Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования




НазваниеГосударственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования
страница1/4
Дата22.11.2012
Размер0.8 Mb.
ТипГосударственный образовательный стандарт
  1   2   3   4


Министерство образования Российской Федерации


УТВЕЖДАЮ:




«31» августа 2002 г.


Регистрационный №06-2904-МПС-Б






ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к минимуму содержания и уровню подготовки
выпускников по специальности
2904 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство

(базовый уровень среднего профессионального образования)

Квалификация — техник




Вводится в действие с 1 сентября 2002 г.


Москва 2002

Общая характеристика специальности
2904 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство



1.1. Специальность 2904 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. № 2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования - Классификатора специальностей среднего профессионального образования».

1.2. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 2904 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство:

очная,

очно-заочная (вечерняя),

заочная.

1.3. Нормативный срок освоения основ­ной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения, образовательная база приема

Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:

на базе среднего (полного) общего образования — 2 года 10 месяцев;

на базе основного общего образования — 3 года 10 месяцев1.

Абитуриент при поступлении должен иметь один из следующих документов:

  • аттестат о среднем (полном) общем образовании;

  • аттестат об основном общем образовании;

  • диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о полученном уровне общего образования и оценками по дисциплинам Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений;

  • документ об образовании более высокого уровня.


1.4. Квалификация выпускника — техник.


1.5. Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности в качестве техника по организации строительства железных дорог, по выполнению работ по устройству, текущему содержанию и ремонту пути и других сооружений путевого хозяйства на предприятиях разных организационно-правовых форм, в научных–исследовательских и проектных организациях данного профиля.


Основные виды деятельности техника:

производственно-технологическая – проведение геодезических работ при изысканиях, строительстве и эксплуатации пути; выявление расстройств пути и причин их возникновения; осуществление текущего содержания и ремонта железнодорожного пути в соответствии с требованиями нормативных документов, технологических процессов и техники безопасности; определение объемных и качественных показателей работы производственного участка и бригады;

организационно-управленческая — организация работы первичного производственного коллектива исполнителей при проведении строительно- монтажных работ, текущего содержания и ремонта пути с соблюдением требований безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды; пла­нирование и организация производственных работ; выбор оптимальных решений при планировании работ в условиях нестандартных ситуаций; осуществление контроля качества выполняемых работ по технической эксплуатации железнодорожного пути; участие в оценке экономической эффективности производст­венной деятельности; обеспечение техники безопасности на производственном участке;

1 Образовательное учреждение, осуществляющее подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализует основную образовательную программу среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого среднего профессионального образования.

конструкторско- технологическая: работа с нормативными документами, проектной и технологической документацией, разработка рабочих технологических процессов на путевые работы.


Выпускник должен уметь: составлять график технологического процесса обслуживания и ремонта железнодорожного пути; использовать методы поиска и обнаружения неисправностей железнодорожного пути, анализировать причины их возникновения, определять меры по их предотвращению и устранению, определять меры по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту железнодорожного пути ; выполнять основные виды работ по строительству, текущему содержанию и ремонту пути в соответствии с требованиями технологических процессов; читать технические и строительные чертежи; выполнять чертежи по профилю специальности; оформлять проектно- конструкторскую, строительную, технологическую и другую техническую документацию в соответствии со СНиП, ГОСТ ЕСКД и ЕСТД; использовать основные положения стандартизации и сертификации в производственной деятельности; работать с геодезическими приборами; выполнять расчеты технико- экономических показателей деятельности предприятия и его структурных подразделений; вести учетно- отчетную документацию.


Выпускник должен знать: основные виды геодезических работ при изысканиях, проектировании и строительстве железнодорожного пути; устройство железнодорожных путей и требования по обеспечению его исправного состояния; виды и конструкцию искусственных сооружений; условия эксплуатации и содержания искусственных сооружений; технические условия и нормы содержания железнодорожного пути и искусственных сооружений; технические условия и нормы на строительство железнодорожного пути; основы эксплуатации, методы технической диагностики и обеспечение надежности работы железнодорожных путей; организацию и технологию работ по строительству, техническому обслуживанию, ремонту и реконструкции железнодорожного пути; конструкцию, технические характеристики, принцип действия путевых машин и механизмов, их использование при строительстве, ремонте и техническом обслуживании пути; основы гигиены и производственной санитарии; условия охраны окружающей среды; правила технической эксплуатации железных дорог и инструкции, регламентирующие безопасность движения; регламент действия работников, связанных с движением поездов в аварийных ситуациях; методику проектирования железных дорог; средства неразрушающего контроля рельсов и методы обнаружения дефектов элементов железнодорожного пути.


1.6. Возможности продолжения образования выпускника

Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу

среднего профессионального образования по специальности 2904 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство, подготовлен:

  • к освоению основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования повышенного уровня;

  • к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;

  • к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 653600 Транспортное строительство по специальности 290900 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство в сокращенные сроки.



2. Требования к уровню подготовки выпускника
по специальности
2904 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство


2.1. Общие требования к образованности выпускника


Выпускник должен:
-
понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

  • иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе;

  • знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регу­лирующие отношения человека к человеку, обществу и природе; уметь учитывать их при решении профессиональных задач;

  • обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;

  • обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;

  • быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;

  • быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;

  • быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организацион­но-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;

  • быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;

  • быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;

  • быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;

  • обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремится к творческой самореализации;

  • знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере;

  • иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования.


2.2. Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам

По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам

Выпускник должен:

в области философии:

  • иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в со­временном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;

  • иметь представление об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;

  • иметь представление о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием дос­тижений науки, техники и технологии;

в области права:

  • знать основные положения Конституции Российской Федерации;

  • иметь представление об основных отраслях права Российской Федерации;

  • знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;

  • уметь использовать необходимые нормативно-правовые документы;

в области русского языка и культуры речи:

  • знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

  • знать нормы русского литературного языка, знать специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;

  • уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этически­ми нормами;

  • уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

  • уметь пользоваться словарями русского языка.

в области иностранного языка:

  • владеть лексическим (1200-1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессио­нальной направленности;

  • обладать элементарными умениями общения на иностранном языке;

в области физической культуры:

  • иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; знать основы здорового образа жизни;

  • уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре;




  • в области социальной психологии: 2знать закономерности общения, социально-психологические феномены группы и обще­ства, пути социальной адаптации личности;

  • уметь пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;



в области экономики:

  • знать общие положения экономической теории;

  • иметь представление об основах микро- и макроэкономики, экономической ситуации в стране и за рубежом, о денежно-кредитной и налоговой политике;

  • уметь находить и использовать необходимую экономическую информацию;


в области социологии и политологии:

  • иметь, представление о социологическом подходе в понимании закономерностей функционирования и развития общества и личности;

  • иметь представление о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;

  • иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;

  • иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом).



По математическим и общим естественнонаучным дисциплинам
Выпускник должен:


в области математики:

  • иметь представление о роли и месте математики в современном мире, общности ее понятий и представлений;

  • знать основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики; основные численные методы решения прикладных задач;

  • уметь решать обыкновенные дифференциальные уравнения;


в области информатики:

  • иметь представление об основных этапах решения задач с помощью ЭВМ, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

  • иметь представление о программном и аппаратном обеспечении вычислительной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации;

  • знать основные понятия автоматизированной обработки информации, знать общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;

  • знать базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;

  • уметь использовать изученные прикладные программные средства.


в области экологических основ природопользования:

  • иметь представление о взаимосвязи организмов и среды обитания;

  • иметь представление об условиях устойчивого состояния экосистем и причинах возник­новения экологического кризиса;

  • иметь представление о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды;

  • иметь представление об экологических принципах рационального природопользования.


По общепрофессиональным дисциплинам

Выпускник должен:


иметь представление:

  • о роли и месте общепрофессиональных дисциплин в профессиональной деятельности техника;

  • о современных средствах инженерной графики;

  • о системе управления на железнодорожном транспорте;

  • о международной, межгосударственной и национальной стандартизации и сертификации;

  • о системе обеспечения качества продукции;



знать:

  • основы проекционного черчения, правила выполнения чертежей, принципиальных, технологических, кинематических, гидравлических и электрических схем и эскизов по профилю специальности, структуру и оформление конструкторских, технологических документов в соответствии с требованиями стандартов ЕСКД, ЕСТД;

  • основные положения и аксиомы статики, основные положения кинематики, основные положения и аксиомы динамики, основные положения сопротивления материалов, деталей, машин и механизмов; требования, предъявляемые к машинам и деталям; соединения деталей, основные критерии их работоспособности;

  • методы получения, преобразования и использования в практических целях электромагнитной энергии, сущность физических процессов, происходящих в элек­трических и магнитных цепях, формирование электрических цепей, порядок расчета их параметров; способы включения электроизмерительных приборов и методы измерения электрических величин;

  • основные характеристики электрических машин, трансформаторов, электромашинных преобразователей;

  • принципы, лежащие в основе электронной техники, работу преобразователей; методы автоматического регулирования и управления; логические элементы и операции в схемах электронных устройств для сбора, хранения и обработки информации;

  • свойства строительных материалов; древесные материалы; керамические, стеклянные изделия; металлические материалы и изделия; бетоны и растворы; теплоизоляционные материалы;

  • основы метрологии, стандартизации, сертификации; систему сертификации на железнодорожном транспорте, сертификационные показатели технических средств в путевом хозяйстве,

  • технические средства и систему взаимодействия подразделений железнодорожного транспорта;

  • основные виды геодезических работ при изысканиях и проектировании, строительстве и эксплуатации железнодорожного пути; рельеф местности;

  • устройство железнодорожного пути и требования по обеспечению его исправного состояния для организации движения поездов с установленными скоро­стями;

  • виды и конструкции искусственных сооружений, условия их эксплуатации и содержания


уметь:

  • читать технические и строительные чертежи, выполнять чертежи по профилю специальности, оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с ГОСТ ЕСКД и ЕСТД;

  • использовать основные положения стандартизации и сертификации в производственной деятельности;

  • использовать методы проверочных расчетов на прочность;

  • собирать электрические цепи, выбирать электроизмерительные приборы, определять параметры электрических цепей;

  • работать с геодезическими приборами;

  • производить осмотр участка железнодорожного пути, выявлять имеющиеся неисправности и намечать меры по предотвращению этих неисправностей;


в области информационных технологий в профессиональной деятельности:

  • знать состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

  • уметь использовать программное обеспечение в профессиональной деятельности;

  • уметь применять компьютерные и телекоммуникационные средства;


в области правового обеспечения профессиональной деятельности:

  • иметь представление о правовом положении субъектов правоотношений в сфере профессиональной деятельности (включая предпринимательскую деятельность);

  • знать права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности:

  • знать законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;

  • уметь защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;

в области экономики отрасли:

  • иметь представление об основных аспектах развития отрасли, организации (предприятия) как хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

  • знать организацию производственного и технологического процессов;

  • знать материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации (предприятия), показатели их эффективного использования;

  • знать механизмы ценообразования, формы оплаты труда в современных условиях;

  • знать методику разработки бизнес-плана;

  • знать и уметь рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации ( предприятия);

в области менеджмента:

  • иметь представление о современном менеджменте;

  • знать функции, виды и психологию менеджмента;

  • знать основы организации работы коллектива исполнителей;

  • знать принципы делового общения в коллективе;

  • знать информационные технологии в сфере управления производством;

  • знать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.



в области безопасности жизнедеятельности:

  • знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования раз­вития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и сти­хийных явлениях;

  • уметь организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

  • знать основы военной службы и обороны государства;

  • иметь представление о медицинских знаниях;


в области охраны труда:

  • знать особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии ( в организации);

  • уметь проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;

  • уметь использовать экобиозащитную технику.



  1   2   3   4

Похожие:

Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования iconГосударственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания...
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования iconГосударственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования
Министерства образования Российской Федерации от 02. 07. 2001 №2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего...
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования iconГосударственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования
Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. №2572 "Об утверждении государственного образовательного стандарта...
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования iconГосударственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования
Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. №2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта...
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания...
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания...
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России 21февраля
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания...
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России 20 февраля
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания...
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания...
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница