Специализированная магистерская программа : «медиариторика» аннотации курсов современные теории массовой коммуникации предмет дисциплины: современные теории массовой коммуникации, место и роль средств массовой информации в системе массовой коммуникации.




НазваниеСпециализированная магистерская программа : «медиариторика» аннотации курсов современные теории массовой коммуникации предмет дисциплины: современные теории массовой коммуникации, место и роль средств массовой информации в системе массовой коммуникации.
страница1/5
Дата23.11.2012
Размер0.72 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5


СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА: «МЕДИАРИТОРИКА»


АННОТАЦИИ КУРСОВ


СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Предмет дисциплины: современные теории массовой коммуникации, место и роль средств массовой информации в системе массовой коммуникации.

Цель дисциплины: сформировать у студентов понимание высокой социальной значимости журналистики как части системы массовой коммуникации дать студентам возможность изучить современные теории массовой коммуникации.

Задачи дисциплины: дать студентам представление о сущности информации и коммуникации в современном мире, многообразии современных коммуникаций, о множественности подходов к их изучению, об основных теоретических направлениях, по которым в настоящее время осуществляется исследование массовой коммуникации.

Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Современные теории массовой коммуникации» принадлежит к базовой части общенаучного цикла (М.1) подготовки магистров по направлению: 031300.68 – «журналистика»; специализированная магистерская программа: «Медиариторика». Преподавание дисциплины ведется с учетом ее междисциплинарного характера: изучение теорий массовой коммуникации невозможно без учета методологических достижений в области социологии, философии, лингвистики, экономики. Таким образом, данная дисциплина органически связана с такими дисциплинами, как «Журналистика как социокультурный феномен», «Социология культуры», «Философские основы науки и современного журнализма», «Современный медиатекст», «Медиаэкономика» и т.п.

Требования к уровню освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-2, 16, 17; ПК-1, 3-9, 12, 13

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать современные теории массовой коммуникации, роль СМК и СМИ в обществе, функции журналистики в современном мире, тенденции развития медиаиндустрии, отечественные и зарубежные медиаконцепции; понимать специфику массовых коммуникаций в системе социальных коммуникаций, особенности массовой информации и функционирования СМИ как важнейшего вида массовой коммуникации в современном обществе.

Уметь основываться на полученных знаниях в своей исследовательской или высококвалифицированной профессиональной журналистской деятельности, использовать углубленные специализированные профессиональные теоретические и практические знания для самостоятельной научно-исследовательской деятельности.

Владеть методами изучения массовой коммуникации, постановки актуальных и перспективных задач научных исследований в области журналистики и решения их с помощью современных методологий, методик и информационных технологий.

Содержание программы учебной дисциплины:

  1. Определения информации и коммуникации. Коммуникация и медиа. СМИ и СМК.

  2. Первые исследования коммуникаций и появление первых объектов исследования

  3. Основные подходы: лингвистика, социология, политическая экономия, философия коммуникации

  4. Эмпирико-функционалистская группа теорий изучения коммуникации

  5. Критическая теория и философия. Теории индустриализации культуры

  6. Структурализм и семиотика, лингвистическая теория массовой коммуникации: основные концепции

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА МЕДИАИССЛЕДОВАНИЙ

Цель дисциплины – формирование у студентов профессиональных компетенций, необходимых для научной работы в области исследований СМИ, культуры научного мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения.

Задача дисциплины:

    • дать студентам представление о современных методах и методологиях научного познания, основных научных направлениях и школах, структуре научной работы;

  • сформировать у студентов способность осознать основные проблемы журналистики как науки, умение ориентироваться в постановке научной задачи и определять способ ее решения;

  • сформировать у студентов способность и готовность применять знания о современных методах исследования;

  • дать студентам возможность ориентироваться в современной системе источников информации.

Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина «Методология и методика медиаисследований» принадлежит к базовой части общенаучного цикла (М.1) подготовки магистров по направлению: 031300.68 – журналистика; специализированная магистерская программа: «Медиариторика». Данная дисциплина призвана, прежде всего, помочь магистранту в его научной деятельности. Методология и методика в данном случае преподается на примерах различных предметных областей, тем или иным образом связанных с журналистикой. Отсюда – междисциплинарный характер данного курса, его взаимосвязь с такими дисциплинами, как «Теоретические основы медиариторики», «Политическая риторика и власть в России XI – XVII вв.», «Политическая риторика и власть в России XVIII в.», «Периодика, политическая риторика и власть в России XIX в.», «Медиариторика и власть в России XX в.» и др.

Требования к уровню освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК – 4, 7, 11, 12, 15-17, 20-22, 24, ПК – 4, 6, 7, 10, 12-15, 17-20.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: особенности и принципы организации фундаментально-теоретических и прикладных медиаисследований: разработки программы, выбора методов, отбора эмпирического материла; содержание основных научных исследований в сфере массмедиа, виды и типы научных медиаисследований, принципы разработки их методологии, методики и правил организации исследования, методы анализа и интерпретации полученных данных.

Уметь: использовать знания, полученные в процессе изучения гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин, в своей профессиональной научной деятельности; использовать современные достижения в области науки, самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения; порождать новые научные идеи в области медиаисследований.

Владеть навыками: проведения научных исследований и адекватной оценки их результатов; анализа, синтеза и критического резюмирования информации; оформления и представления результатов выполненной работы; анализа и оценки эффективности своей работы, ее сильных и слабых сторон; постановки и решения инновационных задач.

Содержание программы учебной дисциплины:

  1. СМИ и проблемы междисциплинарных исследований.

  2. СМИ как объект исследования.

  3. Основные научные течения и школы исследования СМИ

  4. Компоненты СМИ как предмет исследования

  5. Концептуальные приемы научных исследований СМИ

  6. Техника проведения научных исследований (основные приемы)


КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ

И НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Предмет дисциплины – современные компьютерные технологии и возможность их применения в практической журналистской деятельности и медиаисследованиях.

Цель дисциплины – дать студентам возможность, используя новейший компьютерные технологии, самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, необходимые для практической работы журналиста и исследований в области массмедиа.

Задачи дисциплины:

  • дать студентам представление о роли и месте компьютерных технологий в современном мире и, в частности, в сфере деятельности средств массовой информации;

  • закрепить у студентов умение пользоваться иностранными языками как средством профессионального общения для работы в сети Интернет и других компьютерных сетях и системах;

  • развить у студентов способность использовать различные программные средства и базы данных, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

  • дать студентам представление о современных технологиях поиска научной и актуальной политической информации информации.

Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях» является основной частью общенаучного цикла (М.1) подготовки магистров по направлению: 031300.68 – журналистика; специализированная магистерская программа: «Медиариторика». Она естественным образом связана с такими дисциплинами, как «Методика и методология медиаисследований», «Журналистика как социокультурный феномен», «Современные медиасистемы» и т.п. - поскольку позволяет студентам при изучении этих дисциплин пользоваться современными компьютерными технологиями.

Требования к уровню освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК- 11, 12, 17,19,20, 22,23 ПК-4, 5, 13.

В результате освоения дисциплины «Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях» обучающийся должен:

Знать новейшие технологии, применяемые при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче информации разных типов.

Уметь анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию, полученную в сети Интернет; использовать современные цифровые технологии в соответствии с целями своей журналисткой деятельности;

Владеть цифровыми технологиями и техникой для решения задач профессиональной деятельности (научно-исследовательской и журналистской); информацией о научных исследованиях в сфере, компьютерных технологий применительно к медиаисследованиям и повседневной журналистской деятельности.

Содержание программы учебной дисциплины:

  1. Компьютерные технологии в современном мире.

  2. Журналист и современная компьютерная техника

  3. Работа журналиста и вопросы «компьютерной безопасности»

  4. Технологии поиска научной информации

  5. Компьютерные технологии в научных исследованиях

  6. Технологии сбора и анализа информации; поисковые системы в работе журналиста и исследователя

  7. Прикладные компьютерные технологии в практической и научной деятельности журналиста


ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ НАУКИ И СОВРЕМЕННОГО ЖУРНАЛИЗМА

Предмет дисциплины – социально-философская роль науки в современном обществе; место журнализма в системе наук.

Цель дисциплины – сформировать у студентов представление о философской сущности науки в современном мире.

Задача дисциплины – дать студентам представление о способах воздействия науки на современное общество, дать им представление об основных тенденциях развития и основных проблемах современной науки, о социальном контексте науки, о месте медиаисследований в современной науке, о связи журнализма с современной цивилизацией.

Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Философские основы науки и современного журнализма» является основной частью общенаучного цикла (М.1) подготовки магистров по направлению: 031300.68 – журналистика; специализированная магистерская программа: «Медиакритика».

Требования к уровню освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК – 1, 3, 11, 12, 16.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные понятия философии науки, связь журнализма с современной наукой, специфику науки как социокультурного и философского феномена; специфику представления научных проблем в средствах массовой информации. Основы философии науки

Уметь: применять полученные знания в профессиональной деятельности; использовать знание о философских основах науки и современного журнализма в повседневной журналистской и научной деятельности.

Владеть: навыками анализа и исследования различных направлений в современной науке; навыками сопоставления науки и современного журнализма; навыками философского осознания проблем современной науки и современного журнализма.

Содержание программы учебной дисциплины:

  1. Основы философии науки

  2. Современные тенденции развития науки и основные проблемы науки.

  3. Социальный контекст науки.

  4. Новые информационные технологии и формирование информационного общества.

  5. Современная цивилизация и журнализм.


ДРАМА И МЕДИАРИТОРИКА

Цель дисциплины – сформировать у студентов представление о принципах анализа и построения драматического текста, с учетом использования приемов медиариторики.

Задачи дисциплины – определение исходных понятий теории драмы, введение категориальной системы, освоение практических навыков анализа драматического текста, изучение традиций отечественной и мировой науки о драме.

Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Драма и медиариторика» принадлежит к вариативной части базового цикла (М.1) подготовки магистров по направлению: 031300.68 – журналистика; специализированная магистерская программа: «Медиариторика». Она относится к группе дисциплин, направленных на общекультурную подготовку магистранта, и связана с такими дисциплинами, как «История отечественной повседневности XVIII в.», «История отечественной повседневности XIX вв.», «История отечественной повседневности XX в.». Она неразрывно связана с преподаванием дисциплин, посвященных изучению истории риторики: «Политическая риторика и власть в России XI – XVII вв.», «Политическая риторика и власть в России XVIII в.», «Периодика, политическая риторика и власть в России XIX в.», «Медиариторика и власть в России ХХ в.».

Требования к уровню освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК – 1-6, 8, 9, 12, 15, 16, 21, 22, 24; ПК – 1-6, 8, 9, 12-19, 20.

В результате изучения дисциплин учебного модуля студент должен:

Знать: основные понятия, составляющие тезаурус науки о драме, приемы медиариторики, используемые при создании драматического текста.

Уметь: использовать различные методики анализа драматического текста, описывать результаты анализа при помощи соответствующих терминов, применять полученные знания в практической деятельности, высококвалифицированно работать с источниками; подготовить научную статью по теме, связанной с теорией и историей драмы, с привлечением современных средств печати и редактирования, подготовить доклад или научное сообщение по этой теме, провести их презентацию; подготовить публикацию в прессе по итогам исследования.

Владеть: навыками анализа разных типов текста, технологиями сбора и анализа информации, необходимых в журналисткой деятельности при подготовке медиа-проектов с историко-культурной тематикой; навыками самостоятельной научно-исследовательской работы: умение анализировать литературу по теме, связанной с историей повседневности Древней Руси, разработать концептуально-методологические основы, выделить и обосновать проблему, определить объект и предмет, сформулировать цель, задачи, гипотезы, выбрать адекватные методы исследования.

Содержание программы учебной дисциплины:

  1. Введение

  2. Категория «жанр» и анализ драматического текста

  3. Драма и лирика

  4. Драма и эпос

  5. «Морфологический анализ» драматического текста

  6. Драма как специфический текст
  1   2   3   4   5

Похожие:

Специализированная магистерская программа : «медиариторика» аннотации курсов современные теории массовой коммуникации предмет дисциплины: современные теории массовой коммуникации, место и роль средств массовой информации в системе массовой коммуникации. iconЭкзаменационные билеты дисциплина Современные теории массовой коммуникации
Хорольский В. Современные теории массовой коммуникации на Западе. Пособие по спецкурсу. Воронеж; 2011
Специализированная магистерская программа : «медиариторика» аннотации курсов современные теории массовой коммуникации предмет дисциплины: современные теории массовой коммуникации, место и роль средств массовой информации в системе массовой коммуникации. iconПрограмма дисциплины [сравнительные исследования массовой коммуникации и массовой культуры] для направления [ 040200. 68 «Социология» ] подготовки магистра Правительство Российской Федерации
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки [040200....
Специализированная магистерская программа : «медиариторика» аннотации курсов современные теории массовой коммуникации предмет дисциплины: современные теории массовой коммуникации, место и роль средств массовой информации в системе массовой коммуникации. iconПрограмма дисциплины [сравнительные исследования массовой коммуникации и массовой культуры] для направления  fillin \* mergeformat [ 040200. 68 «Социология» ] подготовки магистра Правительство Российской Федерации
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки [040200....
Специализированная магистерская программа : «медиариторика» аннотации курсов современные теории массовой коммуникации предмет дисциплины: современные теории массовой коммуникации, место и роль средств массовой информации в системе массовой коммуникации. icon1. Понятие массовой коммуникации и массовой информации Понятия массовой коммуникации и информации
Для получения зачета студент посещает лекции и практические занятия, выполняет домашние задания согласно Программе самостоятельной...
Специализированная магистерская программа : «медиариторика» аннотации курсов современные теории массовой коммуникации предмет дисциплины: современные теории массовой коммуникации, место и роль средств массовой информации в системе массовой коммуникации. iconПрограмма курса «социология массовой коммуникации»
Социология массовой коммуникации как особая отрасль социологии, изучающая проблемы взаимодействия социальных структур и коммуникативной...
Специализированная магистерская программа : «медиариторика» аннотации курсов современные теории массовой коммуникации предмет дисциплины: современные теории массовой коммуникации, место и роль средств массовой информации в системе массовой коммуникации. iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология массовой коммуникации»
«Психология массовой коммуникации» («Исследование социально-экономических и политических процессов») для специальности 030602 «Связи...
Специализированная магистерская программа : «медиариторика» аннотации курсов современные теории массовой коммуникации предмет дисциплины: современные теории массовой коммуникации, место и роль средств массовой информации в системе массовой коммуникации. iconУчебно-методический комплекс по курсу «Социология массовой коммуникации» для специальности «Связи с общественностью» пенза 2011
Содержание требований государственного образовательного стандарта по курсу «социология массовой коммуникации»
Специализированная магистерская программа : «медиариторика» аннотации курсов современные теории массовой коммуникации предмет дисциплины: современные теории массовой коммуникации, место и роль средств массовой информации в системе массовой коммуникации. iconПрограмма дисциплины «Современные теории массовой коммуникации» для направления 030600. 68 «Журналистика»
Дисциплина носит теоретический характер, предполагающий определенный уровень подготовки студентов. Программа составлена в предположении,...
Специализированная магистерская программа : «медиариторика» аннотации курсов современные теории массовой коммуникации предмет дисциплины: современные теории массовой коммуникации, место и роль средств массовой информации в системе массовой коммуникации. iconИстория и теория информационно-психологического воздействия средств массовой коммуникации
Программа курса состоит из трех модулей: история информационно-психологического воздействия средств массовой коммуникации (смк);...
Специализированная магистерская программа : «медиариторика» аннотации курсов современные теории массовой коммуникации предмет дисциплины: современные теории массовой коммуникации, место и роль средств массовой информации в системе массовой коммуникации. iconВасилик М. А. Средства передачи массовой информации
Источник: Основы теории коммуникации: Учебник/Под ред проф. М. А. Василика. – М.: Гардарики, 2005
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница