Технический регламент «О безопасности изделий медицинского назначения»




НазваниеТехнический регламент «О безопасности изделий медицинского назначения»
страница1/6
Дата23.11.2012
Размер0.74 Mb.
ТипТехнический регламент
  1   2   3   4   5   6
Перечень полученных в письменной форме замечаний по проекту федерального закона «Технический регламент

«О безопасности изделий медицинского назначения»


Отзыв и замечания к проекту федерального закона

Ответ на замечания







Федотов Александр Евгеньевич, Фирма «Инвар-проект», генеральный директор, президент АСИНКОМ, председатель ТК 458 «Производство и контроль качества лекарственных средств»

1) По тексту проекта можно понять, что он распространяется и на лекарственные средства. Эту двусмысленность нужно убрать, указав, что данный технический регламент не распространяется на лекарственные средства.

2) В тексте ничего не сказано о требованиях к производству медицинских изделий, особенно стерильных.
В то же время к производству лекарственных средств установлены специальные требования (правила GMP). Принят ГОСТ Р 52249-2009 "Производство и контроль качества лекарственных средств", идентичный правилам GMP EC. На его основе подготовлен проект технического регламента.
В частности, для производства стерильных лекарственных средств установлены требования к чистоте воздуха (чистым помещениям и чистым зонам), которые защищают продукцию как от частиц, так и микроорганизмов.
Реализация этих требований даст эффект только в том случае, если раствор для инъекций не только сам будет чистым, но и будет вводиться с помощью чистого шприца, изготовленного в чистых условиях.
Предлагаю ввести фразу: "Требования к условиям производства стерильных медицинских изделий (чистоте воздуха) должны удовлетворять требованиям правил производства стерильных лекарственных средств",либо изложить эти требования, взяв их из ГОСТ Р 52249-2009.
3) Упоминания о "менеджменте качества" лучше убрать. ИСО 9000 - очень поверхностный документ. Многочисленные примеры в России и за рубежом говорят, что сертификат на систему менеджмента качества не мешает выпускать продукцию низкого качества. Введение в закон требований к системе менеджмента качества служит только коммерческим интересам лиц, занимающихся этим видом бизнеса.
Готов сотрудничать с авторами проекта технического регламента в плане его совершенствования

1) Замечание учтено

В ст. 3 описан объект регулирования, включающий лекарственное средство, и исключены изделия, основное действие которых осуществляется как лекарственное средство.

2) Частично учтено.

В главе 3 включены требования к разработке, производству маркировке в том числе изделий медицинского назначения, выпускаемых в обращение в стерильном состоянии. Введена отдельная статья, описывающая требования к системе менеджмента качества медицинского изделия. При подтверждении соответствия предусмотрены обязательные требования к наличию системы менеджмента качества для производств медицинских изделий, выпускаемых в обращение в стерильном состоянии, а также аудит таких производств.


3) Отклонено.

В Евросоюзе введены ряд стандартов, описывающие построение системы менеджмента качества на производстве медицинских изделий, в том числе стандарт ISO 13485. Основные стандарты гармонизированы с российским законодательством и введены в действие в качестве национальных стандартов ГОСТ Р. Стандарты серии ISO 9000 практически не применяются к медицинским изделиям.

Зубаерова Динара Хамзяевна, ООО "Проктер энд Гэмбл"

л) Ст.1, п.2 - Требуется уточнение, являются ли средства гигиены, являющиеся изделиями медицинского назначения, объектами технического регулирования настоящего Регламента.


2) Ст.3 п.2 - Необходимо исправить «часть» на «глава»
3) Ст.5 п.7 - Требуется уточнить, какие лаборатории компетентны для клинической оценки и (или) медицинских испытаний. Будут ли это аккредитованные лаборатории в РФ или это может быть лаборатория, находящаяся зарубежом?

4) Ст.17 п.2 - Требуется уточнить, какие языки подразумеваются в этом пункте (государственные языки субъектов Российской Федерации или языки иностранных государств). Каким образом будет осуществляться контроль идентичности информации на разных языках?
5) Ст.17 п.5 пп. 4),9) - Существует большое количество штучных товаров, для которых масса нетто не являеся значимой информацией для потребителей (например, термометры, бинты и т.п.). Таким образом, данное требование является избыточным. Предлагаем дополнить эти пункты словами «за исключением штучных изделий»

6) Ст.17 п.5 пп10) - Требуются уточнения, какие именно стандарты, нормативные и технические документы должны быть вынесены на упаковку иностранными производителями. В настоящее время наименование стандарта или нормативно-технического документа выносится на упаковку только товаров, произведенных на территории РФ (требование не распространяется на импортные товары). Предлагаем сохранить действующий порядок маркировки.

7) Ст.17 п.5 пп.16, 17) - Данные пункты противоречат п.8,9 ст.7 Закона «О техническом регулировании» и ст.10 Закона «О защите прав потреьителей»: информация может быть доведена до потребителя любым доступным способом, в том числе значками.
8) Ст.17 п.7 - Изложен нечетко. Любое вещество может являться потенциально опасным при неправильном способе применения (применении не по назначению). Предлагаем разработать перечень потенциально опасных веществ, наличие которых обуславливает дополнительную маркировку, и указать какую именно.
9) Ст.17 п.8 - В данном пункте необходимо уточнить, какая конкретно маркировка требуется. Также, следует прописать возможность нанесения информации любыми способами, разрешенными Законом «О защите прав потребителей» (например, информация может доводиться до потребителей при помощи листовки-вкладыша).

10) Ст.19 п.4 - Уточнить, кто и как определяет необходимый набор документов в зависимости от класса риска изделия.

11) Ст.19 п.5 пп5) - Данный пункт должен являться необязательным или скорректирован, так как в некоторых случаях происходит просто смена названия или завода-производителя без изменений свойств самого продукта. Предлагаем изменить этот пункт следующим образом «разъяснение новых свойств изделия медицинского назначения (при наличии)».
12) Ст.19 п.5 пп18) - Данный пункт нужно исключить, так как информация о процессе производства является конфиденциальной в соотвествии с п.1,2 ст.3 Закона «О коммерческой тайне».

13) Ст.22,23,24 - Необходимо разработать полные перечни продукции, подлежащей декларированию соответствия и подлежащей сертификации. По какому принципу будет произведена классификация? Какой орган будет осуществлять рыночный контроль? Также нужно привести в порядок нормативно-техническую документацию, чтобы избежать разночтений и двоякого трактования (например, согласно Регламенту продукция подлежит декларированию соответствия, а согласно другому закону/ постановлению та же продукция подлежит сертификации).

14) Ст.31 - Регистрационные удостоверения, сертификаты соответствия и декларации о соответствии на изделия медицинского назначения, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны действовать до окончания их срока действия. В противном случае возникнет двойная сертификация продукции, безопасность которой уже подтверждалась ранее. Это создаст барьер для бизнеса, и выведет с рынка небольшие компании, ограничив конкуренцию.
15) Ст.32 - Необходимо заложить как минимум 1 год на вступление регламента в силу.

  1. Частично учтено.

В ст. 3 установлено. Что медицинские изделия – изделия, предназначенные для применения в указанных целях и зарегистрированные в установленном порядке.

  1. Учтено.

  2. Частично учтено.

Вопросы проведения клинических исследований в рамках проведения государственной регистрации медицинских выведены из Технического регламента.

  1. Частично учтено.

Все документы должны быть на русском языке.



  1. Не учтено.

Понятие «штучные товары» не определено корректно.



  1. Не учтено.

Установлены равные требования к медицинским изделиям российского и зарубежного изготовления, вводимым в обращение на территории Российской Федерации.



  1. Учтено.

Статья доработана с учетом замечания.



  1. Частично учтено.

Отдельная маркировка введена для некоторых примесей к медицинским изделиям для диагностики in vitro. Общий перечень опасных веществ устанавливается техническим регламентом «О безопасности химической продукции».

  1. Частично учтено.

Состав информации маркировки уточнен. Вопросы маркировки и доведения информации не идентичны и не взаимозаменяемы в большинстве случаев.


  1. Учтено.

Необходимый набор документов определен в статьях, устанавливающих требования к подтверждению соответствия в медицинских изделий в зависимости от потенциального риска применения, а также Приложением 1 к настоящему Федеральному закону.

  1. Частично учтено.

Смена места производства требует в ряде случаев аудита системы менеджмента качества на новой площадке, что делает указанное требование обязательным. Текст пункта скорректирован.

  1. Отклонить.

Работа аккредитованного сертификационного центра по аудиту системы менеджмента качества проводится на условиях конфиденциальности.

  1. Отклонить.

Вопрос отнесения медицинского изделия к классу по степени потенциального риска применения планируется осуществлять на по правилам, позволяющим однозначно выполнить указанную процедуру в соответствии с опытом Евросоюза и рекомендациями GHTF.



  1. Учтено.




  1. Учтено.

Установлен срок вступления в силу настоящего Федерального закона 2 года со дня его официального опубликования..

Королев Сергей Васильевич, Объединение "Специальный текстиль"

Благодарю за приглашение к обсуждению проекта "Технического регламента "О безопасности изделий медицинского назначения".
Рассматриваемый проект ТР недостаточно учитывает современное состояние развития международной нормативной базы в сфере обращения изделий медицинского назначения и Европейских Директив, в частности «Европейскую Директиву по Биоцидным Продуктам 98/8/EC» (“The European Biocidal Products Directive 98/8/EC” - BPD).
Данная директива, вступившая в силу в 1998 году, подразделяет все биоцидные вещества на 4 группы и 23 типа. Например, продукция для применения в легкой промышленности относится к 9 типу: «Биоциды для волокнистых материалов, кожи, резины и полимерных материалов». В приложении к данной Директиве содержится список всех разрешенных к применению в странах Евросоюза активно действующих веществ.
К сожалению, в России подобная классификация отсутствует, и у нас в стране все биоцидные препараты сертифицируются как «препараты для дезинфекции».

Отклонено.

Настоящий Федеральный закон в соответствии со ст. 3 не распространяет свое действие на дезинфекционные средства.

Уланова Татьяна Ивановна, НПО "Диагностические системы"

Ни в одном из вариантов ТР не прописана четко классификация ИМН для диагностики in vitro. Это значит, что производитель сам определяет класс изделия и подбирает для этого свои аргументы, а уполномоченный орган либо соглашается либо нет. Такие интерпретации недопустимы. Согласна

с высказыванием Воробьевой М.С., ФГУН ГИСК им. Л. А. Тарасевича Роспотребнадзора, о том, что ИМН для диагностики in vitro должны быть выделены из общего списка ИМН и требования к ним должны быть прописаны предельно четко. Не секрет, что на данный момент на российском рынке присутсвует множество ИФА тест-систем для диагностики ВИч инфекции и гепатитов с очень разным уровнем чувствительности. Причем как российского так и зарубежного производства. Разница по чувствительности достигает 10 раз, и ни один из чиновников не взял на себя ответственность определить четкие требования к этим препаратам. Можно взять на вооружение европейский опыт. В Европейской Директиве 98/79/EC дана классификация изделий ИМН для диагностики n vitro, которую можно взять в качестве основы. Есть также документ EC/364:2002 CTS (Common technical specifications), котором четко прописаны технические требования к ИМН для диагностики n vitro высокого класса риска.

Учтено.

Введена специальная классификация и правила отнесения к классам для медицинских изделий для диагностики in vitro.

Яковлев Виктор Дмитриевич, ООО "Дексан"

Хотел бы обратить внимание участников обсуждения на Ст.30 п.7. "СКТД должен содержать информацию о месте расположения производства, а также содержать общее описание производственных процессов. В случаях, когда процессы производства существенно влияют на безопасность Изделий, СКТД должен содержать детальные данные по этим процессам, в том числе указаны операции (процедуры) контроля таких процессов." Во-первых, непонятно, какая безопасность имеется в виду - при прозводстве или при применении. Во-вторых, кто-нибудь встречал в зарубежных технических документах "описание производственных процессов"? Техпроцесс производства продукции задаётся технологическим регламентом и является закрытым документом с ограниченным доступом, поскольку содержит конфиденциальную информацию, именуемую "ноу-хау" и не подлежащую разглашению ни в коем случае. Я думаю, что все регламенты ожидает такой же провал, как уже с утверждёнными ТР. Пример - ТР на молочную продукцию, принятый год назад. Белоруссии недавно с шумом запретили экспорт молочной продукции в Россию, пока продукция не будет соответствовать требованиям этого ТР. Запрет был бы оправданным, если бы в самой России выполнялись эти требования. Молочные заводы отказываются менять упаковку, мотивируя тем, что упоминание о ненатуральности молока сразу уронит сбыт и реализацию. Всем памятен прошлогодний скандал с китайским молоком, содержащим меламин. Технический регламент не содержит ограничений, под которые подпадает меламин, иными словами, разрешает его присутствие. Подробности в "Промведомостях".


Учтено.

Состав СТД скорректирован с учетом замечания.

Лиокумович Анатолий Хацкелевич, ЗАО "Меримед"

Рассмотрев проект "Технического регламента "О безопасности изделий медицинского назначения", хотелось бы увидеть более конкретную формулировку понятия термина "ЭКСПЕРТИЗА" (статья 20, п.4.2)

С уважением Президент

ЗАО "Меримед" Лиокумович Анатолий Хацкелевич


Частично учтено.

Термин «Экспертиза» исключен. Использованы термины «рассмотрение», «заключение» и «аудит».

Дармостук Андрей

1. В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона «О техническом регулировании» технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования. Проект называется «Технический регламент о безопасности изделий медицинского назначения», однако содержит описание как изделий медицинского назначения, так и медицинской техники. В то же время действующим законодательством эти понятия строго разделяются. Так, в соответствии с НК РФ (ст.149, п.2 пп.1) реализация медицинской техники не подлежит налогообложению НДС, а реализация изделий медицинского назначения (ИМН далее по тексту) подлежит обложению по ставке 10% (ст.164, п.2 пп.4). Деятельность по реализации ИМН не подлежит лицензированию, деятельность по ремонту медицинской техники лицензированию подлежит. Аналогичные различия делаются во всех подзаконных актах (постановления Правительства, Административные регламенты, классификаторы). Таким образом, эти понятия устоялись, уже есть в законодательстве, и их смешение приведёт к полной законодательной путанице. Неопределённость объектов технического регулирования (противоречие названия и содержания технического регламента) недопустима.

2. Техрегламент должен содержать минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность (ст.7). Фактически предложенный проект не содержит таких требований. В частности, в нём нет ни одной количественной нормы, все требования носят качественный характер, никак не конкретизируя общие положения Закона «О техническом регулировании» и закона «О защите прав потребителей». Фактически это приведёт к тому, что требования к безопасности ИМН будут установлены не техрегламентом, как того требует закон, а будут установлены стандартами и Национальным органом по стандартизации, а также уполномоченными органами. Проект предусматривает право уполномоченных органов интерпретировать требования регламента, если они носят качественный характер. В условиях, когда все требования регламента носят качественный характер, это приведёт к установлению минимальных необходимых требований не в техническом регламенте, а по желанию указанных органов. В настоящее время обязательные требования к продукции устанавливаются Номенклатурой продукции, подлежащей обязательной сертификации, утверждаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, где излагаются требования стандартов, являющиеся обязательными для каждого вида продукции. В соответствии с законом «О техническом регулировании» данные требования должны быть установлены в техническом регламенте в явном виде (без ссылок на стандарты). Это будет соответствовать остальным техническим регламентам, принятым для другой продукции.

3. Требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности п 2 ст. 7. Предложенный проект предусматривает пересмотр всей разрешительной документации на продукцию и ограничивает срок действия ранее выданных регистрационных удостоверений на продукцию, хотя согласно главы 5 Проекта «оценка соответствия в форме регистрации проводится перед ПЕРВЫМ выпуском изделий в обращение», а ИМН, на которые ранее выданы регистрационные удостоверения, уже разрешены к медицинскому применению на территории РФ и необходимости в перерегистрации данных изделий нет. Данное обстоятельство является существенным препятствием к осуществлению предпринимательской деятельности и не соответствует целям принятия технических регламентов ст. 6 п.1 (184-ФЗ). Проект предусматривает подтверждение соответствия каждой партии изделий, что не является необходимым согласно требованиям национальных и международных стандартов на изделия, что ведет к усложнению процедуры подтверждения соответствия и к дополнительным расходам для участников обращения ИМН.

4. Коррупциогенность проекта. Данный проект исключительно коррупциогенен, так как:

4.1. Не предусматривает установления никаких конкретных требований безопасности, предусмотренных Законом «О техническом регулировании».

4.2. Предусматривает установление таких требований в стандартах, Национальным органом по стандартизации, уполномоченными органами. Предусматривает необходимость интерпретации норм закона уполномоченными органами.

4.3. Предусматривает организацию уполномоченных органов для проведения тех действий, которые на настоящий момент осуществляются органами государственной власти. При этом статус этих органов не ясен.

4.4. Предусматривает создание нового органа – Совета, полномочия которого не описаны должным образом, решения носят рекомендательный характер, но без его одобрения многие действия по оценке соответствия становятся невозможными.

4.5. Значительно ужесточает требования по подтверждению и оценке соответствия по сравнению с действующими на сегодняшний день.

4.6. Вносит неопределённость и путаницу в законодательство.

4.7. Требует принятия значительного количества подзаконных актов.

4.8. Предполагает пересмотр в короткие сроки всей действующей разрешительной документации.

4.9. Исключает участие производителей и поставщиков ИМН в утверждении минимальных требований безопасности, так как не содержит никаких количественных норм.


5. Последствия принятия проекта.

5.1. Полный паралич системы обращения ИМН в стране после введения в действие законопроекта по причинам:

- отсутствия уполномоченных органов (отсутствует даже положение о них, которое должно принять Правительство),

- отсутствия минимально необходимых требований, обеспечивающих безопасность,

- отсутствия Совета, без одобрения которого ни одно изделие не может быть зарегистрировано,

- необходимости сертифицировать каждую партию изделий, для чего нет никаких оснований,

- необходимость приведения в соответствие с данным регламентом большого количества законодательных актов в течении короткого промежутка времени и принятие значительного количества дополнительных актов для его исполнения.

5.2. В случае и когда система начнёт функционировать:

- многократное повышение стоимости всех разрешительных процедур, что неизбежно отразится на стоимости самих изделий,

- отсутствие единого подхода и единых требований к ИМН вследствие отсутствия таких требований в проекте, а также возможности интерпретации таких требований уполномоченными органами,
- перебои в поставках ИМН вследствие необходимости получения сертификатов соответствия на каждую партию товара.

ВЫВОДЫ. Проект технического регламента «О безопасности изделий медицинского назначения» не может быть принят за основу, так как:

- проект содержит неопределенность объектов технического регулирования;

- проект регламента не содержит количественных норм по определению безопасности ИМН;

- проект регламента устанавливает препятствия к осуществлению предпринимательской деятельности большие, чем требуется для выполнения целей технического регулирования;

- проект является исключительно коррупциогенным, так как в силу отсутствия количественных норм дает возможность интерпретировать нормы закона уполномоченным органам;

- принятие данного проекта приведет к параличу обращения изделий медицинского назначения и увеличению стоимости продукции для потребителей.

  1. Учтено.

Предложено изменение названия технического регламента на «Технический регламент « О безопасности медицинских изделий». Введена статья, определяющая объект технического регулирования. Предложено внести необходимые изменения в отдельные нормативные правовые акты действующего законодательства Российской Федерации.



  1. Отклонено.

Практика применения ГОСТ и национальных стандартов свидетельствует об их быстром отставании от развития науки и техники, а также медицинских требований. Поэтому в них необходимо регулярно вносить большое количество изменений, что технически невозможно при фиксировании этих требований в федеральном законе. Практика Евросоюза и рекомендации GHTF показывают целесообразность установления общих требований, соответствие которым может подтверждаться наличием соответствующего сертификата, который может быть применен на основании документа, позволяющего подтверждать соответствие статьи технического регламента статьям национального стандарта. Такой документ можно менять в необходимое время постановлением Правительства Российской Федерации.



  1. Учтено.

Регистрация выведена из технического регламента. Подтверждение соответствия техническому регламенту каждой партии продукции исключено.



  1. Частично учтено.

4.1. Конкретные качественные требования установлены в соответствии с рекомендациями GHTF.

4.2. Интерпретация требований уполномоченным органом исключена.

4.3. Коррупциогенность определяется не только тем, государственный или аккредитованный орган выполняет установленные функции, но и профессионализмом исполнителей и наличием эффективного контроля за исполнением.

4.4 Совет исключен из текста технического регламента.

4.5. Ужесточение требований по подтверждению соответствия медицинских изделий в России необходимо в связи с увеличением данных о несовершенстве действующей системы и в соответствии с рекомендациями GHTF.

4.6. Предложения по приведению действующих нормативных правовых актов в соответствие с нестоящим федеральным законом позволят сделать действующую систему законодательства в области обращения медицинских изделий более согласованной.

4.7. Принятие подзаконных актов позволяет более оперативно реагировать на изменения условий мирового рынка и изменения требований к медицинским изделиям.

4.8. Срок введения в действие настоящего федерального закона – 2 года со дня его официального опубликования.

4.9. Изготовитель сам формирует комплект сводной технической документации, содержащей всю доказательную базу подтверждения соответствия изготовленного им медицинского изделия, получившего государственную регистрированного в установленном порядке, и взаимодействует с аккредитованным органом по сертификации в рамках подтверждения соответствия.

5) Частично учтено с учетом изменений.

5.1. С учетом ранее данных ответов срок 2 года достаточен для подготовки предприятий к подтверждению соответствия, создания аккредитованных сертификационных органов и внесения изменений в действующее законодательство.

5.2. Повышение стоимости подтверждения соответствия мнимое, так как не учитывает имеющиеся сейчас косвенные затраты предприятий и дублирование испытаний.

Остальные замечания учтены сделанными поправками.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Технический регламент «О безопасности изделий медицинского назначения» iconПриказ 2 июня 1987 г. N 747 об утверждении инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения
В целях дальнейшего усиления контроля за обеспечением сохранности и рационального расходования медикаментов, перевязочных средств...
Технический регламент «О безопасности изделий медицинского назначения» iconПриказ 2 июня 1987 г. N 747 об утверждении инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения
В целях дальнейшего усиления контроля за обеспечением сохранности и рационального расходования медикаментов, перевязочных средств...
Технический регламент «О безопасности изделий медицинского назначения» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 05. 11. 17 приборы, системы и изделия медицинского назначения
Специалист в области приборов, систем и изделий медицинского назначения должен знать и уметь использовать
Технический регламент «О безопасности изделий медицинского назначения» iconПриказ министерства здравоохранения республики беларусь 19 мая 1998 г. N 149 об утверждении инструкции по организации хранения на аптечных складах, в аптечных учреждениях и предприятиях лекарственных средств и изделий медицинского назначения
В целях обеспечения надлежащего качества лекарственных средств и изделий медицинского назначения, мер противопожарной безопасности...
Технический регламент «О безопасности изделий медицинского назначения» iconФедеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития База данных о регистрации изделий медицинского назначения зарубежного производителя с 01. 01. 08 по 31. 12. 09 Часть 6
База данных о регистрации изделий медицинского назначения зарубежного производителя с 01. 01. 08 по 31. 12. 09
Технический регламент «О безопасности изделий медицинского назначения» iconТехнический регламент вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня
Утвердить прилагаемый технический регламент о безопасности объектов морского транспорта (далее технический регламент)
Технический регламент «О безопасности изделий медицинского назначения» iconФедеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития База данных о регистрации изделий медицинского назначения зарубежного производителя
База данных о регистрации изделий медицинского назначения зарубежного производителя
Технический регламент «О безопасности изделий медицинского назначения» iconУтвержден приказом Председателя Комитета фармацевтического контроля мз рк от " 21 " апреля 2009 г. №145 "О государственной регистрации, перерегистрации медицинской техники и изделий медицинского назначения в Республике Казахстан"
Перечень медицинской техники и изделий медицинского назначения, рекомендованных к государственной регистрации, перерегистрации и...
Технический регламент «О безопасности изделий медицинского назначения» iconУтвержден приказом Председателя Комитета фармацевтического контроля мз рк от " 15 " октября 2008 г. №251 "О государственной регистрации, перерегистрации медицинской техники и изделий медицинского назначения в Республике Казахстан"
Перечень медицинской техники и изделий медицинского назначения, рекомендованных к государственной регистрации, перерегистрации и...
Технический регламент «О безопасности изделий медицинского назначения» iconУтвержден приказом Председателя Комитета фармацевтического контроля мз рк от "16 " октября 2008 г. №253 "О государственной регистрации, перерегистрации медицинской техники и изделий медицинского назначения в Республике Казахстан"
Перечень медицинской техники и изделий медицинского назначения, рекомендованных к государственной регистрации, перерегистрации и...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница