Российской Федерации Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова Кафедра истории, социологии и права




НазваниеРоссийской Федерации Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова Кафедра истории, социологии и права
страница1/6
Дата23.11.2012
Размер0.8 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6


Министерство образования и науки Российской Федерации

Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова


Кафедра

истории, социологии и права


А.А. Деревянченко,

В.В. Горохов, А.Ю. Климочкина,

А.А. Назаров, Л.В. Степнова, Л.В. Юркина


ИЗ ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ НАУКИ:

вторая половина XIX-начало XX вв.

Часть 1


Учебное пособие


Москва

2010

УДК 001(09)

ББК 72.3


Рецензенты:

доктор химических наук, профессор В.Р. Флид

кандидат философских наук, доцент И.И. Дмитрова

кандидат философских наук, доцент О.А. Вольнякова


Из истории российской науки: вторая половина XIX – начало XX вв. Часть1 / Под общ. ред. А.А. Деревянченко. – М.: МИТХТ им. М.В. Ломоносова, 2010.


Пособие является дополнением к существующим учебникам по истории России и отражает читаемый для студентов курс лекций по дисциплине «Отечественная история». В нем рассматривается история развития различных отраслей российской науки второй половины XIX – начала XX вв., дается характеристика основных научных школ и направлений, важнейших научных открытий и трудов выдающихся ученых


©А.А. Деревянченко, 2010

©МИТХТ им М.В. Ломоносова, 2010

ВВЕДЕНИЕ


Российская наука во второй половине XIX столетия становится важнейшим системообразующим явлением отечественной и мировой культуры.

Реформы 1860-х гг., ускорившие промышленное развитие России, не только стимулировали интерес общества к науке, технике, новым технологиям, но и означали качественно новое отношение к самой науке как, во-первых, к производительной силе, во-вторых, - важному государственному институту и, чем далее, тем более значительному по мере превращения страны в индустриальную державу европейского образца.

В самом деле, какую бы ни взять в качестве примера сторону технического прогресса, перевооружения России в техническом и технологическом плане, повышению конкурентоспособности на мировом рынке как товаров, так и идей - везде наука, научные изыскания, эксперименты становятся первоосновой. Так, разведкой выдающихся геологов были открыты богатейшие возможности Донбасса, изысканиями ученых-металлургов раскрыты секреты ломкости стали, артиллеристами разработаны принципы скорострельной стрельбы, оружейниками создано современное автоматическое оружие, экономистами просчитана денежная реформа, химиками-технологами изобретены важные в военном отношении бездымный порох и промышленным способом добываемая азотная кислота, математиками решена задача непотопляемости кораблей; боеспособность армии в очень большой степени обеспечивали успехи военно-полевой хирургии, значение которой с таким блеском было проявлено Н.И. Пироговым в ходе боевых операций Крымской войны 1853-1856 гг., а защиту восточных границ страны помогли реализовывать Сахалинские экспедиции 1850-х гг. Г.И. Невельского и Центрально-азиатские 1870-1880-х годов Н.М. Пржевальского.

Формированию квалифицированного работника на самых разнообразных участках неуклонно расширяющейся и усложняющейся научно-технической деятельности способствовала разработка новых подходов к изучению возможностей человеческого организма и его взаимоотношений со средой. Именно в это время в России формируется в качестве самостоятельной научной дисциплины гигиена; выделяется как одно из важнейших направлений научной работы формирование основ гармонического физического воспитания личности (П.Ф. Лесгафт); в медицине "отпочковывается" педиатрия, детская хирургия и детская психиатрия; в педагогике торжествует антропологический подход (К.Д. Ушинский), в психиатрии – рефлексология (В.М. Бехтерев) и психиатрия пограничных состояний (В.Х. Кандинский, С.С. Корсаков).

Значительное расширение поля научно-практической деятельности, начатое реформами 1860-х гг., вызывало необходимость интенсивного поиска не только внутри сложившихся научных дисциплин, но и на стыке близких отраслей знания, в результате чего именно российские ученые стали первооткрывателями новых наук, таких как, например, геохимия (В.И. Вернадский), эволюционная патология (И.И. Мечников), палеоэкология (Н.И. Андрусов) или же совершенно новых направлений, выступая уже в качестве фактически разведчиков, – космонавтика К.Э. Циолковского, аэродинамика Н.Е. Жуковского, радиотехника А.С. Попова и т.д. В эту, по сути дела, революционную эпоху в отечественной науке само традиционное представление об ученом как о некоем затворнике-одиночке, жреце "чистой науки", далеком от понимания потребностей и интересов повседневной жизни, становится чем далее, тем все более анахроничным.

Ученый-практик, общественный деятель, широко образованный и широкомыслящий работник-труженик, энтузиаст не только научно-технического прогресса, но и культурного развития страны и общества в целом – вот характерная фигура нового времени. Здесь можно упомянуть: Н.И. Пирогова – великого хирурга и незаурядного педагога; А. М. Бутлерова – новатора-химика и пропагандиста, с одной стороны, женского образования, с другой – пчеловодства; К.Э. Циолковского – теоретика космонавтики и писателя-мечтателя, автора многочисленных фантастических произведений, идеи которых во многом предвосхитили реальности XX века; Д.И. Менделеева – творца Периодического закона и неутомимого радетеля социально-экономического прогресса страны в качестве ученого-практика (вот только некоторые из его идей – освоение Северного морского пути, подземная газификация угля, разведывательные метеорологические исследования на аэростате, решение проблем демографии, повышение качества среднего образования и т.д.).

Вместе с тем необходимо отметить, что подобный подход к функциональным задачам науки разделялся далеко не всеми. Более того, многие действительно крупные ученые, специалисты в своей области выступали не только противниками "ухода" в общественную деятельность, но и против расширения спектра научного поиска в принципе. Эти ученые (историки науки называют их, как правило, «немецкой партией», хотя это не совсем справедливо, ибо среди них были и ученые не немецкого происхождения) ограничивались тщательным отбором фактов, систематизацией наблюдений, подробным описанием. Так работали Ф.Ф. Бейльштейн – составитель фундаментального справочника по органической химии, Н.И. Кокшаров – автор самого представительного каталога минералов, Г.И. Вильд – организатор сети постоянной метеорологической службы в России, библиограф С.А. Венгеров, картограф Г.П. Гельмерсен и др. За их спинами стояла Петербургская Академия наук, закрывшая доступ в свои ряды из-за их активной общественной позиции таким, в частности, крупнейшим ученым-новаторам, как П.Н. Лебедев, И.М. Сеченов, А.Г. Столетов, Е.С. Федоров, Д.И. Менделеев.

В то же время, магистральные пути развития отечественной науки определялись именно учеными-экспериментаторами. Их имена и открытия соединены не только в научном, но и бытовом сознании нераздельно, что, безусловно, свидетельствует о значимости проделанного: Периодический закон Менделеева, "свеча" Яблочкова, собака Павлова, лошадь Пржевальского, болезнь Боткина, Шуховская башня, радио Попова, точки Чернова, Марковские процессы – все это устойчивые словосочетания, нередкие даже в обыденной речи.

В эту эпоху в России формируются научные школы мирового значения, причем, в отличие от прежних времен, речь идет не обязательно о развитии наследия и прямой учебе у основоположника, но зачастую – об общих методологических принципах работы. Среди них: Павловская физиологическая школа, Петербургская математическая школа, Сеченовская школа в физиологии, Харьковская школа в языкознании, школа П.Н. Лебедева в физике, "Государственная школа" в исторической науке.

Все более важную роль играют научные съезды и конгрессы. Растут, как грибы, всевозможные научные общества, как формального, так и неформального характера, создающиеся, как правило, в недрах университетской науки; открываются университеты в Саратове, Томске, Одессе, Варшаве, Перми, разнообразные научно-исследовательские институты. Все более расширяется география научно-исследовательской деятельности: к началу ХХ века уже можно говорить о серьезных достижениях научной мысли в Казани и Одессе, Киеве и Харькове, Саратове и Томске.

Появляется серьезная научная литература и стабильные периодические специализированные издания на русском языке. Однако, остается проблема отставания чисто практической стороны утверждения достижений отечественной науки. Почти полное отсутствие в отечественной науке ученых, сочетавших в себе таланты исследователя и предпринимателя, не позволили, например, Лодыгину стать наравне с Эдисоном, Маркову достичь славы Пуанкаре, Попову отстоять свой приоритет в споре с Маркони. Не способствовали полноценному признанию заслуг российских ученых за рубежом и отсутствие интереса к данному вопросу правительственных кругов, и скептическая по отношению к трудам российских ученых позиция официальной Академии Наук. Однако, наука пробивала все преграды, и Нобелевские премии Мечникову и Павлову – лучшее тому подтверждение.

***

Настоящее пособие представляет собой первую попытку изложить в доступной форме некоторые, наиболее важные с точки зрения авторов, аспекты истории отечественной науки в указанный период, дать в концентрированном виде необходимый фактический материал. Цель работы – воссоздать для широкого читателя панораму истории развития науки в России в один из наиболее сложных ее периодов и представить в подтверждение сказанному обобщающие сводки, в данном формате также представленные впервые.

Авторами глав являются:

  • Введение - старший преподаватель В.В. Горохов;

  • глава "Развитие естествознания"- старший преподаватель В.В. Горохов;

  • глава "Русская социология" - доктор социологических наук, профессор А.А. Деревянченко;

  • приложения - старший преподаватель В.В. Горохов;

  • глава "Развитие исторической науки" - кандидат исторических наук, доцент Л.В. Степнова;

  • глава "Экономические учения" - кандидат экономических наук, доцент А.А. Назаров

  • глава "Развитие педагогики" - кандидат педагогических наук, доцент Л.В.Юркина

  • глава "Политические и правовые учения" - кандидат экономических наук, доцент А.А. Назаров;

  • глава "Развитие психологии" - кандидат педагогических наук, доцент Л.В.Юркина;

  • глава "Философская мысль в России" - кандидат исторических наук, старший преподаватель А.Ю. Климочкина;

  • хронограф - старший преподаватель В.В. Горохов;

  • заключение - старший преподаватель В.В. Горохов;

Под общей редакцией – доктора, социологических наук профессора А.А. Деревянченко.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Российской Федерации Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова Кафедра истории, социологии и права iconРоссийской Федерации Московская государственная академия тонкой химической технологии имени М. В. Ломоносова Кафедра истории, социологии и права
Московская государственная академия тонкой химической технологии имени М. В. Ломоносова
Российской Федерации Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова Кафедра истории, социологии и права iconМетодические рекомендации по дисциплине «Психолого-педагогические методы исследования»
Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова 1
Российской Федерации Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова Кафедра истории, социологии и права iconСтабильные изотопы и экология
Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова, 117571, г. Москва, проспект Вернадского, д....
Российской Федерации Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова Кафедра истории, социологии и права iconПрограмма председатели организационного комитета
...
Российской Федерации Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова Кафедра истории, социологии и права iconЕлонова А. Я. Курс лекций по психологии и педагогике. Часть I./ Под общей редакцией д полит наук., проф. В. В. Бариса
Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова 1
Российской Федерации Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова Кафедра истории, социологии и права iconМетоды получения аминокислот и белков, меченых стабильными изотопами 2Н, 13С, 15N, 18О
Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова, 117571, г. Москва, проспект Вернадского, д....
Российской Федерации Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова Кафедра истории, социологии и права iconИнформацирнно- аналитическая система геотехнического мониторинга и управления магистрального газопровода «ямал торжок»
Работа выполнена на кафедре Информационных технологий Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования...
Российской Федерации Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова Кафедра истории, социологии и права iconМосковская государственная юридическая академия кафедра истории государства и права сборник
Предмет истории. Исторический процесс его особенности. Формационный и цивилизационный подходы к истории. Межцивилизационный диалог....
Российской Федерации Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова Кафедра истории, социологии и права iconМосковская государственная юридическая академия кафедра истории государства и права россии
Методические указания к изучению курса “История государ­ства и права России” для студентов заочного факультета
Российской Федерации Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова Кафедра истории, социологии и права iconНовые поступления в библиотеку с 1 по 31 октября 2009 г
Волошин-Челпан Э. К. Начертательная геометрия. Инженерная графика: учебник / Э. К. Волошин-Челпан; Московская государственная академия...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница