Геодезические работы, выполняемые при изысканиях дорог




НазваниеГеодезические работы, выполняемые при изысканиях дорог
страница1/8
Дата22.11.2012
Размер0.9 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8
ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение……………………………………………………………………………….

1 Геодезические работы, выполняемые при изысканиях дорог…………………..

1.1  Проложение трассы на местности. Измерение углов поворота и линии трассы…………………………………………………………………..

1.2 Разбивка пикетажа, плюсовых точек и поперечников. Съемка дорожной полосы. Пикетажный журнал………………………………………………...

1.3 Круговые кривые, их элементы и главные точки. Разбивка главных точек круговых кривых……………………………………………………………...

1.4 Переходные и суммарные кривые……………………………………………

1.5  Расчет пикетажных значений главных точек круговой кривой. Вынос пикетов с тангенса на кривую………………………………………………..

1.6 Привязка трассы к пунктам опорной геодезической сети…………………..

1.7 Нивелирование трассы и поперечников. Журнал нивелирования…………

1.8 Высотная привязка трассы к реперам государственной нивелирной сети. Нивелирование через реки и овраги…………………………………………

1.9 Обработка журнала нивелирования и составление профиля трассы………

1.10  Составление плана трассы. Ведомость углов поворота, прямых и кривых...

1.11 Гидрометрические работы…………………………………………………...

2 Геодезические работы при строительстве дорог………………............................

2.1 Восстановление трассы………………………………………………………..

2.2 Разбивка земляного полотна……………………………………………….....

2.3 Разбивка сопряжений уклонов продольного профиля………………………

2.4 Геодезические работы при устройстве верхнего строения дороги………...

2.5 Геодезические работы при строительстве мостов…………………………..

3 Геодезические работы при эксплуатации дорог………………………………….

3.1 Виды геодезических работ при ремонтах пути……………………………...

3.2 Съемка и расчет существующих кривых…………………………………….

3.3 Разбивка стрелочных переводов на кривых…………………………………

3.4 Наблюдения за деформациями инженерных сооружений………………….

4 Геоинформационные системы и современные методы топографических съемок автомобильных и железных дорог……………………………………….

4.1 Геоинформационные системы………………………………………………..

4.2 Современные методы топографических съемок автомобильных и железных дорог………………………………………………………………………

4.2.1 Спутниковые радионавигационные системы…………………………

4.2.2. Съемка с помощью лазерных сканеров……………………………….

4.2.3 Съемка с помощью комплексных систем……………………………...

4.2.4 Съемка с помощью электронных тахеометров………………………..

4.2.5 Съемка с помощью комбинированных систем………………………..

Список литературы……………………………………………………………………

4

5


5


6


8

9


11

12

15


19

21

25

27

29

29

34

36

37

39

41

41

42

44

46


49

49


53

53

55

57

58

59

60



ВВЕДЕНИЕ


Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с учебной программой дисциплины «Инженерная геодезия» для специальностей «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» (СП) и «Строительство автомобильных дорог и аэродромов» (СА) БелГУТа.

В пособии рассмотрены основные геодезические работы, выполняемые при изысканиях, строительстве и эксплуатации дорог. Особое внимание уделено таким вопросам, как проложение трассы дороги на местности, разбивка круговых и переходных кривых, съемка дорожной полосы, нивелирование трассы и поперечников, плановая и высотная привязка трассы к пунктам опорной геодезической сети, составление плана и профиля трассы, а также разбивка земляного полотна и геодезические работы при ремонте и реконструкции дорог.

В данном пособии не излагаются сведения об основных геодезических приборах, так как в дополнение к нему ранее был выпущен практикум по выполнению лабораторных и расчетно-графических работ по дисциплине «Спецкурс по инженерной геодезии»

Пособие предназначено для студентов старших курсов строительного факультета при изучении ими спецкурса «Геодезические работы в дорожном строительстве», а также может быть использовано студентами первого курса и студентами других строительных специальностей при изучении темы «Геодезические работы при изысканиях линейных сооружений».

Авторы выражают благодарность рецензенту кандидату технических наук, доценту П. В. Ковтуну за предложения по улучшению качества учебно-методического пособия, а также ассистенту И. П. Драловой за помощь в подготовке и оформлении пособия.


1 ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАБОТЫ,

ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ПРИ ИЗЫСКАНИЯХ ДОРОГ


1.1 Проложение трассы на местности. Измерение углов поворота

и линии трассы


Трассой дороги называют ее продольную осевую линию. В процессе изысканий и проектирования дороги трасса ее предварительно наносится на плане или карте. Вынесение положения трассы с карты на местность называют разбивкой трассы (рисунок 1.1).




Рисунок 1.1 – Схематический чертеж трассы дороги


При разбивке трассы выполняют следующие геодезические работы:

- закрепление вершин углов поворота трассы;

- вешение прямолинейных участков трассы между вершинами углов поворотов;

- измерение длин линий и углов поворота трассы;

- разбивка круговых и переходных кривых;

- разбивка пикетажа, плюсовых точек и точек поперечников;

- съемка полосы местности вдоль трассы;

- нивелирование трассы;

- привязка трассы к пунктам опорной геодезической сети;

- гидрометрические работы для изысканий мостовых переходов.

Направление трассы на местности выбирают или назначают по привязкам к местным предметам, по магнитному азимуту линии, измеренному на карте, или по привязкам к пунктам геодезической опорной сети.

Выбранные на местности вершины углов поворота трассы закрепляют деревянными столбами (рисунок 1.2). На кривых закрепляются столбами начало, середина, конец кривой и точки сопряжения круговой и переходной кривых.

Линии трассы измеряют рулетками или дальномерами в прямом и обратном направлениях с предельной относительной погрешностью 1:1000 – 1:2000. На участках трассы с наклоном более 2º в непосредственно измеренные длины вводят поправки за наклон со знаком плюс.

На вершинах поворотов трассы теодолитом способом приемов измеряют углы.

По измеренным правым по ходу углам β (рисунок 1.3) вычисляют углы поворота трассы φ по формулам:


φп = 180º – β1, (1.1)


φл = β2 – 180º. (1.2)


Углом поворота трассы φ называется угол между продолжением предыдущего и последующим направлением трассы. При этом, если значение измеренного угла β меньше 180º, то угол поворота трассы будет правый, а если угол β больше 180º, то угол поворота будет левый (рисунок 1.3).

Одновременно с измерением углов по буссоли определяют магнитные азимуты предыдущего и последующего направлений трассы для контроля измеренного угла между ними.


1.2 Разбивка пикетажа, плюсовых точек и поперечников.

Съемка дорожной полосы. Пикетажный журнал


Перед измерением длин линий трассы проводят вешение прямолинейных участков трассы между вершинами углов поворота. Вешение выполняют теодолитом способом на себя с установкой створных вех через каждые 200–250 м в зависимости от рельефа местности.

Одновременно с измерением длин линий в прямом направлении через каждые 100 метров по оси трассы закрепляют пикеты. Пикеты обозначают двумя колышками, один из которых забивают вровень с землей и называют точкой, а второй длиной около 40 см забивают в землю на половину его длины и называют сторожком. Сторожок забивают на расстоянии примерно в 20 см от точки по направлению хода. На точку ставится рейка при нивелировании трассы, а на сторожке подписывается номер пикета. Сторожок забивают для того, чтобы можно было отыскать пикет.

Кроме пикетов по оси трассы обозначают еще характерные точки, а именно: перегибы поверхности земли, урезы воды, пересечения трассы линиями связи, ЛЭП, с другими дорогами, начало и конец криволинейных участков и т. д. В этих точках, называемых плюсовыми (промежуточными), на сторожках пишут номер предыдущего пикета и расстояние от него до плюсовой точки. Например, точка ПК 1+35 (рисунок 1.4).

При разбивке пикетажа на наклонных участках местности землемерной ленте нужно придавать горизонтальное положение.

Одновременно с разбивкой пикетажа на косогорных участках разбивают поперечники длиной 20–50 м в обе стороны от оси трассы. Поперечники разбивают под прямым углом к оси трассы с помощью теодолита или экера в местах, где поперечные уклоны круче 1 : 10. Точки на поперечниках закрепляют так же, как и пикеты, а на сторожках подписывают расстояние от оси трассы с пометкой «право» или «лево» относительно расположения точки от оси трассы.

Съемку дорожной полосы при разбивке пикетажа производят способом прямоугольных координат (перпендикуляров) в обе стороны от оси трассы на 20–50 метров. Снимают контуры угодий, пересекающие трассу дороги, линии связи, электропередач и т. п.

При разбивке пикетажа обычно на миллиметровой бумаге в масштабе 1:2000 ведется пикетажный журнал (рисунок 1.5). В пикетажном журнале наносят выпрямленную линию оси трассы с пикетными и плюсовыми точками, вдоль которой показывают поперечники, абрис съемки ситуации, привязку к реперам, элементы кривых и другие данные.

Разбивка пикетажа через 100 м затрудняет использование дальномеров, поэтому в некоторых случаях применяют беспикетажный способ полевого трассирования, при котором на местности разбивают не каждый стометровый пикет, а только точки, расположенные на характерных формах рельефа и важных элементах ситуации. На планах и продольных профилях пикеты наносят камерально, их отметки определяют интерполированием между ближайшими плюсовыми точками. Если пикеты необходимы для строительства, то их разбивают на местности при восстановлении трассы.

В пикетажном журнале наносят выпрямленную линию оси трассы с пикетными и плюсовыми точками, вдоль которой показывают поперечники, абрис съемки ситуации, привязку к реперам, элементы кривых и другие данные. Разбивка пикетажа через 100 м затрудняет использование дальномеров, поэтому в некоторых случаях применяют беспикетажный способ полевого трассирования, при котором на местности разбивают не каждый стометровый пикет, а только точки расположенные на характерных формах рельефа и важных элементах ситуации. На планах и продольных профилях пикеты наносят камерально, их отметки определяют интерполированием между ближайшими плюсовыми точками. Если пикеты необходимы для строительства, то их разбивают на местности при восстановлении трассы.


1.3 Круговые кривые, их элементы и главные точки.

Разбивка главных точек круговых кривых


В плане ось дороги представляет собой сочетание прямых и кривых участков. В каждой вершине поворота трассы две смежные линии ее сопрягаются кривой. Кривые могут иметь форму круговой или суммарной кривой. Суммарная кривая состоит из двух переходных кривых и круговой кривой.

Рассмотрим круговую кривую (рисунок 1.6). Круговая кривая – это дуга окружности, вписанная в угол, образованный двумя смежными линиями трассы. Круговая кривая имеет три главные точки и шесть элементов.

Главными точками круговой кривой являются начало круговой кривой (НКК), конец круговой кривой (ККК) и середина круговой кривой (СКК).

На плане и на местности эти точки могут быть получены, если известны следующие элементы кривой:

1 – угол поворота трассы φ;

2 – радиус круговой кривой R;

3 – расстояние от вершины угла поворота ВУП до начала или конца кривой, которое называется тангенс Т;

4 – длина кривой, расстояние от ее начала до ее конца К;

5 – расстояние от вершины угла поворота до середины кривой, которое называется биссектриса кривой Б;

6 – домер, показывающий, на сколько путь от начала до конца кривой по касательной больше, чем по кривой Д.

Угол поворота трассы (φ) измеряют при трассировании, а величину радиуса кривой (R) выбирают в соответствии с техническими условиями.

Остальные элементы круговой кривой могут быть определены из прямоугольного треугольника (О – НКК – ВУП) на рисунке 1.6 по следующим формулам:




Т = R tg φ / 2,


К = π R φ0 / 1800 ,


(1.3)

Б = R / cosφ / 2 – R,

Д = 2Т – К.


По вышеприведенным формулам составлены таблицы, в которых по известным φ и R находят элементы Т, К, Б и Д (например, Власов Д.И., Логинов В.Н. “Таблицы для разбивки кривых на железных дорогах” [3]).

Так, например, для φ = 24030'; R = 400 м; Т = 86,85 м; К = 171,04 м; Б = 9,32 м; Д = 2,65 м.

На местности начало и конец кривой получают, откладывая величины тангенса от вершины угла поворота (ВУП) по линиям трассы, а середину кривой (СКК) – отложением величины Б по биссектрисе угла (β/2):


β/2 = (180º – φº) / 2.


Этот угол откладывают при помощи теодолита. Точка О на местности не определяется и не обозначается ( см.рисунок 1.6). Для облегчения разбивки длинных кривых их целесообразно разделить на несколько равных частей, называемых кратными кривыми.

Чтобы определить элементы круговых кривых для больших углов поворота при любой величине радиуса, например R = 600 м, можно определить из таблицы 1 [3] элементы для радиуса R = 100 м и найденные значения умножить на отношение радиусов 600:100 = 6, так как величины Т, К, Б, Д пропорциональны радиусу кривой. Это видно из формул (1.3).


    1. Переходные и суммарные кривые


Для устранения внезапного изменения центробежной силы, действующей на поезд или автомобиль при переходе его с прямой части пути на круговую кривую или наоборот, применяются переходные кривые, радиус которых изменяется от бесконечности до величины радиуса круговой кривой. Переходные кривые вставляют также между смежными круговыми кривыми разных радиусов. В качестве переходной кривой на дорогах применяются клотоиды (рисунок 1.7).

Уравнение клотоиды (радиальной спирали) имеет вид


ρ = С / ℓ,


где ρ – переменный радиус кривизны;

С – постоянная величина, называемая па-

раметром переходной кривой;

ℓ – длина переходной кривой от ее начала

до любой заданной точки.

Величина переходных кривых на дорогах принимается стандартной длины кратной 20 м, в зависимости от радиуса кривой и категории дороги. Для дорог Ι категории (с большими скоростями движения) длина переходных кривых большая.

На рисунке 1.8 показана суммарная кривая, состоящая из круговой кривой радиуса R и двух переходных кривых.


Рисунок 1.8 – Основные элементы суммарной кривой


Элементами переходных кривых являются:

ℓ – длина переходной кривой;

р – сдвижка круговой кривой;

m – добавочный тангенс.

Величины p и m определяют по формулам или выбирают из таблиц по заданному радиусу R и длине переходной кривой в нижней части страницы таблицы 1 [3]:



(1.4)
p = ℓ 2 / 24R,


m = ℓ / 2

Элементы суммарной кривой определяют по формулам (см рисунок 1.8)


Тс = Т + m = (R + p) tg α / 2 + m,



(1.5)
Кс = К + ℓ = π R α/1800 + ℓ,


Бс = (R + p) / cosα /2 – R,


Дс = 2Тс – Кс.

Радиусы круговой кривой и длины переходных кривых устанавливаются техническими условиями. Угол α измеряется теодолитом. Эти величины являются исходными. Для всех остальных элементов суммарных кривых составлены таблицы, при помощи которых производят их разбивку на местности. Порядок разбивки аналогичен разбивке круговых кривых.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Геодезические работы, выполняемые при изысканиях дорог iconСистема нормативных документов в строительстве
Сп 11-104-97 Инженерно-геодезические изыскания для строительства. Часть III. Инженерно-гидрографические работы при инженерных изысканиях...
Геодезические работы, выполняемые при изысканиях дорог iconГеодезические разбивочные работы
Геодезические работы при монтаже и выверке строительных конструкций и технологического оборудования
Геодезические работы, выполняемые при изысканиях дорог icon1. Геодезические работы, выполняемые на строительных площадках
Разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов или...
Геодезические работы, выполняемые при изысканиях дорог iconEngineering geodesical survey for construction часть II. Выполнение съемки подземных коммуникаций при инженерно-геодезических изысканиях для строительства сп 11-104-97
Сп 11-104-97 инженерно-геодезические изыскания для строительства часть II. Выполнение съемки подземных коммуникаций при инженерно-геодезических...
Геодезические работы, выполняемые при изысканиях дорог icon1. Геодезические работы, выполняемые на строительных площадках
Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов) 25
Геодезические работы, выполняемые при изысканиях дорог iconПрограмма учебной дисциплины «геодезическое обеспечение городского и земельного кадастров»
Геодезические работы, выполняемые для целей землеустройства и городского кадастра, характеризуются определенными особенностями, что...
Геодезические работы, выполняемые при изысканиях дорог icon1. Геодезические работы, выполняемые на строительных площадках
Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства...
Геодезические работы, выполняемые при изысканиях дорог iconCode of practice. Engineering geodesical survey for construction
Инженерно-геодезические изыскания для строительства. Часть II "Выполнение съемки подземных коммуникаций при инженерно-геодезических...
Геодезические работы, выполняемые при изысканиях дорог iconВыработки (времени) на геодезические и топографические работы
Камеральные работы" разработаны взамен "Единых норм выработки (времени) на геодезические и
Геодезические работы, выполняемые при изысканиях дорог iconОб утверждении межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках
Утвердить Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках, разработанные Центральным бюро нормативов по труду Министерства...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница