Реферат как форма устного экзамена по литературе




Скачать 67.26 Kb.
НазваниеРеферат как форма устного экзамена по литературе
Дата23.11.2012
Размер67.26 Kb.
ТипРеферат
Реферат как форма устного экзамена по литературе


Реферат (от лат. Referre – докладывать, сообщать) – это либо доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников, либо изложение содержания научной работы, книги и т. п.

В школьной практике могут быть использованы оба вида реферата.

Тема реферата определяется в начале учебного года. Можно предложить ученику самому подобрать необходимую литературу в библиотеке, либо учитель вместе с темой предлагает библиографический список.

Учитель. По сути дела, является научным руководителем выпускника, пишущего реферат: дает советы по составлению плана, просматривает законспектированную литературу, помогает сформулировать основные выводы, отрабатывает стиль изложения…

Вопрос об оформлении работы решается в школе. Должны быть приняты рефераты как написанные от руки, так и набранные на компьютере.


1. Реферат-доклад на литературную тему с включением обзора соответствующих источников.

Выбирается и записывается тема. В кратком изложении перечисляется, что написано по этой теме, т.е. дается обзор литературы. Рассказывается, как будет освещаться тема.

Определяется основная мысль доклада, т.е. формулируется поставленная проблема. Ее решение доказывается с помощью текста художественного произведения, необходимого комментария, литературной критики, исторических фактов и другого материала. Делаются выводы и обобщения.

Ученик должен показать знание художественного текста, литературной критики, теоретико-литературных понятий. Все это определяет содержательность и глубину работы. Причем ученик использует известные в литературоведении взгляды и оценки, однако рассуждения и доказательства должны принадлежать ученику. Именно такой реферат является самостоятельным.

Цитаты подтверждают выдвинутые положения, но не стоит перегружать реферат цитированием. Содержание должно быть изложено связно, логично, последовательно. В соответствии со смысловыми частями выделяют абзацы.

Важным требованием является стилевое единство: необходимо выдержать научный стиль речи.

Объем работы строго не регламентируется – ученическая тетрадь.


2. Реферат – сокращенное изложение научной статьи или монографии с основными фактическими выводами и обобщениями.

Данный вид реферата включает в себя информацию, содержащуюся в первичном материале (статье, монографии). Это информация, полученная путем аналитико-синтетической работы с первичным источником. Этим реферат отличается от конспекта.

Заглавие реферата будет отличаться от статьи или монографии, по которой он пишется.

В начале реферата - библиографические сведения о книге или статье. Затем излагается тема и цель работы. Обязательно указывается точка зрения автора, позиция, с которой он рассматривает художественное произведение (эстетическая, реальная, революционно-демократическая, советская критика и др.)

Целесообразно описать художественные приемы, которые использует автор. Приводятся также выводы, оценки, предположения, гипотезы, принятые и отвергнутые автором первичной работы.

Допускается свободное изложение материала книги с большей или меньшей долей детализации, но не стоит забывать, что точность и краткость – важные достоинства реферата. Различные исторические справки, если они не составляют основное содержание первичного материала. В реферат не включаются.

Все термины, встречающиеся в тексте первичного документа, обязательно разъясняются в специальных сносках или в тексте. В школьном реферате возможно цитирование первичного материала. Используются только общепринятые сокращения и аббревиатуры, смысл которых ясен из контекста. Иллюстрации, схемы, таблицы и др. лучше размещать в приложении. Текст реферата может сочетаться с иллюстрациями, если это помогает раскрыть основное содержание реферируемого материала.

Объем работы определяется содержанием книги или статьи.

Школьный экзаменационный реферат как жанр


  1. Жанровая сущность. Школьный экзаменационный реферат должен представлять собой с точки зрения жанра именно реферат в строгом научном смысле этого слова: «вторичный текст, семантически адекватный первоисточнику, ограниченный малым объемом и вместе с тем максимально полно излагающий содержание исходного текста».

  2. Отличия реферата от конспекта

  • Реферат не копирует дословно фрагменты текста первоисточника, а представляет содой новый вторичный текст, созданный в результате систематизации и обобщения материала первоисточника, его аналитико-синтетической переработки.

  • Будучи вторичным текстом, реферат составляется в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к связному высказыванию. Реферату, в отличие от конспекта, должны быть присущи следующие категории:

а) целостность (содержательно-тематическая, стилевая, языковая)

б) связность (логическая и формально-языковая)

в) структурная упорядоченность (наличие введения, основной части и заключения; их оптимальное соотнесение)

г) завершенность (смысловая и жанрово-композиционная)

Для реферата отбирается информация, ценная для всех читающих, а не только для одного автора.

  • Автор реферата не может пользоваться только ему понятными знаками, пометами, сокращениями, что допускается делать в конспекте.

  1. Отличия реферата от исследования

    • Исходя из требований жанра и научного определения, реферат не должен включать в себя самостоятельных исследований ученика. Конечно, если сам реферируемый источник содержит в себе описание научного эксперимента или исследования, проведенного учеными, то ученик должен достаточно подробно его раскрыть. Требование ОБЯЗАТЕЛЬНО включать в реферат самостоятельное мини-исследование является избыточным. Требование это факультативно, и оценивать такую работу следует более высоко. Мини-исследование раскрывается в реферате после глубокого, полного обзора научной литературы по проблеме исследования.

  2. Виды рефератов.

  • Монографические (реферат – сокращенное изложение научной статьи или монографии).

  • Обзорные (реферат-доклад).

  1. Семантические свойства реферата.

Реферат как жанр научной литературы обладает следующими признаками:

- семантическая адекватность первоисточнику;

- максимальная полнота и точность изложения содержания при небольшом объеме полученного вторичного текста;

- объективность в передаче содержания первоисточника;

- выражение собственных взглядов референта, а также его оценки освещаемой им информации должны быть четко отделены от изложения первоисточников;

- авторизованность в передаче информации

  1. Структура реферата.

  • Введение. Называется тема, которой посвящен реферируемый источник (источники), обосновывается ее выбор, дается краткая характеристика жанра первоисточников (исследование, монография, критический обзор и др.). Актуальность поднятой проблемы. Цель и задачи.

  • Основная часть. Кратко, но полно передается содержание реферируемых текстов. Материал излагается по разделам, каждый из которых раскрывает свою проблему или разные стороны одной проблемы. Указываются пути и методы ее решения, а также достигнутые результаты. Отмечается наличие разных точек зрения на проблему. Материал структурируется в смысловые блоки (главы, параграфы, абзацы). Каждый крупный блок должен быть озаглавлен. Все термины, употребленные, обязательно разъясняются в специальных сносках или в самом тексте. Если работа представляет собой монографический реферат, то построение основной части зависит от строения исходного текста и подчиняется законам внутренней организации последнего.

  • Заключение. Референт делает собственные выводы на основе прочитанных книг, о перспективах развития исследования, своем согласии или несогласии с позицией автора реферируемой работы. Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из содержания основной части.

  1. Оформление реферата.

Четкое выделение трех основных частей; наличие титульного листа, плана работы (оглавления) и списка реферируемой литературы.

  1. Объем реферата.

Объем реферата жестко не регламентируется, так как зависит и от содержания реферируемых книг, и от их количества, но не должен превышать 20 машинописных листов. Министерство образования РФ рекомендует ещё меньший объем: «не должен превышать объема обычной ученической тетради в 12 листов».

  1. Языковое оформление реферата.

Ведущими чертами научного стиля речи являются точность словоупотребления, логичность и доказательность изложения, авторская беспристрастность в передаче материала, минимум образно-экспрессивных средств, а также использование особых клише – лексико-синтаксических конструкций, регулярно встречающихся в текстах научного стиля.

  1. Критерии оценки реферата.

  • Общие критерии

- Глубина и полнота раскрытия темы

- Адекватность передачи содержания первоисточников

- Логичность, связность реферата

- Структурная упорядоченность

- Оформление (наличие плана, списка литературы, соблюдение культуры цитирования, сноски и т.д.)

- Языковое оформление.

  • Частные критерии (применяются к одной из конкретных структурных частей реферата: введению, основной части, заключению)

      1. Введение:

- наличие обоснования выбора темы, ее актуальности;

- наличие формулировок целей и задач реферируемой работы;

- наличие краткой характеристики первоисточников.

2) Основная часть:

- логичное структурирование материала по разделам, параграфам, абзацам;

- наличие заголовка к частям текста и их соответствие содержанию;

- выделение в тексте основных понятий и терминов, их толкование;

- наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения.

3) Заключение:

- наличие выводов по результатам анализа;

- выражение своего мнения по проблеме.

Оценка выставляется только после защиты реферата.


Литература

  1. Реферат как форма устного экзамена по литературе в выпускном классе./Литература. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений по литературе. - М.: Дрофа, 2001. (Допущено МО РФ).







Похожие:

Реферат как форма устного экзамена по литературе iconРеферат как форма
Не позднее, чем за неделю до экзамена, реферат сдается на рецензию учителю-предметнику. Аттестационная комиссия знакомится с этой...
Реферат как форма устного экзамена по литературе iconЛитература итоговая государственная аттестация по литературе выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации проводится в форме обязательного письменного экзамена и устного экзамена по выбору выпускников
Итоговая государственная аттестация по литературе выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации...
Реферат как форма устного экзамена по литературе iconРеферат по литературе как форма учебно-исследовательской деятельности учащихся
Руководители несут ответственность за качество и содержание исследовательской работы ученика. 10
Реферат как форма устного экзамена по литературе iconТесты по русской литературе относительно новая форма экзамена, в последнее время, однако, получившая широкое распространение. Задача экзамена по русской литературе в тестовой форме определить, обладает ли абитуриент основными зна­ниями в области
Программа утверждена на заседании кафедры литературы филологического факультета Тувгу протоколом №7 от 06. 03. 2-12 г
Реферат как форма устного экзамена по литературе iconПояснительная записка Настоящая программа содержит основные сведения о содержании устного вступительного экзамена в магистратуру по русскому языку и литературе для направления подготовки 050100.
Программа включает примерные вопросы по русскому языку и литературе, список рекомендованной литературы для подготовки к экзамену,...
Реферат как форма устного экзамена по литературе iconВопросы экзаменационных билетов, темы рефератов даются выпускнику заблаговременно (желательно в начале второго полугодия)
Итоговая государственная аттестация по литературе выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации проводится...
Реферат как форма устного экзамена по литературе iconКак правильно написать реферат?
Реферат – это не простой конспект нескольких книг! Он предполагает самостоятельное изложение проблемы, собственное рассуждение автора...
Реферат как форма устного экзамена по литературе iconРусский язык и литература
Фгобу впо «нгпу» выполняют экзаменационные работы по русскому языку (письменно) и по литературе (письменно). Форма экзамена – тест,...
Реферат как форма устного экзамена по литературе iconПрограмма вступительных испытаний по литературе для специальности
Билет устного ответа по литературе состоит из 2-х вопросов. Каждый вопрос оценивается в 50 баллов. Ниже приводится таблица балльно-...
Реферат как форма устного экзамена по литературе iconРеферат как форма устной итоговой аттестации
Реферат не копирует дословно содержание первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате систематизации...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница