Конспект урока по теме: «Иван IV и его время»




Скачать 133.17 Kb.
НазваниеКонспект урока по теме: «Иван IV и его время»
Дата23.11.2012
Размер133.17 Kb.
ТипУрок

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 городского округа город Буй Костромской области


Конспект урока по теме:

«Иван IV и его время».


Предмет

История России

Класс

10

Уровень

базовый

Учебник

А.Н. Сахаров, В.И. Буганов История России с древнейших времён до конца XVII часть первая.

Тема урока

Иван IV и его время.

Место урока по программе в курсе истории России 10 класс

Тема «Русь во второй половине XV-XVII веков», урок № 26-27


Цель урока


  • Способствовать расширению знаний учащихся об особенностях политики Ивана Грозного.

  • Развивать умения работать с различной исторической информацией, анализировать и систематизировать материал, закреплять навыки поисковой деятельности при работе с источниками, в том числе и в сети Интернет, совершенствовать навыки работы в группе.

  • Формировать активную жизненную позицию, получив представление о проявлениях деспотической власти, в России, ценить завоевания демократии в настоящее время

Тип урока (педагогическая технология)

Урок - исследование с применением ИКТ.

Автор конспекта урока

Маланова Наталия Николаевна - учитель истории и обществознания МОУ СОШ №2

городского округа город Буй Костромской области


Ход урока:


Этап урока

Время

мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат совместной деятельности

Орг

момент

Сообщение темы урока

30 сек.

Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную атмосферу.

Добрый день, ребята.

Тема нашего урока «Иван VI и его время». .(слайд №1)Хронологические рамки царствования Ивана VI определяются с 1533 по 1584 годы. Как связаны между собой наш край и годы царствования Ивана VI?


Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Отвечают на вопрос учителя.


Наш город Буй был основан как крепость в 1536 году по указу Елены Глинской матери Ивана VI , которая после смерти Василия II была регентом при малолетнем Иване.



Готовность учащихся к совместной дальнейшей деятельности.

Актуализация, целеполагание, мотивация


7 мин.


Актуализация знаний. Вступительное слово учителя.

Время царствования Ивана IV и сама личность грозного русского самодержца никогда не оставляли равнодушными историков, политиков и деятелей культуры нашей страны. Множество исторических исследований, произведений художественной литературы, кинофильмов, научных и публицистических статей не дают остыть этой проблеме.

В последние годы интерес к этой интригующей эпохе еще более возрос.

Обратимся к оценкам, характеризующим как саму личность царя, Ивана VI, так и время его правления. Какой образ царя и его эпохи вам представляется? Обратимся к раздаточному материалу.


Постановка целей урока совместно с учениками.

Сколько людей, столько и мнений. Как вы думаете, ребята, какова будет цель нашего урока сегодня.

Учащиеся слушают учителя и знакомятся с разными оценками историков и делают вывод об образе царя Ивана VI.


Оценки

«При всех жестокостях царя Ивана Грозного его деятельность была шагом вперёд к «победе государственных начал»

С.М. Соловьёв.


«…добрая слава Иоанова пережила его худую славу в народной памяти: стонания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими; но имя Иоаново блистало на Судебнике и напоминало приобретение трех царств монгольских: доказательства дел ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы царя-завоевателя; чтил в нем знаменитого виновника нашей государственной силы, нашего государственного образования; отвергнул или забыл название Мучителя, данное ему современниками, и по темным слухам о жестокости Иоановой доныне именует его только Грозным, не различая внука с дедом, так названным древнею Россиею более в хвалу, нежели в укоризну.
История злопамятнее народа!»


/Н.М.Карамзин/

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Позади его стоят стольники.

Супротив его всё бояре да князья.


По бокам его всё опричники;

И пирует царь во славу божию,

В удовольствие своё и веселие.

Из ''Песни…'' М. Ю. Лермонтова

«Мудрость Ивана Грозного состояла в том, что он стоял на национальной точке зрения и иностранцев в свою страну не пускал».

И.В.Сталин.


Вывод учащихся.

Иван VI и его эпоха представляется в оценках историков неоднозначно. Спор о царе Иване Васильевиче идет уже четыре с лишним века и отличается разнообразием. В разные времена по- разному историки трактовали его деятельность.

У историка XIX века Карамзина оно однозначно: "герой" в первый период своего царствования он превращается в тирана во втором, но практически везде за ним прочно закрепился термин «Грозный».


Варианты ответов учеников:

  • Сформировать своё собственное мнение об эпохе Ивана Грозного.

  • Выявить особенности политики Ивана Грозного.

  • Проанализировать деятельность Ивана Грозного в первом и втором периоде его правления.

Первоначально сложившийся образ царя в представлениях учащихся.



Изучение нового материала

2 мин


5 мин- орг. мом.


25- 35 мин

Объяснение учителя (Слайд №2-3)

В 1547г Иван IV– венчался на царство, а до этого с 1533-1538 –правление матери Ивана Васильевича - Елены Глинской;

(вы сегодня про этот факт вспомнили), а затем шли годы 1538-1547 – боярского правления.

Какую особенность начала правления Ивана Васильевича вы заметили?


Таким образом, мы подметили, что в течение довольно длительного периода власть была подвержена влиянию, реально существовала проблема слабости центральной власти. Стояли очень важные задачи:

  • Достижение социальной и политической стабильности,

  • Упрочение феодального правопорядка, восстановление авторитета великокняжеской власти.

В течение урока мы выясним, как решил стоящие перед ни м задачи Иван Грозный. Как и по какому «сценарию» выстроятся отношения власти и элиты, государя и подданных, какая модель централизации станет реальностью, определив образ страны?(слайд №4)

для этого:

Организация работы учащихся по изучению нового материала

Сегодня я предлагаю вам организовать групповую поисковую работу, используя для этого разные источники: учебник, дополнительную энциклопедического содержания литературу, а также ресурсы Интернет. Результатом вашей групповой работы, должно стать представление всему классу готового продукта в виде презентации, раскрывающего тему и цель урока.

Иван VI «герой» или тиран? Какими способами шёл Иван Грозный по пути укрепления самодержавной власти.

Для более эффективной работы, я предлагаю создать три группы. Время на отбор и обработку информации

25 мин.

Старших в группах, я назначу сама, а остальной состав группы сформируем по принципу «цепочки».

Каждая группа сейчас получит:

  • своё задание,

  • алгоритм его выполнения,(так как рамки урока ограничены целесообразно применить самые основные элементы исследования)

  • список литературы и других Интернет источников,(возможен собственный вариант по поиску)

а также вам предстоит распределить свои функции в рамках группы.


Роль учителя во время выполнения групповой работы - оказание консультационных услуг.

Слушают учителя и отвечают.


В 1547г Иван IV– венчался на царство, доказав тем самым, что он способен самостоятельно править страной и принимать решения.


Ученики принимают участие в формировании групп (три группы по 7 человек).

После того, как три ученика, старшие в группах названы, каждый выходящий ученик имеет право сам пригласить к себе в группу любого ученика из класса, из числа оставшихся учеников в классе.


Распределение ролей в группе.

1 человек «Старший», отвечает за сбор и распределение информации.

2 человека работают с содержанием текста параграфа.

1 человек работает с тексом документов.

2 человек работают с информацией в Интернете.

1 человек набирает материал.


Задания для групп.

1 группа.

Провести мини-исследование, раскрывающее реформаторский характер деятельности Ивана Грозного.

Примерный алгоритм (шаблон) выполнения исследования для работы группы.

  • Тема,

  • Проблемный вопрос

  • Цель исследования,

  • Задачи исследования,

  • Объект, предмет исследования,

  • Гипотеза исследования,

  • Ход исследования

  • Вывод.


Приблизительный список литературы.


2 группа.

Провести мини-исследование по теме «Опричнина способ укрепления самодержавной власти царя». Примерный алгоритм (шаблон) выполнения исследования для работы группы.

  • Тема,

  • Проблемный вопрос

  • Цель исследования,

  • Задачи исследования,

  • Объект, предмет исследования,

  • Гипотеза исследования,

  • Ход исследования

  • Вывод.


Список литературы:

  • История России в 2-х ч. Авт. А.Н.Сахаров, В.И. Буганов п.25-26.

  • История России с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс базовый уровень Авт. Н. И. Павленко. И.Л. Андреев, Л. М. Лященко. П.11.

  • Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007 г.

  • Энциклопедия «История России» Аванта +,

  • http://www.krugosvet.ru/articles/115/1011585/1011585a1.htm





3 группа.

На основе анализа оценок историков и современников личности Иван VI сделайте свои выводы: Иван VI больше «герой»- реформатор или тиран. Составьте свой словесный портрет царя Ивана Грозного. Примерный алгоритм (шаблон) выполнения исследования для работы группы.

  • Тема,

  • Проблемный вопрос

  • Цель исследования,

  • Задачи исследования,

  • Объект, предмет исследования,

  • Гипотеза исследования,

  • Ход исследования

  • Вывод.


Список литературы:

  • История России в 2-х ч. Авт. А.Н.Сахаров, В.И. Буганов п.25-26.

  • История России с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс базовый уровень Авт. Н. И. Павленко. И.Л. Андреев, Л. М. Лященко. П.10-11.

  • Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007 г.

  • Энциклопедия «История России» Аванта

  • +, http://www.5ballov.ru/referats/preview/

  • http://hrono.rspu.ryazan.ru/organ/oprichnina.html




Оформление презентации в программе Mikrjsoft

Защита и представление работ учащихся

20 мин по 5 -7мин на каждую группу

Обозначение дальнейшей деятельности учащихся на уроке.

Внимание! Время для выполнения своего исследования закончилось. Сейчас наша задача, соблюдая регламент-5 мин на выступление, доступно изложить суть своей проблемы и познакомить всех со своим вариантом решения. Чтобы вы запомнили, всё самое нужное, обратимся к рабочим листам и по ходу выступления учащихся, делаем краткие записи в тетради.

Выступления групп.

Демонстрация презентаций по темам.

  • Реформы Ивана Грозного.

  • Опричнина.

  • Иван Грозный и его политика в оценках историков и современников.

Выступление групп по очереди - 1,2,3.

(смотри приложения в виде распечатки презентаций учащихся мини – исследование по алгоритму)

Работа в тетрадях по заполнению таблицы и схемы.


Защита работ, выполнение заданий в рабочих листах

Проверка и контроль знаний

10 мин

Слово учителя.

Ребята! Вы хорошо поработали в группах и, чтобы закрепить ваши знания я предлагаю вам выполнить небольшую тестовую работу по теме «Иван Грозный и его время». Время выполнения работы-5 мин.


Организация взаимопроверки работ учащихся, выписывает на доске или высвечивает на экране правильные ответы.


Учитель уточняет итоги работы, проведённой ребятами в соответствии с критериями оценивания.

За правильно выполненное задание с 1 по 7 – по 1 баллу , 8- 2 балла, 9- 1 балл.

  • 10 баллов - оценка «5»,

  • 9-8 баллов - оценка «4»,

  • 7-6 оценка «3»,

  • 5 и менее – оценка «2».

Выполнение тестовой работы по теме «Иван Грозный и его время» по вариантам.


Выполняют проверку работ друг друга.


Оценивают работу товарища по критериям и устраняют пробелы в знаниях по своему варианту (находя правильный ответ в работе)

Первичное закрепление и усвоение нового материала

Рефлексия

3 мин

Ответьте письменно на вопрос:

  1. Принесла ли работа на уроке удовольствие?

  2. Появилось ли желание узнать больше об эпохе?

  3. Оценка, которую я сегодня поставлю себе за работу по 10- балльной шкале.




Отвечают письменно на вопросы учителя.


1. Да/нет

2. Да / нет, не знаю, моих знаний мне достаточно.

3. от 1 до 10.

Анализ ситуации на уроке

Домашнее задание

2 мин

П. 26 в №3, 4 письменно.

Чем вы объясните успехи и неудачи внешней политики России в период правления Ивана IV?

Какие нерусские народы вошли в состав России в XVI в? Кто из них присоединён насильственно, а кто вступил в российское подданство добровольно?

Записывают, уточняют домашнее задание.

Готовность к выполнению домашнего задания







Индивидуальный рабочий лист урока.


Познакомьтесь с разными оценками царя Ивана Васильевича и сделайте вывод.

«При всех жестокостях царя Ивана Грозного его деятельность была шагом вперёд к «победе государственных начал»

С.М. Соловьёв.


«…добрая слава Иоанова пережила его худую славу в народной памяти: стонания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими; но имя Иоаново блистало на Судебнике и напоминало приобретение трех царств монгольских: доказательства дел ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы царя-завоевателя; чтил в нем знаменитого виновника нашей государственной силы, нашего государственного образования; отвергнул или забыл название Мучителя, данное ему современниками, и по темным слухам о жестокости Иоановой доныне именует его только Грозным, не различая внука с дедом, так названным древнею Россиею более в хвалу, нежели в укоризну.
История злопамятнее народа!»

/Н.М.Карамзин/

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Позади его стоят стольники.

Супротив его всё бояре да князья.


По бокам его всё опричники;

И пирует царь во славу божию,

В удовольствие своё и веселие.

Из ''Песни…'' М. Ю. Лермонтова

«Мудрость Ивана Грозного состояла в том, что он стоял на национальной точке зрения и иностранцев в свою страну не пускал».


И.В.Сталин.

Материал для работы в тетради.

По ходу выступления групп постарайся внимательно слушать и заполни таблицу, зафиксируй основные моменты.


Реформы Избранной рады (………) впишите временные рамки.

В состав Избранной рады входили ………..

Общая цель реформ-

Название реформы

Годы

Основные мероприятия и значение










Опричнина ( ………..) впишите временные рамки, а также коротко как вы поняли, что это такое?

Цель опричнины-……., результат….. Составить схему «сословно-представительная монархия».




Похожие:

Конспект урока по теме: «Иван IV и его время» iconКонспект урока
Тема и номер урока в теме: Иван Сергеевич Тургенев. История создания повести «Муму». Знакомство с героями
Конспект урока по теме: «Иван IV и его время» iconПлан-конспект урока «Свержение монархии»
Тема и номер урока в теме: 1-ый урок в теме «Великая российская революция. 1917-1921гг.»
Конспект урока по теме: «Иван IV и его время» iconПлан-конспект урока «Воздухоплавание»
Тема и номер урока в теме «Воздухоплавание» урок по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» №21
Конспект урока по теме: «Иван IV и его время» iconКонспект открытого урока по литературе по теме
Через цветосимволику произведения вывести учащихся на мироощущение писателя и его философию
Конспект урока по теме: «Иван IV и его время» iconКонспект урока по теме «Рельеф Южной Америки»
Предоставленный теоретический материал содержит подробные характеристики различных учебных стилей и анкету для определения стиля...
Конспект урока по теме: «Иван IV и его время» iconУрока – дебаты. Цели урока: Обучающие
Конспект урока литературы в 10 классе по теме «Проблемы выбора жизненного пути сельской молодёжи в рассказе Виктора Потанина «На...
Конспект урока по теме: «Иван IV и его время» iconУрок по теме: «кремний и его соединения»
В данной статье представлен конспект урока, проведенного в 9 классе по учебнику О. С. Габриеляна (базовый уровень)
Конспект урока по теме: «Иван IV и его время» iconСтатья План- конспект урока
Сегодняшнее зачётное занятие по теме «Бытовая швейная машина» проводится в форме соревнования между двумя командами. После его завершения...
Конспект урока по теме: «Иван IV и его время» iconКонспект урока по теме: «Футуризм как направление искусства начала ХХ века»
Цель урока: 1 учащиеся, которые имеют представление о футуризме как литературном направлении и его взаимосвязи с художественно-изобразительным...
Конспект урока по теме: «Иван IV и его время» iconПлан-конспект урока лесная промышленность
Тема и номер урока в теме: Лесная промышленность, 20 урок по теме «Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница