Учебно-методический комплекс дисциплины основы творческой деятельности журналиста Часть IV. Аналитическая журналистика Для студентов факультета журналистики




Скачать 277.35 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины основы творческой деятельности журналиста Часть IV. Аналитическая журналистика Для студентов факультета журналистики
Дата23.11.2012
Размер277.35 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ



Основы творческой деятельности
журналиста



Часть IV. Аналитическая журналистика


Для студентов факультета журналистики,
обучающихся по направлению подготовки бакалавров



Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2009

УТВЕРЖДЕНО

кафедрой теории и практики
периодической печати


А в т о р - с о с т а в и т е л ь – канд. филол. наук, доц. М.И. Шостак


Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста». Часть IV: Аналитическая журналистика / авт.-сост. М.И. Шостак. – М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2009. – 16 с.


Подготовлен на факультете журналистики.


Программа соответствует требованиям
Государственного образовательного стандарта


высшего профессионального образования


© Шостак М.И., 2009

Курс разработан в соответствии с требованиями к уровню подготовки дипломированных специалистов по специальности «Журналистика». В нем рассмотрены особенности работы газетных аналитиков: комментаторов и обозревателей, творческие возможности и перспективы на данном направлении литературной работы.

Курс – авторский; он имеет как теоретическое, так и прикладное значение. План курса, по преимуществу, рекомендательный: студенты знакомятся с устоявшимися в профессиональной среде приемами. Предлагаются рекомендации по сбору материала, подготовке и литературному оформлению комментариев, статей, обозрений, рецензий и других литературных форм, в которых воплощается разные направления аналитической журналистики; обсуждаются и закрепляются в контрольных работах соответствующие особенности работа над текстом. Внимание сосредоточено на действенности той или иной литературной формы, прямо зависящей от соответствия применяемых технологических приемов исходному материалу и запросам аудитории.


  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ дисциплины


Цели изучения дисциплины: познакомить студентов с особенностями работы над комментариями, обозрениями, статьями в печатных изданиях, помочь освоить технологии подготовки, создания и коррекции интерпретирующих журналистских текстов, используя литературные формы, распространенные в практике современных СМИ

Задачи: помочь студентам уточнить представление о назначении работы журналистов – комментаторов и аналитиков, выработать профессиональные навыки в области интерпретирующей журналистики, развить аналитическое мышление, уточнить направление собственной творческой работы в прессе.


  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ
    СОДЕРЖАНИ ДИСЦИПЛИНЫ



В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

– о задачах комментирующего и аналитического направлений в современной прессе, о их роли в осуществлении главной функции журналистики как профессии: всесторонне информировать аудиторию ради оказания помощи в социальном ориентировании;

– о ведущих методах и приемах, необходимых для создания газетно-журнальных текстов аналитического (интерпретирующего) направления;

понимать:

– специфику и возможности разных жанровых форм аналитической журналистики;

– смысл основных рекомендаций по структуре произведений и приемам поиска, организации и литературного оформления фактов;

– смысл категорий теории и практики аналитической журналистики;

осознавать:

– опасности возможного искажения сути факта при его интерпретации;

– степень ответственности работы газетного аналитика с цифрой, статистикой, ссылками;

уметь:

– профессионально точно и ответственно выступать в разных жанрах аналитической журналистики;

– распознавать разные уровни качества труда комментаторов и обозревателей;

– самообучаться, ориентируясь на современную практику.


  1. ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Все темы лекций прорабатываются затем на семинарских и практических занятиях. Изучение дисциплины предполагает необходимость активной самостоятельной работы студентов: составления «досье» из фрагментов текущей периодики, иллюстрирующих формы и методы труда современных журналистов, подготовки контрольных работ по всем разделам программы.

Аудиторные занятия: лекции, семинары, практические занятия, включающие и работу над текстами, опубликованными в прессе (творческое редактирование: изменение композиции, коррекция «лидов», заголовков и пр.), и упражнения в создании собственных текстов. Среди аудиторных занятий также – разбор материалов, отредактированных и написанных студентами, их обсуждение в группе.

Самостоятельная работа предполагает участие в обсуждениях газетно-журнальных публикаций, выполнение практических заданий, подготовку контрольных работ по всем разделам программы, составление «досье» и его постоянное пополнение («досье» – вырезки из текущей прессы, иллюстрирующие формы и методы труда современных журналистов).

Вид промежуточного контроля. Формы отчетности – промежуточный зачет (с оценкой) в течение семестра (аттестация), и завершающий курс экзамен. Обе формы отчетности включают в себя собеседование по предложенным темам, проверку «досье», составленного студентом из публикаций текущей прессы и обсуждение выполненных контрольных работ.


  1. РАЗДЕЛЫ КУРСА, ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Раздел I. Комментарии журналиста

Раздел II. Расследования, колонки, рецензии

Раздел III. Статья в газете

Раздел IV. Прогностическая журналистика

В каждом из разделов по три темы; представлены группы жанров: оперативного комментирования (отчет с комментариями, реплика, комментарий, колонка комментатора), жанры интерпретации и исследования проблем (расследование-панорама, статья, рецензия), прогностические жанры (обозрение, колонка обозревателя, политический портрет). Рассматриваются специфичные для каждой группы приемы сбора и оформления материала.

В каждом из разделов подробно обсуждаются технологические рекомендации, рассматриваются творческие проблемы и творческие находки современных журналистов, работающих в этих жанровых формах, высказываются необходимые предостережения, связанные со специфическими ошибками того или иного направления комментирующей и интерпретирующей журналистики, которые могут привести к дезинформации читателя. Акцент сделан на действенности литературных форм, которые использует журналист, на прямой зависимости результативности выступления от точности выбора исходного материала и соответствия качества его обработки запросам аудитории.


  1. ПРОГРАММА
    И УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ


Введение

Комментарий, оценка, позиция, прогноз в качестве новостей современной прессы. Задачи и возможности «жанров интерпретации».

Научное мышление и журналистика. Сходство и различие научных текстов и журналистских произведений. Проблемы объективности и субъективности суждений. Задачи популяризации. Ориентиры читательского интереса, забота о «читабельности» и увлекательности журналистского рассуждения. Рациональное и эмоциональное в комментарии и исследовании журналиста. Разные масштабы исследования и его аргументационного подкрепления в разных жанрах газетно-журнальной аналитики.

Раздел I. КОММЕНТАРИИ ЖУРНАЛИСТА

Оперативное комментирование как прояснение смысла и как поддержка читательского размышления по следам события. Выступления прессы, продлевающие внимание к фактам и, кроме того, включающие в круг читательского интереса дополнительные факты, не замеченные новостной журналистикой ввиду их недостаточной «самоочевидности».

Тема 1. Формы и направления оперативного комментирования

Специфика работы комментатора «по горячим следам»: оправдание некоторой неполноты суждений, приблизительности первоначального суждения о факте ввиду повышенной оперативности откликов.

Задачи комментатора: сосредоточить внимание аудитории на значимых событиях, заявлениях; успеть во время «вбросить» версии, стимулирующие обсуждение перспектив завтрашнего дня в свете текущих событий.

Основные направления и жанры комментирующей журналистики: попутное комментирование (отчеты и репортажи с комментарием и авторскими ремарками; жанр «реплика»), комментарий как самостоятельный жанр, авторские колонки комментатора («расширенные реплики»).

Тема 2. Комментарий как жанр

Задачи журналиста, пишущего комментарий по факту. Разные основания для публикации комментария (необходимость подчеркнуть важное обстоятельство, проливающее свет на событие; опасность, что важный факт пройдет незамеченным, появление новых, дополнительных сведений, корректирующих факт, стремление переиграть уже сложившееся мнение, вмешаться в дискуссию о событии и др.).

Комментирование развивающегося события: особенности исходного материала, средства аргументации. Комментарий по высказанным суждениям (объединяющий, расширенный комментарий). Проблема доказательности авторской позиции. Предварительный прогноз в комментарии.

Тема 3. Работа над комментарием

Представление авторской версии по поводу факта в качестве темы комментария: разные варианты оформления «комментарийного повода».

Возможные структуры жанра «комментарий». Основные композиционные блоки; лиды и заголовки.

Работа над концовкой (закрывающей или открывающей обсуждаемую тему). Варианты концовок-прогнозов, концовок-«напоминаний» и интригующих концовок.

Формы попутного и скрытого комментирования: авторские «реплики» и «ремарки». Интонация и эффект «эмоционального внушения» в комментирующих выступлениях современных журналистов (А. Колесников и др.). Возможности «завершающей реплики» в комментарии; сплетение приемов двух вариантов оперативного комментирования.

Учебные задания к семинарскому занятию по темам 1–3

Вопросы для обсуждения


  1. Особенности жанров оперативного комментирования.

  2. Основные творческие проблемы комментаторов.

  3. Приемы представления авторской версии (заходы комментария).

  4. Структуры комментария.

  5. Упражнения в аудитории и самостоятельная работа.

  6. Сопоставить опубликованные в газетах разные варианты оперативного комментирования одного и того же происшествия.

  7. Придумать другой вариант захода – «комментарийного повода» – к материалу, предложенному преподавателем.

  8. Используя факты, приведенные в опубликованном комментарии, предложить свой вариант «контр-тезиса» комментатора.

  9. Прокомментировать важное выступление политического лидера, использовав две разные формы оперативного комментирования: комментарий и реплику.

  10. Самостоятельно подготовить комментарий, посвященный актуальному событию.


Раздел II. РАССЛЕДОВАНИЯ, КОЛОНКИ, РЕЦЕНЗИИ


Интерпретация в качестве журналистской новости. «Версия в процессе становления» как главный эффект литературных форм, в которые воплощается журналистское расследование; авторские размышления «колонок комментатора» и публицистических рецензий.

Тема 4. Авторская позиция и авторский аргумент

Журналистское расследование. Действия журналиста, собирающего факты и мнения в качестве «инструмента, вскрывающего ситуацию». Сбор информации как сюжет; наглядное воссоздание этапов поиска разоблачительных фактов. «Полоса препятствий», преодолеваемая журналистом: техника и этика. Экстенсивное интервьюирование (метод «сужающихся кругов»). Конфиденциальные сведения; анонимный источник.

Расследование-панорама. Предъявление и сопоставление обнаруженных фактов (обзор собранного материала). Рассказ не о процессе сбора «компромата», но об истории складывания версии. Авторское «“я” размышляющее» в сюжете расследования-панорамы.

Тема 5. Колонка комментатора

Поводы для выступлений. «Жесткий» и «мягкий» варианты авторских колонок как «личностные» формы интерпретации фактов и мнений.

Субъективизм оперативной колонки комментатора. Выстраивание «статьи от первого лица»: композиция, расстановка логических и эмоциональных акцентов.

Эффект общения. Комментатор и его аудитория. Индивидуальный стиль комментирования. Узнаваемость автора традиционных колонок. К проблеме «имиджа» публициста – влияние запросов аудитории на стиль и характер аргументации в колонке комментатора.

Повторные выступления по теме. Коррекция позиции комментатора.

Тема 6. Рецензия в массовой прессе

Газетная рецензия как жанр «вторичного отображения», рассуждающая о произведении искусства как о факте, и о той сфере действительности (фактах и проблемах), которые были отображены художником. Существенные различия между рецензией «специальной» (для специализированных изданий) и массовой; разные адресаты.

Рекламная функция рецензии, необходимая сбалансированность с точностью информирования о масштабах художественного явления. Публицистичность газетно-журнальной рецензии, соотносящей факт художественной жизни (контакт со зрителем) с широким спектром злободневных общественных проблем. Рецензия в свете коммуникативных задач: приобщение читателя к впечатлениям автора (не специалиста, но рядового зрителя), помощь в понимании языка художника; стимулирование «соразмышления» читателя и журналиста о проблемах, навеянных художественным произведением, или обстоятельствами его появления.

Учебное задание к семинарскому занятию по темам 4–6

Вопросы для обсуждения


  1. Основания для представления журналистского расследования как «детективной истории». Ограничения профессиональной этики

  2. Форма расследования-панорамы.

  3. Особенности колонок комментатора в сравнении с выступлением в жанре «комментарий».

  4. Задачи рецензента массовой прессы (в сопоставлении с задачами авторов рецензий специализированных изданий).

Упражнения в аудитории и самостоятельная работа


  1. Привести дополнительные аргументы, подкрепляющие рассуждения автора, использовав опубликованную колонку комментатора.

  2. В расследовании – «детективной истории» из текущей периодики отметить конфликтные ситуации и общение-конфронтацию.

  3. Написать рецензию на новый спектакль или кинофильм.

Раздел III. СТАТЬЯ В ГАЗЕТЕ

Сходство статьи научной и журналистской и существенные различия между ними: в соотношении субъективного и объективного, в тоне и форме рассуждений; главная задача журналиста дать «проекцию» проблемы на фон общественной жизни, подчеркнуть ее тревожную злободневность.

Тема 7. Постановочная статья

Автор – инициатор темы обсуждения в постановочной статье. Обязательность оригинальной либо кардинально обновленной концепции.

Сбор фактов проявления проблемы, их обзор, систематизация (установление «родства по проблеме») и классификация (установление связей соподчинения). Анкетирование и опрос. Обзор существующих мнений по проблеме. Тезисы и контртезисы, работа с ними. Аргументация.

Композиция статьи, подчиненная логике авторских рассуждений. Иной вариант, представляющий рассуждение как увлекательное чтение («приключения мысли»), способствующий со-рассуждению. Включение элементов полемики, обманные «логические тупики», создающие эффект конфликта в авторском рассуждении. Прием «открытых переходов». Оформление статьи подзаголовками, «врезами», отступлениями и пр.

Тема 8. Полемическая и дискуссионная статья

Метод доказательства от противного. Особенности композиции и стиля «статьи двух авторов». Представление мнений, их сопоставление. Спорная проблема в раскладе «на голоса».

Этапы подготовки материала: удостоверенность в важности и характерности противоречия, поиск его источника, наглядная реконструкция связей. Раздвижение вокруг проблемной ситуации горизонта связей, путь авторской мысли через противоречие – к новому взгляду на события.

Роль автора – непонятливого собеседника или «противника» для обострения конфликта. Общие принципы ведения полемики. Опровержение противника: возможные ошибки на этом пути, деструктивное и конструктивное. Требования к творческой личности полемиста.

Тема 9. Научно-популярная статья

Научная журналистика в российской прессе. Ведущие публицисты – популяризаторы научных проблем.

Три варианта представления научной проблемы в жанре журналистской статьи: автор-«эксперт» (популярная статья ученого), «любознательный» автор (освоение проблемы как бы в процессе «знакомства постороннего»), автор-публицист (возвышающий научную проблему до общественных проблем, тревожных прогнозов: «Что там завиделось с мачты?»).

Проблема специальной подготовки журналиста-популяризатора. Особенности «перевода с научного». Активное использование в научно-популярной статье элементов новостной наглядной журналистики. Двойной план научно-популярных статей. Ведущие приемы аргументации, преобразование темы. Образность как условие популяризации. Стиль и композиция научно-популярных статей.

Учебное задание к семинарскому занятию по темам 7–9

Вопросы для обсуждения


  1. Варианты структуры постановочной статьи.

  2. Прием «приключения мысли».

  3. Условия конструктивной полемики.

  4. Задачи и возможности «научной журналистики».

Упражнения в аудитории и самостоятельная работа


  1. Разработать план постановочной (проблемной) статьи.

  2. Рассмотреть примеры «деструктивности» публичной полемики – недостойные приемы, бездоказательные утверждения (желательно, подобрать такие выступления в прессе или на ТВ, которые касаются темы, выбранной вами для собственной статьи).

  3. Разработать систему “контрдоводов”, полемизируя с автором статьи, опубликованной в прессе либо обнародованной в Интернет (желательно, по теме собственной статьи).

  4. Рассмотреть научно-популярную статью, выделив удачные примеры «перевода с научного» и авторский голос публицистических рассуждений, сопоставляющий сферу «научного» и «обыденного социального».

  5. Работать над собственной постановочной (проблемной) статьей. Первая редакция – первая декада мая, вторая редакция – третья декада мая. Объем итогового материала не менее 250 строк (к экзамену).

Раздел IV. ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА

Выявление тенденций, нацеленность на прогноз в текстах журналистов-аналитиков. Авторская мысль в форме догадки; опыт, направленный на формирование новых комбинаций, гипотетичность текста. Создание прогностической модели как творческая задача.

Тема 10. Обозрение

Роль обозрения в современной прессе. Политическое, экономическое, спортивное, литературное обозрение: общее и особенное. Цикличность обозрений. Оперативные обозрения.

Особенности работы обозревателя. Сфера интересов как постоянное поле деятельности. Регулярный сбор материала, пополнение «досье» («коллекции» фактов и мнений), их предварительная классификация.

Панорамирование как главный метод создания материала. Возвышение над фактами («полет на воздушном шаре») ради выявления их связей, сплетений, взаимодействий. Уточнение тенденций как главная задача жанра. Прогноз, основанный на ассоциациях особого уровня. Журналист Е. Бовин о характерных ошибках обозревателей и «сверхзадаче» жанра обозрения

Тема 11. Политический портрет

Портрет функционера: соотнесение личных качеств с общественными обязанностями. Изучение политической биографии. Сопоставительная характеристика слов и поступков.

Суждение по имиджу политика; уточнение и критическое исследование его «личного мифа». Подчеркивание характерных моментов деятельности, достижений и промахов, примет подлинной личности.

Отличие журналистского произведения от политического портрета как жанра рекламы. Исследовательские задачи журналиста-обозревателя: анализ реальных дел и поступков функционера, нацеленный на прогноз, определение возможных перспектив карьеры, политических шагов.

Тема 12. Границы и возможности прогнозирования в журналистике

Интерпретация фактов как элементов обширного целого в их связях и взаимовлияниях. Приподнятость над фактом, достаточная свобода в обращении с обширным фактографическим материалом, установление объединяющих моментов и ответвлений. Исследование для выявления и уточнения социальных, экономических, творческих и иных тенденций.

Актуальность обозрений и политических портретов, их ценность как «системы координат» для последующих суждений. Методики социологических исследований в помощь журналистам, работающим в качестве ответственных интерпретаторов социальных проблем, нацеленным на прогнозирование. Публицистическое прогнозирование как важнейший результат социально-ориентирующей деятельности журналистики.

Учебное задание к семинарскому занятию по темам 10–12

Вопросы для обсуждения


  1. Приемы работы над обозрением.

  2. Обозрение и комментарий: сравнительная характеристика.

  3. Задачи публицистического политического портрета (в отличие от рекламного жанра «политический портрет»).

  4. Публицистическое прогнозирование. Сопоставление жанров: «обозрение» и «политический портрет».

Упражнения в аудитории и самостоятельная работа


  1. Рассмотреть обозрение в специализированном (например спортивном) и массовом изданиях. Указать на разницу в приемах и построении.

  2. Выделить ведущую публицистическую идею опубликованной колонки обозревателя. Предположить ее использование в качестве предмета рассуждений в статье.

  3. Подобрать примеры публицистического прогноза, обратившись к экономическим обозрениям последних месяцев.

  4. Уточнить публицистические задачи театральных или спортивных обозрений, которые пишутся в конце сезона и к открытию сезона.

  5. Написать спортивное обозрение или обозрение театральной жизни за определенный период (опираясь на факты, изложенные в публикациях специализированной и массовой прессы за последние полгода).

  6. Сопоставить два примера политического портрета, написанного публицистом и подготовленного рекламистом для политической кампании.

  7. Исследовать индивидуальный стиль работы обозревателя, сопоставляя творческие манеры нескольких журналистов. (В качестве примера можно взять несколько материалов колонки обозревателя «Коммерсанта», в которой авторы чередуются.)




  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ


Содержание экзамена:

1. Представление полного досье (вырезки из текущей прессы по всем темам – надписанные, со всеми необходимыми пометками, подчеркиванием).

2. Представление всех контрольных (расширенный комментарий, колонка обозревателя, окончательный вариант статьи).

3. Ответ по билету (два вопроса).


ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

  1. Теория аналитической журналистики и современная практика.

  2. Жанры ответственной интерпретации в системе жанров СМИ.

  3. Сопоставительная характеристика новостных и аналитических жанров.

  4. Критерии отбора и обработки фактов в аналитической журналистике.

  5. Влияние запросов читателя на стиль и характер аргументации.

  6. Специфика жанра «комментарий».

  7. Варианты структуры комментария.

  8. Способы представления «комментарийного повода» в жанрах аналитики.

  9. Комментатор и его аудитория. Влияние запросов читателя на стиль и характер аргументации.

  10. Анкетирование и опрос как методы работы журналиста-аналитика.

  11. Источники, которыми пользуется журналист при расследовании.

  12. Как проводится «экстенсивное интервьюирование»?

  13. Особенности двух разных литературных форм представления результатов журналистского расследования.

  14. Наиболее уязвимые с точки профессиональной этики приемы журналиста, проводящего расследование. Приемы «маски» и «скрытой камеры» (технологический и этический аспекты проблемы).

  15. Задачи колонок комментатора.

  16. Рецензия в массовой прессе; ее отличие от рецензий в прессе специализированной.

  17. Особенности статьи журналиста в сравнении с научной статьей.

  18. Проблемная (постановочная) статья как жанр журналистики.

  19. Подготовка статьи, поднимающей важную проблему.

  20. Варианты структуры постановочной статьи.

  21. «Открытые переходы» в композиции статьи.

  22. Прием: «приключения мысли» в статье журналиста.

  23. Отличительные особенности полемической статьи.

  24. Условия конструктивной полемики.

  25. Полемическая статья и полемический диалог. Приемы и этика полемики.

  26. Смысл публичной полемики: назначение полемической статьи в прессе.

  27. С кем и как полемизирует журналист?

  28. Постановочная статья и колонка обозревателя с элементами полемики.

  29. Особенности научно-популярной статьи.

  30. Работа журналиста-обозревателя.

  31. Тематические разновидности обозрений, их особенности.

  32. Научно-популярная статья.

  33. Приемы популяризации.

  34. Колонка обозревателя. Задачи жанра.

  35. Колонка обозревателя и колонка комментатора (в сравнении).

  36. Приемы работы над обозрением.

  37. Метод «панорамирования».

  38. Задача и «сверхзадача» обозрения.

  39. Комментарий, статья, обозрение (сравнительная характеристика жанров).

  40. Задачи публицистического политического портрета (в отличие от рекламного жанра «политический портрет»).

  41. Приемы создания политического портрета.

  42. Обобщение и прогнозирование в аналитической журналистике.

  43. Сопоставление жанров: «обозрение» и «политический портрет».

  44. Возможности публицистического прогноза в разных вариантах комментирования и интерпретации.


«ДОСЬЕ» К ЭКЗАМЕНУ


В досье (подборке вырезок) должны быть представлены:


По темам I раздела

  1. Два комментария в разных изданиях на одно и то же событие.

  2. Актуальный комментарий на политическую тему, опубликованный в прессе (рассмотреть структуру).

  3. Примеры авторской колонки комментатора и редакционного комментария, посвященных одному и тому же событию.


По темам II раздела

  1. Два варианта журналистского расследования: в форме «детективная история» и в форме «панорама».

  2. Образцы колонки комментатора из двух разных газет (к теме: стиль и «имидж» комментатора).

  3. Пример рецензии журналиста в массовом издании.

По темам III раздела

  1. Образец постановочной статьи, в которой использованы приемы: «приключения мысли» (например штрихи скрытой и открытой полемики, «спора с самим собою», изображение «мысленных тупиков» и пр.).

  2. Образец полемической статьи из текущей периодики, где отмечены полемические приемы, использованные автором.

  3. Два примера газетной полемики, сопоставленные и прокомментированные (особо отметить демагогические приемы, моменты «деструктивности», попыток срыва спора).


По темам IV раздела

  1. Два выступления газетных обозревателей на близкую тему (например тему наркомании – в общеполитической газете и в молодежном журнале).

  2. Примеры политического, экономического, спортивного, театрального и кинообозрений.

  3. Фрагменты политических портретов со знаком «плюс» и «минус» (перспективного лидера и опасного политикана).


ИТОГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ



  1. Подготовить расширенный комментарий (как обобщающий ряд чужих комментариев, как ответный комментарий на выступления других журналистов), «открывающий проблему». Объем – не менее 150 строк.

  2. Сопоставить два обозрения, написанных политическими обозревателями разных газет в ответ на оперативный повод, например смерть политика, начало боевых действий и пр. (в письменном виде).

  3. Написать статью, опираясь на собственное видение проблемы, либо вступив в полемику, отталкиваясь от опубликованного в прессе материала. Объем – не менее 250 строк.


Примечание: Задание 3 выполняется в четыре этапа:

Этап 1. Предложить идею постановочной статьи, собрать фактический материал (собственные наблюдения, публикации прессы, Интернет), систематизировать его, разработать черновик плана.

Этап 2. Собрать материал для подкрепления аргументов (мнения экспертов), обращая особое внимание на «контрдоводы».

По результатам первых двух этапов проходит промежуточная аттестация (в конце марта – начале апреля). Должны быть представлены: собранный фактический материал (распечатки), собранные мнения экспертов (распечатки) и набросок плана статьи.

Этап 3. Логически связный и достаточно аргументированный предварительный текст статьи. Срок представления – начало мая.

Этап 4. Сюжетно продуманный, популярно изложенный, занимательный и наглядно представленный (лид, заголовки, подзаголовки, врезы) текст статьи. Срок представления черновика – третья декада мая, окончательный текст – к экзамену (начало июня).

7. Памятки для студентов

Памятка 1


Комментарии журналиста

Контрольные вопросы


  1. Критерии отбора и обработки фактов в аналитической журналистике.

  2. Комментатор и его аудитория. Влияние запросов читателя на стиль и характер аргументации.

  3. Лид оперативного комментария как «комментарийный повод».

  4. Варианты структуры комментария.

  5. Возможности «подведения к проблеме» в разных жанрах оперативного комментирования.



Задания по составлению досье


  1. Найти и сопоставить два комментария в разных изданиях на одну тему (сравнить варианты «комментарийных поводов»).

  2. Найти актуальный комментарий на политическую тему, опубликованный в прессе, рассмотреть его структуру.

  3. Приобщить к досье примеры авторской колонки комментатора и редакционного комментария, посвященных одному и тому же событию.



Контрольная работа


Подготовить расширенный комментарий, рассмотрев ряд чужих мнений по факту. Это должен быть материал – ответный комментарий на выступления других журналистов, «открывающий проблему». Объем – не менее 150 строк.

Памятка 2


Проблемная статья журналиста

Контрольные вопросы


  1. Жанры ответственной интерпретации.

  2. Особенности статьи журналиста в сравнении с научной статьей.

  3. Подготовка статьи, поднимающей важную проблему.

  4. Варианты структуры постановочной статьи.

  5. Прием «приключения мысли».

  6. «Открытые переходы» в композиции статьи.

Задания для составления «досье»


  1. Найти в текущей прессе примеры статьи, поднимающей проблему.

  2. Приобщить к досье примеры расследования, представленного в виде статьи («расследование-панораму».

  3. Привести примеры удачного оформления постановочной статьи (например разбивка на главки, врезы и пр.).

Контрольная работа


Написать собственную проблемную статью (объем – не менее 250 строк).

Необходим ряд этапов: Собрать и систематизировать материал. Сформулировать ведущий тезис. Составить план статьи. Разработать систему аргументации и «контрдоводов», отталкиваясь от проблемных выступлений, опубликованных в прессе, близких вашей теме. Оформить первый («научный») вариант статьи, следуя строгой логике доказательств.

В результате: Создать журналистский вариант статьи (сюжетный) с представлением события – первотолчка к исследованию проблемы, конфликтностью повествования, с фрагментами полемики и «приключение мысли», для эффекта «соразмышления» автора и читателя.

Памятка 3


Полемическая статья

Контрольные вопросы


  1. Отличительные особенности полемической статьи.

  2. Условия конструктивной полемики.

  3. Полемическая статья и полемический диалог. Приемы и этика полемики.

  4. Смысл публичной полемики: назначение полемической статьи в прессе.

  5. С кем полемизирует журналист.

  6. Приемы демагогии и борьба с ними.

  7. Постановочная статья и колонка обозревателя с элементами полемики.

Задания для составления «досье»


  1. Привести пример полемического диалога в колонке обозревателя.

  2. Приобщить к досье пример некорректной полемики в статье журналиста.

  3. Найти пример полемики в «политическом портрете».



Контрольные работы


  1. Уточнить суть противостояния позиций, отраженную в публичной полемике. (Письменно. Указать тезисы и аргументы обоих сторон.)

  2. Включить в собственную статью фрагменты полемики.

Памятка 4


Обозрение и политический портрет

Контрольные вопросы


  1. Тематические разновидности обозрений, их особенности.

  2. Приемы работы над обозрением.

  3. Метод «панорамирования».

  4. Комментарий, обозрение, статья (сравнительная характеристика жанров).

  5. Задачи публицистического политического портрета (в отличие от рекламного жанра «политический портрет»).

  6. Приемы создания политического портрета.

  7. Публицистическое прогнозирование (сопоставление жанров: «обозрение» и «политический портрет»).

Задания для составления «досье»


  1. Представить обозрения в специализированном (например спортивном) и в массовом изданиях.

  2. Подобрать примеры публицистического прогноза, обратившись к экономическим обозрениям последних месяцев.

  3. Приобщить к досье примеры политического портрета.

  4. Найти в прессе «портрет функционера» (не политика).

Контрольные работы


  1. Сопоставить два примера политического портрета ­подготовленного публицистом и подготовленного рекламистом для политической кампании (устно).

  2. Сравнить два обозрения, написанных по оперативному поводу (например смерть политика, начало боевых действий и пр.) политическими обозревателями разных газет (в письменном виде).



ЛИТЕРАТУРА


Библер В. Мышление как творчество. – М., 1975.

Ивин А. Искусство правильно мыслить. – М., 1990.

Кройчик Л. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2000. – Гл. 5.

Масарский Н. Убеждающее слово. – М., 1979.

Мезенцев М. Суждение о будущем в публицистическом тексте. – Ростов н/Д, 1983.

Павлова К. Психология споров – Владивосток, 1988.

Тертычный А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. – М, 1998.

Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2001.

Тертычный А. Расследовательская журналистика. – М., 2002.

Уллмен Дж. Журналистские расследования: современные методы и техника. – М., 1998.

Фоминых Д. Публицистический факт. – Красноярск, 1987.

Шостак М. Аналитическая публицистика. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 1999.

Шостак М. Диалог и полемика // Журналист. – 1998. – № 2.

Шостак М. Жанры газеты. – М., 2000.

Шостак М. Журналистское расследование // Журналист. – 1998. – № 10.

Шостак М. Оперативное комментирование // Журналист. – 1997. – № 12.

Шостак М. Работа обозревателя. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2005.

Шум Ю. Журналистское расследование. – М., 2000.

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины основы творческой деятельности журналиста Часть IV. Аналитическая журналистика Для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть III журналистика новостей Для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста. Часть III: Журналистика новостей» / авт сост....
Учебно-методический комплекс дисциплины основы творческой деятельности журналиста Часть IV. Аналитическая журналистика Для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть V художественная публицистика Для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста». Часть V: Художественная публицистика. – М.:...
Учебно-методический комплекс дисциплины основы творческой деятельности журналиста Часть IV. Аналитическая журналистика Для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть V художественная публицистика Для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста». Часть V: Художественная публицистика. – М.:...
Учебно-методический комплекс дисциплины основы творческой деятельности журналиста Часть IV. Аналитическая журналистика Для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть II литературная работа журналиста Для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Литературная работа журналиста. Часть II: Художественная публицистика». – М.: Импэ им. А....
Учебно-методический комплекс дисциплины основы творческой деятельности журналиста Часть IV. Аналитическая журналистика Для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть II литературная работа журналиста Для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Литературная работа журналиста. Часть II: Художественная публицистика». – М.: Импэ им. А....
Учебно-методический комплекс дисциплины основы творческой деятельности журналиста Часть IV. Аналитическая журналистика Для студентов факультета журналистики iconПособие по дисциплине основы творческой деятельности журналиста для студентов факультета журналистики
Ш 79 Оперативная журналистика: пособие по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста» / М. И. Шостак. – М. Импэ им. А....
Учебно-методический комплекс дисциплины основы творческой деятельности журналиста Часть IV. Аналитическая журналистика Для студентов факультета журналистики iconОсновы творческой деятельности журналиста Жуковская Е. Е. программа курса Пояснительная записка
Учебный курс «Основы творческой деятельности журналиста» адресован студентам кафедры журналистики и pr историко-филологического факультета...
Учебно-методический комплекс дисциплины основы творческой деятельности журналиста Часть IV. Аналитическая журналистика Для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы журналистики» / А. С. Шилов, О. А. Воронова, Л. Г. Свитич. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова,...
Учебно-методический комплекс дисциплины основы творческой деятельности журналиста Часть IV. Аналитическая журналистика Для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы журналистики» / А. С. Шилов, О. А. Воронова, Л. Г. Свитич. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова,...
Учебно-методический комплекс дисциплины основы творческой деятельности журналиста Часть IV. Аналитическая журналистика Для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины профессиональная этика журналиста для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Профессиональная этика журналиста» / сост. С. А. Шомова. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница