Проблемы имиджа России на национальном и международном уровнях. Анализ государственных проектов, нацеленных на благоприятное формирование имиджа РФ (2009)




НазваниеПроблемы имиджа России на национальном и международном уровнях. Анализ государственных проектов, нацеленных на благоприятное формирование имиджа РФ (2009)
страница1/5
Дата23.11.2012
Размер0.71 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5


Икрянников. С.Е.

Проблемы имиджа России на национальном и международном уровнях. Анализ государственных проектов, нацеленных на благоприятное формирование имиджа РФ (2009)

Введение


Несмотря на то, что государства во все времена стремились как можно лучше представить себя миру, за последние десятилетия имидж государства приобрел еще большее значение. Для этого наибольшее влияние имели экономические и культурные аспекты глобализации: в настоящее время государствам приходится конкурировать в отношении таких серьезных, выражаемых количественно вопросов, как привлечение иностранных инвестиций, рынки экспорта, туризм, в то время как возвышение глобальной культуры определяет желание сохранить культурное разнообразие и подчеркнуть своеобразие. В этом процессе очень важна и информационная революция, и возвышение «проницательных» глобальных средств массовой информации, побудившие не только США, но и другие государства в большей степени, озаботиться своим мировым имиджем.

Обстановка, которая сложилась к началу 21 века, и преобразования, произошедшие к этому времени в России, потребовали переосмысления роли и места Российской Федерации в мире, приоритетов российской внешней политики и возможностей ее ресурсного обеспечения. «Наряду с определенным укреплением позиций РФ проявились и негативные тенденции. Не оправдались некоторые расчеты, связанные с формированием новых равноправных, взаимовыгодных, партнерских отношений России с другими странами», - говорится в Концепции внешней политики РФ, утверждённой В.В. Путиным 28 июня 2000 годах [1]

Участие России в таких крупнейших межнациональных организациях, как G8, , ООН АСЕАН, МВФ, ШОС и многих других сделало возможным пристальнее отслеживать происходящие в мире процессы, отстаивая тем самым свои интересы в глобальной политике.

Удачный выбор внешнеполитического курса – важный, но не единственный определяющий фактор успеха страны на мировой арене. Вместе с этим возросла значимость построения благоприятного имиджа России в целом и её представителей, в частности.

Ведущие мировые уже давно научились грамотно использовать PR в качестве эффективного инструмента формирования положительного образа страны, который впоследствии помогал им легче осуществлять те или иные действия.

Во многом, благодаря правильно выбранной пиар-политике, правительствам ряда государств на протяжении многих лет удавалось воплощать в жизнь свои проекты. Стоит ли говорить, что некоторые из них могли быть изначально непопулярными в обществе. Ярким примером тому служит последняя военная кампания США в Ираке. Созданный в СМИ посредством публичных заявлений американских политиков образ Саддама Хусейна как главного врага не только американской нации, но и мира в целом, позволил властям США практически беспрепятственно вторгнуться на территорию этого государства. Тяжёлые последствия вторжения мировое сообщество осознаёт только сейчас. Однако, благодаря тому же пиару в СМИ, ответственность за провал военной кампании в Ираке легла не на Америку в целом, а только на правительство Буша.

Было бы опрометчиво полагать, что Россия способна моментально перенять опыт западных стран и переложить его в виде кальки на российские реалии. Ведь в то время, когда в капиталистическом обществе развивались PR-технологии и анализировались последствия их воздействия на социальные группы, в СССР не существовало даже такого понятия – «public relations».

Грамотное сотрудничество государственных структур со СМИ в двустороннем порядке способно создать дополнительные возможности для формирования благоприятного имиджа РФ, а также дальнейшего укрепления её позиций за рубежом.

Цель креативной работы – выявить проблемы в освещении внешнеполитической деятельности Российской Федерации на страницах прессы на современном этапе развития международных отношений.

Актуальность выбранной темы -очевидна. Ввиду высокой активности России на мировой арене важно знать, как выглядит политика страны на страницах отечественной и мировой прессы, поскольку именно СМИ в наибольшей степени определяют то, как воспринимает внешнюю политику РФ граждане России и международная общественность. Это особенно интересно с точки зрения противоречивой позиции, занимаемой в настоящее время нашим государством по ряду вопросов.


1.Имидж России на мировой арене


Всякое государство есть уникальный по набору конгломерат ценностей, национальных интересов, специфических особенностей географического положения, характеристик внутригосударственной экономической системы, социальных и политических процессов, этнических и культурных особенностей, традиций, нравов и обычаев, эволюционирующих в перманентно развивающемся сообществе людей.[2] Перечисленное, так или иначе, участвует в формировании имиджа страны в глобальном измерении, которое не происходит «само собой». Имидж страны как раз и базируется на исторических, геополитических, цивилизационно-культурных, этнорелигиозных, демографических и иных основаниях.

Исследование образа России в глазах зарубежной общественности (или как его еще называют — геополитического образа России) связано с определенными сложностями:

Во-первых, на протяжении трех последних столетий территория страны, несмотря на серьезные колебания, оставалась весьма обширной, поэтому создание одного-двух базовых имиджей и манипулирование ими малоэффективно.

Во-вторых, учет преимуществ и недостатков геополитического положения России не всегда был адекватным реальности, что вело к известному искажению её облика.

В-третьих, большинство находящихся в политическом и внешнеполитическом «обороте» образов России зачастую основываются лишь на очевидных физико-географических особенностях или на весьма поверхностной идеологической оценке.

С учетом изложенных факторов формирование позитивного образа России в глобальном измерении, на самом деле, представляется проблемой и государства, и общества. Для ее решения требуется моделирование нескольких наиболее действенных концептов страны и дальнейшая их оценка с целью определения оптимально соответствующих национальным интересам.

Развитие любого государства невозможно в отрыве от глобального мирового пространства. Накопленный в России и в других странах мира опыт государственного строительства неопровержимо свидетельствует о том, что в современных условиях усиления доминант разделения мира на зоны влияния стран – мировых лидеров решение важных государственных задач России должно осуществляться при всестороннем учете глобальных международных тенденций.

Названные важнейшие тенденции мирового развития не могут не сказываться на смещении акцентов в имиджевых партитурах стран.

Нельзя не видеть, что Россия сегодня как раз и сделалась ареной жестокой конкуренции за источники сырья между ведущими государствами планеты, полем, на котором решается не только ее судьба, но в значительной степени и судьба всего человечества. Такова главная особенность, накладывающая отпечаток на имидж России первого десятилетия XXI века. История поставила РФ в центр резко усилившихся планетарных противоречий между странами. И чтобы противостоять негативным тенденциям, стратегия ее развития и действий должна базироваться на научно обоснованной теории, в том числе и по формированию собственного позитивного образа.

В связи с тем, что государство – важнейший фактор формирования и развития нации, обеспечивающий внутреннюю связь между различными классами, национальностями, а также отношения внутри них, политические аспекты таких взаимоотношений являются решающими при определении образа страны.[3] А поскольку политика – это деятельность в сфере взаимодействий между большими социальными группами, то, по существу, можно считать, что любые взаимоотношения между нациями, народностями и отдельными социальными группами носят имиджевый характер.

Как общественное явление политика имеет достаточно сложную структуру влияния на имидж страны. Эта сложность обусловливается многоплановостью и противоречивостью связей субъектов политических отношений и многофакторностью их воздействия на различные аспекты внутри- и внешнеполитического образа страны. Реализация такого воздействия невозможна без определенной системы политической власти, по сути, представляющей собой механизм политического влияния, с помощью которого формируется имидж страны, происходит его трансформация и трансляция.

Таким образом, необходимо четко представлять, в чем состоит взаимоинтерес государства и общества; в чем смысл деятельности властных институтов в аспекте проблемы формирования здорового социально-психологического климата в обществе и как следствие – позитивного имиджа страны; как способствовать осознанному, правильному выбору поведенческой модели общества по отношению к власти.


1.1.Проблемы восприятия России за рубежом

Проблема международного восприятия России жестко увязана с формируемой сегодня иерархией государств и местом в ней нашей страны. Так, Л. С. Рубан справедливо отмечает, что в системе современного миропорядка вокруг имиджа России сложилась несколько парадоксальная ситуация. Статус сверхдержавы достался ей в наследство от СССР, мощное ядерное оружие стратегического назначения которого позволяло ему долгие годы возглавлять Восточный блок, соперничая с Североатлантическим альянсом и США. Трансформация миропорядка из двухполюсного в однополярный и кардинальные изменения во внешне- и внутриполитической сферах России привели к ситуации, когда «великая держава», по-прежнему обладающая могучим ядерным потенциалом, находится в глубокой зависимости извне и де-факто перешла в разряд стран «третьего мира», занимая 70-е место по индексу человеческого развития.

Нельзя не заметить и другого: безальтернативность гегемонии США и НАТО не сделала мир более счастливым. Яркие тому примеры – разрешение косовского кризиса, «победы» над Афганистаном и Ираком… Особую обеспокоенность у нас вызывает то, что год от года голос России в крупных политических акциях общемирового значения учитывается всё меньше и меньше.

Вместе с тем с началом нового тысячелетия не только в среде учёных, но и массовым порядком приходит понимание, что старые парадигмы мирового устройства, отношений между государствами, этносами, культурами и их носителями, конфессиями и другими социальными образованиями безнадежно устарели и могут привести весь мир к катастрофе[4].

Общепризнанны, по крайней мере, следующие деструкции:

1. Как и в период биполярного противостояния двух сверхдержав, когда цивилизация балансировала на грани глобальной ядерной войны, сегодня с появлением новых региональных центров силы, а также амбициозных государственных режимов у мирового сообщества опять нет уверенности в собственной ядерной безопасности.

2. Человечество осознало пагубность загрязнения окружающей среды и свою ответственность за это перед будущими поколениями.

3. Процессы формирования глобального информационного общества таят в себе угрозу разрушения самобытных культур и их носителей.[5]

4. Как показывают события последних нескольких лет, человечество не в состоянии пока адекватно реагировать на проблему глобального терроризма.

Осознание этих угроз и их доминантное обозначение во внешней политике любого государства, в том числе и России, является непременным условием формирования положительного международного имиджа страны. В настоящее время и в обозримой перспективе следует ожидать возрастания конфликтных факторов в международных отношениях. Рост международного престижа России будет зависеть от того, насколько адекватно наша страна сможет реагировать на стремительные изменения внешних ситуаций, одновременно разрешая внутрироссийские социально-экономические и этнополитические проблемы.

Международные отношения – весьма плодотворная среда для формирования имиджа любого государства. Системность возникновения и функционирования имиджа страны тесно связана с системностью самих международных отношений[6]. Главное направление использования имиджа государства в международных отношениях – идеологическое: формирование выгодных общественных мнений, обеспечивающих достижение определенных политических целей.

Показательный пример – создание преимущественно негативного имиджа современной России, помещённого внутрь западного представления (системы ценностей) о том, что являет собой образ страны. В рассматриваемой конструкции произведена ловкая подмена содержательных оснований, вследствие чего проблемы конкретного политического взаимодействия между Россией и странами Запада стали рассматриваться сквозь призму «чуждости» российской культуры западной. В результате имидж России оказался отброшенным на периферию позитивных смыслов и как бы зажатым более мощными и действенными образами других стран.

Не последнюю роль в утверждении негативного отношения к России играют СМИ — один из эффективнейших инструментов формирования имиджевого поля. Именно благодаря СМИ образ нашей страны за последние десять лет в значительной степени ухудшился. Анализ многочисленных публикаций в зарубежных источниках показывает, что в сознании мировой общественности укрепился образ вечно «догоняющей» лидеров России[7].

Начнём с того, что международный имидж России как отсталой в экономическом и социальном отношении страны во многом был сформирован в результате информационной войны США против СССР.[10] Сегодня многоканальные СМИ отлучают от цивилизованного мира уже не социалистическую систему, а российское общество. Подтверждением тому являются мнения специалистов, тиражируемые в зарубежных источниках. Так, например, Ричард Пайпс, профессор истории Гарвардского университета, считает, что позитивные характеристики российской государственности (геополитическое положение, площадь занимаемой территории, численность населения, его состав и др.) явно не коррелируют с образом могучей державы. Терпимость российского общества к объективно существующим в стране проблемам преподносится профессором как врожденный фатализм российской нации.[8]

Широко популяризировано мнение и другого гарвардского профессора – Джеффи Сакса: «Беды нынешней России – отсутствие системы, которая ошибки исправляла бы. Главной проблемой российских реформ была коррупция. Виктор Черномырдин возглавил один из самых коррумпированных процессов приватизации в истории человечества. Ресурсы на десятки миллиардов долларов раздали бесплатно людям, политически связанным с правительством. В конце концов это подорвало всю финансовую систему. Правительство не могло и не хотело собирать налоги с политически могущественных фирм. И не получало должных доходов от продажи природных ресурсов, поскольку «дарило» их…»[9]

Как это ни парадоксально, но в зарубежных СМИ и общественном мнении образ России даже в критических ситуациях «холодной войны» был менее негативным, нежели ныне, когда Россия официально признала главную ценность Запада – рыночную экономику[10]. В период существования Советского Союза, по оценкам Г. Почепцова, С. Лисовского и др., резко отрицательное отношение к советской системе и настороженность по поводу любых шагов властей СССР сочетались с сочувствием к русскому народу как наследнику великого культурного прошлого[11]. Напротив, теперь многие зарубежные СМИ противопоставляют российское общество цивилизованному миру. Подобное резкое изменение отношения Запада к России позволяет говорить о том, что на смену антисоветизму пришла так называемая «русофобия». Это явление в западных СМИ формируется, по мнению экспертов, на основе приписываемых всем без разбора представителям России тяги к деструктивным поступкам, пьянству, разрушению, жестокости[12].


1.2.Проблема восприятии внутреннего восприятия России

Не способствует утверждению положительного образа России и работа российских СМИ. Исследования показывают, что после 1991 года газеты и журналы во многом перестали исполнять роль информационного координатора общества. Механизм информационного воздействия существенно изменился. Московские газеты с небольшими тиражами формируют стереотипы восприятия, под влияние которых попадают политики. Последние, в свою очередь, воздействуют на информационно-политологическое сообщество и т. д. Таким образом, через прессу навязываются оценки, подходы, мотивы поведения политических деятелей. Те же самые стереотипы в массы широко тиражирует телевидение[13].

В результате процесс передачи информации по линиям «власть – общество», «центр – регионы», «государство – зарубежье» приобретает искаженный характер. Средства массовой информации и общественное мнение существуют независимо друг от друга, усилиями медиасообщества общественное осознание существенно деформируется. Отсутствие реального механизма обратной связи между обществом и властью делает нестабильной и незащищенной всю общественную ситуацию.

Иррациональный характер приобретает и работа СМИ по освещению действий власти. Почти любое решение властных органов представляется как принятое под влиянием тех или иных «темных сил» и форс-мажорных обстоятельств. Такое положение в принципе снижает привлекательность образа страны в глазах собственной и мировой общественности.

Задача нейтрализации распространяемой в стране и за её пределами дезинформации о России предполагает прогнозирование вероятной реакции оппозиционных сил на инициативы российской стороны. Неверно думать, что политика и пропаганда действуют на параллельных курсах: на практике вторая неизменно обслуживает первую. Потому любой заказной «черный пиар» поддается прогнозу. И заниматься всем комплексом взаимоувязанных вопросов такого рода должны специалисты совершенно особой сферы —паблик рилейшнз. Наиболее авторитетный эксперт в области теории и практики ПР Сэм Блэк в этой связи отмечал: «Деятельность служб ПР в центральных и местных органах власти (по формированию образа страны) призвана способствовать развитию демократии и расширению информированности общественности…»[14]

Исследования показывают, что приемы и технологии ПР могут быть эффективно применены для продвижения положительного образа России в сознание собственной и мировой общественности. Для этого необходима интеграция знаний и профессиональных усилий социологов, экономистов, специалистов по управлению и организационному развитию, психологов, консультантов по предвыборным технологиям, спичрайтеров, спиндокторов, политологов и других профессионалов в деле разработки концепции формирования положительного имиджа России. Такая программа должна проводиться при всестороннем участии органов государственной власти и управления Российской Федерации и выделяться в качестве приоритетной задачи, решение которой обеспечит устойчивую эмоционально-психологическую среду, благоприятную для всесторонней интеграции России в глобальное мировое сообщество.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Проблемы имиджа России на национальном и международном уровнях. Анализ государственных проектов, нацеленных на благоприятное формирование имиджа РФ (2009) icon2. Формирование имиджа властных структур: задачи и проблемы
Выдержки из темы11 «Формирование имиджа политического лидера и властных структур»
Проблемы имиджа России на национальном и международном уровнях. Анализ государственных проектов, нацеленных на благоприятное формирование имиджа РФ (2009) icon«Формирование имиджа руководителя ООО «Долголетие»
Теоретические основы формирования имиджа руководителя организации
Проблемы имиджа России на национальном и международном уровнях. Анализ государственных проектов, нацеленных на благоприятное формирование имиджа РФ (2009) iconЗначение профессионального имиджа в карьерном продвижении персонала
Диагностика профессиональных компетенций в процессе формирования профессионального имиджа сотрудников 8
Проблемы имиджа России на национальном и международном уровнях. Анализ государственных проектов, нацеленных на благоприятное формирование имиджа РФ (2009) iconФормирование политического имиджа государственной власти современной россии в электронных средствах массовой информации

Проблемы имиджа России на национальном и международном уровнях. Анализ государственных проектов, нацеленных на благоприятное формирование имиджа РФ (2009) iconКнига 3 имидж политического лидера
Секреты создания политического имиджа Методика изучения имиджа и его коррекция Современный и несовременный имидж
Проблемы имиджа России на национальном и международном уровнях. Анализ государственных проектов, нацеленных на благоприятное формирование имиджа РФ (2009) iconПредисловие к сборнику «Формирование информационного общества в XXI веке»
Множество влиятельных структур на международном и национальном уровнях (каждая в своих интересах) делают попытки коррекции и регулирования...
Проблемы имиджа России на национальном и международном уровнях. Анализ государственных проектов, нацеленных на благоприятное формирование имиджа РФ (2009) iconСухарева Екатерина Алексеевна «Позиционирование москвы: лицо россии и субъект мировой политики»
Позиционирование города Москвы на национальном и международном уровнях
Проблемы имиджа России на национальном и международном уровнях. Анализ государственных проектов, нацеленных на благоприятное формирование имиджа РФ (2009) iconПособие содержит теоретическое обоснование природы имиджа учителя, его характеристики и типы, дан инструментарий формирования педагогического имиджа учителя и психологические методики его изучения.
Издание предназначено учителям школ, преподавателям и студентам вузов – будущим педагогам
Проблемы имиджа России на национальном и международном уровнях. Анализ государственных проектов, нацеленных на благоприятное формирование имиджа РФ (2009) iconГлава I. Теоретические основы исследования проблемы имиджа педагога начальных классов
I. Теоретические основы исследования проблемы имиджа педагога начальных классов
Проблемы имиджа России на национальном и международном уровнях. Анализ государственных проектов, нацеленных на благоприятное формирование имиджа РФ (2009) icon«обоснование формирования положительного имиджа и репутации банка»
Имидж и репутация отнюдь не синонимы и не тождественные понятия. Создание имиджа, это, по сути, обнародование сведений о достоинствах...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница