1. Естествознание и его основные концепции Естествознание-система наук о природе. Природа-это вселенная, то, куда может достигнуть человеческий опыт. Природа




Название1. Естествознание и его основные концепции Естествознание-система наук о природе. Природа-это вселенная, то, куда может достигнуть человеческий опыт. Природа
страница1/4
Дата22.11.2012
Размер0.55 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4
1. Естествознание и его основные концепции


Естествознание-система наук о природе. Природа-это вселенная, то, куда может достигнуть человеческий опыт. Природа делится на 3 мира: -микро мир; -макро мир; -мега мир. Микро мир- это мир внутри атомов. Макро мир- простирается от атома до величины Земли. Мега мир- за пределами Земли до вселенной.

Есть два мира: который отражается (объективный мир) и отраженный (субъективный мир). Свойство субъективного мира больше зависит от сознания. Объективный мир увидеть невозможно; объективный мир- неискаженное сознание. Субъективный- человеческое сознание, искаженное. Субъект- человек как носитель сознания. Объект- на что направлено сознание. Абсолютное- это вечное, неизменное, бесконечное. Относительное- увиденное по средствам чего-то другого, познанное относительно другого. Абстрактное- упрощенное, отвлеченное. Изолирующие абстракции- изолируют некоторые свойства: легкость, прозрачность. Абстракция отождествления- когда группе объектов присваивается какое-то наименование.

Главная задача Естествознания должна заключаться в изучении объективных законов природы на основе понимания физической сущности явлений.

Как известно, каждый предмет и каждое явление имеют бесчисленное множество свойств. Количественно охарактеризовать каждое свойство можно лишь с определенной точностью. Учесть все свойства даже одного предмета или одного явления невозможно, так же как и нельзя даже одно свойство оценить с бесконечной точностью, т. е. с нулевой погрешностью. Поэтому любое описание предмета, его физическая модель всегда приближенны, так же как и численная характеристика каждого его свойства. Это значит, что полностью ни один предмет и ни одно явление мы не будем знать никогда. Всегда из всей совокупности свойств будет учитываться только некоторая их часть, а эта часть будет исследоваться с опр. погрешностью.

Понять явление совсем не означает дать ему адекватное математическое описание. На самом деле объяснить явление - означает объяснить его природу, объяснить причины, по которым это явление существует и по которым оно ведет себя именно так, а не иначе. А это означает необходимость:

- выявление внутренней сущности явления, его механизма

- причин движения каждой из частей

- механизма взаимодействия этих частей между собой

- взаимодействия этого движения с частями других явлений и материальных образований.

Познаваемость явлений означает возможность вскрытия их внутренней сущности.

Главной целью Естествознания является вскрытие природы всех явлений.


2. Гносеологические аспекты естествознания. Научные законы.

(Идеальный объект и бессубъектное изображение природы)


Гносеология-познание. Анализ гносеологического аспекта естествознания обычно предпосылается утверждением о том, что естествоиспытатели не просто познают природу, не просто созерцают ее от природы же данным умом, а работают в системе идеализаций, в рамках которых определяется и осмысляется как объект, так и субъект знания. Определение таких рамок для экологизации естествознания составляет содержание гносеологического анализа.

Тот факт, что в основании естествознания лежат определенные идеализации типа материальной точки, не является открытием современной методологии и может считаться фактом, прочно установленным (в общем виде) еще во времена Декарта. Такой же прочностью обладает и представление о том, что содержание этих идеализаций определяется предварительной работой методов, методической "обработкой" природы. Если мы не знаем как устроен какой-либо объект, то мы знаем как это можно узнать. Такова сила метода. Отказываясь от представлений о фундаментальном (исчерпывающем) уровне природы, мы ведь тем самым признаем, что не только не знаем этого уровня, но и не знаем как его узнать. Тем самым возникает познавательная ситуация, в которой описание природы выступает в качестве проблемы описания ее ускользающего "что". Мир индивиден. Объектное мышление застревает на уровне описания существования, оставляя без внимания его субстанциальную связность. Экологическое сознание делает "проход" к пониманию субъектной связанности природы. Наблюдение, эксперимент, моделирование и соответствующие им методы описания, классификация, аксиоматизация и т.д.

Наука- часть духовной культуры: этика, искусство, философия. Наука описывает мир, путем формулирования законов природы- это необходимая, устойчивая связь между объектами и явления природы (их более 1000). Закон причинности- у каждого явления есть свои причины. Существует 2 уровня познания: эмпирическое- познание опытом и теоретическое- познание по средствам логики, открывает новое уже из известного.


3. Наука и культура. Критерии истинности в науке. Основные принципы научности.


Наука описывает мир, путем формулирования законов природы- это необходимая, устойчивая связь между объектами и явления природы (их более 1000). Закон причинности- у каждого явления есть свои причины. Существует 2 уровня познания: эмпирическое- познание опытом и теоретическое- познание по средствам логики, открывает новое уже из известного. Наука- часть духовной культуры: этика, искусство, философия. Культура-все, что создано человеком. Наука- предельно объективированная сфера познания. Критерий истинности- соответствие теории и эксперимента. Субъективная человеческая оценка не имеет здесь никакой роли. 3 основные принципа научности: 1. Верифицируемость (проверяемость); 2. Доказательность; 3. Фальсифицируемость (принципиальная отвергаемость любого научного утверждения); 4. Рациональность (разум).


4. Классификация наук. Теоретическое и эмпирическое знание


Существует около 15 000 наук. Науки делятся на естественные, гуманитарные и социальные.

Наука описывает мир, путем формулирования законов природы- это необходимая, устойчивая связь между объектами и явления природы (их более 1000). Закон причинности- у каждого явления есть свои причины. Существует 2 уровня познания: эмпирическое- познание опытом и теоретическое- познание по средствам логики, открывает новое уже из известного. Наука- часть духовной культуры: этика, искусство, философия. Культура-все, что создано человеком. Наука- предельно объективированная сфера познания. Критерий истинности- соответствие теории и эксперимента. Субъективная человеческая оценка не имеет здесь никакой роли. 3 основные принципа научности: 1. Верифицируемость (проверяемость); 2. Доказательность; 3. Фальсифицируемость (принципиальная отвергаемость любого научного утверждения); 4. Рациональность (разум).


5. Проблема двух культур в науке. Научная ответственность


Проблема 2-х культур в науке: - естественно-научная; - гуманитарная. Сформулировал Чарльз Сноу. Проблема культур-противостояние. Эти две ветви различаются предметом познания, методом изучения, резкльтатами открытий, подготовкой профессионалов. В результате формируются особые типы индивидуального и коллективного сознания или мировоззрения.

НТР дала большой прорыв и огромные технологические возможности (ядерное оружие). Возникли междисциплинарные области знания: экология, информатика, генетика, биотехнологии.


6. Основные научные методы


Метод — система мыслительных и практических правил и приемов, позволяющих достичь желаемого результата, которым может быть как знание о действительности, так и изменение по­ложения дел в ней. Основными методами эмпирического уровня являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение — совокупность преднамеренных действий че­ловека, предпринимаемых с целью выявления существенных свойств и отношений объекта. Наблюдение, несмотря на относительную пассивность, всегда заранее планируется и осуществ­ляется целенаправленно в соответствии с определенной схемой. Эксперимент — это метод исследования, с помощью которо­го заранее запланированным образом производятся изменения в исследуемом объекте с целью выявления его общих и необходи­мых свойств и отношений. Эксперимент в отличие от наблюде­ния предполагает более активную роль человека, осуществляет­ся в точно заданных условиях, которые могут воспроизводиться другим исследователем с целью проверки полученных результа­тов. Эксперимент в отличие от наблюдения позволяет выявить такие свойства и отношения объекта, которые в естественных условиях остаются скрытыми. Особая форма эксперимента — это мысленный эксперимент, в котором в идеальном плане осуществляется преобразование воображаемых объектов. В результате наблюдения и эксперимента получаются дан­ные, подвергающиеся затем описанию. Описание — дополни­тельный метод эмпирического уровня. Описание должно быть по возможности точным, достоверным и полным. На основе описаний эмпирических данных осуществляется дальнейшая систематизация знания. Методами теоретического уровня научного познания являют­ся дедукция, индукция, аналогия, сравнение, моделирование. Дедукция — это метод познания, в котором вывод о частном делается исходя из общего положения. отдельных фрагментов уже устоявшегося и общепринятого знания. Индукция — такой метод познания, в котором осуществляется вывод нового общего положения исходя из совокупности ча­стных. Индукцию часто называют выводом от частного к общему. Аналогия — метод познания, позволяющий на основе сход­ства объектов по одним признакам сделать вывод об их сходстве по другим. Аналогию называют выводом от единичного к еди­ничному или от частного к частному. Близким к аналогии является метод сравнения, позволяющий установить не только сходство, но и различие предметов и явле­ний. Моделирование — это оперирование объектом, который является аналогом другого, по каким-то причинам недоступного для манипуляций. Благодаря модели­рованию можно проникнуть в недоступные свойства объекта, используя его аналог. Методы, применяемые на метатеоретическом уровне научно­го познания, имеют вид общелогических приемов: анализ и син­тез, абстрагирование, идеализация. Анализ представляет собой мысленное разложение целого до исходных составляющих, синтез — мысленное восхождение от глубинных, исходных оснований к новой целостности, объеди­нение в единое целое отдельных сторон предмета. Абстрагирование — мыслитель­ный прием отвлечения от несущественных свойств и отношений объекта или явления и сосредоточение внимания на существен­ных. Еще одним универсальным приемом познания выступает идеализация — мысленная процедура образования абстрактных объектов, не существующих в действительности.


7. Научные картины мира и научные революции


Научная картина мира — это система представлений об общих закономерностях в природе, возникающая в результате синтеза знаний, полученных в рамках различных научных дис­циплин.

Исторически первая естественнонаучная картина мира сло­жилась в XVII—XVIII вв. на основе классического естествозна­ния. В XVII—XIX вв. наука по сути дела играет роль религии, способной дать ответы на фундаментальные воп­росы устройства мира и бытия человека. Научная картина мира понималась как точная копия реальности, существующей независимо от человека. Механистически понятая Вселенная пред­ставляет собой пустое пространство, в котором по четким, легко просчитываемым траекториям движутся массы вещества. Однако в науке происходит смена стилей мышления, миро­воззренческих парадигм и способов интерпретации проблем. Во второй половине XIX в. начинают быстро развиваться гуманитарные и социальные науки, которые по своему содержа­нию (предмету, методу, формам существования) конфликтуют с классическим образом научности. Научная революция на рубеже XIX—XX вв. повлекла за собой трансформацию, основ­ных «параметров» классического взгляда на реальность. Суть этих изменений можно описать так: механистический взгляд на мир сменился взглядом органическим и системным. Начало трансформации от механистической к органической картине мира положили открытия в физике: общая и специальная теория относительности А. Эйнштейна, опыты с радиоактивными альфа-частицами Э. Резерфорда, работы по квантовой механике Н. Бора, открытие принципа неопределенности В. Гейзенбергом. Дальнейшее содержательное наполнение системной парадигмы происходило за счет новых данных, которые предоставляли пси­хология, в рамках которой сформировалась концепция бессозна­тельной психики, биология и генетика с их успехами в области постижения сущности жизни, астрофизика, изучающая законо­мерности существования мегамира, кибернетика и синергетика, описывающие поведение сложных открытых систем, и др. Новая органическая парадигма отказывается от субстанциональной концепции про­странства и времени в пользу реляционной. Согласно со­временному взгляду на мир материя не сводится к веществу, су­ществуя как в вещественной, так и в полевой форме, а также в виде плазмы и вакуума. Трансформации материи могут быть описаны одновременно как взаимодействия частиц и как волно­вые процессы. Связи между событиями и явлениями во Вселенной необъяс­нимы только с точки зрения ньютоновско-картезианской причин­ности, требуются иные способы интерпретации существующих в мире закономерностей.


9. Возникновение научного знания


Когда и почему возникла наука? Существуют две крайние точки зрения по этому вопросу. Сторонники одной объявляют научным всякое обобщенное абстрактное знание и относят возникновение науки к той древности, когда человек стал делать первые орудия труда. Другая крайность-отнесение генезиса к тому этапу истории, когда появляется естествознание (XV-XVII вв.). Современное науковедение пока не дает однозначного ответа на этот вопрос, так как рассматривает саму науку в нескольких аспектах. Согласно основным точка зрения наука- это совокупность знаний и деятельность по производству этих знаний; форма общественного сознания; социальный институт; непосредственная производительная сила общества; система профессиональной подготовки и воспроизводства кадров. В зависимости от того, какой аспект мы будем принимать во внимание, мы получим разные точки отсчета развития науки:

  • наука как система подготовки кадров существует с середины XIXв.;

  • как непосредственная производительная сила-со второй половины XXв.;

  • как социальный институт- в Новое время;

  • как форма общественного сознания- в Древней Греции;

  • как знания и деятельность по производству этих знаний-с начала человеческой культуры.

Разное время рождения имеют и различные конкретные науки. Так, античность дала миру математику, Новое время- современное естествознание, в XIX в. появляется обществознание.


10. Античная наука, ее методология


Термин античность (от лат. Antiquus - древний) употребляется для обозначения всего, что было связано с греко-римской древностью, от гомеровской Греции до падения Западной Римской империи, возник в эпоху Возрождения. Тогда же появились понятия "античная история", "античная культура", "античное искусство", "античный город" и т.д. Понятие "древнегреческая наука", вероятно, впервые было обосновано П. Таннери в конце XIX в., а понятие "античная наука" - С.Я.Лурье в 30-х годах ХХ в. В русскоязычной литературе структура, особенности и содержание естественнонаучного знания античности наиболее полно представлены в работах И.Д.Рожанского.

И.Д.Рожанский   выделяет четыре основных признака любой науки, а для античности - это и признаки ее отличия от ненауки предшествующей истории.

  • Наука - как род деятельности по приобретению новых знаний. Для осуществления такой деятельности необходимы определенные условия: специальная категория людей; средства для ее осуществления и достаточно развитые способы фиксации  знаний.

  • Самоценность науки, ее теоретичность, стремление к знанию ради самого знания.

  • Рациональный характер науки, что прежде всего выражается в доказательности ее положений и наличии специальных методов приобретения и проверки знаний.

  • Систематичность (системность) научных знаний, как по предметному полю, так по фазам: от гипотезы до обоснованной теории.


11. Античная астрономия. Птоломей


Трудно точно сказать, когда именно зародилась астрономия: до нас почти не дошли сведения, относящиеся к доисторическим временам. В ту отдаленную эпоху, когда люди были совершенно бессильны перед природой, возникла вера в могущественные силы, которые будто бы создали мир и управляют им, на протяжении многих веков обожествлялась Луна, Солнце, планеты. Первые представления о мироздании были очень наивными, они тесно переплетались с религиозными верованиями, в основу которых было положено разделение мира на две части - земную и небесную. Думали, что существует “твердь небесная” , к которой прикреплены звезды, а Землю принимали за неподвижный центр мироздания.

Во 2 веке н.э. александрийский астроном Птолемей выдвинул свою “систему мира” . Он пытался объяснить устройство Вселенной с учетом видимой сложности движения планет.

Считая Землю шарообразной, а размеры ее ничтожными по сравнению с расстоянием до планет и тем более звезд, Птолемей, однако, вслед за Аристотелем утверждал, что Земля - неподвижный центр Вселенной. Так как Птолемей считал Землю центром Вселенной, его система мира была названа геоцентрической.

Вокруг земли по Птолемею, движутся (в порядке удаленности от Земли) Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн, звезды. Но если движение Луны, Солнца, звезд круговое, то движение планет гораздо сложнее. Каждая из планет, по мнению Птолемея, движется не вокруг Земли, а вокруг некоторой точки. Точка эта в свою очередь движется по кругу, в центре которого находится Земля. Круг, описываемый планетой вокруг движущейся точки, Птолемей назвал эпициклом, а круг, по которому движется точка около Земли, - деферентом.

Система мира Аристотеля-Птолемея казалась современникам правдоподобной. Она давала возможность заранее вычислять движение планет на будущее время - это было необходимо для ориентировки в пути во время путешествий и для календаря. Эту ложную систему признавали почти полторы тысячи лет.

Таблицы, составленные Птолемеем, позволяли определить заранее положение планет на небе. Но с течением времени астрономы обнаружили расхождение наблюдаемых положений планет с предвычисленными. На протяжении веков думали, что система мира Птолемея просто недостаточно совершенна и пытаясь усовершенствовать ее, вводили для каждой планеты новые и новые комбинации круговых движений.


12. Значение средневековой науки


К концу XII- началу XIII в. в средневековой Европе происходит технологическая революция в агротехнике: появляется тяжелый колесной плуг, используется боронование, совершенствуется упряжь тягловых животных, что позволяет в 3-4 раза увеличить нагрузки, внедряется трехпольная система земледелия, создается земельно-хозяйственная кооперация, осваиваются новые источники энергии-сила воды и ветра (распространяются водяные и ветряные мельницы) и др. Благодаря изобретению кривошипа и маховки механизированы многие ручные операции. Рационализируется организация хозяйственной деятельности (особенно в монастырях). В этих условиях происходит подъем в духовной сфере. Одним из наиболее ярких его выражений стало возникновение новых светских образовательных учреждений-университетов. Средневековые университеты имели четыре факультета. Первый- подготовительный; он был самым многочисленным и именовался факультетом «свободных искусств». Здесь преподавали семь «свободных искусств»- грамматику, риторику, диалектику (искусство вести диспуты), геометрию, арифметику, астрономию и музыку. Основными факультетами являлись медицинский, юридический и теологический. Теологический считался высшим факультетом, но обычно он был наименее многочисленным.

  1   2   3   4

Похожие:

1. Естествознание и его основные концепции Естествознание-система наук о природе. Природа-это вселенная, то, куда может достигнуть человеческий опыт. Природа iconЕстествознание как комплекс наук о природе. Наука в постижении бытия
«естество» (природа) и «знание». Оно может быть заменено синонимом «природоведение» («ведение» происходит от латинского слова «веды»...
1. Естествознание и его основные концепции Естествознание-система наук о природе. Природа-это вселенная, то, куда может достигнуть человеческий опыт. Природа icon1. Естествознание и его место в культуре
Естествознание и его место в ряду современных наук. Физика. Химия. Биология. Астрономия. Сотрудничество двух культур
1. Естествознание и его основные концепции Естествознание-система наук о природе. Природа-это вселенная, то, куда может достигнуть человеческий опыт. Природа iconЛекция 4 Формирование технических наук
И если в опыте природа может вести себя иначе, чем предписывает теория, то в эксперименте – природа приводится в состояние, отвечающее...
1. Естествознание и его основные концепции Естествознание-система наук о природе. Природа-это вселенная, то, куда может достигнуть человеческий опыт. Природа iconОпыт Архангельской области
Безотходных процессов и технологий не может быть в принципе, как и в живой природе, с той лишь разницей, что в природе отходы одного...
1. Естествознание и его основные концепции Естествознание-система наук о природе. Природа-это вселенная, то, куда может достигнуть человеческий опыт. Природа iconЕстествознание. Неживая природа
...
1. Естествознание и его основные концепции Естествознание-система наук о природе. Природа-это вселенная, то, куда может достигнуть человеческий опыт. Природа iconНовые поступления в библиотеку естествознание
Природа России : для сред школьн возраста / О. В. Колпакова. М. Белый Город, 2008. 48 с. (История России)
1. Естествознание и его основные концепции Естествознание-система наук о природе. Природа-это вселенная, то, куда может достигнуть человеческий опыт. Природа iconПроцессы самоорганизации в курсе «Естествознание»
Естествознание дидактическая единица «Процессы самоорганизации» выделена курсивом, что предполагает ознакомительный характер ее изучения....
1. Естествознание и его основные концепции Естествознание-система наук о природе. Природа-это вселенная, то, куда может достигнуть человеческий опыт. Природа iconПрограмма курса географии для 6 класса общеобразовательных учреждений
Это первый из самостоятельных курсов в системе географического образования. Его содержание в значительной степени может опираться...
1. Естествознание и его основные концепции Естествознание-система наук о природе. Природа-это вселенная, то, куда может достигнуть человеческий опыт. Природа iconРабочая программа курса «Естествознание». 10-11 классы. Пояснительная записка
В достижении этих требований большую роль играет естествознание, которое призвано формировать у учащихся не фрагментарное, а целостное...
1. Естествознание и его основные концепции Естествознание-система наук о природе. Природа-это вселенная, то, куда может достигнуть человеческий опыт. Природа iconУчебного предмета «Природа и экология Красноярского края» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений
В целях реализации Закона края «О краевом (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов общего...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница