на уроке, найдите одно стихотворение кого-либо из поэтов серебряного века: 1ряд – символиста, 2 ряд – акмеиста, 3 ряд – футуриста. Найдите в стихотворении основные черты данного литературного направления.

Похожие:

Сумерки серебряного века iconРусская культура конца
Х век» ч. 1, М.; «Клио – Софт» 2001г., репродукции картин художников Серебряного века из цикла «Художественная культура», выставка...
Сумерки серебряного века icon«Творческие индивидуальности «Серебряного века»
Обобщить знания о поэтах, поэзии, изобразительном искусстве, философии «Серебряного века», привить навыки комплексного анализа художественного...
Сумерки серебряного века iconЛекция №15 (№50). Москва Петроград, годы 1920-1922. Конец “серебряного века”
Предтечей “серебряного века” был Владимир Соловьёв, который скончался в 1900-м году. Всплеск так называемого нового искусства начинается...
Сумерки серебряного века iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 Поэзия серебряного века в школе (уд-04. 13-018)
«Поэзия серебряного века в школе», которая изучается студентами-филологами четвёртого курса в течение семестра. Основой методического...
Сумерки серебряного века iconPeaaine
Специфика русской литературы XX века. Понятие «серебряного века» в русской литературе. Возникновение модернизма
Сумерки серебряного века iconПоэзия серебряного века. Модернистские течения ( символизм, акмеизм, футуризм)
Тема урока. Поэзия серебряного века. Модернистские течения (символизм, акмеизм, футуризм)
Сумерки серебряного века iconРеферат Тема: Сходство и различия поэтических концепций поэтов Серебряного века на примере произведений А. Блока и А. Ахматовой
Тема: Сходство и различия поэтических концепций поэтов Серебряного века на примере произведений А. Блока и А. Ахматовой
Сумерки серебряного века iconТезисы на тему: «Серебряный век» русской культуры
Многие представители современной молодежи совсем не знают культуру своей Родины. Изучая в 9 классе раздел культуры ХХ века, мы познакомились...
Сумерки серебряного века iconРазработка урока "Серебряный век русской культуры"
Сформировать представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века
Сумерки серебряного века iconРассказ учителя о
Цель: Формирование устойчивого интереса к творчеству поэтов Серебряного века через силу слова и музыки
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница