«Основы исследовательской деятельности учащихся»




Название«Основы исследовательской деятельности учащихся»
страница1/11
Дата23.11.2012
Размер0.63 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРАЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 6»


Программа ориентационного курса

Для учащихся 7-11-х классов

«Основы исследовательской деятельности учащихся»


Выполнил:

заместитель директора по НМР

Курова О.Г.


ТОРЖОК

2007 г

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка 3

Содержание курса 4

Методические материалы для проведения спецкурса 5

Некоторые понятия, необходимые для проведения научно-исследовательской работы 11

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОМПОЗИЦИИ НАУЧНОГО ТЕКСТА 12

Последовательность хода научного исследования 15

Оформление исследовательской работы 16

Общие правила оформления текста исследовательской работы 19

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ТЕКСТЕ СОКРАЩЕНИИ 19

ОФОРМЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИИ 21

ОФОРМЛЕНИЕ ЦИТАТ И ССЫЛОК 24

ОФОРМЛЕНИЕ ЧИСЛОВОГО МАТЕРИАЛА 26

Употребление сокращений 29

Точка как знак сокращения 32

Множественное число сокращений 33

ОФОРМЛЕНИЕ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА 34

Литература 37

Пояснительная записка


Данный спецкурс предназначен для учащихся 7-11-х классов, проявляющих интерес к занятиям исследовательской деятельностью.

Цель спецкурса: оказать методическую поддержку учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений (презентаций) на различных научно-практических конференциях и конкурсах школьников.

Спецкурс рассчитан на 10 часов. Содержание спецкурса охватывает весь процесс научного исследования и в целях сохранения логики его изучения разделен на пять частей.

Во «Введении» рассматриваются основные виды исследовательских работ и дается обзор основных региональных и всероссийских научно-практических конференций и конкурсов школьников.

Вторая часть курса «Методология научного творчества» является исходной теоретической базой для последующей работы. Она включает изучение основных понятий научно-исследовательской работы, общей схемы научного исследования, методов научного познания, способов применения логических законов и правил, методов поиска информации.

В третьей части рассматриваются этапы работы в рамках научного исследования:

• выбор темы;

• составление плана исследовательской деятельности;

• изучение литературы по избранной теме;

• работа с понятийным аппаратом;

• опытно-экспериментальная деятельность.

Четвертая часть курса посвящена оформлению исследовательской работы.

В заключительной части содержатся рекомендации по представлению результатов исследовательской работы в ходе процедуры ее защиты.

Программа спецкурса предполагает как теоретические, так и практические занятия.

Содержание курса


I. Введение (1 часа)

Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчет, реферат, проект.

Основные всероссийские и региональные научно-практические конференции и конкурсы школьников.

II. Методология научного творчества (3 часов)

Основные понятия научно-исследовательской работы: аспект, гипотеза, дедукция, идея, индукция, категория, концепция, ключевое слово, метод исследования, методология научного познания, научная дисциплина, научная тема, научная теория, научное исследование, научное познание, научный факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение.

Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета исследования, выбор методов и методики проведения исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез; исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Применение логических законов и правил: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания; правила построения логических определений.

Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная), методы поиска информации.

III. Этапы работы в рамках научного исследования (2 часов, из них 1 часа практической работы)

1. Выбор темы.

2. Составление плана научно-исследовательской работы.

3. Работа с научной литературой.

4. Работа с понятийным аппаратом.

5. Опытно-экспериментальная работа.

IV. Оформление исследовательской работы (3 часов, из них 2 часа практической работы)

Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.

Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения.

V. Представление результатов научно-исследовательской работы (1 часа)

Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

«Основы исследовательской деятельности учащихся» iconПояснительная записка программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов
Ентирует учителя на организацию обучения на основе самостоятельной деятельности учащихся и доведении её до уровня исследовательской...
«Основы исследовательской деятельности учащихся» iconПеречень и аннотация элективных курсов профильной экологической школы Педагог Фролова Галина Ивановна Основы проектно-исследовательской деятельности (1,5 часа)
Метод проектов. Проектная деятельность учащихся. Проектно-исследовательская деятельность. Учебное исследование и научное исследование....
«Основы исследовательской деятельности учащихся» iconПояснительная записка Развитие исследовательской компетенции, готовность к осуществлению самостоятельной познавательной деятельности считается одной из актуальнейших
Целью курса является знакомство с инновационными способами и приемами организации исследовательской деятельности учащихся
«Основы исследовательской деятельности учащихся» iconПояснительная записка Развитие исследовательской компетенции, готовность к осуществлению самостоятельной познавательной деятельности считается одной из актуальнейших
Целью курса является знакомство с инновационными способами и приемами организации исследовательской деятельности учащихся
«Основы исследовательской деятельности учащихся» iconКонкурс проектов (моделей) по организации исследовательской деятельности обучающихся исследовательский проект
Программа предназначена для системного формирования исследовательской и проектной деятельности школьников, направлена на плавный...
«Основы исследовательской деятельности учащихся» iconРеферат по литературе как форма учебно-исследовательской деятельности учащихся
Руководители несут ответственность за качество и содержание исследовательской работы ученика. 10
«Основы исследовательской деятельности учащихся» iconИтоги проектно-исследовательской деятельности школьного научного общества учащихся гбоу сош №867 в 2011-2012 учебном году
Итоги проектно-исследовательской деятельности школьного научного общества учащихся
«Основы исследовательской деятельности учащихся» iconАктивизация знаний и деятельности учащихся на уроках мхк через метод исследования изучаемого материала
В современных условиях самообразование учащихся является ведущим принципом, согласно которому основой учебного процесса становится...
«Основы исследовательской деятельности учащихся» iconТема опыта
Ведущая идея опыта: предмет «Основы исследовательской деятельности» способствует развитию личности ученика, установлению интегративных...
«Основы исследовательской деятельности учащихся» iconПубличный отчет за 2010- 2011 учебный год Содержание
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся через работу школьного научного общества учащихся
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница