Программа учебной дисциплины «Химия окружающей среды» для специальности 050101 «Химия с дополнительной специальностью Биология»




Скачать 239.19 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины «Химия окружающей среды» для специальности 050101 «Химия с дополнительной специальностью Биология»
Дата23.11.2012
Размер239.19 Kb.
ТипПрограмма


федеральное агентство по образованию


ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Г. БЕЛИНСКОГО



Принято

на заседании Ученого совета

Естественно-географического факультета

Протокол заседания совета факультета

№ ____ от «_____» ________________2007 г.


Декан

факультета ______________ Н.А. Кагина




УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе


___________________ М.А. Пятин


«_____» ___________________ 2007 г.



ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Химия окружающей среды»


для специальности

050101 «Химия с дополнительной специальностью Биология»


Факультет естественно-географический

Кафедра химии и теории и методики обучения химии


Пенза – 2007


1. Требования ГОС по дисциплине и квалификационные требования


Выписка из государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования специальности 050101 «Химия с дополнительной специальностью»

от 31 января 2005 г.

Номер государственной регистрации № 696 пед/сп (новый)


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050101 ХИМИЯ С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЬЮ

1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02.03.2000г.

1.2. Квалификация выпускника – учитель химии и ___ (в соответствии с дополнительной специальностью)

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя химии и ___ (в соответствии с дополнительной специальностью) по специальности 050101 Химия с дополнительной специальностью при очной форме обучения 5 лет.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник, получивший квалификацию учителя химии и ___ (в соответствии с дополнительной специальностью), должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учётом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приёмы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта; соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренные Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребёнка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

1.3.1. Область профессиональной деятельности.

Среднее общее (полное) образование.

1.3.2. Объект профессиональной деятельности.

Обучающийся.

1.3.3. Виды профессиональной деятельности.

Учебно-воспитательная;

социально-педагогическая;

культурно-просветительная;

научно-методическая;

организационно-управленческая.


4. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 050101 «Химия с дополнительной специальностью»

ДПП.Ф.12. Химия окружающей среды

Химический состав литосферы, гидросферы, атмосферы и тропосферы. Основные циклы миграции химических элементов и глобальные биогеохимические циклы. Основные химические реакции в атмосфере и гидросфере. Антропогенное воздействие на равновесие в природе. Методы контроля состояния окружающей среды. Формы существования металлов в водных экосистемах и влияние тяжелых металлов на развитие животных и растений. Радиоактивные отходы АЭС и методы их захоронения.




2. Цели изучаемой дисциплины


Программа курса «Химия окружающей среды» составлена с учётом достижений современной экологической химии и требований, предъявляемым к студентам, обучающихся по специальности 050101 «Химия» с дополнительной специальностью.

В программе достаточно полно отражены современное состояние и пути развития экологической химии. Из огромного материала отобраны вопросы, которые имеют наибольшее значение для понимания основных проблем состояния окружающей среды и позволяют студентам самостоятельно работать с учебными пособиями. Особое внимание в программе уделяется вопросам, изучаемым в курсе химии средней школы.

Целью изучаемой дисциплины является освоение системы знаний о химии окружающей среды; овладение экспериментальными учениями и навыками; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химии окружающей среды; развитие логики и физико-химического мышления; воспитание чувства ответственности за применение полученных знаний, умений и навыков.

Задачи изучаемой дисциплины:

  1. Создать представление о предмете экологической химии, связи её с другими науками, основными терминами и понятиями науки.

  2. Изучить источники поступления в окружающую среду химических соединений, загрязняющих окружающую среду, и способы их утилизации.

  3. Изучить основные химические реакции в атмосфере и гидросфере с соединениями антропогенного происхождения, приводящими к современным экологическим проблемам.

  4. Создать четкое представление об антропогенном воздействии на равновесие в природе и международных усилиях по контролю состояния ОС.

  5. Изучить методы контроля состояния ОС (осуществление биологического и химического мониторинга).

  6. Адаптировать знания по изучаемой дисциплине к изучению конкретных тем школьного курса химии.

  7. Обучить студентов утилизировать продукты школьного химического эксперимента.

Междисциплинарный характер. Содержание дисциплины «Химия окружающей среды» строится на базе знаний по химии, физике и биологии в рамках вузовской программы. Содержание дисциплины «Химия окружающей среды» позволяет интегрировать знания, приобретенные ранее по ряду химических и биологических дисциплин (неорганической, аналитической, органической, физической, коллоидной химии, а также биохимии, молекулярной биологии, цитологии, физиологии и других биологических дисциплин). Кроме того, дисциплина «Химия окружающей среды» составляет определенную часть общехимической и прикладной подготовки будущего учителя химии и биологии.

3. Место дисциплины в профессиональной подготовке студентов


Дисциплина «Химия окружающей среды» является дисциплиной федерального компонента цикла «Дисциплины предметной подготовки».

Дисциплина «Химия окружающей среды» необходима для подготовки студентов к преподаванию курса химии и общей биологии в школе.

Дисциплина «Химия окружающей среды» занимает важное место в системе подготовки учителя, способного решать задачи, связанные с реформой общеобразовательной и профессиональной школы. Изучение данной дисциплины призвано подготовить учителя для работы в условиях профильного обучения (химический, химико-биологический, медицинский профили), вооружить его необходимыми знаниями для преподавания элективных курсов и организации научно-исследовательской деятельности школьников.

Изучение данной дисциплины призвано помочь учителям средней школы при формировании у учащихся правильного представления о химическом составе и контроле состояния природной среды.


4. Распределение времени, отведенного на изучении дисциплины по учебному плану


Форма учебной работы

Форма обучения

Очная

По семестрам

9

Общая трудоёмкость, всего часов

69

Аудиторные занятия (АЗ)

30

Лекции (Л)

20

Практические занятия (ПЗ)




Семинары (С)




Лабораторные занятия (ЛЗ)

10

Другие виды аудиторных занятий




Самостоятельная работа (СР)

39

Контрольная работа




Компьютерное тестирование




Курсовая работа




Форма итогового контроля (зачет, экзамен)

Экзамен


5. тематический план для очной формы обучения

№ п/п

Наименование разделов и тем


Форма обучения

АЗ

СР

Л

ЛЗ




9 семестр










1.

Введение. Основные понятия экологической химии. Атмосфера, строение атмосферы. Экохимические процессы в верхних слоях атмосферы Антропогенное воздействие на равновесие в природе.

2




2

2.

Соединения азота, углерода, серы в тропосфере. Парниковые газы. Миграция химических элементов, глобальные биогеохимические циклы. Кислотные дожди и их воздействие на окружающую среду.

Лабораторное занятие: Утилизация медьсодержащих соединений – продуктов школьного химического эксперимента. Решение задач с экологическим содержанием.

Способность углекислого газа поглощать инфракрасное излучение.

2



2

4


2

3.

Утилизация загрязняющих атмосферу веществ в промышленном масштабе. Стандарты качества окружающей среды.

2




2

4.

Фотохимический смог, основные химические реакции, приводящие к образованию фотохимического смога.

Озоновый слой в стратосфере – защитная оболочка Земли. Цикл Чемпена. Контроль состояния окружающей среды.

Лабораторное занятие: Утилизация кислых растворов с токсичными веществами – продуктов школьного химического эксперимента. Решение задач с экологическим содержанием.

Влияние оксида серы на растения.

2



2

4


3

5.

Литосфера, ее химический состав. Состав почвы, процессы, ведущие к загрязнению почвенных покровов. Загрязнение литосферы и продуктов питания пестицидами, минеральными удобрениями. Биотрансформация загрязняющих веществ в окружающей среде.

2




2

6.

Твердые бытовые и промышленные отходы, проблема их утилизации. Экологические проблемы добычи руды, нефти, газа и их транспортировки.

Лабораторное занятие: Утилизация органических соединений – продуктов школьного химического эксперимента. Решение задач с экологическим содержанием.

2



2

4


2

7.

Гидросфера. Понятие чистой и загрязненной воды. Химический состав природной воды. Виды загрязнений и пути самоочищения природной воды. Биохимическая потребность в кислороде, БПК5. Цветение воды.

2




4

№ п/п

Наименование разделов и тем


Форма обучения

АЗ

СР

Л

ЛЗ

8.

Сточные воды, биологические и химические способы очистки сточных вод. Подготовка воды для бытовых нужд. Стерилизация природной воды.

Лабораторное занятие: Качественное определение свинца в металлической упаковке продуктов питания. Школьный химический эксперимент с малым количеством неорганических веществ.

2



2

2


2

9.

Соединения тяжелых металлов в природной воде. Формы существования металлов в водных экосистемах, влияние тяжелых металлов на развитие животных и растений.

2




2

10.

Радиоактивное загрязнение окружающей среды. Радиоактивные отходы АЭС и методы их захоронения.

Контроль состояния окружающей среды.

Лабораторное занятие: Определение нитратов и нитритов в природной воде. Школьный химический эксперимент с малым количеством органических веществ.

2



2

2


2




Итого за семестр:

20

10

39


6. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


1. Введение

Основные понятия экологической химии. Основные циклы миграции химических элементов и глобальные биогеохимические циклы


2. Атмосфера и тропосфера, их химический состав

Атмосфера, строение атмосферы, химический состав атмосферы. Основные химические реакции в атмосфере. Экохимические процессы в верхних слоях атмосферы, их защитные свойства. Химический состав тропосферы. Экохимические процессы в тропосфере – нижнем слое атмосферы. Антропогенное воздействие на равновесие в природе. Соединения азота, углерода, серы в тропосфере. Парниковые газы.


3. Литосфера и её химический состав

Состав почвы, процессы, ведущие к загрязнению почвенных покровов. Загрязнение литосферы и продуктов питания пестицидами, минеральными удобрениями. Биотрансформация загрязняющих веществ в окружающей среде и литосфере.

Твердые бытовые и промышленные отходы и проблема их утилизации. Экологические проблемы добычи руды, нефти, газа и их транспортировки.


4. Гидросфера, её химический состав

Понятие чистой и загрязненной воды. Химический состав природной воды. Основные химические реакции в гидросфере. Виды загрязнений и пути самоочищения природной воды. Биохимическая потребность в кислороде, БПК5. Цветение воды.

Соединения тяжелых металлов в природной воде, их источники, химические процессы, приводящие к образованию растворимых форм соединений тяжелых металлов. Формы существования металлов в водных экосистемах. Влияние тяжелых металлов на развитие животных и растений

Сточные воды, биологические и химические способы очистки сточных вод. Подготовка воды для бытовых нужд, стерилизация воды хлором, пероксидом водорода, озоном.


5. Антропогенные воздействие на равновесие в природе

Антропогенные и естественные процессы образования соединений азота, углерода и серы в окружающей среде. Соединения других элементов в атмосфере. Пути утилизации основных загрязняющих атмосферу веществ в промышленном масштабе.

Кислотные дожди и их воздействие на окружающую среду. Пути образования кислотных дождей в атмосфере.

Фотохимический смог, основные химические реакции, приводящие к образованию фотохимического смога.

Озоновый слой в стратосфере – защитная оболочка Земли от воздействия космического коротковолнового излучения. Цикл Чемпена. Катализаторы разложения озонового слоя. Озоновые дыры. Новые гипотезы разрушения озонового слоя.


6. Методы контроля состояния окружающей среды

Стандарты качества окружающей среды. Международные договоры контроля окружающей среды.


7. Радиоактивные отходы АЭС и методы их захоронения

Радиоактивное загрязнение окружающей среды. Методы захоронения радиоактивных отходов.


7. Список основной и дополнительной литературы


Основная литература

  1. Андруз Дж., Бримблекумб П., и др. Введение в химию окружающей среды. Пер. с англ. – М.: Мир, 1999.

  2. Артемьев В.П. Химические вещества в окружающей среде. Курс лекций, часть I: Учебное пособие. – Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2003.

  3. Фелленберг Г. Загрязнение природной среды: Введение в экологическую химию. – М.: Мир, 1997.

  4. Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химические основы экологии. – М.: Просвещение, 1995.


Дополнительная литература

  1. Батчер С., Чарльстон Р. Введение в химию атмосферы. – М.: Мир, 1977.

  2. Бримблкумб П. Состав и химия атмосферы. – М.: Мир, 1988.

  3. Белов П. С., Голубева И.А., Низова С.А. Экология производства химических продуктов из углеводородов нефти и газа. – М.: Химия, 1991.

  4. Будников Г. К. Тяжелые металлы в экологическом мониторинге водных систем. // Соросовский образовательный журнал, 1998 г., № 5.

  5. Волковицкий О. А., Гаврилов А.А. Действительно ли человек разрушает озоновый слой планеты? //Вести Российской АН. 1996 г. № 9.

  6. Врочинский В. В., Московский В.Н. Применение пестицидов и охрана окружающей среды. – Киев: Вища школа, 1979.

  7. Вронский Д. А. Экология (словарь-справочник). – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

  8. Геохланян Т. Х. Изучение стратосферы. – М.: Знание, 1975.

  9. Годаро М. П. Угроза глобального кризиса окружающей среды. – М.: Экономическое развитие, 1997.

  10. Голуб А. А., Струкова Е. Б. Экономика природопользования. – М., 1995.

  11. Груздев Г. С. Химическая защита растений. – М.: Агропромиздат, 1987.

  12. Григорьев В. М., Портнова А. М. Рождение и жизнь руд. – М.: Недра, 1986.

  13. Данилов А. Д., Кароль И. Л. Атмосферный озон – сенсации и реальность. – Л.: Гидрометиздат, 1991.

  14. Добровольский В. В. Рассеянные металлы в природе. – М.: Знание, 1979.

  15. Исидоров В. А. Органическая химия атмосферы. – Л., 1985.

  16. Колобков Н. В. Атмосфера и ее жизнь / Под. ред. Х. П. Погосяна. – М.: Просвещение, 1968.

  17. Кумачев А. И., Кузьменок Н.К. Глобальная экология и химия. – Минск, 1991.

  18. Кришталь Н. Ф., Санков Б. Г. Экология нашей планеты: сохранение озонового слоя стратосферы. // Ж. Химия в школе, 2000г, № 6.

  19. Каспаров В.А. Применение пестицидов за рубежом. – М.: Агропромиздат, 1990.

  20. Лагунов А.Г. Пестициды в сельском хозяйстве. – М.: Агропромиздат, 1985.

  21. Леменовский Д.А. Соединения металлов в живой природе. // Соросовский образовательный журнал, № 9, 1997.

  22. Мизун Ю. Г. Озонные дыры: мифы и реальность. – М.: Мысль, 1993.

  23. Новиков Ю. В. Экология, окружающая среда и человек. – М., 1998.

  24. Новиков К. В., Семенов А. Я. Защита растений. Термины и определения. – М., 1982.

  25. Охрана труда в машиностроении. Учебник для вузов / Под ред. проф. С. В. Белова и проф. Е. Я. Юдина. – М.: Машиностроение, 1983.

  26. Погосян Х. П., Туркетти З. Л. Атмосфера Земли. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1970.

  27. Протасов В. Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. Учебное и справочное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2-е изд. 2000.

  28. Прогнозирование применения пестицидов в окружающей среде. – Л.: Гидрометеоиздат, 1984.

  29. Ровинский Ф. Я., Егоров В. И. Озон, окислы азота и серы в нижней атмосфере. – Л., 1986.

  30. Росияков Н. А., Кирилов О. В. Ртутное загрязнение при добыче золота в России // Химия в интересах устойчивого развития, т. 3, № 1-2, 1995.

  31. Скурлатов Ю. И., Дука Г. Г., Мизити А. Введение в экологическую химию. – М.: Высшая школа, 1994.

  32. Сотников В. И. Влияние рудных месторождений и их отработка на окружающую среду. // Соросовский образовательный журнал, № 5, 1997.

  33. Сытник К. М. Биосфера. Экология. Охрана природы. – Киев: Наукова думка, 1987.

  34. Тинсли И. Д. Поведение химических загрязнителей в окружающей среде. – М.: Мир, 1982.

  35. Фелленберг Г. Загрязнение природной среды. – М.: Мир, 1997.

  36. Фотохимические процессы земной атмосферы. /Сборник научных тру­дов / Под ред. И.К. Ларина. – М.: Наука, 1990.

  37. Харьковская Н. М. и др. Медь и окружающая среда. // Ж. Химия в школе, № 4, 1998.

  38. Химия окружающей среды / Под редакцией Дж. Бокриса. – М.: Химия, 1982.

  39. Цыганкова А. П. Химия окружающей среды. – М.: Химия, 1982.

  40. Экологическая химия: Пер. с нем. / Под ред. Ф. Корте. – М.: Мир, 1997.

  41. Банников А.Г., Вакулин А.А., Рустамов А.К. Основы экологии и охрана окружающей среды. – М.: Колос, 1996.

  42. Возняк В.Я. Экологические подходы к ликвидации последствий радиационных катастроф. // Вестник Моск. ун-та. Сер 6, Экономика, № 1-2, 1995.

  43. Вода питьевая: методы анализа. – М.: Издательство стандартов, 1984.

  44. Вознесенский С.А. «Физико-химические процессы очистки воды». – М.-Л., 1987.

  45. Владимиров А.М., Ляхин Ю.И. и др. Охрана окружающей среды. – Л.: Гидрометеоиздат, 1991.

  46. Вендров С.Л. Водохранилища и окружающая среда. – М.: Знание, 1984.

  47. Гусев А. В. Основные факторы воздействия АЭС на окружающую среду. //Изв. Рус. Геогр. об-ва, т. 125, вып. 5. 1993.

  48. Евгеньев М.И. Тест-методы и экология // Соросовский журнал, № 11, 1999.

  49. Израэлъ Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. – М.: Гидрометеоиздат, 1984.

  50. Келлер А.В. Медицинская экология. – М.: Медицина, 2000.

  51. Кузьненок Н.М., Стрельцов Е.А. Экология на уроках химии. – Минск, 1996.

  52. Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология. – М.: Владос, 1998.

  53. Луценко Г.Н., Цветкова А.И., Свердлов И.Ш. Физико-химическая очистка городских сточных вод. – М.: Стройиздат, 1984.

  54. Макаров В.М., Беличенко Ю.П. и др. Рациональное использование и очистка воды на машиностроительных предприятиях. – М.: Машиностроение, 1988.

  55. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник для 9-11-х классов. – М.: АО МДС, Юнисам, 1995.

  56. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.

  57. Охрана окружающей среды. Учеб. для техн. спец. вузов / Под ред. С.В. Белова. – М.: Высшая школа, 1991.

  58. Очистка производственных сточных вод: Учеб. пособие для вузов: 2-е изд., перераб. и доп / Под. ред. С.В. Яковлева. – М, 1985.

  59. Паль Л.И., Кару Я.Я., Мельдер Х.А. Справочник: Очистка природных и сточных вод. – М.: Высшая школа, 1994.

  60. Прохоров Б. Б. Экология человека: Понятийно-терминологический словарь. – М.: МНЭПУ, 1999.

  61. Радиация: дозы, эффекты, риск: Пер. с англ. – М.: Мир, 1988.

  62. Скурлатов Ю.И., Дука Г.Г., Мизити А. Введение в экологическую химию. – М.: Высшая школа, 1994.

  63. Скурлатов Ю.И., Дука Г.Г. Химия и жизнь воды. – Кишинев, 1989.

  64. Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика. – М.: Высшая школа, 1993.

  65. Синельников В.Е. Механизм самоочищения воды. – М.: Стройиздат, 1980.

  66. Сиренко Л.А., Козницкая В.Н. Биологически-активные вещества водорослей и качество воды. – Киев, 1998.

  67. Трасс Х.Х. Биоиндикация состояния атмосферной среды городов: Экологические аспекты городских систем. – М.: Наука и техника, 1984.

  68. Фурсов В.И. Экологические проблемы окружающей среды. – М.: Просвещение, 1991.



8. Требования к уровню освоения программы


В результате изучения курса «Химия окружающей среды» студент должен

знать:

  • химический состав атмосферы;

  • химический состав гидросферы;

  • химический состав литосферы;

  • основные химические реакции в атмосфере и гидросфере;

  • основные циклы миграции химических элементов;

  • глобальные биогеохимические циклы;

  • антропогенное воздействие на равновесие в природе;

  • последствия антропогенного воздействия: образование кислотных дождей, фотохимического смога, причины цветения воды, разрушение озонового слоя, культурного наследия человечества;

  • методы очистки газообразных и растворенных загрязняющих веществ в промышленных масштабах;

  • источники загрязнения ОС соединениями тяжелых металлов и их влияние на живой организм;

  • причины радиоактивного загрязнения, способы захоронения отходов АЭС;

  • основные международные соглашения по защите ОС;


уметь:

  • использовать содержание курса в обучении химии в школе;

  • объяснять причины возникновения глобальных экологических проблем;

  • вскрывать воспитательные аспекты экохимического образования;

  • проводить экспериментальную работу с учащимися по охране окружающей среды;


владеть:

  • системой понятий экологической химии;

  • знаниями о химических веществах, отрицательно влияющих на окружающую среду;

  • знаниями химических процессов, изучаемых в школьном курсе химии, отрицательно влияющих на окружающую среду;

  • отдельными химическими и биологическими методами мониторинга состояния ОС.


Текущий контроль за освоением программы осуществляется через проверку домашних заданий и отчётов по лабораторным работам, посредством контрольных работ, проводимых после завершения изучения нескольких тем или разделов программы.

Промежуточный контроль за освоением программы осуществляется в ходе проведения экзамена (примерный перечень вопросов к экзамену приводится ниже).


Примерный перечень вопросов к экзамену

  1. Введение. Основные понятия экологической химии.

  2. Атмосфера, строение атмосферы, химический состав атмосферы. Экохимические процессы в верхних слоях атмосферы, их защитные свойства.

  3. Экохимические процессы в тропосфере – нижнем слое атмосферы. Парниковые газы. Антропогенные и естественные процессы образования соединений азота, углерода и серы в окружающей среде.

  4. Основные циклы миграции химических элементов и глобальные биогеохимические циклы.

  5. Пути утилизации основных загрязняющих атмосферу веществ в промышленном масштабе.

  6. Кислотные дожди и их воздействие на окружающую среду. Пути образования кислотных дождей в атмосфере.

  7. Фотохимический смог, основные химические реакции, приводящие к образованию фотохимического смога.

  8. Озоновый слой в стратосфере – защитная оболочка Земли от воздействия космического коротковолнового излучения. Цикл Чемпена. Разрушение озонового слоя. Озоновые дыры.

  9. Стандарты качества окружающей среды. Методы контроля состояния окружающей среды. Международные договоры контроля окружающей среды.

  10. Литосфера, ее химический состав. Состав почвы, процессы, ведущие к загрязнению почвенных покровов.

  11. Загрязнение литосферы и продуктов питания пестицидами, минеральными удобрениями.

  12. Биотрансформация загрязняющих веществ в окружающей среде.

  13. Твердые бытовые и промышленные отходы и проблема их утилизации.

  14. Экологические проблемы добычи руды, нефти, газа и их транспортировки.

  15. Гидросфера. Понятие чистой и загрязненной воды. Химический состав природной воды. Виды загрязнений и пути самоочищения природной воды.

  16. Биохимическая потребность в кислороде, БПК5.

  17. Цветение воды.

  18. Сточные воды, биологические и химические способы очистки сточных вод.

  19. Соединения тяжелых металлов в природной воде, их источники, химические процессы, приводящие к образованию растворимых форм соединений тяжелых металлов.

  20. Формы существования металлов в водных экосистемах, влияние тяжелых металлов на развитие животных и растений.

  21. Подготовка воды для бытовых нужд, стерилизация воды хлором, пероксидом водорода, озоном.

  22. Радиоактивное загрязнение окружающей среды. Радиоактивные отходы АЭС и методы их захоронения.


9. Сведения о переутверждении программы

на очередной учебный год и регистрации изменений


Учебный год

Решение кафедры

Внесенные изменения

Номера листов (страниц)

заменен-ных

новых

аннули-рованных

200__/200__

Протокол № ____

от «____»____________200_ г.


Зав. кафедрой ______________














200__/200__

Протокол № ____

от «____»____________200_ г.


Зав. кафедрой ______________














200__/200__

Протокол № ____

от «____»____________200_ г.


Зав. кафедрой ______________














200__/200__

Протокол № ____

от «____»____________200_ г.


Зав. кафедрой _____________

_













200__/200__

Протокол № ____

от «____»____________200_ г.


Зав. кафедрой ______________














200__/200__

Протокол № ____

от «____»____________200_ г.


Зав. кафедрой _____________














200__/200__

Протокол № ____

от «____»____________200_ г.


Зав. кафедрой _____________














200__/200__

Протокол № ____

от «____»____________200_ г.


Зав. кафедрой _____________















Учебная программа составлена на основании ГОС ВПО 2005 г. для специальности
050101 «Химия с дополнительной специальностью»


Программу составил:


1. Артемьев В.П.., канд. пед. наук, доцент _________________________________________

(подпись)


Настоящая программа не может быть воспроизведена ни в какой форме без предварительного письменного разрешения кафедры-разработчика программы.


Программа одобрена на заседании кафедры химии и теории и методики обучения химии


Протокол № 1 от 14 сентября 2007 года


Зав. кафедрой химии и теории

и методики обучения химии

к.х.н., доцент ________________________ Э.Ю. Керимов

(подпись)


Программа одобрена учебно-методическим советом Естественно-географического факультета


«_____» _____________ 2007 года


Председатель учебно-методического совета

Естественно-географического факультета,

к.т.н., доцент ___________________________ О.В. Зорькина

(подпись)


Программа одобрена учебно-методическим управлением университета


«_____» _____________ 2007 года


Начальник учебно-методического

управления университета __________________________ Г.Н. Шалаева

(подпись)


Приложения

К программе учебной дисциплины прилагаются внешняя и внутренняя рецензии.


Похожие:

Программа учебной дисциплины «Химия окружающей среды» для специальности 050101 «Химия с дополнительной специальностью Биология» iconПрограмма учебной дисциплины «Органическая химия и основы супрамолекулярной химии» для специальности 050101 «Химия» с дополнительной специальностью «Биология»
Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации №686 от 02. 03. 2000г
Программа учебной дисциплины «Химия окружающей среды» для специальности 050101 «Химия с дополнительной специальностью Биология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине специальность 032300. 00 (050101)- химия с дополнительной специальностью «Профессиональное обучение (охрана окружающей среды и природопользование)»
Аналитическая химия : учебно-методический комплекс по дисциплине : специальность 032300. 00 (050101) – Химия с дополнительной специальностью...
Программа учебной дисциплины «Химия окружающей среды» для специальности 050101 «Химия с дополнительной специальностью Биология» iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру по направлению «Химия»
«Неорганическая химия», «Органическая химия», «Физическая химия», «Химия окружающей среды»
Программа учебной дисциплины «Химия окружающей среды» для специальности 050101 «Химия с дополнительной специальностью Биология» iconПрограмма дисциплины Микроорганизмы и окружающая среда Новосибирск
«Химия» (специализация химия окружающей среды»), «Биология»» по циклу «Общепрофессиональные и специальные дисциплины» государственных...
Программа учебной дисциплины «Химия окружающей среды» для специальности 050101 «Химия с дополнительной специальностью Биология» icon«Карельский государственный педагогический университет» Кафедра ботаники и методики преподавания биологии
Приложение 6 форма 1 Информационные данные по кафедре, осуществляющим подготовку по направлению «5400100 – Естественнонаучное образование»...
Программа учебной дисциплины «Химия окружающей среды» для специальности 050101 «Химия с дополнительной специальностью Биология» iconПрограмма дисциплины «Химия атмосферы»
«Экология, рациональное природопользование», «Химия»(специализация «Химия окружающей среды») по циклу «Общие профессиональные дисциплины...
Программа учебной дисциплины «Химия окружающей среды» для специальности 050101 «Химия с дополнительной специальностью Биология» iconРабочая программа дисциплины «Математическое моделирование экосистем»
«Химия», профиль «Химия окружающей среды». Дисциплина реализуется на факультете естественных наук Национального исследовательского...
Программа учебной дисциплины «Химия окружающей среды» для специальности 050101 «Химия с дополнительной специальностью Биология» iconПрограмма дисциплины экологическая гидрохимия новосибирск
Х «Химия» (специализация «Химия окружающей среды») по циклу «Общепрофессиональные и специальные дисциплины» государственных образовательных...
Программа учебной дисциплины «Химия окружающей среды» для специальности 050101 «Химия с дополнительной специальностью Биология» iconПрограмма итоговой государственной аттестации по специальности 050102 Биология с дополнительной специальностью география мурманск
Государственная аттестация выпускников по специальности 050102 Биология c дополнительной специальностью география предусмотрена Государственным...
Программа учебной дисциплины «Химия окружающей среды» для специальности 050101 «Химия с дополнительной специальностью Биология» iconПрограмма дисциплины Охрана окружающей среды
«Химия» и бакалавра и магистра по направлению 510500 «Химия» по циклу «Общие математические и естественно-научные дисциплины» государственных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница