И московской области повышение качества высшего профессионального образования




НазваниеИ московской области повышение качества высшего профессионального образования
страница1/17
Дата22.11.2012
Размер2.96 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17



СОЮЗ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗОВ МОСКВЫ
И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ



ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА



Материалы постоянно действующего семинара


Под общей редакцией
доктора философских наук, профессора И. М. Ильинского


Издательство Московского гуманитарного университета

2008


УДК 378

БКК 74.58

П42

Публикуется по решению Президиума Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области в рамках реализации проекта постоянно действующего семинара «Повышение качества высшего профессионального образования в контексте Болонского процесса»


Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (№ 08-06-14142г)


Ответственный редактор

доктор философских наук, профессор

Э. Ш. Камалдинова


П42 Повышение качества высшего профессионального образования в контексте Болонского процесса : материалы постоянно действующего семинара / под общ. ред. И. М. Ильинского ; отв. ред. Э. Ш. Камалдинова. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2008. — 000 с.


ISBN 978-5-98079-479-8


В статьях руководителей, ведущих ученых и преподавателей вузов — членов Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области представлены результаты научных исследований, многолетней образовательной деятельности, системного опыта вузовских коллективов по реализации современных концепций развития высшей школы в контексте Болонского процесса, по повышению качества профессионального образования в негосударственных вузах.

ББК 74.58


ISBN 978-5-98079-479-8 © Авторы, 2008

© Союз негосударственных вузов Москвы и Московской области, 2008

СОЮЗ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗОВ МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 2008




Союз негосударственных вузов Москвы и Московской области — профессиональное сообщество руководителей, преподавателей и ученых негосударственных вузов, отмечающее в 2008 году свое 10-летие. Одним из приоритетов своей деятельности Союз определяет повышение качества высшего профессионального образования.

Проблемы высшего образования в негосударственном секторе традиционно анализируются и обсуждаются на международных, общероссийских конференциях, научных семинарах и совещаниях ректоров и профессорско-преподавательского корпуса.

На прошедших четырех международных научных конференциях «Высшее образование для XXI века», одним из соорганизаторов которых был СНВ Москвы и Московской области, на пленарных заседаниях, круглых столах вопросы качества подготовки специалистов в негосударственных вузах столицы и области были предметом активного обсуждения.

Этому были посвящены специальные научно-методические семинары, совещания с проректорами по научной работе, по воспитательной работе. На специальном семинаре руководителей, курирующих учебно-методические подразделения, обсуждались вопросы повышения качества высшего образования в контексте Болонского процесса.

Проходящий с 2003 года конкурс профессионального мастерства преподавателей и ученых вузов Союза «Лидер в образовании СНВ» позволяет реально оценить позитивные результаты и возможности поддержки и стимулирования творческого поиска и высокого уровня профессиональной деятельности. За эти годы около 160 человек выдвигались на конкурс по номинациям: лучший декан, заведующий кафедрой, преподаватель, ученый, молодой преподаватель, молодой ученый, научный руководитель исследовательских работ студентов, новатор образовательных технологий, наставник и друг студентов, куратор учебной практики, организатор спортивной жизни студентов.

Лучшие специалисты по решению Президиума СНВ награждены Золотой и Серебряной медалями Н. Н. Моисеева, памятными подарками, дипломами. Живая, творческая поддержка профессорско-преподавательского коллектива активизирует научный и педагогический поиск в столь важной сфере деятельности вузовского коллектива. Результаты конкурса подтверждаются награждением лучших вузовских коллективов, а их число достаточно велико, международными сертификатами и почетными наградами за системную высокопрофессиональную работу по обеспечению качественного высшего профессионального образования.

В данном сборнике представлены материалы значительного числа вузов Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области, отражающие определенные достижения педагогических коллективов в этом важном деле.

Подготовка и издание сборника стали возможными благодаря финансовой поддержке проекта СНВ «Повышение качества высшего профессионального образования в контексте Болонского процесса» Российским гуманитарным научным фондом. Реализация данного проекта способствовала значительной активизации научных поисков и внедрению положительного опыта негосударственных вузов на проходившем постоянно действующем в 2008 году семинаре по обозначенной теме.


С. И. Плаксий,

руководитель проекта, вице-президент

СНВ Москвы и Московской области,

ректор Национального института бизнеса


И. М. Ильинский

ректор Московского гуманитарного университета,

президент Союза негосударственных вузов

Москвы и Московской области,

доктор философских наук, профессор


Повышение качества образования в негосударственных вузах:

опыт Московского гуманитарного университета


Общепринятым ныне стало утверждение, что ХХI век будет веком знаний. Наращивание объема и повышение качества знаний, развитие и реализация «человеческого капитала» признаются главным условием развития экономики и общества в целом. Страна, выдвигающая перед собой амбициозные экономические программы, должна осуществлять опережающее развитие образования. Эта позиция встречает сопротивление. Сторонники традиционных теорий экономического развития, например, считают, что поднимать образование надо только вслед за обеспечением эффективности экономики. Есть и прямые попытки сократить сферу высшего профессионального образования как якобы избыточную для России.

Дискуссии об образовании сегодня ведутся не только у нас, но и во всем мире, поскольку в последние десятилетия возникла и с невероятной скоростью развилась во всем мире тенденция массовизации высшего образования. В некоторых развитых странах обсуждается вопрос о всеобщем обязательном высшем образовании. Невероятно обострился вопрос о доступности высшего образования для всех, а также о его качестве.

В современных российских условиях проблему качества высшего образования нередко подменяют вопросом о различии государственных и негосударственных вузов, причем с негосударственными вузами связывается низкое качество образования. Конечно, это ложное толкование проблемы, и сегодня обществу становятся известны многочисленные факты, свидетельствующие о непорядках в государственных вузах, в том числе и с громким именем. Но на этом основании нельзя уходить от проблемы вузов негосударственных и умалчивать о том, что с первых дней возникновения негосударственных вузов и поныне потребители образовательных услуг сталкиваются с фактами вопиющего безобразия в организации учебного процесса во многих (не в отдельных, а именно во многих!) негосударственных вузах, о которых «сигнализируют» в Министерство образования и науки, органы власти, СМИ, рассказывают друзьям и знакомым, обращаются с жалобами на эти вузы и в Союз ректоров России. Хорошо известно, что среди негосударственных вузов есть псевдовузы, по сути дела, образовательные «пирамиды», во главе которых стоят люди бесчестные и безответственные. Такого рода вузы устанавливают демпинговые цены за обучение в них и только поэтому набирают необходимый контингент. Есть вузы, не имеющие достаточных аудиторных площадей, не ведущие никакой научно-исследовательской деятельности и воспитательной работы со студентами. К сожалению, в нынешнем обществе такое возможно, поскольку в нем достаточно людей, которым нужен диплом, а не знания. Они и востребуют «вузы», в которых одни делают вид, что учат, а другие — будто бы учатся. Не было бы этих явлений, не было бы и фактов, которые возмущают порой даже самых нетребовательных студентов. Все это нельзя не признать.

Но правда и в том, что негосударственное образование в России находится в стадии становления и некоторые его недостатки — неизбежные издержки «юного возраста». Правда и в том, что в России уже встали на ноги десятки негосударственных вузов, которые работают на уровне ведущих госвузов, а в некоторых случаях, может быть, и лучше.

К этим лучшим негосударственным вузам относится Московский гуманитарный университет. МосГУ — это учебное заведение с почти 65-летней историей, которому в 2003 году был присвоен правовой статус «университет». В 2008 году этот статус был подтвержден. Университет представляет собой негосударственное некоммерческое образовательное учреждение, которое:

  • реализует образовательные программы среднего, высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);

  • осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно–педагогических работников;

  • выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;

  • является ведущим научным и методическим центром в области социологии молодежи и молодежной политики.

В МосГУ создана уникальная для негосударственного учебного заведения материально-техническая база, позволяющая обеспечить проведение учебного процесса и научных исследований на современном уровне. Численность обучающихся в университете составляет более 10 тыс. человек. Получаемое образование по ряду специальностей уникально, что связано с активным экспериментированием вуза: здесь впервые в России были созданы факультет социальной работы и факультет рекламы. Московский гуманитарный университет — единственный негосударственный вуз, где ведется обучение по специальностям «международные отношения» и «регионоведение». Здесь сильные позиции сформировались в научно-исследовательской сфере: работает Институт фундаментальных и прикладных исследований, развиваются научные школы в тесном контакте с академической наукой (например, с Институтом психологии РАН), издается научный журнал «Знание. Понимание. Умение», включенный в список ВАК по семи специальностям. Здесь регулярно проводятся международные и всероссийские научные конференции, заседания Русского интеллектуального клуба и т. д.

Московский гуманитарный университет сотрудничает со многими университетами и научно-исследовательскими центрами из разных стран мира, международными и региональными организациями. 15 мая 1999 года на общем собрании студентов, преподавателей и сотрудников вуза при участии Генерального директора ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) Ф. Майора и мэра Москвы Ю. М. Лужкова территория университета была провозглашена «Территорией культуры мира». В рамках университета был создан Международный институт ЮНЕСКО «Молодежь за культуру мира и демократии» — единственный в России.

Университет позиционирует себя как образовательное учреждение, готовящее специалистов по широкому спектру специальностей социально-гуманитарного профиля, конкурентоспособных как в государственном, так и негосударственном секторах экономики.

В университете ведется планомерная работа по совершенствованию качества подготовки специалистов. Развитие системы обеспечения качества осуществлялось поэтапно, и к настоящему времени эта система представляет собой сложную и многоуровневую конструкцию, включающую нормативную базу, организационные структуры, научное, методическое, финансовое, материально-техническое обеспечение. Наряду с системой внешней оценки деятельности университета, которую устанавливают государственные органы, нами разработана система внутренней оценки и самооценки деятельности подразделений (факультетов, кафедр) по подготовке специалистов, которая включает в себя:

- систему проектирования, планирования и обеспечения качества подготовки специалистов;

- систему мониторинга качества подготовки специалистов;

- систему контроля и оценки качества подготовки специалистов, деятельности структурных подразделений (учебных и учебно-вспомогательных).

С 2003 года на базе принципов всеобщего управления на основе качества, а также стандартов серии ИСО 9000 ведется планомерная работа по формированию внутриуниверситетской системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001:2001.

В итоге МосГУ сегодня — вуз, имеющий ясную и последовательную политику в области обеспечения качества подготовки специалистов, которая неразрывно связана со стратегией вуза.

Московский гуманитарный университет с 1994 года позиционировал себя как центр развития образования, науки и культуры, определив свою миссию следующим образом: обеспечить удовлетворение потребностей общества и личности путем расширения доступа и охвата молодежи различными уровнями и ступенями профессионального образования, способствовать удовлетворению потребностей общества, направленных на творческое развитие и образованность своих членов; способствовать удовлетворению потребности развивающейся экономики страны в целом и конкретного региона для обеспечения кадрами различных уровней образования и квалификации; влиять на совершенствование самой системы образования как важнейшего социального института общества, качества деятельности образовательных учреждений, в том числе за счет создания конкурентной среды.

Принципами, положенными в основу осуществления и развития образовательной деятельности университета, являются: единство процессов обучения и воспитания в интересах развития личности обучающихся; гуманизация процессов обучения и воспитания; единство фундаментализации и специализации образования; опережающий характер образования; непрерывность образовательного процесса, реализуемая посредством многоуровневых преемственных образовательных программ; интеграция образования и профессиональной сферы в интересах гармонизации требований рынка труда к качеству подготовки специалистов и профессионально-образовательных программ; интеграция науки и образования в интересах формирования профессиональной и духовной элиты общества.

Исходя из так понимаемой миссии и принципов, сформулированы общие целевые установки деятельности университета: непрерывно совершенствовать процессы обучения, воспитания на основе научных исследований, прогнозов и оценок; реализовать политику качества, направленную на удовлетворение всех заинтересованных сторон посредством установления требований к качеству подготовки специалистов на основе текущих и прогнозируемых потребностей многоукладной экономики; обеспечить востребованность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда за счет высокого качества вузовской составляющей подготовки специалистов; развивать научно-исследовательскую деятельность и использование научных достижений в совершенствовании содержания образования и технологий обучения.

Университет поставил перед собой и корпоративные цели: сформировать корпоративную культуру, ориентированную на идеологию качества; развивать качество образования до элитного уровня; сформировать вокруг Университета специфическое научно-образовательное и экономическое пространство (инкорпорированность вуза во внешнюю среду); быть лидером в системе негосударственного высшего профессионального образования России; быть одним из лучших вузов системы отечественного образования, интегрироваться в мировое научное и образовательное пространство.

Стратегическое планирование в МосГУ осуществляется исходя из намеченных программных целей, анализа потребностей заинтересованных сторон, возможностей вуза по их удовлетворению. Целевые установки стратегического уровня задаются в докладах ректора на ежегодных августовских совещаниях преподавателей и сотрудников МосГУ, далее эти установки преобразуются в ежегодные планы деятельности, утверждаемые Ученым советом.

Посмотрим, как менялось целеполагание в МосГУ.

В 1995–1997 годы основными целями являлись восстановление разрушенного учебного заведения (зданий, сооружений, коммуникаций, организационной структуры), стабилизация учебного процесса, расширение состава реализуемых специальностей и качества подготовки на основании возросшей потребности в специалистах социально-гуманитарного профиля. Результаты: полностью восстановлена инфраструктура и материально-техническая база вуза; количество специальностей увеличилось с пяти до восьми, открыта аспирантура по семи специальностям, введены программы дополнительного профессионального образования. В декабре 1998 года вуз получил свидетельство о государственной аккредитации.

В 1998 году на августовском совещании мною была провозглашена образовательная доктрина вуза, предусматривающая его развитие не просто как стандартного российского вуза, а как особого, имеющего свой «стандарт качества». Цель — гармонизация требований государственного образовательного стандарта и изменяющихся требований потребителей (рынка труда) за счет вузовской составляющей подготовки. В результате такой стандарт (Образовательный стандарт Московского гуманитарного университета) после нескольких лет учебной, научной, методической, организационной работы был создан для всех специальностей, по которым осуществляются образовательные программы МосГУ.

В 1999 году в докладе на августовском совещании я обозначил комплекс мер, направленных на формирование и реализацию политики качества и достижение на этой основе заданных параметров функционирования вуза, обеспечивающих его переход в новый статус — академия. В этот период была создана система работы по обеспечению качества подготовки специалистов, закреплены лидирующие позиции вуза в своей аккредитационной группе и секторе негосударственного высшего профессионального образования, усилено влияние на развитие этой сферы образования как реализация своей общественной миссии. В ноябре 2000 года нашему вузу решением Аккредитационной коллегии Министерства образования РФ был присвоен государственный статус «академия». Согласно данным Центра государственной аккредитации Министерства образования РФ, вуз сразу вошел в десятку лучших из 143 академий России.

На августовском совещании 2000 года были сформулированы цели, связанные с повышением конкурентоспособности и экономической устойчивости вуза, ускорением темпов повышения качества образовательного процесса в соответствии с требованиями рынка труда. Эти цели поэтапно выполнялись и дали свои результаты, позволившие в 2001–2002 годах в качестве стратегического приоритета поставить задачу повышения эффективности управления образовательной деятельностью вуза, которая сможет обеспечить ему лидирующие позиции в негосударственном секторе высшего образования, подготовку к переходу в новое качество — университет. В июле 2003 года вузу присвоен аккредитационный статус «университет».

В 2003–2005 годах была сформулированы ключевые задачи — совершенствование качества управления по всем аспектам образовательной деятельности, включение в этот процесс всего коллектива университета, оптимизация организационной структуры. В итоге реализации мер управленческого характера стало возможным завершить разработку университетского образовательного стандарта и обеспечить его внедрение в учебный и воспитательный процесс.

На этой базе в 2006–2008 годы формировались основные компоненты развития МосГУ как университета с учетом усложняющихся условий образовательной деятельности в стране.

В общество вброшена совершенно новая идея — идея «комплексной реформы» российского образования. Ее авторы — группа членов Общественной палаты РФ во главе с известным «реформатором» Я. И. Кузьминовым. Предложения масштабны и категоричны. Конечный вывод «реформаторов» таков: не решимся на эту реформу, не только российскому образованию, но и России — конец. О том, что «реформы» и «модернизация» образования в России осуществляются в соответствии с идеологией этой же «команды» уже восемнадцать лет и в основном провалились, не говорится. Как не говорится в проекте новой реформы о ГИФО и ЕГЭ, Болонском процессе, переходе на бакалавриат и магистратуру, вступлении в ВТО, госстандартах третьего поколения, новом Перечне направлений высшего профессионального образования — словно всего этого не было и нет, хотя всю систему образования трясет, словно в лихорадке, от еще «непереваренных» новаций. Среди прочего предполагается, что университетов «должно быть 20–30, максимум — 50» (А. Фурсенко) и что осенью 2008 года Рособрнадзор разработает более строгие критерии присвоения учебному заведению статуса «университет». Все это означает, что основные организационные решения на высшем государственном уровне фактически приняты — и опять исключительно организационные, за которыми ясно просматривается финансово-экономический аспект, т. е. неспособность государства полноценно финансировать образование.

Понятно, что пойти разом на радикальные шаги по закрытию вузов, в том числе негосударственных, правительство и министерство не решатся. Это займет определенное время. Меры будут разные: жесткие, мягкие — в зависимости от ситуации. Но они будут, и это усилит напряженность в образовательном сообществе и в обществе в целом. Неизбежно встанет вопрос занятости работников образования: на улице окажутся сотни тысяч специалистов этой сферы (последствия никем из принимающих решения такого рода не просчитаны). Ясно и то, что негосударственным вузам жить станет еще сложнее. Согласно представлениям авторов «комплексной реформы», сотни вузов массовой высшей школы, лишенные финансовой поддержки, будут выживать какими-то иными способами: слабые объединятся с сильными, станут искать частных спонсоров, уходить в «автономное плавание», на «самопрокорм» — за счет оплаты обучения теми 88% российских семей, которые считают, что их дети должны получить высшее образование, в том числе 65% семей, которые готовы платить за это любые деньги.

Надо понимать, именно этой, бóльшей части вузов, которые государство не в состоянии содержать должным образом, оно отдаст в собственность недвижимость, предоставит некоторые льготы, сняв с себя ответственность за их судьбу и тех студентов, которые в них будут обучаться. Они неизбежно будут барахтаться, тонуть и кричать: «Помогите!» И «помощь» придет — со стороны частного бизнеса: многие специалисты убеждены, что закон «Об автономных учреждениях» пролоббирован и принят именно ради этого.

Последствия всех намечаемых перемен неизбежно скажутся и на Московском гуманитарном университете. Несомненно, что в этих условиях планка значений аккредитационных показателей для вузов вообще, а для университетов в особенности будет поднята на новую высоту. Далее, произойдет изменение структуры и содержания профессиональной подготовки. Продолжать работу в привычном режиме можно будет только до тех пор, пока не будет принят новый Перечень направлений и специальностей высшего образования и стандарты третьего поколения. Как только они вступят в силу, придется столкнуться с весьма сложными преобразованиями.

Речь идет не о механическом сложении близкородственных специальностей, а о формировании нового содержания образовательных программ, о радикальном перекраивании всей сложившейся структуры подготовки по всем укрупненным группам специальностей. Здесь также много неясностей, хотя переход должен быть совершен в ближайшие два года.

Ясно только одно: в любом случае времени на подготовку к перестройке высшего образования у Московского гуманитарного университета, как и у всех других российских вузов — государственных и негосударственных, очень мало. Надо отчетливо понимать, что в течение пяти лет нам предстоит работать в экстремальном режиме. Предполагаемые нововведения затронут все составляющие планирования, организации и обеспечения учебного процесса: разработки новых учебных планов, изменения структуры кафедр и факультетов; расчета объемов учебной нагрузки, изменения штатной структуры кафедр… При этом к 2013 году число поступающих в вузы сократится на 40%. К 2020 году положение несколько выправится: но «демографическая яма» останется — не 40, а около 25%.

В этом контексте система менеджмента качества, разработанная в МосГУ применительно к задачам вузовской деятельности, оказывается важным инструментом реализации миссии вуза и достижения его целей в условиях неопределенности и сомнительных реформ. Вот только некоторые из элементов этой системы.

Создан и функционирует механизм принятия управленческих решений, основанный на сборе, анализе и учете руководством идей, мнений и пожеланий заинтересованных сторон (опросы преподавателей, студентов, работодателей; встречи с трудовыми коллективами; предложения подразделений в ежегодный план развития; совещания с деканами и заведующими кафедрами, расширенные ректораты и ученые советы). Приоритетами при принятии решений являются удовлетворенность потребителя, оптимизация затрат, здоровье и безопасность, компетентность персонала, инновации, обеспечивающие повышение качества деятельности вуза.

Политика в области качества используется руководством как средство управления с целью улучшения деятельности организации посредством перевода потребностей и ожиданий заинтересованных сторон в соответствующие требования; доведение этих требований до сведения всего персонала МосГУ; планирования и осуществления мер, направленных на улучшение процессов и результатов. Политика в области качества действует для всех подразделений МосГУ, поскольку ими обеспечивается Образовательный стандарт университета.

Руководители университета участвуют в достижении целей организации на основе установленной ответственности. Ректор МосГУ, управляя университетом на основе единоначалия, в последней инстанции лично отвечает за качество предоставляемых университетом образовательных услуг; координацию и управление системой менеджмента организации и связанными с ней действиями, включая удовлетворение потребностей клиента (заказчика); качество деятельности подразделений МосГУ и достигнутых результатов; верификацию деятельности (надзор, испытания, мониторинг требований, обслуживание образовательных процессов и аудиты системы управления); определение затрат на качество, выделение ресурсов и обеспечение точного анализа затрат и идентификацию проблемных сфер. Ответственность руководителей различных уровней управления (проректоров, деканов, заведующих кафедрами, начальников управлений, директоров научно-исследовательских центров и др.) установлена их должностными обязанностями, утвержденными приказом ректора университета. В рамках своих полномочий они несут ответственность за качество и результаты деятельности подчиненных подразделений и их сотрудников, выработку адекватных требований к проектам и разработкам, процессам производства и обслуживания.

Сотрудничество в рамках организации, направленное на повышение качества подготовки специалистов, управление качеством образовательного процесса, участие ППС в формировании и реализации политики качества стимулируется и поддерживается руководством вуза в следующих формах: формирование программы научных исследований в области образования, организационная и финансовая поддержка преподавателей, осуществляющих научно-исследовательскую работу; организация и проведение научных конференций, симпозиумов и семинаров с участием ППС МосГУ; декларирование и поддержание академических свобод профессорско-преподавательского состава; формирование и финансирование программы повышения квалификации ППС; участие сотрудников в подготовке, принятии и реализации управленческих решений.

Руководство университета обеспечивает финансовую поддержку инициатив отдельных преподавателей, коллективов кафедр, факультетов, управленческого персонала, обучающихся, направленных на совершенствование качества образовательной деятельности вуза: оплачивает повышение квалификации преподавателей и сотрудников в сторонних организациях, в том числе по вопросам управления качеством; выделяет финансовые средства на организацию и проведение мероприятий по повышению качества образовательной деятельности и поощрение участников мероприятий при получении высоких результатов; поощрение преподавателей и сотрудников за высокие показатели в работе.

Мы систематически анализируем результаты управления качеством подготовки специалистов. Поскольку стратегия и политика МосГУ в области качества имеет измеримые цели и задачи, установленные программами и планами развития вуза, анализ и оценка качества управления осуществляется путем сравнения запланированных и достигнутых результатов. Руководство университета ежегодно рассматривает результаты деятельности системы управления качеством подготовки специалистов, дает оценку ее состояния и принимает решения, направленные на повышение ее эффективности, наиболее полное удовлетворение потребностей заинтересованных сторон.

В оперативном режиме ректоратом проводится оценка результатов работы по основным разделам годового плана, при необходимости осуществляется коррекция мероприятий, их ресурсного обеспечения. В течение года проводится сбор и анализ данных по всем направлениям деятельности вуза, осуществляется их оценка на соответствие поставленным целям по критериям результативности и эффективности (анализ затрат на достижение результатов в соответствии с их качеством).

Сбор и обобщение информации для определения рынка труда, где предстоит работать выпускникам, является постоянной составляющей действующей в университете системы обеспечения качества подготовки специалистов. Управление процессами, связанными с внешними потребителями — работодателями, входит в компетенцию деканов и прикрепленных к деканатам сотрудников Центра маркетинга.

Деканы факультетов и заведующие кафедрами ежегодно изучают потребности предприятий и организаций Москвы и Московской области, анализируя, в том числе, информацию Федеральной государственной службы занятости населения по г. Москве, привлекают специалистов-практиков для участия в научно-методических советах МосГУ по специальностям подготовки, проводят опросы руководителей предприятий и организаций — реальных и потенциальных работодателей. Результаты анализа используются вузом для принятия решения об открытии подготовки по новым специальностям, осуществлении внутренней инвестиционной политики, направленной на поддержание и развитие наиболее востребуемых специальностей.

Университет ведет работу по выявлению потребностей и ожиданий рынка труда, работодателей в части дополнения квалификационных характеристик и компетенций специалистов по профилям подготовки, ориентируясь, в том числе, на потребности предприятий малого и среднего бизнеса негосударственного сектора экономики. Эта работа направлена на удовлетворение потребностей работодателей в специалистах более широкого профиля, характеризующихся освоением двух специальностей или специализаций, знанием иностранного языка (бизнес-язык), углубленной управленческой и правовой подготовкой, различными уровнями квалификации.

Сведения о потребностях учреждений общего и среднего профессионального образования изучаются высшим руководством университета через организованную в 2001 году Ассоциацию «Университетский комплекс», в состав которой входят более 30 образовательных учреждений административных округов г. Москвы. Работа со школами ведется в течение всего года, в результате чего устанавливаются их потребности в совершенствовании, например в улучшении подготовки школьников, введения профильных классов и пр. Центр маркетинга ведет социологический мониторинг, направленный на выявление потребностей и ожиданий потенциальных абитуриентов — учащихся старших классов и выпускников школ, студентов колледжей.

Ведется работа по выявлению потребностей преподавателей и сотрудников вуза в приобретении новых компетенций, повышении научно-педагогической квалификации. Этим занимаются специалисты Управления персоналом.

Изучение конъюнктуры рынка труда, текущей и прогнозируемой потребности в специалистах, требований к квалификации и дополнительным компетенциям будущих специалистов, выявление ориентаций и социальных ожиданий родителей и потенциальных абитуриентов позволяет руководству вуза разрабатывать и корректировать политику и стратегию Университета в области среднего специального, высшего и послевузовского профессионального образования, включая подготовку кадров высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру. Эти данные составляют информационную основу принятия решений по планированию деятельности в области обеспечения качества подготовки специалистов.

Таковы лишь некоторые существенные элементы системы менеджмента качества, реализуемые в Московском гуманитарном университете. Функционирование системы в целом, ее слаженность в значительной мере определяются теми вызовами и рисками, которые привносят в жизнь вуза изменения внешней среды. Нельзя не учитывать, что ситуация в России и в мире не упрощается, а усложняется и ухудшается, в том числе в сфере образования. На эти вызовы и риски необходим адекватный и своевременный ответ. Его в состоянии дать организация, должным образом настроенная изнутри, обладающая не только необходимым потенциалом (интеллектуальным, кадровым, материально-техническим, финансовым и т. д.), но и системой его эффективного развертывания, быстрой переналадки на новые задачи.

Университет — предпринимательская структура, т. е. организация, действующая на свой страх и риск. Эта истина до сих пор не дошла до сознания многих, в том числе управленцев всех уровней. Тем хуже для таких работников. Впереди немало проблем и трудностей, которые предстоит преодолеть. Это по силам вузам, где повышение качества образования — не фраза, не декларация, а повседневная забота и руководства, и всего коллектива.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

И московской области повышение качества высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области
И московской области повышение качества высшего профессионального образования iconОб утверждении программы правительства московской области по созданию промышленных округов на территории московской области на период до 2010 года
Московской области, сглаживания неравномерности экономического и социального развития муниципальных образований Московской области,...
И московской области повышение качества высшего профессионального образования iconДополнительного профессионального образования «институт развития образования сахалинской области» Кафедра естественно-математического образования
Повышение эффективности и качества преподавания математики в логике нового федерального государственного образовательного стандарта...
И московской области повышение качества высшего профессионального образования iconПостановление Правительства Московской области от 16. 11. 2011 №1416/47
О создании государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Московской области
И московской области повышение качества высшего профессионального образования iconЗакон Московской области от 16. 07. 2010 №95/2010-оз «О развитии предпринимательской деятельности в Московской области; Постановление администрации города Бронницы Московской области от 03.
Реестр муниципальных услуг (функций) муниципального образования городской округ Бронницы Московской области, в отношении которой...
И московской области повышение качества высшего профессионального образования iconАдминистрации муниципального образования люберецкий муниципальный район московской области
Московской области, утвержденную приказом Министерства образования Московской области от 18. 12. 2009 №2701 с выпускниками общеобразовательных...
И московской области повышение качества высшего профессионального образования iconДоклад первого заместителя министра образования Правительства Московской области В. Г. Чайковского на Коллегии Министерства образования Московской области 21 октября 2010 года
«Результаты проведения государственной (итоговой) аттестации в Московской области в 2010 году»
И московской области повышение качества высшего профессионального образования iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области
И московской области повышение качества высшего профессионального образования iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области
И московской области повышение качества высшего профессионального образования iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница