Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5-х класс




Скачать 141.02 Kb.
НазваниеКалендарно-тематическое планирование уроков литературы в 5-х класс
Дата23.11.2012
Размер141.02 Kb.
ТипУрок
Утверждаю

Л.А.Наумов

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5-х классах на 2012-2013 учебный год. Подготовила Д.М. Герасимова, преподаватель литературы ГБОУ Гимназии №1505.

Учебник-хрестоматия в 4-х частях под редакцией Г.И. Беленького.

Программа к учебнику под редакцией Г.И. Беленького.

Месяц

уч.

недели

урока, тема урока

ЗУН

Термины

Сентябрь

1

  1. Введение. Основные понятия литературы. Художественный мир произведения.

  2. Роды и жанры литературы. Фольклорные и литературные произведения.

Р. Р. – отзыв о любимой книге (правила написания отзыва)

Учащиеся должны:

- Различать основные литературные роды и жанры

- Знать определения и описывать общие черты и отличия фольклора и литературы как видов словесного творчества

- Знать основные особенности мифа

- Знать определение фольклорной сказки

- Уметь определять виды сказок

- Знать жанровые особенности легенд и преданий

- Знать отличия сказки, мифа, легенды и предания

Вид литературы

Гекзаметр

Гипербола Жанр

Легенда

Миф

Предание

Род литературы Сказка народная

Фольклор

Сентябрь

2

МИФЫ

  1. Мифы. Происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов. Связь мифов с верованиями древних людей. Мифы Древнего Египта. «Великое путешествие солнечной ладьи». Мечта народа о победе над смертью.

  2. Мифы Древней Греции о происхождении мира и богов. «Олимп», «Ночть, Луна, Заря и Солнце», «Орфей и Эвридика», «Пигмалион». Подвиги Геракла.

Сентябрь

3

  1. Гомер как легендарный создатель поэм «Илиада» и «Одиссея». Гекзаметр. Герои мифов в поэме «Одиссея» (отрывок из IX песни). Мудрость и хитроумие Одиссея.

  2. Мифы древних славян. Боги как носители доброго и злого начала. Духи и нечитая сила. Причины суеверий и верований народа.

Сентябрь

4

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

  1. Народные сказки. Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые). Сказка как жанр фольклора. Отличие сказки от мифа. Русские народные сказки «Белая уточка», «Кот и лиса». Сказки народов мира.

  2. Легенды и предания. Отличия легенд и преданий от мифов и сказок. «О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова».

Октябрь

5

  1. Малые жанры фольклора (загадки, пословицы и поговорки). Пословицы и поговорки народов мира. Владимир Соколов «Пословица».

  2. Народный кукольный театр. Сатира в кукольной комедии. Оптимистическая природа смеха. «Петрушка Уксусов».

- Знать малые жанры фольклора и их особенности

- Знать определение загадки, пословицы и поговорки

- Отличать пословицу и поговорку

- Знать отличительные особенности юмора и сатиры

Загадка

Малый жанр

Поговорка

Пословица

Сатира

Юмор

Октябрь

6

  1. Вн. чт. «Бой на Калиновом мосту», «Каша из топора». Сборники русских народных сказок и сказок народов мира. «Черный конь скачет в огонь»; «Незабудки», «Пословицы в рассказах». Б. Привалов «Петрушка – душа скоморошья».

  2. Контрольная работа по пройденному материалу.

Октябрь

7

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ

  1. Сказочные события и герои в литературе. Отличие литературной сказки от народной.

  2. А.С. Пушкин. Страницы биографии. «Руслан и Людмила» (фрагменты). Сказочные образы и мотивы в произведении. Изобразительное мастерство поэта.

- Знать основные особенности литературной сказки и ее отличия от сказки фольклорной

- Уметь определять стихотворный размер (двусложный), рифму и способ рифмовки в поэтическом тектсе


Пиррихий

Поэма

Размер стихотворный

Ритм стихотворный

Рифма

Сказка литературная

Спондей

Стих

Стопа

Строфа

Хорей

Ямб


Октябрь

8

  1. Р.Р. – Выразительное чтение отрывков из поэмы «Руслан и Людмила».

  2. Основные особенности анализа стихотворного текста (часть I) на примере поэмы А.С. Пушкина. Двусложные стихотворные размеры (хорей, ямб), рифма и способ рифмовки. Практическая работа.

Ноябрь

9

  1. Х.К. Андерсен. Сведения о жизни великого сказочника. «Снежная королева». Победа самоотверженной, преданной любви и дружбы над эгоизмом и равнодушием. Понятие авторской позиции. Выражение авторского отношения к героям через описания их портретов.

  2. Е.Л. Шварц. Страницы биографии. «Золушка» (киносценарий). Сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е.Л. Шварца и «Золушка» Ш. Перро. Над чем и почему иронизирует и смеется Шварц.

- Уметь определять и формулировать авторскую позицию в произведении

- Знать особенности сценарного текста

Автор

Авторская позиция

Диалог

Интерьер

Ирония

Киносценарий

Монолог Реплика

Сценарий

Ноябрь

10

  1. О пьесе и театре. Несколько слов об особенностях драматического рода литературы. Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы.

  2. П.П. Бажов. Сведения о жизни писателя. Путь писателя к сказу. Особенности сказа как литературного жанра.

- Знать основные особенности драматического рода литературы

- Знать особенности жанра сказа

Акт

Действие

Драма

Пьеса

Ремарка

Сказ

Трилогия

Явление

Ноябрь

11

  1. П.П. Бажов «Каменный цветок» (часть трилогии). Герой сказа Бажова – труженик и художник. Близость героя художественным образам фольклора.

  2. Вн. чт. Литературные сказки русских и зарубежных писателей.







Ноябрь

12

БАСНИ

  1. Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному творчеству. Отражение народной мудрости и жизненных наблюдений в баснях. Иносказательный и обобщающий смысл басен, их обличительная направленность. Лаконизм и близость языка к разговорной речи. Афористичность.

  2. И.А. Крылов. О басн6описце. «Волк на псарне», «Демьянова уха», «Квартет», «Волк и ягненок».

- Знать определение и отличительные черты басни как жанра лироэпоса

- Понимать значение терминов «иносказание» и «аллегория»

Аллегория

Афоризм

Басня

Иносказание


Декабрь

13

  1. И.А. Крылов. «Свинья под дубом», «Кукушка и петух», «Мартышка и очки». Вн. чт. Мировая басенная традиция. Басни Эзопа «Лисица и виноград», «Лев и мышь» и Лафонтена «Лисица и виноград».

  2. Р.Р. С/р на тему «Сравнительный анализ басен Эзопа, Лафонтена и Крылова».

Декабрь

14

ЖАНРЫ ЛИРОЭПОСА

  1. М.Ю. Лермонтов. О жизни поэта. Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова. Историческая справка.

  2. М.Ю. Лермонтов «Бородино». Понятия поэмы и исторической баллады. Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании. Образность языка, звукопись. Тема и идея произведения. Эпитет и сравнение. Р.Р. – конкурсное чтение отрывков из поэмы «Бородино».

- Знать основные особенности и жанры лироэпического рода литературы

- Знать отличительные черты поэмы и баллады (в том числе исторической)

- Определять и

формулировать место и значение исторических реалий в литературе

Баллада

Историзм

Лироэпический род

Рассказчик

Сравнение

Тема

Троп

Эпитет

Декабрь

15

  1. Р.Р. - Подготовка к домашнему сочинению (на каникулы) по произведениям русских писателей о войне 1812 года – Вн. чт.

  2. ТЕСТ на усвоение материала 1-го полугодия + проверка словарика литературных терминов.

Январь

16

  1. А.В. Кольцов. О поэте. «Косарь». Близость стихотворения к народной песне. Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского человека. Мотивы социальной несправедливости в стихотворении.

ЭПИЧЕСКИЙ РОД ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Основные особенности эпоса как литературного рода. Жанры эрпоса.

- Знать основные особенности и жанры эпического рода литературы

Рассказ

Роман

Повесть

Эпос

Январь

17

  1. И.С. Тургенев. Сведения о жизни писателя. «Аннибалова клятва» Тургенева. Отражение жизни писателя в его творчестве.

  2. «Муму». История создания рассказа. Непримиримое отношение писателя к угнетению и унижению людей. Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима, его нравственное превосходство над барыней и ее челядью. Влияние на человека барства и рабства.

- Знать основные особенности жанров эпоса

- Различать автора и рассказчика в произведении

- Определять автобиографические мотивы в произведении

- Формулировать авторскую позицию по портретам персонажей, по описаниям природы

- Давать развернутую характеристику героям по их поступкам

- Уметь как кратко, так и подробно пересказывать текст

- Уметь вычленять эпизоды

- Составлять план произведения

- Уметь выделять элементы композиции произведения

- Составлять цитатник

- Формулировать основной конфликт и идею произведения

Завязка

Конфликт

Идея

Композиция

Конфликт

Концовка

Кульминация

Образ

Пейзаж

Персонаж

Портрет

Проза

Пролог

Развитие действия Развязка

Семантика

Сюжет

Цитата

Экспозиция

Эпиграф

Эпизод

Эпилог

Январь

18

  1. И.С. Тургенев «Муму». Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.

  2. Р.Р. – Подготовка к сочинению по рассказу Тургенева «Муму».

Февраль

19

  1. Л.Н. Толстой. Страница биографии писателя. Толстой на Кавказе. Кавказ в судьбах и творчестве русских писателей.

  2. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». История создания произведения. Быль как жанр эпоса. Смысл названия произведения.

Февраль

20

  1. Сравнительная характеристика двух героев – нравственная стойкость, жизненная активность и человечность Жилина в противопоставлении пассивности и слабодушию Костылина. Авторская позиция выраженная в именах персонажей.

  2. Мысль писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни. Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика.

Февраль

21

  1. Структура эпического произведения. Понятия сюжета и композиции, принципы анализа прозаического текста на примере рассказа Толстого «Кавказский пленник». Р.Р. – практическая работа.

  2. В.М.Гаршин. Сведения о жизни писателя. «Сигнал». Причина разного отношения героев рассказа к жизни. Нравственное превосходство Семена.

Февраль

22

  1. Л.Н. Андреев. О писателе. Воспоминания К.И. Чуковского о Леониде Андрееве.

  2. Л.Н. Андреев «Кусака». Идея доброты и ответственного отношения к окружающему миру. За что можно одобрить, а за что – осудить дачников.

Март

23

  1. А.И. Куприн. Сведения о жизни писателя. Причина столкновения персонажей в рассказе. Верность и отвага Сережи против эгоизма и своеволия Трилли. Средства изображения героев – портреты, поступки, речь, пейзаж.

  2. Нравственный конфликт в рассказах А.И. Куприна и Л.Н. Андреева. Р.Р. - Сопоставительный анализ отношения героев двух писателей к их питомцам. Вн. чт. А.И. Куприн «Тапер», Л.Н. Андреев «Петька на даче», Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик», А.П. Чехов «Мальчики».







Март

24

ЛИРИКА

  1. Поэзия природы. Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. Музыка стиха.

  2. Лирический род литературы. Принципы анализа стихотворного текста, часть II. Тема, идея, пафос, мотив, изобразительно-выразительные средства, лирический герой. Трехсложные размеры.

- Знать основные особенности и жанры лирического рода литературы

- Владеть навыками анализа поэтического текста: определять тему, пафос стихотворения, формулировать идею

- Знать разновидности изобразительно-выразительных средств художественной речи, уметь выделять тропы в тексте

- Определять размер (трехсложный)

Амфибрахий

Анапест

Дактиль

Интонация

Метафора

Мотив

Настроение

Олицетворение

Пафос

Песня

Повтор

Синекдоха

Темп

Темпоритм

Март

25

  1. Лирика. А.С. Пушкин «Обвал». Ф.И. Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной…». Анализ – практическая работа.

  2. Поэзия А.Н. Майкова, К.Д. Бальмонта, Н.И. Рыленкова. Анализ – практическая работа.

Апрель

26

  1. Р.Р. – Конкурсное чтение стихотворений русских поэтов о родной природе.

  2. Контрольная работа по теме «Лирика».

Апрель

27

  1. К.Г. Паустовский. Сведения о биографии писателя. «Мещёрская сторрона». Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Лиризм описаний, выразительность и красочность языка.

  2. Очерк как вид эпического произведения. Очерки «Обыкновенная земля», «Леса», «Луга», «Мой дом», «Бескорыстие».

- Знать особенности очерка как жанра литературы

Очерк

Апрель

28

ЛИТЕРАТУРА О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

  1. Военная лирика. К.М. Симонов, А.А. Сурков, О.Ф. Берггольц, М. Джалиль, С.С. Орлов, Р. Гамзатов, А.Т. Твардовский.

  2. Вн. чт. В.П. Катаев «Сын полка», В.О. Богомолов «Иван». Сопоставительный анализ произведений. Образ ребенка в литературе о Великой Отечественной войне.

- Знать основные особенности художественных произведений о войне советского периода

- Понимать и формулировать значение литературы о недавних и современных нам трагических событиях в стране

Патриотизм

Апрель

29

  1. В. М. Шукшин. Страницы биографии советского писателя, актера, режиссера. Рассказ «Жатва». Жизнь рано повзрослевших детей войны в тылу.

  2. Р.Р. - Подготовка к сочинению по произведениям о Великой Отечественной войне.

Май

30

  1. В.А. Солоухин. О писателе. Рассказ «Мститель». Рассказ как жанр эпического рода литературы.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Р. Брэдбери «Мальчик-невидимка». Смысл названия произведения. Нравственная проблематика рассказа. Вн. чт. Произведения зарубежных писателей по выбору учащихся.







Май

31

  1. Итоговый контрольный ТЕСТ.

  2. Повторение пройденного материала. Работа со словарем литературоведческих терминов. Рекомендации для летнего чтения.

Май

32

  1. Резервный урок.

  2. Резервный урок.

  3. Резервный урок.



Р.Р. (развитие речи) - 10 уроков

Вн. чт. (внеклассное чтение) – 7 уроков

Контрольные работы и ТЕСТЫ – 4 урока

Сочинения – 3 урока

Всего - 65 уроков

Похожие:

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5-х класс iconКалендарно-тематическое планирование уроков химии в 9-х класс
Календарно-тематическое планирование уроков химии в 9-х классах на 2011-2012 учебный год
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5-х класс iconКалендарно-тематическое планирование уроков химии в 10-х класс
Календарно-тематическое планирование уроков химии в 10-х классах на 2011-2012 учебный год
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5-х класс iconКалендарно-тематическое планирование уроков химии в 8-х класс
Календарно-тематическое планирование уроков химии в 8-х классах на 2011-2012 учебный год
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5-х класс iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературы Класс
Планирование составлено на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений. / А. Г. Кутузов, А. К. Киселёв, Е....
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5-х класс iconКалендарно-тематическое планирование уроков интегрированного курса физика-информатика «Физика вокруг нас» совместно с учебным планированием 8 класс
Календарно-тематическое планирование уроков интегрированного курса физика-информатика
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5-х класс iconКалендарно-тематическое планирование уроков по литературе класс
Плановых классных сочинений 7, домашних сочинений 1, зачетов 3, практических работ 2, уроков внеклассного чтения 11, уроков развития...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5-х класс iconТематическое планирование уроков литературы в 11 классе
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника «Русская литература 20 века. 11 класс» для общеобразовательных...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5-х класс iconКалендарно-тематическое планирование уроков интегрированного курса физика-информатика «Физика вокруг нас». Класс
Календарно-тематическое планирование уроков интегрированного курса физика-информатика
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5-х класс iconКалендарно-тематическое планирование уроков по физике. 10 класс
Мастерская учителя. Элективный курс «Методы решения физических задач» 10-11 класс
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5-х класс iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе
Тематическое планирование составлено на основе «Стандарта основного общего образования по литературе / Сборник приказов министерства...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница